|
|
|
|
|
|
|
|
|
О менеджменте качества и о качестве менеджмента. Все о менеджментеВсё о менеджментеРыночные отношения, внедряемые в экономику, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов-менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место в такой подготовке, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента. Раздел написан в соответствии с типовой учебной программой курса "Основы менеджмента" для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. И учителям и ученикам необходимо осознать значимость науки "Менеджмент" в рыночной экономике. Автор считает, что учиться управлять никогда не поздно и нужно это делать системно в процессе всей трудовой деятельности. Изучение "Основ менеджмента" является начальным этапом такой системы образования. Это - базовый курс менеджмента. "Менеджмент" (manage - управлять) - слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправданно, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п.). В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. В данном разделе термины "управление" и "менеджмент" являются синонимами. В классическом же представлении термин "управление" шире термина "менеджмент", так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например управление автомобилем и иными более сложными техническими системами. Термин "менеджмент" означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации - управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют профессии, для которых помимо профессиональных знаний обязательно наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Т.е. управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера. Менеджер - это человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью. Менеджер - самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например, врач, бухгалтер, продавец, юрист и т.д.). Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер - это профессия, которой нужно специально учиться. Менеджментом стало овладевать все большее количество людей. И это не случайно, поскольку появилось великое множество предприятий различных форм собственности, которыми нужно управлять. В разделе "Основы менеджмента" дается система научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Основная задача учебника состоит в том, чтобы дать основополагающие представления об организациях различных типов и наметить общие направления эффективного управления ими. С учетом того, что "Основы менеджмента" изучаются в вузе на этапе общеобразовательной подготовки экономистов-менеджеров, основные проблемы управления организацией излагаются в упрощенном виде, в наиболее доступной для начинающих изучение курса форме. Такой подход к построению раздела принят автором в связи с тем, что основные положения менеджмента будут в дальнейшем детализированы и конкретизированы в специальных курсах, применительно к будущей сфере приложения труда в соответствии с получаемой квалификацией (этап специальной подготовки студентов IV и V курсов). poznajvse.com Понятие менеджмента – коротко о главномС приходом рыночной экономики появились новые концепции управления, и теперь в наше стремительно развивающееся время управление организацией является довольно сложной работой, которую невозможно выполнить, не имея понимания общих правил и значимости многочисленных вариантов, влияющих на каждую ситуацию отдельно. С нововведениями внедрилось и многогранное понятие менеджмента, которое можно рассматривать как практику управления, как науку и искусство, как сложный процесс с принятием управленческого решения и как общую организацию управления компанией. Основные понятия менеджмента раскрывают задачи, цели, принципы и функции управления, его субъекты и объекты, а также виды. Главной целью менеджмента является обеспечение желаемого дохода и прибыли путем обоснованной организации производства и кадрового потенциала, а также увеличением реализации и уменьшением затрат. Достигается эта цель решением следующих задач: оценкой состояния организации, определением целей развития и их приоритетности, построением стратегического плана и пр. Рассматривая понятие менеджмента как процесс непрерывного взаимодействия, в нём можно выделить четыре функции, которые сами по себе тоже являются процессом. К ним относятся следующие: планирование, организация, мотивирование и контроль. В их рамках определяется, когда, что и как производить, каким образом использовать и распределять ресурсы, как руководить работниками. Кроме этого, существует несколько видов менеджмента, которые выделились в самостоятельные направления. Среди них организационный менеджмент, производственный, маркетинговый, инновационный, финансовый и пр. Все они выполняют собственные управленческие функции и решают свои задачи. Однако самым важным из них является понятие финансового менеджмента, потому что это искусство управления финансами фирмы. Здесь составляется бюджет организации, финансовый план, формирование и распределение её денежных ресурсов, оценка финансового состояния и проведение необходимых мер по его укреплению. Подводя итоги, можно сказать, что, глубоко изучив понятие менеджмента, становятся доступны все закономерности управления, появляется возможность на практике эффективно использовать эти знания, объективно оценивая и оптимизируя систему управления. Но готовых формул для решения всех трудностей тут нет в связи с тем, что условия окружающей среды постоянно меняются, так же, как и цели организации, зато вы научитесь правильно думать и творчески применять основополагающие принципы к существующим ситуациям. fb.ru Всё о менеджментеОсновы менеджмента ( 141 Материалы )Рыночные отношения, внедряемые в экономику, кардинально изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов-менеджеров в частности. В учебный план включен целый ряд новых дисциплин, формирующих менеджера высшей квалификации, способного работать в новой социально-экономической среде. Важное место в такой подготовке, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента. Раздел написан в соответствии с типовой учебной программой курса "Основы менеджмента" для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. И учителям и ученикам необходимо осознать значимость науки "Менеджмент" в рыночной экономике. Автор считает, что учиться управлять никогда не поздно и нужно это делать системно в процессе всей трудовой деятельности. Изучение "Основ менеджмента" является начальным этапом такой системы образования. Это - базовый курс менеджмента. "Менеджмент" (manage - управлять) - слово английского происхождения. Трактовок менеджмента существует великое множество. И это оправданно, так как на любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологический, финансовый, корпоративный, функциональный и т.