Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации. Сертификация работников


Сертификация персонала

Установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности.

Сертификация персонала не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знаний техники, программного обеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость в их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны.

Одной из наиболее актуальных тем на сегодняшний день является членство России во Всемирной торговой организации (ВТО). Очевидно, что это позволит Российской Федерации достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Однако, это и от России требует проведения существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых:

cертификация производимой продукции; cертификация систем менеджмента
cертификация персонала.

Физические лица, добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки или компетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии. Должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов, отдельные категории персонала. Отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части

Отдельные категории работников

По итогам сертификации выдается сертификат соответствия установленного образца. Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре Системы. Срок действия сертификата соответствия устанавливается ОС, но не более чем на три года.

www.gociss.ru

Оценка персонала организации Сертификация персонала

Сертификация персонала – это деятельность, осуществляемая независимой и компетентной третьей стороной, подтверждающая (или не подтверждающая) соответствие персонала определенному набору требований.3

Сертификация персонала в России должна осуществляться в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации».

Сертификацию персонала можно подразделить на добровольную и обязательную. Так, например, к обязательной сертификации относится аттестация и аккредитация высших и средних государственных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для торговли. Добровольную сертификацию персонала может провести любая частная торговая фирма для поднятия своего престижа.

При сертификации персонала используются система государственных стандартов – ГОСТ Р 51000.1-95, ГОСТ Р 51000.2-95, ГОСТ Р 51000.9-97, государственные профессиональные стандарты и основные положения системы сертификации персонала.

В процессе сертификации персонала проверяется соответствие профессиональной подготовки и производственного опыта требованиям к конкретной категории персонала. Это соответствие определяется на базе нормативных документов для данной категории персонала.

При сертификации персонала используются различные методы – тесты, экзамены, деловые игры и т.п.

Уполномоченный орган (орган по сертификации) несет ответственность за правильность выдачи сертификата компетентности, а работодатель несет ответственность за правильность сведений, представленных о каждом кандидате, включая данные об образовании, стаже работы и т.п. Экзаменационный (аттестационный) центр отвечает за объективность и беспристрастность проведения экзамена, тестирования, деловой игры и т.п.

Широкое развитие системы сертификации персонала на предприятиях торговли призвано способствовать улучшению качества торгового обслуживания населения.

Аттестация персонала

В российской практике сложились три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала4:

  • аттестация государственных служащих;

  • аттестация научных и научно-педагогических работников;

  • аттестация персонала организаций основного звена управления.

Аттестация государственного служащего – оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Аттестация проводится не чаще 1 раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются федеральными законами и законами РФ.

Аттестация научных и научно-педагогических работников – процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Аттестация осуществляется Высшей аттестационной комиссией РФ, Министерством образования РФ, научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями и высшими учебными заведениями в соответствии со специальными регламентирующими документами, утвержденными постановлениями Правительства РФ.

Аттестация персонала организации – основного звена управления – процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностный качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом.

Таблица 1

studfiles.net

Сертификация персонала | RoTEST

Сертификация персоналаСертификация персонала (СП) компании – это определение соответствующих характеристик и уровня рабочего состава на предмет образованности и уровня компетенции по всем принятым международным и отечественным стандартам.

Система сертификации персонала

Отметим, что СП не стоит путать с аттестацией, которая, не смотря на своё довольно раннее появление не предоставляет гарантированных данных. Главная проблема устаревшей ныне системы такова, что оценка проводится руководящим составом организации или предприятия, который уже сложил своё прочное мнение, касательно недостатков/достоинств того или иного специалиста, что, в свою очередь не делает проверку объективной. Решить эту возможно при помощи ГОСТ сертификации персонала, потому что проверку осуществляет третья сторона, а не работодатель, как в случае с аттестацией.

Цель аттестации

Выявление квалификации сотрудника для проверки его соответствия к занимаемой им дoлжности.

Цели сертификации

Определение накопленных знаний и навыков профессиональной подготовки с целью подтверждения пригодности работника  выполнять соответствующие действия в конкретной сфере деятельности на занимаемой им позиции.

