Логистика в сфере оказания бытовых услуг населению. Логистика в сфере услуг


Логистика в сфере услуг — курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Логистика – относительная новая и молодая область экономики и человеческой деятельности. Логистика охватывает такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста объемов производства, которые привели к резкому увеличению издержек, предприниматели остановились на поиске средств снижения затрат сферы обращения.

В основе успешной логистики лежат использование новых информационных технологий и новых подходов транспортировки и складской деятельности. К сожалению, такие технологии активно внедряют в основном только зарубежные фирмы, а отечественные компании с опаской смотрят на них. Но все же многие предприниматели, видя конкурентные преимущества новых логистических систем, стремятся их внедрять.

Основная цель логистики – это доставка груза в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Необходимость логистики резко возрастает в ходе расширения производства и потребности в оперативной деятельности с целью конкурентной борьбы.

В настоящее время специалиста логистика воспринимают как человека, отвечающего за доставку и хранение товаров. В действительности же настоящий специалист должен организовывать, контролировать и уметь оптимизировать процессы, связанные с доставкой грузов (транспортировка, таможенные процедуры). Специалист должен разрабатывать схемы поставок сырья, планирование производства, а также решение вопросов транспортировки и сбыта готовой продукции. Логистик должен видеть все возможные, удобные и экономичные пути доставки, производства, хранения и реализации товаров. Основанная задача логистики – оптимизация логистических процессов и систем

Если рассмотреть влияние логистики на развитие рыночных отношений, то требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.

Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т. д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

В современном обществе повышается роль и значение сферы услуг на всех уровнях управления экономикой. Вместе с этим логистическое видение потоковой природы в сфере услуг  является основанием для утверждения  того,  что  логистика  в  сфере  услуг  выступает  важнейшим  фактором  изыскания  конкурентного  преимущества  многих  хозяйствующих субъектов.

Вещественным потокам в логистике в сфере услуг отводится второстепенная  роль.  В  связи  с  этим  проблемы  управления  запасами  материальных  ресурсов  здесь  не  являются  центральными,  как  это  традиционно имеет место в промышленности и торговле. Именно это обстоятельство в определенном смысле препятствует адекватному восприятию зон ответственности логистики в сфере обслуживания, несмотря  на то, что границы некоторых из них ярко выражены.

Конфигурацию материальных потоков в сфере услуг традиционно определяют функциональные циклы логистики  –  исполнения  заказа.  Логика  проектирования  их  структур,  включая  их  сопряжение, как известно, составляет предметное наполнение стратегии интеграции цепей поставок. Деятельность логистических структур является важной составляющей хозяйственной деятельности поставщика услуг, в то  же время   «невидимой»  для  его  потребителей. 

 

1 СФЕРА  УСЛУГ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

1.1 Сфера услуг в современной  системе экономических отношений

 

 

С конца девяностых годов прошлого столетия в экономической науке  и  хозяйственной  практике  все  чаще  мы  сталкиваемся  с  проблемами производства и потребления услуг.  Повышение роли  сферы услуг становится  все  более  очевидной  всеобщей  закономерностью   социально-экономического развития современного общества. Сфера услуг изучается под углом экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, права, отраслевых  технологий.  Ее  многоаспектность и  глобальность  порождают  постановку актуальных проблем управления этой весьма перспективной областью теоретической экономики и хозяйственной практики [3, с. 115].

Сфера  услуг становится самостоятельной областью исследований и разработок. В то же время, по мнению автора этих строк,  с теоретической точки зрения, в экономике и управлении услуги изучаются недостаточно комплексно и системно.

Сфера услуг является важнейшей составной частью процесса управления  сложными  социально-экономическими  системами.  Общепризнанным является тот факт,  что характер развития сферы услуг становится одним  из  основных  предпосылок  социально-экономического  роста  на  всех уровнях управления хозяйственной жизнью общества: на международной арене, внутри страны, в отдельно взятом регионе. В связи с этим в ходе ее комплексного  исследования  необходим  учет  определенных  факторов  – системно-функционального,  отраслевого,  регионального,  секторального, иерархического, сферного характера. Некоторые из них рассмотрим подробнее [9, с. 201].

Уже, вероятно, у специалистов нет сомнений в том, что услуги следует рассматривать как самостоятельную область знаний и практической деятельности субъектов хозяйствования. Отдельные авторы тех или иных публикаций имеют собственные подходы к пониманию и критериям классификации услуг [12, с. 98].

Отличительные  особенности  услуги  как  вида  продукции  широко изучаются в рамках учебных программ учащимися, студентами, слушателями курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров.

Вместе с тем, в связи с постоянным повышением роли услуг в экономике, управлении, социальной жизни общества категория «услуга» все больше приобретает разнокачественные аспекты анализа и ипостаси [16, с. 167].

В классической экономической теории прошлых столетий традиционно  экономика  рассматривалась  как  сфера  воспроизводства  материальных и духовных благ. Очевидно, что в условиях товарно-денежных отношений  эти  блага  могут  иметь  товарную  форму.  Исторически  сложилось мнение,  что  вся  продукция  может  быть  в  виде  товара  или  услуги.  При этом под товаром понимается материальный продукт. Вся продукция, не имеющая  материально-вещественного  содержания,  относится  к  услугам [1, с. 202].

В этой связи возникает ряд вопросов и, в частности: почему материальный продукт, не имеющий товарной формы, называется товаром, а  услуга, как вид продукции, нередко трактуется как процесс, а не результат деятельности,  и почему понятие «работа» как вид продукции все реже используется в экономическом лексиконе? В последнем случае мы рассматриваем работу  именно  как  результат,  а  не  процесс  деятельности,  связанный  с  совершенствованием уже имеющегося материального продукта. В постперестроечные годы работа как вид продукции часто называется услугой в материальной форме. И, таким образом, все услуги делятся на материальные и нематериальные.

Глубинные  предпосылки  существующих  противоречий  в  дефинициях  и  содержании  отдельных  категорий в  нашем  представлении  возникают в результате попыток трактовать многоаспектные категории с позиции  разных  областей  знаний.  Например,  в  маркетинге  и  социальном управлении под услугой понимают процесс деятельности, а в экономике и финансах  –  результат деятельности, имеющий  стоимостное выражение и соответствующий ему денежный эквивалент [7, с. 66].

Услуга может: являться общественным и частным благом; выступать экономическим  ресурсом  и  результатом  деятельности  организации;  стимулировать или сдерживать производство и потребление какого-либо другого  продукта;  быть  объектом  и  субъектом  управления  социально-экономическими  системами,  явлениями  и  процессами;  носить  коммерческую и некоммерческую окраску.

Многоаспектность услуги связана с более глубоким пониманием ее содержания  и  оценок  с  позиции  разных  областей  теории  и  практики.  А это, в свою очередь, требует уточнения категориального аппарата и более основательного изучения услуг и их классификации. Все это должно находить отражение в науке, учебном процессе, практической деятельности [15, с. 78].

Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных счетов. Это объясняется тем, что услуга   может  выступать  самостоятельным  ресурсом  и  продуктом  и  поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и  не  быть  таковыми  –  выполнять  обеспечивающую  роль  в  процессе  потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо  продукта  потребителю.  Таким  образом,  организованный  учет услуг не является сплошным и всеобъемлющим. А это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других – субъектом управления, услуги как бы «растворяются», частично попадая в «теневую» экономику. Этот факт объективен и закономерен: услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от  основного ресурса  или  продукта. Данное  обстоятельство  должно  учитываться в ходе формирования научных направлений и учебных курсов в сфере услуг, организационных структур управления хозяйствующих субъектов. В ситуации объективного процесса  углубления  специализации научно-исследовательской  и  учебной  работы,  а  также  хозяйственной  практики, нельзя забывать о факте неспособности значительной части сферы услуг быть «независимой экономической единицей» [18, с. 103].