п.). В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. В данном разделе термины "управление" и "менеджмент" являются синонимами. В классическом же представлении термин "управление" шире термина "менеджмент", так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например управление автомобилем и иными более сложными техническими системами. Термин "менеджмент" означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации - управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют профессии, для которых помимо профессиональных знаний обязательно наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Т.е. управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной к работе в должности менеджера. Менеджер - это человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью. Менеджер - самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например, врач, бухгалтер, продавец, юрист и т.д.). Менеджер - это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер - это профессия, которой нужно специально учиться. Менеджментом стало овладевать все большее количество людей. И это не случайно, поскольку появилось великое множество предприятий различных форм собственности, которыми нужно управлять. В разделе "Основы менеджмента" дается система научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Основная задача учебника состоит в том, чтобы дать основополагающие представления об организациях различных типов и наметить общие направления эффективного управления ими. С учетом того, что "Основы менеджмента" изучаются в вузе на этапе общеобразовательной подготовки экономистов-менеджеров, основные проблемы управления организацией излагаются в упрощенном виде, в наиболее доступной для начинающих изучение курса форме. Такой подход к построению раздела принят автором в связи с тем, что основные положения менеджмента будут в дальнейшем детализированы и конкретизированы в специальных курсах, применительно к будущей сфере приложения труда в соответствии с получаемой квалификацией (этап специальной подготовки студентов IV и V курсов). poznajvse.com Понятие менеджмента, его сравнение с маркетингом, определение менеджмента.Менеджмент и маркетинг.Менеджмент и маркетинг настолько связаны друг с другом, что даже трудно представить их работу по отдельности. Но, несмотря на это, у них совершенно разные функции и цели и задачи. Зачастую, цели менеджмента компании могут идти вразрез со стратегическими целями маркетинга. Например, перед менеджером компании поставлена цель увеличить прибыль. Вариантов два: сократить расходы или увеличить доходы. Чаще всего, менеджеры выбирают именно первый вариант, потому как увеличение дохода, в большинстве случаев, влечет к пропорциональному увеличению расходов, и норма прибыли остается на том же уровне. При сокращении же расходов, доход чаще всего снижается не сразу, что в краткосрочном периоде дает положительный эффект по цифрам. Так вот, маркетологи никогда не выберут путь сокращения расходов. Они, как и рекламщики, только увеличивают расходы. Вот и получаем, что вроде бы оба хотят действовать на благо компании, но будут стремиться привлечь руководство компании на свою сторону, устраивая серьезную конкуренцию друг другу. При этом, в маркетинге используют подходы и методы, разработанные для менеджмента (планирование, управление, методика принятия решений), а маркетинг, в свою очередь, помогает менеджменту достичь поставленных целей, реализовать Миссию компании в долгосрочной перспективе. Нельзя сказать, что менеджмент работает исключительно на краткосрочный период времени. У него есть как кратко, так и средне и долгосрочные цели. А вот маркетинг, как на него ни посмотри, решает только долгосрочные цели. Иногда, с натяжкой, можно сказать и про среднесрочные, но краткосрочные – никогда. Для простоты продолжим тот же пример с увеличением прибыли. Что может сделать маркетолог? Разработать новую рекламную кампанию, изготовить дополнительные материалы, договориться о размещении. Минимум месяц только на подготовку. Затем сами мероприятия. Не менее месяца, а в идеале 2-3. Результат будет виден только через месяц ощутимый… И это при условии что не нужно предварительного исследования. (в данном случае под рекламой я подразумеваю все маркетинговые мероприятия, как ATL так и BTL). Если же мы говорим о менеджменте, тот тут более широкий спектр. Во-первых, можно сократить часть людей, уменьшить им зарплату (или отправить их в отпуск за свой счет, с чем мы столкнулись сплошь и рядом в период кризиса). Во-вторых, сэкономить на сырье, как честным так и не очень путем (требовать скидки у поставщиков, пугать конкуренцией, или просто заменить особо дорогое сырье дешевой подделкой). В-третьих (любимое), сокращение расходов на ту же рекламу (пусть будет не 15 БигБордов по городу, а только 7. И столько хватит). В-четвертых, можно чуть-чуть поднять цену на товар… Ну тут зависит от эластичности, но в краткосрочном периоде прибыль все равно вырастет, т.к. объемы просто не успеют упасть. Ну и еще кое-что можно придумать… Но не стоит думать, что менеджмент и маркетинг – враги по крови. Просто для достижения одной цели они будут решать разные задачи. Говорить, что лучше или хуже, кто более или менее важен – бессмысленно. Об этом читайте статью – маркетинг против менеджмента. И вообще, в данном разделе я постараюсь выкладывать статьи по сравнению и противопоставление этих двух понятий. Так же, будут и отдельно статьи, посвященные менеджменту. Определение менеджмента.В первую очередь, хотелось бы остановить на самом определении менеджмента. Итак, что такое менеджмент? Как и в любой другой сфере, существует масса определений (порой, до боли бредовых). Я приведу два, которые мне больше всего нравятся, и которые больше всего отражают его суть (вольная трактовка). Менеджмент – система организации работы персонала предприятия в рамках одной, нескольких функций или на межфункциональном уровне.Менеджмент – это планирование, организация, мотивация и контроль для достижений целей организации.Менеджмент – это специализированная систематическая деятельность по координации материальных, финансовых человеческих и других ресурсов для достижения эффекта синергии на предприятии/организации.
