Логистика меняет структуру бизнеса. Бизнес логистический


Бизнес-план логистического центра » Бизнес-идеи.нет

В настоящее время особенно актуальна деятельность компаний, занимающихся логистической деятельностью. Рано или поздно любая успешно развивающаяся организация нуждается в услугах логистических центров. Именно поэтому бизнес в данной сфере характеризуется высокими показателями дохода, а также стремительными тенденциями развития.

191.jpg

Логистические центры представляют собой обособленные самостоятельно действующие организации, который оказывают услуги сторонним компаниям, по осуществлению каналов движения материальных ценностей.

Существуют разновидности таких центров, среди которых транспортно-логистические (услуги грузоперевозок), торгово-логистические, а также те, которые осуществляют разнообразные функции.

Главное составляющей деятельности логистического центра является качество предоставляемых им услуг, кроме того они должны отвечать требованиям государственных стандартов. Неоьходимо донести до потребителей, что прибегая к услугам логистических центров, можно значительно снизить издержки предприятия.

Особенно ответственно отнеситесь от месторасположения вашей организации, особенно если это будет транспортно-логистический центр, он должен быть оснащен удобными подъездными путями.

По статистике затраты на развитие такого проекта значительно весомые, поэтому в идеале вам необходимо привлечь инвесторов или взять суду в банке. Сроки окупаемости варьируются в промежутке от одного до двух лет при прочих положительных условиях. Показатели рентабельности достаточно высоки, они достигают 100%. Что касается конкуренции, то она в настоящее время стремительно усиливается, но оставляет шанс занять весомую долю на данной рыночной нише.

Для того чтобы ваш бизнес как можно быстрее стал успешным, предварительно позаботьтесь о составлении эффективного бизнес-плана. С такими примерами вы можете ознакомиться ниже.

Скачать бизнес план логистической компании

Основные шаги реализации проекта с подробным описанием - представлен бизнес-план создания логистического центра. Описан характер деятельности и суть проекта. Рассчитаны показатели эффективности инвестиций, сроки окупаемости проекта. Разработана основная концепция проекта. Представлена иллюстрация экспликации помещений складской зоны. Произведена разработка технических решений, реализация которых обеспечивает следующие эффективные результаты и условия. Разработана производственная программа, в которой установлен планируемый объём производства. В маркетинговой стратегии приведен перечень предоставляемых услуг.

Экономическое обоснование деятельности -разработан бизнес-проект организации логистической компании ООО «Премьер-Транс». Представлены общие сведения о предприятии, а также характер предоставляемых ею услуг. Произведено технико-экономическое обоснование целесообразности проекта в целом. Содержит разработанную структуру управления, а также состав персонала компании. Представлен перечень направлений деятельности, предоставляемых услуг, результатов и перспектив отрасли. Проанализированы положения дел в отрасли, а также факторы, влияющие на отрасль и тенденции развития. Большое внимание уделено политике ценообразования в компании.

Рекомендации и советы по совершенствованию деятельности - разработано пособие по разработке деятельности логистической организации. Подробно описаны теоретические моменты организации управления службами в данной отрасли. Разработана и представлена наиболее используемаясистема управления материальными потоками. Кроме этого описаны принципы управления логистическим персоналом. Представлен перечень методов оценки логистических затрат и пути их оптимизации. Содержит рекомендации по группировке затрат по калькуляционным затратам. Разработаны способы снижения затрат, а также особенности логистики в отраслевых сферах.

Технологические характеристики деятельности - содержит бизнес-план реально существующего логистического центра. Представлено краткое описание хозяйственной деятельности предприятия. Разработана эффективная организационная структура предприятия. Произведен анализ динамики оказанных услуг в абсолютных и стоимостных показателях, в таблице разработан график ключевых работ по проекту. В маркетинговой стратегии произведен анализ положения дел в отрасли. Выявлены основные конкуренты, существующие на данной рыночной нише, со своими сильными и слабыми сторонами. Произведено подробное описание технологического процесса.

Разработка эффективной сбытовой политики - разработан бизнес-план создания и развития совместного предприятия в области железнодорожных международных перевозок. Представлена чёткая цель проекта, произведен анализ рыночной ситуации. Произведено сравнение стоимости перевозки по альтернативным маршрутам. Большое внимание уделено организации эффективной сбытовой политики. Представлен перечень конкурентоспособности совместного предприятия. Произведена калькуляция затрат и отпускных цен по ключевым направлениям потенциала привлечения объёма потребителей. Рассчитаны различные экономические показатели, касающиеся всего проекта в целом.