 

Правила СП совершенствуются соразмерно с интенсивным развитием услуг и промышленности, ведь динамика их развития предъявляет специалистам всё более новые вызовы по знанию программного обеспечения, техники и нормативной документации.

К объектам такой оценки относятся:

  • Должностные лица, руководители трудовых коллективов, отдельные группы;
  • Отдельные категории работников;
  • Отдельные трудовые коллективы по отношении к какой-либо части кадрового потенциала;

Добровольная сертификация персонала

Добровольную оценку такого рода могут пройти физические лица, которые пожелали получить официальное подтверждение уровню своей профподготовки и компетентности, а также нормам стандарта занимаемой (или предполагаемой) должности.

Какие выгоды даёт СП работникам?   

  1. Выявляет уровень профессионализма.
  2. Определяет азимут дальнейшего повышения квалификации.
  3. Упрощает поиски наиболее подходящей работы, повышает шанс быть трудоустроенным и в целом значительно сокращает время на поиски.
  4. Может быть основанием для заключения эксклюзивного для работника трудового договора с более высокой оплатой труда.

Какие преимущества открывает СП перед работодателями?

  1. Мотивация коллектива.
  2. Уверенность в профессионализме сотрудников.
  3. Повышение стандартов качества компании путём повышения компетентности коллектива.
  4. Многое другое.

 

Для проведения СП обращайтесь в наш аккредитованный центр «РоТест». Подробная консультация наших специалистов всегда бесплатна.

 

rotest.ru

О независимой оценке квалификаций

  О независимой оценке квалификаций

       Настало  время, обязывающее государство и работодателей вкладывать в целевое развитие человеческого капитала. В нынешних условиях каждая организация должна располагать высокообразованными, предприимчивыми и восприимчивыми к новому, высокопрофессиональными, творческими, социально ответственными специалистами.

    Сегодня каждый человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и непрерывное повышение собственного жизненного уровня. Поэтому в настоящее время и государству, и работодателю, и работникам всех уровней стала выгодна оценка квалификации персонала, проводимая  независимой организацией.

   Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности  регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Основанием для оценки являются профессиональные стандарты, отражающие актуальные запросы рынка труда.

 Основными принципами независимой оценки квалификации являются: 

  • добровольность,
  • доступность,
  • открытость,
  • компетентность, обеспечиваемая привлечением квалифицированных экспертов, унифицированных процедур и оценочных средств,
  • исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений; защита прав соискателей,
  • конфиденциальность персональных данных

    

 Независимая оценка проводится в форме профессионального экзамена Центром оценки квалификаций. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

   Независимость обеспечивается процедурами, независящими от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

                                                              

              Заявителями независимой  оценки квалификаций могут быть: 

•             физические лица, желающие подтвердить свою квалификацию;

•             работодатели, их объединения и профессиональные сообщества; 

•             студенты и выпускники  образовательных организаций;

•             образовательные организации;

•             кадровые агентства;

•             служба занятости населения.

 

    В чем отличия процедуры независимой оценки квалификаций от аттестации персонала?

 В настоящее время  оценка квалификаций персонала зачастую ассоциируется с его аттестацией, однако эти процедуры по назначению различны.

 Технология  оценки персонала через аттестацию существует очень давно и призвана оценивать соответствие уровня квалификации персонала занимаемой должности в конкретной организации, на основе внутренних требований руководства, других  регламентов и проводиться силами самой организации.

 Проводят ее непосредственное руководство предприятия, которое, как правило, уже имеет сформированное мнение о достоинствах и недостатках специалиста, часто не всегда объективное.

 Оценка квалификаций вынесена за пределы конкретной организации, ее  проводит третья независимая сторона и ее целью является установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям внешних профессиональных стандартов, разработанных вне конкретной организации профессиональными сообществами. 

 Оценка квалификаций позволяет установить и удостоверить более широкую область собственной компетенции специалиста, дает гарантию уровня его профессионализма, позволяет специалисту использовать больший диапазон смены профессиональных ролей при соответствующей дополнительной профессиональной подготовке.

