Формы и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Виды и формы профессионального обучения работников


8. Профессиональное обучение персонала: формы и методы

Система обучения подразумевает использование определенных форм, видов и методов обучения. Выбор того или иного метода  или формы зависит от целого ряда факторов, таких как: цели организации, кадровая политика, характеристики обучающегося персонала (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), а также от численности обучающихся и бюджета компании на повышение квалификации персонала. 

Формы обучения персонала:

Внешнее обучение представляет собой обучение по долгосрочным академическим программам учебных заведений (программы среднего специального образования, бакалавриата, специалистов, магистратуры, МВА) или обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п.).

Внутреннее обучение проводится на территории Компании в специально выделенных для этих целей помещениях или на арендуемых площадях.

Профессиональная подготовка кадров - приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

«Метод обучения персонала - это   способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся».

Методы обучения классифицируются на:

а) пассивные и активные;

б) индивидуальные и групповые;

в) с отрывом от производства и без отрыва от производства.

К пассивным  (традиционным) относятся:

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены:

  • тренинги,

  • программированное обучение,

  • групповые обсуждения,

  • деловые и ролевые игры и другие.

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся:

  • наставничество

  • метод усложняющихся заданий,

  • смена рабочего места,

  • направленное приобретение опыта,

  • производственный инструктаж,

  • метод делегирования ответственности и другие методы.

9. Квалификации персонала

Основным параметром, определяющим ценность трудовых ресурсов, является квалификация персонала. Несоответствие фактического и требуемого уровня квалификации лежит в основе неудовлетворенности его трудом, оплатой труда, определяет характер его поведения. Повышая свою квалификацию и приобретая новые знания и навыки, работник получает дополнительные возможности для профессионального роста.

Система подготовки и повышения квалификации персонала обеспечивает непрерывное и систематическое обучение руководителей, специалистов, рабочих предприятия. Целью непрерывного профессионального обучения является обеспечение постоянного соответствия квалификации и профессиональных навыков каждого работника квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим категориям персонала.

Квалификация персонала является его качественной характеристикой является, т.е. возможностью работника выполнять трудовые функции определенного уровня сложности.

Квалификация выступает индивидуальным признаком, присущим отдельному работнику. Она приобретается работником в процессе обучения, переподготовки, практического опыта. Другими словами, квалификация отражает степень профессиональной подготовленности работника в рамках определенной специальности. В тесной взаимосвязи с понятием “квалификация” находится такое понятие, как “сложность труда”, представляющая собой объективную качественную характеристику содержания труда, проявляющуюся в его процессе.

Следует отметить, что сложность труда характеризует конкретное содержание трудового процесса вне зависимости от того, кто осуществляет этот процесс, т.е. не зависит от субъективных факторов работника, характеризующих его квалификацию.

Квалификация менеджера - это соотношение характеристик менеджера и требуемой квалификации, определяемой количеством и квалификацией персонала, находящейся в подчинении у менеджера. Чем больше сотрудников находится в подчинении у менеджера, а также - чем более квалифицированные эти сотрудники - тем больше требуется квалификация у самого менеджера. Чем выше квалификация менеджера - тем выше эффективность сотрудников.

studfiles.net

Формы и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников

 

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах (ст. 202 ТК РФ). При этом время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Организационная форма ученичества зависит от приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации, способностей ученика, потребностей работодателя в количестве подготовленных работников и его возможностей по организации процесса обучения.

Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальное самостоятельное под руководством квалифицированного работника освоение профессии, специальности. Данная форма обучения требует от работодателя меньших затрат, поскольку не предполагает создание специального места для обучения, не влечет освобождения обучающего работника от работы. Ученик при такой форме обучения самостоятельно осваивает теоретическую часть и как бы вовлекается в работу обучающего.

Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 - 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 - 30 чел. Производственная практика обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах.[185] Курсовая форма предполагает разделение всего процесса обучения на части: теоретическую и практическую, которые могут чередоваться в зависимости от получаемой профессии, специальности. Обучение при курсовой форме может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.

