План, программа производственного экологического контроля (ПЭК). Срок действия программа производственного экологического контроля


Вступила в силу Программа ПЭК по новому приказу Минприроду №74

Н. Рогожинская, коммерческий директор компании "Экологические услуги"

Продолжаем цикл обучающих видео-уроков "Введение в экологию за 30 дней" на канале YouTube. В блоге "5 поводов" приводятся презентации всех видео-уроков вместе с текстовым описанием.

В апреле 2018 года вступил в силу ожидаемый всеми экологами Приказ Министерства природных ресурсов №74 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”.

Из названия документа ясно, что речь идет о содержании документа “Программа производственного экологического контроля” (кратко – Программа ПЭК).

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" приводит объяснения термина “Производственный экологический контроль”.

ПЭК - это комплекс мер для обеспечения:

  • мероприятий по охране ООС;
  • рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
  • соблюдения законодательства.
Программа должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работающих на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту НВОС.

Приводим содержание Программы из Приказа №74:

  1. Общие положения.
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников.
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК.
  6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ.
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Раздел “Общие положения” содержит такие данные:

Раздел “Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников” состоит из трех подразделов:

В разделе “Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников” содержится следующая информация:

Раздел “Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения” состоит из четырех подразделов:

Раздел “Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК”, пожалуй, самый небольшой по объему:

Раздел “Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ” содержит эти данные:

Наконец, раздел “Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений” включает сводную информацию о трех видах негативного воздействия на окружающую среду:

После того как Программа ПЭК разработана, ее необходимо воплотить в жизнь – выполнить мероприятия, приведенные в разделе 7 “Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля…”.

В подразделе об охране атмосферного воздуха» выполнить действия, указанные в плане-графике наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.

В подразделе о контроле использования водных объектов осуществить мероприятия по учету объема изъятия водных ресурсов; программу проведения измерений качества сточных и дренажных вод; план-график проверок очистных сооружений; программу ведения регулярных наблюдением за водным объектом и его водоохранной зоной.

Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, описанную в подразделе “Производственный контроль в области обращения с отходами”, организация или индивидуальный предприниматель должны выполнить в рамках контроля за обращением с отходами.

Судя по Приказу Минприроды №74, после составления Программы ПЭК и ее выполнения, работающим на I,II,III категориях НВОС обо всем этом необходимо будет раз в год отчитываться в свои территориальные органы экологического надзора. Документ называется “Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля” и подаваться раз в год до 25 марта.

Скачать презентацию "Программа производственного экологического контроля по новому приказу Минприроды”

Презентация "Программа производственного экологического контроля по новому приказу Минприроды"

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услуги можно обратившись по почте [email protected] или по номеру 8-800-500-81-25.

Май 2018 г.

ecolusspb.ru

План, программа производственного экологического контроля (ПЭК)

Мы быстро разработаем ПЭК и все необходимые приложения для вашего предприятия в Санкт-Петербурге и не только.

Организация производственного экологического контроля – прямое требование законодательства РФ при обращении с отходами, имеющее отношение ко всем юридическим лицам без исключения.

На основании данного требования хозяйствующий субъект любой формы собственности обязан организовать и постоянно осуществлять производственный экологический контроль на предприятии.

Документом, отражающим порядок организации производственного экологического контроля и свидетельствующим о выполнении лицензионных требований и условий, является программа (план) ПЭК.

На основании ст.26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ:

«Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами».

ПЭК в области обращения с отходами – это комплекс мероприятий, включающий в себя не только аналитический контроль, мониторинг. Это производственный контроль за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Таблицы ПНООЛР 2.16, 2.17, 2.18 не отражают выполнение всех требований законодательства в области охраны ОС, и не являются аналогом порядка (программы) производственного экологического контроля.

На основании ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ:

«Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке»

Субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от согласования проектов ПНООЛР и установления лимитов на размещение.

На основании ст.26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ: «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами»

Федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами является Ростехнадзор, следовательно, порядок производственного экологического контроля должен быть согласован с Ростехнадзором.

На основании п.5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору":

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности»;
  • осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации».

