Роль основ логистики в управлении предприятием. Логистика на предприятии


60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем

Эффективность организации логистики на предприятии зависит от формирования системы логистики предприятия. Система логистики является элементом организации деятельности предприятия. Ее применение позволяет интегрировать различные процессы предприятия и организовывать внутренние процессы с минимальными затратами при оптимальном приспособлении внутренней среды фирмы к внешним факторам, влияющих на ее деятельность. Процесс формирования системы логистики предприятия является сложным, поэтому целесообразно его разделить на несколько этапов. Мы предлагаем следующий раздел (рис. 1):

1-й этап — определение основных аспектов формирования логистической системы;

2-й этап — учет основных факторов формирования логистической системы;

3-й этап — формирование логистической системы предприятия.

На первом этапе процесс формирования системы логистики предприятия необходимо рассматривать с нескольких точек зрения. Логистические методы известны своей многоаспектностью на практике, поэтому при формировании системы логистики предприятия нужно придавать этому большого значения. Нами разработаны основные аспекты формирования системы логистики предприятия, которые изображены на рис. 2. По нашему мнению формировать систему логистики предприятия необходимо с точки зрения главных и второстепенных аспектов. К главным аспектам следует отнести: организационный, функциональный, информационный. К второстепенным аспектам формирования системы логистики предприятия целесообразно отнести: кадровый, финансовый. Учет всех выше предложенных аспектов при формировании системы логистики предприятия обеспечит многогранность логистики и подтвердит ее универсальность как науки на практике. Результатом такого подхода будет гибкость, мобильность системы, а главное ее успешное функционирование в будущем. Определив все аспекты формирования системы логистики предприятия можно переходить ко второму этапу его формирования. Основой этого этапа является учет основных факторов формировании системы логистики.

Основными факторами формирования системы логистики предприятия должны быть:

- Миссия предприятия;

- Стратегия предприятия;

- Риски деятельности предприятия;

- Факторы внешней среды предприятия;

- Составляющие функционирования логистики на предприятии;

- Составляющие организации логистики на предприятии.

Должен существовать четкая взаимосвязь между этими элементами. Логистическая система должна формироваться в одном направлении с миссией и целями предприятия.

Это поможет:

1) конкретно и точно рассчитать эффективность функционирования предприятия;

2) выявить действия и решения, препятствующие эффективно вести хозяйственную деятельность;

3) обеспечит реализацию взаемопидпримуючих (синергических) функций логистической системы;

4) обеспечит коррекцию функционирования логистической системы во времени, поскольку все цели миссии предприятия имеют кратко-, средне-или долгосрочный срок прогнозирования. Стратегия предприятия связана с деятельностью предприятия в целом и направлена на выполнение его главной миссии. В процессе ее реализации используются материальные, трудовые, информационные, финансовые ресурсы. Поэтому связь процессов формирования и функционирования системы логистики со стратегией предприятия является очевидным. Основные составляющие функционирования логистики необходимо рассматривать в контексте ее основных функций.

Основными составляющими функционирования логистики является поставка, производство, маркетинг, сбыт, складское хозяйство, транспортное хозяйство, персонал. Поставка обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

  • что закупить;

  • сколько закупить;

  • у кого закупить;

  • на каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

  • как системно увязать закупки с производством и сбытом;

  • как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

1. Определение потребности в материальных ресурсах. 

2. Исследование рынка закупок. 

3. Выбор поставщика. 

4. Осуществление закупок.  При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака.

6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:

  • на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

  • транспортировку, экспедирование и страхование;

  • грузопереработку;

  • контроль над соблюдением условий договора поставки;

  • приемку и проверку материальных ресурсов;

  • поиск информации о потенциальных поставщиках.

В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, которая решается, как было отмечено выше, посредством организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Снабжение - это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.

Управление снабжением - это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей.

Политика снабжения представляет собой общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.

Рассмотрим основные принципы, которым подчиняется определение основных направлений управление снабжением на предприятии:

  1. планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

  2. ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

  3. оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

  4. экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

  5. централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

  6. технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.

Разработка программы снабжения - это определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.

Задачей системы снабжения является обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.

studfiles.net

Роль основ логистики в управлении предприятием. Логистика на предприятии

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предприни­мательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процес­сами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логи­стика. На объект логистики можно смотреть с различных точек зрения: с позиции маркетолога, фи­нансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого, как поиск новых воз­можностей в повышении эффективности управления фирмой. Этим объясняется многообразие опре­делений понятия логистики.

Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практи­ка показывает, что компании, использующие логистику, добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат, связанных с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операци­ям производственного процесса занимает около 90 % всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Со­кращение времени происходит, в первую очередь, в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю. Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику, достигается в основном за счет:

  • резкого снижения себестоимости товара;
  • повышения надежности и качества поставок;
  • системного рассмотрения совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материало-производственной цепи, которая имеет название «логистическая система».

Взаимодействие отдельных звеньев логистической цепи осуществляется на техническом, техно­логическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокра­щение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигаются за счет оптимизации сквоз­ного управления материальными и информационными потоками, последние возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой их. Поэтому использование термина материаль­ные потоки предполагает наличие информационных потоков, и оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс полу­чения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.

Общие тенденции в логистическом управлении подталкивают к необходимости рассмотрения не только его функций (закупочной, производственной, распределительной), но и логистику фирмы в целом, так как управление потоками продукции может быть началом, осуществляться во время и в конце технологического процесса, предоставляя возможность получать продукцию «внутренним» или «внешним» клиентам в срок, в заказанных единицах, оптимизируя качество обслуживания и стоимость самой услуги. Кроме того, логистика осуществляет транспортировку, погрузочно­разгрузочные работы, обслуживание груза, складские операции, упаковку и переработку информа­ции, оказание услуг [1, 2]. В настоящее время можно отметить и более широкий подход к логистике, который, кроме вышеназванных, включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников про­цесса движения товаров. В этом случае многие функции маркетинга переходят к логистике.

В экономической литературе логистическую систему делят на макро- и микрологистику. Макро­логистика исследует проблемы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработ­кой общей концепции распределения, размещением распределительных центров, выбором наиболее эффективного вида транспорта и т.д. Микрологистика решает проблемы в рамках отдельных звеньев логистики (например, внутрипроизводственная логистика). Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Понятия и методы логистики стали применяться в экономике сравнительно недавно. Так, до на­чала 60-х годов вопросам оптимизации материальных потоков большого внимания не уделялось, сей­час отмечают три этапа развития логистики. Первый этап (60-е годы) характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и по согласованной технологии. При этом критерием эффективности стал минимум общих затрат на мате­риальное распределение, а не оценка эффективности отдельно складского хозяйства и транспорта. Второй этап (80-е годы) характеризуется интеграцией складского хозяйства и транспорта с производ­ством. Это позволило оперативно реагировать на изменения внешней среды, улучшить использова­ние оборудования и сократить сроки исполнения заказов. Критерием оптимальности стала миними­зация общих издержек всех вышеназванных подразделений. При этом очевидно, что минимизация общих издержек не может быть достигнута снижением эффективности работы отдельных звеньев предприятия. Попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материального потока. Например, снижение за­пасов может снизить издержки, связанные с хранением, но увеличить издержки, связанные с работой транспорта или же с несвоевременным выполнением заказа.

Третий этап (настоящее время) характеризуется интеграцией всех участников логистического процесса, которые отмечены выше.

В странах с рыночной экономикой логистика охватывала прежде всего товарные потоки в сфере обращения. В нашей стране решались задачи оптимизации в основном потоков продукции производ­ственно-технического назначения. В крупных фирмах для бесперебойного обеспечения ресурсами целесообразно иметь связи со специальными транспортно-экспедиционными фирмами, так как они, по существу, интегрируют большое число логистических операций и функций в логистической сис­теме. За рубежом многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс- доставке, такие как Ryder, DHL, Schenker — BTL, Federal Express, UPS, Lesnay, TNT, ASG AB и дру­гие, выполняют большое число различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам — производителям готовой продукции и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.

Проведенные в США исследования деятельности транспортно-экспедиторских фирм, обслужи­вающих более 350 предприятий различных отраслей экономики, показали, что около 70 % предпри­ятий передают функции по выполнению расчетов транспортно-экспедиторским фирмам, а складиро­вание готовой продукции и материальных ресурсов осуществляется для 22 % предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование тарифов с перевозчиками производится для 22 % клиентов; контроль над движением грузов — для 15 % предприятий; создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13 %, а организация электронного обмена данными с партнерами — для 12 % предприятий. Принадлежащий транспорт­но-экспедиторским компаниям парк подвижного состава используют 11 % предприятий, а для 7 % производится контроль уровня их материальных запасов на складах. Многие транспортно­экспедиторские фирмы, располагающие крупными грузовыми терминалами, осуществляют долго­временное складское хранение готовой продукции производителей, в ряде случаев они выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции и функции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработ- кой, консолидацией и продажей продукции, транспортно-экспедиторские фирмы, по существу, пре­образуются в логистические фирмы, обеспечивая устойчивые рынки услуг, долговременную при­быль, а также снижая логистические затраты производителей готовой продукции и улучшая качество логистического сервиса [3].

