Работа психолога как судебно-психологического эксперта. Психологическая экспертиза для суда


Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного эксперта-психолога.

Основы психологической экспертизы заключаются в изучении психических процессов, состояний и свойств здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском деле.

Необходимость применения медико-психологической экспертизы обусловлена потребностью в установлении возможного психического «нездоровья» человека. Это очень важно в случае, когда от этого зависит мера и степень наступления юридических последствий. Без заключения психолога человека не могут признать недееспособным в суде.

К компетенции медико-психологической экспертизы относят:

  • установление психологических последствий соматического расстройства;
  • определение наличия каких-либо психических особенностей, вызванных соматическим заболеванием;
  • изучение степени осознания и понимания человеком значения своих действий, адекватности поведения.

Социально-психологическая экспертиза ребенка заключается в выявлении особенностей психического развития ребенка, его способностей, степени социальной адаптированности в обществе.

Посмертная психологическая экспертиза назначается судом, когда человек, совершивший какое-либо оспариваемое деяние, являются умершим, в то время как у суда остались вопросы и сомнения по поводу психического состояния умершего на момент составления дела.

Судебно-психологическая экспертиза – это система исследований личности и деятельности человека, находящегося под следствием, либо осужденного, а также свидетеля и пострадавшего. Ее осуществляют специалисты-психологи. Цель судебно-психологической экспертизы заключается в сборе и уточнении важной для следствия и суда информации.

Поводы назначения судебно психологической экспертизы:

  • нехватка данных об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого;
  • признаки сильных эмоциональных переживаний потерпевшего;
  • разрешение споров.

Виды судебно-психологической экспертизы

  1. Единоличная и комиссионная экспертизы. Отличительная особенность – количество экспертов, осуществляющих процедуру.
  2. Основная и дополнительная экспертизы. Основная экспертиза назначается для решения экспертами первостепенных вопросов. Дополнительной считается новая экспертиза, назначенная по причине недостаточной ясности заключения специалистов по первой.
  3. Первичная и повторная. Если же будет установлено, что подсудимый страдает психическими расстройствами, но он способен отдавать отчет своим действиям, данное заключение не является основанием для утверждения его недееспособности.

Компетенция судебно-психологической экспертизы определяет рамки решаемых экспертами вопросов и границы изучаемых ситуаций. Так же она строго ограничена законом.

К компетенции психологической экспертизы относят:

  • оценка умственного развития несовершеннолетнего;
  • изучение особенностей личности человека и тех обстоятельств, при которых совершались противоправные действия;
  • виды Психологической экспертизы
  • выявление специфики познавательных процессов человека;
  • определение возможного физиологического состояния аффекта;
  • тестирование на умственную отсталость;
  • оценка степени осознания и понимания человеком своих действий;
  • определение индивидуальных особенностей, способных оказать влияние на объективность показаний.

Экспертная оценка играет важную роль и необходима для того, чтобы установить справедливость в рассматриваемом судебном процессе.

 

womanadvice.ru

Работа психолога как судебно-психологического эксперта

Судебно-психологическая экспертиза – это тот вид работы, что порой, как гром с ясного неба может обрушиться на голову любого психолога. Данное сообщение является обобщением опыта и публикаций автора в рамках этой тематики. Психолог может отказаться от проведения судебно-психологической экспертизы, если находится с подэкспертным или членами его семьи в близких, родственных, деловых, подчиненных отношениях или знакомстве. Если таких оснований нет – экспертизу делать придется.

Судебно-психологическая экспертиза – это тот вид работы, что порой, как гром с ясного неба может обрушиться на голову любого психолога. [9]. Данное сообщение является обобщением опыта и публикаций автора в рамках этой тематики [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13].

Психолог может отказаться от проведения судебно-психологической экспертизы, если находится с подэкспертным или членами его семьи в близких, родственных, деловых, подчиненных отношениях или знакомстве. Если таких оснований нет – экспертизу делать придется.

Сегодня экспертизу, в том числе и судебную, делают все. В стране слишком мало специализированных центров судебно-психологической, а тем более – комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Еще меньше центров, так называемой, «независимой экспертизы». Хотя, любая психологическая экспертиза, если она выполнена квалифицированно – независимая. От психолога как от специалиста требуется использование своих знаний в области его профессиональной деятельности. И только.

Итак, что такое судебно-психологическая экспертиза?

Судебно-психологическая экспертиза - один из видов работы специалиста-психолога клинического профиля и судебного эксперта-психолога.

Экспертиза - изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки <...>, с вынесением определенного суждения (заключения) [14] .

Судебно-психологическая экспертиза - это «система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых» [4, с 170.]. Она осуществляется специалистами-психологами.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе:

  1. установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, полностью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере эти несовершеннолетние способны руководить своими действиями;
  2. установление способности психически здоровых свидетелей и потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  3. диагностика наличия или отсутствия у субъекта в момент совершения преступления физиологического аффекта и иных непатологических эмоциональных состояний, способных существенно влиять на сознание и деятельность человека;
  4. установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасилованиях (в первую очередь несовершеннолетних) понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;
  5. установление возможности возникновения у человека в конкретных условиях психических состояний (растерянности, потери ориентировки и т.д.) и экспертную оценку их влияния на качество выполнения профессиональных функций в авиации, на железнодорожном и автомобильном транспорте, в работе операторов автоматизированных систем и т.п.;
  6. диагностика индивидуально-психологических особенностей (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, импульсивности, подражательности, ригидности и т.п.), способных существенно влиять на поведение субъекта;
  7. установление ведущих, упрочившихся мотивов (в психологическом значении этого понятия) поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;
  8. установление наличия или отсутствия у умершего в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству, и причин возникновения этого состояния.

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве:

  1. установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения;
  2. выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;
  3. установление психологической совместимости детей с родителями, с усыновителями, с опекунами;
  4. установление психологической совместимости супругов;
  5. установление способностей свидетелей правильно воспринимать и анализировать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

Структура экспертного заключения

Экспертное заключение состоит из нескольких обязательных разделов.

Формальная часть. Здесь уже в первом пункте психолог должен ответить на вопросы: «кто?», «где?», «когда?», «в какое время?», «кому?» произвел судебно-психологическую экспертизу.

Вторым пунктом формальной части является подпись эксперта о том, что он предупрежден за отказ от дачи экспертного заключения и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В зависимости от квалификации судебного дела, указываются соответствующие статьи УК РФ и УПК РФ или ГК РФ и ГПК РФ.

