|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспертная комиссия организации и экспертиза ценности документов. Как отбирается экспертная организацияЭкспертная комиссия организации и экспертиза ценности документовДанная работа ведется в организации постоянно и заключается в изучении документов с целью установления сроков хранения. Экспертиза ценности документов согласно нормативно-методическим требованиям проводится поэтапно:
Для человека несведущего в архивном деле все вышесказанное может показаться довольно неподъемным занятием. На самом деле справиться с поставленной задачей не так уж и сложно. Я расскажу вам обо всем по порядку. Вот здесь посмотрите список нормативно-методических документов, на основании которых ведется работа. Экспертиза ценности документов в делопроизводстве может проводиться как самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов с заключением соответствующего договора об оказании услуг. Экспертная комиссия организацииВне зависимости от выбранного варианта проведения экспертизы ценности документов в организации должна быть создана экспертная комиссия. Ее состав утверждается приказом руководителя. С примерами приказа о создании экспертной комиссии, приказа об изменении состава экспертной комиссии вы можете ознакомиться в разделе «Образцы приказов» данного сайта. В обязательном порядке разрабатывается положение об экспертной комиссии организации. За основу можете принять приведенный образец положения (файл doc). В экспертную комиссию следует включить хотя бы трех человек: ответственного за ведение архива обязательно и для оптимальной работы специалистов из различных направлений деятельности. Хотя в небольшой фирме выбор часто сужается до бухгалтера и секретаря. Как правило, председателем экспертной комиссии назначается один из заместителей руководителя. Заседания экспертной комиссии организации проводятся по мере необходимости с обязательным составлением протоколов. Посмотрите на пример протокола заседания экспертной комиссии. Он включает все основные вопросы, встречающиеся в ее деятельности: о рассмотрении архивных описей дел, акта о выделении к уничтожению документов, инструкции по делопроизводству и номенклатуры дел. Проведение экспертизы ценности документовКаждый год в структурных подразделениях проводится отбор документов постоянного и временного (> 10 лет) хранения для передачи в архив организации, решается вопрос о дальнейшем хранении дел с временными сроками (< 10 лет) хранения или об их уничтожении в связи с истекшими сроками хранения. При этом пользуются номенклатурой дел организации за соответствующий год, типовым и ведомственным (последним, если существует) перечнями документов с указаниями сроков их хранения, а также другими существующими нормативными документами в области архивного дела. Фактически это обозначает следующее. К примеру, в архиве организации решили обработать документы постоянного хранения и по личному составу за 2011 год. Просмотрели номенклатуру дел, наметили интересующие дела, определили в каких структурных подразделениях они находятся. Пришли в эти отделы и отобрали только намеченные дела постоянного хранения и по личному составу за 2011 год, в установленном порядке передали их в свой архив. В архиве специалист (свой или чужой по договору) проведет научно-техническую обработку этих дел, в соответствии с нормативными требованиями к формированию и оформлению дел. Остальные документы за 2011 год оставили на полках дожидаться, когда сроки хранения истекут или отпадет практическое значение. Попутно в структурных подразделениях отобрали с полок дела с истекшими сроками хранения для их уничтожения. В процессе отбора документов дела могут переформировываться. Такое может быть, например, из-за неправильного формирования дел в текущем делопроизводстве – поместили в дело документы разных сроков хранения (постоянного и временного), из дел постоянного хранения изымаются черновики, неоформленные, дублетные копии, а также часть документов с отметкой «ЭПК» могли отнести к постоянному сроку хранения. Например, в перечне может быть указан срок «5 лет ЭПК». Часть документов такого дела может быть постоянного хранения как имеющих научно-историческое значение, остальные будут храниться 5 лет. Обратите внимание, не являющиеся источниками комплектования государственных или муниципальных архивов организации могут заменять срок хранения «постоянно» по типовому перечню на срок «10 лет» или больший (как вариант «до ликвидации организации»), т.е. у таких организаций может не быть документов постоянного хранения. В этом случае допускается частичное оформление дел – не проводить пересистематизацию и нумерацию листов, не подшивать в твердую обложку, можно обойтись без листа-заверителя. Иными словами: допускается оставлять документы в папках, в которые помещали документы в текущем делопроизводстве, и затем не проводить каких-либо дополнительных работ по оформлению дел. Однако, данные послабления не распространяются на обработку дел по личному составу. Их срок хранения, как правило, составляет 75 лет, такие документы обрабатываются в установленном порядке. Согласно существующим требованиям отбор дел нужно вести исключительно с полистным просмотром. В реальности это требование не всегда соблюдается. Слишком уж трудоемко и не всегда оправдано. Особенно если документы отбираются для уничтожения, а вы и так знаете, что они не имеют практического или исторического значения. Дела, которые предстоит подшить в твердую обложку (постоянного или долговременного хранения), отбираются уже обязательно с полистным просмотром. Евгения Полоса Спасибо Вам за добавление этой статьи в: Еще интересное по теме: К записи 86 комментариев delo-ved.ru Организация экспертизы : Консультация адвоката* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности. Организация экспертизы можеттом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями. Закон не требует, чтобы судебная (независимая) экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками государственных экспертных учреждений. Судебные экспертизы производятся экспертами государственных и негосударственных экспертных учреждений, сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами. Помимо государственных судебных экспертов, судебные экспертизы согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, процессуальным кодексам и КоАП РФ могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами и вызванные для дачи заключения. Такими судебными экспертами могут являться: - пенсионеры, в прошлом сотрудники государственных экспертных учреждений; - частные эксперты-профессионалы, у которых эта деятельность является основной;- эксперты - сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений;- работники неэкспертных организаций, обладающие необходимыми специальными знаниями. Законодатель (ст. 41 ФЗ ГСЭД) распространил на судебно-экспертную деятельность частных экспертов и сотрудников негосударственных экспертных учреждений действие ряда статей ФЗ ГСЭД, где упоминаются государственные судебные эксперты. Если частный эксперт взялся за производство экспертизы и в его адрес вынесено постановление или определение суда, он обязан: - не разглашать сведений, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведений, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведений, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;- исполнять обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством. Согласно