Тайм-менеджмент в ДОУ как способ повышения адаптивности и эффективности работы. Тайм менеджмент в доу


Проект «ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ В ДОО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ДОКЛАД «ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ В ДОО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ».воспитатель Снеговская С.Н.

Тайм-менеджмент – одна из самых выгодных инвестиций. Часы, вложенные в изучение этой удивительной науки, сэкономят растраченные впустую годы.Ника верНИКОВА

Цель проекта – изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Задачи:

  • Изучать теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления ДОО

  • Разработать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента молодыми специалистами ДОО

  • Апробировать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы с молодыми специалистами с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.

Этапы проектаИнновационные идеи проекта

Подготовительный(аналитико-прогностический) – 1,5-2 месяца:

- изучение основ российского менеджмента в образовании;

 - анализ существующей нормативно-правовой базы в ДОО;

 - анализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОО;

 - анкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельности;

 - создание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента.

Основной – 3-3,5 месяца:

- создание модели тематического плана по тайм-менеджменту;

 - разработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента;

 - промежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми специалистами по тайм-менеджменту

Заключительный – 0,5-1 месяц:

- подведение итогов работы над проектом;

 - анализ проделанной работы;

 - сравнение предполагаемых и реально получаемых результатов;

 - выход с презентацией опыта на районном уровне.

Педагогические эффекты в отношении молодого специалиста:

- живет по законам тайм-менеджмента;

 - повышается эффективность работы;

 - повышается профессиональная компетентность;

 - возникает мотивация к творческой самореализации;

 - происходит профессиональный (карьерный) рост.

В рамках разработки проекта «Тайм-менеджмент в ДОО» и его реализации в системе методической работы с молодыми специалистами были более подробно рассмотрены:

- правила внутреннего трудового распорядка;

 - трудовые договоры, которые чаще всего подписываются вновь поступающими на работу бездумно;

 - недельный расчет объема образовательной нагрузки по всем образовательным областям и всем возрастным группам.

- схемы, шпаргалки, облегчающие планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах; - организация рабочего пространства; - расстановка приоритетов при скоплении документальной работы.

Личностные свойства молодых специалистов:

- способность к анализу информации и определению проблемы;

 - умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;

 - умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

 - способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументирован

Но убеждать и принимать коллегиальное решение;

 - установки на саморазвитие и самореализацию.

Проект «ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ В ДОО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Цель проекта – изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Задачи:

  • Изучать теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления ДОО

  • Разработать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента молодыми специалистами ДОО

  • Апробировать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы с молодыми специалистами с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.

Этапы проектаИнновационные идеи проекта

Подготовительный(аналитико-прогностический) – 1,5-2 месяца:

- изучение основ российского менеджмента в образовании;

 - анализ существующей нормативно-правовой базы в ДОО;

 - анализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОО;

 - анкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельности;

 - создание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента.

Основной – 3-3,5 месяца:

- создание модели тематического плана по тайм-менеджменту;

 - разработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента;

 - промежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми специалистами по тайм-менеджменту

Заключительный – 0,5-1 месяц:

- подведение итогов работы над проектом;

 - анализ проделанной работы;

 - сравнение предполагаемых и реально получаемых результатов;

 - выход с презентацией опыта на районном уровне.

Педагогические эффекты в отношении молодого специалиста:

- живет по законам тайм-менеджмента;

 - повышается эффективность работы;

 - повышается профессиональная компетентность;

 - возникает мотивация к творческой самореализации;

 - происходит профессиональный (карьерный) рост.

В рамках разработки проекта «Тайм-менеджмент в ДОО» и его реализации в системе методической работы с молодыми специалистами были более подробно рассмотрены:

- правила внутреннего трудового распорядка;

 - трудовые договоры, которые чаще всего подписываются вновь поступающими на работу бездумно;

 - недельный расчет объема образовательной нагрузки по всем образовательным областям и всем возрастным группам.

- схемы, шпаргалки, облегчающие планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах; - организация рабочего пространства; - расстановка приоритетов при скоплении документальной работы.

Личностные свойства молодых специалистов:

- способность к анализу информации и определению проблемы;

 - умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;

 - умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

 - способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументирован

Но убеждать и принимать коллегиальное решени:

 - установки на саморазвитие и самореализацию.

Практикум «Тайм – менеджмент в работе  воспитателя как организатора  педагогического процесса»

Цель: Трансляция опыта  педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.

Задачи:

  1. Предупредить возможные затруднения в работе молодых специалистов, акцентировать внимание опытных коллег на факторах препятствующих эффективности профессиональной деятельности.

  2. Познакомить с базовыми понятиями тайм – менеджмента, как отрасли науки управления.

  3. Совершенствовать аналитические умения педагогов.

Установление контакта, приветствие участников

Заполнение оценочного листа (приложение 1)

Упражнение «Пирог»

Рефлексия

- Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Лелюк Наталья Леонидовна. Я старший воспитатель Детского сада №11 города Лиски, Воронежской области.  Хочу познакомиться  с Вами – ведь Вы, наверняка, успешные специалисты, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей, с братьями нашими меньшими. Да? Все верно? Тогда можно Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

- Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент в работе  воспитателя как организатора  педагогического процесса» Я уверена, что у нас все получится. Да? Ну что ж, тогда начинаем.

- Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть.

- Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали?

- А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

- Стоит ли растрачивать время в пустую?

Теория вопроса

Упражнение «Пирамида успеха»

(приложение 2)

Рефлексия

Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра»

(приложение 3)

Рефлексия

Упражнение «Определяем своих «лягушек»

Упражнение «Делим «Слона»

- Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходите Вы.

Время – это  ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается  около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» - теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

- Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Вы все  воспитатели. На качество образовательной работы  влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для  воспитателя важно уметь организовывать себя, обладать умением самоорганизации.  Самоорганизация – дело, конечно, не простое. Но ради тех замечательных результатов, которые она приносит, ею стоит заняться.