Профессиональная переподготовка как вид обучения означает, что работников, обладающих определенными профессиональными навыками, обучают выполнению новых для них работ. Профессиональная переподготовка может быть обусловлена совершенствованием технологического процесса, внедрением новых технологий, оборудования и т. п. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Повышение квалификации предполагает совершенствование навыков и умений выполнения определенной работы по профессии, специальности, по которым работает работник. Главной задачей повышения квалификации можно назвать удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие подвиды обучения:

-краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов, и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

-длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Нормативными правовыми актами для специалистов устанавливаются другие организационные формы повышения квалификации, кроме названных в ст. 202 ТК РФ: стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре.[186]

Таким образом, одним из вариантов повышения квалификации и переподготовки работников является стажировка. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе, за рубежом проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение). Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.[187]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные права и обязанности работника и работодателя в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Каковы основные цели профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки?

3. В каких случаях и с какой периодичностью работники и работодатели обязаны осуществлять повышение квалификации?

4. Какими договорами (соглашениями) могут быть опосредованы отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации?

5. Что представляет собой ученичество?

6. Какие виды ученического договора предусмотрены действующим трудовым законодательством?

7. Какое место в предмете трудового права занимают ученические отношения?

8. Что составляет содержание ученического договора и ученического правоотношения?

9. Какую ответственность несут стороны ученического договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий?

 

megaobuchalka.ru

Формы и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников

 

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах (ст. 202 ТК РФ). При этом время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Организационная форма ученичества зависит от приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации, способностей ученика, потребностей работодателя в количестве подготовленных работников и его возможностей по организации процесса обучения.

Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальное самостоятельное под руководством квалифицированного работника освоение профессии, специальности. Данная форма обучения требует от работодателя меньших затрат, поскольку не предполагает создание специального места для обучения, не влечет освобождения обучающего работника от работы. Ученик при такой форме обучения самостоятельно осваивает теоретическую часть и как бы вовлекается в работу обучающего.

Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 - 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 - 30 чел. Производственная практика обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах.[185] Курсовая форма предполагает разделение всего процесса обучения на части: теоретическую и практическую, которые могут чередоваться в зависимости от получаемой профессии, специальности. Обучение при курсовой форме может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.

Профессиональная переподготовка как вид обучения означает, что работников, обладающих определенными профессиональными навыками, обучают выполнению новых для них работ. Профессиональная переподготовка может быть обусловлена совершенствованием технологического процесса, внедрением новых технологий, оборудования и т. п. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Повышение квалификации предполагает совершенствование навыков и умений выполнения определенной работы по профессии, специальности, по которым работает работник. Главной задачей повышения квалификации можно назвать удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие подвиды обучения:

-краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов, и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

-длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Нормативными правовыми актами для специалистов устанавливаются другие организационные формы повышения квалификации, кроме названных в ст. 202 ТК РФ: стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре.[186]

Таким образом, одним из вариантов повышения квалификации и переподготовки работников является стажировка. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе, за рубежом проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение). Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.[187]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные права и обязанности работника и работодателя в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Каковы основные цели профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки?

3. В каких случаях и с какой периодичностью работники и работодатели обязаны осуществлять повышение квалификации?

4. Какими договорами (соглашениями) могут быть опосредованы отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации?

5. Что представляет собой ученичество?

6. Какие виды ученического договора предусмотрены действующим трудовым законодательством?

7. Какое место в предмете трудового права занимают ученические отношения?

8. Что составляет содержание ученического договора и ученического правоотношения?

9. Какую ответственность несут стороны ученического договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий?

 

Глава 13. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

§ 1. Понятие рабочего времени.

§ 2. Виды рабочего времени.

§ 3. Режим и учет рабочего времени.