 Эти две процедуры в руках опытного руководителя организации взаимно дополняют друг друга.  На этапе подбора персонала свидетельство о квалификации служит гарантией будущего качества работы. Количество сотрудников, прошедших НОК влияет на увеличение  нематериальных активов организации, ее конкурентоспособность. Поэтому  подготовка персонала организации к прохождению процедуры НОК, обеспечение возможности ее осуществления является мощным долговременным мотивирующим фактором развития  кадрового потенциала.

 

 

 

 

xn----8sbagnvabjdejv6b3a3bxo.xn--p1ai

Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации

Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации 04 октября 2004 года, Свидетельство о регистрации № РОСС RU.И101.04ПА00. Единый реестр экспертов доступен по адресу http://rssp.expert.gost.ru/.Система создана в рамках построения национальной системы квалификаций для проведения независимой оценки третьей стороной квалификационного уровня персонала организаций во исполнение Постановления «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» от 29 апреля 1997 г. № 21/9 Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации предусматривает независимую оценку профессионального уровня работников по различным направлениям деятельности.ВНИМАНИЕ!С 01 сентября 2018  года  для специализации эксперт-дегустатор (дегустатор) применяется только  схема №2 (экзаменационные  процедуры), при этом слушатели заявившиеся  к обучению по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Определение сенсорных способностей эксперта-дегустатора (дегустатора) и методы органолептического анализа алкогольной продукции» имеют возможность  пройти экзамен в период  обучения.

ВНИМАНИЕ! Желающим пройти сертификацию  на соответствие  профессинальных  стандартов в области лифтового хозяйства, предлагаются следующие документы:ФОРМА заявления на сертификацию специалиста в области лифтового хозяйства;Критерии сертификации;Анкета-опросник.Cогласие об обработке персональных  данных.

Новости:

Руководитель Органа по сертификации персонала — Наврузова Луиза АдамовнаНачальник отдела -  Клишина Раиса ФедоровнаТелефон: +7 (499) 236-31-82; +7 (499) 236-25-82Факс: +7 (495) 959-93-60Адрес: 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, дом 2, 5-й этажE-mail: [email protected] и/или [email protected]

rssp.com.ru

Система сертификации персонала - условие повышения качества трудовых ресурсов

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 2

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Автор рассказывает о целях и задачах внедрения сертификации персонала. На опыте Чувашской Республики показаны все этапы создания регионального центра сертификации персонала и проанализирована роль объединений работодателей в этом процессе.

Оценка квалификации

Известно, что качество рабочей силы в Российской Федерации не соответствует требованиям современного рынка труда. Об этом много говорят и пишут компании, занимающиеся подбором персонала. Рекрутеры отмечают резкое увеличение спроса на квалифицированные кадры, который очень часто невозможно удовлетворить. "Существует абсолютная пропасть между тем, что выдает российская образовательная система, и потребностями рынка труда", - заявляют они. Сложившееся положение дел вызывает вполне обоснованную обеспокоенность, поскольку в условиях глобализации экономики квалифицированные человеческие ресурсы становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности страны.

К числу основных причин, вызвавших современную ситуацию на рынке труда, следует отнести:

- отсутствие механизма взаимодействия сферы труда и системы профессионального образования, который бы способствовал формированию высококвалифицированной рабочей силы, адекватной новым экономическим условиям;

- отсутствие единой для всей страны системы подтверждения уровня квалификации работников.

Сложившаяся к настоящему времени практика оценки квалификаций рабочих и служащих в организациях различных отраслей экономики, а также выпускников учреждений профессионального образования сводится к проведению квалификационного экзамена или аттестации, которые зачастую носят формальный характер. Поэтому документ, который по сути своей предназначен для подтверждения квалификации работника (диплом), в действительности является лишь документом, подтверждающим прохождение какого-либо курса образования или обучения.

Кроме того, руководитель частного предприятия может присвоить работнику практически любой квалификационный разряд и внести соответствующую запись в трудовую книжку.