- Чтобы узнать, как эффективно организовывать свое время, давайте разберемся, что же такое тайм – менеджмент (ТМ).  Тайм – менеджмент – искусство эффективной организации времени. Задачи ТМ – помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, - ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.

Сегодня мы остановимся на некоторых критериях – это целеполагание, расстановка приоритетов и планирование.

- Итак целеполагание. Хочется начать со слов Луция Сенека «Когда я не знаю, на какую гавань мне держать курс, ни один ветер не будет для меня попутным»

- Чтобы достичь чего-то, мы сначала должны знать, чего мы хотим. Только наличие четкой цели дает возможность достигнуть многого.    – Не спешите сразу браться за глобальное – начните с того, что сформулируйте главные цели вашей профессиональной жизни, исходя из них определите долгосрочные цели на ближайшие 5-10 лет, определите 4 главные цели в год, затем определите цель на 1 месяц. И то, что вы делаете в течение дня, недели, месяца – приближает вас к этой крупной и далекой цели.

- Давайте попробуем выполнить упражнение по системе Бенджамина Франклина. Заполните все предложенные ступени пирамиды под названием «Успех».

- У Вас получилось, трудно было его выполнять? С какой трудностью вы столкнулись? Как Вы думаете почему?

- Следующий критерий, который я бы хотела с Вами рассмотреть, это – расстановка приоритетов.

Можно всю жизнь делать вещи правильно. Но лучше – делать правильные вещи.

Приходилось ли Вам заниматься решением какой-нибудь задачи впервые? Сколько сил и энергии уходило на то чтобы добиться хоть какого-то результата? Если Вы будете заново решать эту задачу, то отбросите большую половину дел, а делать только те, которые действительно давали результат. Заметьте: только небольшая часть всех ваших дел дает наибольший результат. Вложившись именно в эти дела, вы сэкономите массу времени.

В ТМ существует Закон Парето (Принцип Парето), который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». В приложении к управлению временем это правило звучит так: 20% дел (и затраченного времени) дают 80% результатов, 80% дел (и затраченного времени) дают 20% результатов. Этот принцип является универсальным, и применим к любой сфере деятельности. Например: 20% информации приносят 80% знаний по данной теме, а остальные 80% только 20%. Проверьте этот принцип обязательно, проанализировав одно из своих последних дел, чтобы убедиться самому в его действительности. Поэтому примите совет: следует вначале выделить те 20% дел, которые дают максимальный результат и начинать с них.

Отделять главные дела от второстепенных, причем делать это быстро и правильно – очень ценное для организации времени умение. И главным помощником в этом должен стать Метод Эйзенхауэра – техника расстановки приоритетов. Он выделил следующие 4 категории ежедневных дел по критериям – важности и срочности:

Категория А: Важные и срочные

    Сюда входят все неотложные дела: аварийная и критическая ситуации, проекты с «горящим сроком», все то, что необходимо выполнить без промедления.

Не допускайте появления этих дел! Старайтесь предвидеть их появление!  

Категория Б: Важные и не срочные

    В этой группе должны быть сосредоточены дела, которые приближают Вас к цели – самые полезные задачи. Они касаются Вашего личностного развития. Сосредоточьте все Ваши усилия на делах этой категории – они принесут самую большую отдачу.

Категория В: Не важные и срочные

    Выполнение этих дел никак не приблизят Вас к достижению Вашей цели. В этой категории скапливаются самые вредные дела, которые пытаются выдать себя за дела из категории А.  Это могут быть срочные дела, не относящиеся  к вашим непосредственным обязанностям. Не принимайте  все, что надо сделать срочно – за важное. Думайте о целях!

Категория Г: Не важные и не срочные

    Как ни печально, таких дел большинство. Эта категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в Ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Однако они часто бывают интересными и даже приятными. Это может быть: разговор с друзьями по телефону в рабочее время, чаепития, игра в компьютер, просмотр сериалов и др. С делами этой категории нужно поступать жестко – вычеркивать из списка или выделять для них время по остаточному принципу.

- Сейчас я предлагаю вам заполнить Матрицу Эйзенхауэра.

- Что у вас получилось?  Легко ли распределить дела по приоритетам?

 - Следующий немаловажный критерий ТМ – это планирование.

Если Вы наметили цель, и убедились, что она действительно важна — надо начинать действовать. Но не вслепую — а проработав эффективный план, чтобы тратить ресурсы (время, силы, деньги) именно на то, на что нужно, и в правильный момент.

    - Воспитатель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с планированием. Планирование в ТМ может быть жестким и гибким. Жесткое — наметить четкий план, где каждое дело привязано к определенному времени, и этому плану следовать, оно  удобно в масштабах года (годовой план учреждения). Гибкое планирование удобно для плана дня. Скажем, за день нужно сделать некоторые дела — пишем список, — и в течение дня дела из списка выполняем. В какой последовательности и когда именно — решаем по ситуации. Как планировать свое время, как сочетать жесткое и гибкое планирование — решать вам.  Главное — план должен быть.

Специалисты по ТМ утверждают, что планирование высвобождает время.

- В ТМ есть интересное правило, которое называется  Правило 6 «П», оно гласит: правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.

Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. (Предлагаю  циклограмму)

Продолжайте работать с составленным списком в течение дня: при появлении нового дела вносите его в список с учетом приоритетности по отношению к ранее запланированным задачам. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст Вам ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и зарядит энергией.

- Я уверена на 100%, что у каждого из здесь присутствующего есть такие дела, которые не хочется выполнять, которые влекут за собой неприятные ощущения, отнимают много сил, не интересны сами по себе и выполнение которых откладывается постоянно изо дня в день.  В общем, любое занятие, которое совсем не хочется делать, но рано или поздно выполнить его необходимо. Такие дела называются на тайм-менеджерском языке«лягушками». 