Очевидно,  что  услуги  имеют  ярко  выраженную  отраслевую  специфику.  Традиционно  они  изучаются  соответствующими  отраслевыми структурами. Под влиянием общих процессов глобализации в обществе наблюдается тенденция определенного ухода от отраслевых подходов к управлению сферой услуг. Однако нельзя игнорировать тот факт, что каждая сфера деятельности не может органично функционировать вне определенных, присущих именно данной отрасли, технологических  связей.  Специфика  и  многообразие  последних  побуждают многих  специалистов  отказываться  от  анализа  отраслевых  особенностей сферы  услуг  и  акцентировать  внимание  на  общих  закономерностях  их функционирования.

Поиск  «золотой  середины»  между  отраслевым  и  функциональным подходами  в  менеджменте  сферы  услуг  имеет  не  только  теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Нередко весьма актуальными  ставятся  вопросы  перед  высшим  управленческим  персоналом многих организаций относительно целесообразности расширения или сужения  их  инфраструктурного  обеспечения.  В  подобном  решении  должен  учитываться  и  региональный  фактор  инфраструктурного  развития внешней среды организации [13, с. 319].

Общие  процессы  сервизации  экономики  способствуют  тому,  что лучшим признаком качества той или иной услуги все больше становятся фактические  оценки  реальных  потребителей  услуг.  Однако  это  распространено, в первую  очередь, на базовые социальные услуги, и во вторую – на прочие стандартизированные услуги. Остается более острой проблемой оценки качества эксклюзивных нестандартизированных услуг.

Не менее важной проблемой в сфере услуг является процесс определения их себестоимости и цены. В условиях децентрализации в системе реформирования многих отраслей экономики и, как следствие, массового перехода  на  процесс  оказания  услуг  подрядным  способом,  наблюдается существенный  рост  текущих  издержек  многих  предприятий.  С  другой стороны, сохранение собственных инфраструктурных подразделений многими организациями, оказывающих услуги именно системного характера, по нашим финансово-экономическим оценкам, не оправданы и являются результатом непродуманных политики и решений руководства [5, с. 114].

С методологической точки зрения финансово-экономическая составляющая  управления   в  сфере  услуг  получила  наименьшее  развитие.  Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, процесс оказания услуг, к сожалению, часто предшествует процессу их финансово-экономической оценки. Во-вторых, тесная технологическая  взаимосвязь структурных  элементов  воспроизводства  продукта  в  материально-вещественной форме осложняет или делает невозможным эту оценку.

Существуют  разные  альтернативные  определения  понятия  «услуга».

В экономике и финансах, в понимании автора этих строк,  «услуга» – это результат  (но не процесс) общественно-полезного труда в нематериально-вещественной форме субъекта хозяйственной жизни общества [21, с. 212].

Сделав  некоторые  обобщения,  стоит  отметить,  что:  во-первых,  нет абсолютно сферы услуг в целом, есть лишь конкретные формы ее проявления;  во-вторых,  не  может  сфера  услуг  в  комплексе  выступать  единым объектом исследования, существуют отдельные составляющие этой сферы в подобном качестве; в-третьих, комплексное исследование в сфере услуг в  настоящее  время  становится  неотъемлемой  частью  науки  и  практики менеджмента организации.

 

1.2 Развитие логистической  деятельности в сфере услуг

 

 

В последние два десятилетия в теории и практике рыночного хозяйствования наряду с маркетингом и менеджментом развилась новая методология функционирования рынка  –  логистика. По мнению большинства ученых,  логистика рассматривается как новое направление хозяйственной деятельности предприятий, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как научное направление, связанное с оптимизацией процессов товародвижения [2, с. 415].

referat911.ru

Логистика в сфере услуг — курсовая работа

Опыт применения логистики в хозяйственной практике предприятий сферы услуг весьма ограничен и существует пока только в отраслях сферы материального производства, в транспортном обслуживании предприятий, в материально-техническом снабжении ремонтов, инфраструктурных подразделениях и т.п. Однако в условиях развития современного рынка сферы  применения  логистики  все  более  расширяются.  Поскольку  логистика областью оптимизации принимает потоковые процессы, возникает вопрос о возможности широкого использования ее на предприятиях сферы услуг.

Думается, что применительно к сфере услуг логистика – это оптимизация  управления  движением  потоков  каких-либо  ресурсов  и  продуктов производства предприятий отрасли  на  пути  от  производителя  к  потребителю  с  целью  наиболее  полного  удовлетворения  последнего.  Следовательно, предметом изучения логистики в сфере  услуг будет являться  оптимизация потоковых процессов, в том числе товарных, финансовых, трудовых, информационных. Конечная цель логистики в сфере услуг состоит в  том,  чтобы  произвести  и  предложить  конечному  потребителю  необходимые услуги и сопутствующие им неосновные продукты  в необходимом объеме, в определенном месте в назначенный срок и с наименьшими затратами [8, с. 249].

Основная концептуальная идея логистики заключается в целостном и системном восприятии объекта приложения. Это очень актуально и для сферы услуг. Процесс функционирования и развития сферы услуг характеризуется чрезвычайной сложностью, которая обусловлена многообразием и высоким динамизмом потребностей. Без представления сферы услуг как  совокупности  отраслей  в  виде  целостной  системы  невозможно  достичь  оптимальных  параметров  ее  развития.  В  то  же  время  невозможно разрешить  проблему  отдельно  взятого  предприятия,  не  объединив  его изолированные структурные  подразделения и  процессы, происходящие в них, в целостную систему с ее внутренними и внешними связями. И, наконец, нельзя добиться эффективности протекания потоковых процессов в организации, с одной стороны, не рассматривая отдельные их звенья, а с другой –  совокупности потоковых процессов в качестве единой целостной системы [14, с. 527].

В качестве специального метода исследования логистика предполагает  построение  логистических  систем,  служащих  для  оптимизации управления  движением  ресурсов  и  продуктов.  Важным  условием  при  их построении является соблюдение целого ряда принципов общего характера. При тщательном изучении этих принципов представляется возможным сделать вывод, что некоторые из них вполне приемлемы для создания логистических  систем  по  оптимизации  управления  движением  потоков  ресурсов и продуктов [19, с. 134].

Одним из главных принципов, приемлемых для процессов производства услуг, является координация всех процессов ресурсодвижения, начиная от приобретения необходимых предприятию ресурсов и заканчивая их производственного потребления. Из этого принципа вытекает следующее  –необходимость  внедрения  системы  интегрированного  управления  и  контроля  за  движением  всех  результатов  производства  в  направлении  к  потребителю. Соблюдение этого принципа очень важно, поскольку он дает возможность объединить в единое целое функцию управления и контроля над поступлением всех ресурсов от поставщика к потребителю  в нужном объеме и в заданные сроки [11, с. 207].

Третий принцип, приемлемый для построения логистической системы в сфере услуг, предполагает отказ от разделения потока материально-технических ресурсов на отдельные независимые функциональные блоки: реализация-закупка,  транспортировка,  складирование,  гарантийное  обслуживание и  т.п.,  и  переход на  управление  всем товарным  потоком как единым целым по общим для всей системы критериям. Этот принцип не менее  важен,  поскольку  в  настоящее  время в  организациях  сферы  услуг все действия от закупки ресурсов до их потребления зачастую рассматриваются изолированно, как не связанные и не зависящие друг от друга, что самым отрицательным образом сказывается на результатах функционирования  всей  системы  оборачиваемости  оборотных  средств.  Разработка  и осуществление единого технологического процесса движения запасов материально-технических  ресурсов,  обеспечения  четкого  взаимодействия  и согласованных действий различных структурных подразделений преимущественно крупных предприятий является залогом успеха ее деятельности в области обращения оборотных средств [20, с. 256].