Пути совершенствования бизнес а -содержит проект создания логистического центра. Представлена особая актуальность данных услуг на сегодняшний день. Разработан перечень факторов, которые необходимо учитывать при обосновании спроса. Произведен анализ международных логистических центров. Описано руководство проектом, а также способы распределения ресурсов. Содержит подробный мониторинг проекта. Выделены основные моменты, на которые необходимо обратить повышенное внимание в процессе осуществления деятельности. Разработаны приоритетные пути дальнейшего развития.

biznes-idei.net

На чем зарабатывают логистические компании

В данной статье речь пойдет о видах заработка у логистических компании России в современных условиях (в 2014 году). А также о том, что нужно компании для того, чтобы зарабатывать.

Статья будет полезна новичкам в логистике а также людям, подумывающим на тему организации собственного логистического бизнеса.

Способы заработка в логистике.1. Когда-то давным давно компании зарабатывали на перепродаже услуг по перевозке груза, получая по 500-1000 долларов прибыли с контейнера. Те времена, прошли, китайские агенты и экспедиторы подучили английский язык, мир стал теснее. Клиенты стали умнее, хитрее и начали разбираться в ставках на морской фрахт и стоимости прочих транспортных и таможенных услуг. А заработки с контейнера снизились до уровня 100 долларов и ниже.Некоторые компании зарабатывают по 25 долларов с контейнера, вот только возиться с чужим грузом при доходе в 25 долларов с контейнера зачастую становится нецелесообразным. Но тут каждый выживает, как умеет.

2. Таможенная очистка груза. Таможенная очистка груза остается остается одним из основных способов заработка при доставке груза. За счет наличия «серых» схем при растаможке многим компаниям удается заработать в среднем от 500 до 2000 долларов с контейнера. Поэтому эти компании всеми силами стараются продать не только услугу перевозки, но и таможенной очистки.

3. Конвертация валюты при покупке товара за рубежом. Опять же, для «серых» схем. Перед тем, как везти груз, его нужно купить. Некоторые компании помогают своим клиентам с оплатой за товар. А потом доставляют оплаченный товар доставляется в Россию, где происходит его таможенная очистка.Разница, по которой услуга перевода денег покупается логистической компанией у первоисточника и продается клиенту, позволяет первому зарабатывать свои «три процента». Некоторые компании строят на этом целый бизнес. Доставка и таможенная очистка груза может осуществляться в ноль или даже быть убыточной, зато конвертация и перевод больших сумм денег позволяет отбить убытки и неплохо заработать в целом.

4. Инспекции груза, складское хранение, упаковка и обработка товара. В зависимости от объемов груза, на этих услугах также зарабатывают. Здесь сложно вывести какие-либо средние заработки, ибо все услуги в данной группе являются индивидуальными.

5. Оформление разрешительной документации. Для многих групп товаров, ввозимых в Россию, в обязательном порядке требуется оформление сертификатов и деклараций о соответствии. Зная, где документы можно оформить подешевле и продав их клиенту по рыночной стоимости, логистические компании имеют доход и с этого.

6. Страхование грузов. Индивидуальные договоренности со страховыми компаниями и, как следствие, низкие проценты за оформление полисов позволяют зарабатывать логистической отрасли, продавая клиентам данную услугу по рыночной цене. В данном случае заработок зависит от стоимости груза.

Что нужно компании для того, чтобы зарабатывать.Когда-то считалось, что знание о том, как прокладывать «необычные и интересные» с точки зрения сроков и стоимости маршруты, а также способность к построению определенных схем доставки является ключевым преимуществом логистической компании. Времена меняются, конкурентов на рынке стало невероятно много, формальные пороги вхождения в отрасль отсутствуют (регистрируй ООО или ИП и работай себе). При этом клиентов для логистических компаний не становится больше.Наоборот, с каждым годом и очередным кризисом — только меньше.

Следовательно, технологии логистики являются вторичными, ибо их можно купить у так называемых конкурентов, а перепродать клиенту как свои. Первичным в данном случае является наличие клиента. Без клиента не будет ничего! Отсюда вывод: логистическая компания начинается не с процессов, не с логистики и транспортно-таможенных схем, а с менеджера, у которого есть клиенты! Все остальное — вторично.

Как видно из сказанного выше, теоретически существует много способов заработка при помощи логистики. Однако для реальных результатов придется приложить немало усилий и времени для хорошего заработка.

samlogist.ru

Бизнес-план логистического центра |на bizidei.ru. Бизнес идеи - Идеи, бизнес планы

Промышленное развитие предполагает некую потребность в упрощении и ускорении процессов доставки товара конечному покупателю. Грузопотоками, связанными со звеньями «фирма» и «потребитель» одного и того же товара, кто-то должен грамотно руководить и умело планировать. Именно логистический центр специализируется на подобных задачах: управление и оказание услуг в производственной сфере.

Кому нужен логистического центр?

