Независимая экспертиза при ДТП: кто организовывает и оплачивает? Экспертиза дтп


Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП :: BusinessMan.ru

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу - как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

businessman.ru

Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий — МегаЛекции

 

Методы изучения ДТП. При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный.

Вероятностный метод исследования позволяет оценить совокупность всех причин ДТП, условия их возникновения и последствия. Такой подход позволяет предсказать число и характер ДТП, которые возникнут в предстоящий период.

При детерминированном методе исследования рассматривают каждое ДТП в отдельности - его причины и последствия. Каждое ДТП, хотя и подчиненное общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов.

Эти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в ДТП (например, обледенелое покрытие на участке дороги), так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например, внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.п.).

Дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом предполагает индивидуальную ответственность за него. Выражением этой ответственности служит материально-административное или уголовное наказание.

Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе исследования, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП.

Цель экспертизы ДТП.Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими соответствующими знаниями в области науки и техники.

Целью экспертизы ДТП является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Виды экспертизы ДТП.Экспертизу ДТП можно классифицировать по нескольким признакам.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

По составу участников различают единоличную, комиссионную и комплексную экспертизу.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании его отдельных обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных ДТП с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании.

В состав комиссии входят несколько экспертов в области безопасности дорожного движения. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами.

При возникновении разногласий каждый член комиссии может письменно представить свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одной области и требуют участия разных специалистов. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизу.

Первичная экспертиза подразумевает ответы эксперта-автотехника на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении дознавателя, следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. При повторной экспертизе в состав комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизе.

Судебная экспертиза ДТП. Под судебной экспертизой ДТП подразумевается процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке лица, имеющие специальные знания, - это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений.

В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, учреждений высшего и среднего профессионального образования. В основном при проведении судебной экспертизы ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Назначение судебной экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение. Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП:

• координаты места и время ДТП;

• характеристика проезжей части и ее состояния;

• тип и техническое состояние транспортных средств;

• скорость движения транспортных средств и пешеходов;

• длина и характер следов торможения или качения колес;

• расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

• характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи Уголовно-процессуального кодекса, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В результативной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Материалы на ДТП, связанные с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, передаются органам дознания и следствия, при необходимости назначающим судебную экспертизу.

Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого шире. В сложившейся практике к крупным относят ДТП, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения либо значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения, определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием, выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трассологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на дорожном покрытии, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: «Имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?» Для достижения этой цели эксперт-автотехник в ходе экспертизы должен решить несколько частных задач, которые в зависимости от обстоятельств ДТП могут встретиться в различных комбинациях:

• выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП: техническое состояние транспортных средств и дороги, параметры движения транспортных средств и пешеходов, организация дорожного движения и используемые для управления движением технические средства;

• отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

• установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

• определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям правил дорожного движения и других нормативных актов.

Компетенция, права и обязанности служебного эксперта. Деятельность лица, проводящего служебное расследование ДТП, служебного эксперта, его компетенция, права и обязанности регламентируются указаниями ведомства, в котором работает эксперт.

Проводя расследование, служебный эксперт должен:

осмотреть место ДТП и транспортные средства, при необходимости сфотографировать их, уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для конкретизации обстоятельств ДТП;

с разрешения работников дознания или следствия ознакомиться с протоколом осмотра и схемой места ДТП, другими документами, сделать их копии;

установить дату, время и место ДТП, категорию дороги, модели и номерные знаки транспортных средств, их техническое состояние, численность погибших и раненых, число поврежденных транспортных средств и количество поврежденного груза, основные сведения о водителях, их состоянии, метеоусловия, условия видимости, время суток, дорожные условия, очевидные причины ДТП;

• выяснить обстоятельства ДТП и все предшествовавшие ДТП или способствующие ему факторы, изучая причины ДТП, оценить действия водителя и их соответствие правилам дорожного движения, выявив при этом лиц, нарушивших требования правил, инструкций и приказов.

В заключение необходимо выяснить, имеется ли связь между ДТП и упущениями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения на данном предприятии.

Производство судебной экспертизы ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Доказательства предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся следующие:

• постановление следователя о назначении экспертизы;

• протокол осмотра места ДТП;

• схема ДТП;

• протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

• справка по ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на место ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Служебный эксперт может снять копии с оформленных сотрудниками ГИБДД МВД России документов.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГИБДД МВД России, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Первичное расследование ДТП и оформление документации, как правило, возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД МВД России или инспектора дорожно-патрульной службы.

Протокол осмотра места ДТП содержит дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения.

Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстояний между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием метеоусловий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т. п.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на дорожном покрытии.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры.

Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем транспортных средств, влияющих на безопасность: тормозной системы, рулевого управления, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, его краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адресов лечебных учреждений, в которые они направлены, информацию о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, и их водителях. Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т. е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

Этапы экспертизы ДТП. Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта.

Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

• ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

• экспертиза и оценка исходных данных;

• построение информационной модели исследуемого ДТП;

• проведение расчетов, составление графиков и схем;

• оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели ДТП;

• формулирование выводов;

• составление и оформление заключения эксперта.

Получив постановление о назначении судебной экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования.

Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если, изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются неустраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление о назначении судебной экспертизы, и запросить новые материалы.

При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов, их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется расчетами, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства.

Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследований. В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении судебной экспертизы.

Заключение эксперта-автотехника.Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода.

В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. В конце исследовательской части приводят экспертную оценку полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

 

Контрольные вопросы

 

1. Приведите классификацию ДТП и виды анализа ДТП.

2. Опишите систему учета и анализа ДТП.

3. Опишите методы изучения ДТП и их цели.

4. Перечислите виды экспертизы ДТП.

5. Опишите производство экспертного исследования ДТП.

 

 

 

ГЛАВА 4

 

megalektsii.ru

Кто организует независимую экспертизу при ДТП?

Как и положено при возникновении дорожно-транспортного происшествия, каждый водитель обращается к своему страховщику с целью получения компенсации на восстановление авто. Иногда, когда выплата по страховой слишком занижена или при возникновении спорных вопросов, необходимо прибегнуть к помощи независимой экспертной оценке.

А кто организует независимую экспертизу при ДТП и что она собой представляет, вы узнаете из этой публикации.

Разновидности технических экспертиз после аварии

Тип страхования
  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
Количество водителей
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
Марка автомобиля Модель автомобиля
  • Сначала выберите марку
Начать расчет ОСАГОКАСКО

Моментальный расчет и сравнение цен

Чтоб оценка причин возникновения аварийной ситуации на дорожном полотне была максимально верной, иногда требуется провести несколько видов независимой и объективной экспертизы.

Различают следующие разновидности экспертного независимого исследования:

  1. Автотехническая экспертиза. Она проводится после наступления ДТП с целью определения состояния автотранспорта, действий автовладельца, который находился за рулем машины-участника аварии, и реакции авто в момент наступления аварийной ситуации. С помощью автотехнической экспертизы специалисты могут определить, чьи неправильные действия или бездействие послужили причиной столкновения.
  2. Трасологическая экспертная оценка. Проводится на основании осмотра места аварии, тормозного пути, дорожной обстановки и траектории перемещения транспортного средства. С помощью трасологического исследования устанавливаются объективные предпосылки и субъективные причины аварийной ситуации. Эта экспертиза проводится с целью опровержения или подтверждения выдвинутой инспекторами ГИБДД версии.
  3. Автотовароведческое исследование. Подразумевает осмотр состояния транспортного средства после ДТП на предмет наличия скрытых и явных повреждений. Кроме этого, благодаря такой экспертизе удается определить размер причиненного машине ущерба. Это исследование может проводиться по инициативе следующих граждан:
    • страховая компания;
    • судья;
    • дознаватель;
    • водитель, чье авто пострадало в результате столкновения.
  4. Комплексная экспертная оценка. Являет собой совокупность всех описанных выше исследований или несколько из них с целью определения целостной картины произошедшего прецедента.

Независимая экспертиза после аварии с целью определения ущерба

Повреждения автомобиля.

Необходимость проведения подобной экспертной оценки после наступления дорожного происшествия может быть вызвана следующими причинами:

  • водитель, чья машина пострадала в результате аварии, хочет проверить наличие скрытых повреждений и определить точный размер нанесенного реального ущерба;
  • при необходимости определения реальной стоимость транспортного средства после участия в дорожно-транспортном происшествии;
  • проведение встречной экспертной оценки при возникновении сомнений в результате ранее проведенного исследования.

Ни для кого не секрет, что у большинства страховых компаний есть «свои» станции технического обслуживания, которые во время проведения технической экспертизы умышленно занижают размер причиненного ущерба и, соответственно, стоимость ремонтно-восстановительных работ.

И по конечному счету, выплаченной страховщиком компенсации не хватает, чтобы провести качественный и полноценный ремонт пострадавшего в результате ДТП автомобиля.

К сожалению, таких случаев в жизни автовладельце немало. Оспорить принятое страховщиками решение касаемо технической экспертизы можно только в процессе судебных разбирательств.

Как правило, это происходит в тех случаях, когда пострадавший хорошо ориентируется в ценах на запчасти и услуги, которые предоставляются ремонтными станциями. Если же человек может самостоятельно определить, что размер компенсации занижен, то он пытается отстоять свою точку зрения.