- Напишите на листке бумаги свои «лягушки», сколько вспомните в течение 1 минуты. Написали? Я Вам расскажу, что делать с лягушками по ТМ: Всё очень легко:   выписать на отдельный листок/отдельную вкладку/отдельный файл весь список лягушек и «съедать» каждое утро по одной. Вы удивитесь, но через пару недель у Вас не останется ни одной лягушки.

- А теперь я хочу остановиться на других делах, не менее неприятных. У каждого из Вас есть дела, выполнение которых пугает от большого объема,  Вы не знаете, как к ним подступиться и с чего начать. Это могут быть  написание программы, написание ППО. На тайм-менеджерском языке их называют «Слонами». Как быть со «слонами»?

Сами понимаете — проглотить целого «слона» за раз практически невозможно. Но возможно нарезать его на «бифштексы» и съесть их по-одному. Улавливаете мысль? Итак, чтобы написать программу  - нужно разбить ее на маленькие составляющие («бифштексы»).

Памятка «Правила тайм-менеджмента» (приложение 4)

Заполнение оценочного листа

Рефлексия

Притча

- Давайте подведем итог нашей встречи. Еще раз сосредоточим внимание на правилах тайм – менеджмента. Возьмите их на заметку. (читаю из презентации «Правила тайм - менеджмента»)

- Наш мастер-класс подошел к концу.

- И сейчас Вы можете заполнить вторую половину оценочного листа.

- В преддверии выходных дней, я бы хотела рассказать многим знакомую притчу.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре. После чего профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: «Да, банка полна». Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!»

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся.

— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. Удачного отдыха!

Приложение 1

До мастер – класса

После мастер – класса

мастер – класса?

Приложение 2

«Пирамида успеха»

(Бенджамин Франклин)

«УСПЕХ»

Главная цель

моей про-

фессиональной

жизни: _________

________________

________________

Что я могу сделать для её

достижения в ближай-

шие 5 лет: _________

_______________________________

Что я могу сделать для достижения этой цели

В этом году: 1.__________________________

2._____________________________________

3._____________________________________

Что я могу сделать в следующем месяце:

_____________________________________________

_____________________________________________

Для достижения моей цели, что я сделаю уже завтра:

_________________________________________________

Приложение 3

Матрица Эйзенхауэра

Дата __ноябрь 2010г.

Важные

Категория А

Срочные

Важные

Категория Б

Не срочные

Не важные

Категория В

Срочные

Не важные

Категория Г

Не срочные

Перечень дел, которые необходимо распределить по приоритетам:

  • Посещение МО;

  • Сдать табель посещаемости детей;

  • Подать заявку на конкурс;

  • Навести порядок в группе: протереть пыль, расставить книги по цвету и размеру, полить цветы;

  • Написать заявление на аттестацию;

  • Обсудить за чашкой чая последние новости;

  • Чтение методической литературы;

  • Заправить картридж у принтера.

Приложение 4

Памятка

«Правила тайм - менеджмента»

1. Записывайте план на следующий день

15 минут вечером проанализировать прошедший день и составить примерный план на завтрашний, 15 минут утром уточнить план на день — и полтора-два часа дополнительного времени благодаря планированию у нас в кармане. Планировать следующий день перед сном похвально, но, чтобы ничего не забыть, лучше все-таки записать, разграничив дела по степени важности.

2. Старайтесь выполнить большую часть запланированного в первой половине дня

Воспользуйтесь обеденным перерывом, чтобы решить свои личные дела (позвонить родственникам). На вечер оставьте минимум (покупка продуктов), ведь вам предстоит еще приготовление ужина и занятия с детьми. В повседневных домашних делах также следуйте алгоритму: готовим ужин, одновременно с этим занимаемся стиркой, ребенок в это время делает черновой вариант домашнего задания.

3.  Корзина для мусора — один из самых эффективных инструментов управления временем

 На что способна корзина для мусора? Люди, показывающие хорошие результаты, работают за чистым столом. У непродуктивных и несобранных людей на столе царит дикий хаос. Выработайте привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом. Замечено, что до 30% рабочего времени тратится на поиски нужной бумаги.

4. Слово «нет» экономит неожиданно много времени

Самое главное слово для организации собственного времени — это вежливое «нет». Учитесь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов. Будьте тактичны и отказывайте так, чтобы человек понял, что Вы отвергаете не его лично, а задачу.

5. Научитесь воспринимать информацию с первого раза Старайтесь улавливать суть  документов с первого прочтения. Ведь на самом деле это совсем не сложно. Всего-то и требуется, что сконцентрироваться и не отвлекаться по мелочам. То же самое касается и информации, воспринимаемой на слух. Внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят, и не переспрашивайте собеседника по нескольку раз. Этим вы сэкономите время и себе, и ему. 

6. Носите с собой блокнот

Мы никогда не можем предугадать, когда нам в голову придет прекрасная идея или внезапно мы придумаем решение какой-то проблемы. Носите с собой маленький блокнот, в который Вы сможете записывать все хорошие мысли и идеи, как только они придут к Вам в голову.

7. Нельзя перегружать память лишней информацией

Вместо того чтобы всё запоминать, обзаведитесь органайзером. Не стоит держать в уме то, что можно записать.

8. Боритесь с «Пожирателями времени»

Исключайте занятия, которые являются пожирателями Вашего времени (например, обсуждение новостей с коллегами, бесцельное переключение каналов телевизора, бесконечные разговоры по телефону). Специалисты выделяют около 20 видов таких пожирателей

9. Установите время посещений 

Заходят ли коллеги в ваш кабинет в любое время? Постоянно открытые двери стимулируют сотрудников к встречам и без особой надобности. Установите время посещений, и увидите, насколько быстрее станут решаться поставленные задачи.