В основе следующего принципа лежит концепция общих издержек.

Она предполагает учет совокупности издержек на протяжении всей логистической  цепочки,  так  как  не  всегда  общая  сумма  издержек  снижается, если  уменьшаются  расходы, связанные  с  функционированием  отдельных элементов системы движения ресурсов и продуктов. Как свидетельствует практика, снижение издержек на каком-либо одном этапе ресурсо-  и продуктодвижения  без  учета  взаимодействия  с  другими  может  привести  к противоположному результату [6, с. 48]. 

Комплексный анализ системы логистического сервиса позволяет определить пропорции логистической системы, эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, управленческую политику предприятия [4, с. 88].

И,  наконец,  последним  принципом построения  логистических  систем является непрерывность обеспечения органов управления логистического процесса достоверной информацией о протекании потоковых потоков [10, с. 117].

В  части  непосредственно  МТО  (материально-технического  обеспечения)  логистическая система должна функционировать по схеме: закупка  – транспортировка  –  складирование  –  производственное потребление. Прохождение  запасов  через  каждую  из  этих  стадий  должно  быть  связано   с выполнением целого ряда мероприятий по оптимизации процесса МТО. К их числу можно отнести [17, с. 24]:

–  рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов;

–  заключение наиболее выгодных и экономичных договоров по поставке ресурсов;

–  определение наиболее рациональных маршрутов доставки ресурсов от поставщика к потребителю;

–  реализация эффективной системы складирования;

–  оптимизации уровня запасов ресурсов и т.п.

Таким  образом,  логистика  как  метод  оптимизации  управления  движением потоковых процессов вполне приемлема в сфере услуг. Возможность и необходимость применения логистических методов в сфере услуг диктуется объективным процессом формирования и развития в мировом и национальном хозяйстве сервисной экономики. Становление и развитие логистической деятельности в сфере услуг, формирование  новой  структуры  хозяйственных  связей,  развитие  рыночной инфраструктуры требуют органичного внедрения логистических подходов  и  методов,  заключающихся  в  гибкой  и  эффективной  организации потоковых процессов ресурсов и продуктов с учетом их отраслевой специфики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М.: Проспект, 2013. – 406 с.
  2. Бауэрсокс, Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс. – М.:ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2001. – 640 с.
  3. Беляев, Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами / Ю.А. Беляев. – М. : Изд-во УДН, 2001. – 230 с.
  4. Бочкарев, А.А. Планирование и моделирование цепи поставок: Учеб. пособие / А.А. Бочкарев. – М.:«Альфа-Пресс», 2008. – 192 с.
  5. Гаджинский, А. М. Основы логистики: Учеб. пособие / А.М. Гаджинский. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. – 358 с.
  6. Голдобина,  Н.Н.  Управление  запасами  средств  производства: учебное пособие / Н.Н. Голдобина. – Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2009. – 72 с.
  7. Долгов, А.П. Логистика запасов: учебное пособие / А.П. Долгов. –

СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 120 с.

  1. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб.: Изд-во Полите. ун-та, 2009. – 660 с.
  2. Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. –  416 с.
  3. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУА- Информ, 2012. – 268 с.
  4. Крутик,  А.Б.  Основы  финансовой  деятельности  предприятия: учебное  пособие  /  А.Б.  Крутик,  М.М.  Хайкин.  –  СПб. :  Бизнес-пресса, 1999. – 448 с.
  5. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская [и др.]; под общ. редакцией В.В. Дыбской. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.
  6. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: Учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2010. – 527 с.
  7. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
  8. Плоткин, Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: учебное пособие / Б.К. Плоткин. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. – 171 с.
  9. Саркисов, С. В. Логистика / С. В. Саркисов. – М.: Дело, 2008. – 366 с.
  10. Сергеев, В.И. Рекомендуемая модель операций в цепях поставок / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. – 2005. – №1. – С. 23-26.
  11. Сидоров, И.И. Логистическая концепция управления предприятием  / И.И. Сидоров.  –  СПб. :  ДНТП общества «Знание», ИВЭСЭП, 2001.  – 168 с.
  12. Стерлигова, А. Н. Управление запасами в цепях поставок / А. Н. Стерлигова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 428 с.
  13. Сток, Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 797 с.
  14. Щербаков, В.В. Основы  логистики:  Учебник  для  вузов /  В.В. Щербаков. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

 

referat911.ru

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг. Сфера услуг как объект исследования

Сфера услуг как объект исследования

В последние два десятилетия в теории и практике рыночного хозяйствования наряду с маркетингом и менеджментом развилась новая методология функционирования рынка - логистика. По мнению большинства ученых, логистика рассматривается как новое направление хозяйственной деятельности предприятий, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как научное направление, связанное с оптимизацией процессов товародвижения [2, с.415].

Опыт применения логистики в хозяйственной практике предприятий сферы услуг весьма ограничен и существует пока только в отраслях сферы материального производства, в транспортном обслуживании предприятий, в материально-техническом снабжении ремонтов, инфраструктурных подразделениях и т.п. Однако в условиях развития современного рынка сферы применения логистики все более расширяются. Поскольку логистика областью оптимизации принимает потоковые процессы, возникает вопрос о возможности широкого использования ее на предприятиях сферы услуг.

Думается, что применительно к сфере услуг логистика - это оптимизация управления движением потоков каких-либо ресурсов и продуктов производства предприятий отрасли на пути от производителя к потребителю с целью наиболее полного удовлетворения последнего. Следовательно, предметом изучения логистики в сфере услуг будет являться оптимизация потоковых процессов, в том числе товарных, финансовых, трудовых, информационных. Конечная цель логистики в сфере услуг состоит в том, чтобы произвести и предложить конечному потребителю необходимые услуги и сопутствующие им неосновные продукты в необходимом объеме, в определенном месте в назначенный срок и с наименьшими затратами [8, с.249].

Основная концептуальная идея логистики заключается в целостном и системном восприятии объекта приложения. Это очень актуально и для сферы услуг. Процесс функционирования и развития сферы услуг характеризуется чрезвычайной сложностью, которая обусловлена многообразием и высоким динамизмом потребностей. Без представления сферы услуг как совокупности отраслей в виде целостной системы невозможно достичь оптимальных параметров ее развития. В то же время невозможно разрешить проблему отдельно взятого предприятия, не объединив его изолированные структурные подразделения и процессы, происходящие в них, в целостную систему с ее внутренними и внешними связями. И, наконец, нельзя добиться эффективности протекания потоковых процессов в организации, с одной стороны, не рассматривая отдельные их звенья, а с другой - совокупности потоковых процессов в качестве единой целостной системы [14, с.527].

В качестве специального метода исследования логистика предполагает построение логистических систем, служащих для оптимизации управления движением ресурсов и продуктов. Важным условием при их построении является соблюдение целого ряда принципов общего характера. При тщательном изучении этих принципов представляется возможным сделать вывод, что некоторые из них вполне приемлемы для создания логистических систем по оптимизации управления движением потоков ресурсов и продуктов [19, с.134].