Однако, в силу непросвещенности многих автовладельцев, чаще всего наблюдаются такие случаи, когда водитель пострадавшей машины слишком поздно замечает, что выданной ему компенсации не хватает на проведение ремонтных работ по восстановлению транспортного средства. Как правило, это происходит уже после того, как суд предоставляет срок на обжалование решения.

Наличие коррумпированных экспертов – негативная сторона рыночных отношений в области автосервиса. Но при этом положительной стороной рынка является развитие такой структуры, как независимая экспертиза, которая, дорожа своей репутацией, с максимальной точностью и правдивостью предоставляет заказчику сведения о повреждениях транспортного средства.

Оценка независимых экспертов базируется на официальных прайс-листах ведущих лидеров отечественного и зарубежного автопрома.

Заказав услуги специалистов, которые предоставляют независимую экспертную оценку машины после дорожного происшествия, можно быть абсолютно уверенным в том, что предоставленные ими данные будут действительно объективными. Помимо этого, благодаря независимой экспертизе, автовладелец имеет возможность проверки правильности выполнения расчета причиненного ущерба страховой компанией.

Наверняка вы слышали такую поговорку: «В деньгах товарищей нет». Поэтому можно ожидать, что любая страховая компания постарается при оценке ущерба по максимуму занизить размер компенсационной выплаты. Это значит, что на некоторые скрытые дефекты, которые были получены в результате аварии, она постарается «закрыть глаза».

Вместе с тем, незаметные скрытые деформации рамы, которые приводят к изменению геометрии кузова, равно как и самой рамы транспортного средства, негативным образом отражаются на состоянии управляемости машиной во время перемещения. Особенно, наличие дефектов в раме наблюдаются при езде на больших скоростях. Чтобы устранить такие дефекты потребуются трудоемкие регулировочные работы, которые, к слову, стоят немалых денег.

А иногда встречаются и такие случаи, когда ремонтные работы не помогают восстановить полноценную работоспособность и прежние ходовые характеристики машины.

Если автовладелец планирует оспаривать решение страховщика по установлению размера причиненного ущерба во время судебного процесса, то специалисты, которые проводили независимую экспертную оценку, смогут профессионально обосновать принятое ими решение, обеспечив истцу соответствующую поддержку в его судовом делопроизводстве.

Мнение профессионалов, подкрепленное официальными сертификатами специалистов, будет весомым аргументом для суда, чем голословные опровержения автовладельца, который пытается противостоять опытным адвокатам страховой компании. Чувствуете разницу?

Кто организует независимую экспертизу после ДТП?

Как было сказано ранее, независимая экспертиза может быть выполнена по заказу следователей и судей. Если же автовладелец самостоятельно изъявляет желание провести подобное исследование, то ему необходимо удостовериться в том, что компания или специалист, к которому он обращается, зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Независимая экспертная оценка должно проводиться специалистом, который имеет лицензию на ведение такой деятельности. В противном случае суд может признать исследования недействительными.

Также стоит отметить и тот факт, что СТО, на котором происходит обслуживание и ремонт автотранспорта после ДТП, не может проводить независимую экспертную оценку. Это обосновано тем, что первые являются заинтересованной стороной.

Помимо этого, не разрешается заниматься независимой экспертизой и частным лицам, не владеющим необходимыми навыками и инструментами.

Кто платит за независимую экспертизу при ДТП? Оплачивать услуги подобного плана будет служба или гражданин, по заказу которого проводится это исследование. Но при этом на практике встречаются и такие случаи, когда после судебных разбирательств судья решает возложить эти расходы на плечи виновной в аварийной ситуации стороны.

Также стоит отметить, что нередко встречаются и такие случаи, когда возникает необходимость во вторичной экспертной оценки, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Порядок проведения независимой экспертизы

Статистика продажи автомобилей.

С целью исключения лишних расходов, необходимо со всей серьезностью подходить к выбору оценочной компании. Для этого стоит изучить все отзывы клиентов о работе компании и посоветоваться со знакомыми, которые попадали в подобную ситуацию.

Определившись с выбором, необходимо заключить договор с фирмой о проведении независимой экспертной оценке на месте происшествия. В этом документе указывается место и время проведения экспертизы.

Независимое исследование состоит из следующих этапов:

  1. Осмотр места аварии и транспортного средства с выполнением фото/видео фиксации. На этом же этапе специалист должен зафиксировать госномера или VIN-коды автомобилей, а также провести проверку машины на предмет наличия скрытых дефектов.
  2. Оценка технического состояния транспортного средства после ДТП с составлением соответствующего акта. При этом заключение сопровождается подробным фотоотчетом с места происшествия и снимками возникших в результате аварии повреждений.
Важная характеристика «резины».