Формальная часть экспертного заключения заверяется личной подписью психолога и личной печатью. В случае отсутствия у психолога личной печати – подпись психолога заверяется в отделе кадров учреждения, где психолог работает.

Обстоятельства дела. Обычно фабула излагается в соответствующем постановлении (определении, запросе) на назначение экспертизы, откуда она и переносится безо всяких изменений.

Следующий пункт – «В распоряжение эксперта представлены», где перечисляются определяющий запрос документ (постановление следственных органов, определение Суда или адвокатский запрос), лица, проходящие как подэкспертные, документы (включая материалы уголовного/гражданского дела), поступившие к психологу для изучения.

Далее следуют «Вопросы, поставленные на разрешение эксперта». Список вопросов также определен соответствующим постановлением (определением, запросом) на назначение экспертизы.

Ход экспертизы. Здесь эксперт в обязательном порядке указывает общее самочувствие подэкспертного, его ориентацию в пространстве и времени, способен ли он понимать обращаемые к нему вопросы и возможность отвечать на них, другие особенности поведения во время исследования.

Целесообразно кратко описать используемый при исследовании диагностический инструментарий и основные техники исследования. Это поможет в дальнейшем при описании полученных в ходе экспертизы данных.

После изложения всех полученных в ходе экспертизы данных, из пункта «Вопросы, поставленные на разрешение эксперта» переносится соответствующий вопрос и на него следует ответ эксперта-психолога.

Заключает экспертизу заверенная печатью подпись эксперта, дата составления экспертизы, адрес местоположения эксперта.

Принципы. Психолог О.Г.Калина (2010) выделяет пять принципов, необходимых при выполнении психологом судебно-психологической экспертизы, применительно к ювенальной экспертизе [3].

  1. Принцип объективности. Для того, чтобы объективно ответить на запрос суда, необходимо постараться оценить непосредственные взаимодействия ребенка с отцом, матерью. Поэтому желательно, чтобы на консультации у психолога смогли бы собраться все заинтересованные стороны: ребенок, мать, отец… <...> …Психологу следует занимать нейтральную позицию, не принимая сторону одного из родителей. Он должен действовать в интересах ребенка, пытаясь, по возможности, выяснить особенности семейного функционирования и те не всегда явные конфликты, которые осложняют нормальное развитие.
  2. Принцип контейнирования (удержания). <...> Часто судебные разбирательства длятся годами, а им обычно предшествует время эскалации конфликта. Ребенок, таким образом, является беззащитным свидетелем родительских ругани, драк. Очевидно, экспертиза по поводу запроса суда не может и не должна быть в чистом виде семейной консультацией или исключительно психодиагностический процедурой. Тем не менее, элементы семейной консультации возможны. Однако они заключаются не в прямых интерпретациях и разъяснениях, а через реализацию принципа контейнирования: ребенок может идентифицироваться с психологом, проводящим консультацию, выслушивающем родительские взаимные обвинения, упреки, но не «разрушающимся» он них психически, выдерживающем их и сохраняющем собственные психические границы. Ребенок на консультации, наблюдая за психологом, может обрести опыт того, что возможно выдержать крайне деструктивные чувства родителей и при этом сохранить свою психическую целостность.
  3. Принцип анализа внутрипсихической реальности. Этот принцип предполагает возможность и необходимость изучения внутреннего мира ребенка и характера родительских репрезентаций с помощью анализа рисунков, характера игры, невербальных коммуникаций ребенка с родителями во время экспертизы. <...> …Когда судья спрашивает, необходим ли отец для развития ребенка и можно ли адаптировать отношения ребенка и отца, речь идет о реальной фигуре отца. Но, как было показано ранее, большое значение имеют не только реальные фигуры отца или матери, но и их внутрипсихические репрезентации, образы у ребенка (Калина О. Г., Холмогорова А. Б., 2007). То, что ребенок не проявляет заинтересованности разговорами об отце, вовсе не значит, что отец не существует во внутреннем мире ребенка.
  4. Принцип анамнестического анализа. <...> Важно учитывать, что ребенок, родители которого разводятся, обладает собственной историей развития, которая могла быть отягощена характерными трудностями: проблемами сепарации с матерью, трудностями восприятия родителей как пары, нарушенной привязанностью к матери и т.д. ...
  5. Принцип защищенности специалиста и клиента.

Психолог, проводящий психолого-педагогическую экспертизу, может оказаться в крайне затруднительном положении: вынося свое профессиональное, зачастую неудобное (для судьи, одного из родителей) мнение, он может сам оказаться объектом судебной тяжбы или преследования со стороны родителей, которые обвиняют его в некомпенетности, нарушении морально-этических норм и т.д. <...> …Психолог, занимающийся такими экспертными делами, без существования надлежащей правовой базы, возможности супервизии подвержен повышенному риску профессионального сгорания. И если в семейной консультации он защищен сеттингом, правилами, которые должны выполняться и им, и его клиентом, то в экспертизе по запросу суда он сталкивается с ситуациями, делающими его уязвимым, а его мнения и выводы – обесцененными… Проблема состоит также и в том, что государство, фактически, не может защитить детей от родителей, психические расстройства которых не зафиксированы официально, а подобная психиатрическая экспертиза самих родителей возможна только по решению суда. С другой стороны, непрофессионализм некоторых психологов, проводящих такие экспертизы, может оказаться существенным травматогенным фактором для его клиентов. <...> В конечном счете, важно помнить, что эта работа имеет смысл только в том случае, если ребенку в результате совместного действия различных специалистов станет лучше и у него появятся возможности преодолеть тяжелую внутреннюю травму в связи с разводом родителей, перегоревать потерю и развиваться дальше.

«Подводные рифы» судебно-психологической экспертизы

Работа психолога в качестве эксперта имеет свои сложности. Здесь можно выделить несколько «подводных рифов», затрудняющих работу психолога как эксперта.

Первый из них – признание экспертом или, как это звучит на официальном языке, «привлечение в качестве эксперта». Вопрос признания специалиста как эксперта следователем/дознавателем или Судом – не очень приятная формальность. Заказчик экспертизы должен быть убежден, что он имеет дело с авторитетным специалистом. Согласно Р. Чалдини: «В самом деле, одно из словарных определений авторитета – эксперт».

