7 лучших книг по менеджменту и бизнесу. Менеджмент и бизнес


ТОП-7 книг в области менеджмента, бизнеса и лидерства.

Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник (П. А. Павленко).

Владение искусством управления бизнесом делает его успешным и рентабельным, формирует правильные позиции в цепочке «руководитель – подчиненный», расставляет приоритеты в применении эффективных управленческих методик. Создать бизнес – не самая сложная задача. Важно понять правила и законы, по которым происходит его функционирование, предвидеть трудности на этапах развития компании и своевременно их скорректировать.

В процессе ведения бизнеса руководитель применяет различные методики, компьютерные программы, профессиональные знания и навыки – базовые основы, помогающие ему добиться эффективного управления. С ростом компании должен расти и руководитель, совершенствуясь в различных сферах управленческого искусства.

Где черпать знания? Для личностного роста и безупречного владения техникой управления нужно посещать семинары, лекции, изучать вебинары, использовать советы специалистов. А еще необходимо читать лучшие книги по бизнесу, внедряя в жизнь стратегические методики управления, доказавшие свою эффективность в мировой практике.

Итак, Вашему вниманию топ-7 лучших книг по менеджменту и бизнесу по версии Александра Фридмана, которые он рекомендует к прочтению в своем вебинаре «Менеджмент: результат вместо оправданий»

Стратегический менеджмент:

Игорь Анософф «Стратегическое управление»

Эта книга написана американским профессором, специалистом по методам управления промышленными корпорациями Игорем Анософфым и выпущена в 1979 году. Автор перевернул понятие о стратегическом менеджменте, внес значимый вклад в основные понятия теории управления.Главная идея издания – исследование поведения корпораций в кризисных, сложных ситуациях, – особой среде, называемой автором «турбулентной». Книга открывает суть инновационной методики, принципы ее организации в современной компании. Автор подчеркивает, что большинство современных методов рассматривают усредненные качества компании, не затрагивая трудности, возникающие на пути ее развития. Книга охватывает теоретические, практические, современные аспекты управления компанией, дает читателю четкие понятия об основной сути и направлениях стратегического менеджмента.

Три лучшие книги о лидерстве Владимира Тарасова:

«Искусство управленческой борьбы»

Книга не имеет аналогов и открывает уникальные основы лидерства, позиционной борьбы, применяемые в деловой и обычной жизни человека. Основная цель автора – раскрыть методы успешного ведения борьбы для удержания позиций управления. Материал рассчитан не только на людей, имеющих отношение к бизнесу. Книга будет интересна предпринимателю, политику, учителю, руководителю любого ранга и станет любимым изданием для многих читателей.Владимир Тарасов приводит примеры из учений Древнего Китая, раскрывает секреты управленческих методик на личном опыте. Автор учит не только побеждать, но и правильно уходить от ненужной борьбы в ситуациях, где противостояние может навредить обеим сторонам. В книге затронуты принципы выбора между борьбой и сотрудничеством, правила избрания противников или союзников.В. Тарасов открывает читателю уникальные способы удержания и техники перехвата управления, раскрывает основы эффективных методик ведения управленческой борьбы, приводя примеры простых и сложных приемов, стратагем. Книга является оригинальной «философией жизни», умело сочетает современный менеджмент с мудростью древних традиций, показывает, что такое лидерство и учит достойно выходить из конфликтов, которыми сегодня так насыщена жизнь активного человека.

«Технология жизни. Книга для героев»

Книга небольшая по объему, но раскрывает основные понятия о предназначении человека, управлении и власти, затрагивая основные стратегии мира и вражды, дружбы и ненависти. В основе материала лежат древние китайский истины, отображенные через призму видения и восприятия мира автора – человека интересного и неординарного.Владимир Тарасов открывает читателям простые истины существования и борьбы, утверждая, что по жизни нужно идти осознанно, – зная направление пути и имея мощную основу – цель. Автор учит руководителя правильно относиться к трудностям, грамотно формировать свое отношение к развитию событий и побеждать сложности.Великие фразы и мысли автора, которые сегодня стали «крылатыми», употребляют даже те, кто никогда не читал книгу, а просто услышал точные цитаты из уст другого человека. «Горизонтальная карьера, борьба за прошлое, дорога к жизни, радость неудач» – если вы неоднократно слышали эти выражения, но не знакомы с первоисточником – сегодня же начните читать эту интереснейшую книгу!

«Русские уроки японских коанов»

Книга является бестселлером, уникальным источником управленческой мудрости и основана на описании кратких историй и притч, имеющих глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем суть древних преданий и мыслей, размышление над которыми приводит к озарению, извлечению из древнекитайских коан истин, основ эффективного управления.Владимир Тарасов открывает секреты китайских мастеров дзен, которыми можно воспользоваться для достижения личных задач и бизнес-целей. В лучшие книги о лидерстве несомненно входит это издание – оно является точной инструкцией к методичному управлению бизнесом. На основании простых истин последователей китайской культуры автор описывает основы нравственности, этичного поведения в бизнес-среде, говорит о существование тонкой грани, которую нельзя преступать человеку.В книге прописаны базовые тезисы моделей русского подхода к системе управления бизнесом. Автор пытается побудить русского читателя с другой стороны посмотреть на собственную жизненную позицию и рассмотреть в ином ракурсе отношения между людьми, взяв за основу японские коаны.

Лучшие книги по менеджменту:

Генри Минцберг «Структура в кулаке»

В категорию «Лучшие книги по менеджменту и бизнесу» входит именно это издание. Книга рекомендована к прочтению тем, кто интересуется организацией предприятий и желает получить четкую инструкцию по проектированию и созданию организационных структур.Автор открывает читателю базовые механизмы формирования предприятия, основы корпоративного строительства, дизайна компании и подробно рассматривает структуру стандартной организации. Книга подчеркивает необходимость внедрения в программу построения организации должностных позиций, создания иерархических отношений, а также обязательного учета информационных связей, планирования, контроля и своевременного применения управленческих инструментов взаимодействия на каждом этапе формирования компании.Позиции автора в отношении параметров предприятия базируются на научных исследованиях, реальных примерах. Взгляды Г. Минцберга способствуют формированию у человека совершенно нового мировоззрения: инновационные методики, точная формулировка терминов, верно расставленные акценты, подчеркивающие глубокий смысл всего материала, в корне меняют заложенные основы управления компанией.

Джон П. Коттер «Впереди перемен»

В основе книги – исследования профессора Гарвардской школы Джона Коттера. На протяжении 25 лет автор проводил анализ методов перестройки организаций и выявлял причины их неудачной трансформации. Материал раскрывает новаторский подход профессора в отношении восьми стадий преобразований и перемен, которые могут применяться для компаний любого уровня.Автор подчеркивает острую необходимость реформ внутри компаний, предлагает главенствующим звеньям организаций инновационные методики ролевых моделей для успешного соперничества, основанные на наработанном опыте. Профессор выделяет основные ошибки, возникающие в процессе организационных перестроек и предлагает алгоритм из 8 этапов для правильной реформы с обязательным соблюдением их очередности.Как достичь успеха в 21 веке? Вот главный вопрос, ответы на который заложены в основу книги. Автор призывает руководителей к гибкости корпоративной культуры, готовности системы менеджмента компаний к переменам, внедрению в основы деятельности организации новаторских методов работы. В книге описаны практические советы и выдающиеся идеи профессора, предназначенные для руководителей, внедряющих в собственные компании эффективные планы реформ.

Джини Даниэль Дак «Монстр перемен»

Если общеизвестные законы ведения бизнеса не приносят эффективных результатов, самое время для глобальных перемен! Книга наглядно отображает факторы, мешающие компании измениться, показывает методы борьбы с «монстрами», которые не дают организации возможности сломить устоявшиеся правила.Автор рассказывает о необходимости внесения перемен в компанию, выделяя пять преобразований, движущих всем процессом реструктуризации. В книге приводятся два примера: удачных и неудачных перестроек компании, тем самым предоставляя возможность читателю рассмотреть в деталях сложности, и сформировать собственные варианты их решения.Автор не учит, как бороться с устоявшимися правилами организации. Книга предупреждает читателя об их существовании, дает возможность на реальных примерах выбрать для себя подходящую стратегию для внедрения перемен, подобрав соответствующее «оружие». Информация будет полезной для руководителей и простых людей, которые не сталкивались с проблемой перемен в работе, бизнесе или жизни, но хотели бы применить действенную практику реформ в реальности.

Полезные статьи и материалы:

Поделиться в социальных сетях:

Зарегистрироваться

premiummanagement.com

Бизнес идеиБизнес и менеджмент

Бизнес и менеджмент являются тесно и крепко связанными между собой понятиями, ведь само предпринимательство просто невозможно без определенного должного администрирования и организации четкой структуры. По сути, менеджмент представляет собой умение управлять и руководить, то есть это определенная разработка и моделирование для более эффективного и максимального управления, а также для контроля над всей системой. Понятие самого менеджмента возникло в США в 1930 году, менеджмент ориентирован на процесс бизнеса, при учете государственной и коммерческой структуры организации. Менеджмент в бизнесе представляет собой сложную производственную науку, а сама теория управления основана на методах анализа, которые необходимы при использовании методов управления для достижения определенного результата. Такие рекомендации и методы не являются абсолютными правилами и рецептами, ведь проведение бизнеса зависит от очень многих условий и обстоятельств. Одним из таких условий является достижение цели при минимальной затрате, то есть адекватность используемых методов в среде функционирования предприятия. Методы маркетинга и менеджмента при рыночной экономике должны обеспечивать запланированные результаты при определенной затрате и при должной работе сотрудников. Система заключается в умении руководителя владеть искусством самого управления в конкретной данной ситуации.

Функции управления и менеджмента: 1. Управление любым бизнесом для увеличения его эффективности2. Управление составом менеджеров3. Управление всеми работниками и всеми аспектами проведения этой работы

В любом бизнесе важен системный подход, потому что каждая компания это сложная система, состоящая из многих разных частей, а каждая такая часть имеет свои цели, которые вместе составляют общую единую цель. Эффективность компании и устойчивость зависит не только от ее владельца, просто весь контроль над компанией не под силу одному человеку, а основа всей такой работы лежит на менеджерах помогающих работе руководителя. Основная работа лежит на менеджере среднего звена, то есть на мидл-менеджере (по-английски middle – это средний), это самое решающее звено, но и самое проблемное. Задача их состоит в передаче целей организации к самим продавцам и менеджерам общающимися непосредственно с покупателем, это звено еще иногда называют «сержантами» бизнеса. Они являются незаметной, но незаменимой деталью в общем процессе ведения бизнеса любого уровня. При передаче основного указания от руководителя к работнику просто необходимо промежуточное звено, а при отсутствии которого, перестали функционировать немало предприятий во всем мире. То есть связь бизнеса и менеджмента, то есть цепочка производство-реализация очень тесная, потому что оба такие понятия не могут существовать друг без друга. Просто над рядовыми менеджерами необходим постоянный контроль в виде менеджера среднего звена, который является «сержантом» необходимым для осуществления контроля. Лидер компании сможет решать такие вопросы и сам, но при крупной организации он просто не сможет охватить весь объем, поэтому в бизнесе современном важен и незаменим менеджмент. Менеджер среднего звена это можно сказать целое искусство, в принципе это и главный сотрудник и одновременно небольшой начальник, работа такая на самом деле очень сложна, поэтому текучесть кадров этого звена очень высокая. Основные методы и принципы менеджера это не делать все самим, а возлагать все задачи на подчиненных, при этом важно использование стимулирования и мотивации подчиненных, а также контроль над их психологией. Управление организацией на каждом уровне это сложнейшая система, при которой должен осуществляться контроль над долей рынка, за требованиями клиентов, качественности продукции и за ценовой политикой в соответствии с ценами конкурентов. Также в этом необходимо соблюдение репутации самой организации, и решение других многих проблем, естественно ни один руководитель и его прямые заместители с этим не справятся. Поэтому так сложилось, что необходимы как минимум три промежуточных звена, как при реализации, так и производстве, то есть, необходимы при этом сами менеджеры. Первое звено нужно для получения конкретной задачи, а второе звено необходимо для грамотного надзора над исполнением задачи выполняемой третьим звеном. Каждый уровень должен обладать соответствующими знаниями и иметь надлежащие способности, удовлетворяющими структурно-функциональному методу позволяющему достичь максимальных целей. То есть связь любого бизнес процесса и менеджмента является очень тесной, ни один производственный процесс просто не сможет существовать без определенной организации и использования менеджеров при достижении любой цели.

Раздел: Теория

Источник: BePrime.ru

beprime.ru

Менеджмент в малом бизнесе

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Государственный Университет Управления

.

Курсовая работа по курсу «Теория управления»

на тему: «Менеджмент в малом бизнесе»

Выполнила студентка

Института Национальной и Мировой Экономики

по специальности: предпринимательство II- 2

Е.М. Старостина

Москва 1999

Содержание:

Введение

1.Уровень менеджмента и квалификации персонала

2. Состояние менеджмента в малом бизнесе

3. Квалификация кадров

4. Будут ли руководители российских предприятий учиться менеджменту?

4.1. Факторы, влияющие на формирование спроса в менеджмент - образовании.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще," управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

· изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

· производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

· управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.

Уровень менеджмента и квалификации персонала

Отличительная черта малого предпринимательства

Уровень менеджмента и квалификации кадров - ключевые факторы определяющие успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.

Состояние менеджмента в малом бизнесе.

Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Прежде всего это относится к первому лицу.

Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей, совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются напрямую к изготовлению продукции.

Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от числа ответивших)

Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу, особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около 55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными функциональными обязанностями.

Какие же проблемы наиболее типичны для менеджмента в малом бизнесе? Самыми распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития (таблица №2). По данным производившегося опроса, на каждом втором МП на них указывают их руководители, а также руководители служб сбыта/ маркетинга.

Таблица №2. Проблемы менеджмента в малом бизнесе (в % от числа ответивших).

Анализ внешней среды - одна из наиболее сложных сфер управленческой деятельности, требующая переработки больших массивов разнородной информации и учета факторов прямого (характер и состояние рыночных отношений, хозяйственные связи фирмы, регулирование предпринимательской деятельности) и косвенного воздействия (общеэкономические и общеполитические). Объективно возможности предпринимателей в проведении такого анализа лимитированы нехваткой соответствующих опыта и квалификации, а также необходимой информации и времени.

Различные опросы руководителей МП показывают близость основных источников формирования управленческих кадров. Так, собственно управленческой деятельностью занимались ранее лишь 1/3 нынешних руководителей, примерно столько же были инженерно - техническими специалистами. Каждый десятый - рабочий, учащийся или студент. Таким образом, управленческая деятельность стала новой для значительного числа предпринимателей, при этом подавляющему большинству пришлось осваивать практически с нуля методом проб и ошибок. Отрицательно влияет на эффективность менеджмента и то, что лишь 1/5 руководителей имели предыдущий опыт работы в частном секторе - кооперативах, частных фирмах.

Отсутствие соответствующей подготовки и необходимого опыта в области менеджмента приводит к тому, что 1/3 руководителей предприятий МП не в состоянии сформировать эффективную структуру управления, контроля за выполнением поставленных задач и стимулировать продуктивную работу подчиненных. Неслучайно каждому пятому предпринимателю и менеджеру не хватает времени на решение стратегических вопросов. В реальности, конечно, руководителей, серьезно разрабатывающих стратегию бизнеса, меньшинство.

Убедительным примером недостаточного уровня квалификации менеджеров в малом бизнесе является то, что такие основополагающие понятия менеджмента, как бизнес - план проекта, знакомы далеко не всем. Например, по данным опроса по программам поддержки предпринимательства, только каждый шестой предприниматель в Республике Коми, каждый пятый - в Ивановской области и каждый третий - в Тульской области хорошо знали требования, предъявляемые к разработке бизнес - проектов.

Непроработанность стратегии бизнеса приводит в лучшем случае к интуитивному принятию решений на основе опыта руководителя вместо их подготовки путем экономического анализа и сравнения положения фирмы в настоящий момент с желаемой и подкрепленной многовариантными расчетами позицией в будущем.

mirznanii.com

мини-МВА и полный курс обучения в РАНХиГС

MBA (Master of Business Administration, МБА) представляет собой программу дополнительного к высшему профессионального управленческого образования в сфере менеджмента, признанного во всем мире. Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, руководителей высшего звена. Продолжительность обучения в среднем составляет 2 года. За этот период студенты овладевают необходимыми фундаментальными знаниями в области бизнеса, управления и делового администрирования. Одно из условий поступления на программу – наличие высшего образования. Получение диплома MBA дает его обладателю значительные карьерные преимущества, оказывает существенное влияние на профессиональные перспективы и рост заработной платы.

О чем нужно помнить при выборе

При выборе программы необходимо учитывать наличие у школы международной аккредитации, которая подтверждает высокое качество проведения курсов MBA. Также следует обратить внимание на рейтинг программ в российских и зарубежных бизнес-сообществах, а также на наличие у бизнес-школы налаженных международных контактов.

Преимущества получения образования в РАНХиГС:

  • РАНХиГС является родоначальником обучения бизнесу в стране. Впервые программы МВА в Академии были открыты еще в 1999 г.
  • Сегодня Президентская академия стала одним из признанных лидеров, подготавливающих менеджеров высшего уровня для российских организаций и предприятий.
  • Большая часть программ образования MBA и ЕМВА в РАНХиГС имеют аккредитации престижных ассоциаций мира.
  • Президентская академия обладает широкими международными связями с ведущими зарубежными университетами, включая Гарвардский, Кингстонский и Стэнфордский, Университет Дьюка и другие учебные заведения Великобритании, Франции и Германии.
  • Программа MBA в РАНХиГС дает возможность слушателям курсов получить сразу два диплома об образовании: один от Академии и другой от одного из престижных европейских или американских университетов.

Перечень программ МВА РАНХиГС

Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА):
Институт общественных наук (ИОН):
Факультет «Высшая школа корпоративного управления» (ВШКУ):
Факультет «Высшая школа финансов и менеджмента» (ВШФМ):
Институт экономики, математики и информационных технологий, Центр «Школа IT-менеджмента»:
Факультет финансов и банковского дела (ФФБ):
Институт государственной службы и управления (ИГСУ):
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ):
Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» (ИММ):
Международный центр программ и проектов в бизнес-образовании

www.ranepa.ru

О факультете – Факультет бизнеса и менеджмента – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет бизнеса и менеджмента создан решением ученого совета ВШЭ 30 января 2015 года. Его созданием завершился процесс укрупнения факультетов, начатый за год до этого.

Почему понадобилось создавать объединенный факультет

В состав нового факультета вошли три школы, бывшие ранее самостоятельными факультетами — Школа бизнеса и делового администрирования (прежде факультет менеджмента), Школа логистики (факультет логистики) и Школа бизнес-информатики (факультет бизнес-информатики). Это сочетание не случайно. Решение управленческих, логистических, маркетинговых задач сегодня требует владения современными информационными технологиями.

Когда родителей, а тем более бабушек и дедушек сегодняшних молодых людей, работающих в бизнесе, спрашивают, кем работают их дети или внуки, нередко можно услышать: он или она «работает на компьютере». Это забавный ответ, но он недалек от истины. Будущая профессиональная деятельность выпускников программ «Менеджмент» или «Логистика» действительно неразрывно связана с использованием различных информационных систем 

 

Верно и другое: все информационные системы создают и эксплуатируют люди, работающие в командах, и проблема управления такими специалистами (обычно это молодые, динамичные, амбициозные творческие люди) имеет свою специфику. Иначе говоря, у тех, кто занимается информационными технологиями, имеется много перспективных задач, которые возможно реализовывать, например, с коллегами с кафедры управления человеческими ресурсами

Возможности студентов

Ассортимент курсов, которые предлагаются студентам факультета позволяет привлечь к преподаванию и исследованиям больше ярких специалистов, которые прежде работали с более узкой аудиторией. Между тремя школами в рамках факультета установлен интенсивный обмен — курсами, преподавателями, экспертами, бизнес-контактами, идеями.

 Мы это делали и раньше, но все-таки имеется один психологический момент: если у вас есть классный эксперт из отрасли, вы прежде всего будете предлагать его «своим» студентам. А теперь понятие «свои» расширяется — «своих» студентов на нашем факультете становится гораздо больше

От «репертуарного театра» к «антрепризе»

Факультет представлен четырьмя образовательными программами бакалавриата и пятнадцатью программами магистратуры. В 2018 году состоится первый набор на новую англоязычную программу бакалавриата «Цифровые инновации в управлении предприятием», которая будет реализована совместно с Университетом Лондона. Каждая программа управляется своими академическими советами и академическими руководителями, которые формируют концепцию программы, учебные планы, подбирают преподавателей. Только потом эти документы утверждаются на Учебно-методическом совете и на Ученом совете ВШЭ.

На взгляд Николая Филинова, разница между прежней системой, когда основным звеном управления учебным процессом были кафедры, и новой системой в определенной степени подобна различию между репертуарным театром и антрепризой. Кафедра (департамент, школа) — это условный аналог репертуарного театра, со своей «труппой» и «репертуаром», который формируется исходя из возможностей имеющихся «исполнителей».

Антреприза (программное управление) построена на других идеях, ее задача — создать продукт, интересный потребителю, и уже под эту задачу подбираются конкретные исполнители. «Если один исполнитель, даже если он «свой», не годится, значит, берут другого, отвечающего требованиям, — поясняет Николай Филинов. — В нашем случае это повышает ориентацию образовательных программ на клиентов, которыми являются не только студенты, но и их родители, семьи, работодатели. Руководители программы не ограничены рамками кафедр/школ, они подбирают преподавателей, способных делать именно то, что нужно на программе, а не потому, что нужно занять доцента с какой-нибудь кафедры».

Но у кафедр есть и преимущества: там формируется среда, в которой «выращиваются» новые кадры — молодые преподаватели и исследователи. Поэтому в школах факультета сохраняется кафедральная структура. Однако теперь кафедры не будут заниматься административными функциями, а станут решать только научно-методические задачи — обсуждать диссертационные работы аспирантов, учебные планы и программы курсов. Причем один преподаватель, с учетом его научных интересов, сможет состоять сразу на нескольких кафедрах.

Почему важно не отделять «дополнительное» образование

В состав факультета на правах ассоциированных членов (это означает, что они сохраняют управленческую автономию) входят и подразделения, реализующие программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Среди них — Высшая школа бизнес-информатики, Институт менеджмента инноваций, Международный центр подготовки кадров в области логистики и другие.

Впрочем, в данном случае термин «ДПО» не слишком удачен, ведь он предполагает некую вторичность и необязательность. Между тем, по мнению профессора Филинова, для менеджериального образования и в определенной степени для образования в области бизнес-информатики программы ДПО (подготовки и переподготовки практиков бизнеса) вовсе не что-то «дополнительное» или «вспомогательное».

Если посмотреть на лучший мировой опыт, то мы увидим, что самые успешные бизнес-школы соединяют и то, что у нас называется основными образовательными программами, и то, что называется программами ДПО. Более того, программы типа MBA для ведущих школ бизнеса являются флагманскими. Там работают лучшие преподаватели, на этих программах используют новейшие результаты научных исследований. У наших программ ДПО есть бренд, имя на рынке, их знают, они сохраняются. Система управления этими программами тоже сохранится, но представители подразделений ДПО войдут в состав ученого совета факультета. Мы рассчитываем на участие этих коллег и их партнеров по бизнесу в мастер-классах для наших студентов и в заседаниях государственных аттестационных комиссий

Наука на факультете

На факультете сохраняются и постоянно расширяются возможности для проведения фундаментальных и прикладных исследований и консалтинговых работ; все научные подразделения продолжают работу. 

В целом же факультет является площадкой для совместных обсуждений и исследований, а также «рекрутирования» преподавателей из бизнеса.

Международное сотрудничество

Факультет бизнеса и менеджмента имеет широкую сеть партнерских вузов по всему миру. Это университеты Германии, Великобритании, Франции, Финляндии, Польши, Бельгии, Нидерландов, США, Канады, Китая и др.

На факультете в рамках международного образовательного сотрудничества реализуются программы двойных дипломов, краткосрочные программы студенческой и преподавательской мобильности. Научные школы факультета ведут многочисленные совместные исследовательские проекты с коллегами за рубежом, а также проводят международные конференции.

Подробно международная деятельность школ представлена на сайтах

bm.hse.ru

Факультет бизнеса и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Учёба.ру

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

ИГУМО — современный вуз

Российский технологический университет

Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Классная экипировка

Полезные и забавные предметы для школьников.

Московский социально-экономический институт

Профессии для общества

Кузница кадров

Самые перспективные профессии в колледжах.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Новая педагогика

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Онлайн-образование

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

Федеральные университеты

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

управление бизнесом

Рассмотренные нами выше школы менеджмента ориентированы, в основном, на исполнение воли руководителей бизнеса и рациональную организацию работы предприятия. В школе научного управления наибольшее внимание уделяется отработке навыков и умений работников, оптимального сочетания труда и отдыха, поиска резервов в увеличении производительности труда за счёт ускорения ритма работы и оттачивания трудовых движений.

В классической школе акцент делается на административных функциях, в школе человеческих отношений – на формировании благоприятного делового климата в компании и трудовых коллективах. Математическая школа помещает в фокус внимания формализацию управленческих задач и перевод их в разряд технологий.

Современная практика функционирования бизнеса и всеобщей глобальной конкуренции указывает нам на недостаточность тех теоретических концепций, которые составляют несущую конструкцию управленческих школ XIX—XX веков.

Тенденции развития предпринимательской деятельности последних десятилетий свидетельствуют о формировании новых трендов в управленческих и бизнес-системах. Соперничество с конкурентами далеко не всегда выигрывают предприятия, в которых отмечается высокая производительность труда и образцовая исполнительская дисциплина, где до автоматизма отлажены трудовые движения и нет потерь рабочего времени. Не обеспечивают безусловного лидерства и те компании, где выстроен благоприятный деловой климат и налажены добрые человеческие отношения. Все эти факторы составляют необходимые, но не достаточные условия для эффективной и стабильной работы предприятия в долгосрочном плане.

Например, с точки зрения основоположников школы научного управления или классической школы компания Google представляет собой аморфное образование с весьма низким уровнем производственной дисциплины и огромными нерациональными потерями рабочего времени. На рабочем месте, в аспекте воззрений Фредерика Тэйлора и Анри Файоля, совершенно недопустимо находиться с домашними животными. И уж конечно совершенно абсурдно позволять сотрудникам компании играть в рабочее время в волейбол или настольные игры. И, тем не менее, именно Google является ныне одним из лидеров мировой IT-индустрии, той компанией, где больше всего хотят работать люди из многих стран мира (об этом свидетельствуют ежегодные опросы, в которых определяются самые привлекательные работодатели — см. например, рейтинг Forbes).

Динамичные изменения в технике и технологиях вызывают значительные движения в перераспределении потребительского спроса и финансовых потоков. Устаревание многих продуктовых групп для бизнеса и конечных потребителей происходит всё быстрее. Это означает, что жизненные циклы товаров существенно сокращаются, и чтобы удержать свою долю рынка, производителям приходится активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Данная тенденция требует дополнительных финансовых ресурсов и постоянных интенсивных исследований рынков, на базе которых готовятся инновационные продукты. Конкурентную борьбу проигрывает то предприятие, которое отстаёт от среднеотраслевого ритма обновлений продуктовой линейки, уступает в маркетинговых исследованиях и разработках другим игрокам рынка.

На этой теоретической платформе основывается концепция маркетинг-менеджмента, которая гласит, что управление бизнесом необходимо осуществлять не интуитивно или методом проб и ошибок, а на основе наблюдения за рынком, за тенденциями текущего и будущего спроса. Только исследования и анализ рыночной конъюнктуры может стать надежной отправной точкой для управления компанией (см. рис.1).

Рис.1. Уровни управления в деятельности предприятия

Таким образом, акцент в концепции маркетинг-менеджмента (например, Ф.Котлера [1]) переносится на внешнюю среду, на исследования будущего спроса бизнеса и конечных потребителей. Результаты исследования служат основой для перестройки производственной, продуктовой и управленческой структуры компании, формированию новых подразделений и трудовых коллективов. Предполагается, что «держа руку на пульсе рынка» руководители компании смогут уверенно управлять инновациями и рисками.

Идея объединения концепции маркетинга и корпоративного управления очень удачна и продуктивна в плане теоретических подходов. Однако в аспекте практической реализации начинают проявляться фундаментальные трудности, которые ранее прятались в деталях. Например, реализовать на практике концепцию маркетиг-менеджмента мешает неопределенность.

Отдельные научные школы под неопределенностью понимают недостаточное количество информации о рынке и рыночных процессах, что не позволяет однозначно определить динамику и перспективы будущих событий. Так, например, нобелевский лауреат Кеннет Эрроу напрямую увязывает понятия неопределенности и информации. Он отмечает: «Где существует неопределенность, имеется возможность ее уменьшения, называемая информацией. Информация – понятие, прямо противоположное термину неопределенность».[2] Данная формулировка предполагает, что чем полнее и объемнее будет маркетинговая информация о рынке, тем меньшая неопределенность для предприятия будет иметь место.

На деле теоретическая ошибка в рассуждениях ведет к потерям прибыли предприятия. Действительно, чем больший объем информации маркетинговые структуры бизнеса собирают, тем серьезнее возникают затруднения в плане обработки и истолкования информации, ее селекции (т.е. выбора необходимой информации и отделения «фоновой», балластной информации). Превращается в неразрешимую проблему выделение «веса» тех или иных факторов, определение их будущего влияния на рыночные тенденции. И это не говоря о «черных лебедях» Нассима Талеба, то есть совершенно непредсказуемых событиях, которые время от времени происходят в политических и экономических системах, и вызывающих значительные последствия.

Таким образом, мы должны критически относиться к теоретическим построениям К.Эрроу в части его формулировки неопределенности и следующих из нее выводов. На наш взгляд, значительно более валидной дефиницией является определение Фрэнка Найта, который под неопределенностью понимает «невозможность предвидения будущих перспектив развития как с точки зрения случайных отклонений, так и возможных кардинальных сдвигов в сфере производства и обращения».

Определение Ф.Найта ставит априорный барьер на точные предсказания развития рыночных процессов. Любой объем собранной маркетинговой информации не гарантирует предприятие от провалов на рынке. Соответственно, выстраивание управленческой системы компании, ее производственно-сбытовой и организационной структуры под будущие тренды спроса и рыночной конъюнктуры – дело весьма рискованное.

В то же время нельзя и говорить о бесперспективности управленческой концепции маркетинг-менеджмента. Если мы обратимся к реальной бизнес-практике, то в ней мы найдем массу примеров противоположного свойства. Нам остается лишь добавить, что при надлежащей разработке моделей сбора, обработки и селекции рыночной информации (в том числе с использованием суперкомпьютеров), концепция маркетинг-менеджмента может показать в будущем отличные результаты.

Концепция интрапренерства и децентрализации управления бизнесом с целью повышения его эффективности и вскрытия внутренних ресурсов, получила в настоящее время достаточно широкое распространение, как в плане теоретических разработок, так и в аспекте практического использования. Коротко остановимся на основных положениях данной концепции.

Главными движущими силами в бизнесе являются такие факторы, как деньги, интерес, общение, самореализация. Обычно их объединяют общим термином – мотивация. Если мотивация работников предприятия снижается, неизбежно падает их творческая и физическая активность, растет апатия, утрачивается интерес к высокопроизводительному труду.

Существует множество систем актуализации мотивации за счет применения различных моделей оплаты труда, премирования, морального и материального поощрения сотрудников. Однако главную проблему мотивации труда в бизнесе снять не удается – противоречие между трудом и капиталом, наемным работником и собственником всегда остается. Ее остроту можно как-то нивелировать, снижать до приемлемого уровня и даже сводить к величинам исчезающе малым. Но устранить полностью можно лишь в случае ликвидации самой сущности наемного труда и перевода производственных отношений в русло кооперации индивидуальных предпринимателей и предпринимательских структур.

По сути, перед современными теоретиками управления бизнесом стоит задача сделать из традиционного предприятия с присущей ему дихотомией «работодатель – наемный персонал» более совершенную организационную структуру с максимальной мотивацией работающих. А так как известно, что наилучшая мотивация – это собственный бизнес, в том числе индивидуальный, то задача повышения мотивации может быть сведена к отходу от традиционной модели «владелец бизнеса – наемный работник» и внедрению систем децентрализованного и автономного управления в рамках кооперации свободных предпринимателей.

Идеи активизации предпринимательских способностей субъектов хозяйственной деятельности на макроуровне всем хорошо знакомы. Из опыта известно, что богатых стран без развитого института предпринимательства не бывает. Сравнивая государства с однородным по составу населением, разделенных историческими событиями – такие, например, как Южная и Северная Корея, Западная и Восточная Германия, материковый и островной Китай, – мы убеждаемся, что мотивация субъектов экономической деятельности и способы принятия экономических решений приводят к разительно отличающимся результатам. Одни страны уходят далеко вперед в своем хозяйственном, культурном и технологическом развитии, другие неизбежно дрейфуют в сторону экономической и культурной деградации, находясь в условиях тоталитарных режимов.

Понимая эту особенность хозяйственного развития, правительства большинства стран мира пытаются всячески развивать институт предпринимательства, стремясь задействовать мощный потенциал скрытых в отдельных индивидах творческих, физических и интеллектуальных сил.

Спускаясь на микроуровень – то есть уровень отдельных предприятий различных форм собственности, мы можем также легко заметить отличия в эффективности их функционирования в зависимости от степени обобществления производственных отношений и раскрытия предпринимательских способностей сотрудников данных предприятий.

Самыми неэффективными показали себя предприятия с государственной и муниципальной формой собственности. В них предпринимательский потенциал сотрудников направляется, как правило, в кривое русло приписок, формализма, воровства и коррупции. Недавнее прошлое СССР свидетельствует о том, что, будучи тотально государственными, предприятия страны показывали год от года стагнирующие результаты, что, в итоге, потребовало радикальных экономических и политических перемен.

Следующую позицию в линейке неэффективности занимают государственно-частные акционерные общества с преобладающей долей собственности государства. Эту взаимосвязь обобществления и отчужденности работников предприятия от результатов труда со степенью его результативности и прибыльности мы можем проследить в любых странах и сферах предпринимательской деятельности.

Таким образом, общий вектор в повышении эффективности управления в бизнесе становится очевиден. Следует внедрять предпринимательское начало и принципы самоуправления там, где это возможно.

По данному пути идут предприятия, использующие схемы аутсорсинга, которые дробят единый производственный и трудовой процесс на отдельные блоки и составляющие. Затем эти фрагменты единого бизнеса разносят по разным предпринимательским структурам, предоставляя им необходимую степень свободы и самоуправления. Действуя самостоятельно, в рамках собственных предпринимательских инициатив, отдельные самоуправляемые звенья показывают значительно большую эффективность, что позитивно сказывается на бизнесе в целом (см. рис.2).

Рис.2. Представление компании в виде отдельных структур, функции которых делегируются аутсорсеру

Например, промышленное предприятие подразделяет свой бизнес на отдельные составляющие в технологическом и функциональном плане. Для поддержания чистоты в офисах и производственных помещениях теперь используются не штатные работники, а клининговые компании. Охрана осуществляется не собственными силами, а путем привлечения охранных агентств. То же самое можно сказать о рекламе, маркетинге, управляющих компаниях, юридическом обеспечении, консалтинге, дизайне.

Предприятия, работающие по аутсорсинговым схемам, могут привлекать персонал на более выгодных условиях – например, программистов, дизайнеров, копирайтеров и других работников на частичную занятость или абонентское обслуживание. При этом работающие по договорам свободной кооперации сотрудники или их коллективы функционируют на предпринимательских началах; они не находятся на определенном рабочем месте оговоренное время и не обязаны выслушивать нотации и поучения начальников. Их задача – исполнять отдельные профессиональные функции или решать возникающие проблемы в определенный срок за установленную плату. Какие технологии, методы и средства они при этом будут использовать – решает каждая бизнес-единица самостоятельно.

Использование аутсорсинговых моделей в системе управления предприятием получает в современном бизнесе все большее распространение. Появились целые кластеры фирм и отдельных предпринимателей (так называемых фрилансеров), которые обслуживают потребности юридических и физических лиц на условиях абонентского обслуживания или выполнения разовых заданий. За счет включения инициативы исполнителей, их творческой и физической энергии, свободы принятия решений, общая эффективность бизнеса возрастает.

Модели управления предприятием за счет внутреннего предпринимательства (интрапренерства) и аутсорсинга обладают огромным потенциалом динамичного развития. Однако и они не свободны от известных недостатков.

Очевидно, что привлечение аутсорсеров в лице внешних поставщиков товаров и услуг имеет для базовых компаний и ряд негативных последствий – таких, как известная утрата контроля над бизнес-процессами, раскрытием коммерческой информации о клиентах и деятельности компании. Линейная попытка перевести всех работников, отделы и подразделения компании на предпринимательские принципы функционирования может обернуться непоправимым ущербом, если частные, эгоистические интересы возобладают над коллективными целями.

[1] См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. 2-е изд., испр. – СПб: Питер, 1999. -896 с.

[2] Эрроу К. Информация и экономическое поведение //Вопросы экономики. – 1995. – №5. – С.98.

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

vadim-galkin.ru