В этих условиях работодатель при приеме нового работника в свою организацию не имеет возможности изначально оценить уровень его квалификации и компетентности.

Международный стандарт требований

к сертифицирующим организациям

Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что вышеуказанные проблемы в значительной мере могут быть решены путем создания системы добровольной сертификации персонала (СДСП), которая в последние годы достаточно успешно развивается в европейских странах. Наиболее интенсивное развитие СДСП за рубежом началось в последние 10 лет с осознания необходимости и полезности сертификации среди многочисленных кругов в бизнесе, экономике и в правительствах различных стран.

Как результат развития системы в 2003 г. был принят Международный стандарт ISO/IEC 17 024:2003, который устанавливает "Общие требования к организациям, проводящим сертификацию персонала".

Российский проект по созданию центров сертификации

В России тоже началась достаточно серьезная работа в этом направлении. С сентября 2005 по октябрь 2006 г. в рамках совместного проекта Всемирного банка и Национального фонда подготовки кадров под эгидой РСПП и под руководством Государственного университета - Высшей школы экономики был реализован пилотный проект, целью которого являлась разработка региональной модели Центра добровольной сертификации квалификаций персонала (далее - Центр сертификации персонала). В проекте приняли участие три российских региона: Воронежская и Самарская области, Республика Чувашия.

Для решения основной задачи проекта - создание нормативно-правовой базы для развития системы сертификации персонала - были разработаны следующие материалы:

1) Типовая структура Центра сертификации персонала;

2) Положение о Центре сертификации персонала;

3) Положение о Порядке и процедуре сертификации персонала;

4) Положение об эксперте системы сертификации персонала.

Вместе с тем экспертами были разработаны рекомендации по организационным механизмам создания Центра сертификации персонала в регионах, возможных учредителях, сроках его создания, механизмах взаимодействия работодателей со сферой образования в рамках деятельности Центра, а также рекомендации по созданию при центрах сертификации отделов по разработке профессиональных стандартов [1].

Центр сертификации персонала в Чувашии. Этапы создания

На этой базе в Чувашской Республике была проведена большая работа по созданию регионального Центра сертификации персонала, в которой можно выделить следующие этапы [2, с. 31]:

1. Необходимым условием успешного функционирования системы сертификации персонала является принятие и поддержка ее сообществом работодателей. Поэтому процесс формирования системы начался с проведения встреч со всеми заинтересованными участниками - представителями консолидированных работодателей, администраций районов и городов республики, руководителями Торгово-промышленной палаты, Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, а также представителями учреждений профессионального образования.

Цель этих встреч заключалась в информировании заинтересованных сторон о зарубежном опыте создания системы добровольной сертификации персонала. Следует отметить, что в ходе первых встреч работодатели, общественность и представители системы профобразования не всегда приходили к единому мнению о том, насколько эффективно система сертификации сможет разрешить имеющиеся противоречия. Взаимопонимание социальных партнеров появилось несколько позже.

2. На следующем этапе деятельности была организована серия обучающих семинаров с участием консолидированных работодателей.

Цель семинаров заключалась в подготовке экспертов системы сертификации персонала. Участниками семинаров являлись представители работодателей машиностроительной, пищевой промышленности, строительства, специалисты Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, представители системы профессионального образования.

Наибольшее внимание в ходе семинаров было уделено обсуждению нормативно-правовых и организационно-управленческих материалов, разработанных экспертами проекта, таких как "Порядок и процедура сертификации персонала", "Основные требования к экспертам системы сертификации персонала", "Требования к сертифицированному специалисту".

Следующим направлением обучающих семинаров явилась подготовка менеджеров по "Методике разработки профессиональных стандартов: теории и практике". В работе этих семинаров приняли участие представители работодателей и системы профессионального образования.

3. Обсуждение разработанных в ходе проекта материалов проводилось также в рамках региональных совещаний по кадровой политике, деловых встреч, республиканских семинаров, круглых столов и т. д.