Обычно вопрос о качестве и объективности экспертизы в период предварительного следствия решает следователь. Как правило, следователь (дознаватель) запрашивает на будущего эксперта полную документацию. Сюда могут входить не только документы, подтверждающие уровень образования, квалификации, ученую степень, стаж экспертной работы и т.п. Эта формальность часто нервирует. Чем менее знаком заказчик (следователь, дознаватель, судья, адвокат) с психологом, тем больше он требует документов. Но в этом есть и положительный момент: чем более подробно представлена квалификация эксперта в деле – тем меньше возможности у адвоката противной стороны отвести его кандидатуру.

В отдельных случаях, следователь решает назначить экспертом того или иного психолога, совещаясь с коллегами. Когда вопрос решается таким образом – экспертом может оказаться любой преподаватель ВУЗа. В этом случае могут быть ситуации, когда в качестве эксперта выступает «маститое» лицо, формально имеющее статус специалиста: без практического опыта, без соответствующего образования и специализации. И сегодня нередки случаи, особенно в провинции, когда преподаватель ВУЗа является доцентом, профессором или академиком, но при этом не имеет ни соответствующего специального образования, ни ученой степени, ни даже собственных научных и методических работ по психологии. Для авторитетного специалиста нужны фундаментальные знания, а это годы напряженного труда, для доцента и профессора – годы рутинной преподавательской работы, а для академика – только гибкая спина. Это – второй «подводный риф».

Ситуация, обусловленная выбором «маститого» эксперта, может приводить к коллизии. Например, когда психолог, не имеющий «казенного авторитета», приходит к иным, порой, противоположным выводам. Особенно щекотливая ситуация возникает, когда целая «Кафедра психологии» подписывается под одним «Актом экспертизы», снимая, тем самым, с себя персональную ответственность. За почти тридцатилетний период экспертной работы автору этих строк удавалось дважды попадать в такие ситуации.

Аналогичным образом решается вопрос признания экспертом психолога в судебном процессе.

«Подводный риф» номер три – давление на эксперта. Следователя заботят только сроки проведения экспертизы, ограниченные временем предварительного расследования. В отдельных случаях, следователю приходится запрашивать продление сроков предварительного расследования, о чем следователь может поставить в известность эксперта. Как показывает многолетняя практика и сведения, почерпнутые из специальной литературы - это единственный вид давления, используемый следователями в отношении эксперта. В конечном итоге, сроки проведения экспертизы зависят от многих факторов: «типичности/нетипичности» случая, объема данных, опыта, эффективного использования алгоритма исследования и временных возможностей эксперта. Он же, если не находится в штате правоохранительного органа, делает экспертизу в свое личное время.

Более опасно давление на эксперта-психолога со стороны подэкспертного или его родственников.

«Риф» номер четыре – это подчиненность эксперта по основной работе. Если это психолог образования, то любой из чиновников от директора образовательного учреждения до инспектора УО, начальника отдела кадров, а, порой, и начальник УО – все считают своим долгом внести свою «лепту» в экспертизу. Их логика проста до примитивизма: «Все мы - педагоги, все мы – психологи». Они могут отказать заверять «Акт экспертизы». Могут возбудить «служебное расследование» по факту неподчинения психолога, сохраняющего следственную и профессиональную тайну, направить ревизорскую проверку. Чиновник - для того и чиновник, чтобы затруднять работу специалиста. Этот вид давления – самый трудный для разрешения: не судиться же с непосредственным начальством, тем более, что заинтересованность начальства в результате экспертизы бывает трудно доказуема (или недоказуема вообще). Тогда придется увольняться с основной работы. Увы, такая ситуация определяется действующими сегодня нормативными документами, регламентирующими деятельность психологической службы в системе образования – двойное подчинение называется.

Психолог, работающий в прокуратуре, имеет некоторые преимущества: он знает о судьбе своего экспертного заключения, что часто остается неизвестным для большинства психологов, привлекаемых для проведения судебно-психологических экспертиз.

Ревизия экспертизы. Эта процедура может потребоваться по ряду объективных причин. Попробую выделить эту группу причин-оснований, когда перед экспертом стоит задача ревизии сделанной до него экспертизы:

  • на основании адвокатского запроса;
  • по постановлению Суда;
  • по факту существенных расхождений в выводах между психиатрической и психологической судебных экспертиз;
  • при рассмотрении дела в порядке надзора.

В современной экспертной психологической практике нет достаточной проработки этого вопроса, не отражен он и в рекомендациях для экспертов. (См.: «Юридическая психология: Хрестоматия» /Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. - М., 2000. - с. 406 - 419).

Ревизия экспертизы на основании адвокатского запроса. Адвокат отрабатывает свой хлеб. Его задача – найти любые шероховатости и неточности в экспертизе, чтобы позднее использовать их для защиты своего клиента. Особенно удобным для этого в рассмотрении уголовного или гражданского дела представляется комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Многие вопросы чисто процедурного плана нашли отражение в соответствующих методических рекомендациях. В то же время, остаются и некоторые вопросы, с которыми приходится сталкиваться любому эксперту-психологу. Чаще всего адвокат ссылается на какого-либо неизвестного («независимого») эксперта и от его слов подвергает сомнению текст экспертизы. Выход в этих случаях может быть следующим: психолог внимательно изучает адвокатский запрос, отвечая на все вопросы и оценивая правильность в рассуждениях неизвестного эксперта, опираясь на данные специальной литературы. Но подтвердить или оспорить правильность и объективность как самих выводов рассматриваемой экспертизы, поставленной адвокатом под сомнение, так и доводов неизвестного эксперта все равно невозможно без самостоятельной экспертизы. Любая экспертиза отрицается или подтверждается лишь другой экспертизой. И именно на это обстоятельство он обязан обратить внимания Суда.Особенно в тех случаях, когда предыдущий эксперт не проводил экспртного исследования, а только отвечал на вопросы в зале Суда.

Ревизия экспертиз по постановлению Суда. В постановлении о назначении дополнительной психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы вопрос о ревизии прямо не стоит. В то же время, знакомясь с делом, эксперт-психолог обнаруживает предыдущие «Акты» и ему необходимо установить причину расхождения или несовпадения экспертиз.