Согласование порядка ПЭК – это проверка соблюдения полноты и достоверности юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в области обращения с отходами.

На основании п.6 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений»

Согласование Ростехнадзором порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами – это мероприятие предупредительного и профилактического характера, направленное на недопущение (пресечение) нарушений юридическими лицами обязательных требований в области обращения с опасными отходами, и имеющее отношение ко всем юридическим лицам без исключения.

На основании ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ:

«Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль».

Статьей закона определен субъект контроля - хозяйствующему субъекту необходимо организовать производственный экологический контроль на предприятии. А также основные объекты содержания ПЭК - это лица, ответственные за производственный экологический контроль, экологическая служба, а также результаты производственного экологического контроля.

Результатами ПЭК являются:

  1. Наличие обученных лиц на предприятии, допущенных к обращению с опасными отходами и ответственных за производственный экологический контроль – мероприятие по обучению проводится до начала и в процессе деятельности предприятия (контролировать сроки действия документов об аттестации).
  2. Наличие положения о создании экологической службы – в нем должны быть отражены цели и задачи службы, функции, планирование работы и т.п.
  3. Наличие разработанного положения о природоохранной деятельности предприятия – в нем должны быть отражены основные направления природоохранной деятельности предприятия, деятельность экологической службы и основных служб по охране окружающей среды, организация производственного экологического контроля и т.п.
  4. Получение разрешительной документации предприятием:
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию – получается до начала деятельности при подготовке пакета документов для лицензирования.
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность – получается до начала деятельности при подготовке пакета документов для лицензирования.
  • лицензия на недропользование – для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов: до начала и в процессе деятельности (необходимо контролировать сроки действия лицензии).
  • лицензия (своя или контрагентов) на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение опасных отходов – получается до начала и в процессе деятельности (контролировать сроки действия лицензии – максимально на 5 лет).
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для получения лимитов на размещение – разрабатывается до начала деятельности и согласовывается с Ростехнадзором (контролировать сроки действия проекта – максимально на 5 лет).
  • лимиты на размещение опасных отходов – до начала и в процессе деятельности (контролировать сроки действия лимитов).
  • Отчетная документация:
    • 2-ТП отходы – срок представления 3 февраля;
    • 4-ОС – срок представления 25 января.
  • Платежи за негативное воздействие на окружающую среду: Расчет платы за негативное воздействие сдается ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
  • Экологический паспорт природопользователя – ведется предприятием до начала и в процессе деятельности и своевременно актуализируется.
  • Правильно оформленные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (контролировать и своевременно актуализировать информацию в выписках из кадастровых паспортов земельного участка).
  • Инвентаризации объектов размещения опасных отходов (контролировать своевременное проведение и актуализацию результатов инвентаризации).
  • Паспорта – контролировать их наличие на все отходы, с которыми осуществляется деятельность (должны быть утверждены руководителем предприятия и согласованы с Ростехнадзором).
  • Проект объекта размещения.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
  • eco-study.ru

    Разработка программы ПЭК | ООО «ЭПРО «ЭКОЛОГ»

    Отзывы

    Валерий, ЭнергоРециклинг

    Нашел контакты ООО «ЭПРО Эколог» в интернете. По нашему предприятию было много вопросов, связанных с экологией. Специалисты компании оказали большую помощь, провели консультацию как обойти проблемы, связанные с экол. проверками и судами по экологическим вопросом. Очень помогли! Огромное спасибо!

    Анна, Жирновск

    Очень благодарна за разъяснение всех аспектов касательно получения лимитов на образование и размещение отходов на 2017 год. На все интересующие вопросы мне дали исчерпывающие ответы. Рекомендую обращаться в ООО «ЭПРО Эколог»!

    Все отзывы >>

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Согласно Приказу об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля №92 от 16.03.2017, котрый вступил в силу с 01.06.2017:

    • "Программа производственного экологического контроля (далее Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I,II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
    • В случаях изменений технологических процессов, замены технологического оборудования сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать ПЭК в целях привидения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 30 рабочих дней со дня указанных изменений."