Ну, возможно немного не по научному, зато наиболее близко к теме. Первое определение отражает только работу с персоналом, поэтому слишком узко (хотя действительно, значительная часть работы менеджера связана именно с людьми). Второе определение, по сути, отражает функции менеджмента (сейчас их выделено 4, но классически 10). Вобщем-то все предельно понятно и прозрачно: менеджер это тот, кто выполняет функции менеджера на благо компании. И суть сводиться именно к знаниям и умениям по успешному выполнению этих самых функций. Третье определение, более умное. Оно акцентирует внимание на эффекте синергии, который заключается в том, что результат командной работы намного выше, чем простая арифметическая сумма каждого отдельного человека (по сути это было определено еще в средневековье, когда появилась мануфактура). При умелом менеджменте, 2+2 будет равно не 4, а как минимум 4,5, а может и 5 и даже 6. Умелый менеджер в первую очередь грамотно распределяет ресурсы. Особо не углубляясь в историю, могу сказать, что раньше, у менеджмента было определение «decision maker» – т.е. тот, кто принимает решение. Это сейчас мы все такие умные и все знаем. А раньше сотрудники копали «от сих и до обеда». Помните фразу «пусть руководство думает, оно за это деньги получает». Знакомо? Позже, стали трактовать как «problem solver» – т.е. тот, кто решает проблемы. Это уже более современный подход. Считается, что на стабильной, постоянно работе менеджмент особо не нужен, он нужен только в период каких-то изменений (кризиса). Но на самом деле, любое производство в рыночной экономике – ВСЕГДА ПРОБЛЕМНОЕ
Ну и чтоб совсем завершить шаг в историю, могу сказать, что впервые понятия менеджмента ввел Йозеф Шумпетер, который к трем классическим понятиям экономики (земля, капитал, труд), добавил третье – предприниматель, который будет рационально (т.е. с МАКСИМАЛЬНОЙ выгодой), использовать все эти три инструмента. Говорилось именно о предпринимательстве… потом, оно постепенно сошло на менеджмент.
Вот и все, что я хотел сказать на сегодня. На этом краткий экскурс в основы менеджмента, пожалуй, закончим. В одной из следующих статей опишу основные функции менеджмента (вообще их 10, но выделяют 4 основных. Остальные типа входят в них). Loading...marketnotes.ru О менеджменте качества и о качестве менеджментаВ начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Евангелие от Иоанна) Проблема управления качеством не в том, что люди мало об этом знают, проблема в том, что им кажется, что они знают все. (Вячеслав Кондратьев, Максим Кузнецов) Посвящается друзьям, коллегам, а также больше, чем друзьям и коллегам, которые отдали себя работе в области качества. Уважаемый господин Президент, Обращаюсь к Вам с инициативой о разработке и принятии закона прямого действия, запрещающего использование терминов «менеджмент качества», «управление качеством», «система менеджмента качества», «система управления качеством», а также «директор по качеству», «менеджер по качеству», и всех их производных, как:
Закон должен предусматривать:
Закон должен обязать Госстандарт изменить перевод этих терминов в стандартах серии ISO на… Когда-то мне довелось читать книгу Лайоша Местерхази «Загадка Прометея», в предисловии к которой ее автор писал о своем открытии загадки этого мифологического героя. Так и я считаю, что открыл загадку доктора Эдвардса Деминга, не разгадку, а именно загадку. Не знаю, можно ли сравнить масштаб личности Прометея с личностью Эдвардса Деминга. Но, учитывая, что существование Прометея, факт, в общем-то, никем не доказанный, а результатом деятельности доктора Деминга и его единомышленников является качественный прорыв в области управленческой науки и практики, роль Деминга в развитии цивилизации уже невозможно переоценить. Так в чем же заключается загадка доктора Деминга? Много лет проработав в области управления, имея степень магистра бизнеса со специализацией в японском менеджменте, будучи, так или иначе, напрямую связанным с «управлением качеством», каждый раз, встречая этот термин на обложках книг, плакатах, слыша эти слова в устах менеджеров разного уровня, я спрашивал: Понимают ли люди, читающие или говорящие о качестве, о каком, собственно, качестве, качестве чего идет речь? Может ли слово «качество» существовать самостоятельно, без определения объекта, к которому оно относится? Не превращается ли понятие, обозначаемое этим словом, в абстракцию? Спросите у рядовых сотрудников предприятия, что такое «качество», и, в подавляющем большинстве случаев, вам расскажут о качестве продукции. Спросите, причем не только у рядовых сотрудников, кто на предприятии отвечает за качество, и вы услышите: контролеры ОТК, служба качества, директор по качеству и т.д. Многие управленцы по-прежнему считают, что они отвечают только за свое функциональное направление, то есть за производство, обслуживание оборудования, закупки, финансы, продажи, и т.