ст. 16 ФЗ ГСЭД негосударственный эксперт не вправе: - вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением лица или органа, ее назначивших;- уничтожать объекты исследования либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу. На негосударственных экспертов распространяется принцип независимости эксперта, согласно которому при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Выше уже отмечалась недостаточность правовой базы, регулирующей деятельность негосударственных экспертов. Если по отношению к государственным судебным экспертам профессиональные и квалификационные требования прописаны в ст. 13 ФЗ ГСЭД, то в отношении негосударственных экспертов такие требования ничем не предусмотрены. Для проверки уровня профессиональной подготовки государственных судебных экспертов создаются ведомственные экспертно-квалификационные комиссии. Определение же уровня подготовки негосударственных экспертов, помимо упомянутой выше системы добровольной сертификации, ничем не регламентируется. Нам представляется, что необходимо законодательное закрепление единого подхода к определению профессиональных и квалификационных требований к государственным и негосударственным судебным экспертам. В противном случае правоприменитель будет неизбежно сталкиваться с трудностями выбора кандидатуры эксперта и оценки его компетентности. Процессуальными кодексами и КоАП РФ выбор конкретного эксперта, которому поручается проведение экспертизы, не регламентирован. Законодатель предоставляет лицам, участвующим в деле, право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту. Суд должен рассмотреть подобные ходатайства и, руководствуясь нормами закона, либо удовлетворить их, либо отказать в удовлетворении. Выбор конкретного эксперта для проведения экспертизы поручается судом руководителю государственного судебно-экспертного учреждения либо осуществляется самим судом из числа иных лиц, обладающих специальными знаниями. При выборе кандидатуры эксперта должны учитываться единые подходы и общие критерии, позволяющие отдать предпочтение тому или иному эксперту, проверить его компетентность и отсутствие оснований для отвода. На практике при выборе кандидатуры эксперта суд вынужден исходить из формальных сведений об образовании, занимаемой должности и практическом опыте данного лица. Однако сведения, сообщаемые об эксперте, не всегда находят свое документальное подтверждение. Документы государственного образца: копии дипломов о высшем и послевузовском образовании, документы, подтверждающие стаж экспертной работы в данной отрасли области судебной экспертизы, наличие экспертных специализаций, нередко не представляются. Вместо этого фигурируют разнообразные свидетельства и справки о прохождении краткосрочных курсов и стажировок, которые выдаются различными фирмами, не аккредитованными в качестве образовательных учреждений. Негосударственные эксперты нередко указывают вымышленные должности, отсутствующие в штатном расписании той организации, от имени которой они выступают. Так, одним из доказательств, используемых стороной обвинения для доказывания вины В. в совершении инкриминируемых ему деяний, явилось заключение эксперта фонографическо-лингвистической экспертизы Л. По ходатайству стороны защиты суд признал это доказательство недопустимым, полученным с нарушением установленного законом порядка. В заключении эксперта должны быть указаны сведения об эксперте, в том числе его образование, специальность, занимаемая должность и некоторые другие сведения, перечисленные в ст. 204 УПК РФ. Вопреки этим требованиям в заключении эксперт Л. указала специальность, которой заведомо не обладает, - вместо полученной специальности "Русский язык и литература" указала несуществующую специальность "Филолог". Полученные Л. по окончании вуза ученые звания и степени не отменяют и не изменяют специальности, полученной при обучении. В соответствии с законом ученые степени и звания указываются отдельно от специальности. В заключении должна быть указана занимаемая экспертом должность. Согласно заключению эксперта Л. являлась руководителем экспертной службы ООО "ЦНТ", однако в штатном расписании данной организации такая должность не значилась. Сообщение же суду недостоверных сведений о занимаемой экспертом должности и штатном расписании явилось основанием для вынесения частного определения в адрес руководителя организации, в которой трудится эксперт. В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий. Анализ судебной практики показывает, что суд в момент назначения экспертизы не всегда должным образом выясняет вопрос о возможности ее проведения конкретным экспертом или в соответствующем экспертном учреждении. Это упущение приводит в дальнейшем к затягиванию рассмотрения дела, обусловленному возникающей потребностью заменить эксперта или экспертное учреждение. Например, по одному из дел суд при назначении судебно-технической экспертизы документов для установления времени изготовления документа надлежащим образом не выяснил вопрос о возможности ее проведения в названном судом государственном судебно-экспертном учреждении. Экспертное учреждение отказалось проводить экспертизу и возвратило материалы в суд, сославшись на то, что исследования данного вида не проводятся в этом учреждении из-за отсутствия необходимой приборной базы. В другом случае судебная экспертиза назначалась судом три раза. Первый раз строительно-техническая экспертиза была поручена управлению государственных инспекций надзора администрации субъекта РФ, которое отказалось проводить экспертизу со ссылкой на то, что ему не может быть поручено проведение экспертизы, поскольку оно не является государственным судебно-экспертным учреждением. Суд возобновил производство по делу и впоследствии вновь назначил строительно-техническую экспертизу, поручив ее проведение государственному учреждению "Красноярская лаборатория судебной экспертизы", которое также отказалось от проведения экспертизы со ссылкой на невозможность дать заключение, в частности в связи с отсутствием специалиста по инженерным коммуникациям. Производство по делу было вновь возобновлено. После этого суд в третий раз назначил экспертизу, поручив ее проведение государственному проектному институту. Причем ни в одном из трех определений о назначении строительной экспертизы суд никак не мотивировал выбор экспертных организаций и не выяснял наличие в них необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов, ссылаясь лишь на то, что соответствующие экспертные организации предложил истец. Судебная экспертиза может быть проведена на основании определения, вынесенного судом, в порядке, предусмотренном процессуальным кодексом. Не является заключением эксперта оценка, проведенная экспертными организациями без соответствующего определения суда. На разрешение экспертизы истцом были поставлены иные вопросы, чем в экспертизе, назначенной арбитражным судом. Представленный истцом документ нельзя рассматривать в качестве такого средства доказывания, как заключение эксперта. Порядок назначения экспертизы установлен ст. 82 АПК РФ. Поскольку заключение эксперта, представленное истцом, получено с нарушением норм процессуального права, арбитражный суд отказал истцу в приобщении указанного доказательства к материалам дела. Такое заключение эксперта в судебной практике может быть рассмотрено в качестве письменного доказательства, но не заключения эксперта.
