Проведение Специальной оценки условий труда в Санкт - Петербурге 8 (812) 926-21-03. Соут кто проводит


Кто проводит специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным в ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599. 

 

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.

 

Также, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь и в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Сведения об организациях и экспертах, проводящих специальную оценку условий труда, заносятся в реестры и доступны для ознаком­ления всем заинтересованным лицам без взимания платы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной Политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

 

Порядок и правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование установлен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исклю­чительно нормативными требованиями, регулирующими специальную оценку условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг ор­ганизациями, проводящими специальную оценку условий труда, оп­ределяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

  • Должностными лицами органов исполнительной власти, упол­номоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организации несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников).
  • Экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возник­новения такого конфликта. Под конфликтом интересов предполагаются такие ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответствен­ность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

websot.jimdo.com

Кто проводит СОУТ

ООО «АТИС» (Рег. № 2684 от 6 декабря 2012г. в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда Минздравсоцразвития России.), Аттестат аккредитации № 0162, № в Госреестре РОСС RU.В516.04ЛГ00.21.162 действителен до 28.09.2017г.

Специальную оценку условий труда обязательно должна проводить организация, которая будет отвечать всем требованиям:

- в уставных документах этой организации будет указано, что основным направлением ее деятельности или одним из основных, является осуществление специальной оценки условий труда; - предприятие оказывающее услуги по СОУТ должно иметь в своем штате не менее пяти квалифицированных специалистов, с заключенными с ними трудовыми соглашениями. Каждый специалист должен иметь квалификацию эксперта по специальной оценке условий труда, которая подтверждается соответствующим сертификатом. А один из этих инспекторов, обязан иметь диплом об высшем образовании по любой из таких специальностей: специалист СГЛ исследованиям, специалист по общей гигиене или гигиене труда. - у компании, которая занимается оказанием услуг такого рода, обязательно должна быть в наличии собственная испытательная лаборатория, которая будет иметь необходимые разрешительные документы для ведения такой деятельности.

При этом, компания-работодатель создает комиссию для организации и осуществления специальной оценки условий труда. Федеральный закон про СОУТ предъявил целый ряд требований к членам комиссии:

- обязательно нечетное количество членов комиссии; - среди комиссии не должно быть лиц, которые не являются работниками организации, на которой производится проверка. Обязательное условие - наличие в комиссии сотрудника отвечающему за охрану труда, представителя профсоюзной организации, других выборных органов предприятия. - в составе комиссии не может быть экспертов от организации проводящей СОУТ.

Благодаря такому методу работы, сотрудники организации проводящей СОУТ производят исключительно техническую часть работ, а члены комиссии несут ответственность за принятие окончательных решений.

Если проводится оценка условий труда у частного предпринимателя, то он в обязательном порядке привлекается в состав членов комиссии.

Главой комиссии является или работодатель, или его представитель. Состав такой комиссии должен быть отражен в соответствующем приказе по проверяемому предприятию, с обязательным учетом требований Федерального закона о СОУТ. Поэтому в интересах работников предприятия создавать профсоюзные организации, члены которых будут защищать их интересы в составе специальных комиссий по СОУТ.

atisnn.ru

Кто должен проводить спецоценку рабочих мест по условиям труда

С 01 января 2014 года был введен в действие Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он устанавливает и регулирует основы и этапы проведения специальной оценки рабочих мест.

Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)

СОУТ – это мероприятия направленные на выявление вредных или опасных для жизни и здоровья человека условий работы, их описание и классификация.

СОУТ в обязательном порядке проводится во всех предприятиях и организациях, не зависимо от формы собственности, характера деятельности и численности штата.

СОУТ не проводится на рабочих местах:

  • сотрудников, работающих в домашних условиях;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые выполняют работу для физических лиц, не являющихся частными предпринимателями.

Кто имеет право выполнять СОУТ

Выполнять оценку имеют право исключительно организации, соответствующие следующим критериям:

  • В учредительных документах выполнение СОУТ обозначено как один из направлений деятельности.
  • Наличие в штате не менее 5 экспертов в данной области. Как минимум один из них должен иметь высшее образование в сфере гигиены трудовой деятельности и санитарных исследований.
  • В структуре организации есть лаборатория, аккредитованная согласно требованиям действующего законодательства.
  • Организация имеет право выполнять исследования опасных и вредных факторов на производстве.

Порядок регистрации юридических лиц в реестре организаций, проводящих СОУТ, их допуск к деятельности, а также отстранение, регулируется постановлениями Правительства РФ.