§ 4. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Понятие рабочего времени

 

Труд человека, как и вся его жизнь, всегда протекает во времени. Для всех видов общественно полезной деятельности людей общим измерителем количества затраченного труда выступает рабочее время. Рабочее время, с одной стороны, закрепляет меру труда, с другой — обеспечивает работнику предоставление времени для отдыха и восстановления затраченных сил.

Рабочее время и время отдыха — взаимосвязанные правовые категории. Эти категории используются не только в юридической науке, но и в социологии, психологии, экономике и в других отраслях знаний. Каждая из этих наук изучает те или иные аспекты рабочего времени. Так, в экономическом аспекте рабочее время состоит из двух частей: 1) времени производительной работы; 2) времени перерывов в работе (потерь рабочего времени из-за производственных неполадок и потерь, которые зависят от самого работника).

Рабочее время измеряется в тех же единицах, что и время вообще, т.е. в часах, днях и т. д. Законодательство чаще всего использует такие измерители, как рабочий день (смена) и рабочая неделя.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ в правовую основу регулирования рабочего времени включается ратифицированная Конвенция МОТ № 47 (1935) «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю». Рекомендация МОТ № 116 (1962) «О сокращении продолжительности рабочего времени», Конвенция МОТ № 171 (1990) «О ночном труде» и некоторые другие, которые носят лишь ориентирующий характер.

Правовой базой законодательства о рабочем времени служит ст. 37 Конституции РФ, которая, закрепляя в ч. 5 право на отдых указывает, что работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени.

Следует отметить, что для современного трудового права важно то, что и рабочее время, и время отдыха подлежат правовому регулированию.

В современных условиях функция государства и роль законодательства в регулировании рабочего времени кардинальным образом изменилась. И связано это в значительной мере с тем, что в соответствии с действующим трудовым законодательством вопросы рабочего времени и его продолжительности теперь являются предметом коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования. На уровне закона определяются предельные нормы рабочего времени и максимально допустимая его продолжительность. Организации в свою очередь на основе и в пределах этих норм вправе самостоятельно устанавливать продолжительность рабочего времени для своих работников коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, поскольку закон допускает указанные способы регулирования трудовых отношений (ст. 9 ТК РФ). Но, при этом, работодатель не может превышать эти нормы, поскольку коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст.9 ТК РФ).

Рабочее время состоит из фактически отработанного времени работником в течение дня. В рабочее время включаются также и другие периоды в границах установленной нормы рабочего времени, когда работа фактически не выполнялась (например, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня, смены). Рабочее время, в течение которого работник должен выполнять свои обязанности, не всегда совпадает с фактически отработанным временем. Фактическое– это реально затраченное каждым отдельным работником время, определяющее его конкретное участие в трудовом процессе. Оно может совпадать со всем рабочим временем или нормой, а может быть как меньше, так и больше ее.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Продолжительность рабочего времени, как правило, устанавливается путем закрепления недельной нормы рабочего времени.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 года № 588н[188].

Статья 91 ТК дает легальное определение рабочего времени. Рабочее время— время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Кодекс устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Эта максимальная продолжительность рабочего времени распространяется на абсолютное большинство работников, независимо от организационно-правовой формы организации, и поэтому в правовом аспекте считается всеобщей мерой труда.

Значение ограничения законом рабочего времени заключается в том, что:

1) обеспечивает охрану здоровья работника от чрезмерного переутомления и способствует долголетию его профессиональной трудоспособности и жизни;

2) за установленное законом рабочее время, общество, производство получают от каждого работника необходимую определенную меру труда;

3) позволяет работнику обучаться без отрыва от производства, повышать свою квалификацию, культурно-технический уровень (развивать личность), что в свою очередь способствует росту производительности труда работника и воспроизводству квалифицированной рабочей силы.

Институт рабочего времени отражает и конкретизирует основной принцип трудового права — обеспечение права на отдых и ограничение рабочего времени. В нормах этого института установлены юридические гарантии указанного основного права работника.

Таким образом, ограничение законом (или на его основе) продолжительности рабочего времени является не только всеобщей мерой труда, получаемой от каждого работника обществом, производством, но и всеобщей гарантией права на отдых и охрану от чрезмерного переутомления в процессе трудовой деятельности.