С увеличением конкурентоспособных покупателей на рынке, возникает необходимость заниматься таким делом, которое бы радикально помогло как поставщикам этих услуг, так и потребителям. Последнее время актуальным становится логистический анализ, благодаря которому осуществляется большой вклад в бизнес, а именно его рентабельность. Вашему вниманию предлагается бизнес-план логистического центра фирмы или терминала. С его помощью у Вас появится шанс открыть новое прибыльное дело. Популярность логистического бизнеса с каждым днем набирает обороты. Компания, при большом желании, может отдать свои полномочия в руководство логистическому центру, который сумеет рационально использовать управление, благодаря чему выведет сферу деятельности организации на новый уровень. Однако стоит помнить, что такой логистических отдел - это дополнительные расходы компании и не все на него согласятся. Необходимость в такой вспомогательной структуре возникает на тех предприятиях, которые занимается изготовлением продуктом с небольшим сроком реализации. Именно с таким товаром иногда просто не хотят связываться обычные поставщики. Здесь и оказывает свою помощь логистические отделы.

Популярность логистических услуг с каждым днем набирает обороты. Этот бизнес достаточно прибыльный. Отличительным является то, что форм и видов для организации услуг весьма много. Вам остается фундаментально изучить и проанализировать суть будущего проекта. Проработка каждого звена такого бизнес-проекта даст Вам возможность свободно ориентироваться в логистическом управлении, организации распределительной логистике, создании центра логистики, которые имеют возможность взять на себя ответственность транспортировки товара к потребительскому сектору. Благодаря этим же логистическим центрам на рынке ещё существую фирмы с устаревшим транспортом, но всё ещё нормально функционирующие. Логистические услуги пока ещё не сумели заполнить весь рынок, поэтому у Вас есть шанс предложить свою помощь тем, кто в ней нуждается, открыв свой логистический отдел. В таком бизнесе потраченные средства на его открытие окупаются достаточно быстро.

Пошаговая инструкция составления бизнес-плана.

Первое, что нужно сделать в разработке бизнес-плана логистического центра - это составление резюме проекта, где осуществляется анализ его целей.

Следующим шагом является описание фирмы. Здесь используют статистические данные точек реализации, которые нуждаются в эффективной деятельности логистической структуры, а также определение спектра товаров, с которыми будущая фирма будет работать, анализ его на уровне современного потребительского рынка. В описание также входят маркетинговые исследования рынка. Они осуществляются на базе количественных и качественных методов анализа и сбора информации с помощью глубинного структурированного и экспертного интервью, телефонного базового опроса. Исследования должны показать ситуацию этого сегмента на рынке, а также выявить основные перспективы развития. Необходимо осуществить грамотную подборку места расположения будущего объекта. Определяется класс комплекса и его площадь, срок строительства. Важным также является заключение договора об аренде, если же постройка под логистический центр будет осуществлена другими лицами. После того, как организационные вопросы с помещением решены, наступает время создания управляющей компании.

Следующим этапом станет расчет возможного риска, а также способы его минимизации. По подобным проектам в целом существует около 50-60 различных рисков. 18% из них составляет «высокий» риск, «средний» - в пределах 66%, к «низкому» относится всего 16%. Интегральный риск всего проекта составит около 17,7%. На стадии строительства следует учитывать юридические, финансовые, предпринимательские и строительные риски. Эксплуатационный этап включает в себя предпринимательский и финансовый риск. Для их избегания рекомендуется проводить предупредительные мероприятия, страхование и резервирование.

Обоснование спроса – важная ступень в ведении бизнес плана логистического центра.

Следует учитывать:

  • Рост потребительской способности населения.
  • Изменение доли площади разных классов постройки.
  • Численность персонала.

Но всё вышеперечисленное бесполезно без высококвалифицированных кадров.

Когда все организационные вопросы решены, необходимо качественно подобрать персонал, который будет работать в этом центре. Желательно выбирать высококвалифицированные кадры. Это поможет уменьшить весь возможный риск, а также повысит эффективность функционирования вашего дела. Количество персонала будет зависеть от размера центра. Важно, чтобы Ваше логистическое предприятие обладало новейшими коммуникационными средствами, ведь связь – основной источник деятельности центра. Необходимо, чтобы один или несколько сотрудников отслеживали на рынке точки, у которых ещё нет связи с логистическими структурами. Во время предоставленные вашим центром услуги, они смогут в ближайшем будущем зарекомендовать вас с точки зрения опытных специалистов своего дела, готовых в любую минуту прийти на помощь в разрешении сложных задач по грамотной и быстрой транспортировке товара.

Следует отдать должное рекламным проектам, которые помогут вашему центру увеличить число клиентов.

Желаем удачи в создании логистического центра!

Другие материалы:

Следующие материалы:

Предыдущие материалы

www.bizidei.ru

Открытие логистической компании

В условиях рыночной экономики огромное значение имеет организация оптимальной системы поставок продукции от производителя к потребителю. Открытие логистической компании – это процесс создания предприятия, приносящего постоянную прибыль, при условии правильной постановки дел. Для решения этой задачи потребуется проведение целого ряда технических и организационных мероприятий.