10. Учитесь быстро переключаться с одного дела на другое

 Бывают периоды, когда отдыхать просто некогда. Но ведь и работать без перерывов тоже нельзя. Помните выражение: лучший отдых — это смена деятельности!

11. Уделяйте время себе

Каждый день уделяйте минимум времени (по 10 мин.) на себя любимую.

12. Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь

Здоровое питание, позитивное мышление и спорт – обязательны! Только в таком случае вы будете чувствовать себя хорошо, и энергии у вас хватит на много свершений в течение дня. Ведь плохое, сонливое самочувствие никогда не было помощником в делах.

13. Разработайте собственную систему мотивации и поощрений Рабочий процесс нуждается в периодической стимуляции. А ведь именно вы лучше всех знаете, чем себя поощрить. Можно сходить в кино, порадовать себя чем-то сладеньким, встретиться с друзьями, выбраться на природу и т. Д.  И, конечно же, чем сложнее работа, тем приятней должно быть вознаграждение.

 

infourok.ru

Тайм-менеджмент в детском саду – Ребенок в детском саду

время

Автор — Г.А. ДЕМИНА

Тайм-менеджмент — одна из самых выгодных инвестиций. Часы, вложенные в изучение этой удивительной науки, сэкономят растраченные впустую годы. Ника Верникова

В настоящее время дошкольное образование особенно остро нуждается в сохранении молодых кадров, так как модернизация образования и инновационное развитие общества возможны только с участием энергичных молодых педагогов, которые составят его будущее.

На сегодняшний день дошкольные организации испытывают кадровый дефицит: большинство педагогов уже перешагнули 50-летний рубеж, 46% молодых педагогов не задерживаются больше года. В начале профессиональной деятельности перед молодыми педагогами встают такие проблемы, как низкая заработная плата, напряженный рабочий график, авторитарный стиль руководства, равнодушие коллег, отсутствие помощи и поддержки со стороны руководителей, несформированность компетентности самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособность к самообразованию и, как следствие, разочарование в профессии, инфантильность в понимании необходимости профессионального роста.

Даже опытным педагогам хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Что же говорить о молодых специалистах?

Многочисленные профессиональные стрессы (и это уже доказано) очень часто связаны с неумением планировать свой рабочий день, грамотно и рационально подходить к распределению времени.

Именно поэтому молодых специалистов практически с первых недель работы в ДОО необходимо знакомить с техниками управления собственным временем. Сделав тайм-менеджмент элементом системы методической работы с молодыми специалистами, ДОО решит ряд профессионально важных задач:

  • выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами, при этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворенностью от работы;
  • как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций и достижение целей кратчайшим путем.

Но основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени.

Довольно часто складывается ситуация, когда молодой специалист, казалось бы хорошо знающий специфику и содержание профессии, неплохо владеющий необходимыми навыками, не дает положительных результатов ввоспитательно-образовательной работе. Трудности в адаптации и выработке собственного педагогического стиля,конечно же, испытывают практически все в начале своего профессионального пути, а ведь успешное начало влияет на способность и желание работать. Несомненно, что эффективное вхождение молодого специалиста в сферу своих обязанностей целиком зависит от того, насколько благожелательно отношение к начинающим специалистам и насколько развита система адаптации в образовательной организации.

Одним из инструментов повышения эффективности адаптации является внедрение методов тайм-менеджментав качестве элемента системы работы с молодыми специалистами. Для ее достижения был разработан и реализован проект «Тайм-менеджмент в ДОО как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов».

Главная цель проекта — изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

1. Изучить теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления ДОО.

2. Разработать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента молодыми специалистами ДОО.

3. Апробировать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы с молодыми специалистами с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.

Инновационные идеи проекта

Зная азы тайм-менеджмента, можно научиться эффективно распоряжаться временем, правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и находить время на отдых.

Отработка навыков управления временем должна быть произведена на уровне тела, то есть до автоматизма или хотя бы до понимания, когда дальше можно начинать использовать их в обычной жизни самостоятельно.

Работа над проектом проводилась в несколько этапов.

1-й этап — подготовительный (аналитико-прогностический) — 1,5—2 месяца:

  • изучение основ российского менеджмента в образовании;
  • анализ существующей нормативно-правовой базы в ДОО;
  • анализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОО;
  • анкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельности;
  • создание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента.

2-й этап — основной — 3—3,5 месяца:

  • создание модели тематического плана по тайм-менеджменту;
  • разработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента;
  • промежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми специалистами по тайм-менеджменту.

3-й этап — заключительный — 0,5—1 месяц:

  • подведение итогов работы над проектом;
  • анализ проделанной работы;
  • сравнение предполагаемых и реально полученных результатов;
  • выход с презентацией опыта на районном уровне.

Педагогические эффекты в отношении молодого специалиста:

  • живет по законам тайм-менеджмента;
  • повышается эффективность работы;
  • повышается профессиональная компетентность;
  • возникает мотивация к творческой самореализации;
  • происходит профессиональный (карьерный) рост.

В рамках разработки проекта «Тайм-менеджмент в ДОО» и его реализации в системе методической работы с молодыми специалистами были более подробно рассмотрены:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  •  трудовые договоры, которые чаще всего подписываются вновь поступающими на работу бездумно;
  • недельный расчет объема образовательной нагрузки по всем образовательным областям и всем возрастным группам.

Совместно с молодыми специалистами были проработаны режимы пребывания детей в дошкольной организации и найдены «ловушки времени» и «минутки для творческой лени» в рабочее время.

Кроме того, отработаны с точки зрения профессиональных умений:

  • схемы, шпаргалки, облегчающие планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах;
  • организация рабочего пространства;
  • расстановка приоритетов при скоплении документальной работы.

Что касается личностных свойств молодых специалистов, то в результате тренингов они претерпели определенную корректировку.