По конечному счету отчет о проведенной независимой экспертной оценке должен содержать следующие данные:

  • задачи и цели проводимого исследования;
  • конечная стоимость причиненного ущерба;
  • список нормативных актов и документов, которые использовались специалистом во время проведения исследования и расчета суммы ущерба;
  • обоснованные критерии, по которым выносились решения о характере повреждений и размера ущерба;
  • стоимость предоставленных услуг по выполнению экспертной оценки, в которую включены расходы на использованные материалы.

Акт подписывается представителем страховой фирмы, которая обязуется компенсировать указанную сумму ущерба потерпевшей стороне в качестве страховой выплаты. При несогласии с решением экспертов он может указать свое мнение и оспорить их решение в судебном порядке.

Удачи вам на дорогах!

detepe.ru

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Эта статья адресована участникам дорожных автотранспортных происшествий и заинтересованным лицам, которые желают, но не знают, как оспорить независимую экспертизу по ДТП. Мы дадим необходимые разъяснения, относительно порядка оспаривания, коснемся некоторых правовых аспектов, связанных с тем, как оспорить экспертизу.

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

В ходе производства по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, часто возникают вопросы, разъяснение которых требует специальных познаний в различных отраслях науки и техники.

Для этого назначаются и проводятся независимые экспертизы по ДТП, с выводами которых не всегда согласны стороны и заинтересованные лица.

Участники производства по делам о дорожных происшествиях наделены Законом правом оспаривания результатов независимых экспертиз.

 

Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП

Прежде чем ответить на вопрос о том, как оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию необходимо разъяснить суть понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные виды экспертиз, усвоить порядок назначения и проведения экспертиз.

Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.

Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу в результатах рассмотрения дела.

Таким образом, независимым является такое заключение, которое выполнено в соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства РФ.

Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».

Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.

Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон «Об ОСАГО»).

Так в статье 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.

В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.

Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).

Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной Законом ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).

Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, значит доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела, либо выявить нарушения закона, при которых будет признано недопустимым доказательством.

Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.

Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определении величины причиненного ущерба, от повреждения транспортных средств, и в других случаях, на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.

Статьи в помощь:

Как оспорить вину в ДТП

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП

Отвечая на вопрос о том, как опротестовать (оспорить) независимую экспертизу по ДТП, мы должны усвоить, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.

Существует два вида исследований.

Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.

Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием». Его доказательственное значение существенно ниже исследования, проведенного экспертом (заключения эксперта).

Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.

Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.

Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.

Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).

Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.

Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).

В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно - трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.

Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.

Статьи в помощь:

Автотехническая экспертиза при ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

Трасологическая экспертиза при ДТП

При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.

Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.

В такого рода вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».

Многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях, в которых мне приходилось оспаривать экспертные заключения, позволяет лишь дать общие рекомендации по исследуемой теме.

 

Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП

Алгоритм действий лица, по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:

  1. Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.

    Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.

    В постановлении о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.

    Статьи в помощь:

    Схема ДТП

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

    Если при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в постановлении и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то у защитника имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.

    Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.

  2. Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.

    При анализе экспертного исследования следует выяснить:

    а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;

    б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;

    в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;

    г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.

  3. При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.

    Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.

    Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.

    Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.

  4. Для того чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП нужно вызвать эксперта в судебное заседание.

    Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.

    Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.

  5. В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы.

    Ходатайство о назначении повторной (дополнительной), комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.

    Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.

dtp-avtostrahovanie.ru

Экспертиза обстоятельств ДТП. Стоимость.

Экспертиза обстоятельств ДТП  является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.

Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:

  • Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
  • Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
  • Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
  • Особенности дорожного полотна.
  • Прочие показатели.

Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.

Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее. Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела. По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы. По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы. Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания. Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.

Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:

  • Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
  • Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
  • Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
  • Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
  • Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
  • Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
  • Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
  • Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
  • Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
  • Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования:

  • Каковы причины исследуемого дорожно-транспортного происшествия?
  • Каков точный механизм данного дорожно-транспортного происшествия?
  • По какой полосе перемещался автомобиль непосредственно перед столкновением?
  • В каком состоянии находилось дорожное полотно на том участке трассы, где произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какова длина тормозного пути?
  • Какова длина полного остановочного пути?
  • Какое время понадобилось для того, чтобы данный автомобиль преодолел указанное расстояние?
  • Каковы были на момент происшествия дорожно-транспортные условия? Являлись ли они причиной ДТП?
  • Соответствуют ли свидетельские показания (показания потерпевших, обвиняемых) произведенным техническим расчетам?
  • Находился ли автомобиль в состоянии заноса? Какие внешние обстоятельства могли на это повлиять?
  • Являются ли действия водителя и принятые им решения причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
  • Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
  • Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
  • Возникли ли обнаруженные неисправности в момент дорожно-транспортного происшествия либо имели место еще до него?
  • Повлияло ли состояние дорожного покрытия на опрокидывание исследуемого автомобиля?
  • Кто из водителей автотранспортных средств пользовался правом приоритета в условиях нерегулируемого перекрестка, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие?
  • Какие именно положения Правил дорожного движения были нарушены водителем (водителями)?
  • Какие еще участники движения находились в непосредственной близости от участников дорожно-транспортного происшествия? Имелась ли у водителя возможность избежать столкновения путем выполнения маневра?
  • Является ли остановочный след непрерывным? Имеет ли он пробелы? Какими факторами можно объяснить прерывистость остановочного следа данного автомобиля?
  • Какими причинами можно объяснить выявленные различия между тормозными следами, оставленными левой и правой парами колес автотранспортного средства?
  • С какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением?
  • Какое время прошло с момента начала торможения и столкновением?
  • Соответствовали ли погодные и дорожные условия тому, чтобы водитель мог своевременно заметить вышедшего на проезжую часть пешехода?
  • Была ли у водителя транспортного средства техническая возможность избежать наезда путем своевременного торможения на необходимом для этого расстоянии?