Одним из главных принципов, приемлемых для процессов производства услуг, является координация всех процессов ресурсодвижения, начиная от приобретения необходимых предприятию ресурсов и заканчивая их производственного потребления. Из этого принципа вытекает следующее - необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением всех результатов производства в направлении к потребителю. Соблюдение этого принципа очень важно, поскольку он дает возможность объединить в единое целое функцию управления и контроля над поступлением всех ресурсов от поставщика к потребителю в нужном объеме и в заданные сроки [11, с. 207].

Третий принцип, приемлемый для построения логистической системы в сфере услуг, предполагает отказ от разделения потока материально-технических ресурсов на отдельные независимые функциональные блоки: реализация-закупка, транспортировка, складирование, гарантийное обслуживание и т.п., и переход на управление всем товарным потоком как единым целым по общим для всей системы критериям. Этот принцип не менее важен, поскольку в настоящее время в организациях сферы услуг все действия от закупки ресурсов до их потребления зачастую рассматриваются изолированно, как не связанные и не зависящие друг от друга, что самым отрицательным образом сказывается на результатах функционирования всей системы оборачиваемости оборотных средств. Разработка и осуществление единого технологического процесса движения запасов материально-технических ресурсов, обеспечения четкого взаимодействия и согласованных действий различных структурных подразделений преимущественно крупных предприятий является залогом успеха ее деятельности в области обращения оборотных средств [20, с.256].

В основе следующего принципа лежит концепция общих издержек.

Она предполагает учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки, так как не всегда общая сумма издержек снижается, если уменьшаются расходы, связанные с функционированием отдельных элементов системы движения ресурсов и продуктов. Как свидетельствует практика, снижение издержек на каком-либо одном этапе ресурсо- и продуктодвижения без учета взаимодействия с другими может привести к противоположному результату [6, с.48].

Комплексный анализ системы логистического сервиса позволяет определить пропорции логистической системы, эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, управленческую политику предприятия [4, с.88].

И, наконец, последним принципом построения логистических систем является непрерывность обеспечения органов управления логистического процесса достоверной информацией о протекании потоковых потоков [10, с.117].

В части непосредственно МТО (материально-технического обеспечения) логистическая система должна функционировать по схеме: закупка - транспортировка - складирование - производственное потребление. Прохождение запасов через каждую из этих стадий должно быть связано с выполнением целого ряда мероприятий по оптимизации процесса МТО. К их числу можно отнести [17, с.24]:

рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов;

заключение наиболее выгодных и экономичных договоров по поставке ресурсов;

определение наиболее рациональных маршрутов доставки ресурсов от поставщика к потребителю;

реализация эффективной системы складирования;

оптимизации уровня запасов ресурсов и т.п.

Таким образом, логистика как метод оптимизации управления движением потоковых процессов вполне приемлема в сфере услуг. Возможность и необходимость применения логистических методов в сфере услуг диктуется объективным процессом формирования и развития в мировом и национальном хозяйстве сервисной экономики. Становление и развитие логистической деятельности в сфере услуг, формирование новой структуры хозяйственных связей, развитие рыночной инфраструктуры требуют органичного внедрения логистических подходов и методов, заключающихся в гибкой и эффективной организации потоковых процессов ресурсов и продуктов с учетом их отраслевой специфики.

сфера услуга цикл логистика

trade.bobrodobro.ru

Логистика в сфере транспортных услуг

Логистика в сфере транспортных услугВ наше время ничто не ценится так, как хорошая идея. Идея – не в смысле простой «задумки», а именно новое, свежее предложение, предлагающее нестандартное решение стандартных проблем. Идея, у которой есть конкретный путь воплощения в жизнь, и, естественно, реализация которой будет приносить доход. Именно в силу этих причин, крупные компании не скупятся на содержание в своем штате таких специалистов, как креативный директор, креативный менеджер или логист.

Практическое применение логистики сейчас происходит во всех сферах оказания услуг или производства. И, понятно, что грузоперевозки в этом списке – не исключение. Вероятно, даже больше. Именно в области грузоперевозок логистика актуальна, как ни в какой другой отрасли. Современные грузоперевозки требуют оперативного расчета наиболее выгодного и безопасного маршрута, обеспечения сохранности груза и выполнения сроков доставки. Именно это и является основными задачами логистики. Выполнение этих задач возможно при условии выполнения в процессе грузоперевозок шести основных правил логистики, которые подразумевают, что исполнитель должен быть:

- в нужное время;- в нужном месте;- с необходимым количеством товара;- с товаром хорошего качества;- в минимально короткие сроки;- с небольшими денежными затратами.

Несмотря на кажущуюся простоту правил, выполнить их не так-то просто. Каждый новый маршрут - словно новая высота. Если трасса знакома, то может измениться характер груза, или наоборот. И это - только часть возможных проблем. Необходимо продумать оптимальный маршрут, упаковку, обеспечить необходимые условия хранения на всем пути следования. Решение именно этих вопросов и является полем деятельности логистов.

Вся ответственность за процессы транспортировки, начиная с выбора того или иного выбора транспорта, вида погрузки, подтверждение и сбор необходимых документов являются зоной ответственности логиста. Именно его мышление, смекалка становятся основополагающими в осуществлении качественной работы, а, следовательно, репутации компании и получении ей прибыли.

Учитывая все эти аспекты, нельзя не отметить, что штат высокопрофессиональных логистов обеспечит четкую работу предприятия, занимающегося грузоперевозками, сократит его затраты и повысит эффективность работы. Как небольшая ремарка – современные транспортные компании, не имеющие в штате логиста, вызывают если не подозрение, то некое недоверие.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Логистика в сфере оказания бытовых услуг населению

В статье рассмотрены виды логистических функций в сфере бытового обслуживания населения, характеристика услуг и логистические процессы.

Актуальность исследования обоснована тем, что предприятия, которые предоставляют бытовые услуги населению существуют повсеместно и являются поддержкой государства в сохранении и упрочнении социально-экономической стабильности в современном обществе. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Научная новизна исследования заключается в выделении из общей классификации услуг населению, те услуги, где используется логистика. Практическая значимость заключается в том, что применение разработанной классификации бытовых услуг населения позволит повысить конкурентоспособность и ценовую доступность оказываемых услуг, а также положительно скажется на общей эффективности работы предприятий, действующих на рынке бытовых услуг.

Теоретическая значимость заключается в том, что теоретические положения и обоснованные выводы данного исследования, направлены на совершенствование управления развитием сферы бытового обслуживания населения.

Цель исследования – выявить роль логистики в сфере оказания бытовых услуг населению.

Задачи исследования: классифицировать виды бытовых услуг оказываемые населению; выделить из предложенной классификации виды услуг, где используется логистика: изучить логистические функции, реализуемые при оказании бытовых услуг населению.

Объектом данного исследования являются бытовые услуги. Предмет – анализ и рассмотрение бытовых услуг.

Бытовые услуги – это платные услуги, которые оказываются физическим лицам и классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Они обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Сегодня российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Всё большее количество людей и предприятий отказываются от решения бытовых проблем самостоятельно и приходят к помощи квалифицированных специалистов. Происходит увеличение числа предприятий бытового обслуживания. Размер рынка бытовых услуг в России оценивается в 500-600 млн. долларов США. В 2015 году рост рынка составил 6,9%. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, к бытовым услугам относят следующие услуги (рис.1) [1].

Рисунок 1. Бытовые услуги оказываемые населению, %

Из приведенного перечня бытовых услуг оказываемых населению, можно выделить те, в которых используется логистика.

Во-первых, на сегодня наиболее востребованы услуги по прокату товаров сезонного использования. В будущем именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие услуг проката.