4. Дальнейшая работа по созданию в республике Центра сертификации заключалась в его институционализации. В этой связи были проведены ряд деловых встреч с представителями работодателей и республиканская конференция (5 июня 2006 г.) на базе Торгово-промышленной палаты ЧР, в работе которой приняли участие руководители предприятий и организаций, представители ассоциаций малого и среднего бизнеса, общественности, службы занятости населения, руководители системы профессионального образования. Итогом работы республиканской конференции явилось решение о целесообразности создания на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики Центра сертификации персонала.

Как продолжение проведенных мероприятий в октябре 2006 г. состоялось расширенное заседание правления Торгово-промышленной палаты, на котором присутствовали: министр экономического развития и торговли ЧР И. Б. Моторин, министр промышленности ЧР Ю. П. Волошин, зам. министра образования и молодежной политики ЧР В. В. Матвеев, начальник управления ФГСЗН по ЧР В. И. Шимин, руководители предприятий и организаций республики, представители малого и среднего бизнеса, председатель президиума Совета директоров федеральных УНПО А. А. Судленков, руководители учреждений профессионального образования. Итогом работы правления ТПП явилось решение о создании Центра сертификации персонала как структурного подразделения Торгово-промышленной палаты [2, с. 53].

Схема Центра сертификации персонала с органами сертификации

по видам экономической деятельности

Организационно-управленческий блок

┌─────────────────────────────┐

┌───────────────────┐ ┌────────────┐ │Региональные ресурсные центры│

│ Руководитель │ │Совет Центра│ │профессионального образования│

│Центра сертификации│<─>│сертификации│ └─────────────────────────────┘

└───────────────────┘ └────────────┘ /│\

/│\ /│\ │

│ │ \│/

│ \│/ ┌────────────────────────────────────────┐

│ ┌───────────────────┐ │ Орган сертификации персонала по ВЭД │

│ │ Финансовый отдел, │<────────>│ │

│┌ ─ ─>│ юрист, Отдел по │ │ │

│ ┌───>│ административной │ │ │

│││ │проверке документов│ │ │

│ │ └───────────────────┘ ├──────────────────┐ ┌───────────────┐ │

│││ /│\ │ Отдел │ │Экзаменационная│ │

│ │ │ │ информационно - │ │ комиссия │ │

│││ \│/ │ методического │ └───────────────┘ │

│ │ ┌──────────────────────┐ │ обеспечения и │ /│\ │

│││ │Аппеляционная комиссия│ │ идентификации │ │ │

│ │ └──────────────────────┘ │ компетенций │ │ │

│││┌───────────────┐ ┌─────────────┐├──────────────────┘ \│/ │

│ ││ Реестр │ │ Учебно - │├──────────────────┐ ┌────────────────┐│

││││ экспертов, │ │ методический││ Реестр │ │Сертификационная││

│ ││ Отдел │<─>│ отдел по ││сертифицированного│<─>│ комиссия ││

││││информационного│ │ подготовке ││ персонала и │ └────────────────┘│

│ ││ обеспечения │ │ экспертов, ││ архивирование │ │

│││└───────────────┘ │менеджеров по│├──────────────────┘ │

│ │ /│\ /│\ │разработке ПС││ │

│││ │ │ └─────────────┘└────────────────────────────────────────┘

│ │ │ │ /│\ /│\

││└─────┴────┼──────────────┘

│ │ │

││ \│/

│ ─ ─ >┌──────────────────────┐<─┘ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

└─────>│Отдел по разработке ПС│<───>│Консолидированные работодатели

└──────────────────────┘ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

/│\

┌──────────────────────────┐

\│/ │ Центр по сертификации │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │персонала (рабочих кадров)│

Советы руководителей │ │

│учреждений профобразования│ │ Административный блок │

─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ├───────────────────────┬┬┬┤

│ Органы по сертификации││││

│ персонала по видам ││├┘

│ экономической │├┘

│ деятельности ├┘

└───────────────────────┘

Рис. 1

Цель сертификации персонала

Основной целью функционирования СДСП является создание условий для подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда, способных стать кадровой основой российских предприятий.