Появились:

  • способность к анализу информации и определению проблемы;
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
  • способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллегиальное решение;
  • установки на саморазвитие и самореализацию.

Но главное — процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность прошел на хорошем уровне, без каких-либо срывов. Конечно, все это только анализ наблюдений, ведь, как гласит известная поговорка, «время покажет, кто прав».

В череде жизненных событий людей немалое место занимают попытки «подружиться» со временем собственной жизни, сделать его более осмысленным и наполненным. И тем не менее, как справедливо заметил Эрик Берн, мы вынуждены решать проблему структурирования времени с момента своего рождения и до момента своей смерти. И знаем мы о законах тайм-менеджмента или нет, но мы живем по ним. Кто-то слепо мечется, используя для подчинения времени метод проб и ошибок, а кто-то подходит к этому делу серьезно, выстраивая системы и разрабатывая алгоритмы.

Рецептов примирения со временем становится все больше, но битву эту каждый отдельный человек может выиграть только самостоятельно. А наша задача — облегчить этот выигрыш хотя бы молодым специалистам, которые приходят работать в нашу дошкольную организацию.

Система мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента

таблица

Анкета участника тренинга «Управление временем»

Для эффективного проведения подготовительной работы просим вас ответить на вопросы, которые помогутболее точно подготовить и составить программу тренинга.

Фамилия, имяДолжностьКоличество подчиненных (если есть)Стаж работы в учреждении

таблица

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь 2014. 

deti-club.ru

Тайм-менеджмент в ДОУ как способ повышения адаптивности и эффективности работы

Проект «Тайм – менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов»

Актуальность проекта

Происходящие в обществе глобальные изменения диктуют новые социальные требования, в первую очередь, к сфере образования. Очевидно, что от профессионализма педагогов зависит как социальное, так и личностное развитие подрастающего поколения, качество их обучения и воспитания, а в дальнейшем их самоопределение и самореализация. Кроме того, в условиях рыночной экономики залогом успешного функционирования любого образовательного учреждения становится также наличие конкурентоспособных высококвалифицированных педагогических кадров.

С учетом этих современных аспектов и встает вопрос о таком педагоге, который обладал бы культурой профессиональной деятельности, способностями к самопознанию, саморазвитию и самореализации, смог бы передать своим воспитанникам не только знания, умения и навыки, но и, способы деятельности.

Работая в режиме цейтнота, даже высококвалифицированным педагогам хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Что же говорить о молодых специалистах?

Довольно часто складывается ситуация, когда молодой специалист, вроде бы хорошо знающий специфику и содержание профессии, не плохо владеющий навыками работы, не дает положительных результатов в воспитательно-образовательной работе. Трудности в адаптации и выработке собственного педагогического стиля, конечно же, испытывают практически все в начале своего профессионального пути. А ведь, успешное начало влияет на способность и желание работать. Несомненно, что эффективное вхождение молодого специалиста в сферу своих обязанностей целиком и полностью зависит от того, насколько благожелательно отношение к начинающим специалистам и насколько развита система адаптации в образовательном учреждении.

Одним из инструментов повышения эффективности адаптации является внедрение методов тайм-менеджмента в качестве элемента системы работы с молодыми специалистами. Он не только познакомит их с методиками формирования жизненных целей и долгосрочным планированием, ведь молодым людям всегда хочется чего-то большего, но и поможет отработать навыки планирования своего рабочего времени, найти свои «якоря настройки» на рабочий лад, научит «творчески лениться» и выявлять основные поглотители времени в рабочем процессе. А главное, научит ценить время, ведь время – невосполнимый ресурс, хочется быстрее получить желаемое, и при этом затратить меньше сил, но добиться больших результатов.

Все выше сказанное и составило предпосылки для разработки проекта, цель которого заключается в том, чтобы

- изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением.

Разработать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеждмента молодыми специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Апробировать систему мероприятия по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы с молодыми специалистами с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.

При этом, объектом исследования была система управления в дошкольном учреждении в условиях динамично изменяющейся среды.

Предметом – внедрение технологии тайм-менеджмента как средства управления дошкольным учреждением, повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.

Методологическая основа проекта.

Проблема разумного использования времени работников умственного и управленческого труда была поставлена достаточно давно. Одним из первых об этом заговорил римский философ Луций Сенека.

А советы английского государственного деятеля Филиппа Честерфилд своему сыну, актуальны до сего дня — например, выделение нескольких утренних часов для важной умственной работы и защита этих часов от внешних вторжений.

Также можно отметить систему управления личным временем Бенджамина Франклина, в которой впервые основой личной работы становится постановка долгосрочных и краткосрочных целей, без чего немыслим современный тайм-менеджмент.

Идея о том, что управление само по себе может внести значительный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке в 1911 г., когда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».

Именно в этот период началось формирование некоторых приемов организации производства, которые позволяли повысить его эффективность. И с этого же времени заговорили о системном подходе к персональной организации труда.

Управление временем зародилось из классического менеджмента, как необходимость планирования, организации распределения и контроля за использованием рабочего времени в организации и собственного времени руководителя с целью повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом.

В нашем отечестве разработками научной организацией труда занимался Центральный институт труда под руководством Алексея Гастева

А.К.Гастев, как и его западные предшественники, мало обращал внимания на специфику именно умственного и управленческого труда. Более того, Гастев утверждал: «Мы не признаем разницы между так называемым физическим трудом и так называемым умственным» . Впрочем, такая позиция помогла поиску универсальных закономерностей организации труда, многие из которых предвосхитили идеи кибернетики. Одним из примеров плодотворности такого подхода является хорошо известная «хронокарта Гастева», представляющая собой диаграмму Гантта, вместо планирования деятельности предприятия примененный для учета личного времени.

Примерно в это же время возникает понятие управления собой или самоменеджмента, сущность которого заключается в умении использовать все предыдущие наработки, как теоретические предпосылки, так и практические приемы, которые уже доказали свою эффективность в повседневной жизни, для оптимизации использования своего личного времени.