д., но не за качество. За качество должно отвечать специальное подразделение. К сожалению, речь идет не только о сотрудниках производственных предприятий. На предприятиях, где основная деятельность происходит в офисных помещениях, понятие «качество» настолько размыто, что найти сотрудника или подразделение, занимающееся вопросами качества, просто не представляется возможным. И, по-прежнему, встречаются учебники по организации производства и по управлению качеством, суть внедрения систем менеджмента качества в которых сводится к обеспечению качества продукции. Откуда же появился термин «менеджмент качества» в русском языке? Даже не проводя глубокий этимологический анализ, и, зная, что российская управленческая наука практически полностью вторична и заимствована, можно с уверенностью сказать, что «менеджмент качества» – это калька с английского «quality management». Родоначальником термина «quality management» считается Арманд Валлин Фейгенбаум, американский эксперт в области контроля качества и бизнесмен. А распространением этот термин обязан уже неоднократно упомянутому Вильяму Эдвардсу Демингу и его знаменитому TQM (Total Quality Management) – тому, что у нас называют всеобъемлющим управлением качеством, то есть управленческой философией постоянного совершенствования, лежащей в основе практически всех современных методов управления, не зная того, как относился к этому термину сам великий гуру. Cписок слов в семантическом поле слова «quality» – достаточно длинный. Вот только несколько наиболее употребительных аббревиатур и словосочетаний, а также их распространенных аналогов в русском языке: TQM – Total quality management – Всеобъемлющее управление качеством QC – Quality control – Контроль качества QA – Quality assurance – Обеспечение качества TQC – Total quality control – Повсеместный контроль качества QMS – Quality management system – Система управления качеством QMF – Quality management function – Функция управления качества Но так ли однозначен перевод этого термина и его деривативов? Будучи по первому образованию филологом, специализировавшимся в лексикологии и теории перевода, хочу заявить, что в английском языке со словом «quality» и его семантическим полем связана некоторая, я бы осмелился сказать, судьбоносная для нас неопределенность, которая выразилась в некорректных переводах, полностью исказивших первоначальное значение этого слова. Давайте возьмем простое предложение: «John does qualitative analysis». В данном предложение слово «qualitative» является прилагательным и переводится прилагательным «качественный», а все предложение переводится как: «Джон делает качественный анализ». Оно означает, что Джон анализирует что-то с точки зрения его качественных характеристик, а не измеряет его количественные параметры. Теперь возьмем другое предложение: «John does quality analysis». Здесь слово «quality» является существительным и переводится существительным «качество», а все предложение можно перевести как: «Джон делает анализ качества», и такой перевод на русский язык будет делаться в ста случаях из ста. Но парадокс английского языка заключается в том, что слово «quality» может быть и прилагательным, и тогда возникает равнозначная возможность другого перевода: «Джон делает качественный анализ», но в этом случае слово «качественный» означает «хороший», «правильный», а предложение означает, что Джон делает этот анализ качественно. Для подтверждения данной гипотезы давайте взглянем в словари, причем на значение слова «quality» не как существительного, а как прилагательного: Oxford: quality (quality) – adjective of good quality; excellent: he’s a quality player Cambridge:quality – adjective [before noun] of a high standard This is a quality product. Lingvo Abby: quality – прил. 1) качественный; высококачественный, высокого качества, quality cars – автомобили высокого качества. That's a real quality job you've done. – Ты действительно сделал работу очень качественно. Multitran: quality – прил. общ. Качественный; бур. Кондиционный; метал. высоко качественный; нефт. высококачественный. Что же из всего этого следует? Я предполагаю, что при переводе терминов, содержащих слово «quality», не всегда неспециалисту в области управления и лингвистики можно однозначно определить, какой частью речи это слово является в английском языке, и в силу устоявшейся традиции оно однозначно переводится существительным «качество». Отсюда и повсеместно распространенный перевод словосочетания «Quality Management System» уже привычным в русском языке термином «система менеджмента качества». А теперь внимание! Вопрос: Насколько неправильный перевод фразы QMS (Quality Management System) смог повлиять на отторжение целой страной самой передовой управленческой философиии, как следствие, на ее текущее незавидное положение с производительностью труда и с экономикой в целом? Это первая загадка доктора Деминга, и ответа на нее у меня нет. Каким же должен быть правильный перевод? Исходя из ранее приведенного мной лексикологического анализа, то ответ однозначен: Quality Management System – это ни что иное как «система качественного менеджмента». Не знаю, как для вас, уважаемый читатель, а для меня различие в смыслах настолько фундаментально, что, когда я первый раз осознал этот лингвистический парадокс, у меня закружилась голова. Когда мы, менеджеры, говорим о системе менеджмента качества, то, не будучи менеджерами по качеству, вольно или невольно заявляем, что мы этим не занимаемся, что это вопрос службы качества и т.