62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению. Психологическая экспертиза подозреваемого


теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Учет личностного фактора в совершении преступлений имеет немаловажное юридическое значение и должен активно использоваться в уголовном и исправительном процессах. Однако следует отметить, что юристами, психиатрами и психологами понятие «личность» зачастую трактуется по-разному, да и в психологической литературе существует большое количество разнообразных и не всегда совместимых подходов к данной проблеме, что, естественно, препятствует полноценному и эффективному использованию профессиональных знаний о личности обвиняемых в уголовном процессе.

Проблема личности является центральной в деятельности судебного психолога-эксперта. Психологическое исследование личности подэкспертного необходимо практически во всех предметных видах экспертизы. Так, особенности мотивационной и смысловой сферы личности свидетелей могут оказывать влияние на их способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; диагностика физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, оказывающего существенное влияние на поведение обвиняемого, практически неосуществима без оценки роли личности в их возникновении и развитии; определение уровня личностного и интеллектуального развития имеет решающее значение при исследовании способности несовершеннолетних потерпевших по сексуальным правонарушениям правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление преступнику. В то же время судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемых представляет собой и самостоятельный предметный вид экспертизы.

Специалист-психолог может быть приглашен для участия в следственном действии для дачи заключения во всех тех случаях, когда есть основания полагать, что участвующее в нем лицо может сообщать недостоверные сведения. Очевидным достоинством заключения специалиста-психолога является то, что оно позволяет сравнительно быстро получить доказательства, способствующие качественной оценке показаний участников расследования.

За последние годы появился ряд публикаций с описанием случаев назначения психологической экспертизы для решения нетрадиционных для нее вопросов, связанных с раскрытием преступлений.

В этой связи нужно упомянуть практику составления так называемого проспективного психопатологического портрета неизвестного преступника (разыскиваемого лица). Суть дела в следующем. При совершении в определенном регионе неизвестным лицом серии тяжких преступлений (чаще сексуальных) к деятельности следственно - оперативной бригады привлекается судебный психиатр или сексопатолог. Связано это с тем, что на основании имеющихся данных выдвигается версия о возможном совершении преступлений лицом, страдающим отклонениями в психической (сексуальной) сфере. Психиатр (сексопатолог) составляет "психопатологический портрет" неизвестного, оформляемый иногда в виде заключения эксперта.

Юридической основой данного вида экспертизы является ст. 73 УПК России, в которой среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «...иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого». Поскольку, согласно ст. 74 УПК России, заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, во многих случаях возникает необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого, которая может проводиться в рамках судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

С уголовно-правовой точки зрения понятие «личность преступника (обвиняемого)» необходимо рассматривать:

· для решения вопросов, касающихся определения оснований уголовной ответственности;

· для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Рассмотрим, какие же характеристики личности преступника включены законодательством в состав преступления, являющийся основанием уголовной ответственности. Это прежде всего общие и специальные признаки субъекта преступления - возраст уголовной ответственности, гражданство, должностное положение и др. - т.е. те свойства личности (в юридическом ее понимании), которые не являются предметом психологического исследования, а представляют собой преимущественно социально-демографические характеристики. В то же время нельзя однозначно утверждать, что при определении оснований уголовной ответственности не существует необходимости привлекать заключение эксперта-психолога. На наш взгляд, экспертиза личности обвиняемого во многих случаях способствует правильному установлению мотивов преступления, которые могут быть необходимым признаком состава преступления или выступать в качестве квалифицирующего обстоятельства - разумеется, установление искомых мотивов является прерогативой суда.

Для решения вопросов об индивидуализации уголовной ответственности и наказания использование психологических познаний при установлении обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, становится более значимым. В этом аспекте для судебно-следственных органов научно обоснованная оценка личности обвиняемого выступает, во-первых, в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, т.е. смягчающих или отягчающих обстоятельств (ст. 61, 63 УК России). Конечно же, не все обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, относятся к личностным характеристикам, но следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК России судом «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи», а как показывает многолетняя практика судопроизводства - в качестве таких часто выступают обстоятельства, характеризующие личность виновного. Во-вторых, судебно-психологическая оценка личности обвиняемого помогает суду более полно раскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст. 73 УПК России). В-третьих, полное исследование личности виновного способствует правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч. 3 ст. 60 УК России). Законодателем указывается, что при назначении осужденным вида наказания подлежит проявлять индивидуальный подход с учетом, в числе прочих обстоятельств, и личности виновного. О большой роли судебно-психологической экспертизы личности обвиняемого свидетельствует тот факт, что неполное выяснение обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, рассматривается в судебной практике (при невозможности восполнить этот пробел в судебном заседании) как основание направления дела для дополнительного расследования.

Таким образом, наиболее общими основаниями назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебно-следственных органов являются: потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода в тех случаях, когда достижение этого затруднительно без всесторонней и глубокой оценки личности обвиняемого, которая не может быть достигнута обычными средствами, находящимися в распоряжении следователя или суда, а требует применения специальных познаний в психологии.

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый этим видом экспертизы: «Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?» Почему употребляется термин «индивидуально-психологические особенности», а не, к примеру, «личность» или «характер» и пр.? Дело в том, что если в житейском сознании понятие личности нередко отождествляется с представлением о человеке, то в научной психологии во многих теориях личность понимается как более узкое образование, наполненное определенным психологическим содержанием. В современной психологии существует множество определений личности. Человек же может быть описан не только с помощью понятия личности, но и характера, темперамента и других существенных

В настоящее время стало общепризнанным и не требующим особых доказательств фактом реальное существование психических расстройств и состояний, обусловливающих ограничение способности осознавать значение своих действий или руководить ими при совершении субъектом противоправных поступков. Однако в рамках судебно-психиатрической экспертизы признание этого факта в онтологическом плане до последнего времени не приводило к каким-либо значимым практическим правовым последствиям: юридическое значение имели только взаимополярные экспертные выводы - мог или не мог обвиняемый отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие психического расстройства.