Ревизия экспертизы по факту существенных расхождений в выводах психиатрической и психологической экспертиз. Обычно этот вопрос решается в Суде, во время судебного заседания. Но в тех случаях, когда психологическая и психиатрическая экспертизы проводились отдельно, могут возникать некоторые нестыковки в «Актах». В практике редко бывает полное расхождение этих двух «Актов». Собственно говоря, – эти два вида экспертиз должны быть взаимно проверяемыми. Чаще коллизия возникает по вопросу чисто лингвистического толкования специальных терминов. Не всегда общий по написанию термин имеет одинаковое толкование у педагогов-психологов и у врачей-психиатров и, наоборот, разные термины у педагога-психолога и врача-психиатра могут обозначать одно явление. Наши коллеги-психологи нередко бывают, не искушены в тонкостях греко-латинской терминологии.

Ревизия экспертизы при рассмотрении дела в порядке надзора. Здесь также может быть запрошено мнение эксперта, даже если дело уже закрыто. В частности по факту неподсудности обвиняемого. Рассматриваемыми в этом случае, оказываются чисто «технологические» ошибки эксперта, связанные с его компетентностью и квалификацией.

Чаще всего в экспертизах выявляются такие ошибки.

Первая – это когда психолог-эксперт отождествляет понятия «фактического (паспортного)» возраста и ментального. Эта типичная ошибка долгое время подкреплялась всякого рода методическими разработками для следователей. Данный вопрос уже имел освещение в специальной литературе, в частности, в монографии Б. И. Пинского (1962), Ментальный возраст и паспортный часто не совпадают, но это не находит отражения на результатах социальной адаптации субъекта. Ответственность перед Законом несет личность в целом, а не отдельная ее сторона.

Вторая – выход педагогом-психологом за рамки своей профессиональной компетенции. В частности, это связано с монопольной диагностикой педагогом-психологом клинических форм заболеваний и психопатологических состояний. Подозрение о наличии любого психопатологического нарушения у подэкспертного, возникшее у психолога или у следователя уже ставит вопрос об участии врача-психиатра в экспертизе.

Третья – незнание педагогом-психологом временных границ отдельных состояний. Например, диагностика состояний задержки психического развития ограничена временем. В конце подросткового возраста это уже иные состояния. Психологи нередко единолично выставляют задержку даже в 17-летнем возрасте.

Четвертая – использование эпонимических названий методик без расшифровки их сути. Бывает трудно установить адекватность использования методики психологом. Эпонимическая терминология в психологии еще очень неупорядочена. Одной из немногих работ этого плана является книга В. М. Блейхера («Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии». Словарь. – Киев: Вища школа, 1984). Чаще психолог «эпонимирует» методику по автору сборника методик, имеющегося в его распоряжении. В результате, нарушаются права автора-разработчика методики, возникают трудности с идентификацией диагностического инструмента и адекватности выводов, полученных с его помощью. Поскольку в большинстве сборников методики описаны дефектно, то таков и результат.

Пятая – слепое доверие экспериментальной методике. Такая диагностическая ситуация сродни той, которая известна у студентов-медиков как «болезни третьего курса» после ознакомления с курсом «Пропедевтики внутренних болезней», когда отсутствие клинического опыта позволяет им абсолютизировать любой симптом до самой болезни. Результат любой методики – это выявленный симптом и его объективизация, и не более. К разряду таких ошибок следует отнести и слепое следование психологом за данными характеристики из школы. Часто в характеристиках сообщается, что подэкспертный обследовался в ПМПК. Сам факт консультации в ПМПК и даже обучение во вспомогательной школе не дает основания рассматривать подэкспертного как умственно отсталого. Бывают ошибки диагностики и отбора детей в специальные школы. Факт обучения подэкспертного во вспомогательной школе – это лишь дополнительный повод для более углубленного исследования его, а не для вынесения скоротечного заключения.

Шестая - «Экспериментальный салат» когда методики сами по себе не представляют единого алгоритма. Сумма экспериментальных данных не всегда дает нужный и объективный результат. Психологическая диагностика не ограничивается только экспериментальными методиками. Помимо экспериментального метода есть еще анамнез, беседа, интервью, характеристика, непосредственное наблюдение, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, хобби, данные о здоровье и др.

Седьмая – несоответствие экспериментальных данных психолога с результатами учебной и социальной адаптации подэкспертного. В этом случае любой эксперт-психолог может сделать вывод о действительной квалификации предыдущего эксперта.

Индивидуальный почерк эксперта. Даже экспертиза, проведенная комплексно, отражает индивидуальный почерк ведущего эксперта. Принято считать, что комплексная экспертиза выполняется группой специалистов. Действительно под экспертизой стоят несколько подписей специалистов, но реально экспертизу делает один человек, а остальные – представляют ему данные как «пищу для размышления». По тексту экспертизы хорошо видна квалификация и компетентность каждого из со-экспертов и и кто из них доминирующий эксперт. Если ведущим экспертом является психолог, экспертиза имеет более глубокий анализ психологических данных, если врач-психиатр – больше места занимают материалы анамнеза и опроса.

Врач-невропатолог не снимает свои диагнозы с каучуковых головок молотка А. А. Смолянова: диагностические выводы рождаются в его голове в процессе непосредственного врачебного исследования. Любой алгоритм распознавания того или иного явления лишь останется бесполезной системой шагов, которые можно рабски копировать и подражать им, подобно ребенку, играющему в соответствующего специалиста. Диагностическое искусство - это, прежде всего, способ логического профессионального мышления специалиста.

Успешное распознавание функционального состояния или нарушения и отнесение диагностируемого явления к той или иной группе нозологических единиц предполагает знание симптомов - диагностических знаков, различных методов выявления, исследования симптомов и их логической обработки, ведущей к диагностическому выводу. В смежной психологии - медицине эту функцию выполняет специальное направление - клиническая (или медицинская) семиология. Учитывая то, что с точки зрения семиотики, значение знака обнаруживается в определенной системе знаков и особой ситуации, выступающей как отношение между знаком (симптомом), предметом обозначения (состояние) и адресатом-интерпретатором (в данном случае психологом). Специалист-психолог должен обладать знанием всей знаковой системы (психологической терминологии, языка науки).