    Согласно ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» от 01.01.2015:

    • (п. 4.2) Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.
    • (п. 4.5) Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

    Рекомендуемый срок действия программы производственного контроля 3 года.

    Необходимый перечень документов: 

    • Положение об экологической службе Заявителя.
    • Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления
    • Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
    • Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.
    • Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).
    • Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов.
    • Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления.
    • Описание систем удаления отходов.
    • Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя.
    • Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами.
    • .Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
    • Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами;
    • Копии свидетельства об метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (система СААЛ).
    • Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
    • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
    • Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
    • Описание методов экоаналитического контроля, используемых при осуществлении измерений в рамках производственного контроля.
    • Описание средств измерений, применяемых при осуществлении производственного контроля

    Порядок разработки:

    • Сбор необходимого перечня документов;
    • Разработка производственного экологического контроля.
    Новости

    Деятельность ООО "ЭПРО "Эколог" соответствует международным стандартам ISO 9001, ISO14001

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.12.2017 № 503-ФЗ: ОТВЕТЫ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ

    В последний день 2017 г. официально опубликован и вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).

    ПАСПОРТ УСТАНОВКИ ОЧИСТКИ ГАЗА: ВОПРОСЫ РЕГИСТРАЦИИ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

    Вопросы, связанные с эксплуатацией газоочистных установок (далее — ГОУ), долгое время выступают предметом для дискуссий. Одним из самых распространенных является вопрос о необходимости регистрировать паспорта ГОУ в каком-либо органе исполнительной власти.

    Все новости >>

    www.epro-ecolog.ru

    Программа производственного экологического контроля (ПЭК)

    Утвержден новый СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация»

    Согласно СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности, а так же: - Полигоны ТКО размещаются за пределами городов и других населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 42.13330 и СанПиН 2.1.4.1110. Минимальное расстояние от полигона до селитебной зоны – 500 м. Размер санитарно-защитной зоны полигона ТКО определяется всоответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. - Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывают из условия срока его эксплуатации не более 25 лет. -  Устройство полигонов ТКО на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов. -  Площадка, предназначенная под размещение полигонов ТКО, должна отвечать следующим требованиям: - иметь грунтовые условия, характеризующиеся однородностью геологического строения в пределах всей площадки; - иметь гидрогеологические условия, характеризующиеся залеганием водоносных слоев на глубине не менее 5 м; - отметка основания ложа полигона должна находиться на 2 м выше расчетного горизонта грунтовых вод. -  Участок для размещения полигона ТКО должен быть не затопляемым или не подтапливаемым. Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов. -  Участок для размещения полигона ТКО следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к муниципальным образованиям и рекреационным зонам. -  Не допускается использовать под полигоны ТКО заболоченные земельные участки и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. -  Допускается размещение участка под полигоны ТКО на территории оврагов, начиная с их верховьев, при обеспечении требования по организации сбора и удаления поверхностного стока путем устройства перехватывающих каналов для отвода вод в открытые водные объекты. Требования к рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов -  После отсыпки полигона ТКО на предусмотренную высоту проводят его закрытие и рекультивацию. -  Последний слой отходов после закрытия полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта. Толщина наружного изолирующего слоя должна быть не менее 0,6 м. -  Для защиты закрытого полигона ТКО от выветривания или смыва окончательного наружного слоя грунта с откосов полигона, его необходимо озеленять путем создания террас и посадки на них деревьев и кустарников,  непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями. -  Использование территории рекультивированного полигона ТКО под капитальное строительство не допускается.16.03.2018 Подробнее

    gip-eco.ru

    Порядок производственного экологического контроля - разработка программ производственного экологического контроля

    Изменения в требованиях к разработке производственного экологического контроля

    1 января 2015 года в силу вступили 2 федеральных закона о внесении изменений – это №458 «Об отходах производства и потребления» от 29.12.2014 и №219 «Об охране окружающей среды» от 21.07.2014 года.

    Поэтому, с 1 января 2015 года всем юр. лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют хозяйственную и (или) другую деятельность необходимо разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК) и осуществлять его в соответствии с установленными требованиями.