Дата редакции: 27.11.2013 ceur.ru Выбор эксперта и экспертной компанииПорядок поручения производства судебной экспертизы судебной экспертной организации или эксперту предлагается уточнить путем дачи высшими судебными органами разъяснений или внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В целях исключения возможности коррупционных проявлений производство экспертиз, по мнению автора, следует поручать государственным судебно-экспертным учреждениям строго в соответствии с установленными профилем и административно-территориальным принципом судебно-экспертного обслуживания. Судебная экспертиза назначается в случаях, прямо предусмотренных законом, а также когда в процессе расследования и (или) рассмотрения дела возникают вопросы, требующие использования специальных знаний. Инициатором производства судебной экспертизы (если по закону она не является обязательной) могут быть как должностные лица и органы, уполномоченные ее назначать, так и заинтересованные участники судопроизводства. Последние также вправе предлагать эксперта или экспертную организацию, которым может быть поручено производство судебной экспертизы. В качестве судебного эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями. При этом такое лицо может не иметь какого-либо официального статуса, т.е. быть так называемым частным экспертом, или, напротив, может быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Для выполнения судебных экспертиз создаются негосударственные экспертные организации, в которых экспертизы выполняют штатные сотрудники или привлекаемые со стороны лица на основании гражданско-правовых договоров. Судебные экспертизы вправе выполнять также штатные сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений (ГСЭУ), находящихся в структуре различных органов исполнительной власти. Выбор судебного эксперта и (или) судебной экспертной организации регулируется процессуальным законодательством и законодательством о судебной экспертной деятельности. Как показал анализ законодательства и практики выбора судебного эксперта или судебной экспертной организации, в настоящее время требуется усовершенствовать регулирование данных отношений, в частности дать разъяснения по применению законодательства о судебной экспертизе. Актуальность данного вопроса подтверждают принятые постановления высших судебных органов. Так, Пленумом ВАС РФ 20 декабря 2006 г. принято Постановление № 66, где даны разъяснения по вопросам практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе. В Постановлении обращено внимание на необходимость выяснения судом до поручения проведения экспертизы вопросов о профессиональных данных эксперта (сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности), сроке проведения экспертизы, размере вознаграждения эксперту, определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и по соглашению с экспертом, о предварительной оплате производства экспертизы, согласовании с экспертом порядка и условий производства экспертизы, а также на некоторые другие особенности поручения производства судебной экспертизы негосударственному эксперту. Однако, по нашему мнению, в данных Постановлениях даны разъяснения не по всем вопросам практики применения судами законодательства об экспертизе, в частности остался без внимания вопрос о выборе судебного эксперта и (или) судебной экспертной организации. Особенно это важно в плане придания судопроизводству большей открытости и прозрачности. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 31 мая2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об экспертной деятельности) ГСЭУ являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Закон об экспертной деятельности также определяет, что ГСЭУ производят судебную экспертизу согласно профилю, определенному для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ч. 7 ст. 11). Согласно ч. 8 ст. 11 названного Закона ГСЭУ в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в ГСЭУ, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена ГСЭУ, обслуживающими другие территории. Ведомства, в которых имеются ГСЭУ, в пределах компетенции, установленной Законом об экспертной деятельности, регулируют вопросы профиля и административно-территориального судебно-экспертного обслуживания. В одной из самых разветвленных систем ГСЭУ - МВД РФ указанные вопросы регулируются, в частности, Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП) органов внутренних дел Российской Федерации, в п. 2 которой закреплено, что "в ЭКП производятся экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. ЭКП не вправе отказать в производстве экспертизы по гражданскому или арбитражному делу, назначенной судом в связи с отсутствием возможности ее производства в ином государственном судебно-экспертном учреждении". При этом производство экспертиз в ЭКП организуется по административно-территориальному принципу (п. 5 Инструкции). В головном экспертном учреждении - экспертно-криминалистическом центре МВД России производятся: экспертизы для подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности, и для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также судов, органов прокуратуры и других правоохранительных органов, уполномоченных назначать судебную экспертизу; повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик (п. 6 Инструкции). Как отмечалось выше, выбор экспертной организации (эксперта), в том числе из ГСЭУ, может осуществляться лицом (органом), назначающим судебную экспертизу с учетом мнений заинтересованных участников процесса. При этом критерии выбора ГСЭУ в процессуальном законодательстве не указаны, за исключением выбора экспертов для повторной экспертизы, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам, и проведения дополнительной экспертизы, производство которой может быть поручено тому же или другому эксперту. Отсутствие таких правил говорит о том, что лица (органы), уполномоченные назначать судебные экспертизы, и заинтересованные участники судопроизводства осуществляют выбор ГСЭУ по своему усмотрению, т.