Стоит отметить: работу организации, которая проводит специальную оценку условий труда, оплачивает работодатель. Однако, при соблюдении определенных условий работодатель может получить возмещение расходов из Фонда социального страхования, обратившись туда до 1 августа текущего года с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. О стоимости специальной оценки условий труда узнайте по ссылке https://otdelkadrov.online/11683-stoimost-spetsialnoi-otsenki-uslovii-truda-osnovnye-etapy-sout.

Порядок проведения СОУТ

Плановая СОУТ проводится с периодичностью в пять лет (больше о сроках проведения специальной оценки условий труда читайте тут). Обязанность по ее организации и оплате несет предприятие. Процесс происходит согласно утвержденной методике проведения СОУТ.

На первоначальном этапе руководитель организации создает комиссию, куда обязательно входят специалист охраны труда и представитель профсоюзной организации. Во главе комиссии – директор предприятия.

Комиссия, прежде всего, составляет список рабочих мест, где будет осуществляться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

Следующим этапом СОУТ является определение вредных и опасных производств. Его выполняет эксперт специализирующейся организации. В своей работе он учитывает следующее:

  • Присутствие на рабочем месте любого оборудования и материалов, которые являются причиной прохождения работником обязательного медосмотра согласно действующему законодательству.
  • Результаты ранее проведенных исследований.
  • Наличие зафиксированных несчастных случаев на производстве, если их причиной стали опасные условия труда.
  • Мнения работников по поводу опасных факторов на рабочем месте.

Государственная экспертиза УТ

В случае, если работодатель сомневается в качестве проведенной специальной оценки условий труда и в корректности выводов, сделанных специалистами, то он может инициировать проведение государственной экспертизы условий труда. В ходе данной экспертизы проверяются достоверность сведений о выявленных вредных факторах производственной среды и правильность установления класса условий труда.

Если эксперт выявил вредные и/или опасные условия работы, комиссия должна инициировать выполнение исследования этих факторов согласно действующего законодательства. Результаты исследований оформляются в виде протоколов.

Комиссия имеет право принять решение об отказе от проведения исследований, если этот процесс несет угрозу для жизни и здоровья экспертов. В такой ситуации условия труда на рабочем месте автоматически считаются опасными. Копию протокола отправляют в органы местной исполнительной власти в течение 10 дней.

Если вредные условия труда экспертом не были выявлены или по результатам исследования уровень был определен допустимым, работодатель подает в местные органы исполнительной власти декларацию о соответствии условий трудовой деятельности. Этот документ действителен на протяжении пяти лет до даты следующей СОУТ.

О методике проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) смотрите в следующем видеоматериале

Проведение внеплановой СОУТ

Внеплановая СОУТ проводится в таких ситуациях:

  1. Запуск новых рабочих мест.
  2. Работодатель получает указание от инспекции труда провести СОУТ в связи с выявленными нарушениями действующего трудового законодательства.
  3. Изменение технологий производства, замена оборудования, смена используемых материалов и сырья, которые могут повлиять на опасность или вредность работы.
  4. На производстве зафиксирован несчастный случай (исключением является ситуация, когда НС был по вине третьих лиц).
  5. Наличие мотивированного предложения профсоюзной организации.

В первой и третьей ситуации СОУТ выполняется не позже двенадцати месяцев после наступления причины.

Видео-инструкция, как провести спецоценку условий труда и оформить ее результаты

Результаты СОУТ

По результату проведения СОУТ специализированная организация оформляет отчет, форма и порядок заполнения которого утверждены специальным органом исполнительной власти. В нем должна быть следующая информация:

  • Сведения о юридическом лице, которое проводило оценку (также прилагаются копии документов, подтверждающие ее право на такую деятельность).
  • Список оцениваемых рабочих мест с указанием вредных и опасных условий.
  • Карты СОУТ, где указан класс условий труда по СОУТ на конкретных рабочих местах.
  • Протоколы выполненных исследований.
  • Протокол заседания комиссии с заключением о невозможности произвести исследования.
  • Общая ведомость СОУТ.
  • Список рекомендаций для улучшения условий трудовой деятельности.
  • Итоговое заключение эксперта.

Заключение подписывают все участники комиссии, и заверяется ее руководителем. Работники, которые трудятся на оцениваемых и аналогичных рабочих местах, должны быть ознакомлены с отчетом в течение 30 дней с даты его подписания. Не позже, чем через три дня о факте подписания отчета должна быть уведомлена организация, которая выполняла оценку.