sudexpa.ru

Автоэкспертиза после ДТП

Экспертиза автомобиля после ДТП – обязательное условие для получения потерпевшем автолюбителем компенсации полученного ущерба от страховой компании.

Водитель, который обращается к страховщику после дорожного происшествия за страховыми выплатам должен не только подать необходимый пакет документов, но и представить поврежденный автомобиль для экспертизы.

В этой публикации мы рассмотрим, какие бывают автоэкспертизы и порядок их проведения.

Цель проведения экспертизы после автоаварии

Тип страхования
  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
Количество водителей
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
Марка автомобиля Модель автомобиля
  • Сначала выберите марку
Начать расчет ОСАГОКАСКО

Моментальный расчет и сравнение цен

Обязательное страхование автогражданской ответственности регулируется Федеральным законом «Об ОСАГО» первоначально принятым 25.04.2002 г. № 40-ФЗ с внесенными изменениями и дополнениями.

Отношения между страховыми компаниями и автолюбителями регулируют Правила ОСАГО утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. № 263 с последующими дополнениями.

Согласно, п. 45 Правил ОСАГО водитель, потерпевший при дорожно-транспортном происшествии, и желающий получить страховую выплату, обязан предоставить страховщику поврежденную машину или то, что от нее осталось для проведения осмотра или независимой экспертизы.

Страховая компания проводит осмотр автомобиля, получившего при столкновении материальный ущерб. Страховщик только выдает направление на независимую экспертизу.

Тем же пунктом правил ОСАГО определена цель проведения независимой экспертизы. Это выяснить обстоятельства, при которых автомобиль получил повреждения, и определить размер компенсации для восстановительного ремонта.

В первую очередь, страховая компания отправляет поврежденную машину на независимую экспертизу для того, чтобы исключить все повреждения, не имеющие отношения к конкретному дорожному происшествию.

Автоэкспертиза после ДТП направлена на выявление повреждений автомобиля и установления их взаимосвязи со столкновением. После того, как будет установлен полный список полученных при автомобильной аварии повреждений, включая скрытые, эксперты подсчитают денежный эквивалент компенсации ущерба. Размер страховых выплат зависит от суммы, рассчитанной экспертами компенсации.

Как назначается экспертиза

Ст. 12 Закона об ОСАГО и п. 45 Правил отображают установленный порядок проведения независимой экспертизы для оценки ущерба, причиненного автомобилю после ДТП.

Для получения страховой компенсации водитель, который не является виновником автоаварии, должен при первой возможности позвонить в страховую компанию и сообщить о месте и времени столкновения, а также о способе оформления происшествия.

Если автовладельцы оформляют Европротокол, то заполненное Извещение о ДТП, а также фотосъёмку и видеозапись места аварии нужно привезти к страховщику на протяжении 5 рабочих дней. Во время визита они пишут заявление о выплатах.

Когда автомобильная авария оформляется с участием инспекторов ГИБДД, то потерпевший водитель должен явиться в страховую компанию с пакетом документов и написать заявление не позже чем через 15 дней после столкновения автомобилей.

Независимая экспертиза авто после ДТП в обоих случаях должна быть проведена не позже чем через 5 рабочих дней с момента принятия заявления от автовладельца. Страховая компания должна согласовать с потерпевшим автолюбителем время и место проведения оценки ущерба после ДТП.

Если страховщик провел осмотр машины и определил сумму страховой выплаты, с которой согласился водитель, то можно не проводить независимую экспертизу.

В случае, когда страховая компания не провела на протяжении 5 рабочих дней, с момента получения заявления ни осмотра, ни экспертизы, то потерпевший автовладелец имеет право самостоятельно организовать независимую экспертизу и не предоставлять свое авто для осмотра страховщику.