Сертификация персонала - это процедура, посредством которой независимая от работодателей и образовательных учреждений организация (третья сторона) документально подтверждает соответствие квалификации персонала требованиям нормативных документов по профессии. Данная процедура рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность работника, а значит, и развитие производства в целом, его эффективность.

Опыт тех стран, где уже существуют системы сертификации персонала, свидетельствует о том, что основу системы сертификации персонала составляют так называемые профессиональные стандарты (ПС), которые в последние десятилетия активно разрабатываются и внедряются в международную практику. ПС представляют собой подробно изложенные минимально необходимые квалификационные требования к знаниям, умениям, навыкам по профессии, а также к уровням профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающие необходимую производительность и качество труда. Содержание профстандарта формируется ведущими специалистами и экспертами исходя из результатов исследований, проведенных в ведущих организациях и на предприятиях соответствующей отрасли.

Следует заметить, что сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знания техники, технологии, программного обеспечения, нормативных документов. Поэтому появляется необходимость в периодической проверке их профессиональных квалификаций на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. При этом требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а сообщества работодателей.

Отличие сертификации персонала от аттестации

Сертификацию персонала не надо ассоциировать и с аттестацией. Цель аттестации - определение уровня квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, умений и опыта специалиста для подтверждения соответствия его квалификации требованиям профессионального стандарта, а также определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию - Центр сертификации (третья, независимая, сторона).

Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг, т. е. это та ситуация на рынке труда, которую мы имеем на сегодняшний день. Следовательно, создание и развитие системы добровольной сертификации персонала диктуются требованиями современности и становятся необходимым условием развития производства и повышения его эффективности.

Роль объединений работодателей в сертификации

Следует особо отметить роль сообществ работодателей в развитии СДСП. Их участие необходимо в разработке профессиональных стандартов, которые являются основой для проведения сертификации, в проведении самих сертификационных испытаний, в стимулировании повышения уровня профессиональных квалификаций рабочих и специалистов на основе установления более высокого уровня оплаты труда для сертифицированного персонала.

К сожалению, опыт показывает, что в настоящее время существуют определенные проблемы в области совершенствования качества рабочей силы, вызванные прежде всего неготовностью работодателей четко сформулировать свои требования к качеству рабочей силы. Это обстоятельство затрудняет определение потребности в подготовке кадров с учетом изменяющейся профессионально-квалификационной структуры регионального рынка труда, разработку и внедрение отраслевых систем профессиональных стандартов.

К тому же работодатели неохотно занимаются таким важным при развитии системы сертификации направлением, как материальное стимулирование сертифицированного персонала. А это, несомненно, не способствует привлечению работников предприятий и организаций к активному прохождению сертификационных испытаний.

Сложившиеся в Чувашской Республике условия привели к тому, что основу персонала, который проходит сертификационные испытания, составляют выпускники профессиональных учебных заведений начального и среднего профессионального образования (по заявкам учебных заведений).

При этом следует заметить, что деятельность системы сертификации персонала способствует повышению эффективности системы профессионального образования.

Во-первых, появляется возможность разработки образовательных стандартов на основе современных требований к профессии, сформулированных работодателями. Подготовка новой рабочей силы на основе таких стандартов позволяет максимально приблизить квалификацию выпускников учреждений профобразования к требованиям рынка труда.

Во-вторых, результаты сертификации могут являться показателем качества обучения в том или ином образовательном учреждении. Анализ результатов сертификации предоставляет возможность выявлять и устранять основные недостатки в организации учебно-производственного процесса.

Все эти моменты находят свое отражение в практике функционирования системы сертификации персонала в Чувашии.

В целом следует заключить, что создание и развитие СДСП являются весьма сложным и трудоемким процессом. И начинать его следует с изучения регионального рынка труда и рынка образовательных услуг, с развития системы социального партнерства (рис. 2).