Мы готовы ответить на возникшие вопросы — спрашивайте в комментариях

otdelkadrov.online

для кого необходимо проводить специальную оценку условий труда Эксперт 68

Существует ряд отличий аттестации рабочих мест от СОУТ связанных с перечнем рабочих мест, подлежащих проверке. Аттестация всегда назначалась для рабочих мест с использованием: механизмов, транспортных средств, устройств, аппаратов, ручного инструмента и т.д. Для СОУТ такие ограничения не предусмотрены.

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) проводится на основании штатного расписания организации.  К перечню организаций относятся все предприятия, юридические лица,  на которых есть хотя бы одно рабочее место. Для физических лиц, нанявших работника, данная мера не предусмотрена (426-ФЗ, ст. 3). Определять перечень рабочих мест будет специалист организации, которую Вы выбрали для проведения СОУТ. Но работодатель может и подготовиться к данной процедуре с целью оптимизации рабочего процесса.

Для каждой профессии из штатного расписания должна быть проведена СОУТ. Многие работодатели задаются вопросом, что может быть опасного в условиях работы офисных сотрудников и так ли уж обязательно проводить СОУТ для них. Ответ экспертов однозначен – СОУТ обязательна для всех категорий сотрудников фирмы. Если Вы никогда не проводили СОУТ, то закон на данный момент обязывает проходить её только для «вредных» рабочих мест. К рабочим местам, которые непременно должны пройти СОУТ,  можно отнести:

  • Должности, входящие в списки на досрочное назначение пенсий по старости
  • Должности, предусматривающие гарантии и компенсации за работу с опасными или вредными условиями труда

Потенциально безопасные, в том числе и офисные, рабочие места могут оцениваться постепенно до 2018 года. Законодатели обещают не штрафовать за такое незначительное нарушение. А вот за нарушение процедуры СОУТ для «опасного» рабочего места, наказать могут  по Уголовному Кодексу.

В перечень рабочих мест, определенный специалистом СОУТ, могут войти аналогичные рабочие места. К таковым относятся работники одной профессии, осуществляющие одинаковые трудовые функции, в условиях одинакового рабочего времени, при использовании одного и того же производственного оборудования, имеющие схожие производственные помещения с одинаковой системой вентиляции, освещения, отопления и т.д. В отношении таких рабочих мест, СОУТ проводится для 20% от их общего количества (но не менее двух). Результаты СОУТ применимы ко всем аналогичным рабочим местам. Система мероприятий по улучшению условий труда для аналогичных, также одна. Работодатель вправе пересмотреть должности в штатном расписании и сделать соответствующие изменения.

СОУТ не проводится для надомной работы. При оптимизации штатного расписания, работодатель  вполне может воспользоваться  этой нормой. Профессия, позволяющая работнику трудиться в домашних условиях, должна быть правильно оформлена. Т.е. в договоре с работником обязательно должно упоминаться условие работы – надомная, дистанционная и т.п.

При вводе в штатное расписание новой должности работодатель должен провести СОУТ для этих рабочих мест. Характер такой проверки будет внеплановый, если срок действия последней СОУТ в организации не истек. Проверка должна проводиться не позднее шести месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Если новые должности являются аналогичными уже проверенным, то СОУТ не является обязательной.

Таким образом, СОУТ не проводится для следующих категорий работников:

  • надомных работников,
  • дистанционных работников,
  • Работников, имеющих трудовые отношения с работодателем-физ.лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

oooexpert68.ru

Зачем нужна специальная оценка условий труда (СОУТ) и как она проводится?

Согласно действующему законодательству РФ работодатель должен обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда, исключив вредные и опасные производственные факторы. К сожалению, на отечественных предприятиях эти нормы соблюдаются далеко не всегда, что нередко приводит к несчастным случаям, отравлениям, ухудшению здоровья сотрудников и т.д.

С целью предотвращения негативного воздействия условий труда на здоровье работников и определения суммы  компенсационных выплат и отчислений в Пенсионный фонд проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Эта процедура требует привлечения квалифицированных и аккредитованных специалистов, обладающих необходимым измерительным оборудованием и лабораторной базой.

Кому необходимо проведение СОУТ?

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» СОУТ должны проводить все работодатели Российской Федерации – от руководителей крупных предприятий до индивидуальных предпринимателей. Именно на руководителей возлагается ответственность за здоровье и жизнь сотрудников в процессе работы на предприятии. Обязательная фактическая оценка условий труда осуществляется перед получением разрешительной документации на ведение хозяйственной деятельности и в следующих ситуациях:

  • введение новых рабочих мест и должностей на предприятии;
  • внесение изменений в технологическую схему, модернизация и переориентация производства;
  • использование нового сырья и материалов и их непосредственный контакт с сотрудниками;
  • использование новых средств защиты;
  • несчастный случай на предприятии, в результате которого пострадал один или несколько сотрудников;
  • требование на проведении СОУТ специальной комиссии профсоюза.