Логистическая компания представляет собой предприятие, которое занимается организацией системы доставки товаров, промышленной продукции ми сырья с минимальными издержками. Для успешного решения поставленных задач требуется:

  1. обученный персонал;
  2. материально-техническая база;
  3. обеспечение работы компании всем необходимым.

Создание транспортно-экспедиторской фирмы начинается с маркетингового исследования данного сегмента рынка и составления подробного бизнес-плана.

Для начала следует определить сферу деятельности будущего предприятия. Среди специалистов принята следующая классификация:

  1. Компании, ориентированные на оказание транспортных услуг населению, обычно осуществляют грузоперевозки автомобильным транспортом в пределах одного населенного пункта.
  2. Предприятия, выполняющие доставку оптовых партий грузов в интересах юридических лиц на крупные базы, с обширной географией перевозок по стране и ближнее зарубежье.
  3. Компании, осуществляющие транспортировку грузов для крупных промышленных предприятий, перевозку крупногабаритных и тяжеловесных объектов по России и за границу.
  4. Фирмы, выполняющие заказы на доставку сборных и попутных грузов, работают обычно по Российской Федерации и СНГ.
  5. Посреднические компании, не имеющие собственного транспорта и занимающиеся поиском заказчика и подрядчика.

По затратам на организацию предприятия в сфере логистики последний вариант наименее затратный и требующий минимальных финансовых вложений. Для организации подобного типа потребуется небольшое офисное помещение, оргтехника, штат из двух-трех сотрудников и грамотная рекламная кампания.

Регистрация логистической компании

В зависимости от предполагаемых объемов работы следует избрать организационно-правовую форму и правильно провести документальное оформление предприятия. Общество с ограниченной ответственностью – наиболее распространенный вид хозяйствующего субъекта. Для регистрации фирмы в такой форме необходимо подготовить пакет документов, состоящий из устава, паспорт генерального директора, выписку из банка об открытии расчетного счета и внесении уставного капитала.

Общество с ограниченной ответственностью подлежит обязательной постановке на учет в налоговой инспекции, в отделениях внебюджетных фондов: пенсионном и обязательного медицинского страхования. Предприятие должно иметь юридический адрес и печать, образцы оттиска которой предоставляются вместе с подписями руководителей в банк и вышеупомянутые учреждения.

Значительно ускорить процесс поможет обращение в специализированную юридическую компанию. Сотрудники ее только окажут консультационные услуги, но и помогут в оформлении документов. При необходимости возможно представительство интересов клиента в государственных органах. Создание логистической компании – процесс довольно сложный и длительный привлечение специалистов позволит его ускорить.

Офисные и производственные помещения и подбор персонала

Работа транспортно-экспедиторской фирмы заключается в доставке грузов заказчикам собственным или арендованным транспортом. Для эффективной организации этого процесса необходимо офисное помещение для размещения персонала и приема посетителей. Большинство компаний стартапов арендуют потребные им для функционирования конторские и производственные площади.

Подбор помещений можно провести и самостоятельно или поручить данный вопрос агентству недвижимости. Во втором случае придется заплатить за посреднические услуги, однако не факт, что собственные поиски будут продуктивными. Арендованные помещения необходимо оснастить компьютерной и прочей оргтехникой, удобной мебелью и всем необходимым для эффективной работы сотрудников.

Вопросы подбора квалифицированного персонала – один из самых сложных и ответственных. От работы менеджеров, инженерно-технического состава и рабочих зависит прибыльность предприятия. При разработке штатного расписания и его комплектовании следует помнить, что в структуре ООО обязательно должны присутствовать должности генерального директора и главного бухгалтера.

Российское законодательство допускает совмещение указанных должностей одним лицом, которое может быть одновременно учредителем. Способы подбора персонала могут быть самыми разными – это и объявления на специализированных сайтах, и организация конкурсов на замещение вакантных должностей. Неоценимую помощь в этом процессе могут оказать серьезные рекрутинговые агентства.

Производственная база предприятия

Самого пристального внимания учредителя компании и ее руководства требует комплектование автомобильного парка. Вариантов здесь может быть несколько:

  • покупка транспортных средств для вновь организованного хозяйствующего субъекта;
  • приобретение грузовиков на правах лизинга;
  • аренды автотранспорта у других предприятий.

Каждый из предложенных вариантов имеет свои положительные и негативные стороны. В первом случае потребуются большие вложения часто неподъемные для нового предприятия. На практике обычно все рассматриваемые варианты комбинируются и применяются в зависимости от состояния финансов.

Второй не менее важный вопрос: грамотная организация хранения и обслуживания техники, а также обеспечение производственного процесса всем необходимым. Даже относительно небольшой автопарк требует постоянного и бесперебойного снабжения горюче-смазочными материалами, запасными частями и комплектующими. От состояния техники зависит результативность работы предприятия.