И первоначально самоменеджмент рассматривался только для руководящего состава.

Но, кроме умения управлять своим временем, профессиональный руководитель должен знать, как эффективно организовать рабочее время своих подчиненных, чтобы конечные цели функционирования организации достигались не только с наименьшими материальными затратами, но и в более оптимальные временные промежутки.

Необходимость выделения управления временем (тайм-менеджмента) в отдельную область исследований была обусловлена постоянно нарастающими темпами изменений во внешней среде, увеличением информационных потоков, которые приходилось и приходится отслеживать руководителю, и ростом в связи с этим требований к мобильности и организованности менеджеров.

Понятие «тайм-менеджмента».

В существующей научно-популярной литературе встречается немало определений понятия «тайм-менеджмента».

Термин «тайм-менеджмент» произошел от английского «time» — время и «management» ~ управление, таким образом, тайм-менеджмент принято переводить как «управление временем».

Традиционно сложилось так, что «управление временем» — это раздел общего менеджмента. В некоторых случаях он соотносится с общими вопросами управления организационными структурами и процессами, иногда — с персональными данными и личностными компетенциями менеджера.

В настоящее время управление временем (time management) представляет собой междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах и отраслях человеческой жизнедеятельности.

Для преодоления существующей размытости в разнообразии технологий тайм-менеджмента, Сергей Калинин в книге «Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем» выделил три его основных типа: индивидуальный, ролевой и социальный

Все три типа тайм-менеджмента отличаются, в первую очередь, разнохарактерностью деятельности консультантов по тайм-менеджменту, но на практике они являются условными и не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой.

Кроме того, деятельность консультанта по тайм-менеджменту является творческой, скорее связанной с импровизационным искусством, чем со строгой наукой. Поэтому, проводя аналогию с современным маркетингом Калинин говорит о существовании своего рода «ТМ-микс», который предполагает наличие ограниченного набора каких-либо базовых элементов — знаний, методов, направлений деятельности и т.д., но при этом предполагается, что любая, даже самая сложная задача, может быть описана и решена как уникальный набор этих самых базовых элементов.

Современных систем управления временем достаточно много. На сегодняшний день не существует  идеальной методики тайм-менеджмента, подходящей всем: и менеджерам среднего звена, и руководителям крупных корпораций, и молодым мамам, и студентам, и педагогам.

Главное необходимо помнить, что основная задача в тайм-менеджменте – не упорядочивание всей информации и не перечисление всех возможных дел, а поиск  наиболее рационального способа реализации своих дел с учетом их приоритетов.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Подобный процесс управления своим временем   может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями.

Данная информация ярко продемонстрирована в слайде.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются. Однако каждой из функций соответствуют определенные рабочие приемы и методы, а также возможности их применения. Все это наглядно представлено в следующей таблице.

Большая часть технических приемов и методов, которые предлагаются в современной литературе, большинству людей хорошо известны. Однако, проблема всех описываемых рабочих приемов в другом — в последовательном и долговременном их претворении в практику.

Практическое применение на современном этапе.

В свете Федеральных государственных требований для руководителей всех дошкольных учреждений задача динамичного развития содержания воспитательно-образовательной работы, повышения ее эффективности и качества стала еще более актуальной.

Так, одной из функций управления качеством воспитательно-образовательной работы в современном дошкольном учрежден, является методическая работа, которая представляет собой часть целостной системы непрерывного образования, направленная в конечном итоге на развитие творческого потенциала всего педагогического состава.

Целевым назначением деятельности методической службы дошкольного учреждения является оказание помощи педагогу в его профессиональном становлении, что касается молодых специалистов, и развитии. От правильной организации данной деятельности зависит не только эффективность адаптации вновь вливающихся в коллектив педагогов и, как следствие, эффективность их работы, но и в целом стабильность педагогического состава, что немаловажно для качества воспитательно-образовательного процесса.

А ведь действительно, многочисленные профессиональные стрессы, и это уже доказано, очень часто связаны с неумением планировать свой рабочий день, грамотно и рационально подходить к распределению временных затрат.

Именно поэтому и необходимо молодых специалистов практически с первых недель работы в дошкольном учреждении знакомить с техникам управления собственным временем. А сделав тайм-менеджмент элементом системы методической работы с молодыми специалистами в ДОУ, методист решит ряд профессионально важных задач: выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами; при этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворенностью от работы; как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций, и достижение целей кратчайшим путем. Но основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени. 

Поэтому разработав проект «Тайм-менеджмент в ДОУ» и внедрив его в систему методической работы с молодыми специалистами были более подробно рассмотрены:

правила внутреннего трудового распорядка,

трудовые договора, которые чаще всего подписываются вновь поступающими на работу бездумно,

недельный расчет объема образовательной нагрузки (НОД) по всем образовательным областям и всем возрастным группам

Совместно с молодыми специалистами проработаны режимы пребывания детей в дошкольном учреждении с учетом Федеральных государственных требований и найдены «ловушки времени» и «минутки для «творческой» лени» в рабочее время.

Кроме того, отработаны с точки зрения профессиональных умений:

схемы, шпаргалки, облегчающие планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах

организация рабочего пространства

расстановка приоритетов при скоплении документальной работы.

Что касается личностных свойств молодых специалистов, то они претерпели определенную корректировку в ходе тренингов, появились:

способность к анализу информации и определение проблемы

умение находить возможности и ресурсы для решения проблем

умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия

способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение

установки на саморазвитие и самореализацию.

Но главное, процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность прошел на хорошем уровне, без каких-либо срывов.

Конечно, все это только анализ наблюдений… а как гласит известная русская пословица: «Время покажет, кто прав».

В заключении.

В череде жизненных событий людей не малое место занимают попытки «подружиться» со временем собственной жизни, сделать его более осмысленным и наполненным.

И тем не менее, как справедливо заметил Эрик Берн, мы вынуждены решать проблему структурирования времени с момента своего рождения и до момента своей смерти. И знаем мы о законах тайм-менеджмента или нет, но мы живем по ним.

Кто-то слепо мечется, используя для подчинения времени метод проб и ошибок, а кто-то подходит к этому делу серьезно, выстраивая системы и разрабатывая алгоритмы. Рецептов примирения со временем становится все больше, но битву эту каждый отдельный человек может выиграть только самостоятельно. А наша задача облегчить этот выигрыш хотя бы тем молодым специалистам, которые приходят работать в наши дошкольные учреждения.

sundekor.ru

Тайм менеджмент в работе воспитателя ДОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21

Города Владикавказа, РСО - Алания

Сценарий мастер – класса для педагогов

«Тайм-менеджмент

в работе воспитателя как организатора педагогического процесса»

подготовила

старший воспитатель

Трифонова Марина Валерьевна

2018год

Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.

Задачи:

  1. Предупредить возможные затруднения в работе молодых специалистов, акцентировать внимание опытных коллег на факторах препятствующих эффективности профессиональной деятельности.

  2. Познакомить с базовыми понятиями тайм – менеджмента, как отрасли науки управления.

  3. Совершенствовать аналитические умения педагогов.

Содержание деятельности мастера

Установление контакта, приветствие участников

Заполнение оценочного листа (приложение 1)

Упражнение «Пирог»

Рефлексия

- Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Марина Валерьевна. Я старший воспитатель детского сада №21. Хочу познакомиться с Вами – ведь Вы, наверняка, успешные специалисты, люди, которым хватает времени решительно на все. Вы успеваете не только работать, но и жить, Вы вовремя уходите с работы, Вы читаете много интересных книг, Вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьей, с братьями нашими меньшими. Да? Все верно? Тогда Вам можно дальше и не слушать меня. Но я полагаю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так…

- Итак, тема нашей встречи «Тайм – менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса» Я уверена, что у нас все получится. Да? Ну что ж, тогда начинаем.

- Я предлагаю Вам поработать с оценочным листом, заполните его первую часть.

- Что для вас тайм – менеджмент, что вы написали?

- А теперь, чтобы убедить Вас об актуальности и значимости Тайм – менеджмента на сегодняшний день, я предлагаю Вам выполнить упражнение «Пирог».

Перед Вами карточка, на которой изображен круг, разделенный на 70 секторов. 1 сектор обозначает 1 год, 70 лет – это средняя продолжительность жизни в России. Закрасьте сейчас столько секторов, сколько Вам лет. А теперь давайте обсудим Ваше будущее… сколько человек спит? В среднем 6-8 часов в сутки, так 1/3 часть оставшейся жизни уйдет на сон – закрасьте еще 1/3 часть секторов. По мнению психологов, если сложить время затраченное нами на хандру, безделье, это еще как минимум 3 года – закрасьте еще 3 сектора. Посмотрите и оцените сколько активного времени Вам осталось? «Малый кусок пирога»? Только в Ваших силах сделать его максимально вкусным, максимально питательным, максимально нужным.

Стоит ли растрачивать время в пустую?

Теория вопроса

Упражнение «Пирамида успеха»

(приложение 2)

Рефлексия

Заполнение «Матрицы Эйзенхауэра»

(приложение 3)

Рефлексия

Упражнение «Определяем своих «лягушек»

Упражнение «Делим «Слона»

- Люди говорят, время проходит. Это ошибка! Время стоит. Проходите Вы.

Время – это ресурс, данный каждому из нас от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки, 8760 часов в год. Даже если вычесть сон, то остается около 5800 часов активной деятельности! Запас времени у каждого человека огромен. И если кто-то скажет вам «У меня нет времени» - теперь вы знаете, этот человек заблуждается. Время есть у всех, просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живем.

infourok.ru

Тайм-менеджмент для дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Новоселова О. А., Волкова Н. А. Тайм-менеджмент для дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13017/ (дата обращения: 30.08.2018).



Перед каждым человеком иногда стоит вопрос: как все успевать? И тут в помощь приходит тайм-менеджмент. Что такое тайм-менеджмент? Тайм-менеджмент — управление временем.

Каждому современному человеку: студенту, домохозяйке, тем более работающей женщине и совмещающей семью и служебные обязанности тайм-менеджмент поможет быть эффективнее, больше успевать, меньше уставать, жить насыщенной и эффективной жизнью и управлять своими ресурсами, главный из которых — это время. Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации. Тайм-менеджмент является для многих людей стилем жизни, который позволяет им избежать постоянных стрессов. У таких людей все идет по плану, и они везде успевают. Цель тайм-менеджмента — установление определенных отношений со временем, в частности, его подчинение своим целям. В процессе осваивания тайм-менеджмента люди учатся грамотно распределять время: какому делу стоит уделить внимание, а какому не стоит.

Тайм-менеджмент не обошёл и детскую сферу жизни. Работая с дошкольниками, планировать рабочий день не сложно. Каждая минута занята. В наше время информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Но с наступлением лета, свободного времени становится больше. В июне, кажется, что лето длиться почти бесконечно — ведь три месяца впереди. Но не успеваешь оглянуться, а время ушло. Тут то и поможет технология тайм-менеджмент и объявит войну бесцельно проведённым дням.

Планировать свое время должны и мамы с папами, чтобы всё успевать. Этому должны учиться их дети. Первые учителя детей в искусстве управления временем — это родители. Еще в животе у мамы ребенок выработает свои биоритмы ориентируясь на биоритмы мамы. С рождения ребенок нуждается в организованном режиме сна и бодрствования, игр, кормления и отдыха. Организованная жизнь ребенка в семье, учет физиологических потребностей ребенка и пояснение ребенку его физического состояния (капризничаешь, потому что устал и т. д.) является началом осознанного отношения ко времени. Лето — самое лучшее время для начала работы в этом направлении, ведь столько всего хочется успеть! А гармоничное развитие ребенка предполагает системность и целенаправленность его формирования.