Порядок проведения экспертизы

Независимая экспертиза проводится согласно, Порядка производства экспертиз, принятого Положения Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г. № 433-П.

Указанным Порядком предусмотрено, что заказчик заключает с экспертной организацией гражданско-правовой договор о проведении работы. Заказчик обязуется предоставить автомобиль или то, что от него осталось и пакет документов.

Необходимо передать:

  • копию справки о ДТП, в которой указаны все полученные повреждения;
  • копию свидетельства о регистрации машины;
  • копию технического паспорта автомобиля;
  • направление на экспертизу – если заказчиком выступает страховщик;
  • копии документов об автоаварии, которые направлялись в страховую компанию;
  • другие документы, связанные с дорожно-транспортным происшествием.

Очень важно собрать и передать полный пакет документов. Ведь, оценка уровня причиненного вреда зависит от наличия подтверждающих фактов.

Особенно важно, чтобы каждое повреждение было зафиксировано документально, когда размер компенсации не устраивает заявителя. Эксперт должен закончить свою работу на протяжении 5 рабочих дней.

Какие бывают экспертные исследования

Согласно, п. 4 Порядка производства экспертиз исследования бывают:

  • первичные;
  • вторичные;
  • дополнительные.

Первичная экспертиза – это исследование оценки причиненного вреда, которое проводится на протяжении 5 рабочих дней после письменного обращения потерпевшего водителя к страховщику.

Если заказчик сомневается в достоверности результатов первичного исследования, то он имеет право потребовать вторичное исследование. По сути, обе экспертизы проводятся на одном основании и дают ответ на один вопрос – какой размер материального ущерба причинен при аварии машине пострадавшей стороны.

Когда у заказчика возникают другие вопросы, то необходимо провести дополнительные исследования.

Выделяют следующие виды проверок:

  • автотехническая экспертиза при ДТП, позволяет определить виновного, а также какой именно маневр или наоборот отсутствие маневра повлекло за собой столкновение машин;
  • трасологическая – проводится непосредственно на автотрассе. По тормозным следам устанавливаются местоположение авто, их траектории движения. Включает анализ свидетельских показаний и работы светофоров;
  • автотовароведческая – предусматривает подробный технический анализ состояния машин после столкновения, рабочее состояние всех элементов и систем. Позволяет оценить необходимую сумму денег для проведения ремонтных работ и товарную стоимость машины после ДТП;
  • комплексная, которая включает все перечисленные выше работы за один экспертный осмотр. Заказывается только тогда, когда нужно установить точную сумму на восстановление авто.

Таким образом, проведение дополнительных экспертных оценок позволяет установить точную причину возникновения дорожно-транспортного происшествия, степень вины страхователя, реальный размер компенсации для полного восстановления авто. Как правило, дополнительные исследования заказывает страховая компания.

Как выбрать надежную экспертную организацию

Автоюристы дают следующие несложные, но действенные советы:

  • не надо ориентироваться на близость расположения к месту проживания, а нужно изучить отзывы бывших клиентов;
  • не обращайтесь к тем, кто предлагает самые низкие цены – они либо новички, либо предоставляют некачественные услуги и только так могут заманить новых клиентов;
  • не «видитесь» на очень широкий ассортимент разнообразных услуг. Ведь, вам нужна только одна экспертиза. Фирма должна иметь узкую специализацию «проведение независимой экспертизы после ДТП» и не предлагать дополнительных программ и бонусов;
  • при первой же встрече вам должны предложить бесплатно предварительно рассчитать причиненный ущерб. Специалист высокого класса выполнит это задание примерно за 15 минут. По работе эксперта вы сможете принять решение – заключать ли договор с этой организацией;
  • специалист, который будет подписывать акт о проделанной работе должен быть включен в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ, иначе документ не имеет юридической силы.

Ориентируясь на такие несложные правила, вы сможете найти профессионального эксперта. Не нужно стесняться попросить предоставить вам бумаги, подтверждающие уровень квалификации, и отношение к регистрации в Минюсте. Также, вы имеете право попросить примеры выполненных ранее экспертиз и судебных решений, принятых опираясь на них.

Процедура проведения исследования

Когда нужна автоэкспертиза.

Можно выделить следующие этапы проведения экспертного анализа:

  1. Предварительная консультация по телефону.
  2. Заключение договора.
  3. Оплата услуги согласно условиям договора.
  4. Уточнение места и времени проведения экспертизы.
  5. Организация вызова на место осмотра другого участника аварии и его страховщика.
  6. Осмотр машины и составление акта.
  7. Расчет ремонта автомобиля.
  8. Составление заключения эксперта.
  9. Передача результатов работы заказчику.

Эксперт должен в отчете указать, как сильно автоавария повредила машину. Основываясь на эту информацию, делается вывод о возможных скрытых дефектах. Как правило, организации работают по предоплате.