Рентабельность логистической фирмы во многом зависит от объемов перевозимых грузов. Одна из основных задач менеджмента состоит в поисках выгодных заказов и работе с подрядчиками. Для достижения успеха необходимо плановое развитие компании, выход на новый уровень всегда сопряжен с поиском нестандартных решений. Особая сфера – финансы, оптимальное их использование позволит удержаться на плаву и добиться устойчивого положения на рынке.

Для развернутого ответа на вопрос: как открыть логистическую компанию объема данной статьи явно недостаточно. Однако основные вопросы организационного и технического характера рассмотрены. Для достижения успеха в сфере логистики учредителю компании необходимо правильно расставить приоритеты в своей деятельности, подобрать квалифицированный персонал и укомплектовать техническую и материальную базу современными средствами.

Только при выполнении всех перечисленных условий возможно успешное закрепление логистической компании в этом сегменте рынка и ее поступательное развитие.

twtconsult.com

Логистика меняет структуру бизнеса | Клуб Логистов

Логистика меняет структуру бизнеса© ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru

Сегодня на российском рынке сложилась очень интересная тенденция. Она заключается в том, что производственные, торговые, дистрибьюторские компании начинают выделять свои логистические подразделения в самостоятельные структуры, способные предоставлять логистические услуги не только материнской компании, но и на сторону. Чем вызвана тенденция и что за ней стоит? Насколько она повлияет на характер логистического рынка страны? В чем преимущества таких новоявленных логистических операторов и есть ли у них будущее? На эту тему рассуждают ведущие эксперты

Эта тенденция означает неминуемое усиление конкуренции

Тенденция компаний к выделению логистики в отдельную структурную составляющую в России заметна и связана, на мой взгляд, с несколькими моментами.

Во-первых, это, безусловно, привлечение дополнительных денежных средств в организацию. Если логистические мощности компании позволяют без ущерба для основного производства заработать дополнительные деньги, то почему бы не использовать такую возможность?

Кроме того, выделение логистики в отдельный бизнес, логистическое обслуживание «сторонних» клиентов позволяет наработать опыт в своей отрасли, что помогает повысить качество логистического обслуживания и самой материнской компании.

Помимо этого, общего для всех интереса, есть еще один, характерный далеко не для всех компаний. Некоторые фирмы приобретают чужой продукт, перевозят его в другие регионы, где продают под своей маркой. Конечно, «своя» логистика позволяет повысить безопасность такой деятельности.

У компаний, изначально бывших логистическими подразделениями, а теперь вышедших на логистический рынок, есть некоторые преимущества перед профессиональными операторами. Такие новички хорошо понимают специфику отрасли, в которой работает материнская компания. Поэтому, по крайней мере, в «своей епархии» они могут предоставлять более качественные услуги. Помимо этого, на поставщика логистических услуг, выделившегося из старой, известной компании, работает хорошая репутация «родителя». Ему как представителю проверенной марки доверяют больше, чем логистическому оператору, только что вышедшему на рынок.

В настоящее время логистика в России постепенно выходит на новый качественный уровень. Без сомнения происходящее сейчас в различных компаниях выделение логистики в отдельный бизнес еще более подстегнет этот процесс. В первую очередь потому, что на рынке логистических услуг усилится конкуренция. Компании станут больше бороться за клиента, искать способы повысить качество своих услуг. Причем усиление конкуренции будет происходить на фоне усиления структурированности логистического рынка. Логистические операторы, выделившиеся из крупных отраслевых компаний, смогут предложить клиентам такой уровень услуг, который учитывал бы нюансы данной отрасли. Это в свою очередь существенно «поднимет планку» услуг, предлагаемых на рынке

Главная причина – необходимость специализации

Мария КанаеваМария КанаеваНачальник отдела логистики Lanxess АО «Байер»

На первый взгляд тенденция компаний создавать на базе своих логистических подразделений полноценные структуры, способные оказывать логистические услуги на сторону, выглядит довольно странно. Ведь сейчас мы наблюдаем бум предложений со стороны логистических операторов. Их число постоянно растет. Однако уровень передачи собственной логистики на аутсорсинг в России очень далек от европейского или, например, американского. Представители логистических компаний объясняют сложившуюся ситуацию относительной недальновидностью своих коллег-логистов из крупных компаний-производителей и торговых фирм. Они полагают, что инвестиции в развитие собственных отделов логистики – это скорее пережиток советского прошлого, когда у каждого завода был собственный транспортный цех.

Однако компании, которые выделяют свою логистическую функцию в качестве второй профильной, говорят о других причинах. И прежде всего – о характере предоставляемых логистическими операторами услуг. Дело в том, что эти услуги по своему уровню не отвечают требованиям потребителей. Операторы, как правило, предлагают некий стандартный пакет, ориентированный на «массового» клиента, прежде всего на FMCG-сектор. Если же товар обладает определенной спецификой, использование стандартного пакета неэффективно или даже невозможно.