Согласно определению, данному в ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относятся и иные периоды времени, в течение которых работник не работал, но, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ включаются в рабочее время. К таким периодам, в частности, относятся перерывы для обогревания и отдыха, предоставляемые работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых, необогреваемых помещениях; перерывы для кормления ребенка, предоставляемые женщинам, имеющим детей до полутора лет; периоды простоя не по вине работника, и др. Эти перерывы оплачиваются в размере среднего заработка работника. В этих случаях рабочее время как норма труда не совпадает с фактически отработанным — фактическое будет меньше. А при сверхурочной работе фактически отработанное время будет больше установленной законодательством нормы.

В состав данного института входят нормы, определяющие продолжительность и распределение рабочего времени по календарным периодам (день, неделя, месяц, год). Нормы рабочего времени по своему содержанию тесно связаны с нормами об оплате, охране, дисциплине труда.

Ранее монополистом в области установления нормы рабочего времени было само государство. По действующему трудовому законодательству кроме государства, которое устанавливает максимальный предел рабочего времени, нормы рабочего времени могут устанавливаться самими сторонами трудового договора в пределах, допускаемых законодательством. Следовательно, в настоящее время усиливается роль договорного регулирования рабочего времени, что дает возможность устанавливать рабочее время меньшей продолжительности. Если же в организации не заключен коллективный договор либо условие о продолжительности труда не было включено в его содержание, то в таком случае действует предельная норма, предусмотренная законом.

Виды рабочего времени

 

Виды рабочего времени различаются по его продолжительности. Нормирование рабочего времени осуществляется с учетом ряда условий труда, возрастных и других особенностей работников.

Трудовое законодательство устанавливает следующие виды рабочего времени: 1) нормальная продолжительность рабочего времени; 2) сокращенная продолжительность рабочего времени и 3) неполное рабочее время.

Нормальная продолжительность рабочего времени.Ст. 91 ТК РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего не может превышать 40 часов в неделю.

Это предельная норма рабочего времени распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор, независимо от того, в организации какой организационно - правовой формы они работают, постоянная, временная или сезонная у них работа, 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя. Все работодатели обязаны соблюдать эту норму и вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Исходя из 40-часовой нормы, исчисляется сокращенное рабочее время для определенных категорий работников, установленное ст. 92 ТК РФ.

Соглашениями, коллективным договором и по соглашению сторон трудового договора организации могут снижать продолжительность рабочего времени своим работникам, но без уменьшения оплаты труда. Рабочее время таких работников будет тоже считаться нормальной продолжительности.

Сокращенная продолжительность рабочего времени.Имеет ряд особенностей: во-первых, установлена ТК РФ и федеральными законами, во-вторых, обязательна для исполнения рабо­тодателем, в-третьих, оплачивается как нормальное рабочее время.

Сокращенное рабочее время определяется законом для отдельных категорий работников с учетом возраста, вредности условий труда, его интенсивности, специфики трудовой функции и других факторов, указанных в ст. 92 ТК.

Так, с учетом возраста продолжительность рабочего времени устанавливается работникам, не достигших 16 лет – не более 24 часов в неделю. Не более 35 часов в неделю - работникам в возрасте от 16 до 18 лет. Это правило применяется к несовершеннолетним, которые не обучаются в образовательных учреждениях.

Продолжительность рабочего времени учащихся устанавливается законодателем с учетом возраста и периода выполнения работы (работают ли они в каникулярный период или в течение учебного года). На учащихся, работающих в период каникул, распространяется общая норма (соответственно не более 24 часов и не более 35 часов в неделю) и продолжительность рабочего времени в данном случае определяется возрастом. А если учащиеся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет работают в течение учебного года в свободное от учебы время, то их продолжительность рабочего времени не может превышать половины установленных норм (соответственно не более 12 часов - для лиц в возрасте до 16 лет и 17,5 часов – для лиц в возрасте от 16 до 18 лет).