Одновременно практическому психологу просто необходимо в определенной степени ориентироваться в тезаурусе смежных с психологией (и ее направлений) дисциплин (психиатрии, неврологии, дефектологии, педагогики, социологии и др.). Это обусловлено, в первую очередь, спецификой выполняемых им задач, предметной характеристикой состояния субъекта и необходимостью рабочего контакта с представителями других научных дисциплин и практических отраслей деятельности. В частности, специалист-патопсихолог и специальный психолог должны достаточно хорошо знать психиатрию [7], да и настоящая психотерапия вряд ли возможна без достаточных знаний у специалиста в области психиатрической клиники. А знания специальной психологии, как справедливо отмечает С. Степанов (2002), необходимы школьному практическому психологу [5]. Даже постоянно работая в какой-либо из конкретных областей применения психологического знания, например, в массовом образовательном учреждении, - психолог может получить запрос из органов следствия, защиты, суда или опеки на проведение какого-либо мероприятия в них.

Если учесть то обстоятельство, что так называемые «орденские профессии», а это целиком относится к юриспруденции и медицине, имеют свою систему языковой коммуникации, свой набор языковых средств обозначения и квалификации того или иного явления, то психологу приходится учитывать и эту сторону взаимоотношений.

Например. В юридической практике есть понятие «аффект», обозначающее «кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями» [15, C. 31]. В психологии используют довольно часто такие понятия как «аффективно-волевая сфера», «аффективные реакции». Термин «аффект» часто используется как понятие тождественное ряду других: «эмоции», «эмоциональность», «чувства», «настроение» [2, C. 78]. Созвучие этих слов чисто фонетически может приводить процессуальным курьезам. В свое время К. К. Платоновым была проделана определенная работа по систематизации понятийного аппарата отечественной психологии [4]. Но в своей методической работе психолог пользуется и источниками зарубежных авторов, и это обстоятельство накладывает необходимость понимать различия тезаурусов. Аналогичная ситуация имеет место при цитировании и ссылках на старых мастеров психологии. Второй пример. В медицинской практике есть четкая очерченность границ понятий «состояние», «болезнь», «синдром», «симптом». В психологической практике и даже в теоретических, и в экспериментальных работах такого жесткого определения границ понятий нет.

Весьма нередки случаи интерпретации синдрома как суммы симптомов. Но количество признаков - не всегда является качеством явления, обозначаемого как «синдром». Не меньше вопросов возникает и при интерпретации «состояния» как «синдрома». Собственно говоря, со времен после выхода в свет «катехизиса психодиагностики» - работы Л. С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», в психологии сколько-нибудь серьезных исследований в этом направлении не проводилось. Исключение составляют лишь направления клинической психологии (пато- нейро- и специальная (коррекционная) психология). В то же время в психиатрии такие исследования идут до сих пор, пополняя круг распознаваемых признаков все новыми и новыми сведениями, хотя исторически отечественными учеными и в психиатрии, и в педологии исследования этого плана начинались-то одновременно [8].

В практике работы педагога-психолога, к сожалению, много разного рода препятствий, затрудняющих его работу. Далеко не все они находят отражение в специальной литературе. Наиболее приемлемый вариант – это совместное обсуждение и обмен опытом между специалистами. Любой опыт, даже отрицательный – это опыт, требующий внимательного анализа со стороны коллег.

novainfo.ru

Проведение судебно-психологической экспертизы

Проведение судебно-психологической экспертизы может оказаться необходимым при рассмотрении дел в государственных инстанциях.

Судебно- психологическая экспертизаЭто исследование – комплексный анализ конкретной личности. Предметом экспертизы является психика данного индивидуума.

Задач у исследования много, но основная – изучение непатологических психических особенностей у здоровых людей. Цель состоит в том, чтобы ответить на вопросы, важные для суда. СПЭ не носит юридический характер, то есть не выясняет правдивости показаний участников процесса. Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы необходимо для анализа специфичных черт личности, состояния психики и прочих характеристик (способны ли участники судебного разбирательства адекватно воспринимать происходящее, могут ли давать показания, была ли депрессия, могут ли они контролировать свои действия и т.д.).

Как проходит СПЭ

Порядок проведения судебно психологической экспертизы по законодательству РФ определяется постановлением судебных органов, представителем судебной власти, следователем или органами, проводящими дознание. В нем указываются основания для назначения экспертизы, описываются обстоятельства дела, даются вопросы, на которые будет отвечать специалист.

Должны быть веские основания проведения судебно-психологической экспертизы. Назначать ее могут как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса.

Организация и проведение судебно-психологической экспертизы может отличаться в каждом конкретном случае, и проходить в кабинете следователя, амбулаторно, в стационарных условиях, в суде и заочно. Одной из разновидностей является посмертная экспертиза.

Существуют определенные этапы проведения судебно-психологической экспертизы. Они заключаются в следующем:

  • эксперт принимает участие в изучении доказательств по делу;
  • выясняются факторы, которые важны для составления заключения;
  • проводится экспериментальный анализ;
  • составляется заключение;
  • проходит оглашение заключения;
  • допрашивают экспертов.

Стоимость судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза от 17000 руб от 3 до 5 дней

Какие методы использует экспертиза

Методика проведения судебно-психологической экспертизы включает в себя разнообразные способы анализа.

  • Метод наблюдения за личностью. Осуществляется в привычных условиях для человека – на работе, в учебном заведении. Проходит нерегулярно и оценивает в основном познавательное развитие. Включает в себя проведение опросов соседей, коллег по работе и т.д.
  • Проведение естественного эксперимента. Этот метод помогает выявить обстоятельства преступления и, проанализировав поведение личности в конкретной ситуации, собрать дополнительные сведения.
  • Проведение беседы. К ней нужно приготовиться накануне, изучив судебные бумаги по делу и подготовив вопросы.
  • Изучение документации по делу. Специалист анализирует все имеющиеся документы, признания и прочее. Тщательному исследованию подвергаются бумаги, написанные самим обвиняемым. При этом обращают внимание на почерк, грамотность личности, словарный запас – это поможет составить представление о степени развития человека;
  • Тестирование. Применяются специфические задания, тесты, при помощи которых дают оценку различным качествам и характеристикам личности.
  • Лабораторный эксперимент. Он подразумевает использование различного спецоборудования, но этот метод применяют довольно редко.

СПЭ несовершеннолетних

Существуют некоторые особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Оценка способности подростков давать правдивые показания является наиболее сложным видом экспертизы. Так как подростки склонны к максимализму и могут все преувеличивать, у них другие взгляды на жизнь. Все это предполагает и особые методы для проведения экспертизы.

Несовершеннолетние могут выступать в роли обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.

При экспертизе, где несовершеннолетний является правонарушителем, дается оценка риска повтора нарушения, анализ случайности нарушения или же его закономерности.