В принципе крупные логистические операторы готовы пойти навстречу владельцу такого специфичного груза. Но в этом случае речь будет уже идти о специальном проекте со всеми вытекающими последствиями, прежде всего – с особой ценой. Кроме того, на разработку и запуск специального проекта требуется время, в течение которого потребность компании в логистических ресурсах может измениться в ту или иную сторону. То есть мало разработать логистическую модель совместно с оператором – надо еще определиться со стратегией компании и сделать достаточно точный прогноз. Наконец, для достижения оптимального результата сотрудники компании должны передать оператору собственные знания о товаре, его особенностях, о трудностях, возникающих в силу этих особенностей. Тут же встает вопрос, зачем это делать, если в штате компании имеются собственные сотрудники, уже владеющие необходимыми знаниями? Тем более что при всем желании передать за довольно короткое время информацию в полном объеме невозможно.

Каждая отрасль специфична и предъявляет уникальные требования как к организации производства, так и к построению логистических процессов. Не бывает логистики «вообще», «среднестатистической» логистики. А проблема нынешних логистических операторов состоит в том, что они предоставляют услуги «вообще», складские площади «вообще», без учета требований клиента к особым температурным условиям, условиям хранения, условиям работы складов и пр. В то же время на Западе разделение логистики по специализации существует уже давно. Появились термины «логистика химии», «логистика фармацевтики» и т. д.

Так, химическая промышленность всегда имела специфику, поэтому логистика химии представляет собой достаточно обширную область, захватывающую все функциональные сферы: от производства до складирования. Особенности логистики химии обусловлены свойствами продукта: он требует специальной упаковки, особого режима транспортировки. Для производства, фасовки и загрузки такой продукции необходимо иметь специально оборудованные площади и обученный персонал, постоянно контролировать соблюдение техники безопасности. Такая мелочь, как плохо отмытая цистерна или цистерна, прошедшая обработку не тем реактивом, который требовался, может в лучшем случае обернуться забраковкой 22 т продукта, а в худшем – взрывом. Это же касается и дополнительного оборудования: шлангов, пистолетов и пр. Даже запах, остающийся после транспортировки иного химматериала, делает трак непригодным для перевозки товаров другого вида.

Таможенное оформление химикатов также представляет собой целый комплекс проблем. Сегодня в России совсем немного таможенных постов, умеющих грамотно проводить оформление химической продукции: это и проверка правильности заявленного кода, определяемого порой по очень специфическим параметрам, таким как гидроксильное число или процентное содержание стирола, и подтверждение химсостава, и проверка на спиртосодержание. Все это как минимум требует базовых знаний в области химии. Стоит ли говорить о том, какая квалификация требуется от таможенного брокера при работе с такой продукцией.

Логистика химии также предъявляет свои требования к технологии хранения. Тут уже на этапе приемки товара возникают значительные технологические трудности. Особенно когда речь идет о поставке наливом и возникает необходимость в раскачивании цистерны. Для этого требуются подготовленные и прошедшие лабораторную проверку контейнеры, оборудование, специально подготовленная площадка (в случае вероятности токсичных испарений). В требованиях, предъявляемых к складам, особое внимание следует уделять вопросам совместимости того или иного вида продукции, поддержания температурного режима, мерам противопожарной безопасности, специальным способам пожаротушения.

Даже документооборот при продаже химикатов имеет свои особенности: это относится как к товаросопроводительным документам на опасные грузы, так и к особым формулировкам в контракте. Таким образом, мы видим, что логистика химии имеет ряд своих специфических задач и длинный перечень проблем. А кто из логистических операторов может сегодня предложить их эффективное решение? Реального предложения на рынке пока нет.

В этих условиях наиболее вероятны два варианта заполнения пустующей ниши: приход иностранных компаний и взращивание собственных логистических структур. Так, компания Chemion («Кемион»), являющаяся дочерним предприятием концерна «Байер», была создана на основе отдела логистики «Байера». И этот опыт очень позитивный. Сотрудники новой компании уже хорошо знали, какой именно сервис и какого уровня требуется логистам-заказчикам и какие возможности по выполнению их требований есть у логистических служб заводов. Таким образом, «Кемиону» удалось заполнить имеющийся вакуум в логистическом сервисе. Правда, замечу, что эта компания ориентирована на Европу и на российском рынке не работает. Вполне возможно, что одна из ведущих отечественных компаний, специализирующаяся на химической промышленности, сумеет повторить удачный опыт «Кемиона»

Бум услуг «нового формата» начнется через 2–3 года

Сергей МалышевДиректор департамента логистики компании «Евросеть»

Указанная тенденция вызвана в первую очередь тем, что на рынке сейчас наблюдается дефицит предложения качественных логистических услуг, которые можно было бы получить за приемлемые деньги. Больше других в выделении своей логистики в отдельный бизнес заинтересованы компании со специфической логистикой, обслуживать которую у операторов в 3–4 раза дороже, чем собственными силами. «Новые» логистические операторы, на мой взгляд, наиболее гибко подходят к работе с внешними клиентами, быстрее реагируют на их запросы, могут предложить свои ноу-хау в логистике, основанные на опыте обслуживания материнской компании.