После того как будут составлен и подписан договор в двух экземплярах, заказчик проводит оплату. Он получает на руки квитанцию-подтверждение. Если заказчик будет обращаться за выплатой в суд, то на основании оригинала договора и квитанции он сможет взыскать стоимость проведенного исследования с виновника столкновения или страховой компании.

Автомобильный осмотр начинается только после изучения экспертом первичных документов составленных инспектором ГИБДД, аварийным комиссаром, а также участниками происшествия. Дорожно-транспортный случай сначала изучается по документам. Специалист сверяет данные автомобиля указанные в разных документах, а также другие нюансы страхового дела.

Осмотр начинается с фотографирования машины с четырех углов и сторон, согласно принятого Порядка. Далее делаются фотографии всех повреждений отдельно. Кроме того, для подтверждения, что осматривалось авто, пострадавшее в аварии, фотографируется номер кузова и пробег. После того, как все фотографии сделаны, оформляется акт, который содержит полный перечень всех полученных повреждений.

Для оценки общего размера полученного ущерба специалист пользуется одной из специальных программ: «Автобаза», «ПС-Комплекс», « Audatex», «SilverDAT», «EUROTAX». В программу вносится VIN-код машины и определяется ее комплектация.

После этого программа отображает все детали автомобиля, их номера и цены. Эксперт вводит ремонтные работы и запускает расчёт. В конечном результате программа выдает: цену запчастей и материалов и стоимость ремонтных работ.

Итог

В заключение хочется сказать, что проведение независимой экспертизы необходимо для определения размера ущерба автомобиля после ДТП.

Об экспертном исследовании нужно знать:

  • проводится согласно принятого Центробанком Порядка;
  • заказчиком могут быть: страховая компания или пострадавший автолюбитель;
  • организация работает по предоплате согласно, заключенного договора.

Результаты автоэкспертизы позволят получить страховую компенсацию причиненного вреда в размере, соответствующем стоимости восстановительного ремонта машины.

Удачи вам на дороге!

detepe.ru

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, предмет экспертизы

Содержание статьи:

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Судебная экспертиза дтпС развитием транспортной инфраструктуры количество происшествий на дороге в разы увеличилось. Однако не всегда обстоятельства и причины аварии можно установить на глаз, без привлечения специалистов. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП помогает установить точную причину аварии, виновника, а также ряд факторов, способствующих ее совершению. Данная информация имеет существенное значение при истребовании компенсационной выплаты со страховой компании, а в некоторых случаях с виновной стороны. Нарушитель обязан покрыть ущерб в том случае, если страховой суммы недостаточно для возмещения убытков.

В статье представлена информация об особенностях экспертизы обстоятельств ДТП, ее задачах и предметах исследования. Помимо этого, вы сможете узнать, что именно позволяет определить техническая экспертиза при ДТП и в каких случаях требуется ее проведение.

Автотехническая экспертиза, задачи и цели

Автотехническая экспертиза дтпПроведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

К основным задачам исследования относят:

  1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
  2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
  3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
  4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
  5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
  6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
  7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
  8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
  9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
  10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
  11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

Что позволяет установить автотехническая экспертиза

Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение. По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС. Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

Результат исследования содержит такие сведения:

  1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
  2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
  3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
  4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
  5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
  6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

Порядок исследования технического состояния транспортного средства

Исследование предполагает осмотр транспортного средства, а также его составляющих. Процедура анализа происходит в следующем порядке:

  1. установление повреждений в двигателе, коробке передач, кузове и приборах. При наличии явных дефектов специалист должен предоставить сведения о моменте их возникновения. Когда они появились до аварии или после и связаны ли данные изъяны с произошедшим ДТП;
  2. при наличии заводских дефектов в задачи оценщика входит установление их связи с причиной столкновения;
  3. анализ дефектов, появившихся вследствие происшествия, установление объекта наезда, характерных поломок;
  4. определение связи между возникшими в результате столкновения неисправностями и самим наездом.

Дополнительные виды экспертиз

Вместе с автотехнической экспертизой проводятся дополнительные исследования, позволяющие получить более четкое представление о происшествии.

К таковым относят:

  1. трассологическую экспертизу;
  2. оценка психологического состояния участника, пострадавшего вследствие аварийной ситуации.

Остановимся более детально на перечисленных видах анализа.

Особенности проведения трассологического исследования

Основными задачами трассологической экспертизы является:

  1. восстановить события, происходившие в момент столкновения;
  2. установить параметры движения ТС;
  3. определить место нахождения авто в момент аварии и после нее.

Особенность данного вида анализа заключается в отсутствии необходимости выезда на место совершения ДТП. Специалист готовит отчет на основании следующих материалов:

  • фото- и видеоматериалы, содержащие достоверные и относимые к делу сведения;
  • протокол происшествия;
  • другие материалы.