У конкретной категории потребителей продолжает сохраняться потребность в услугах проката предметов домашнего обихода. Учитывая незначительное количество жителей, пользующихся услугами проката, этот сегмент услуг сохранится в прежних объемах [2].

Во-вторых, это техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Опыт показывает, что в условиях, которые складываются на данный момент эффективно работают сервисные центры, которые имеют техническую базу для ремонта всего спектра бытовой техники.

Большой выбор и высокий технический уровень современной бытовой техники требуют должного уровня подготовки кадров, что сейчас является одной из главных проблем.

В третьих, комплексные предприятия бытового обслуживания по типу «мультисервис»

Право получения комплекса бытовых услуг в одном месте помогает их популярности у населения, а наиболее удобное использование помещений, вспомогательных служб, кадров, транспорта гарантирует высокую эффективность работы и доступные цены на услуги [3,5].

Следует отметить, если в приведенной выше классификации будет задействована транспортная логистика, то все виды бытовых услуг можно отнести к данной классификации, где используется логистика.

Исходя из вышесказанного можно выделить логистические функции в сфере бытового обслуживания. К таким функциям относятся: закупка, складирование, транспортировка, управление запасами [3].

Так как работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, следовательно, в первую очередь выделим функцию «закупка». Данная функция отвечает за приобретение всех материалов, которые необходимы организации и предназначаются для дальнейшей перепродажи в сфере товарного обращения.

Что касается функции «складирование», данная функция выполняется на складском объекте и предусматривает управление материальными и информационными потоками на этом уровне. Складирование как логистическая функция играет важную роль в формировании стандартов обслуживания потребителей и поддержания заданного уровня при наименьших возможных затратах [4].

Далее перейдем к логистической функции «транспортировка», которая играет важную роль в сфере оказания бытовых услуг населению. Транспортировка является ведущей логистической функцией, которая связана с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Выполнение функции транспортировки производится для обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами.

Запасы хранятся в хозяйственных структурах как сферы производства, так и сферы обращения. Создание запасов связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства и продажи товаров на всех стадиях движения материального потока. В ходе исполнения договоров поставки продукции и ее транспортировке возможны отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю происходит периодически, а их потребление происходит, непрерывно и поэтому не сходится по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы. Так как целью предприятия является непрерывное обеспечение потребителя каким-либо видом материального ресурса, то решаются следующие виды задач управления запасами для достижения этой цели: учет текущего уровня запаса на складах различных уровней, определение размера гарантийного (страхового) запаса, расчет размера заказа, определение интервала времени между заказами.

В заключении хотелось бы отметить, что логистика в сфере бытовых услуг слабо развита и требует детального изучения. Это касается степени изученности логистических функций, которые выполняются при оказании бытовых услуг населению.

novainfo.ru

Сфера услуг как объект исследования

Сфера услуг как объект исследования

Содержание

Введение

1. Сфера услуг как объект исследования

1.1 Сфера услуг в современной системе экономических отношений

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг

Список использованных источников

Введение

Логистика - относительная новая и молодая область экономики и человеческой деятельности. Логистика охватывает такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста объемов производства, которые привели к резкому увеличению издержек, предприниматели остановились на поиске средств снижения затрат сферы обращения.

В основе успешной логистики лежат использование новых информационных технологий и новых подходов транспортировки и складской деятельности. К сожалению, такие технологии активно внедряют в основном только зарубежные фирмы, а отечественные компании с опаской смотрят на них. Но все же многие предприниматели, видя конкурентные преимущества новых логистических систем, стремятся их внедрять.

Основная цель логистики - это доставка груза в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Необходимость логистики резко возрастает в ходе расширения производства и потребности в оперативной деятельности с целью конкурентной борьбы.

В настоящее время специалиста логистика воспринимают как человека, отвечающего за доставку и хранение товаров. В действительности же настоящий специалист должен организовывать, контролировать и уметь оптимизировать процессы, связанные с доставкой грузов (транспортировка, таможенные процедуры). Специалист должен разрабатывать схемы поставок сырья, планирование производства, а также решение вопросов транспортировки и сбыта готовой продукции. Логистик должен видеть все возможные, удобные и экономичные пути доставки, производства, хранения и реализации товаров. Основанная задача логистики - оптимизация логистических процессов и систем

Если рассмотреть влияние логистики на развитие рыночных отношений, то требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.

Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

В современном обществе повышается роль и значение сферы услуг на всех уровнях управления экономикой. Вместе с этим логистическое видение потоковой природы в сфере услуг является основанием для утверждения того, что логистика в сфере услуг выступает важнейшим фактором изыскания конкурентного преимущества многих хозяйствующих субъектов.

Вещественным потокам в логистике в сфере услуг отводится второстепенная роль. В связи с этим проблемы управления запасами материальных ресурсов здесь не являются центральными, как это традиционно имеет место в промышленности и торговле. Именно это обстоятельство в определенном смысле препятствует адекватному восприятию зон ответственности логистики в сфере обслуживания, несмотря на то, что границы некоторых из них ярко выражены.

Конфигурацию материальных потоков в сфере услуг традиционно определяют функциональные циклы логистики - исполнения заказа. Логика проектирования их структур, включая их сопряжение, как известно, составляет предметное наполнение стратегии интеграции цепей поставок. Деятельность логистических структур является важной составляющей хозяйственной деятельности поставщика услуг, в то же время "невидимой" для его потребителей.

1. Сфера услуг как объект исследования

1.1 Сфера услуг в современной системе экономических отношений

С конца девяностых годов прошлого столетия в экономической науке и хозяйственной практике все чаще мы сталкиваемся с проблемами производства и потребления услуг. Повышение роли сферы услуг становится все более очевидной всеобщей закономерностью социально-экономического развития современного общества. Сфера услуг изучается под углом экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, права, отраслевых технологий. Ее многоаспектность и глобальность порождают постановку актуальных проблем управления этой весьма перспективной областью теоретической экономики и хозяйственной практики [3, с.115].

Сфера услуг становится самостоятельной областью исследований и разработок. В то же время, по мнению автора этих строк, с теоретической точки зрения, в экономике и управлении услуги изучаются недостаточно комплексно и системно.

Сфера услуг является важнейшей составной частью процесса управления сложными социально-экономическими системами. Общепризнанным является тот факт, что характер развития сферы услуг становится одним из основных предпосылок социально-экономического роста на всех уровнях управления хозяйственной жизнью общества: на международной арене, внутри страны, в отдельно взятом регионе. В связи с этим в ходе ее комплексного исследования необходим учет определенных факторов - системно-функционального, отраслевого, регионального, секторального, иерархического, сферного характера. Некоторые из них рассмотрим подробнее [9, с. 201].

Уже, вероятно, у специалистов нет сомнений в том, что услуги следует рассматривать как самостоятельную область знаний и практической деятельности субъектов хозяйствования. Отдельные авторы тех или иных публикаций имеют собственные подходы к пониманию и критериям классификации услуг [12, с.98].

Отличительные особенности услуги как вида продукции широко изучаются в рамках учебных программ учащимися, студентами, слушателями курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров.

Вместе с тем, в связи с постоянным повышением роли услуг в экономике, управлении, социальной жизни общества категория "услуга" все больше приобретает разнокачественные аспекты анализа и ипостаси [16, с.167].

В классической экономической теории прошлых столетий традиционно экономика рассматривалась как сфера воспроизводства материальных и духовных благ. Очевидно, что в условиях товарно-денежных отношений эти блага могут иметь товарную форму. Исторически сложилось мнение, что вся продукция может быть в виде товара или услуги. При этом под товаром понимается материальный продукт. Вся продукция, не имеющая материально-вещественного содержания, относится к услугам [1, с. 202].