Продолжительность ежедневной работы для работников в возрасте от 15 до 16 лет равна соответственно - 5 часов, а возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов (ст.94 ТК РФ).

Для всех несовершеннолетних рабочая неделя сокращается независимо от характера работы, отрасли, экономики.

По общему правилу работа на условиях сокращенной продолжительности рабочего времени оплачивается в полном размере, как за нормальную продолжительность рабочего времени. Однако оплата труда несовершеннолетних работников производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При повременной оплате труда заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной работе оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель имеет право за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы (ст.271 ТК РФ).

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

По просьбе учащихся им может быть предоставлена работа на условиях неполной рабочей недели ( ст.93 ТК), по гибкому графику ( ст.102 ТК), а также на дому с возможными перерывами в дни напряженных учебных занятий.

Сокращенное рабочее время установлено для работников:

- с пониженной трудоспособностью— инвалидов I и II групп. Согласно ст.23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"[189] инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

- занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Необходимость сокращения продолжительности рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда признана и международными актами. Так, в ст. 2 Европейской Социальной Хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г., предусмотрено, что в производствах, где невозможно ликвидировать или смягчить риск, присущий выполнению опасных и вредных работ, права работников на справедливые условия труда в числе прочих мер должны обеспечиваться и путем установления сокращенного рабочего времени либо дополнительного оплачиваемого отпуска для работников, занятых на таких работах.

Так, Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"[190] установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Список производств утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22[191]. Порядок применения данного Списка регулируется Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20[192]. Положения Инструкции действуют только в части не противоречащей Трудовому Кодексу РФ, а некоторые положения п.п. 8, 9 Инструкции решением Верховного Суда РФ от 15.04.2004 признаны недействующими. Право на сокращенное рабочее время возникает у работника, если он фактически выполнял работу, указанную в Списке, во вредных условиях не менее половины рабочего дня.

Установление сокращенного рабочего времени в соответствии со Списком производств является юридической обязанностью работодателя во всех организациях, где имеются указанные в нем производства, цеха, виды работ, профессии и должности, если право работников на закрепленные в нем гарантии подтверждено результатами аттестации рабочих мест. Стороны трудового договора при его заключении не вправе увеличивать продолжительность рабочего времени, даже по взаимному согласию, поскольку она гарантирована законодательством. Работодатель может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о рабочем времени.

Работодатель вправе за счет собственных средств, в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах о труде устанавливать для определенных категорий работников сокращенную рабочую неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для большинства занятых на работах с вредными условиями труда в настоящее время устанавливается во всех отраслях производства и непроизводственной сфере.

Так, например, Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"[193] установлена работникам, занятым на указанных работах, 24-часовая или 36-часовая рабочая неделя и удлиненный отпуск 56 и 49 календарных дней в зависимости от группы работ.

Для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. Перечень должностей указанных сотрудников и продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 15.02.1998 № 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях».[194]

Трудовой кодекс предусматривает сокращенное рабочее время также для отдельных категорий работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением.

Так, педагогическим работникамобразовательных учреждений продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ) в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».[195]

- медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст.350 ТК РФ). В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности».[196]

Сокращенная продолжительность служебного времени – 36 часов в неделю устанавливается для работников дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ при международных организациях в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 173 (в ред. от 12.07.2011) «О режиме служебного времени в отдельных дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях».[197]

Для некоторых категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени установлена с учетом территориальных и природно-климатических условий труда и проживания.

Так, сокращенная 36-часовая продолжительность рабочей недели устанавливается для женщин, работающих в сельской местности, на основании Постановления Верховного Совета от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны материнства и детства на селе»[198], если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. Действие данного документа распространяется на всех женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания. При этом заработная плата выплачивается в полном размере.

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 320 ТК РФ коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Сокращенное рабочее время также устанавливается для лиц, совмещающих работу с обучением(ст. 173, 174, 176 ТК).