Модель социального партнерства в Чувашской Республике

┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Межведомственная │ │ Правительство │ │ Союз попечителей │

│ комиссия по │ │Чувашской Республики│ │ образования │

│ перспективному │ ├────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│ планированию │<──>│ Органы местного │<──>│Попечительские советы│

│ подготовки кадров │ │ самоуправления │ │ муниципальных │

│ для организаций │ └───────────┬────────┘ │ образований │

│Чувашской Республики│ 2/│\ │1 └─────────────────────┘

└────────────────────┘ │ │

│ \│/

┌────────────────┐ 3 ┌────────┴───────────┐ 5 ┌─────────────┐

│ УФГСЗН по ЧР ├───────>│Торгово-промышленная│<───────────┤ Ассоциации │

│ЦЗН г. Чебоксары│<───────┤ палата Чувашской ├───────────>│работодателей│

├────────────────┤ 4 │ Республики │ 6 └─────────────┘

│ Кадровый рынок │ └────────┬───────────┘

└────────────────┘ 8 │ /│\7

│ │

\│/ │

┌────────────────────┐ ┌───────────┴────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Совет по │<──>│Учебные заведения ПО│<──>│ Попечительские │

│ профориентационной │ │ │ │ советы учреждений ПО│

│ работе и │ └────────────────────┘ └─────────────────────┘

│ профдиагностике │

└────────────────────┘

Примечание:

1. Постановления, распоряжения, статистические данные (потребности экономики).

2. Ежегодный доклад ТПП ЧР.

3. Статистические данные (вакансии, сведения о безработных и т. п.).

4. Сведения о рынке образовательных услуг.

5. Потребности в рабочих и специалистах.

6. Сведения о рынке образовательных услуг.

7. Рынок образовательных услуг.

8. Рекомендации и предложения на подготовку рабочих и специалистов, координация деятельности работодателей по формированию заказа на подготовку кадров.

Рис. 2

Предварительная подготовка

Так, в Чувашии к моменту принятия решения о необходимости создания системы сертификации персонала была проведена значительная работа в указанных направлениях. В 2004 г. ТПП ЧР проведено обследование рынка труда по определению потребностей организаций в квалифицированных кадрах.

В 2005 г. проведено исследование рынка труда по выявлению требований работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

Следующим этапом изучения рынка труда (2006 г.) явилось определение уровня занятости выпускников учреждений профессионального образования, а также выявление перечня наиболее востребованных экономикой региона профессий на среднесрочную перспективу.

К настоящему времени сложилась практика подготовки ежегодного Доклада о потребностях экономики Чувашской Республики в квалифицированных кадрах, который обсуждается на уровне правительства республики и является основой для формирования заказа на подготовку кадров, финансируемого из бюджета республики.

Все это способствует повышению соответствия структуры и качества профессиональной подготовки требованиям работодателей, обеспечению полноценного кадрового ресурса развивающейся экономики Чувашии.

Библиография

1. Машукова Н. Д., Посталюк Н. Ю., Николаева Г. В. Система добровольной сертификации персонала в РФ: модели и механизмы. М.: Университетская книга, 2006. 112 с.

2. Николаева Г. В., Кустарин И. В. Система социального партнерства в профессиональном образовании в Чувашской Республике. М.: Академкнига, 2007. 64 с.

3. Вагнер У., Гутник В. Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. 2003. N 1. С. 31 - 37.

4. Кязимов К. Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2005. 48 с.

5. Макарова М. Н. Механизмы взаимосвязи профессионального образования и рынка труда // Экономика и управление. 2006. N 3. С. 111 - 116.

6. Олейникова О. Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. 96 с.

7. Якишин Ю. В. Кадровое обеспечение структурных преобразований экономики города. СПб.: УНЦ ГМУ, 2002. 217 с.

Г. Николаева

К. п. н.,

доцент

кафедры профессионального образования

Чувашского республиканского

института образования

Подписано в печать

31.01.2011

hr-portal.ru

Сертификация рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом сертификация организации работ по охране труда была отменена. Взамен было введено декларирование соответствия условий труда государственным нормативам в области охраны труда. Декларированию подлежит рабочее место, которому присвоен оптимальный или допустимый класс условий труда. Подробнее о новой процедуре здесь.