В этой связи возникает ряд вопросов и, в частности: почему материальный продукт, не имеющий товарной формы, называется товаром, а услуга, как вид продукции, нередко трактуется как процесс, а не результат деятельности, и почему понятие "работа" как вид продукции все реже используется в экономическом лексиконе? В последнем случае мы рассматриваем работу именно как результат, а не процесс деятельности, связанный с совершенствованием уже имеющегося материального продукта. В постперестроечные годы работа как вид продукции часто называется услугой в материальной форме. И, таким образом, все услуги делятся на материальные и нематериальные.

Глубинные предпосылки существующих противоречий в дефинициях и содержании отдельных категорий в нашем представлении возникают в результате попыток трактовать многоаспектные категории с позиции разных областей знаний. Например, в маркетинге и социальном управлении под услугой понимают процесс деятельности, а в экономике и финансах - результат деятельности, имеющий стоимостное выражение и соответствующий ему денежный эквивалент [7, с.66].

Услуга может: являться общественным и частным благом; выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности организации; стимулировать или сдерживать производство и потребление какого-либо другого продукта; быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами, явлениями и процессами; носить коммерческую и некоммерческую окраску.

Многоаспектность услуги связана с более глубоким пониманием ее содержания и оценок с позиции разных областей теории и практики. А это, в свою очередь, требует уточнения категориального аппарата и более основательного изучения услуг и их классификации. Все это должно находить отражение в науке, учебном процессе, практической деятельности [15, с.78].

Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных счетов. Это объясняется тем, что услуга может выступать самостоятельным ресурсом и продуктом и поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и не быть таковыми - выполнять обеспечивающую роль в процессе потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо продукта потребителю. Таким образом, организованный учет услуг не является сплошным и всеобъемлющим. А это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других - субъектом управления, услуги как бы "растворяются", частично попадая в "теневую" экономику. Этот факт объективен и закономерен: услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от основного ресурса или продукта. Данное обстоятельство должно учитываться в ходе формирования научных направлений и учебных курсов в сфере услуг, организационных структур управления хозяйствующих субъектов. В ситуации объективного процесса углубления специализации научно-исследовательской и учебной работы, а также хозяйственной практики, нельзя забывать о факте неспособности значительной части сферы услуг быть "независимой экономической единицей" [18, с.103].

Очевидно, что услуги имеют ярко выраженную отраслевую специфику. Традиционно они изучаются соответствующими отраслевыми структурами. Под влиянием общих процессов глобализации в обществе наблюдается тенденция определенного ухода от отраслевых подходов к управлению сферой услуг. Однако нельзя игнорировать тот факт, что каждая сфера деятельности не может органично функционировать вне определенных, присущих именно данной отрасли, технологических связей. Специфика и многообразие последних побуждают многих специалистов отказываться от анализа отраслевых особенностей сферы услуг и акцентировать внимание на общих закономерностях их функционирования.

Поиск "золотой середины" между отраслевым и функциональным подходами в менеджменте сферы услуг имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Нередко весьма актуальными ставятся вопросы перед высшим управленческим персоналом многих организаций относительно целесообразности расширения или сужения их инфраструктурного обеспечения. В подобном решении должен учитываться и региональный фактор инфраструктурного развития внешней среды организации [13, с.319].

Общие процессы сервизации экономики способствуют тому, что лучшим признаком качества той или иной услуги все больше становятся фактические оценки реальных потребителей услуг. Однако это распространено, в первую очередь, на базовые социальные услуги, и во вторую - на прочие стандартизированные услуги. Остается более острой проблемой оценки качества эксклюзивных нестандартизированных услуг.

Не менее важной проблемой в сфере услуг является процесс определения их себестоимости и цены. В условиях децентрализации в системе реформирования многих отраслей экономики и, как следствие, массового перехода на процесс оказания услуг подрядным способом, наблюдается существенный рост текущих издержек многих предприятий. С другой стороны, сохранение собственных инфраструктурных подразделений многими организациями, оказывающих услуги именно системного характера, по нашим финансово-экономическим оценкам, не оправданы и являются результатом непродуманных политики и решений руководства [5, с.114].

С методологической точки зрения финансово-экономическая составляющая управления в сфере услуг получила наименьшее развитие. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, процесс оказания услуг, к сожалению, часто предшествует процессу их финансово-экономической оценки. Во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме осложняет или делает невозможным эту оценку.

Существуют разные альтернативные определения понятия "услуга".

В экономике и финансах, в понимании автора этих строк, "услуга" - это результат (но не процесс) общественно-полезного труда в нематериально-вещественной форме субъекта хозяйственной жизни общества [21, с.212].

Сделав некоторые обобщения, стоит отметить, что: во-первых, нет абсолютно сферы услуг в целом, есть лишь конкретные формы ее проявления; во-вторых, не может сфера услуг в комплексе выступать единым объектом исследования, существуют отдельные составляющие этой сферы в подобном качестве; в-третьих, комплексное исследование в сфере услуг в настоящее время становится неотъемлемой частью науки и практики менеджмента организации.

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг

В последние два десятилетия в теории и практике рыночного хозяйствования наряду с маркетингом и менеджментом развилась новая методология функционирования рынка - логистика. По мнению большинства ученых, логистика рассматривается как новое направление хозяйственной деятельности предприятий, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как научное направление, связанное с оптимизацией процессов товародвижения [2, с.415].

Опыт применения логистики в хозяйственной практике предприятий сферы услуг весьма ограничен и существует пока только в отраслях сферы материального производства, в транспортном обслуживании предприятий, в материально-техническом снабжении ремонтов, инфраструктурных подразделениях и т.п. Однако в условиях развития современного рынка сферы применения логистики все более расширяются. Поскольку логистика областью оптимизации принимает потоковые процессы, возникает вопрос о возможности широкого использования ее на предприятиях сферы услуг.

Думается, что применительно к сфере услуг логистика - это оптимизация управления движением потоков каких-либо ресурсов и продуктов производства предприятий отрасли на пути от производителя к потребителю с целью наиболее полного удовлетворения последнего. Следовательно, предметом изучения логистики в сфере услуг будет являться оптимизация потоковых процессов, в том числе товарных, финансовых, трудовых, информационных. Конечная цель логистики в сфере услуг состоит в том, чтобы произвести и предложить конечному потребителю необходимые услуги и сопутствующие им неосновные продукты в необходимом объеме, в определенном месте в назначенный срок и с наименьшими затратами [8, с.249].

Основная концептуальная идея логистики заключается в целостном и системном восприятии объекта приложения. Это очень актуально и для сферы услуг. Процесс функционирования и развития сферы услуг характеризуется чрезвычайной сложностью, которая обусловлена многообразием и высоким динамизмом потребностей. Без представления сферы услуг как совокупности отраслей в виде целостной системы невозможно достичь оптимальных параметров ее развития. В то же время невозможно разрешить проблему отдельно взятого предприятия, не объединив его изолированные структурные подразделения и процессы, происходящие в них, в целостную систему с ее внутренними и внешними связями. И, наконец, нельзя добиться эффективности протекания потоковых процессов в организации, с одной стороны, не рассматривая отдельные их звенья, а с другой - совокупности потоковых процессов в качестве единой целостной системы [14, с.527].

В качестве специального метода исследования логистика предполагает построение логистических систем, служащих для оптимизации управления движением ресурсов и продуктов. Важным условием при их построении является соблюдение целого ряда принципов общего характера. При тщательном изучении этих принципов представляется возможным сделать вывод, что некоторые из них вполне приемлемы для создания логистических систем по оптимизации управления движением потоков ресурсов и продуктов [19, с.134].