е. на выбор ГСЭУ могут повлиять разные факторы, например меньшая цена производства экспертизы по арбитражным и гражданским делам, возможность "договориться" с экспертом о подготовке необходимых выводов и т.д. Согласно правилам, установленным федеральными органами исполнительной власти, назначению экспертизы в вышестоящее ГСЭУ должно предшествовать обращение в нижестоящее ГСЭУ. Такой же порядок назначения экспертизы должен быть установлен и в ГСЭУ "чужого" ведомства, которое не вправе принимать экспертизы без соответствующих обоснований, т.е. без указания причин, по которым нет возможности произвести экспертизу в ГСЭУ "своего" ведомства. Таким образом, существуют некоторые противоречия правовых норм процессуального законодательства и норм законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности. В соответствии с нормами процессуального законодательства судебная экспертиза может быть поручена любому эксперту и экспертной организации, в том числе и любому ГСЭУ, а согласно нормам законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности выбор ГСЭУ для производства судебной экспертизы должен осуществляться с соблюдением определенных правил. Разные подходы в порядке выбора ГСЭУ позволяют недобросовестным заинтересованным участникам судопроизводства добиваться назначения судебной экспертизы в "свою" экспертную организацию, что способствует коррупции. С.В. Матковский отмечал, что "криминогенные факторы, наличие коллизий правовых норм создают возможности для применения той нормы, которая выгодна в конкретном случае". Так, по делу, расследуемому органами внутренних дел, представитель потерпевшего заявил ходатайство о назначении повторной экспертизы, которое было удовлетворено. Но по ходатайству стороны защиты экспертиза была назначена не в вышестоящее ГСЭУ системы МВД РФ, поскольку УПК РФ не обязывает следователя делать это, а в головное ГСЭУ другого ведомства. Только благодаря неоднократным жалобам представителя потерпевшего удалось добиться поручения экспертизы вышестоящему ГСЭУ системы МВД РФ. Выводы экспертизы оказались не совсем те, на которые рассчитывала сторона защиты. Приведем другой пример. По гражданскому делу производство повторной экспертизы (после проведения первичной экспертизы в негосударственной экспертной организации) было поручено одному из головных ГСЭУ. Сторона истца предложила суду на выбор список государственных и негосударственных экспертных организаций. Ответчик же ходатайствовал только об одном головном ГСЭУ, обосновав свой выбор двумя причинами: 1) за производство экспертизы данное ГСЭУ запросило значительно меньшую сумму по сравнению с рыночной; 2) экспертизу обещали провести в кратчайшие сроки - в течение трех месяцев (как правило, этот процесс занимает около года и более). Суд удовлетворил ходатайство ответчика. В этом случае также просматривается заинтересованность одной из сторон назначить экспертизу в "свое" ГСЭУ. При этом суд не принял во внимание тот факт, что при назначении экспертизы необходимо руководствоваться как ГПК РФ, так и законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности (принципом территориального судебно-экспертного обслуживания). Высшие судебные органы должны также разъяснить, что если проведение соответствующей экспертизы может быть осуществлено согласно установленным профилю и административно-территориальному принципу обслуживания в конкретном ГСЭУ, то производство экспертизы в другом ГСЭУ или в негосударственной экспертной организации возможно только лишь при наличии форс-мажорных обстоятельств. Например, если при ожидании очереди на выполнение назначенной судебной экспертизы объекты исследования могут стать непригодными или недостаточными для проведения исследований и дачи заключения по причине их естественной порчи либо когда лицом (органом), назначающим производство судебной экспертизы, удовлетворены ходатайства заинтересованных участников судопроизводства об отводе эксперта того учреждения, где должна проводиться экспертиза, и других необходимых для производства судебной экспертизы специалистов в этом ГСЭУ не имеется. Упоминавшееся Постановление № 66 Пленума ВАС РФ не разрешило данную проблему. Разъяснения в нем о выборе ГСЭУ сводятся к следующим тезисам: государственный судебный эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя ГСЭУ; при вынесении определения о назначении экспертизы суд должен руководствоваться как требованиями Закона об экспертной деятельности, так и положениями АПК РФ; если экспертиза подлежит проведению в ГСЭУ, суд в целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (ст. 23 АПК РФ), а также права заявить ходатайство о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц (ч. 3 ст. 82 АПК РФ) в определении о назначении экспертизы указывает помимо наименования учреждения также фамилию, имя, отчество государственного судебного эксперта, которому руководителем ГСЭУ будет поручено проведение экспертизы; заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено ГСЭУ. Указанные проблемы частично разрешены в названном Постановлении № 28 Пленума ВС РФ. В частности, в п. 5 говорится, что "в тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование. В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу". Если для арбитражных судов и по уголовным делам вопросы практики применения законодательства об экспертизе во многом разъяснены названными Постановлениями, то для судов общей юрисдикции при проведении административного и гражданского судопроизводств такого разъясняющего документа не существует.