    ПЭК представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

    Порядок производственного экологического контроля

    Документ, именуемый «Порядок экологического контроля» (ПЭК), позволяет систематизировать сведения об образовании отходов, правилах обращения с ними на предприятии, а также установить грани ответственности сотрудников, отвечающих за те или иные вопросы по экологии. В нем раскрываются правила, разрешенные действия, сдерживание, запреты, которые регулируют обращение с отходами на предприятии.

    Что представляет собой порядок экологического контроля?

    Этот документ, в некоторой степени, напоминает «аудит» в рамках промышленной зоны, образующей отходы. В нем прописываются:

    • лабораторный контроль со своей периодичностью;
    • контроль над своевременной подготовкой экологических документов;
    • описание действий персонала при любом контакте с отходами. 

    Для рядового сотрудника порядок производственного экологического контроля является некой инструкцией. На протяжении всего пути движения отходов по цепочке производственных участков и цехов сотрудники обязаны осуществлять наблюдение и контроль, не допуская загрязнений.

    Программу ПЭК необходимо разрабатывать отдельно для каждого вида источника загрязнения и утверждать органами экологического и производственного надзора, куда впоследствии будут отправлены отчёты о выполнении программы. 

    Программа экологического контроля включает в себя следующие разделы:

    • Перечень сотрудников, которые отвечают за проведение ПЭК.
    • Данные о составе химических отходах, классе опасности, их качестве и количестве, а также об источнике образования и его хранении на предприятии.
    • Разработка плана и критериев, необходимых для контроля по соблюдению исполнительных предписаний.
    • Программа мониторинга источников загрязнения и состояния окружающей среды, а так же проведение мероприятий, связанных с экологизацией производства и ведение отчетности по всем категориям.
    • График занятий сотрудников, чья работа напрямую связана с отходами и их источниками.
    • Сведения о мерах, предпринятых и реализованных по уменьшению опасного воздействия на окружающую среду и человека.

    Почему необходима разработка ПЭК?

    Для Руководителя ПЭК является одним из пунктов правильного исполнения требований нормативов и законов РФ.

    Данный проект позволяет:

    • Оперативно принимать меры по решению чрезвычайных ситуаций, возникающих при неправильном обращении с некоторыми видами отходов.
    • Наличие ПЭК позволяет заблаговременно разработать и согласовать природоохранные документы, что позволит избежать штрафов.
    • Определить в какой мере удается выполнять мероприятия по внедрению инноваций, которые позволят обеспечить малоотходные тех. процессы.
    • Понять эффективно и безопасно ли применение объектов по размещению отходов для населения и окружающей среды.

    Ответить на вопрос – нужен ли ПЭК? – можно только после того, как станет понятно руководителям и ответственным сотрудникам, что все, затрагиваемые экологические требования в ПЭК, сурово спрашиваются проверяющими надзорными органами. И рано или поздно наступает момент, когда приходится готовить ПЭК.

    Кем и на какие сроки разрабатывается программа ПЭК?

    Разработка программы ПЭК осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом до начала эксплуатации объектов по обращению с отходами, которая утверждается органами экологического контроля и согласовывается на 3 года.

    Разработка программы над влиянием сбросов, выбросов, размещения отходов на окружающую среду – это обязательный и крайне трудоемкий процесс, который требует определенных знаний и опыта в данной области. Обратившись в ЗАО НТЦ «ТехноЭксперт», мы поможем Вам качественно составить и осуществить план экологического контроля, получить гарантированно положительный результат и сэкономить Ваше время.

    Мы рады услышать и помочь Вам в интересующих вопросах, звоните: +7(495) 22-55-295Или пишите нам: [email protected]

      Компания «ВСМПО — автотранс» нарушила экологические требования, но признавать сей факт не собиралась

      Минприроды по Свердловской области выдвинуло обвинения и требования против компании «ВСМПО – автотранс» в отношении нарушения экологических требований.

      По сообщению надзорного ведомства компания не удосужилась разработать программу производственного экологического контроля, а также и необходимый любой компании, деятельность которой связана с опасными отходами, ПНООЛР.

      Минприроды Свердловского региона предписало компании разработать программу ПЭК и ПНООЛР, и вместе с тем организовать порядок осуществления  произ. контроля в области обращения с отходами.

      В свою же очередь, предписано ведомством, составить Паспорт на отходы 1-4 класса опасности и предоставить «Технический отчет о движениях отходов» за период 2013 года.

      С такими требованиями руководство компании не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с ответным иском для обжалования.

      Но, судебный президиум после рассмотрения дела пришел к выводу, что предписания и требования министерства законны.

    www.tehnoexpert.ru

    Производственный экологический контроль — разрабатываем программу

    Когда наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения? Что такое экологический паспорт и общественный экологический контроль? Где заказать программу экологического контроля?

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Наверняка каждый из вас неоднократно видел новости по ТВ или ролики в интернете о том, как стремительно сокращаются природные богатства нашей планеты. О том, как ежечасно ухудшается экологическая обстановка в мире. И о том, что предпринимают люди, чтобы исправить эту ситуацию.

    Обязательно при этом указываются и источники мировой проблемы — неоправданное использование ресурсов, недопустимо вредное производство, неправильное обращение с его отходами и нарушение всяких норм в этой сфере. Возможно ли это изменить и, главное, — как?

    Онлайн-журнал «ХитёрБобёр» и я, Анна Медведева, приветствуем всех, кто заглянул на наш ресурс. Наша статья посвящена теме производственного экологического контроля.

    Итак, начнем!

    Производственный экологический контроль

    1. Что такое производственный экологический контроль

    Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

    Система экологического контроля — это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

    Обозначим эти понятия.

    Производственный экологический контроль (ПЭК) — это наблюдение за безопасностью производства и проведение мероприятий, необходимых в ходе этой деятельности для охраны природы. Организует такие мероприятия служба экоконтроля.

    Общественный экологический контроль — это сфера влияния общественных организаций, объединений, движений. Его весомое преимущество — независимость от госструктур. Благодаря этому он максимально защищает экологические интересы населения.

    У каждого предприятия должен быть экологический паспорт. Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

    По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

    Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

    Перечислим их:

    1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
    2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
    3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

    Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

    Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

    Пример

    Сейчас в Новосибирской, Иркутской и некоторых других областях России остро стоит вопрос использования сельскохозяйственных земель китайскими предпринимателями.

    Иностранные держатели теплиц используют столько недопустимо ядовитых пестицидов в качестве удобрений, что даже после одного сезона их деятельности почвенный покров придется восстанавливать на протяжении десятилетий.

    Россельхознадзор бьет тревогу и требует усиления мер по защите природы. Отечественные плодородные земли уничтожаются безжалостно и с невероятной скоростью.

    2. Для чего проводится производственный экологический контроль — ТОП-4 главные цели

    Теперь поговорим о том, какие цели преследует программа производственного экологического контроля.

    Опишем подробно наиболее значимые из них.

    Цель 1. Обеспечение экологической безопасности предприятия

    Для всякой промышленной деятельности существуют природоохранные нормативы. Это повышает эффективность предприятия. А если оно внедряет энерго- и ресурсосберегающие процессы, то снижается воздействие отравляющих выбросов и на тех, кто там трудится, и на окружающую природу.

    Если предприятие соответствует российским и мировым нормам экологичности производства, оно становится конкурентоспособным, поскольку может рассчитывать на сотрудничество с серьезными партнерами.

    А когда речь идет о партнерстве с зарубежными заказчиками, экологичность промышленности становится едва ли не главным фактором. Так что перед производственным контролем на предприятии стоят чрезвычайно важные задачи. Об этом — отдельная публикация.

    Цель 2. Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду

    Производственно-хозяйственные нормы касаются не состояния природы, а прежде всего источника отравляющих выбросов. Задача нормативов — ограничить деятельность предприятия строгими лимитами.

    Это нормы:

    • разрешенных выбросов;
    • возникновения отходов и ограничения их распределения;
    • разрешенных физических воздействий;
    • рационального использования природных богатств;
    • допустимой степени воздействия на окружающий мир.

    Добавим, что нахождение в специально охраняемых природных местностях тоже ограничено строгими рамками.

    Цель 3. Обеспечение рационального использования природных и энергетических ресурсов

    Необходимость в этом возникла потому, что расход ресурсов природы стал слишком интенсивным. Экологический кризис неизбежно становится следствием их неоправданного использования. Разумное природопользование способствует выходу из этого кризиса.

    Это означает, что необходимо по максимуму сохранять природные ресурсы и по минимуму воздействовать на процессы самовосстановления экосистем.

    Достигнуть всего этого возможно, если применять на производстве комплексный научно обоснованный подход к расходованию природных и энергетических ресурсов.

    Цель 4. Снижение негативного воздействия на окружающую среду

    Когда промышленность отрицательно воздействует на мир природы, это наихудшим образом меняет все показатели окружающей среды. Производственный экологический контроль определяет меры для того, чтобы предотвратить или снизить это воздействие.

    Снижение негативного воздействия на окружающую среду

    Добавим, что за недопустимое загрязнение окружающей среды, как и за причиненный вред здоровью работников с предприятия взимается отдельная плата.

    3. Какие мероприятия включает в себя производственный экологический контроль — 4 основных мероприятия

    Главное назначение производственного экологического контроля — это наблюдать за источниками образования отравляющих выбросов и объектами природы (водоемами, воздухом, землей).

    Перед началом проведения производственного контроля программа согласовывается с органами охраны окружающей среды и Роспотребнадзора.

    Мероприятие 1. Экологический контроль за использованием поверхностных водных объектов

    Комплекс мер по защите водоемов касается ситуации с поверхностными и подземными водами, дном, берегами и водоохранными зонами.

    Что делает экослужба:

    • выявляет и прогнозирует процессы, пагубно воздействующие на водоемы;
    • определяет и реализует программу устранения этих процессов;
    • оценивает эффективность уже проводимых мероприятий;
    • контролирует степень засорения поверхностных вод.

    Необходимо также оценивать свойства и состав воды. Помогают в этом физические, химические и гидробиологические показатели.

    Мероприятие 2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения

    Выбросы отравляющих отходов в воздух производятся передвижными и непередвижными устройствами.

    Что делают для защиты воздуха:

    • контролируют, насколько соблюдаются нормы разрешенных выбросов;
    • проводят инвентаризацию всех источников образования отходов;
    • проверяют, есть ли лицензия на выброс отравляющих веществ в воздух, выдаваемая органами по защите природы;
    • определяют, насколько токсичны отработанные газы автомобильного транспорта;
    • измеряют степень концентрации отравляющих веществ;
    • контролируют исправность газоочистных установок.

    Все параметры требуется заносить в журналы учета.

    Мероприятие 3. Экологический контроль в сфере обращения с отходами

    Что делать с отходами промышленной деятельности? Здесь законодательство также предусматривает комплекс мероприятий.

    Прежде всего необходимо:

    • проверять, правильно ли и в какой последовательности утилизируются отходы;
    • уменьшать, насколько это возможно, объем и степень опасности выбросов;
    • наблюдать за состоянием окружающей среды в местах, где хранятся отходы;
    • регистрировать и анализировать данные;
    • внедрять малоотходные технологии и новые методики переработки и уничтожения отходов;
    • проверять соответствие размещенных отходов существующему лимиту.

    Сюда же входит проверка всех документов по учету выбросов — формированию, хранению, переработке либо передаче другим учреждениям.

    За отсутствие журнала учета по закону приписывается штраф.

    Мероприятие 4. Контроль за своевременностью подачи отчетности в соответствующие инстанции

    Все данные, выявленные в ходе ПЭК на предприятии, отображаются в отчете. Он сдается каждый год в территориальный орган Ростехнадзора.

    Сдавать отчет необходимо всем предприятиям, эксплуатирующим производственные объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Оформить отчет можно в распечатке, на диске либо флэш-карте.

    Подробности о документации по охране окружающей среды на предприятии вы узнаете из видеоролика.

    4. Как разработать и реализовать программу производственного экологического контроля — 5 простых шагов

    Каков порядок осуществления программы производственного экологического контроля?

    Чтобы было понятно, с чего начинать и как не упустить важные моменты, мы составили алгоритм действий.

    Шаг 1. Выбираем компанию для осуществления экологического контроля

    Деятельность компании должна соответствовать законодательству Российской Федерации.

    Попросите предоставить образцы уже проведенных мероприятий. Лабораторные исследования должны проводиться в рамках санитарно-эпидемиологических нормативов. Результаты должны оформляться по форме установленных требований Роспотребнадзора и Росаккредитации.

    Убедитесь и в том, что в компании работают высококвалифицированные специалисты-экологи с хорошим опытом.

    Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услуги

    На процедуру подписания договора мы советуем пригласить юриста, сведущего в сфере экологии. Если ваш штатный специалист не обладает необходимыми знаниями, обратитесь к независимому.

    Стоимость разработки программы ПЭК всегда индивидуальна. Зависит она от категории предприятия, числа промышленных объектов и количества источников вредных отходов.

    Шаг 3. Утверждаем программу производственного экологического контроля

    Программа ПЭК должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 56062-2014 и Р 56061-2014, которые действуют с 1 января 2015 года.

    Обязательные пункты программы:

    • информация, как проводится учет отходов, их источников и объектов размещения;
    • список отделов и должностных лиц, которые отвечают за ПЭК;
    • данные об испытательных лабораториях;
    • сведения о том, с какой регулярностью и какими методами осуществляется ПЭК;
    • информация о местах сбора проб и методах измерений.

    Кроме прочего, в документ необходимо включить паспортные данные промышленных объектов.

    Шаг 4. Ожидаем проведения контрольных мероприятий

    Проведение запланированных мероприятий предполагает две системы.

    Необходимо:

    1. Контролировать источники и количество выбросов в воздух и водоемы.
    2. Контролировать состояние природных объектов (флоры и фауны, воздуха, водоемов, геологической среды, земли и т. д.).

    Проведение контрольных мероприятий

    Завершается комплекс мероприятий систематизацией и оценкой результатов проверки.

    Шаг 5. Получаем отчет о проделанной работе

    Отчет по программе ПЭК содержит все результаты проведенных мероприятий. Необходимо также определить их соответствие установленным нормам. На основании этого анализа компания выдает указания по эффективному снижению установленных параметров.

    Добавим, что своевременное исправление показателей предотвратит штрафы и прочие нежелательные меры административного воздействия за нарушение санитарных нормативов. О производственном контроле на опасных производственных объектах вы узнаете из соответствующей статьи нашего ресурса.

    5. Профессиональная помощь в осуществлении производственного экологического контроля — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

    Производственный экологический контроль проводится специализированными учреждениями.

    Предлагаем ознакомиться с некоторыми крупными представителями данного направления.

    1) Ecostandard Group

    EcoStandard groupВот уже 20 лет компания работает в сфере экологического мониторинга и экспертизы, услуг по охране труда, разработке проектной документации и сертификации по международным стандартам. Одно из самых передовых направлений Ecostandard Group — это внедрение «зеленых» технологий.

    У компании собственный лабораторный центр и большой штат высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому, все работы и услуги предоставляются здесь на высшем уровне, качественно и оперативно.

    Компания сотрудничает как с крупнейшими проектами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. Область ее деятельности — Россия и страны СНГ.

    2) ЭкоЦентрПроект

    ЭкоЦентрПроектЭкологическая фирма предлагает полный комплекс услуг в сфере экологического консалтинга. Кроме прочего, вам помогут разработать экопроект, составят экоотчетность, проведут любое лабораторное исследование и подготовят все необходимые документы к проверкам.

    В штате компании высококвалифицированные специалисты санитарно-гигиенического профиля и экологи с многолетним опытом работы, постоянно повышающие свой квалификационный уровень. При необходимости сотрудники «ЭкоЦентрПроекта» проведут попутно с ПЭК санитарный производственный контроль, поскольку экологичность производства и санитария во многом взаимосвязаны.

    Если вам нужен общий производственный контроль, здесь для вас разработают полную программу. Выгодные цены, дополнительные скидки и высокое качество услуг — то, что неизменно привлекает внимание множества заказчиков к «ЭкоЦентрПроекту».

    3) НУМЦ

    НУМЦАссоциация экологов-аудиторов начала свою деятельность еще в 1990 году. Здесь обучают кадры управления и техперсонал по международным стандартам, повышают квалификации аудиторов-экологов, разрабатывают проектные документы и проводят экоаудит.

    Заказывайте в НУМЦ любой вид консалтинговых услуг в сфере охраны окружающей среды и экобезопасности, а также общий производственный контроль на вашем предприятии. Опытные эксперты работают дистанционно или, если того требует программа, выезжают на объекты.

    Звоните по телефону, пишите на электронную почту, приезжайте сразу в московский офис, и все ваши вопросы решатся оперативно, профессионально и на высшем уровне.

    7. Заключение

    Подведем итоги.

    Программа производственного экологического контроля — комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту природной среды от воздействия вредных факторов, неизбежно возникающих в ходе промышленной или хозяйственной деятельности предприятий.

    За нарушение экологических норм законодательство налагает штрафные санкции, а в самых серьезных случаях предусматривает уголовную ответственность.

    Вопрос к читателям

    Что еще о производственном экологическом контроле вы хотели бы узнать?

    Дорогие друзья! Мы стараемся предоставлять своим читателям максимум полезной информации, поэтому ждем от вас обратной связи. Пишите комментарии, ставьте оценки, не забудьте про лайки в соцсетях. До встречи в новых публикациях!

    hiterbober.ru

    Программа ПЭК

    04.04.2018 на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru был опубликован Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (вступил в силу 15.04.2018; далее — Приказ № 74), которым утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — Требования), а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

     

    Напомним, 01.01.2015 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) на основании п. 22 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) был дополнен нормами, предусматривающими обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий, по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК), а также по представлению в уполномоченные органы отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

    На определение требований к содержанию программы ПЭК, сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК Правительство Российской Федерации уполномочило Минприроды России (см. подп. 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219; далее — Положение).

    В 2017 г. Минприроды России разработало соответствующий проект акта, вылившийся в итоге в Приказ от 16.03.2017 № 92 (далее — Приказ № 92), который неоднократно представлялся на государственную регистрацию в Минюст России и так же неоднократно получал отказ в регистрации. В конечном счете на основании Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 73 Приказ № 92 был отменен.

     

    К СВЕДЕНИЮ

    В числе основных претензий, которые предъявлялись к Приказу № 92, было наличие положений о включении в программу ПЭК сведений, состав которых данным Приказом не конкретизирован, а также пунктов, не относящихся к требованиям к содержанию программы ПЭК, срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (в частности, устанавливающих требования к порядку проведения ПЭК). Например, Приказ № 92 предусматривал включение в программу ПЭК сведений по видам контроля, не предусмотренным Федеральным законом № 7-ФЗ для включения в указанную программу (производственный контроль в области использования и охраны земель; в области охраны и пользования недрами; за состоянием окружающей среды в отношении объектов животного и растительного мира).

     

    В настоящей статье ответим на вопросы, касающиеся программы ПЭК, которые возникают у экологов предприятий, а именно:

    1. Подлежит ли программа ПЭК согласованию или утверждению органами государственной власти?

    2. Утверждена ли форма программы ПЭК и отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК?

    3. Подлежит ли согласованию или утверждению органами государственной власти отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК?

    4. В какие сроки представляется отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК?

    5. Что делать, если до вступления в силу Приказа № 74 для предприятия уже была разработана программа ПЭК?

    6. Каков срок действия программы ПЭК?

    7. Какие сведения из разрешительной документации можно продублировать в программе ПЭК?

    8. Как соотносятся положения Федерального закона № 7-ФЗ и Требований в части сведений, указываемых в программе ПЭК?

    9. Какие трудности могут возникнуть при составлении программы ПЭК?

     

     

    И.Б. Петров, главный юрист EHSinfo

    www.profiz.ru