Что дает депутатство. Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности. Что дает депутатство


полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО). Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Муниципальный депутат

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Депутат совета депутатов муниципального округа

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Сельское поселение

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Депутат муниципального совета

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Полномочия муниципальных депутатов

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Статус муниципального депутата

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Права муниципального депутата

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

fb.ru

Депутатский мандат - это обязанности или привилегии?

Представительная демократия существует благодаря делегированию полномочий от населения депутатам, которые, по идее, призваны защищать их интересы. Получая эти полномочия и мандат депутата, наши представители вместе с тем приобретают особые права, обязанности и даже привилегии.

Терминология

Мандат это

Мандат - это заимствованное слово, пришедшее в русский язык из французского, но имеющее латинское происхождение. В древнем Риме так назывался закон императора, который предоставлял особые права провинциям и утверждал обязательные правовые нормы. В современном языке этот термин имеет две основные смысловые нагрузки. Во-первых, мандат - это документ, удостоверяющий определенные полномочия. Например, после Первой мировой войны выдавались мандаты на управление колониями. Или более близкий нам пример - право на депутатские полномочия. Во-вторых, это понятие связано с вакантным местом, которое должно занять лицо, чаще всего путем избрания. Например, в парламент представлено 450 мандатов, то есть депутатских мест, которые будут заняты по результатам выборов.

Распределение мандатовВ России существует двухпалатный парламент. Члены нижней палаты - Государственной Думы - избираются всеобщим голосованием раз в четыре года. Долгое время в нашей стране господствовала смешанная избирательная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. На сегодняшний момент осталась только последняя, то есть голосование происходит по партийным спискам, пропорционально количеству полученных голосов происходит распределение мандатов.

Существуют разные технологии расчетов, но в России применяется метод Хэйра. Сначала количество всех бюллетеней, принятых к голосованию, делится на количество мест в Думе. Получаем первое частное число. Затем - математика. Количество голосов, полученных определенной партией, делится на частное число. Получаемая цифра округляется в меньшую сторону, и так высчитывается количество представителей данной партии, получивших представительство в Думе. Но в расчетах обязательно будет остаток. Так вот, это последнее место передается партии, у которой остаток после запятой наибольший. Если вдруг они одинаковые, депутатское кресло переходит к партии, у которой больше целое число, то есть больше голосов.

Виды мандатов

В Советском союзе существовал так называемый императивный мандат. Это означало, что в своей деятельности представитель народа опирался на наказ от избирателей и должен был его выполнять. Если же он не оправдывал надежд, электорат мог его отозвать и лишить наделенных полномочий.

Сейчас в России действует свободный мандат, который не связывает депутата обязательствами с избирателями непосредственно. Депутат на встречах с электоратом, конечно, принимает пожелания, но никакой юридической ответственности они на него уже не возлагают.

Полномочия депутата

Мандат депутатаИтак, проходя в Государственную Думу, представители партии получают депутатский мандат, дающий им особые полномочия, но и возлагающий на них обязательства. Во-первых, народный избранник не должен заниматься коммерческой деятельностью, его основным доходом является заработная плата депутата. Он обязан присутствовать на заседаниях парламента, участвовать в деятельности комитетов и комиссий. Парламентарий имеет возможность выступать с предложениями законопроектов, посещать беспрепятственно органы власти, делать депутатские запросы, на которые получит ответ в течение месяца.

На весь срок полномочий парламентарий обладает личной неприкосновенностью. Его не могут арестовать, без веских на то причин (например, задержан на месте преступления), провести личный досмотр, обыскать машину или квартиру. Эти меры принимаются с целью обеспечить защиту от возможного давления при выполнении своих обязанностей. Но случается, что наши представители используют это в личных корыстных целях. Еще одним важным моментом является освобождение от обязанности давать свидетельские показания в связи с выполнением своих компетенций.

Лишение депутатских полномочий

Депутатский мандатЗаконом установлены причины, по которым парламентарий может потерять свой мандат. Это, во-первых, причастность к предпринимательской деятельности, такой как собственное дело, участие в управлении коммерческой организацией. Во-вторых, доказанное посредством суда обвинение в преступлении.