Дата редакции: 05.11.2009 ceur.ru Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗЭкспертиза исполнения контракта предусмотрена Законом № 44-ФЗ. Иногда можно обойтись внутренней экспертизой, однако в некоторых случаях обязательна внешняя экспертиза закупки, то есть привлечение экспертов, экспертных организаций. О правилах проведения экспертизы по Закону № 44-ФЗ и требованиях к экспертам, экспертным организациям расскажет эта статья. Экспертиза по Закону № 44-ФЗЭкспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения. Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе. Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения. Когда и как нужно привлекать экспертов, экспертные организации, расскажет эта статья. Экспертиза при приемкеПроведение экспертизы по 44-ФЗ необходимо:
Остановимся подробнее на экспертизе исполнения контракта при приемке. Из норм частей 1 и 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод, что независимая экспертиза – часть приемки, но не всегда обязательная. Экспертиза при приемке проводится заказчиком для проверки отсутствия нарушений и соответствия условиям контракта представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. Заказчик может провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга подлежат экспертизе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но здесь есть исключения. Заказчик имеет право не привлекать экспертов:
Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). В этих ситуациях заказчик проводит приемку продукции своими силами. Такую приемочную комиссию можно считать внутренней экспертизой. Внутренняя приемка не лишает заказчика права установить требование независимой внешней экспертизы по Закону № 44-ФЗ. Эксперт (экспертная организация) как субъект закупкиСогласно п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, эксперты – это физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а экспертные организации – юридические лица. Они обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области науки, техники, искусства или ремесла (для юрлица это требование к квалификации персонала). Эксперты, экспертные организации действуют на основании договора или государственного (муниципального) контракта. То есть, экспертная деятельность ведется на возмездной основе и заключается в изучении и оценке предмета экспертизы, а также в подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком или участниками закупки вопросам (если условия контракта предусматривают дополнительную независимую экспертизу с составлением экспертного заключения по 44-ФЗ). Самый главный вопрос, который ставит заказчик экспертам, – подтверждение соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям технического задания (то есть условиям договора, контракта), а также требованиям технических регламентов и стандартов. Ограничения по привлечению экспертовВ целях внешней экспертизы не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Причем для физлиц эти ограничения практически неустранимы. Так, не имеет права быть внешним экспертом:
Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц. Нельзя привлечь к экспертной работе гражданина или организацию, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы. В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги, отдельно регулируемые законодательством РФ. Например, к проводящим их экспертам могут быть установлены специальные требования – обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях. В таких случаях эксперты, экспертные организации выбираются из числа лиц, отвечающих указанным требованиям. Кроме того, заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.). Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по 44-ФЗ), которые ими выдаются, законодательство не содержит. Обязательная экспертиза по Закону № 44-ФЗ
Также смотрите: – Закупки 2014: специальная подборка материалов (доступ для зарегистрированных читателей) – Контрактная служба и контрактный управляющий – Ответственность учреждения перед контрагентами – Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе – Нарушения в сфере закупок: административная ответственностьЧтобы читать свежие материалы журнала «Учет в учреждении», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал. www.budgetnik.ru Инструкция о порядок проведения экспертиз товаров экспертами ТПП СССР* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности. Утверждена решением Президиума ТПП СССР, протокол N 39 от 25 сентября 1985 года Согласована с Министерством внешней торговли Разработана с учетом предложений и замечаний Госарбитража СССР ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТОВАРОВ ЭКСПЕРТАМИ ТПП СССР 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Торгово-промышленная палата СССР, являясь общественной организацией, выполняет как в СССР, так и за границей на коммерческой основе поручения советских и иностранных организаций на проведение экспертизы, контроля качества и проверки количества продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, а также проверку состояния упаковки, правильности маркировки, в необходимых случаях отбор образцов (проб) товаров и их анализ.1.2. Заявки на проведение экспертиз принимаются организациями системы ТПП СССР в письменном виде и могут быть разовыми и долгосрочными (на месяц, квартал или год). Долгосрочные заявки должны содержать: наименование, адрес и телефон заказчика экспертизы, наименование товарной группы, задачи экспертизы, гарантию оплаты за экспертизу, номер расчетного счета плательщика и наименование отделения Госбанка. В разовой заявке должно быть указано: наименование, адрес и телефон заказчика экспертизы, наименование товара, его количество, дата поступления и место нахождения, поставщик, сведения о его вызове, задача экспертизы, гарантия оплаты за экспертизу, номер расчетного счета плательщика и наименование отделения Госбанка. При наличии долгосрочной заявки разовая заявка может быть принята по телефону в виде телефонограммы. Содержание телефонограммы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным разовым заявкам. По импортному оборудованию должен быть указан конечный срок заявления рекламации иностранному поставщику согласно условиям контракта, по отечественному оборудованию - гарантийный срок эксплуатации.