Одним из главных принципов, приемлемых для процессов производства услуг, является координация всех процессов ресурсодвижения, начиная от приобретения необходимых предприятию ресурсов и заканчивая их производственного потребления. Из этого принципа вытекает следующее - необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением всех результатов производства в направлении к потребителю. Соблюдение этого принципа очень важно, поскольку он дает возможность объединить в единое целое функцию управления и контроля над поступлением всех ресурсов от поставщика к потребителю в нужном объеме и в заданные сроки [11, с. 207].

Третий принцип, приемлемый для построения логистической системы в сфере услуг, предполагает отказ от разделения потока материально-технических ресурсов на отдельные независимые функциональные блоки: реализация-закупка, транспортировка, складирование, гарантийное обслуживание и т.п., и переход на управление всем товарным потоком как единым целым по общим для всей системы критериям. Этот принцип не менее важен, поскольку в настоящее время в организациях сферы услуг все действия от закупки ресурсов до их потребления зачастую рассматриваются изолированно, как не связанные и не зависящие друг от друга, что самым отрицательным образом сказывается на результатах функционирования всей системы оборачиваемости оборотных средств. Разработка и осуществление единого технологического процесса движения запасов материально-технических ресурсов, обеспечения четкого взаимодействия и согласованных действий различных структурных подразделений преимущественно крупных предприятий является залогом успеха ее деятельности в области обращения оборотных средств [20, с.256].

В основе следующего принципа лежит концепция общих издержек.

Она предполагает учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки, так как не всегда общая сумма издержек снижается, если уменьшаются расходы, связанные с функционированием отдельных элементов системы движения ресурсов и продуктов. Как свидетельствует практика, снижение издержек на каком-либо одном этапе ресурсо- и продуктодвижения без учета взаимодействия с другими может привести к противоположному результату [6, с.48].

Комплексный анализ системы логистического сервиса позволяет определить пропорции логистической системы, эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, управленческую политику предприятия [4, с.88].

И, наконец, последним принципом построения логистических систем является непрерывность обеспечения органов управления логистического процесса достоверной информацией о протекании потоковых потоков [10, с.117].

В части непосредственно МТО (материально-технического обеспечения) логистическая система должна функционировать по схеме: закупка - транспортировка - складирование - производственное потребление. Прохождение запасов через каждую из этих стадий должно быть связано с выполнением целого ряда мероприятий по оптимизации процесса МТО. К их числу можно отнести [17, с.24]:

рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов;

заключение наиболее выгодных и экономичных договоров по поставке ресурсов;

определение наиболее рациональных маршрутов доставки ресурсов от поставщика к потребителю;

реализация эффективной системы складирования;

оптимизации уровня запасов ресурсов и т.п.

Таким образом, логистика как метод оптимизации управления движением потоковых процессов вполне приемлема в сфере услуг. Возможность и необходимость применения логистических методов в сфере услуг диктуется объективным процессом формирования и развития в мировом и национальном хозяйстве сервисной экономики. Становление и развитие логистической деятельности в сфере услуг, формирование новой структуры хозяйственных связей, развитие рыночной инфраструктуры требуют органичного внедрения логистических подходов и методов, заключающихся в гибкой и эффективной организации потоковых процессов ресурсов и продуктов с учетом их отраслевой специфики.

сфера услуга цикл логистика

Список использованных источников

1.Аникин, Б.А. Логистика <http://oz.by/books/more.phtml?id=10313091&partner=oz6342958> / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

.Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. - М.: ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2001. - 640 с.

.Беляев, Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами / Ю.А. Беляев. - М.: Изд-во УДН, 2001. - 230 с.

.Бочкарев, А.А. Планирование и моделирование цепи поставок: Учеб. пособие / А.А. Бочкарев. - М.: "Альфа-Пресс", 2008. - 192 с.

.Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учеб. пособие / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995. - 358 с.

.Голдобина, Н.Н. Управление запасами средств производства: учебное пособие / Н.Н. Голдобина. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2009. - 72 с.

.Долгов, А.П. Логистика запасов: учебное пособие / А.П. Долгов. -

.СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 120 с.

.Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - СПб.: Изд-во Полите. ун-та, 2009. - 660 с.

.Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. - 416 с.

.Курочкин, Д.В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д.В. Курочкин. - Минск: ФУА - Информ, 2012. - 268 с.

.Крутик, А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия: учебное пособие / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин. - СПб.: Бизнес-пресса, 1999. - 448 с.

.Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская [и др.]; под общ. редакцией В.В. Дыбской. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

.Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: Учебник по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / Н.К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2010. - 527 с.

.Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. - М.: Дашков и Кº, 2012. - 978 с.

.Плоткин, Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: учебное пособие / Б.К. Плоткин. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. - 171 с.

.Саркисов, С.В. Логистика / С.В. Саркисов. - М.: Дело, 2008. - 366 с.

.Сергеев, В.И. Рекомендуемая модель операций в цепях поставок / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. - 2005. - №1. - С.23-26.

.Сидоров, И.И. Логистическая концепция управления предприятием / И.И. Сидоров. - СПб.: ДНТП общества "Знание", ИВЭСЭП, 2001. - 168 с.

.Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 428 с.

.Сток, Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - Пер. с англ.4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.

.Щербаков, В.В. Основы логистики: Учебник для вузов / В.В. Щербаков. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

diplomba.ru

Концептуальные основы логистики услуг - Логистика туризма Библиотека русских учебников

Логистика услуг, в отличие от логистики товаров, на сегодня менее развита. Определенные трудности в развитии она испытывает в связи со спецификой услуг как товара и большим разнообразием услуг, их диф ференциациею, которая углубляется на наших глазах. При таких условиях целесообразно сделать вывод, что логистика услуг тоже характеризуется разнообразием и сложностью. При этом, если рынок услуг не похож д в рынке товаров, то логистика услуг тоже должна иметь свою отличительную специфику такому выводу пришли западные ученые-логистики, которые выделяют логистику товарных потоков, или CRL (Commodity Response L ogistics), и логистику сервисных потоков, или SRL (Service Response Logistics). В логистической литературе определяют их различия (см. табл 17), но из них трудно понять, как практически можно подойти и до изучения, анализа и совершенствования логистики каждого конкретного вида услуг из тех, которые рассматривались в разделе 11. Настоящее проблема решается, если обратиться к классическим видам потоков, дос лиджують в логистике, - материального (товарного), информационного, финансового (в совокупности они составляют интегрированный логистический поток) - и проследить их отражение в различных видах услуг. От минной признаком логистики услуг является изменение положения указанных выше потокове потоків у

. Таблица 17. Различия логистики услуг (SRL) вол логистики товаров (СRL)

CRL

SRL

1 Прогнозирование объема продаж товаров

2 Поставка / закупка

3 Планирование производства

4 внутренних транспортировки

5 Управление запасами

6 Сканирование товаров

7 Формирование заказов

8 Система дистрибуции

9 Контроль дистрибуции

10 Внешний транспортировки

11 Логистическое администрирование

1 Прогнозирование объема услуг

2 Наем персонала

3 Режим работы персонала

4 Движение информации

5 Управление мощностями сервисного оборудования

6 Хранение информации

7 Взаимодействие с клиентами

8 Планирование сервисной сети коммуникаций

9 Контроль сетей и коммуникаций

10 Предоставление информации об услугах

11 Сетевое администрирование

различных отраслях сферы услуг - главной (основной) и вспомогательной (обслуживающей). Например, в сфере туристических услуг как главный выступает туристопотик, а в сфере обслуживающих - информационные, финна. Ансова, материальные (товарные) потоки; в сфере образовательных услуг главным является поток обучающихся (учащиеся, студенты), обслуживают его информационные, финансовые, кадровые, материальные потоки; в сфере тор говельних услуг основной - поток покупателей, обслуживающие - товарные, информационные, финансовые, кадровые потоки; в сфере финансовых услуг место главного занимает финансовый (денежный) поток, обслужив реальными являются информационные, материальные и кадровые потоки. Подобные примеры можно продолжать, учитывая разнообразие услуг. В результате получим"револьверный"принцип логистики услуг (см. рис 15), который пол 1.5), який поля

Рис 15"Револьверный"принцип логистики услуг:. ГП - главный поток,. ДП - вспомогательные (обслуживающие) потоки

теряет в том, что в каждой отрасли сферы услуг выделяется главный поток и несколько вспомогательных, при этом главный поток и состав обслуживающих меняются в зависимости от каждой отдельной отрасли сферы п после.