д. Если же мы говорим о системе качественного менеджмента, т.е. правильного, профессионального, научного менеджмента, то мы не можем не соотносить это понятие с собой. И тогда возникает сакраментальный вопрос: «А что же такое качественный менеджмент?» Прошу всех читателей, прежде чем читать дальше, задать этот вопрос самим себе. Время пошло. Люди, компетентные в своем деле, знают об этом деле все. За исключением того, как его улучшить. Улучшение требует нового типа знаний. (Эдвардс Деминг) Я при написании довольствовался ответами нескольких десятков знакомых, но, учитывая, что большинство из них имеет прямое отношение к практике управления, то, считаю, что ответы были вполне репрезентативными, ожидаемыми, и одинаково неуверенными и неконкретными. Ответили? А теперь я позволю себе представить мое понимание того, что такое качественный менеджмент, и выразить его в виде теста с наводящими вопросами. 1) Кто определяет качество производимых товаров или услуг? a) Руководитель предприятия. b) Директор службы качества. c) Заказчики и потребители. d) Всемирная организация стандартизации. 2) Каким образом компания может стабильно обеспечить определенное заказчиками качество производимых товаров или услуг? a) Через контроль качества продукции. b) Через обеспечение качества управленческих, производственных и вспомогательных процессов. c) Через неукоснительное выполнение приказов руководства. d) Через сравнение качества собственных товаров и услуг с качеством товаром и услугам, производимых конкурентами. 3) Каким образом обеспечивается качество управленческих, производственных и вспомогательных процессов? a) Привлечением внешних консультантов. b) Стандартизацией процессов, их постоянным измерением, анализом, улучшением. c) Делегированием полномочий линейному производственному персоналу. d) Вывешиванием графиков и статистических данных по итогам отчетных периодов. 4) Что необходимо для принятия грамотных управленческих решений? a) Интуиция. b) Степень MBA. c) Факты и измерения процессов. d) Рекомендации внешних консультантов. 5) Кто должен возглавлять функцию качества на предприятии? a) Директор службы качества. b) Руководитель предприятия. c) Начальник ОТК. d) Любой сотрудник предприятия. 6) Что должен сделать руководитель предприятия, чтобы реализовать функцию качества на предприятии? a) Привлечь внешних консультантов. b) Вовлечь весь персонал предприятия в процесс постоянных улучшений. c) Уволить всех, кто допускает выпуск некачественной продукции. d) Развешать плакаты и лозунги по всему предприятию. 7) Кроме вовлечения всего персонала предприятия, с кем еще нужно выстроить взаимовыгодные отношения? a) С сертификационными организациями. b) Налоговой инспекцией. c) С поставщиками. d) С госстандартом. 8) Каким образом компания может реализовать все вышеупомянутые задачи? а) Через смену руководства компании. b) Через привлечение иностранных менеджеров. c) Через системный подход к менеджменту. d) А зачем все это надо? Наблюдательный читатель наверняка заметил, что в большинстве случаев ответом на вопрос является следующий вопрос. Для тех, кому все еще необходимы ответы на вопросы теста, вот они: 1c; 2b; 3b; 4c; 5b; 6b; 7b; 8c. Другими словами, качественный менеджмент это – возглавляемое и реализуемое высшими руководителями системное и систематическое управление организацией с целью производства товаров и услуг в соответствии с требованиями потребителя через вовлечение всего персонала организации, а также ее поставщиков, в постоянное улучшение всех процессов на основе их регулярного измерения и анализа. Ничего не напоминает? Для тех, кто знаком со стандартами серий ISO 9000/9001/9004, в этом определении нет ничего нового. А восемь вопросов шутливого теста – не что иное, как восемь принципов управления качеством, положенных в основу стандартов этой серии. Что же из всего этого следует? Одна простая нешуточная мысль. Управленческая деятельность, которая ежеминутно не воплощает в жизнь эти восемь принципов, не может претендовать на то, чтобы называться качественным менеджментом, независимо от того, висят ли в кабинете руководителя организации сертификаты, подтверждающие факт прохождения организацией сертификации в области управления качеством. А из этого следует еще одна, не менее простая и не менее нешуточная мысль. Менеджеры, которые ежеминутно не трудятся над воплощением в жизнь вышеупомянутых