Неполное рабочее время.Неполное рабочее время по своей продолжительности всегда меньше, чем нормальное или сокращенное рабочее время. Сам термин «неполное рабочее время» охватывает как неполную рабочую неделю, так и неполный рабочий день (смену). Данный вид рабочего времени устанавливается по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и в последствии (в течение действия трудового договора). Кроме того, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного объема работ. Этим неполное рабочее время отличается от сокращенной продолжительности рабочего времени

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Неполное рабочее время может устанавливаться не только по просьбе работника и в его интересах, но и по инициативе и в интересах работодателя. Как известно, перевод работников на режим неполного рабочего времени является одним из способов сохранения кадрового потенциала в условиях развивающегося финансового кризиса. Поэтому такая процедура довольно часто практикуется работодателями в ситуациях, когда работников сложно загрузить работой в полном объеме, когда есть необходимость на некоторое время сократить объемы производства. В этом случае работодатель в целях сохранения рабочих мест с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном ст.372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, имеет право ввести режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев (ч. 5 ст. 74 ТК РФ).

Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Измерителем рабочего времени являются рабочая неделя, рабочий день и рабочая смена. Рабочая неделя и рабочий день (смена) по продолжительности могут быть также нормальными, сокращенными и неполными в соответствии с видом рабочего времени у данного работника.

Рабочая неделя— это распределение рабочего времени в течение календарной недели. Она различается по продолжительности и по структуре.

По продолжительности рабочая неделя может быть: 1) нормальной — не более 40 часов в неделю; 2) сокращенной и 3) неполной.

По структуре, которую определяют сами организации, рабочая неделя может быть 5-дневной (5 дней рабочих и 2 выходных) и 6-дневной (6 дней рабочих и 1 день выходной).

Рабочий день (смена)— это продолжительность ежедневной работы; она устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Что касается рабочего дня, то в настоящее время этот термин равнозначен рабочей смене, т. е. является синонимом.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часов;

для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.

Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если соблюдены предельная еженедельная продолжительность рабочего времени (ч.1 ст. 92 ТК РФ) и гигиенические нормативы условий труда.

Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений устанавливается в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 252[199] , ст.351 ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Работа в ночное время.Ночным считается время с 22 часов и до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

Для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором, про­должительность работы (смены) не сокращается.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5-ти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.Различают следующие виды профессионального образования:• Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).• Среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена, удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.• Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.Формы получения образования: в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования.В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: • Бакалавр – не менее 4 лет • дипломированный специалист – не менее 5 лет, • магистр – не менее 6 лет. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;• состояние материально-технической базы обучения;• программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;• качество преподавательских кадров;• финансовое обеспечение;• качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;• приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;• конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

e-educ.ru

47 Вопрос. Направления и формы профессионального обучения.

Существуют различные направления профессионального обучения, каждое из которых нацелено на решение специфических проблем организации. Основными направлениями профессионального обучения и повышения квалификации являются:

1) первичное обучение в соответствии с задачами и спецификой работы предприятия. В Советском Союзе существовала хорошо разработанная и четко продуманная система первичного профессионального обучения, которая осуществлялась на двух уровнях: среднее профессиональное образование (профессионально-технические училища - ПТУ) и высшее профессиональное образование (высшие технические учебные заведения - ВТУ-Зы). И ПТУ, и ВУЗы создавались при соответствующем крупном предприятии, что позволяло обучающимся совмещать обучение с прохождением производственной практики, знакомиться с лучшими наставниками, формировать целостную картину производственного процесса. Предприятия, в свою очередь, осуществляли целенаправленную подготовку специалистов, учитывая собственные нужды. Это помогало удовлетворять потребность в новых работниках, а совмещение обучения и практики существенно сокращало сроки адаптации новичков на рабочем месте.