Думаю, что в короткой перспективе этот тренд несущественно повлияет на рынок. Но если заглянуть чуть дальше в будущее, уверен, что именно выделенные из отделов логистики компании приобретут большую часть рынка логистических услуг. Для этого им необходимо отстроить сеть складов, закупить парк ТС, наладить бесперебойное снабжение на большие и средние расстояния. С учетом того, что строительство складов занимает много времени, то бум услуг «нового формата» начнется через 2–3 года.

В холдинге «Евросеть» логистическое подразделение выделено в обособленную компанию «Евросеть-логистик» с 1 января 2006 года с целью логистического обслуживания холдинга, а также привлечения на обслуживание сторонних клиентов. Сейчас по территории России функционируют 59 подразделений ЗАО «Евросеть-логистик», имеющих самую широкую зону покрытия в стране. В прошлом году ЗАО «Евросеть-логистик» получило сертификат ИСО 9001:2000 по всем видам оказываемых услуг (ВЭД, складское хозяйство, транспортное хозяйство и управление товарным запасом). Компания приобрела земельный участок в 2,5 км от МКАД по Киевскому шоссе и планирует строительство логистического комплекса (склад класса А) площадью 75 тыс. м2. Ввод первой очереди в 20 тыс. м2 ожидается в конце 2008 года.

В Москве это пилотный проект, в дальнейшем компания планирует построить сеть складов по всей территории РФ в городах с населением свыше 1 млн человек.

Мы начали закупку собственных фур для оказания нашим клиентам качественного транспортного обслуживания. Планируем ориентировать свои услуги на компании, которые занимаются ритейлом электроники, быстро дешевеющей компакт-электроники и которые в данный момент нуждаются в квалифицированном, качественном логистическом обслуживании по приемлемым ценам

Наш опыт выделения логистики в отдельное направление прошел успешно

Олег ШелякинДиректор по логистике Группы компаний «Фудлайн»

Более чем 10-летний опыт работы петербургской «Внешнеторговой фирмы «Фудлайн» показал, что высокая эффективность цепочки поставок товаров является основным конкурентным преимуществом компании. При этом требования к логистике растут постоянно, особенно с приходом на рынок российских и иностранных розничных сетей. Учитывая это, наряду с развитием собственной системы логистики было принято решение проработать вопрос об оказании услуг в области логистики как отдельном направлении деятельности.

Проведя анализ, мы обнаружили острую нехватку складов класса А в Санкт-Петербурге, а также растущую потребность в услугах в сфере складирования, комплектации заказов и доставки товаров. В то же время появилось понимание того, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные компании.

В июне 2005 года мы открыли транспортно-логистический комплекс «Terra Logistica» в Санкт-Петербурге, а в апреле этого года – в Москве. Оба комплекса предназначены для хранения и обработки продуктов питания с различными температурными режимами: замороженные (–22 °С), охлажденные (+2–6 °С) и обычного хранения. Для решения этих задач комплексы оснащены современным холодильным и стеллажным оборудованием, погрузочной техникой и специализированной системой управления складом. Комплексы оказывают услуги по формированию, подбору, комплектации и доставке заказов. Структурно это самостоятельные компании, нацеленные на решение специфических логистических задач внешних потребителей.

Выбрав дополнительное направление деятельности, мы вышли на качественно новый уровень работы с нашими партнерами. Это позволило нам сотрудничать в тех областях, которые до этого не рассматривались, и создавать новые совместные логистические проекты

Нужно определяться уже сегодня

Алексей ЛарионовСтарший консультант компании Aldata Solution LLC, руководитель направления WMS в России, к. э. н.

Некоторые фирмы специально закладывают избыточные мощности в свои логистические инфраструктуры для того, чтобы иметь возможность оказывать услуги сторонним клиентам по хранению, разбиению и комплектованию партий, перемаркировке и перефасовке товара и т. п. Суть деятельности от этого не меняется: тот же товар, те же склады и транспорт. Принципиально изменился акцент: теперь логистика не только затратная часть, теперь она может генерировать прибыль. Особенно это заметно в таких секторах, как производство и дистрибуция товаров, требующих специальных режимов хранения и транспортировки: пищевая продукция глубокой заморозки (мясо, рыба, овощи), пищевая продукция категории fresh и скоропортящаяся продукция (например, молочная), химическая продукция (фармпрепараты, вредная химия, опасные вещества), акцизная продукция. Здесь ноу-хау и технологии приобретают ключевую роль, поэтому указанная тенденция может воплотиться наиболее успешно. Логистика в этом случае становится второй профильной функцией. На основе отдела логистики такой компании может появиться полноценный логистический провайдер (иногда выделенный в отдельную компанию), обслуживающий свою нишу в соответствии со специализацией материнской компании. Стоит заметить, что в данном случае мы говорим о нишевом, узко специализированном бизнесе, доля которого не превышает 20% от общего потока грузов и товаров в стране. Тенденции в этом бизнесе не могут быть отнесены на массовый сектор.