Судебно-психологическая экспертиза для потерпевших несовершеннолетних назначается в случае, когда ему причиняется травма – психическая или физическая.

В случае, когда несовершеннолетний выступает как свидетель, экспертиза проводится, если его показания вызывают сомнения, противоречат большинству других показаний и т.д.

Кто может провести СПЭ

Если вы ищете компетентную организацию, которая предлагает услуги по организации и проведению судебно-психологической экспертизы, вы можете обращаться в Межрегиональный центр независимой экспертизы и оценки.Независимая психологическая экспертиза

В штате компании – сотрудники со специальным образованием, которые проведут тщательную и объективную судебно-психологическую экспертизу как взрослого, так и несовершеннолетнего. Звоните нашим менеджерам – мы готовы взяться за самые трудные и масштабные исследования.

www.advokatservis.ru

для чего нужен психолог в суде?

Экспертиза: для чего нужен психолог в суде? Фарит Сафуанов, профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории судебной психологии в Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Автор теории судебно-психологической экспертологии, методологии психолого-психиатрической экспертизы. Фарит Сафуанов, профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории судебной психологии в Центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Автор теории судебно-психологической экспертологии, методологии психолого-психиатрической экспертизы.

«Экспертиза – это в значительной степени технология. Эксперт, который ее не знает или не соблюдает, несостоятелен, каким бы хорошим психологом он ни был. Психолого-психиатрическую экспертизу проводит комиссия: несколько экспертов знакомятся с материалами дела, общаются с подэкспертным и согласовывают выводы. Если у суда возникают сомнения в этих выводах, то эксперты могут быть вызваны на допрос, чтобы доказать свою точку зрения, или суд может назначить повторную экспертизу с другим составом экспертов.

Экспертизу вправе назначить следователь и суд (в гражданском процессе – только суд). Стороны защиты и обвинения могут лишь ходатайствовать об этом. В уголовных делах экспертиза чаще всего нужна для определения вменяемости и установления состояния аффекта в момент преступления. Принудительно ее проходят обвиняемые, которые содержатся под стражей. Все остальные участники процесса – и свидетели, и потерпевшие – могут от экспертизы отказаться.

Ни один эксперт не может «посадить» человека. Приговор выносит суд, и выводы экспертизы – лишь один из множества факторов, которые могут приниматься им во внимание. Законом предусмотрены списки смягчающих и отягчающих обстоятельств. Так вот, список отягчающих – закрытый. Ни одно обстоятельство, кроме названных в нем (например, в составе группы лиц, по предварительному сговору), не может отягчать вину. Все эти обстоятельства не имеют никакого отношения к психологии, так что результаты экспертизы не могут усугубить положение обвиняемого. А вот список смягчающих обстоятельств – открытый. Там названы наиболее типичные: стечение тяжелых жизненных обстоятельств, противоправное поведение потерпевшего… Но судья может счесть смягчающими и другие обстоятельства. И более чем в половине случаев это психологические характеристики личности. Поэтому мнение экспертов тут очень значимо: наше заключение часто смягчает вину либо заставляет переквалифицировать преступление на более «мягкие» статьи.

Эксперт должен понимать, что он может делать, а чего нет. Например, мы работаем только с материалами дела, а в уголовных процессах – еще и в рамках версии следствия. Мы не вправе строить свои версии или собирать доказательства. Скажем, если при рассмотрении вопроса об опеке эксперты-психологи пишут, что «побеседовали с няней ребенка и рекомендуют следующее…» – этим они перечеркивают свою экспертизу: ни общаться с кем-то самостоятельно, ни давать рекомендации по собственной инициативе эксперт не вправе.

В своей работе мы очень сильно зависим от качества следствия. Иногда работать просто не с чем. В этом случае эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы – пока не будет собрано достаточно материалов. Он может переформулировать вопрос или отказаться на него отвечать. Например, нельзя спрашивать эксперта о достоверности показаний или о том, содержатся ли в действиях обвиняемых признаки состава преступления: мотивы религиозной ненависти, призывы к межнациональной розни, свержению конституционного строя... Психолог имеет право вообще не знать, что это такое.

В гражданских процессах экспертов чаще всего привлекают, когда нужно решить, с кем останется ребенок после развода. Поначалу мне казалось, что в сравнении с уголовными делами проводить экспертизу по гражданским будет несложно. Я ошибался. Со своим опытом я более или менее в состоянии понять психологические механизмы, ведущие к преступлению. А вот когда люди, которые любили друг друга, годами жили бок о бок, делят детей или оспаривают завещание… Отрицательные стороны человеческой натуры открылись мне здесь даже больше, чем в уголовных делах.

Эксперты в процессах, определяющих судьбу детей, анализируют особенности личности и стиль воспитания родителей, чтобы определить, могут ли они негативно повлиять на развитие ребенка. Мы не даем советов, с кем ребенку будет лучше, наша задача – уберечь от худшего. И радость, когда мы проводим экспертизу, а из суда сообщают: уже не нужно, стороны примирились.

Главное, чему учит моя профессия, – понимать других людей, даже совершивших самые чудовищные поступки. Не делить мир на черное и белое, а понимать его во всей глубине. У эксперта возникают симпатии и антипатии, и в этом трудность нашей роли: как профессионал я должен их преодолеть. В начале работы мне пришлось работать по делу о насилии в отношении детей двух-трех лет. А у меня самого ребенку два года... Я сумел тогда отрефлексировать свои эмоции. И экспертиза избавила обвиняемого от тюрьмы: у него была шизофрения.

Для меня существуют три этических принципа работы эксперта. Он независим от суда и следствия. Он независим от подэкспертного лица. Наконец, он независим от себя самого – от своих эмоций и убеждений. Это самое сложное. Хотя это еще и вопрос к тем, кто назначает экспертизу. Если, например, судят фаната «Спартака», а эксперт болеет за «Зенит», то стоит подумать – доверять ли экспертизу именно ему. Хотя хороший эксперт умеет оставаться объективным.

Бывают случаи, когда экспертное заключение не принимается или игнорируется судом. Нечасто, но бывают. Например, после нашей экспертизы вдруг назначают еще одну. Она подтверждает наши выводы. Потом третью – с тем же результатом. А четвертая находит какие-то «нужные» зацепки. Чаще всего это значит, что в результатах процесса заинтересованы где-то наверху. Это бывает редко и именно такие случаи становятся обычно достоянием СМИ. Через меня прошли тысячи дел, и я ни разу, повторяю, ни разу не видел, чтобы в прессе хоть одно из них было отражено полно и беспристрастно.