Сейчас живо обсуждаются изменения в законе о статусе депутата, которые касаются еще ряда причин для прекращения депутатской деятельности. К ним относятся незадекларированные доходы, счета в банках за границей и приобретение имущества, цена которого превышает заявленный депутатом доход. Этот список предлагают применять как к депутатам, так и к чиновникам. При этом важным дополнением является декларация доходов ближайших родственников.

fb.ru

Как баллотироваться в депутаты? Порядок выдвижения кандидатов в депутаты

Отличный старт для начала политической карьеры – стать депутатом. Для имеющих желание и харизму людей такой сложный на первый взгляд процесс окажется вполне реальным. С чего начать? В первую очередь, определиться со своими интересами, которые впоследствии станут приоритетом для избирателей. После следует построить логически последовательную цепочку действий, итогом которых станет выдвижение кандидата на пост депутата.

как баллотироваться в депутаты

Шаг первый: выдвижение кандидатуры

Перед тем как баллотироваться в депутаты, необходимо определить способ выдвижения – от избирательного объединения либо в порядке самовыдвижения. Последний способ предусматривает «предложение» своей кандидатуры в течение двадцати календарных дней с момента официального опубликования постановления о проведении выборов. На данном этапе кандидаты в депутаты предоставляют в избирательную комиссию:

  • уведомление о самовыдвижении;
  • заявление, которое содержит согласие баллотироваться;
  • копию паспорта;
  • копии всех документов, которые указаны в заявлении;
  • достоверные сведения о доходах, ценных бумагах, вкладах в банках и т. д.

регистрация кандидатов

Шаг второй: создание и финансирование предвыборной кампании

Как баллотироваться в депутаты, если о ваших перспективных планах, направленных на повышение благосостояния избирателей, никому из них неизвестно? Никто просто не узнает о благородных порывах нового кандидата. Именно для этих целей кандидаты в депутаты проводят предвыборную кампанию. Но и на этом этапе имеется ряд важных аспектов: проводится такая кампания за счет средств избирательного фонда. За счет чего он формируется? Здесь несколько источников:

  • собственные средства;
  • добровольные пожертвования будущих избирателей (граждан) или юридических лиц.

кандидаты в депутаты

Будущим депутатам важно знать, что существуют ограничения суммы избирательного фонда. К примеру, если вы планируете стать депутатом по району, размер вышеуказанного фонда составит меньшую сумму, чем для кандидатов на выборах более высшего уровня.

Шаг третий: сбор подписей или внесение денежной суммы

Регистрации кандидатов в депутаты предшествует сбор подписей от избирателей в свою поддержку или внесение избирательного залога. Если будущий депутат получил уведомление от комиссии о своем выдвижении, на следующий день он уже может собирать подписи в поддержку своей кандидатуры. В последующем данные подписанные листы необходимо сдать в избирательную комиссию. Но и здесь существует ограничение по срокам, согласно действующему законодательству – не позднее истечения двадцати дней после публикации постановления о проведении выборов. На этом этапе имеется и второй вариант развития событий – внесение пятнадцати процентов от максимально предельной суммы избирательного фонда.

список кандидатов

Шаг четвертый: процесс регистрации

Итак, подписи потенциальных избирателей собраны, а избирательная кампания в самом разгаре. Это значит, что будущий депутат уже на полпути к успеху. Самое время перейти к официальной части регистрации кандидатов. С этой целью избирательная комиссия проверит подлинность подписанных листов, которые ей предоставит желающий баллотироваться. После этого она в десятидневный срок примет решение о регистрации кандидата или об отказе.

Шаг пятый: завершение процесса

С момента положительного ответа от избирательной комиссии потенциальный депутат имеет полное право проводить агитацию среди избирателей. Для достижения цели все средства хороши, но есть ряд исключений: законом запрещается подкуп избирателей, вручение подарков, а также нельзя пропагандировать захват власти и военные действия. Агитация заканчивается в 00:00 часов по московскому времени за сутки до голосования.

как стать депутатом

Что необходимо учесть кандидату

В список кандидатов Центральная избирательная комиссия РФ не включит претендента в случае:

  • Скрытия факта неснятой или непогашенной судимости.
  • Наличия факта несоблюдения ограничений в период агитационного периода.
  • Наличия сведений о регистрации в другом федеральном списке кандидатов.
  • Наличия иных факторов, которые противоречат действующему законодательству РФ.

Решение центральной избирательной комиссии РФ о формировании списка кандидатов может быть оспорено в Верховном Суде. Законодательный орган вынесет соответствующее решение в течение пяти дней с момента поступления жалобы. Перед тем как баллотироваться в депутаты, необходимо ответственно взвесить каждый свой шаг в предстоящей политической карьере. Наступает важный жизненный этап. Ведь выдвижение кандидатов и последующая деятельность депутата сопровождаются безукоризненным соблюдением всех норм действующего законодательства.