Поступившие разовые заявки и телефонограммы регистрируются в журнале регистрации заявок с присвоением им порядкового номера. Нумерация начинается с первого рабочего дня нового года.1.3. Бюро товарных экспертиз (БТЭ) обязано в течение трех рабочих дней после получения заявки (по скоропортящимся товарам в течение 24 часов) направить эксперта для проведения экспертизы или сообщить заказчику мотивированный отказ. При предварительном (не менее чем за сутки) сообщении о дате и времени поступления транспортных средств с товарами, подлежащими экспертизе, БТЭ направляет эксперта к указанному времени.1.4. На основании заявки оформляется наряд установленной формы (Приложение 1). В наряде должны быть указаны: номер и дата его выдачи, фамилия и инициалы эксперта, задача экспертизы, сведения о товаре и заказчике согласно заявке. На проведение экспертизы в портах, на погранстанциях, опорных базах Союзпромимпортторга допускается выдача на группу экспертов одного наряда, оформленного на руководителя группы. Основанием для проведения экспертизыявляется только наряд, подписанный начальником бюро товарных экспертиз (заместителем начальника БТЭ) или лицом, исполняющим его обязанности, и заверенный печатью БТЭ По решению начальника БТЭ направление двух экспертов по одному номеру наряда на одну экспертизу у конечных получателей допускается в случаях особо сложных экспертиз: одновременной проверки качества и количества товаров, одновременной проверки количества мест и массы или внутритарного количества товара при выгрузке из транспортного средства и в других случаях, когда участие двух экспертов в одной экспертизе организационно и экономически целесообразно, а затраты времени не превышают нормы, предусмотренные на одного эксперта.1.5. Эксперт, получив наряд на проведение экспертизы, обязан по телефону (если заказчик и БТЭ находятся в одном городе) проинформировать заказчика о времени выезда на экспертизу, а также выяснить наличие у заказчика товара, необходимой документации, подсобной рабочей силы, помещения, инвентаря и др.Экспертиза должна быть начата не позднее следующего рабочего дня после получения наряда (у находящегося в том же городе заказчика) или следующего дня после прибытия к месту проведения экспертизы при выезде в другие населенные пункты обслуживаемого региона.Перенесение срока начала проведения экспертизы по просьбе заказчика (если заказчик не готов к проведению экспертизы) не допускается. Заявка в этом случае аннулируется. Подача повторно заявки на тот же товар не исключается.1.6. Эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы, если заказчик не представит нормативно-техническую и сопроводительную документацию на товар, образец-эталон (дубликат образца-эталона), а также не обеспечит необходимыми для работы условиями (освещенное отапливаемое помещение, рабочее место, подсобные рабочие и т.п.), сохранность товара, соблюдение техники безопасности и др. Время ожидания экспертом поступления товара, документов, организации условий для проведения экспертизы, рассортировки товара и др. не должно превышать двух часов с момента прибытия эксперта. Исключение составляют экспертизы в портах и на погранстанциях, где работа экспертов должна организовываться с учетом хода погрузочно-разгрузочных операций и контролироваться начальником БТЭ.В тех случаях, когда эксперт прибыл на место проведения экспертизы, а экспертиза не состоялась по вине заказчика, эксперт обязан сдать наряд в БТЭ с соответствующей отметкой заказчика о причине непроведения экспертизы и о фактически затраченном времени, в том числе и на дорогу в оба конца. В случае отказа заказчика от такой записи ее делает сам эксперт с указанием фамилии представителя заказчика, отказавшегося от производства записи, и сдает наряд в БТЭ. Таким же образом оформляется отказ заказчика от экспертизы. Эксперт незамедлительно ставит в известность руководителя БТЭ о таких случаях. 1.7. При проведении экспертизы эксперт обязан работать в соответствии с распорядком рабочего дня организации или предприятия, где проводится экспертиза, а при необходимости отступлений от него согласовать это с руководством БТЭ, организации или предприятия, на котором эксперт работает.1.8. Перед началом экспертизы эксперт обязан потребовать и изучить нормативно-техническую документацию, которой он должен руководствоваться в соответствии с видом товара и задачей, поставленной заказчиком экспертизы (стандарты, технические условия, договор поставки, ТУ контракта, Особые условия поставки, спецификацию поставщика, транспортные документы, выписку из акта экспертизы, счет, товарно-сопроводительные и другие документы, подтверждающие принадлежность грузовых мест (товара) к предъявленной партии), ознакомиться с образцом-эталоном (дубликатом образца), при экспертизе импортного оборудования эксперт обязан потребовать копию контракта, по которому произведена поставка, и ознакомиться с ним.1.9. Эксперт обязан на всех документах, предъявленных ему при проведении экспертизы, сделать отметку "предъявлено эксперту", поставить подпись (или личный штамп) и дату.1.10. В случае непредъявления заказчиком основных документов (спецификации, выписки из акта экспертизы, транспортных документов, счета, ТУ контракта и других документов, перечисленных в п. 1.8) эксперт обязан сообщить об этом руководителю БТЭ, который решает вопрос о возможности проведения экспертизы.При получении разрешения на проведение экспертизы без указанных документов эксперт проводит экспертизу и составляет акт экспертизы, сопоставляя фактические данные с данными, указанными в упаковочных листах или на маркировке тары. При отсутствии упаковочных листов и данных на маркировке тары эксперт составляет акт экспертизы на фактическое количество и качество товара, делая в нем отметку об отсутствии документов.1.11. В тех случаях, когда заказчик экспертизы является не первым товарополучателем и документы поставщика отсутствуют, эксперт обязан потребовать сопроводительные документы организации, переотправившей товар.1.12. Эксперт проводит экспертизу только того товара, который указан в наряде.1.13. Экспертиза проводится после рассортировки всего товара заказчиком по железнодорожным накладным, коносаментам, фирмам,сортам, видам тары и др. Экспертиза товаров как единой партии без рассортировки может проводиться только при наличии письменной просьбы заказчика экспертизы, которая должна быть приложена к акту экспертизы, если это не противоречит нормативно-технической документации.1.14. При вскрытии транспортных средств в присутствии эксперта он должен проверить наличие на транспортных средствах (вагоне,контейнере, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне) пломб отправителя или пункта отправления (станции, порта), исправность пломб, соответствие данных оттисков пломб данным оттисков, указанным в транспортных и сопроводительных документах поставщика; исправность упаковки, наличие на маркировке манипуляционных знаков, если товар требует осторожного обращения. Перечисленные данные, а также сведения о коммерческом и техническом состоянии транспортных средств должны быть отражены в акте. При проведении экспертизы на складе заказчика эксперт обращает внимание на условия хранения и порядок складирования, наличиеповреждений тары или следов ее вскрытия. Все выявленные недостатки фиксируются в акте экспертизы.1.15. В проведении экспертиз участвуют не менее двух компетентных представителей заказчика