Таким образом, «Логистика» формирует у специалистов теоретические и практические навыки в управлении материальными потоками, используя экономические, экономико-математические и ста­тистические методы для решения различных теоретических и практических задач. Важной задачей логистики является создание интегрированной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

По выполняемым функциям и задачам логистика делится на: закупочную, распределительную, производственную, транспортную, информационную.

Значение закупочной логистики в промышленности особенно велико. Это материалоёмкая от­расль, решающая многие задачи по движению и хранению материальных ресурсов на складах и учету их, а также движению финансовых средств.

Все материальные пот

articlekz.com

Логистика на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

Место и роль дистрибьюции на предприятии______________ 3

Формирование дистрибутивных каналов и сетей___________ 5

Логистические посредники в дистрибьюции______________ 11

Организация физического распределения_________________ 13

Операции физического распределения_________________________ 13

Роль и значение учетно-договорных единиц____________________ 16

Золотые правила физического распределения___________________ 21

Координация и интеграция действий логистических посредников 23

Рыночные взаимоотношения посредников______________________ 23

Формы логистической интеграции____________________________ 24

Качество сервиса в дистрибьюции____________________________ 26

Список использованной литературы_____________________27

Место и роль дистрибьюции на предприятии

Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная роль принадле­жит сбыту. В последние 10-15 лет на Западе в связи с бур­ным прогрессом логистики несколько сместились акценты и “размылись” границы между сбытом, маркетингом и логисти­кой. Все в большей степени сбытовые функции отождествля­ют с маркетинговыми и логистическими. Например, в моно­графии Г.Д. Болта приводится определение сбыта как "пер­сонифицированного" непосредственного и двухстороннего про­цесса осуществления контактов и убеждения с целью дости­жения определенных результатов, и, прежде всего, увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка”. Таким образом, главной проблемой сбыта в рыночной экономике яв­ляется максимизация объема продаж в условиях конкурен­ции. В зарубежной литературе также нет четкого разграниче­ния целей и функций сбыта и маркетинга. Большинство авто­ров придерживается мнения, что сбытовые функции являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основ­ным отличием сбытовой деятельности от маркетинговой яв­ляется наличие для сбыта установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) товара по­требителям. Для маркетинга же характерно увеличение объе­ма продаж путем освоения новых сегментов рынка или рас­ширения имеющихся за счет изменения ассортимента продукции, улучшения политики продвижения товаров и т.п.

Выделяя собственно логистические проблемы в сбыте, не­обходимо, прежде всего, остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибьюция и физическое распределение. Эти две логистические активности зачастую отождествляются. В то же время в последние годы ясно прослеживается тенденция расширительного толкования дистрибьюции в смысле включения в ее сферу дополнитель­ных функций по продажам продукции и сервису.

Учитывая вышеизложенное, определимдистрибыоциюкак комплексную логистическую активность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к конечным (или про­межуточным) потребителям, организации продаж, предпродаж­ного и послепродажного сервиса.

Как и другие логистические активности, дистрибьюцию нельзя рассматривать в отрыве от стратегических и тактичес­ких целей бизнеса фирмы на рынке. Если эти цели и конкрет­ные сегменты рынка определены, то с логистических позиций основной задачей дистрибьюции является максимальная эко­номия всех ресурсов в цепи "производитель-потребитель" при обеспечении требуемого уровня качества продукции и сервиса.

Многие фирмы, чаще все­го крупные корпорации, стремятся создавать свои (фирмен­ные) дистрибутивные сети для обеспечения полного конт­роля над рынком сбыта продукции. Однако это требует значительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку, управление запасами и т.д. Большинство фирм-производи­телей поэтому предпочитают при организации дистрибью­ции пользоваться услугами торговых и логистических фирм-посредников, стараясь в то же время сохранить за собой пра­во собственности на продукцию на как можно более длинных участках дистрибутивных каналов (в смысле максимальной прибли­женности к конечным точкам продаж). В этом случае могут возникать конфликтные ситуации между фирмой-производи­телем и логистическими посредниками в плане распределе­ния между ними затрат и прибыли, разрешение которых также является прерогативой логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции.