принципов, не могут претендовать на то, чтобы называться качественными менеджерами, независимо от дипломов, которыми они обладают, количества подчиненных, размеров кабинетов и величины зарплат. Хочу сразу оговориться, что я ни в коем случае не предлагаю встать в очередь на сертификацию ISO 9001-2008 или его российского аналога. Более того, я даже хотел бы отговорить от такой мысли, ибо мы все слишком хорошо знаем, каким образом получаются такие сертификаты в России. Но знать эти стандарты необходимолюбому менеджеру, ибо в них сконденсированы все лучшие практики, все знание, которое человеческая цивилизация наработала на сегодняшний день в области менеджмента. Многие японские компаний долгое время такую сертификацию не проходили, поскольку широко распространенный в Японии благодаря Демингу TQC (Total Quality Control – Всеобщий контроль качества) и лежит в основе стандартов ISO, а принципы качественного менеджмента настолько вросли в ДНК их управленческих систем, что по большому счету это скорее дань международным традициям, чем необходимость эти системы перестраивать. Для того, чтобы качественно управлять, никакая сертификация не нужна. Для качественного управления есть две предпосылки: знание и желание. Можно поспорить, что первичнее. Для меня – знание. Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали. (Альберт Эйнштейн) Несколько лет назад я натолкнулся на поразившую меня статистику Ассоциации менеджеров России. В ответ на вопрос «Сколько управленцев в России имеют хоть какое-то образование в области управления?» была приведена цифра – 4%. Каждый раз, когда я делился этой статистикой, меня еще более шокировал тот факт, что почти никого из моих собеседников эта цифра не удивила. И тогда я задавал еще один вопрос. Представьте себе, что 4% летчиков училось пилотировать летательные аппараты, или 4% врачей училось лечить, и т. д. Надеюсь, комментарии излишни… Возможно, за пять-шесть прошедших лет ситуация с количеством дипломированных менеджеров улучшилась, ведь количество учебных заведений, штампующих управленцев, не сосчитать. А вот улучшилась ли ситуация с их качеством? Мне довелось неоднократно задавать простые вопросы недавним выпускникам с управленческими дипломами, претендующими на управленческие должности. Кто такой Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Филипп Кросби и т.д.? Или же другой вопрос: Что такое система менеджмента качества? Если ответом на первый вопрос, как правило, был непонимающий взгляд, то в ответ на второй вопрос я получал пространные ответы, но их пространность не могла подменить полное непонимание предмета. Именно поэтому у меня и возникло желание не использовать термин «менеджмент качества», а заменить его на «качественный менеджмент». Специалистам в области управлением качеством такая трактовка понятия не нова и не чужда. В последние годы появилось несколько книг, которые так или иначе такое понимание продвигают. Например: «Менеджмент качества как он есть» Михаила Круглова и Григория Шишкова, с подзаголовком «Качественный менеджмент» или «Оценка качества менеджмента компаний» Лидии Шокиной. Но на фоне десятков, даже сотен учебников по «управлению качеством» их количество – капля в море. Российская «Википедия» на страничке о ISO 9000 также признает неточность перевода термина «quality management» и предлагает вариант «управление добротностью», что, на мой взгляд, вряд ли адекватно. Там же, в обсуждении, приведены и другие варианты, что подтверждает неудовлетворенность заинтересованной публики в общепринятом переводе. Может наивно, но я все же полагаю, что повсеместный переход с термина «менеджмент качества» на «качественный менеджмент» поможет осознать управленцам всех уровней, что существует качественный менеджмент и некачественный, то есть неменеджмент, а также, что существуют качественные менеджеры и некачественные, то сеть неменеджеры. Возвращаясь к Эдвардсу Демингу и его загадкам: он сам очень негативно относился к тому, что его называли отцом TQM. Он считал, что TQM – это только инструментарий, необходимый для измерения, анализа и улучшения процессов. Но использование этого инструментария в отрыве от «системы глубочайшего знания», его фундаментальной управленческой философии, выхолащивает глубинный смысл его идей. Он призывал тех, кто изучил только этот инструментарий, переосмыслить свою теорию, поскольку это помогло бы им сделать значительный шаг в своем развитии и принесло бы огромную пользу их компаниям. Если подставить в приведенный в начале эпиграф «Проблема управления качеством не в том, что люди мало об этом знают, проблема в том, что им кажется, что они знают все» вместо словосочетания «управление качеством» то, что вкладывал в это понятие сам Деминг, то мы получим парадокс: «Проблема «глубочайшего знания» не в том, что люди мало о нем знают, проблема в том, что им кажется, что они знают о «глубочайшем знании» все», и этот парадокс только подчеркивает поверхностность