экспертизы, которые подписывают констатирующую часть акта экспертизы. При несогласии представителей заказчика экспертизы с текстом акта последние подписывают его со ссылкой на прилагаемое к акту экспертизы особое мнение. В случае отказа этих лиц от подписи эксперт вправе оформить акт экспертизы без их подписей, сделав об этом в акте экспертизы соответствующую запись. При проведении экспертиз качества изделий со скрытыми производственными дефектами, выявленными в процессе эксплуатации, допускается участие одного представителя заказчика. В морских портах и на погранстанциях, где экспертиза партий товара проводится по поручениям внешнеторговых организаций, присутствие представителя заказчика не обязательно. Констатирующую часть акта подписывает только эксперт. Оборотную сторону наряда оформляет представитель В/О "Союзвнештранс" или транспортно-экспедиционная контора (ТЭК).1.16. Количество товара проверяется с личным участием эксперта путем сплошного подсчета с выкладкой изделий из тары, промера или взвешивания. Приблизительное определение количества товара не допускается. Количество товара, поставляемого без упаковки, навалом или в упаковке, не обеспечивающей, по мнению эксперта, его сохранность, в нарушенной упаковке или в открытой таре, проверяется только в момент выгрузки из опломбированного отправителем транспортного средства.Выборочная проверка товара по количеству может проводиться только в случаях, предусмотренных контрактами с иностранными поставщиками, стандартами, Особыми условиями поставки, договором и другими документами. По товарам, масса которых зависит от влажности, определять количество без установления фактической влажности товара запрещается.Проверка соответствия количества товара данным товаросопроводительных документов проводится только в тех случаях, когда партия товара предъявлена эксперту в ненарушенной (без видимого доступа к товару) или имеющей незначительное повреждение (исправная тара, но без контрольных лент, с небольшими трещинами, со сколами древесины, глубокими вмятинами, царапинами и потертостями картона) упаковке поставщика.При выявлении расхождений количества товара с документами поставщика эксперт обязан об этом проинформировать начальника бюро товарных экспертиз или лицо, исполняющее его обязанности, и свою дальнейшую работу вести в соответствии с полученным указанием. При получении разрешения на проведение экспертизы эксперт обязан взвесить тарное место, в котором обнаружено расхождение количества товара с документами поставщика, и сопоставить полученные данные с данными, указанными в документах, а при отсутствии документов - с данными, указанными на маркировке тары. В акте экспертизы эксперт делает об этом соответствующую запись. Если в партии, предъявленной для проверки количества товара на складе заказчика экспертизы, часть мест имеет нарушенную упаковку с доступом к товару или распакована, эксперт может указать количество этого товара в акте экспертизы после результатов проверки ненарушенныхмест, за их итогом.1.17. Проверка количества товара, предъявленного эксперту в контейнерах (вагонах), осуществляется в первую очередь, если об этом просит заказчик экспертизы. Эксперт вправе по просьбе заказчика и по согласованию с руководством БТЭ после получения номера наряда на проведение этой экспертизы приостановить ранее начатую экспертизу у этого заказчика, закончив проверку вскрытого товарного места, и проверить количество товара, поступившего вконтейнере (вагоне). При этом эксперт должен потребовать у заказчика обеспечения сохранности товара, экспертиза которого приостановлена в связи с необходимостью проверки товара в контейнере (вагоне), а также записи в наряде о том, что экспертом была приостановлена проверка товара. Приостановка проверки количества товара в процессе выгрузки из контейнера (вагона) недопустима.1.18. Проверка качества товара осуществляется экспертом как органолептическим методом, так и по результатам лабораторных и других исследований, в зависимости от задачи экспертизы и в соответствии с требованиями нормативных документов (технических условий, стандартов и др.). Выборочная проверка качества товара с распространением ее результатов на всю партию допускается в случаях, предусмотренных условиями контрактов, стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон документами. Сплошная проверка в данном случае допускается при наличии письменной просьбы заказчика экспертизы. На всех проверенных промышленных товарах народного потребления, где возможно, эксперт ставит личный штамп. На проверенном оборудовании ставится клеймо. Штамп и клеймо наносятся в порядке, предусмотренном соответствующим положением, утвержденнымПрезидиумом ТПП СССР, и таким образом, чтобы не портить внешний вид товара.При проверке технического состояния импортных приборов, машин и оборудования части и узлы, имеющие пломбы инофирмы, вскрывать без согласования с внешнеторговым объединением запрещается. 1.19. В случаях, когда эксперту предъявлен товар, поврежденный при транспортировке, эксперт обязан потребовать от заказчика экспертизы коммерческий акт, номер и дата составления которого указываются в акте экспертизы. При проведении экспертизы товаров, поврежденных при перевозках, эксперт руководствуется требованиями настоящей Инструкции, документами, регламентирующими проверку указанных грузов. При наличии соответствующих документов (прейскурантов, калькуляций) эксперт определяет снижение стоимости поврежденных грузов или размер причиненного ущерба (в процентах) от стоимости поврежденного товара, стоимость ремонтно-восстановительных работ или промышленной переработки. При отсутствии таких документов (прейскурантов, калькуляций) эксперт в акте экспертизы подробно описывает наличие дефектов, повреждений, обнаруженных у изделий, без определения процента уценки.1.20. Если эксперту при проведении экспертизы необходимо пользоваться измерительными приборами, весами соответствующего достоинства и др., он обязан убедиться в их исправности и в том, что срок действия клейма госповерителя не истек, отметив это в акте экспертизы.1.21. В случаях, когда экспертом установлено несоответствие качества товара техническим условиям контракта, образцу-эталону или когда стандартами, Особыми условиями поставки, договором поставки или контрактом для правильного определения качества товара предусмотрен отбор образцов (проб), эксперт обязан отобрать контрольные образцы (пробы) проверяемого товара. Контрольные образцы отбираются и в случае соответствия товара техническим условиям контракта, если такие образцы требуются для предъявления заказчику товара, внешнеторговому объединению или инофирме.Отбор образцов (проб) для лабораторного анализа проводится в точном соответствии с требованиями нормативных документов и оформляется отдельным актом отбора образцов (проб) по установленной форме (Приложение 2). Результаты анализа эксперт обязательно отражает в акте экспертизы, протокол лабораторного исследования (Приложение 14) и акт отбора образцов (проб) прилагаются к акту экспертизы.