В ст. 22 УК России, учитывается также и ограниченная способность вменяемого лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства. Правовые последствия анализируемой ограниченной способности являются сложными, состоящими по меньшей мере из двух элементов. Первый из них - учет ограниченной вменяемости при назначении наказания - относится прежде всего к способности быть субъектом уголовной ответственности и выражается, в частности, в квалификации ограниченной вменяемости в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Второй элемент обозначен в УК России как сочетание применения наказания с принудительными мерами медицинского характера, т.е. учитывается и способность человека быть субъектом отбывания наказания. Осужденный с психическими аномалиями нуждается в применении дополнительных медико-психологических мер не только и не столько потому, что в прошлом, в момент совершения преступления имеющиеся психические расстройства ограничивали его способность к осознанию и руководству своими поступками (а именно к этому сводятся критерии ограниченной вменяемости), а скорее потому, что ко времени отбывания наказания его психические отклонения будут затруднять применение «обычных», стандартных исправительных мер, препятствуя тем самым достижению целей наказания. Поэтому не случайно в названии ст. 22 УК России не упоминается понятие «ограниченной вменяемости» - данная статья регулирует вопросы уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Очевидно, что для решения этих вопросов необходимы специальные познания в области судебной психиатрии.

Вместе с тем, существуют факторы, которые не сводятся к болезненным психическим расстройствам, не являются в строгом смысле психопатологическими (как этого требует медицинский критерий ограниченной вменяемости), но в то же время могут также обусловить у человека, совершившего правонарушение, ограничение способности к полноценному произвольному и осознанному контролю своих действий. Анализом этих факторов и занимается судебно-психологическая экспертиза.

Юридической основой проведения судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний обвиняемого являются ст. ст. 107 и 113 УК Российской Федерации, которые содержат понятие аффекта (сильного душевного волнения), являющегося одним из компонентов квалификации аффективных преступлений. В основе отграничения сильного душевного волнения от обычного (трудно представить себе преступление, совершенное вменяемым лицом, не сопровождающееся каким-либо эмоциональным напряжением, т.е. душевным волнением) или, иными словами, аффекта (включающего физиологический, кумулятивный аффекты, аффект на фоне простого алкогольного опьянения и эмоциональные реакции и состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение), от эмоциональных реакций, не достигающих глубины аффекта, лежит снижение возможности регуляции своих действий вследствие частичного аффектогенного сужения сознания, т.е. в конечном счете все то же ограничение способности к осознанию значения своих действий или руководства ими. При установлении судом иных признаков (умышленный характер преступных действий, наличие противоправных действий потерпевшего) он может осуществить переквалификацию преступления на те статьи УК России, которые предусматривают существенное смягчение мер наказания. (ст. 107, ст. 113 УК России).

Отдельную проблему аффективных деликтов составляют случаи, когда обвиняемое лицо совершает преступление в состоянии аффекта, возникшего и развившегося в ответ не на противоправные действия потерпевшего, а под влиянием других личностных и ситуативных факторов (исключая состояния наркотического или алкогольного опьянения). Такие ситуации не отражены в статьях УК России, смягчающих ответственность. В действующем уголовном законе дифференцированные меры наказания предусмотрены в явном виде только к матерям, совершившим убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК. России). Как показывает практика производства экспертизы, в ряде случаев в психотравмирующих условиях у матерей при родах развивается состояние эмоционального напряжения, существенно ограничивающее их возможность в полной мере осознавать свои действия и регулировать их, и именно в этот период времени они и совершают убийство новорожденного.

Наибольшие сложности вызывает юридическая квалификация «психотравмирующей ситуации». Ни одна ситуация сама по себе не может выступать как фрустрирующая, оказывающая негативное воздействие на психику человека, - ее можно расценить как психотравмирующую только после тщательного анализа взаимодействия личности и ситуации, где решающее значение приобретает то психологическое значение ситуативных воздействий, которое формируется в сознании субъекта. К примеру, требование мужа избавиться от будущего ребенка будет глубоко травмирующим фактором для беременной женщины, желающей родить и воспитать ребенка, а для женщины, страдающей хроническим алкоголизмом и характеризующейся морально-этической деградацией, такая позиция супруга может выступать как нейтральное обстоятельство или даже как подкрепление собственной позиции.

В ситуациях, действительно носящих психотравмирующий характер, фрустрирующие воздействия приводят к накоплению (кумуляции) отрицательных переживаний и обусловливают рост эмоциональной напряженности. В состоянии выраженной эмоциональной напряженности поведение матери определяется во многом аффективной мотивацией, которая снижает ее возможность адекватно оценивать окружающее и свои действия, ограничивает способность контролировать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия. Поэтому задачей психолого-психиатрической экспертизы является не определение психотравмирующего характера ситуации, в которой находится мать-детоубийца, а оценка степени выраженности эмоционального состояния, возникновение и развитие которого вызвано психотравмирующими воздействиями, т.е. ответ на следующий вопрос судебно-следственных органов:

«Находилась ли обвиняемая (подсудимая) во время совершения инкриминируемых ей деяний в состоянии эмоционального напряженности, вызванном психотравмирующей ситуацией и оказавшем существенное влияние на ее сознание и поведение?»

Юридическое значение экспертного определения состояния эмоциональной напряженности, возникшего и развившегося в условиях психотравмирующей ситуации, заключается в квалификации ст. 106 УК России в тех случаях, когда убийство совершено в течение одного месяца с момента рождения ребенка (здесь используется уже не судебно-медицинский, а педиатрический критерий определения длительности периода новорожденности. Убийство ребенка, хотя и в условиях психотравмирующей ситуации, но по проишествию указанного срока, подлежит квалификации по ст. 105 УК России. В этом случае психотравмирующая ситуация может быть признана обстоятельством, смягчающим наказание (ч. 2 ст. 61 УК России).

Если влияние личностных и эмоциональных факторов на способность обвиняемого в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими устанавливается судебно-психологической экспертизой, исходя из смысла статей Уголовного кодекса, регулирующих эти предметные виды экспертизы, то установление влияния психического недоразвития на ту же способность предусмотрено законом непосредственно в ч. 3 ст. 20 УК России. В этом предметном виде экспертизы вопрос стоит не столько в плоскости определения судом вменяемости-невменяемости обвиняемого, сколько в установлении его возможности быть субъектом уголовной ответственности. При экспертном заключении о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, такой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности, но при условии, что он не мог в полной мере осознавать значения своих действий или осуществлять их волевую регуляцию и контроль.

Таким образом, при всем разнообразии психологических непатологических факторов, влияющих на структуру и динамику мотивации противоправного поведения, можно выделить как наиболее обобщенный признак судебно-психологической экспертизы обвиняемых исследование влияния описанных факторов на способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В зависимости от объекта экспертного исследования (совершеннолетние или несовершеннолетние обвиняемые) и выделения основного психологического фактора (личностного, эмоционального или онтогенетического) экспертные выводы психолога будут иметь различное юридическое значение.

Ограничение способности обвиняемого или подсудимого в полной мере осознавать общественную опасность и фактический характер своих действий либо руководить ими может быть следствием как психопатологических, так и психологических (не достигающих психопатологического уровня) факторов.

Обусловленность ограничения анализируемой юридически значимой способности каким-либо психическим расстройством (медицинским критерием) рассматривается в рамках судебно-психиатрической экспертизы, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. В компетенцию судебно-психологической экспертизы входит исследование влияния непатологических психологических факторов на возможность обвиняемого адекватно осознавать и произвольно регулировать свое поведение.

Констатация влияния личностного фактора значима для решения вопросов об индивидуализации уголовной ответственности. Установление влияния эмоционального фактора важно для квалификации «аффекта» (сильного душевного волнения). Когда причиной ограничения способности к осознанию и регуляции поведения выступает фактор психического недоразвития (не связанный с психическим расстройством), лицо, совершившее правонарушение, освобождается от уголовной ответственности. Экспертные выводы психолога о мере влияния названных факторов на поведение обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при анализе материалов уголовного дела.

studfiles.net

Особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних подозреваемых

 

В статье анализируются особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых; рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в случае необходимого ее проведения.

Ключевые слова: судебная экспертиза, несовершеннолетний, подозреваемый, эксперт-психолог, заключение эксперта.

 

Судебно-психологическая экспертиза как один из основных видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, с целью составления заключения, которое будет выступать в качестве доказательств по уголовному делу с участием несовершеннолетних подозреваемых.

Производство судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

Статистический анализ преступности за 2014 г. показывает, что из 2190578 зарегистрированных преступлений 59549 совершено несовершеннолетними или с их участием [1], а в январе — сентябре 2015 г. из общего числа совершенных преступлений 1777938, несовершеннолетними совершено — 41236 преступлений [2].

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «… психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве».

Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Поэтому проблема возрастной специфики психических заболеваний актуальна как для общей, так и для судебной психиатрии [3, c. 3, 9].

Основным принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры конкретных поступков несовершеннолетних подозреваемых или отражения явлений действительности. Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности, степени его осознанности. Если же психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и жизненного опыта следователя, то возникает потребность в проведении судебно-психологической экспертизы.

Изучение особенностей психических расстройств в детском возрасте, начавшееся в конце прошлого столетия, привело к оформлению детской психиатрии в самостоятельную научную дисциплину, способствовало разрешению ряда основных клинических, организационных и лечебно-профилактических вопросов.

Одной из таких проблем на сегодня является психиатрия подростково-юношеского возраста, которой до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания.

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития. Задержка в развитии психиатрии подростково-юношеского возраста, остро ощутимая в настоящее время в связи с потребностями практики, связана с рядом обстоятельств, основное место среди которых занимают чрезвычайная сложность, психопатология, чистота поведенческих нарушений и трудности работы с этим контингентом.

Для следственной, судебной и экспертной практики важно, что в основе отставания подростка в психическом развитии лежат различные причины, ни одна из которых не определяет отставание как обязательный результат, но и не должна оставаться без внимания при оценке процесса и состояния психического развития несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда в распоряжении следователя имеются данные о том, что подросток перестал учиться в школе или вообще не посещал ее, неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить судебно-психологическую экспертизу и проведенная ранее судебно-психиатрическая экспертиза признала подростка психически здоровым [4, c. 152].

Самый первый опыт проведения судебно-психологической экспертизы в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони [5].

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего подозреваемого, которые выходят за пределы нормального поведения. С помощью указанной экспертизы можно получить данные, которые позволяют понять и оценить особенности психической деятельности и проявления подростка, которые имеют значение для выводов правового характера и способствуют правильной оценке показаний подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

В качестве предмета судебно-психологической экспертизы рассматриваются возможности допрашиваемого несовершеннолетнего лица воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, которые подлежат доказыванию.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений. В таких случаях заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний.

Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к утрате доказательств и к тому, что преступление будет не раскрыто, а виновные лица не будут наказаны.

Не редко следователь сталкивается с личностной незрелостью несовершеннолетних, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

При этом поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего или сомнения в его достаточной личностной зрелости, основанное на анализе целей, мотивов, обстоятельств совершения преступления.

Так, например, при расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, подлежат установлению уровень психического развития несовершеннолетнего, наличие либо отсутствие у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [6, c. 146; 7, с. 24]

При расследовании преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние, следователь ставит на разрешение судебно-психологической экспертизы следующие вопросы:

1)   имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?

2)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3)   учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Проведение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого направлено не на установление общей способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими, а на установление конкретных действий, совершаемых в конкретных условиях [8, c. 7; 9, с. 169].

Обязательной составляющей экспертного исследования является сопоставление данных о состоянии и особенностях психического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведения испытуемого подростка.

Проводя исследование, эксперт должен сформулировать окончательные выводы по каждому вопросу, точно придерживаясь их содержания. Ответ на вопрос «Имеются ли у несовершеннолетних признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?» должен содержать утверждение или отрицание наличия признаков отставания в психическом развитии у несовершеннолетнего. При ответе на второй вопрос тоже должен быть только положительный или отрицательный ответ. Эксперт-психолог должен сделать вывод о том, мог ли подросток полностью сознавать значение своих действий. При ответе на третий вопрос, эксперт должен установить, в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями:

        мог руководить своими действиями в полной мере;

        мог руководить своими действиями не в полной мере;

        не мог руководить своими действиями.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа. Вместе с тем, развитие правовой политики по отношению к несовершеннолетним позволяет надеяться на введение в России, системы ювенальной юстиции, которая предусматривает использование не только принципа разумения, но и принципа воспитуемости. А это повлечет за собой постановку новых вопросов к экспертам-психологам и необходимость новых методологических разработок.

 

Литература:

 

  1. Состояние преступности в России за 2014 г. // https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
  2. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2015 г. // https://mvd.ru/upload/site1/document_file/ 54smsjtH8L.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
  3. Гурьева В. А. Актуальные вопросы экспертизы несовершеннолетних. М., 2003. С. 3, 9.
  4. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература, 1988. С. 152.
  5. Габидуллова Э. Р., Камалиева Л. А. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам XXXVI международной научно-практической конференции. (21 апреля 2014 г.) // http://sibac.info/14476 (дата обращения: 09.11.2015).
  6. Уварова И. А. Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде / И. А. Уварова; под общ. ред. П. П. Сергуна; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юридический ин-т (фил.). Москва, 2011. С. 146
  7. Уварова И. А.Выявление и расследование наркопреступлений, совершаемых в молодёжной и подростковой среде. Автореф. дис… канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 24.
  8. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 117.
  9. Уварова И. А. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья: проблемы теории и практики. М., 2015. С. 169.

moluch.ru

теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?

Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства - агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Юридической основой данного вида экспертизы является ст. 73 УПК России, в которой среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «...иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого». Поскольку, согласно ст. 74 УПК России, заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, во многих случаях возникает необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого, которая может проводиться в рамках судебно-психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

С уголовно-правовой точки зрения понятие «личность преступника (обвиняемого)» необходимо рассматривать:

для решения вопросов, касающихся определения оснований уголовной ответственности;

для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Экспертиза личности обвиняемого во многих случаях способствует правильному установлению мотивов преступления, которые могут быть необходимым признаком состава преступления или выступать в качестве квалифицирующего обстоятельства.

Таким образом, наиболее общими основаниями назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебно-следственных органов являются: потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода в тех случаях, когда достижение этого затруднительно без всесторонней и глубокой оценки личности обвиняемого, которая не может быть достигнута обычными средствами, находящимися в распоряжении следователя или суда, а требует применения специальных познаний в психологии.

В психологии под  мотивом  понимается побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет, ради которого деятельность осуществляет­ся. Уголовное право для обозначения  мотивов  поведения оперирует та­кими обобщенными понятиями как месть, корысть, ревность, хулиган­ские побуждения, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные  психологические   мо­тивы .

Все психологические мотивы можно разделить на устойчивые, пре­вратившиеся в силу этого в свойства характера, и ситуативно возни­кающие.

Содержание  мотива  (побуждения) составляет то, ради чего достига­ется цель. Поэтому  мотив  преступления следует искать не только в си­туации его совершения, но чаще всего за пределами криминальной си­туации. Ответить на вопрос об истинньгх  мотивах  преступления психологу помогает изучение круга интересов, увлечений обвиняемого, его жизненных планов и других особенностей направленности личности и характера.

studfiles.net

12. Некоторые особенности судебно - психологической экспертизы в уголовном процессе

В данном разделе предстоит рассмотреть вопрос, касающий­ся производства экспертизы в уголовном процессе. Будут осве­щены особенности назначения, объекты исследования, круг во­просов, которые ставятся перед экспертом, производящим судебно-психологическую экспертизу.

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспер­тиза есть профессиональное психологическое исследование по­дозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разреше­ния дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно фор­мулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию дан­ного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уго­ловного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем раз­вития психологии, ее диагностических методов и процессуаль­ными требованиями.

М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным иссле­дованием.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятель­ности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обла­дающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологи­ческая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственно­сти, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно вы­полнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятель­ность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помо­щи следствию может стать и такой вид деятельности, как со­ставление «психологического портрета разыскиваемого преступ­ника» по данным психологического анализа собранных материа­лов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сде­лать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие оп­ределенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значе­ния экспертных заключений в уголовном процессе можно выде­лить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведе­ние во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуали­зации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, со­вершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связан­ным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отста­ванием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уго­ловной ответственности.

studfiles.net

53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется важной гарантией от объективного вменения, как и от не менее значимой угрозы несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета определенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и

последующее поведение субъекта.

Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собственные объекты и методы

экспертного исследования.

В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Объектами служат источники информации о психической деятельности человека —

результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в том числе протоколы допросов, дневники, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.

Обозначим основные направления судебно-психологической экспертизы, сделав акцент на вопросах, которые целесообразно ставить перед экспертами.

1. Исследование личности обвиняемого непосредственно вытекает из закона и является

обязательным. В соответствии с общими началами назначения наказания понятие индивидуализации охватывает в комплексе оценку деяния, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

2. Исследование психологических мотивов конкретною преступного поведения. Его установление необходимо для разграничения составов, имеющих сходные признаки, например, хулиганство и причинение легких телесных повреждений и др.

3. Диагностика аффекта у обвиняемого в момент совершения им преступления.

4. Диагностика эмоционального состояния обвиняемого на момент совершения преступления (помимо аффекта), существенно влияющего на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.

54. Психологическая судебная и психиатрическая судебная экспертиза: современное понимание соотношения в России и за рубежом. Организация проведения психологических судебных экспертиз в России.

Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств, требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Назначение судебно-психологической экспертизы целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической.

Основные вопросы, решаемые при судебно-психологической экспертизе:

- Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

- Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

- Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями.

- Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

- Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т.п.).

- Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

- Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.

Судебно-психиатрическая экспертиза (СПЭ) Судебно-психиатрическим экспертом может быть только врач-психиатр. В состав судебно-психиатрической экспертной комиссии при производстве стационарных, амбулаторных, заочных судебно-психиатрических экспертиз должны входить не менее трех врачей-психиатров: председатель, член комиссии и докладчик.

Основные вопросы, решаемые при судебно-психиатрической экспертизе:

- Определение психического состояния обвиняемого (подозреваемого) и решение вопроса об их способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими во время совершения общественно опасного деяния и ко времени производства по делу, а также заключение о необходимости применения мер медицинского характера.

- Определение психического состояния свидетеля (потерпевшего) и решение вопроса о его способности по состоянию психического здоровья правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Определение наличия или отсутствия психических расстройств, обусловливающих беспомощное состояние потерпевшего.

- Определение психического состояния лица, в отношении которого рассматривается дело о его гражданской дееспособности, и решение вопроса о способности этого лица по состоянию психического здоровья понимать значение своих действий или руководить ими.

- Определение психического состояния гражданского истца и ответчика и решение вопроса об их способности по состоянию психического здоровья понимать значение своих действий или руководить ими в момент заключения сделки или совершения иного действия, спор о котором решается в порядке гражданского судопроизводства (заключение брака, трудового договора и пр.).

- Определение пригодности гражданина по состоянию своего психического здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

- Определение состояния психического здоровья гражданина, его нуждаемости в психиатрическом освидетельствовании, диспансерном наблюдении, госпитализации, лечении в психиатрическом стационаре и иных психиатрических мерах, а также квалификация действий врачей, медицинского персонала и иных специалистов в процессе оказания ими психиатрической помощи.

- Определение годности гражданина по состоянию психического здоровья к военной службе

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов или стадий:

• участие эксперта в исследовании доказательств;

• выяснение обстоятельств, имеющих значение для заклю­чения экспертов;

• проведение экспериментального исследования;

• составление заключения;

• оглашение заключения;

• допрос экспертов.

studfiles.net

Судебно-психологическая экспертиза

Лекция СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

План:

1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

В практической деятельности применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной деятельности применяются по-разному, и в первую очередь непосредственно оперативными работниками и работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений. Однако не во всех случаях сами правоохранительные органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. Поэтому в связи с большой сложностью вопросов и необходимостью использовать для их решения специальные знания по уголовному делу назначается судебно-психологическая экспертиза, в процессе которой эксперт-психолог, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. Разумеется, заключение эксперта-психолога, как и любого другого эксперта, не может иметь заранее установленной силы и не может, в частности, решать вопроса о достоверности показаний допрашиваемых лиц.

Как правило, предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

Судебно-психологическая экспертиза является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно, одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств по делу. Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости и способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководит ими; 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привлечением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.

Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему и необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не являющиеся патологическими. Судебно-психологическая экспертиза не компетентна решать вопросы юридического содержания, в частности определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.д. Судебно-психологическая экспертиза, безусловно, должна осуществляться современными научно-психологическими методами, а результаты экспертного исследования должны быть достоверны и доступны для оценки следователем и судом. Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, и они определены законом.

В основе деятельности следователя по назначению судебно-психологической экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор определенного экспертного учреждения и т.д.). Решение вопроса о назначении экспертизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя и относится к его компетенции. Отказ от проведения судебно-психологической экспертизы в то время, когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств; к тому, что преступление не будет своевременно раскрыто, а виновные лица уйдут от наказания.

Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследования ограничиваться назначением традиционных, всем известных экспертиз.

Специальные знания необходимы следователю и для понимания заключения эксперта-психолога, сделанных им выводов, оценки конкретных методов исследования. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предварительно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше и четче сформулировать вопросы в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы также подлежит их оценке. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом, как правило, назначается дополнительная экспертиза. Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед судебно-психологической экспертизой вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

В ходе назначения и производства данной экспертизы существенную роль играют психологические взаимоотношения между следователем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество и доверие. В случае необходимости следователь имеет право указать эксперту на его ошибки, например, попытки решать вопросы правового характера и т.д.

Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта-психолога. Решающими критериями выбора являются компетентность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.

Недопустимо какое бы то ни было воздействие на эксперта-психолога. Анализ следственной практики показывает, что формами воздействия следователя могут быть:

1) навязывание эксперту собственного мнения;

2) психологическое давление с использованием служебного положения;

3) требование ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т.д.

Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологи-ческой атмосферы, следователь должен растолковать обвиняемому причину назначения судебно-психологической экспертизы, содержание экспертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обоснованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением судебно-психологической экспертизы, нужно удовлетворить.

Познавательную сложность представляет оценка следователем заключения такой экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснованности и убедительности выводов эксперта-психолога, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, сущность специальных методик и т.д.

Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, а также при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий и преступлений несовершеннолетних. Следственные работники все чаще, особенно в последние годы, используют этот вид экспертных исследований.

В конце августа прошлого года в Москве было совершено преступление, не имеющее аналогов в судейской практике: молодую женщину — судью Ольгу Лаврентьеву — зарезал в судейском кабинете некто Иванков, которому она накануне назначила, согласно Кодексу об административных правонарушениях наказание в виде штрафа и конфискации товара «за торговлю с рук в неустановленных местах».

В ходе следствия была достаточно подробно изучена жизнь преступника. Ужасная судьба — перелом позвоночника в юношеские годы, превративший молодого парня в полного инвалида. Одиночество, безнадежность, отчаянные поиски заработка и безразличие должностных лиц. Но как, мстя чиновникам и закону, отнявшему у и без того нищего Иванкова его жалкий товар, можно было решиться на убийство? И разве не понимал он, что совершает еще и самоубийство, даже если приговором был бы не расстрел, а долгие годы лишения свободы? Что это для безногого калеки, догадаться нетрудно.

И вот появился ответ. О завершении истории рассказал адвокат Иванкова — Данилов, по ходатайству которого была назначена психолого-психиатрическая экспертиза, длившаяся полтора месяца. Комиссия экспертов установила, что убийца «страдает душевным заболеванием в форме патологического паранойяльного развития дефицитарного типа у психопатической личности». Иванков «не мог отдавать себе отчета в своих действиях» и в отношении убийства, совершенного в болезненном состоянии, его следует считать невменяемым. Врачам-психиатрам, лечившим Иванкова после падения с дерева и позже наблюдавшим за ним, надо было вовремя поднять тревогу. Однако необходимой психиатрической реабилитации проведено не было.

Задержавшие его работники милиции видели как странно, возбужденно, с подчеркнутым вызовом вел себя инвалид. Не научены еще сотрудники правоохранительных органов видеть человека в правонарушителе. Был простой выход — отпустить Иванкова и сообщить о нем в психиатрический диспансер. Было бы не поздно решить с ним вопрос и после освидетельствования. Этого сделано не было, да и сама судья, обескураженная его агрессивной наглостью, не придала этому никакого значения. Уголовное дело на Иванкова направлено следствием в суд, который и должен вынести решение о принудительном лечении, рекомендованном специалистами. Естественно, об уголовной ответственности душевнобольного человека не может быть и речи.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обстоятельства и дать об этом показания, назначается судебно-психологическая экспертиза. Объектом экспертизы в большинстве случаев обычно бывает несовершеннолетнее лицо. Как правило, на содержание их показаний влияют фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц. Естественно, что без участия эксперта-психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовершеннолетнего или подростка.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

1) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение, в какой мере они способны руководить ими;

2) установление способности потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

3) установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспри-нимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

4) установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

5) установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психо-логических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе.

К компетенции эксперта-психолога относится также определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смяг-чающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивности, длительности и механизма аффектного состояния методами судебно-психологической экспертизы обеспечивают научную обоснованность и достоверность выводов предварительного следствия.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится и исследование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т.п. В частности у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.

Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнасилования. Так, например, одним из признаков изнасилования, предусмотренного законом, является использование преступником беспомощного состояния потерпевшей. Следственной практике известно немало случаев, когда в действиях потерпевшей не было явных признаков сопротивления, потерпевшая вела себя пассивно. В подобного рода ситуациях и назначается судебно-психологическая экспертиза.

Поздно вечером на улице Чернов, находившийся в нетрезвом состоянии, встретил 15-летнюю Исаеву и, угрожая ей ножом, заставил следовать за ним. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, Чернов вновь доставал из кармана нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел Исаеву к себе домой, где находились его отец и мать. Он пригрозил Исаевой, что любая попытка с ее стороны обратиться к ним «кончится для нее плохо». Чернов провел Исаеву в свою комнату и совершил с ней насильственный половой акт. Исаева в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставив на ее разрешение следующий вопрос: «Учитывая индивидуально-психологические особенности Исаевой, эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?». В распоряжение эксперта-психолога были представлены материалы уголовного дела, содержащие, в частности, показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Он также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей Исаевой, ее эмоционального состояния, во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказать сопротивления.

На практике при назначении судебно-психологической экспертизы в большинстве мест следователи сталкиваются со значительными организационными трудностями. До настоящего времени у нас в стране еще недостаточно экспертных учреждений, которые могли бы качественно и на достаточно высоком уровне проводить судебно-психологические экспертизы. В крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и др.) производство экспертизы можно поручать научно-исследовательским лабораториям психологических факультетов университетов, психологическим отделам и лабораториям некоторых научно-исследовательских институтов. В других крупных городах и областных центрах производство психологической экспертизы целесообразно поручать наиболее квалифицированным сотрудникам кафедр психологии и педагогики педагогических вузов. Эти специалисты должны быть хорошо знакомы с методами экспериментально-психологических исследований.

Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в оперативно-розыскной, следственной деятельности и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: он должен знать процессуальный закон в части проведения процедуры экспертного исследования, специфические условия предварительного следствия и судебного разбирательства.

Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в виде письменного заключения.

В последнее время в практику предварительного расследования входит комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, позволяющая более полно, глубоко и надежно решать практические вопросы, лежащие на стыке юридической, психологической и психиатрической наук. Одну из самых сложных и ответственных комплексных проблем современной науки составляет проблема человека. Особое значение она имеет для юриспруденции, использующей при разработке своих научных положений достижения различных уровней знания о природе человека: от молекулярно-биологического до социального, психологического. Именно в начале 70-х годов ХХ в. возникла комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Эта экспертиза не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности, она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических факторов, раскрыть их системные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность. В большинстве случаев это единственно правильный, методологически верный путь к решению экспертных задач, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой, совместным обобщением результатов применения базовых экспертных знаний и методов.

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

В центре внимания внутренней картины преступления всегда находится психология личности. В психологическом плане эта внутренняя картина может рассматриваться как элемент правосознания, как сложный комплекс представлений и идей, своеобразно отражающихся в психике преступника. Внутренняя картина преступления личности зависит и от структуры личности преступника, от глубины сознания и переживания содеянного, от положения преступника в семье, в обществе, в преступной группе. Мы уже ранее отмечали, что всякое поведение человека, в том числе и антиобщественное, есть форма взаимодействия личности со средой.

На практике принято выделять три этапа формирования антиобщественного поступка: 1) формирование личности с антиобщественной ориентацией; 2) формирование у субъекта конкретного решения на совершение антиобщественного поступка; 3) реализация этого решения, включая совершение поступка и наступление вредных последствий. Безусловно, перед экспертом-психологом стоят задачи выделения психологических доминант на каждом этапе. В частности, на первом этапе необходимо проанализировать формирование правосознания, самооценок, особен-ности развития реальных жизненных ценностей и нравственно-нормативных установок субъекта. Здесь важное место занимает и анализ индивидуально-типологических характерологических особенностей подэкспертного. На втором этапе исследуются особенности способа принятия решения субъектом правонарушения. Принятие решения при этом рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентаций, мотивов поведения с особенностями объективной внешней ситуации, в которой подэкспертный должен действовать. В процессе принятия решений, особенно в ситуациях конфликта, необходим конкретный анализ индивидуальных свойств личности. Если на первом этапе эксперт-психолог и группа экспертов изучает индивидуальные свойства личности подэкспертного, то на втором этапе выявленные и проверенные личностные характеристики соотносятся с образами объективной внешней ситуации. В процессе решения этих вопросов, как правило, исследуются особенности реагирования этой личности на затруднительные жизненные обстоятельства, а также реакция человека на непреодолимые препятствия, барьеры, блокирующие его деятельность.

Следует отметить, что дезорганизация сознания и деятельности личности, которая возникает, когда мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение явно тормозится, называется фрустрацией. Как правило, реакции фрустраций принимают два основных направления: импульсивность и устойчивость. Эксперт-психолог должен проанализировать реакции подэкспертного на фрустрацию с помощью экспериментально-психологических методов, в том числе используя биографический метод и метод наблюдения.

Третий этап формирования антиобщественного поступка, то есть его реализация, включая совершение поступка и вредные последствия, в настоящее время достаточно полно изучается юридическими науками и явно недостаточно психологическими дисциплинами. При проведении же судебно-психологической или судебно-психолого-психиатрической экспертизы нужно всегда учитывать отношение подэкспертного к правонарушению, степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности психологической защиты личности подэкспертного. Мы считаем что психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция психологической защиты — это «ограждение» сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Особенности такой защиты определяют индивидуально-психологические и возрастные характеристики.

Отметим, что ни один из психологических методов не гарантирует получения совершенно достоверных данных о личности. Важной и необходимой стороной продуктивного исследования личности, совершившей правонарушение, является комбинирование данных стандартного и нестандартного исследований, сочетание экспериментальных и неэкспериментальных методов изучения. В последнее время экспериментальные исследования заняли прочное место в современной психологической науке. Однако, несмотря на их первостепенную значимость следует подчеркнуть: во-первых, эксперимент в отношении к человеку ограничивается этическими соображениями, не позволяющими с ним широко экспериментировать; во-вторых, нельзя не отметить, что эксперимент регистрирует лишь психику личности в текущий момент ее жизни. Реакции же личности в настоящем обусловлены историей развития в прошлом и перспективой будущего.

Элементами, составляющими внутреннюю картину преступления являются: 1) объективные проявления преступной деятельности; 2) уровни эмоционального реагирования личности на содеянное; 3) уровень интеллектуального развития личности преступника, его жизненный и профессиональный опыт. Особенно важную роль в формировании внутренней картины преступления играет тип эмоционального отношения изучаемой личности к преступлению, к расследованию и прогнозированию своей дальнейшей судьбы. Следует также выделить анализ эмоциональных отношений к преступлению при работе с несовершеннолетними.

Исследование эмоциональных характеристик личности приобретает особое значение при судебно-психологической экспертизе физиологического аффекта. Здесь важным является анализ ситуации, возникновению которой способствует острый конфликт. Однако наличие конфликтных ситуаций является обязательным, но недостаточным при возникновении аффекта. Важное место занимает при этом комплекс индивидуальных психологических особенностей личности и психофизиологических состояний подэкспертного.

При анализе индивидуально-психологических особенностей на этапе предварительного расследования важное место занимает исследование особенностей самооценки. Опираясь на самооценку, человек прогнозирует свои возможности, оценивает их как значительные и незначительные; в результате мотивация этой личности в конкретной ситуации может быть сильной или слабой. Безусловно, неадекватность самооценки по-разному влияет на поведение человека. Как правило, люди с заниженной самооценкой приписывают себе более низкие возможности, недооценивают свою значимость, а это приводит к ограничению активности, понижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к их способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из важных предпосылок появления психической напряженности. При завышенной самооценке человек часто некритичен к себе, берется за решение задач, которые явно превышают его возможности.

В судебно-психологической экспертизе существует достаточное количество подходов к диагностированию самооценки личности. Среди экспертов-психологов большей популярностью пользуются различные опросники для описания и оценки человеком самого себя при нахождении в различных ситуациях. На практике, однако, при проведении экспертизы недостаточно оценить личность только на основе самооценочных методов. В любом судебно-психологическом или судебном психолого-психиатрическом исследовании специфическое поведение лица, подлежа-щего экспертизе, можно предсказать более точно, изучая взаимодействие индивидуальных особен-ностей личности и особенностей конкретной ситуации. Как правило, для изучения личности в целом необходим достаточно широкий комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов.

При возможности использования опросников важно всегда учитывать такие факторы, как степень искренности лица, представленного на экспертизу, беспокойство, страх, появляющийся в процессе следствия и проведения экспертиз, потребность в одобрении, а также защита себя, своей личности. Исследование личности с помощью вопросников способствует выявлению некоторых структурных характеристик личности, но предсказание поведения подэкспертного без учета ситуации является грубой методологической ошибкой. Анализ конкретных ситуаций, приведших подэкспертного, например, к аффекту, — обязательный компонент судебно-психологической экспертизы. Часто, используя биографический метод, эксперт-психолог сопоставляет выявленные в эксперименте индивидуально-психологические особенности подэкспертного с конкретными социальными явлениями и обстоятельствами жизни этой личности. Этот метод позволяет психологу-эксперту на предварительном следствии выявлять соответствие самооценочных характеристик подэкспертного лица конкретным событиям его жизни. Следует отметить, что это способствует объективной оценке полученных данных и установлению причинно-следственных связей. Итак, подэкспертная Ирина Астахова, 42 года, подозреваемая в убийстве своего любовника, в процессе психологического обследования по методикам Айзенка и опросникам Кетелла выделяла у себя такие черты, как конформность, непрактичность, высокий самоконтроль, зависимость от сильных личностей, что существенно противоречило анализу ее конкретных жизненных ситуаций с помощью биографического метода.

studfiles.net

Проведение судебно психологической экспертизы — методика и особенности проведения

norm_640_auto_jpgВ гражданском и уголовном судопроизводстве очень часто прибегают к использованию результатов судебно-психологической экспертизы. Такая экспертиза может быть полезна на различных этапах рассмотрения дела, от дознания, предварительного и текущего следствия до собственно судебного процесса. Проведение судебно-психологической экспертизы дает широкий спектр специальной информации, которая помогает установить истинные причины и обстоятельства совершенных человеком действий.

Судебно-психологическая экспертиза подразумевает исследование особенностей психики подозреваемых, потерпевших и свидетелей.

Методика проведения судебно-психологической экспертизы

Положения о проведении судебно-психологической экспертизы регламентирует статья 195 УПК Российской Федерации. Во время проведения исследования  рассматриваются вопросы психологического содержания, которые могут иметь какое либо отношение к делу. Основная цель такой экспертизы – это оказание помощи следствию и суду. Стоит отметить, что такая экспертиза не отвечает на вопрос «виновен, не виновен», а дает информацию, на основании которой можно делать соответствующие выводы.

Для каждого конкретного случая определяется своя методика проведения исследования. Методика проведения судебно-психологической экспертизы предоставляется специалистом в области психологических наук в соответствии с поставленными перед ним задачами.

Порядок проведения судебно-психологической экспертизы

Порядок проведения судебно-психологической экспертизы включает в себя исследование и анализ различных документов, характеризующих человека, личную беседу и использование полиграфа (детектора лжи). К применению полиграфа прибегают в редких случаях, однако это имеет место в делопроизводстве.

Специалисты психологи тщательно изучают различные документы, свидетельствующие о характере и развитии человека. Такие документы могут включать – характеристики с мест учебы и работы человека, медицинские заключения, свидетельства родственников и друзей, также, при наличии, изучаются письма, дневники и продукты творчества подозреваемого. Обязательно рассматриваются сведения о ранее поставленных диагнозах или причинах обращения подозреваемого к психологу.

Порядок проведения психологического исследования включает рассмотрение таких вопросов:

  • возрастные психологические особенности лица, соответствие психологического состоянию возрасту;
  • исследование состояния психики подозреваемого во время совершения преступления;
  • психологическое состояние лица во время ведения следствия;
  • психологические особенности лица, препятствующие выполнению каких-либо действий;
  • предрасположение данного лица к суициду;
  • наличие у лица резко выраженных психологических отклонений;
  • определение степени «внушаемости» подозреваемого.

Рассмотрение представленных вопросов дает возможность получить широкую картину психологического состояния человека. Результаты экспертизы показывают, мог ли данный гражданин совершить определенные действия. Психологическая экспертиза включает рассмотрение наличия состояния аффекта, стресса, глубоко переживания. Это может в значительной мере повлиять на вынесение меры и жёсткости наказания для обвиняемого.

Особенности проведения судебно-психологической экспертизы

Как уже упоминалось, психологическая экспертиза проводить исследование всех лиц, которые могут быть причастны к рассматриваемому делу. Особенностью проведения психологической экспертизы является исследование только кратковременных состояний лица, которые присутствовали на момент совершения преступления. Она не рассматривает наличие патологических изменений личности, в таком случае назначается психиатрическая комплексная экспертиза. Еще одной особенностью проведения является время его проведения, экспертиза должна проводиться как можно раньше, сразу после возникновения оснований. В противном случае, точность полученных результатов падает и ответы на поставленные вопросы нельзя будет считать достоверными.

Читайте также: Проведение судебно-психиатрической экспертизы

tvoymedurist.ru