Большинство дел не интересует ни власть, ни прессу, ни олигархов, и они, как правило, разбираются судами грамотно. Но единичные процессы создают ложное мнение о том, что наша судебная система полностью коррумпирована или просто не работает. Это не так. Хотя возможны и ситуации, когда суд ошибается. Например, я убежден, что человек действовал в состоянии аффекта, а ему дают срок за убийство с особой жестокостью. Что эксперт может сделать? Ничего. Авдокат может, конечно, попытаться обжаловать приговор. Но участие эксперта в процессе закончено. Что я чувствую в такие моменты? Разочарование, конечно. Чувствую, что наш мир – не самое идеальное место, что не все и не всегда в нем происходит по справедливости. Главное, чтобы это не сделало меня циником и завтра я смог снова делать свою работу честно и объективно».

Границы компетенции

Судебно-психологическая экспертиза возникла в 1920-х годах и относилась к компетенции психиатрии. В отдельную отрасль она выделилась полвека назад. По закону экспертом может быть назначено «лицо, обладающее специальными знаниями». Экспертные структуры, в которых работают квалифицированные люди, есть у Министерства здравоохранения и Министерства юстиции. А в тех городах или регионах, где государственных экспертов нет, суд обращается к психологам медицинских учреждений, преподавателям… И здесь возможны проблемы: даже хороший психолог или психотерапевт, не зная специфики экспертизы, вполне может допустить серьезные ошибки. Ф. С.

читайте также

Маргарита Жамкочьян: «Мы не можем допустить подмены понятий»

Дело Дмитрия Виноградова. Комментарий эксперта

www.psychologies.ru

Судебная психологическая экспертиза ребенка

Как провести судебную экспертизу ребенка?

      В ходе указанной судебной экспертизы ребенка суд поручает психологу или комиссии психологов, чаще всего, выяснить вопросы привязанности ребенка к родителям, мнение детей относительно проживания с кем-либо из родителей, психологические показания или противопоказания к изменению текущего места жительства ребенка.

    Для проведения психологической судебной экспертизы детей необходимо подать ходатайство в суд. Примерный образец ходатайства можно посмотреть здесь. В указанном ходатайстве необходимо указать экспертное учреждение в котором Вы бы хотели провести экспертизу и вопросы, которые Вы бы хотели выяснить в ходе судебной экспертизы.

Как должна проводиться судебная экспертиза ребенка в экспертном учреждении?

      После поступления в экспертное учреждение Определения суда о назначении судебной психологической экспертизы ребенка руководитель учреждения судебной экспертизы, если иное не указано в Определении суда, назначает эксперта или комиссию экспертов которой поручает производство судебной экспертизы ребенка. При этом руководитель экспертного учреждения знакомит экспертов с их правами и обязанностями, предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.          Далее члены комиссии экспертов изучают материалы гражданского дела, относящиеся к предмету экспертизы, определяются с датой непосредственного психологического обследования ребенка, оповещают о дате проведения экспертизы заинтересованных лиц. Если в определении суда поставлены вопросы, требующие психологического обследования родителей, то назначается и их дата обследования.

       В назначенное время несовершеннолетний ребенок в сопровождении родителей, или в сопровождении одного из родителей,  прибывает в экспертное учреждение, где члены экспертной комиссии проводят психологическое обследование, включающее в себя предъявление ребенку тестов и опросников, проективных методов психодигностики (рисование, игровая деятельность), проводят направленную психодиагностическую беседу.

     Экспертное исследование дошкольников проводится как правило в игровой форме. При проведении судебной психологической экспертизы ребенка может осуществляться аудио-видео-фиксация процесса судебного психологического исследования ребенка.

     После проведения обследования всех лиц, указанных в определении суда, составляется Заключение эксперта, которое впоследствии направляется в суд.

xn-----6kcbbbesjdcbvn2ai3bl3avehh1an0yyb.xn--p1ai

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

§ 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:

• установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;

• выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

• установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

• установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;

• определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей;

• установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения, взаимодействие людей с техникой.

Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.

В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться коллегиально — в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований.

Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народными судами Москвы, решения которых были отменены кассационной или надзорной инстанцией, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялось в силу того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела[80]. А по такой категории дел, как признание недействительными сделок, заключенных в условиях нарушенного волеизъявления, отмене подлежало каждое четвертое решение суда.

В гражданском праве предусмотрен ряд психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств.

Все указанные психические явления называются в юриспруденции пороком воли, обозначающим неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта.

Деформации волевой регуляции могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Причины деформации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирования системы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата). Наличие порока воли нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склонность к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях. Причиной заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггестивность), и неадекватная антиципация (неадекватное предвосхищение будущей ситуации), разное понимание содержания и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, и ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью.

Установление конкретного порока воли должно быть предметом специального доказывания. Во многих случаях здесь нужна судебно-психологическая экспертиза.

Наличие порока воли устанавливает суд, однако свое решение он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные элементы сделки при ее совершении.

Во многих случаях только выявление мотива поведения позволяет правильно квалифицировать противоправное поведение стороны, установить форму вины — умысел или неосторожность.

Вина, мотив, цели правозначимого поступка — предмет юридического исследования и оценки. Однако психологический механизм мотивации поведения может быть всесторонне выявлен лишь при помощи специалиста-психолога. Его заключение особенно необходимо для выяснения вопроса: не находилось ли лицо под влиянием психического насилия при совершении сделки?

Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необходимо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку. С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установлена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния — чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинных отношений к каждому из родителей нужна специальная работа психолога.

Ряд оснований для лишения родительских прав (жестокое обращение, оказание вредного влияния) имеет психологическое содержание, и соответствующие обстоятельства подлежат судебно-психологическому экспертному исследованию. Утверждения относительно «отрицательного влияния на детей» могут стать доказательствами лишь на основе соответствующего исследования. Суд должен воздерживаться от социально-стереотипных суждений, не поддаваться внешним впечатлениям.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена при разрешении дел, связанных с автотранспортными и другими техническими происшествиями.

Заключение судебно-психологической экспертизы излагается письменно в требуемом законом порядке. В нем выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная.