Отбор образцов (проб) проводится непосредственно экспертом или под его руководством представителем заказчика экспертизы. Метод отбора количества образцов (проб), их масса или мера, способы их упаковки и хранения должны соответствовать условиям контракта, стандарту, Особым условиям поставки, договору или другим обязательным для сторон условиям.Количество отобранных образцов (проб), их масса, мера, а также количество мест, от которых отобраны образцы (пробы), должны быть указаны в акте экспертизы.Отобранные образцы (пробы) должны быть надлежаще упакованы, опломбированы или опечатаны личным штампом или пломбиром эксперта, снабжены этикеткой, о чем делается отметка в акте экспертизы. Отобранные образцы вместе с актом отбора проб эксперт передаетзаказчику экспертизы для отправки в лабораторию на исследованиеили для ответственного хранения.1.22. Акт экспертизы составляется отдельно на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу поставщика (инопоставщика). Не допускается включение в один акт товаров, поступивших по разным контрактам, от различных поставщиков(инопоставщиков).Исключением является оформление результатов экспертиз пароходных партий в портах, когда товар оформлен одним коносаментом, в котором обозначена генеральная фирма-поставщик и указано количество товара, поставленного фирмами-субпоставщиками.В этом случае составляется один акт экспертизы с указанием товара, поставленного каждой фирмой-субпоставщиком (если нет другой просьбы внешнеторгового объединения). Результаты экспертиз вагонных партий продовольственных товаров на железнодорожных погранстанциях и самолетных партий в аэропортах по просьбе заказчика оформляются одним актом на несколько партий товара,поступивших из одной страны-поставщика.Результаты экспертиз нескольких партий товара, проведенных по одному наряду у одного получателя, эксперт оформляет отдельными актами, имеющими один номер в числителе, соответствующий номеру наряда, а порядковые номера в знаменателе.При проверке скоропортящейся продукции в портах, на погранстанциях (у конечного получателя, где это необходимо) кроме акта экспертизы оформляется выписка из акта экспертизы по установленной форме.Акт должен быть написан экспертом собственноручно, четко, без сокращений слов (за исключением общепринятых) и помарок. Исправления должны быть оговорены экспертом в акте экспертизы, заверены его подписью и подписями лиц, принимавших участие в экспертизе. Исправления, вносимые в заключительную часть акта экспертизы, заверяются только подписью эксперта.1.23. Результаты экспертиз оформляются на бланках актов экспертизы по формам, приложенным к настоящей Инструкции. В тех случаях, когда количество и качество проверяемого товара всей партии полностью совпадает с данными, указанными в документах иностранного поставщика, составляется акт экспертизы по форме N 1 (Приложение 3). Акт по форме N 1 "К" (Приложение 4) составляется в случаях проверки импортных товаров, отгружаемых в контейнерах изпортов. Эти акты после составления передаются заказчику экспертизы непосредственно экспертом. Когда имеются расхождения качества и количества товара с данными, указанными в документах поставщика, на импортные товары составляется акт по формам N 4 (Приложение 5) и N 2 (Приложение 6), на отечественные - N 3 (Приложение 7) и N 3 "М" (Приложение 8).Формы N 2 и N 3 "М" составляются в тех случаях, когда текст не требует больших пояснений либо когда основной цифровой материал излагается в приложениях, а также для оформления результатов экспертиз отдельных изделий или мелких партий товара, а форма N 2 - также при проверке неполной партии импортного товара. Акт по форме N 5 (Приложение 9) составляется на импортные и отечественные товары, возвращенные покупателями, если претензия поставщику непредъявляется. В случае предъявления на экспертизу большого количества изделий, возвращенных покупателями, к акту по форме N 5 используется "Приложение к акту экспертизы" (Приложение 10). Результаты проверки образцов закупки импортных товаров оформляются по форме N 7 (Приложение 12).На импортную и отечественную плодоовощную продукцию, проверяемую в местах реализации, составляются акты по форме N 6 (Приложение 11). Выписка из акта экспертизы на скоропортящуюся продукцию оформляется по установленной форме (Приложение 13). Рекламационные акты (формы N 2, N 3, N 3 "М", N 4) печатаются на машинке в количестве шести экземпляров. Заказчику экспертизы выдается пять экземпляров акта. Результаты товароведческих экспертиз по заявкам судебных и следственных органов оформляются актом по форме N 8 (Приложение 15).При составлении актов экспертиз по утвержденным формам эксперт заполняет соответствующие пункты, руководствуясь разделом 2 настоящей Инструкции.1.24. Сертификат качества и количества товаров составляется по форме, согласованной УТЭ ТПП СССР с заказчиками контроля (экспертизы).1.25. Все данные, необходимые для оформления акта, записываются экспертом в ходе проведения экспертизы в журнал записей результатов экспертиз в соответствии с утвержденным положением. 1.26. За правильность, своевременность проведения экспертизы и надлежащее оформление акта ответственность несет эксперт, проводивший экспертизу.1.27. Начальник бюро товарных экспертиз или лицо, исполняющее его обязанности, несет ответственность: за своевременную выдачу наряда эксперту и актов заказчику экспертизы; за правильность оформления этих документов, организацию экспертиз, в том числе и за периодическую сменяемость экспертов на объектах с учетом специфики работы подразделения, а также ведет статистический учет, анализ и контроль результатов работы каждого эксперта.1.28. Время работы эксперта на объекте фиксируется на оборотной стороне наряда. Оборотная сторона наряда заверяется заказчиком экспертизы. Недопускается указание в различных нарядах одних и тех же дней и часов работы эксперта. Время работы каждого эксперта в наряде на группу экспертов в портах и на погранстанциях указывает старший эксперт, назначенный для организации работы этой группы.1.29. В часы работы эксперта на объекте входит время, затраченное на ознакомление с сопроводительными документами на товар, проверку товара, составление, считку и сдачу акта в БТЭ, а также на проезд от БТЭ до места проведения экспертизы в день начала экспертизы и от места проведения экспертизы до бюро в день сдачи акта.1.30. Акт экспертизы и наряд сдаются в бюро товарных экспертиз для регистрации не позднее следующего дня после окончания экспертизы. Если при проверке скоропортящихся товаров эксперт выдает заказчику выписку из акта экспертизы (удостоверение о качестве), то он сдает в бюро вместе с актом копию этой в ceur.ru
|