Для массового сектора, дистрибьюторов категории FMCG и commodity (к которым относятся 90% ассортимента гипер- и супермаркетов) эта тенденция носит несколько иной оттенок. Она является серьезным сигналом для дистрибьюторов, которым пора осознать, что их бизнес – это и есть логистика, и принимать для себя стратегическое решение о трансформации в другую форму бизнеса, 3PL-услуги широкого спектра (а это связано с немалыми инвестициями и серьезной реструктуризацией).

Производители товара будут стремиться охватить все большую часть цепочки создания добавленной стоимости и займутся собственным маркетингом и продажами, лишив дистрибьюторов этой функции, а значит, части цепочки добавленной стоимости. Клиенты, в основном крупные торговые сети, будут ужесточать требования по уровню обслуживания, надежности процессов, физических характеристик грузов и товаров (например, качество паллетизации, групповой и индивидуальной упаковки). В большинстве случаев клиенты будут стремиться сокращать свои издержки на логистику до минимума, переходя на «безлюдные» технологии управления запасами и логистики (управления сетью поставок). Стандартным примером такого подхода являются, например, технологии EDI (electronic data interchange – электронный обмен данными), автоматизированные системы CRM (customer relationship management – управление отношениями с клиентами), VMI (vendor managed inventory – запасы клиента под управлением поставщика), CMI (customer managed inventory – запасы поставщика под управлением клиента) и т. п. Дистрибьютор как таковой перестанет существовать. На его место придет логистический оператор с инфраструктурой и технологиями, позволяющими эффективно обрабатывать значительно большие объемы грузов. Те дистрибьюторы, которые вовремя не озаботились вопросами инфраструктуры и технологий, попросту выйдут из игры, их заменят западные и российские логистические операторы

Тенденция очевидна, но вряд ли положительна

Анатолий Буренков Руководитель транспортного отдела ОАО «Царицыно

Тенденция с выделением логистической и транспортной составляющей компаний в отдельный бизнес есть, и она не вызывает удивления. Безусловно, нормальный хозяин хочет максимально использовать имеющиеся у него ресурсы, не допускать простоев. И если у него есть возможности зарабатывать дополнительные деньги с помощью своих логистических и транспортных подразделений, то он их использует. Другое дело, будет ли его устраивать процент прибыли. Если процент прибыли от основного бизнеса сопоставим с прибылью от сдачи в аренду части его склада или транспорта, то есть прямой смысл в таком дополнительном заработке. В противном случае вряд ли нормальный владелец компании будет отвлекаться на побочный бизнес. Он скорее согласится продать простаивающие мощности.

В целом, на мой взгляд, более правильным путем является развитие крупных профильных транспортно-логистических операторов. Каждый должен заниматься своим делом. Когда производитель продуктов питания взваливает на себя обязанности транспортно-логистической компании, это не лучшим образом скажется и на производстве, и на логистике и транспорте. Единственным плюсом «непрофильных» поставщиков транспортно-логистических услуг можно было бы назвать более низкие цены. Но, на мой взгляд, серьезный, крупный производитель будет сотрудничать только с известным на рынке высокопрофессиональным перевозчиком

Пусть логистическим обслуживанием занимаются профильные компании

Петр Маленко Управляющий Торгового дома «Иней»

На данный момент нет достаточных оснований говорить о тенденции к выделению логистики в компаниях в отдельный бизнес. Во всяком случае применительно к производству мясопродуктов. Безусловно, какие-то компании выделяют свои логистические подразделения в отдельные структуры, «заточенные» не только под логистическое обслуживание головной компании, но еще и под зарабатывание денег, но ни мы, ни наши ближайшие конкуренты в Петербурге не осуществляют такую практику.

Выделение логистики в отдельный бизнес может быть тактическим шагом, когда компания строит собственный терминал (это выгоднее, чем арендовать чужой). Прежде чем терминал будет достроен и станет использоваться владельцем по назначению, какое-то время его площади будут простаивать. Тогда есть прямой смысл сдать их в аренду.

Вообще за рубежом в конце концов пришли к практике, когда логистическим обслуживанием занимаются профильные компании. Производители производят, логисты и транспортники развозят и хранят – и делают это хорошо. По идее в России тоже должны перенять такой опыт.

 

logist.ru