Во вводной части экспертного заключения указываются время и место составления заключения, краткие сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, ученая степень и звание, занимаемая должность), правовое основание проведения судебно-психологической экспертизы (название процессуального документа, должностного лица, назначившего экспертизу, время и место составления процессуального документа). Здесь же указываются время и место экспертизы; лица, присутствовавшие при ее проведении; фамилия, имя, отчество подэкспертного лица, его процессуальный статус и вопросы, поставленные экспертом. Указывается также, все ли необходимые материалы были представлены эксперту. Эксперт не вправе менять формулировки вопросов.

Судебно-психологическая экспертиза может быть проведена лишь при желании лица, направленного на экспертизу. Поэтому во вводной части экспертного заключения указывается позиция подэкспертного лица.

Наиболее полно должна быть представлена исследовательская часть экспертного заключения. Здесь должны быть указаны задачи исследования, все использованные методы, методики, процедуры. (В приложении должны быть представлены протоколы исследований.) Здесь же могут быть приведены соответствующие формулы, графики, схемы, диаграммы, таблицы, итоговые показатели тестовых исследований (например, данные соответствующих профилей по MMPI). В исследовательской части экспертного заключения можно выделить аналитическую и синтетическую части. В синтетической части обсуждаются результаты инструментального исследования.

В заключительной части экспертного заключения даются ответы на поставленные вопросы, которые являются выводами проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, четкими, не допускающими двусмысленного толкования. Если точный ответ не представляется возможным, это также указывается в заключении. Если для получения ответа на поставленные вопросы требуются знания из смежных отраслей науки, в заключении дается соответствующее предложение (назначить комплексную медико-психологическую, психолого-психиатрическую, психолого-техническую экспертизу).

В заключении комплексных экспертиз указывается, какие исследования проведены совместно и какие раздельно. Если заключительные ответы даются раздельно, то каждый ответ подписывается соответствующим специалистом. Эксперт-психолог не вправе давать ответы на юридические вопросы (о виновности отдельных лиц, правдивости их поведения, дееспособности и вменяемости отдельных лиц, причинах правонарушений).

Заключение судебно-психологической экспертизы должно предоставлять возможность проверки ее выводов. При недостаточной убедительности для суда материалов экспертизы возможно повторное ее назначение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Судебно-психологическая экспертиза

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

Судебно-психологическая экспертиза некомпетентна решать вопросы юридического содержания - определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т. п.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов - они определены законом. В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрении, инфантилизма, акцентуаций характера, психопатии) осуществляется комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Для исследования влияния соматических (телесных) заболеваний на психическое состояние индивида назначается комплексная медико-психологическая экспертиза[1] .

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об изнасилований (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

- установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

- установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

Судебно-психологическая экспертиза должна проводиться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны и верифицируемы - доступны для проверки и оценки следователем и судом.

Основная задача судебно-психологической экспертизы - научно обоснованная диагностика непатологических правозначимых психических аномалий.

Психодиагностика располагает множеством методик, специализированных по различным направлениям. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принадлежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии. Ведущий метод психодиагностики - метод тестов. Используемые в целях судебной экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными.

Для психодиагностики особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

В практике судебно-психологической экспертизы широко применяется личностный опросник ММРI (Миннесотский многофазный личностный опросник). Опросник выявляет психосоматические и неврологические нарушения, социально-ценностные отношения, психопатические типы поведения (фобии, маниакальные и психопатические состояния, агрессивные и садистские наклонности и пр.).

Из десяти шкал опросника для практики судебной экспертизы особенно значимы шкала 4 (шкала импульсивности, разработанная для диагностики социальных отклонений), шкала 6 (выявляющая афективность личности), шкала 7 (выявляющая уровень тревожности) и шкала 8 (выявляющая социальную отчужденность).

Существуют три адаптированных в психологии нашей страны варианта ММРI (опросники Березина, Мирошниченкова; опросник, адаптированный лабораторией медицинской психологии НИИ им. В. М. Бехтерева, и опросник Л. Н. Собчика). Опросник ММРI может быть использован и для диагностики криминально значимых качеств личности.

В судебно-экспертных исследованиях применяется также опросник Р. Кеттела, выявляющий, по замыслу автора, 16 личностных факторов.

Наряду с опросниками в судебно-экспертной практике широко используются проективные методы, выявляющие на модельных ситуациях различные установки личности. Один из распространенных проективных, диагностических методов - тест Роршаха, состоящий из десяти таблиц с изображением двусторонних симметричных пятен. Испытуемым задается вопрос: «На что это похоже?» Ответ интерпретируется экспериментатором на основе теоретических положений, выявляются устойчивые личностные тенденции.

В тесте Розенцвейга методом рисуночной ассоциации выявляются возможные реакции личности в эмоциогенных ситуациях.

Более сложен тематический апперцептивный тест (ТАТ). Испытуемым предъявляется ряд картин с сюжетами, которым можно дать различную интерпретацию. При анализе ответов испытуемых учитываются интерпретация позиции персонажей, солидаризация, отступления, уходы от сюжетной линии, ошибки восприятия.

Для обследования психических аномалий несовершеннолетних может быть использован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А. Е. Личко. Посредством ПДО определяются акцентуации (крайние варианты нормы) характера, обусловливающие его уязвимость в отношении отдельных Психических воздействий. Имеется опыт применения ПДО в практике судебно-психологической экспертизы.

Для выявления наследственной обусловленности психических аномалий используются методы психогенетической диагностики.

Кроме тестовых исследований в психодиагностике широко используются методы наблюдения и клинического исследования.

Заключение судебно-психологической экспертизы как источник доказательства излагается письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание. Оно состоит из трех частей: вводной, исследовательской, заключительной и должно быть написано понятным языком, а научные термины - разъяснены. Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы. Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необходимость назначения психолого-психиатрической, медико-психологической, инженерно-психологической или другой экспертизы.

В заключении комплексной экспертизы указывается, какие исследования проведены раздельно и совместно, и приводятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно. Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые также могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

Существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать различные заболевания, соматическая (телесная) ослабленность в результате перенесенных болезней. Для экспертного исследования лиц, проходящих по уголовному делу, возможно назначение комплексной судебной медико-психологической экспертизы.

Перед экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы.

- Какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом соматического заболевания?

- Могло ли данное лицо правильно воспринимать события и правильно их воспроизводить?

mirznanii.com