При наступлении любого из перечисленных выше случаев, руководитель сам должен инициировать проведение специальной оценки условий труда и привлечь аккредитованных специалистов в этой области. Законом на проведение СОУТ предусмотрен срок в полгода.

Как проводится специальная оценка условий труда?

Для проведения СОУТ руководитель предприятия привлекает специализированную компанию, имеющую современную аккредитованную государством лабораторию, точную измерительную базу и профессиональную команду специалистов. Именно таким характеристикам соответствует компания «Экобезопасность», готовая взять на себя все хлопоты, связанные с проведением СОУТ на предприятиях любого класса. Сотрудничество с заказчиком осуществляется на основании договора, в котором строго описывается порядок проведения оценки условий труда:

  1. 1. Образование комиссии по проведению СОУТ. Приказом руководства утверждается состав комиссии по проведению СОУТ, в которую должны входить исключительно сотрудники предприятия. Чаще всего в комиссию входят руководители отделов, специалист по охране труда, члены профсоюза и т.д. Сотрудники привлеченной для проведения СОУТ компании и лаборатории считаются исключительно исполнителями и не входят в состав комиссии.
  2. 2. Составление перечня рабочих мест. Список рабочих мест, подлежащих фактической оценке условий труда, составляется членами образованной комиссии по СОУТ и утверждается руководством.
  3. 3. Проведение идентификации производственных факторов. В рамках этого этапа СОУТ специалисты производят комплекс необходимых осмотров, замеров, исследований и лабораторных испытаний, с целью объективной оценки всех производственных факторов, оказывающих влияние на работника в процессе осуществления его трудовой деятельности. Этот этап СОУТ самый длительный и трудоемкий.
  4. Классификация рабочих мест по классу вредности. После того как данные замеров и лабораторных исследований получены, специалисты могут определить класс вредности для каждого рабочего места. По результатам специальной оценки условия труда могут быть признаны оптимальными (соответствие всем нормативам), допустимыми (показатели на границе нормы), вредными (обнаружено негативное воздействие на здоровье сотрудника) и опасными (выявлена угроза жизни и здоровью сотрудников).
  5. Формирование отчета СОУТ. По результатам оценки формируется отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководством предприятия. В этом отчете кроме результатов исследований и классификации приводится комплекс мер и рекомендаций по улучшению и оптимизации условий труда.

Зачем проводится СОУТ на предприятиях?

Проведение независимой оценки условий труда и производственных рисков должно быть в интересах в первую очередь самих сотрудников предприятия. От этого напрямую зависит реализация их права на безопасный труд. Также в проведении объективной оценки заинтересован работодатель, ведь от этого зависит сумма его обязательных страховых отчислений в Пенсионный фонд за каждое рабочее место. В соответствии с действующим трудовым законодательством страховые взносы за не аттестованное рабочее место бывают в два раза выше в сравнении с суммой взносов за рабочее место, прошедшее процедуру СОУТ.

Если в ходе независимой оценки, специалисты классифицируют рабочее место как опасное или вредное, в соответствии с Трудовым кодексом РФ работнику предусмотрены такие дополнительные гарантии:

  • по статье 92 ТК РФ сотрудник не может находиться на рабочем месте более 36 часов в неделю;
  • ежегодно такому работнику должен предоставляться дополнительный недельный отпуск, полностью оплачиваемый руководством предприятия;
  • сумма оклада сотрудника должна быть увеличена минимум на 4% в сравнении со ставкой по должности, имеющей нормальный условия труда.  

Компания «Экобезопасность» быстро и качественно проведет весь комплекс работ по специальной оценке условий труда на предприятии любого масштаба и профиля. Собственная аккредитованная лаборатория, высокая квалификация специалистов и доступные цены – преимущества сотрудничества с компанией «Экобезопасность» для проведения СОУТ.

ecobez.ru

Как проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) представляет собой единый комплекс процедур, включающий в себя идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.), оценку уровня их влияния на работника и определение степени отклонения гигиенических факторов от нормированных значений и эффективности применения средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). В системе охраны труда процедура появилась относительно недавно. Ее введение связано с отменой традиционной процедуры – аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). И теперь, согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с 1 января 2014 года единственной процедурой по анализу и оценке условий труда является СОУТ. Но положительный опыт АРМ все же был использован в новой процедуре. К примеру, остались прежними цели, задачи, во – многом схожий порядок проведения процедуры.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, спецоценку условий труда обязан проводить каждый работодатель совместно с организацией, проводящей СОУТ. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест дистанционных работников, надомников и работников, которые вступают в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.). Периодичность проведения составляет 1 раз в 5 лет, но это только в отношении тех мест, на которых условия труда по результатам проверок оказались неудовлетворительными. Если рабочему месту в ходе проведения процедуры спецоценки присваивается 1 или 2 класс условий труда (оптимальный или допустимый), подобные проверки в последующем не осуществляются.

Для начала работы работодатель создает комиссию по проведению СОУТ. В ее состав входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации (при наличии). В случае проведения спецоценки на предприятиях малого бизнеса, комиссию возглавляет лично ИП или его полномочный представитель. Комиссия до начала проведения работ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке (Перечень, – ред.), с учетом выделения аналогичных и нестационарных рабочих мест. При наличии рабочих мест, которые осуществляют отдельные виды деятельности (например, верхолазы, водолазы, работники морских судов, атомных электростанций и др.), СОУТ проводится с учетом характерных особенностей, разработанных Минтрудом. После подготовки Перечня дальнейшие полномочия по анализу условий труда передаются организации по СОУТ.

Первое, что следует по порядку – это идентификация ВОПФ, которую проводит эксперт организации, проводящей СОУТ. Он обязан определить наличие ВОПФ на рабочих местах экспертным путем. В ходе анализа учитывается информация о производственном оборудовании, материалах и сырье, используемых на рабочих местах, технологических процессах, результаты ранее проводимых исследований (в данном случае, результаты АРМ), случаи производственного травматизма и установления профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации ВОПФ.

Идентификация не осуществляется на рабочих местах, которые входят в списки, предусматривающие льготные условия работы, и на рабочих местах, которым по результатам АРМ был присвоен вредный или опасный класс условий труда. Порядком для них предусмотрены исследования и измерения гигиенических факторов, как и для тех рабочих мест, на которых экспертом по СОУТ были идентифицированы ВОПФ. Исследования и измерения включают в себя оценку физических, химических и биологических факторов. Подробный их перечень дается в законе о спецоценке.

Если эксперт по спецоценке не выявил ВОПФ, комиссия признает условия труда допустимыми и исследования на данных рабочих местах не проводятся. В таком случае работодатель может оформить и подать декларацию соответствия в Минтруд. Именно для этих рабочих мест периодические проверки не проводятся и через каждые пять лет, в случае отсутствия несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается.

На рабочих местах, на которых предусмотрено использование СИЗ, устанавливается степень их эффективности. Если СИЗ отвечают всем нормативам, возможно снижение класса или подкласса условий труда.

После проведенных исследований, эксперт по СОУТ присваивает каждому рабочему месту класс условий труда и на основе этого, организация, проводящая СОУТ, оформляет отчет о проведении спецоценки. Он включает в себя сведения об организации, проводившей СОУТ, Перечень, карты СОУТ, протоколы проведения исследований и оценки эффективности СИЗ, сводная ведомость СОУТ, перечень мероприятий для улучшения условий труда, заключение эксперта. При необходимости прикладывается протокол о невозможности проведения СОУТ.

Более подробно с порядком проведения СОУТ Вы можете ознакомиться в материале: «Процедура СОУТ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Минтруд ответил на часто-задаваемые вопросы по специально оценке условий труда | СОУТ

Минтруд ответил на часто-задаваемые вопросы по специально оценке условий труда.

1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется?

Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору «Световая среда» следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др.

В случае, если фактор «Световая среда» не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся.

2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ?

Ответ: Нормы частей 6 – 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?

Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте.

При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 – 7 к Методике?

Ответ: Приложения 2 – 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

6. В Приложении №18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов?

Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать «Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88).

7. В соответствии с Классификатором (Приложение №2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. №33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения.

Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей  организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест.

Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года.

При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона.

10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде?

Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как  у остальных экспертов?

Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса?

Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ).

До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726).

При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014.

13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п.7 в) до утверждения Методики эффективности СИЗ?

Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует.

14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?

Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по  одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда.

15. Сноска 3 в классификаторе «Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов». Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте.

Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем?

Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

17. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный  фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.

Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 №438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России.

При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.

 

xn--n1afed.xn--c1avg