депутаты по районам

Итак, если гражданин достиг двадцатиоднолетнего возраста, дееспособен, ни он, ни члены его семьи не имеют судимости и не привлекались к ней, а также кандидат является гражданином РФ – препятствий на пути к политической карьере не существует. Да, и немаловажно наличие политических идей и владение способами их реализации.

Плюсы и минусы депутатской деятельности

Если подходить к данному вопросу с полной ответственностью и осознанием дела, а главное – его последствий, можно рассмотреть не только количество подавляющих плюсов. К числу положительных моментов можно смело отнести неприкосновенность, возможность оставить свой отпечаток в истории, достаточное государственное обеспечение и моральное удовлетворение (при условии качественной работы). Но здесь же имеется и обратная сторона медали: увеличение чувства ответственности, вероятность угрозы жизни близких и родных и практически полное отсутствие свободного времени.

Депутат глазами избирателей

С наступлением очередных выборов каждый гражданин пребывает в волнительном ожидании грядущих положительных перемен. Существует распространенное мнение о том, что перед тем, как баллотироваться в депутаты, каждый кандидат обещает буквально «золотые горы» в надежде получить лишний голос. Не секрет, что и избирательная кампания, и агитация составлена и спланирована на злобу дня.

выдвижение кандидатов

Судя по вышеизложенному руководству к действию, стать депутатом совершенно не сложно. Сложно не потерять доверия своих избирателей, оправдать каждый отданный голос во благо строительства нового, светлого будущего. Вполне вероятно, что не все зависит от новоиспеченного депутата, не сможет он сразу поломать сложную систему, которую строили не один год до его появления на пьедестале власти. Но вместе с тем молодая, амбициозная личность при содействии сплоченной команды таких же лидеров способна на грандиозные действия, которые однозначно приведут к осуществлению поставленных целей. Следствием всего этого станут положительные изменения в реформах, расцвет экономики и инфраструктуры.

fb.ru

Неприкосновенность депутата: что это такое?

Согласно основному закону нашего государства, депутаты ГД и члены СФ неприкосновенны. Наличие указанного статуса позволяет оградить данных лиц от привлечения к гражданскому или уголовному преследованию. Тем не менее, депутаты не освобождаются от ответственности в случае совершения преступных деяний. Они пользуются неприкосновенностью в течение всего срока осуществления своих полномочий. Подробнее обо всем этом будет рассказано в настоящей статье.

Определение

неприкосновенность депутатов

Что представляет собой неприкосновенность депутатов? Таким вопросом чаще всего задаются простые граждане нашего государства, которые предполагают, что данных должностных лиц нельзя привлечь к ответственности за совершение преступных деяний. Но, тем не менее, указанный термин имеет немного иное значение.

Неприкосновенность депутатов означает, что данных должностных лиц невозможно привлечь к гражданской и уголовной ответственности, а также применить к ним наиболее суровые меры административного наказания (назначаются судом), без согласия на это представительного органа, в который они избраны. Таков порядок.

Необходимо также обратить внимание на то, что служители народа обладают неприкосновенностью лишь до того момента, пока не закончится срок действия их полномочий. Об этом нужно обязательно помнить.неприкосновенность депутата государственной думы

Ошибочное мнение

Многие служители народа не так давно стали говорить о том, что понятие неприкосновенности депутатов никак не связано с их профессиональной деятельностью. Так вот, здесь последние сильно заблуждаются. Кроме того, в феврале 1996 года Конституционный суд указал на то, что депутатская неприкосновенность служит гарантией статуса депутата. А нормы закона, которые гласят об обратном, не соответствуют Конституции. Таким образом, невозможно отделить неприкосновенность депутата от его профессиональной деятельности.

Для чего требуется неприкосновенность?

лишение неприкосновенности депутата

Многие граждане достаточно часто задаются вопросом о том, зачем служителям народа необходима неприкосновенность? Депутаты, по мнению большинства, итак имеют достаточно большие привилегии. На это можно сказать, что не стоит забывать о том, что служители народа - это публичные люди, которые всегда на виду у всех. Кроме того, они выражают свое мнение, позицию по решению определенных вопросов, и поэтому неприкосновенность является для них определенной защитой от репрессивных мер со стороны органов исполнительной власти и частных лиц.

Где закреплено?

лишение неприкосновенности депутата государственной думы

В статье 98 Конституции указано, что обладают неприкосновенностью депутаты Государственной Думы и члены СФ. Последние наделены особым статусом в связи с тем, что осуществляют определенные государственные функции. Народные избранники наделены неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий. Депутатов невозможно привлечь за высказанное мнение и позицию, за исключением тех случаев, когда они публично распространяют клевету.