Сертификат рабочего места – это документ, подтверждающий соответствие рабочего места требованиям охраны труда. Он выдается специализированными организациями. Удовлетворение рабочих мест этим требованиям позволяет обеспечить оптимальные и допустимые условия труда, являющиеся залогом здоровья и безопасности работников организаций. Сертификация рабочих мест, а точнее сертификация работ по охране труда в организациях, осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.).

В 212 статье Трудового кодекса РФ говорится об обязанностях работодателя. Проведение АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда – одна из них. Аттестация позволяет выделить наиболее опасные и вредные очаги влияния производственных факторов, недостатки организации охраны труда на предприятиях с последующим проведением рациональных предложений по усовершенствованию условий труда на рабочих местах.

В России существует более 100 систем сертификации. Условно их можно разделить на три вида:

Система сертификации работ по охране труда (ССОТ, – ред.) была введена в России в 2002 году с выходом Постановления Минтруда России № 28 «О создании сертификации работ по охране труда в организациях». Сертификацию выполнял уполномоченный Минтрудом России Орган по сертификации. Процедура представляла собой анализ материалов аттестации, при положительном результате которого организации выдавали сертификат установленного образца. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 сентября 2010 г. № 779н Постановление Минтруда № 28 признано утратившим силу. Но сертификация в России по-прежнему существует. Сегодня она представлена в качестве добровольной сертификации (СДСОТ, – ред.), когда у работодателя появилась возможность самостоятельного выбора органа по сертификации.

Основной целью системы является подтверждение соответствия работ по охране труда согласно действующим государственным нормативным требованиям. С помощью содействия средствами сертификации независимая экспертиза позволяет решить проблемы создания безопасных условий труда на основе достоверной оценки. Помимо проверок и оценок добровольная сертификация подразумевает проведение рациональных предложений для улучшения существующих условий, устранение нарушений. Сертификацию проводят органы по сертификации, экспертные центры, испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке на право проведения указанных работ. Они также, в свою очередь, получают аттестат аккредитации в СДСОТ организаций. Перечень этих зарегистрированных организаций, которые могут оказывать данные услуги, содержится в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

В сертификации преимущественно заинтересованы работодатели, которым важно иметь подтверждение своих достижений, своего существующего положения дел в области охраны труда или же по предписанию в результате проверки органов государственной инспекции по труду РФ (ГИТ, – ред.). Наличие сертификата является конкурентным преимуществом при участии в различных тендерах, торгах, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.

Сертификация работ по охране труда невозможна без проведения АРМ на всех рабочих местах организации. Потому как сведения о результатах аттестации являются документарным подтверждением условий труда. Напомним, АРМ проводится согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.

Сертификация проводится в зависимости от объема работ, от потребностей заказчика, от установленных рамок самого органа по сертификации. В ходе оценок могут выявляться различные несоответствия (не проводятся медицинские осмотры, недостаточное обеспечение СИЗ и т.д.), которые специализированные органы исправляют совместными усилиями с работодателями. Работодателю необходимо будет исправить недостатки для того, чтобы сертификат соответствия был выдан. Документ выдается сроком на три года. Но после его получения необходимо проходить ежегодный инспекционный контроль для подтверждения соответствия условий труда. В противном случае – действие сертификата приостанавливается. При отсутствии действий со стороны работодателя документ аннулируется.

Если сертификация проводится по предписанию ГИТ, работодатель должен поставить их в известность о результатах сертификации. В остальных случаях о проведении сертификации контрольно-надзорные органы уведомлять не стоит, так как орган по сертификации регистрирует сертификат в реестре системы сертификации.

Работодатели, которые игнорируют проведение данной процедуры, привлекаются к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Размер штрафных санкций устанавливается в зависимости от правомочности организации.

Получая сертификат соответствия, каждая организация свидетельствует о создании безопасных условий труда на рабочих местах. Кроме того, наличие сертификата указывает на выполнение работодателем трудового законодательства в области охраны труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru