Разработка бюджета доходов и расходов, методы его составления. Бюджет доходов и расходов алгоритм формирования


27) Разработка бюджета доходов и расходов, методы его составления

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить величину прибыли предприятия, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль, в свою очередь, позволяет оценить, насколько выгодна нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов. При установлении величины планируемой прибыли в качестве целевого показателя, прогнозные данные корректируются и пересчитываются бюджетные показатели для обеспечения результата.

Таким образом, бюджет доходов и расходов (БДР) – это один из трех основных бюджетов, которые и являются основным результатом бюджетного процесса. Рассмотрим структуру и процесс формирования БДР более подробно.

Назначение бюджета доходов и расходов– сопоставить все доходы и расходы предприятия за бюджетный период с выделением наиболее важных (критичных) статей расходов и источников доходов. Основная задача данного бюджета – показать руководству компании эффективность ее хозяйственной деятельности на предстоящий период.

В данном бюджете доходы и расходы определяются методом начислений и указываются в чистой стоимости (то есть без НДС и других косвенных налогов).

Формат бюджета доходов и расходов может совпадать с форматом Отчета о прибылях и убытках. Однако в данном случае невозможно сформировать гибкий бюджет.

Современные требования к формату бюджета доходов и расходов:

отражение наиболее важных статей доходов и расходов;

выделение переменных и постоянных расходов;

выделение отдельной строкой сумм амортизационных отчислений;

использование многоступенчатого расчета финансовых результатов;

расчет финансовых результатов отдельно по операционной и финансовой деятельности.

Информационной основой для составления бюджета доходов и расходов являются операционные бюджеты:

бюджет продаж;

бюджет себестоимости реализованной продукции;

бюджет коммерческих расходов;

бюджет общехозяйственных расходов;

бюджет доходов от финансовой деятельности;

бюджет расходов от финансовой деятельности;

бюджеты прочих доходов и расходов.

Для повышения аналитичности информации форма бюджета доходов и расходов должна разрабатываться с учетом особенностей конкретного предприятия. В данной форме рекомендуется выделять наряду с постоянными и переменными прямые и косвенные расходы. При этом, на практике, зачастую, прямые затраты являются переменными, а косвенные – постоянными затратами. Если данное утверждение не выполняется целесообразно выделять прямые переменные затраты, прямые постоянные затраты, косвенные переменные и косвенные постоянные затраты.

Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчётности предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

БДР строится без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

Достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что значительно искажает информативность данного бюджета. Если использовать БДР как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он должен быть очищен от различных, искажающих, его данных. Величина НДС (и прочих косвенных налогов) не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового, и должна быть выведена из расчетов по БДР.

Доходная часть бюджета формируется с учетом:

бюджета продаж основной продукции;

доходов от прочей деятельности;

прогноза внереализационных доходов и рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию;

прогноза полученных процентов за предоставленные кредиты и займы.

Расходная часть бюджета формируется из следующих показателей:

переменные и условно-постоянные затраты для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

бюджет коммерческих расходов;

прочие внереализационные расходы и проценты по полученным кредитам и займам.

studfiles.net

Разработка бюджета доходов и расходов, методы его составления — КиберПедия

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить величину прибыли предприятия, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль, в свою очередь, позволяет оценить, насколько выгодна нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов. При установлении величины планируемой прибыли в качестве целевого показателя, прогнозные данные корректируются и пересчитываются бюджетные показатели для обеспечения результата.

Таким образом, бюджет доходов и расходов (БДР) – это один из трех основных бюджетов, которые и являются основным результатом бюджетного процесса. Рассмотрим структуру и процесс формирования БДР более подробно.

 

Назначение бюджета доходов и расходов– сопоставить все доходы и расходы предприятия за бюджетный период с выделением наиболее важных (критичных) статей расходов и источников доходов. Основная задача данного бюджета – показать руководству компании эффективность ее хозяйственной деятельности на предстоящий период.

В данном бюджете доходы и расходы определяются методом начислений и указываются в чистой стоимости (то есть без НДС и других косвенных налогов).

Формат бюджета доходов и расходов может совпадать с форматом Отчета о прибылях и убытках. Однако в данном случае невозможно сформировать гибкий бюджет.

Современные требования к формату бюджета доходов и расходов:

отражение наиболее важных статей доходов и расходов;

выделение переменных и постоянных расходов;

выделение отдельной строкой сумм амортизационных отчислений;

использование многоступенчатого расчета финансовых результатов;

расчет финансовых результатов отдельно по операционной и финансовой деятельности.

Информационной основой для составления бюджета доходов и расходов являются операционные бюджеты:

бюджет продаж;

бюджет себестоимости реализованной продукции;

бюджет коммерческих расходов;

бюджет общехозяйственных расходов;

бюджет доходов от финансовой деятельности;

бюджет расходов от финансовой деятельности;

бюджеты прочих доходов и расходов.

Для повышения аналитичности информации форма бюджета доходов и расходов должна разрабатываться с учетом особенностей конкретного предприятия. В данной форме рекомендуется выделять наряду с постоянными и переменными прямые и косвенные расходы. При этом, на практике, зачастую, прямые затраты являются переменными, а косвенные – постоянными затратами. Если данное утверждение не выполняется целесообразно выделять прямые переменные затраты, прямые постоянные затраты, косвенные переменные и косвенные постоянные затраты.

Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчётности предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

БДР строится без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

Достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что значительно искажает информативность данного бюджета. Если использовать БДР как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он должен быть очищен от различных, искажающих, его данных. Величина НДС (и прочих косвенных налогов) не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового, и должна быть выведена из расчетов по БДР.

Доходная часть бюджета формируется с учетом:

бюджета продаж основной продукции;

доходов от прочей деятельности;

прогноза внереализационных доходов и рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию;

прогноза полученных процентов за предоставленные кредиты и займы.

Расходная часть бюджета формируется из следующих показателей:

переменные и условно-постоянные затраты для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

бюджет коммерческих расходов;

прочие внереализационные расходы и проценты по полученным кредитам и займам.

 

cyberpedia.su

Составные части (доходы и расходы)

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

1) налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2) неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3) доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1) военные;

2) экономические;

3) на социальные нужды;

4) на внешнеполитическую деятельность;

5) на содержание аппарата управления.

Методы формирования государственного бюджета

Существуют бюджетный и кредитный методы формирования и использования бюджетных средств. Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей и предоставляются средства из бюджета тоже безвозмездно. Кредитный метод имеет место тогда, когда бюджетные ресурсы формируются за счет поступлений от внутренних и внешних займов или расходуются на выдачу ссуд, кредитов. Основная часть финансовых ресурсов государства формируется на основе использования первого метода.

3. Налоги: понятие, функции, виды налогов (прямые и косвенные), принципы и методы налогооблажения (пропорциональный, прогрессивный, регрессивный). Кривая Лаффера.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Функции налогов

1) Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2) Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3) Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

4)Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

5) Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

6) Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

studfiles.net