Дистрибьюция является ключевой логистической активно­стью, включающей в себя большое количество элементарных и комплексных активностей. Основными функциями логистического ме­неджмента дистрибьюции являются:

- построение организационной структуры дистрибутив­ных каналов и сетей;

- дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;

- транспортировка продукции, возвратной тары и отходов;

- складирование, хранение и грузопереработкапродукции в складской системе;

- управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;

- передача прав собственности на продукцию;

- обеспечение сохранности и защиты товаров, страхова­ние рисков;

- поддержание стандартов качества продукции и логистическо­го сервиса;

- ценообразование;

- мониторинг и информационно-компьютерная поддерж­ка логистических активностей в дистрибьюции и т. д.

Укрупненно эти функции можно разделить на функции об­мена, физического распределения и поддерживающие.

Между производителя­ми и потребителями находится большое количество посредни­ков, играющих важную роль в дистрибьюции, которых услов­но можно разделить на две большие группы: оптовики и роз­ничные торговцы (ритейлеры — от англ. термина "retailer"). Число оптовых торговых посредников в дистрибутивных ка­налах современных организаций бизнеса находится в преде­лах от двух-трех до полутора десятков в зависимости от на­циональных, отраслевых и внутрифирменных особенностей воспроизводства. Также широк диапазон изменения логисти­ческих издержек в дистрибьюции, которые составляют в среднем от 30 % до 70 % и могут доходить до 300 % и более от себестоимости производства по различным отраслям и компаниям.

Каждой отдельной активности, а дистрибьюции соответ­ствуют свои издержки, которые укрупненно можно разделить на издержки создания и управления запасами, транспортные расходы и так называемые трансакционные затраты ("trans­action costs"), связанные с поиском логистических партнеров в дистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на продукцию и другими подобными операциями.

Формирование дистрибутивных каналов и сетей

Продукция фирмы-производителя и сопутствующий сервис доставляются конечным и промежуточным потребителям по оп­ределенным дистрибутивным каналам, которые в совокупнос­ти образуют дистрибутивную сеть фирмы. По определению Американской ассоциации маркетинга "дистрибутив­ный канал — это структура внутрифирменных организацион­ных единиц и (или) внефирменных агентов и дилеров, оптови­ков и ритейлеров, через которую товар, продукт или сервис доставляется на рынок".

Назовемдистрибутивным каналомупорядоченное множество звеньев логистической сети, включающее в себя все логи­стические цепи и их участки, проводящие материальные пото­ки продукции одного наименования (или ассортимента), а также со­путствующий сервис от фирмы-производителя до конечных или промежуточных потребителей.

Полное множество дистрибутивных каналов образует дистрибутивную сеть фирмы.

Виды дистрибутивных каналов и структура сети зависят от:

- стратегических и тактических целей и задач фирмы на рынке сбыта продукции;

- логистической стратегии фирмы;

- видов и параметров материальных (сервисных) пото­ков;

- продуктовых атрибутов и ряда других факторов.

Структуру дистрибутивных каналов и сетей, взаимоотно­шения между звеньями логистической сети в них, а также решения логистического менеджмента в дистрибьюции во многом определяют две ба­зисные концепции фирмы-производителя продукции: специализация и ассортимент.

Специализация имеет фундаментальное значение для поли­тики дистрибьюции. Специализация на определенных логисти­ческих активностях позволяет внутрифирменным или при­влеченным звеньям логистической сети выполнить их наилучшем образом. Привле­чение в структуры дистрибутивных каналов и сетей логис­тических посредников для фирмы может быть оправдано тог­да, когда эти посредники выполняют основные функции в ди­стрибьюции (транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, организацию продаж, страхование и т.п.) более эффективно (с более высоким качеством и мень­шими затратами), чем сама фирма-производитель.

Логика специализации базируется на экономии в масшта­бе и охвате. Когда фирма специализируется на совершении определенной функции в дистрибьюции (например, на грузопереработке), она развивает масштаб и охват специфических активностей для достижения операционной экономии. Логистический сервис в дистрибьюции включает большое количе­ство специализированных фирм: оптовых и розничных торго­вых посредников, транспортных и экспедиторских фирм, компа­ний физического распределения, фирм, занимающихся упаков­кой, сортировкой, грузопереработкой, страховых и финансовых компаний и т.д.

Специализацию считают своего рода надстройкой продук­тового ассортимента.

Концепция продуктового ассортимента заключается в со­здании и позиционировании так называемого продуктового микса, требуемого конкретными потребителями. С точки зре­ния фирменного стратегического позиционирования на рынке товары должны быть сконцентрированы, отсортированы и рас­пределены в определенных местах (точках) дистрибутивных каналов. Ассортиментный процесс включает три основных этапа: концентрацию, кастомизацию и рассеивание.

mirznanii.com