Все материалы, позволяющие эксперту сделать точные выводы, предоставляются заказчиком, в обязанности аналитика не входит сбор сведений, только обработка тех, которые были поданы заинтересованным лицом.

Важно! Вместе с материалами, имеющими отношение к делу, заказчик должен предоставить перечень вопросов, которые  эксперт должен раскрыть по итогам исследования.

Оценка психологического состояния водителя

психологЗадачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него. Полученные данные могут существенно повлиять на ход расследования и его результат.

Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью. Окончательное решение выносится на усмотрение суда.

В каких случаях проводится автотехническая экспертиза

Кто вправе заказать исследование

Правом заказать проведение автотехнической экспертизы обладают:

  • виновник происшествия;
  • следователь;
  • судья;
  • физлица и юрлица, заинтересованные в исходе расследования и имеющие к нему отношение.

Случаи, когда проведение экспертизы обязательно

  • между сторонами происшествия существует спор относительно, того, кто из участников виновен в произошедшем;
  • обвинение предъявленное одной из сторон необоснованно и не соответствует действительности;
  • схема ДТП требует детализации и уточнения;
  • для установления точного размера убытков, причиненных наездом. Как правило, такая информация необходима для предъявления страховщику и компенсации вреда;
  • перед продажей ТС.

Во время проведения исследования специалиста обращает внимание на такие параметры, как:

  • степень видимости;
  • степень обзорности;
  • условия на дороге;
  • наличие внешних факторов (помех), способствующих столкновению;
  • наличие особо опасных участков.

Образец автотехнической экспертизы при ДТП

образец

ДТП с пострадавшими

ДТП с пострадавшимиЕсли в результате столкновения пострадали люди, их здоровье или жизнь, требуется проведение не только автотехнической экспертизы, позволяющей восстановить обстоятельства происшествия, но и судебно-медицинского исследования. Последнее необходимо для установления степени тяжести физических повреждений, полученных пострадавшим лицом вследствие аварии.

Если участник ДТП погиб в результате наезда, заказать проведение оценочных исследований вправе родственники погибшего.

Кто наделен полномочиями на проведение экспертизы

Обратиться в экспертное учреждение и заказать экспертизу вправе как представители правоохранительных или судебных органов, так и пострадавшие от нарушения лица. Перед оформлением заказа следует убедиться в том, что специалист имеет необходимые документы, подтверждающие его полномочия.

Так, проводить оценку вправе лицо:

  • предварительно прошедшее процедуру регистрации в Минюсте;
  • обладающее соответствующей лицензией.

Отсутствие разрешения на осуществление аналитической деятельности подобного рода может быть основанием для обжалования заключения оценщика и признания выданного ним заключения недействительным.

Важно! Лицо/учреждение, которое проводит экспертизу, должно быть не заинтересованно в ее результатах, поэтому сервисный цент, в котором был выполнен восстановительный ремонт, не имеет права, а также должных полномочий, для выдачи аналитического отчета.

Сведения, необходимые для осуществления процедуры

Чтобы провести оценку специалисту потребуются следующие сведения:

  1. модель транспортного средства, год выпуска, марка, количество пассажиров, пребывающих в авто во время ДТП;
  2. дорожное покрытие в том месте, где произошло столкновение;
  3. параметры тормозного пути;
  4. качество видимости;
  5. скорость ТС;
  6. действия участников аварии;
  7. расстояние между авто до столкновения и сразу же после него;
  8. количество пострадавших.

Имеет ли заключение эксперта законную силу?

заключение эксперта о дтпЕсли экспертиза была проведена в порядке, установленном процессуальными нормативно-правовыми актами, а также лицом/учреждением, обладающим необходимым для ее проведения объемом полномочий, ее результат имеет законную силу и может использоваться в качестве полноценного средства доказывания во время судебного разбирательства.

Если эксперт выдал ложный отчет, содержащий недостоверные данные, не соответствующие фактическому состоянию вещей, в случае выявления обмана ему грозит привлечение к юридической ответственности. Само же заключение признается недействительным.

Сколько длиться независимая экспертиза

Конкретных сроков, выделенных законодателем для проведения автотехнического исследования, нет. Учитывая тот факт, что в скорейшей выдаче результата заинтересован в первую очередь сам аналитик, процедура не занимает много времени.

Период, необходимый для реализации процесса, занимает от 2 недель до одного месяца. Его продолжительность зависит от графика работы специалиста и его загруженности. На установление размера убытков требуется меньше времени. Такую информацию можно получить уже через 1-3 дня с момента обращения.

Что касается стоимости услуг, то она напрямую зависит от количества повреждений и марки ТС.

Полезное всдео о судебной экспертизе по ДТП

Приложения к статье:

1dtphelp.ru