Нужно также отметить, что народные избранники региональных законодательных собраний пользуются неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий.

Что предусмотрено?

вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается

Итак, в чем же все-таки заключается основное предназначение депутатской неприкосновенности депутата? Как указано в основном законе государства, последние не могут быть задержаны и арестованы. Сотрудники правоохранительных органов не могут обыскивать депутатов (исключение здесь составляют случаи, когда лицо было задержано на месте осуществления преступного деяния), иначе должностные лица нарушат действующий закон.

Невозможно провести личный досмотр депутата, за исключением тех случаев, когда по закону это необходимо сделать для обеспечения безопасности других людей. Сотрудники правоохранительных органов не могут допросить депутата без согласия на это ГД. Таков порядок.

Кроме того, депутаты ГД и члены Совета Федерации могут отказаться от дачи показаний, если сведения стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Неприкосновенность распространяется на дома и служебные кабинеты данных лиц, а также на багаж, транспорт, документы, средства связи и переписку.

Важно

В том случае, если депутат ГД оказался причастным к совершенному преступлению или административному правонарушению, то следователь обязан в течение трех дней сообщить об этом Генпрокурору. Об этом гласит законодательство.

Если же содеянное связано со служебной деятельностью последнего, то Генпрокурор обязан в течение недели обратиться в ГД с требованием о лишении неприкосновенности депутата Государственной Думы. В противном случае данное должностное лицо останется безнаказанным.

Интересное

депутатская неприкосновенность депутата

Вопрос о лишении неприкосновенности депутата ставится перед соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генеральной прокуратуры. Решение должно быть принято в течение трех дней. Затем ГД или Совет Федерации оповещают Генпрокурора о принятом решении.

На заседании вправе присутствовать депутат, которого хотят лишить неприкосновенности. Хотя, в ряде случаев такие вопросы решаются и без участия последнего.

Если отказано

Для лишения депутата неприкосновенности нужны очень серьезные и весомые аргументы. Кроме того, Государственная Дума не всегда готова пойти на то, чтобы освободить одного из народных избранников от такой важной гарантии.

Тем не менее, вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального собрания в установленные законом сроки. Если ответ ГД будет отрицательным, то это исключает возможность осуществления производства по уголовному или административному делу.

Общая характеристика

вопрос о лишении неприкосновенности депутата

Многие народные избранники пользуются своей депутатской неприкосновенностью. Ведь без согласия того представительного органа, в котором осуществляет государственную деятельность должностное лицо, его не смогут привлечь к ответственности за осуществление противоправных деяний.

Необходимо также сказать о том, что после направления в ГД или СФ представления Генпрокуратуры с требованием о лишении депутата его особого статуса, соответствующая палата Федерального Собрания может потребовать дополнительные документы на народного избранника. Ведь, по закону, это право представительного органа, в который избран депутат.

Заблуждение

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Итог

Итак, депутаты ГД и члены СФ обладают депутатской неприкосновенностью. Соответственно, последних нельзя задерживать и арестовывать. Обыскать депутата можно только в том случае, если он был застигнут правоохранителями на месте осуществления преступного деяния.

Тем не менее, проблема неприкосновенности народных избранников становится все более актуальной, потому что данные должностные лица представляют интересы простых людей. По этой причине депутаты должны быть защищены законом от неоправданного преследования, так как они обязаны выражать свою позицию, мнение по решающимся вопросам.

Тем не менее, многие из народных избранников пользуются своим особым статусом. Большинство депутатов предполагает, что они будут неприкосновенны даже после того, как срок их полномочий закончится. А это не так. Ведь неприкосновенность должна рассматриваться только как особая гарантия статуса депутата. Лишить ее может только ГД или Совет Федерации. Но для этого необходимо представление Генпрокурора. Вопрос о лишении народного избранника неприкосновенности решается в трехдневный срок. О принятом решении необходимо сообщить в Генпрокуратуру.

fb.ru

Кто такой депутат? Это заботливый друг или эгоистичный карьерист?

Мы часто слышим со всех сторон слово «депутат». Это понятие употребляется в совершенно различных смыслах, эмоционально окрашивается в зависимости от тематики публикаций и выступлений. Одни ругают представителей народа, другие возлагают на них оптимистичные чаяния и надежды. Всем, получается, нужен депутат. Это обстоятельство наталкивает на мысль разобраться с понятием, чтобы ориентироваться в «информационных сражениях» нашей повседневности.