нашего знания о менеджменте. И уже не кажется случайностью или удивительным совпадением то, что наиболее современная управленческая философия, теория создания организационного знания профессора Икуджиро Нонака, тоже содержит в названии слово «знание». А тот факт, что эта философия, включенная журналом «Economist» в список 100 самых гениальных идей человечества, в России практически неизвестна, – говорит сам за себя. В заключение приведу еще один лингвистический парадокс, также связанный с одним из эпиграфов к этому тексту «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» из Евангелия от Иоанна (Ин. 1;1). Давно не является тайной, что в греческом первоисточнике Библии использовалось слово «логос», что в греческом языке означает – «знание». «В начале было Знание и Знание было у Бога, и Знание было Богом». Не кажется ли Вам, уважаемый читатель, что слишком много в нашей жизни заблуждений, ложного знания или вообще отсутствия оного, из-за трудностей перевода? Кстати, ежегодно во второй четверг ноября уже 23 год отмечается международный день качества. Нынче он пришелся на 10 ноября. Интересно было бы узнать, сколько менеджеров по качеству в нашей стране знают о существовании этой даты? delovoymir.biz Интересные факты о менеджменте, мифыМенеджмент — это эффективное и действенное использование доступных подручных ресурсов для решения проблем или достижения целей. К этапам, определяющим процесс менеджмента, относятся: планирование, организация, подбор персонала, руководство и контроль. Факты о менеджерах и менеджменте1) Когда нанимают менеджера, наиважнейшим качеством считают талант, потом — опыт работы, целеустремленность и профессионализм. 2) Во время постановки цели, указывается ожидаемый результат, а не ожидаемые стратегии его достижения. 3) Когда менеджер мотивирует подчиненного, акцент делается на сильных сторонах сотрудника, а не слабых. 4) Менеджмент поддерживает определенного сотрудника путем перевода его или ее к подходящей позиции, а не только к следующей. Теперь, когда мы четко определили факты о менеджменте, давайте рассмотрим некоторые мифы. Мифы о менеджменте1. Формула успехаМиф: Существует определенная формула управления, применение которой гарантирует успешное функционирование и рост производительности. Факт: Нет определенной формулы. Каждая организация включает в себя уникальные параметры, которые должны быть обработаны в особом порядке. 2. Следуйте Стратегии.Миф: определенный набор шагов или предопределенная стратегия обязательно должны соблюдаться для успешного управления процессом. Факт: Импровизация — это дело часа. Если определенная стратегия сработала хорошо для одной организации, то это не обязательно означает, что та же самая стратегия исправит проблемы других организаций. Нужно понять, что пока в процесс включены разные индивидуальности, методы действий будут меняться. К тому же, менеджмент — это многоуровневая деятельность и она должна меняться в соответствие с каждым сценарием, каждым спором, каждым сотрудником и с каждой проблемой других уровней. 3. Попадание в Цели — Достижение ЦелейМиф: если ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные задачи на одного работника, а также на управленческом уровне выполняются, компания достигает своих конечных целей и амбиций. Факт: есть вероятность, что основная цель может быть упущена в погоне за числами. Измерение деятельности организации только против достигнутых целей является дефицитным менеджментом. Самый показательный способ измерить успех любой организации — это отслеживание факта соответствия решающим и значимым критериям достижения основных целей. Если выполнение задач продвигает организацию на одну ступень ближе к главной цели, тогда все хорошо и отлично. Но, если это ничего не дает в плане усовершенствования компании, то лучший выход — это проверить недостаточность «достаточных» чисел. 4. Одинаковое отношение ко всемМиф: Одинаковое отношение к каждому работнику является единственно верным способом управления. Факт: ключевым является «справедливое» отношение, а не «одинаковое». Очевидно, что отличные исполнители будут награждены стимулами, и они того заслуживают. С другой стороны, отстающие сотрудники и сотрудники среднего уровня производительности должны быть также мотивированы совершенствоваться. И опять же, справедливость не должна пересекаться с выделением любимчиков (фаворитизм). Фаворитизм на рабочем месте мешает эффективному управлению, что может поднять нежелательные моральные и этические проблемы. 