Еще одно важное понятие логистики услуг - логистический потенциал (ЛП). Следует различать. ЛП главного и вспомогательных потоков, а также. ЛП инфраструктурной базы отраслей сферы услуг. Относительно главного поток ку. ЛП определяют как его максимальную мощность (или проектнуюу).

Также может быть прогнозная мощность главного потока (определяется на основе маркетинговых прогнозов на очередной год) и фактическая (как правило, меньше прогнозную по мере форс-мажорных обстоятельств). Итак логистический потенциал главного потока в логистике услуг выражается уравнением (рис 16)6):

Співвідношення проектної, прогнозної та фактичної потужностей логістичного потоку

Рис 16. Соотношение проектной, прогнозной и фактической мощностей логистического потока

Логистические потенциалы вспомогательных (обслуживающих) потоков определяют как производные от. ЛП главного потока (на основании применения соответствующих нормативов) - также с выделением их проектной, прогноза ознои и фактической мощностей. Логистический потенциал главного потока следует соотносить с логистическим потенциалом материально-технической базы (инфраструктуры) соответствующей услуги. Логистический потенциал инфраструктуры сферы услуг - пропускная способность материально-технической базы, то есть способность принять и эффективно обслужить главный поток, в том числе путем подключения вспомогательных (обслужива ных) потоков зависимости от соотношения. ЛП главного потока (ЛП. ГП) и. ЛП приемной инфраструктуры (ЛП. ИС) определенного вида услуг розризняютють

три варианта ситуации (рис 17). Необходимым условием эффективного функционирования логистической системы сферы услуг (в том числе каждой ее отрасли) является превышение логистического потенциала инфраструктуры применяе вно логистического потенциала главного потока (т.е. вариант 1). В случае варианта 2 имеем напряженный, рисковый состояние функционирования логистической системы сферы услуг, которая может не выдержать даже незначительно го увеличения мощности главного потока есть здесь следует иметь или предусмотреть возможность увеличения. ЛП. ИС по потребностейтреби.

Варіанти співвідношення логістичного потенціалу головного потоку (ЛП. ГП) та логістичного потенціалу приймальної інфраструктури (ЛП ІС) у сфері послуг

Рис 17. Варианты соотношения логистического потенциала главного потока (ЛП. ГП) и логистического потенциала приемной инфраструктуры (ЛП. ИС) в сфере услуг

По варианта 3 логистическая система сферы услуг функционировать не эффективно, так как пропускная способность (ЛП) инфраструктуры не соответствует (меньше) мощности (ЛП) главного потока приводит к заторов на автодорогах (транспортные услуги), очередей клиентов (торговые, медицинские, сервисные, социальные, финансово-банковские услуги, услуги связи и почтовые), ухудшение качества предоставляемой услуги (тур истични, образовательные). Итак, при таком варианте следует осуществлять срочные меры по увеличению. ЛП. ИС. Логистические схемы в отраслях сферы услуг и их характеристики приведены в табл 1 1.8.

Уравнения, отражает потребность превышение логистического потенциала принимающей инфраструктуры по логистического потенциала главного потока в отраслях сферы услуг мож

. Таблица 18. Логистические схемы в отраслях сферы услуг и их характеристики (согласно рис 17)

Вариант логистической схемы

Состояние

Необходимые меры

1

удовлетворительное

Предусмотреть возможность увеличения ЛП ИС на случай форс-мажора

2

Рискованный

Иметь или обязательно предусмотреть возможность оперативных мер по увеличению ЛП ИС в случае необходимости

3

Кризисный

Крайне необходимы срочные меры по увеличению ЛП ИС

или ограничения ЛП ГП

-

на назвать логистической модели устойчивого развития (или эффективной деятельности) отраслей сферы услуг (рис 18). Из модели ясно, что указанного соотношения объемов соответствующих логистических потенциалов в сфере услуг можно соблюсти с помощью информации о параметрах главного потока, согласно которым следует расширять материально-техническую базу (создавать необходимую инфраструктуру). Возможны два вари анти такой модели - гибкие и жесткиестка.

Первый вариант применяют при условии, что можно увеличить. ЛП. МТБ согласно. ЛП. ГП, который растет. При этом ограничений по объему. ЛП. ГП нет, в гибкой модели он является аргументом, вместо. ЛП. МТБ види игра роль функции. Увеличить. ЛП. МТБ соответствии с объемом. ЛП. ГП возможно путем: а) увеличение. ЛП действующего объекта. МТБ (реконструкция объекта), б) увеличение количества объектов. МТБ за того самого. ЛП объе кта (создание новых объектов - клонов действующегоо).

Жесткую модель используется при условии, если нет возможностей увеличить. ЛП. МТБ согласно. ЛП. ГП, растет. В этом случае появляется требование (информация) по ограничению величины. ЛП. ГП, роль аргумен. НТУ в такой модели играет. ЛП. МТБ, а. ЛП. ГП остается роль функции. ЛП. ГГП

Логістична модель ефектнішої діяльності галузей сфери послуг

Рис 18. Логистическая модель эффектной деятельности отраслей сферы услуг

уменьшают путем внедрений ограничений: а) величины (объема). ГП (регулируется общее количество элементов, составляющих поток) б) интенсивности. ГП (регулируется количество элементов потока за единицу времени, т.е. скорость движения потока) в) плотности. ГП (регулируется количество элементов потока, приходящаяся на единицу площади) г) времени (периода) прохождение. ГП (регулируется время или период, когда позволяет ться прохождения. ГП.

Такие ограничения могут носить временный или постоянный характер. При этом последний вид ограничений. ЛП. ГП из приведенных выше требует особенно внимательного отношения и обоснование, иначе он, в свою очередь, ще ьмуватиме свободное движение. ГП и приведет возникновения"тромбов"при предоставлении услуг (например, пробки на дорогах или очереди клиентов). Например, график деятельности районных отделов. Пенсионного фонда в м. Киеве, которые открыты для пенсионеров (их основных клиентов) лишьлієнтів) лише

Таблица 19. Сравнительная характеристика гибкой и жесткой логистических моделей эффективной деятельности отраслей сферы услуг

Порівняльна характеристика гнучкої та жорсткої логістичних моделей ефективної діяльності галузей сфери послуг

дна дня в неделю. Понятно, что это приводит к постоянным очередям пенсионеров, которые вынуждены тратить на получение необходимых для них услуг лишнее время и здоровье. Возникает вопрос: для кого эти отделы и работают еще три рабочих дняі?

Сравнительная характеристика гибкой и жесткой логистических моделей эффективной деятельности отраслей сферы услуг приведены в табл 19

uchebnikirus.com