Определение

Нет ничего проще, чем начать изучение термина с толкового словаря. Читаем: депутат – это, строго говоря, посланник. Таков точный перевод этого слова с латинского языка (deputatus). депутат этоЧаще всего применяется он в политике. Депутатом называют лицо, избранное в представительский орган. Возьмем, к примеру, парламент любой страны. Это, по сути, собрание граждан, наделенных определенными полномочиями. Персонально их определяют посредством голосования, в зависимости от существующей избирательной системы. Получается, депутат – это посланник народа. Его не просто назначают всеобщим голосованием, но и предоставляют ему права. По имеющейся системе в представительском органе должны быть люди, обеспечивающие защиту интересов каждого региона, страны, если речь идет о парламенте. То есть ее территорию делят на округа. В каждом партии (общественные организации или движения) выдвигают своего человека. Все вместе они борются друг с другом за симпатии избирателей.

Что может депутат

Благодаря прессе люди не очень хорошо думают о собственных посланниках. Однако депутат парламента, согласно законодательству любого демократического государства, является «слугой» своих избирателей. народный депутат этоТо есть он обязан знать и защищать их интересы. К любому представителю народа граждане имеют право обратиться за поддержкой. Причем, вопросы задавать можно любые. Ведь для их решения у депутата есть все полномочия. Это не просто человек, голосующий в парламенте. Это мощный инструмент власти. Ему законодательно открыты все двери, разве что за исключением тех, за которыми скрыта государственная тайна. Этот человек имеет право задавать служащим предприятий любой форма собственности самые неудобные вопросы. Конечно, когда целью диалога является защита избирателей или интересов округа. Депутат имеет очень много прав, но основное в его работе – это все же обязанности. Таковых у него также немало.

Что должен депутат

В законодательстве страны закреплены обязанности народных избранников. В них входит целый перечень действий, от которых они не имеют права уклоняться. К примеру, участие в заседаниях законодательного органа. Все ли посланцы отдельных территорий соблюдают регламент парламента? Это оставим на их совести (без намеков, касается большинства существующих государств). Народный депутат – это защитник интересов тех людей, которые ему доверились. Следовательно, его основная обязанность состоит в поддержке постоянной связи с избирателями. Имеются в виду встречи, личные приемы, переписка и так далее. Депутат должен знать, как живут люди, как решения парламента влияют на них. В этом состоит его работа.

депутат парламента

Депутат вне политики

На самом деле это понятие более широкое. Ведь представительство имеет место не только в политических процессах. К примеру, таковой метод используется в экономических структурах для организации принятия коллегиальных решений. Тогда от некоего числа резидентов выделяется посланник в представительский орган. Он несет ответственность за защиту прав и интересов тех, кто его делегировал.

Депутатами, как правило, являются люди образованные и мудрые. На их плечах лежит тяжелый груз ответственности за жизни многих тысяч или миллионов граждан. Понимаете, что дело это непростое, даже крайне трудное и ответственное. Тот, кто желает просто заполучить «портфель», быстро слетает с политического трека. Слабаки здесь не удерживаются (касается любого государства).

fb.ru

Полномочия депутата местного самоуправления - Народный политический рейтинг

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Прием у местного депутата

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

На встрече с населением

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.

Автор: Администратор.

politicalrating.ru

33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

I. Индивидуальный депутатский мандат:

1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

Структура:

-наказы избирателей

-отчет депутата перед избирателями

-возможность отзыва депутата избирателями.

2) Свободный мандат Структура:

Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства РФ

8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

9.1) призыва на военную службу;

Права и обязанности депутата представительного органа.

Самое важное – нормотворческая инициатива.

Права и обязанности, виды:

1. В представительном органе

а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

- организационные

- контрольные

- учредительные

б) в деятельности постоянных комиссий;

в) в деятельности депутатских объединений;

2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

- рассмотрение обращений

- решение вопросов содержащихся в обращении

- ведение приема граждан,

- проведение встреч с избирателями

- изучение общественного мнения

Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

-индивидуальные

-коллективные

-общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

Участие в работе представительного органа:

  • участие в заседании представительного органа;

  • обеспечение выполнения решений представительного органа;

  • участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

  • участие в выполнении поручений представительного органа;

  • участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

  • участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

  • обращение с депутатским запросом.

Депутат обязан:

  • соблюдать правила служебной этики

  • отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

  • выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии депутатской деятельности.

Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

Группы:

1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

studfiles.net