2)обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и возможностями исполнителя. Даже в том случае, если подбор и найм работника был произведен по всем правилам, остается разрыв между требованиями рабочего места и возможностями исполнителя. Это связано прежде всего с тем, что каждая организация имеет специфические черты в системе распределения труда. В погоне за укреплением своих позиций на рынке компании стремятся разработать более эффективную систему организации производства, укрупнить рабочие места, увеличивая нагрузку. Это, в свою очередь, создает необходимость непрерывного совершенствования исполнителей;

3)обучение для повышения общей квалификации. Темпы развития современного бизнеса, переход от функциональной к процессной модели организации производства предъявляют повышенные требования к общей деловой эрудированности и подготовленности специалистов. Доказано, что чем выше сотрудник поднимается по служебной лестнице, тем большее значение приобретает широта его профессиональной подготовки. Узкая специализация важна, в первую очередь, для специалистов исполнительского уровня, в то время как руководители должны уметь продемонстрировать стратегическое мышление, умение принимать решения с учетом всех аспектов деятельности предприятия;

4)обучение по новым направлениям деятельности организации. Данный вид обучения становится особенно актуальным тогда, когда организация готовится изменить направление своей деятельности или добавить новые виды деятельности. В этом случае многие организации предпочитают осуществить дополнительную переподготовку уже имеющихся сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых. Это обусловлено тем, что старые сотрудники уже знакомы с правилами поведения в организации, имеют более высокий уровень лояльности (приверженности) к ней, разделяют ее корпоративные ценности;

5)обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций. Этот вид обучения применяется масштабно перед внедрением новых технологий в организации. Например, широкое распространение компьютеров привело к необходимости дополнительного обучения сотрудников практически всех специальностей по овладению компьютерной грамотностью. То же самое касается и массового использования Интернета как способа получения и распространения информации.

studfiles.net

Организация видов профессионального обучения.

Подготовка и переподготовка рабочих.

Подготовка новых рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется в высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами, а также в вечерних отделениях ПТУ (по договорам за счет средств предприятия).

Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка – получение новой специальности из числа лиц, имевших рабочую профессию для удовлетворения потребности предприятия и рынка труда в данной специальности.

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров – контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;

выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.

Структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и определяет характер переподготовки (табл. 1.)

Переподготовка кадров проводится за счет средств относимых на себестоимость продукции.

При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения, но материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

Таблица 1 - Структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации.

Обучение рабочих вторым профессиям.

Обучение вторым профессиям – это подготовка рабочих, уже имеющих профессию по

основной деятельности с целью получения дополнительной с начальным уровнем квалификации для данного структурного подразделения. Обучение вторым профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовка к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда.

Обучение вторым профессиям организуется для повышения профессионального мастерства рабочих, расширения их производственного профиля, подготовки к работе в условиях бригадной или другой коллективной форме организации труда, а также по совмещении профессиям. Ранее обучение рабочих вторым профессиям считалось одной из форм повышения квалификации. Однако по организации учебного процесса и содержанию используемой учебной документации оно ничем не отличается от переподготовки. Разница была лишь в том, что после переподготовки рабочий начинал трудиться по новой профессии, продолжая работать по прежней или основной. К тому же на практике и после освоения второй профессии он нередко переключался на нее. Таким образом подобное разграничение носило формальный характер.

Повышение уровня квалификации по второй профессии осуществляется для рабочих основной профессии на производственно-экономических курсах.

Срок освоения второй профессии минимального уровня не должен превышать 3-х месяцев, при этом не допускается сокращение специального курса охраны труда.

Повышение квалификации рабочих.

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Индексатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации рабочих служит наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда рабочих от разряда работ.

Другим индексатором может быть рост бракованной продукции по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает:

1. производственно-технические курсы;

2. курсы целевого назначения;

3. школы передовых приемов и методов труда;

4. курсы бригадиров;

5. самостоятельно

Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в

целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических курсов заканчивается сдачей экзамена.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.

Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.

Школы заканчиваются проведением итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.

Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда.

Курсы комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд.

Курсы создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации.

Назначение курсов – вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.

Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы в зависимости от квалификации рабочих с целью выяснения наличия материальных стимулов в повышении квалификации.

mirznanii.com