5. Меньше делегирования — Высококачественный результат на выходеМиф: Менеджеры мало делегируют, чтобы обеспечить совершенство и идеальные результаты. Факт: Они делегируют избирательно, чтобы достичь безупречности. Организация нанимает сотрудников для выполнения работы. Хоть менеджмент и стремится к совершенству, невозможно достичь его собственноручно. Успех любой миссии, особенно включающей в себя команду, очень зависит от работы в команде. Считается, что нанимают сотрудников, так как они склонны к определенной должности, и от них ожидают приложения максимальных усилий для достижения как личных, так и организационных целей. Менеджмент должен доверять подчиненным и делегировать избирательно, что выявляет потенциал каждой составляющей и коллективно продвигает к цели. 6. Автономия — Наделение властьюМиф: подчиненный работает наилучшим образом, когда ему позволяют это делать самостоятельно и без вмешательства менеджмента. Факт: подчиненный работает наилучшим образом, когда ему позволяют работать независимо, но все же под эффективным руководством. Секрет в том, чтобы быть авторитетным, но в меру. Полная передача поводьев и рычагов управления поставит под вопрос функционирование и, в конечном счете, уровни результатов на выходе организации. Сотрудникам должно быть позволено работать независимо до определенного уровня. Эффективный менеджмент может выражаться в создании эскиза командного плана работы и в осведомлении работников о том, что от них ожидают. К тому же, непрерывное поступление обратной связи и измерений производительности могут быть использованы для направления подчиненных, и еще это дает им возможность придумать продуктивные методы и решения для достижения поставленной цели. 7. Ваши контакты > Ваши знанияМиф: Единственный способ добиться своего — это не использование и применение ваших знаний и понимания, а наработка контактов и социальных связей. Факт: Без знаний и результативности в определенном процессе, ваши контакты и связи канут в лету. Организация нанимает определенного человека в зависимости от его потенциала и понимания данного вопроса. Такие важные ресурсы, как время и деньги, не будут потрачены впустую на тех, кто недостаточно компетентен в конкретной роли, только потому что он или она были назначены кем-то на высшем уровне организации. Менеджмент доверяет своей организации путем присоединения кого-либо к их проекту, и это их право ожидать от нанятого сотрудника обещанных 100% усилий. С другой стороны, несправедливо и непрактично думать, что продвижения определены связями. 8. Тяжелое путешествие и легкая цельМиф: Путь, проделываемый до уровня менеджмента тяжел, но как только ты доберешься туда, жизнь становится проще. Факт: Менеджмент — это все что угодно, только не что-то простое. Естественно, менеджмент выглядит хорошеньким местом для пребывания. Конечно, это стоящее положение, но комплексность и сложность владения этим положением недооценена и ошибочна. От подчиненных ожидают выполнения только определенных заданий. С другой стороны, менеджмент включен в каждый уровень, что делает их работу тяжелой и более комплексной. 9. Мост Лидерство-менеджментМиф: Лидерство и менеджмент — это две разные вещи. Факт: Существует очень тонкая грань между руководством командой и направлением команды. Хоть это и правда, что лидерство и менеджмент характеризуются наборами разных навыков, все-таки известно, что эффективный менеджмент невозможен без подходящих лидерских качеств. Хороший лидер — это тот, кто эффективно управляет командой в любых условиях. Иначе говоря, лидер управляет доступными ресурсами для достижения поставленных целей и задач. С другой стороны, хороший менеджер управляет своей командой при помощи соответствующего руководства, направления и консультирования. 10. Менеджмент — это простое планированиеМиф: Все, что нужно менеджменту — это планирование стратегий, инструментов для исполнения целей и задач. Факт: менеджмент заходит за рамки планирования; он также включает в себя проверку за исполнением планов, управленческих задач, мотивацию, организацию процесса управления. Самое распространенное неверное представление любого сотрудника или начальника состоит в том, что достигнув уровня менеджмента, не нужно выполнять работу. Управление — тяжелая вещь, выполняемая коллективно на разных уровнях. Основанный на доступности ресурсов, менеджмент — это тот самый уровень, который выбирает идеальные цели и стратегии, которым нужно следовать для достижения поставленных целей, что не является легким заданием. Постоянная импровизация, ситуационные решения к проблемам, и эффективное использование доступных ресурсов для достижения максимальных результатов — все это одни из некоторых указателей на то, что менеджмент является ключевой работой, а не просто игрушкой. Все вышеупомянутые точки зрения — это топ-10 мифов менеджмента, которые существовали с незапамятных времен. Другие мифы, которые имеют широкое распространение, следующие:
Менеджмент — это не просто работа, это искусство. Эффективность, потенциал и усердие мало чего стоят, если ими соответственно и артистично не управлять. Г.С. Алаг однажды сказал: «Все что угодно плюс менеджмент равняется успеху». Таким образом, если нет ничего более желаемого, чем успех, тогда нет ничего более полезного, чем менеджмент. Оставить отзыв к статье “Интересные факты о менеджменте, мифы”vseprosto.com
|