Как же охватить всё? Сначала ставим цель — сформировать у детей систему знаний о времени и навыки осознанного управления временем. Хотя была определена цель, выделяем конкретные обычные ежедневные дела, их последовательность и периодичность. Например, «кушаю», «играю в игрушки», «смотрю мультфильмы», «читаем книги», «гуляем».

Теперь, когда общий план действий стал понятен, делим все дела на два типа «обязательные, важные и нужные» — которые нужно всегда делать в определённое время — и «гибкие, хочется, люблю». Взрослым это выполнить легко «надо» и «хочется», но ребёнок это должен сделать самостоятельно. Можно использовать смайлики или знаки. Называя по одному делу из списка, ребенок, если это — обязательное дело, должен поднять руку с восклицательным знаком, если гибкое — то с улыбающимся смайликом. Теперь осталось расписать дни недели согласно «обязательным» и «гибким» делам.

Ежедневно, каждое утро, ребенок и взрослый определяют план на день. Проходит это в форме беседы, перед завтраком.

В ходе беседы обсуждаются основные мероприятия текущего дня: чтение книги, интересные игры на прогулке, досуговая и творческая деятельность. Взрослый по возможности прилагает ситуацию выбора: в какие игры бы хотелось поиграть, какие материалы для творчества использовать.

Как мы понимаем, дело «прочитать книгу» или «позаниматься подготовкой к школе» не поместится ни в одну графу. Огромная задача кажется ребенку непосильной. Поэтому он будет тянуть и откладывать ее до последнего. Взрослому следует помочь разделить большую сложную задачу на несколько небольших маленьких долек. Можно самостоятельно изготовить красивое недельное расписание вместе с ребенком вписывать, что и когда вы будите делать, определить сколько времени выделить на то или иное дело. Если малыш еще не умеет писать, пусть рисует! «Укладывание» дел в рамки графика ежедневника поможет систематизировать все желания и обязанности, быть психологически готовым к предстоящей работе.

Нельзя забывать, что между всеми занятиями ребенку необходима двигательная активность. Справиться с несложными, но неприятными делами помогут небольшие хитрости. Например, ребенку надо убрать игрушки. За это время малыш должен все убрать. Будет еще лучше, если родители включатся в эту игру на спор: кто раньше уберет машинки или конструктор. Можно использовать песочные часы, музыкальные таймеры и т. п. Если ребенку надо помыть посуду. Начинаем представлять себя археологами. В раковине лежат древние вазы, которые необходимо отмыть для музея или найти на них тайные письмена. Отдыхать и трудиться можно продуктивно, превращая все в игру.

Ставим жирные плюсики рядом с выполненными пунктами и в конце дня можно подвезти итог, обсудить что из-за планированного удалось сделать, что не удалось и почему. Если малыш капризничает и ленится что-то делать, всегда можно напомнить ему, зачем он выполняет то или иное задание, какую цель он перед собой поставил. И, конечно же, надо следить за достижением этих целей и не забывать хвалить.

Важно показать, что планирование — это интересное и важное занятие, которое экономить время, помогает больше успевать. Так же важно было показать детям, что бывают непредвиденные ситуации (например, конфликт между детьми, которому пришлось уделить много внимания и т. д.) и нужно уметь менять планы.

Основные термины (генерируются автоматически): время, ребенок, дело, игра.

Похожие статьи

Зачем ребенку играть | Статья в сборнике международной...

Но не потому игру считают ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, что он большую часть времени играет, — дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Игра — путь воспитания и развития детей | Статья в сборнике...

В наше время у детей больше, чем когда бы то ни было, оснований весело проводить свой досуг.

Игра детей на первый взгляд кажется пустой забавой, на самом деле игра имеет огромное значение для подготовки к будущей жизни.

Значение народных подвижных игр для развития дошкольников

Родители — первые участники игр своих малышей. Чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая пустой тратой времени.

Игры для развития интеллекта ребенка | Статья в сборнике...

Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое со своей мамой или бабулей.

не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, слово, геометрическая форма, мама...

Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так...

Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки

С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Было проведено родительское собрание ««Делу время — потехе час», на котором родители рассказали о своих любимых народных играх, в которые они играли в детстве, а сейчас научили своих детей.

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

На какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или причёске детей, можно

Игра — дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир...

Квест-игра «Дом из песка» | Статья в журнале «Вопросы...

Предварительная работа: игры с песком, постройки из песка по схеме. Речевые игры с детьми. Педагог: Здравствуйте, ребята.

Дети: а руки делают. Педагог: Делу — время, Дети: потехе — час. Педагог: Без труда не вынешь и. Дети: рыбку из пруда.

Поиграйте с детьми в математику | Статья в журнале...

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной...

moluch.ru

Тайм-менеджмент в доу | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Проект Заместителя заведующего по ВМР МДОУ «ДСОВ №41» Беловой Оксаны Николаевны г. Братск 2010 г. Потенциальные заказчики Администрация МДОУ «ДСОВ № 41» Потенциальные потребители В первую очередь, молодые специалисты, а также сотрудники выше названного учреждения и все, кто живет и работает в режиме жесткого цейтнота. Современная ситуация в обществе Требования современности в сфере образования Основная проблема Решение проблем Методологическая основа проекта Научный менеджмент возник в США в начале 20-го века. Его основатель - Фредерик Тейлор. Первоначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «Научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности. Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам назвал законами управления. Инновационные идеи проекта Ответы на эти вопросы можно получить, включившись в проект «Тайм-менеджмент в ДОУ» Основная цель проекта Основные задачи Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап (аналитико – прогностический) 1.5 – 2 месяцаИзучение основ российского менеджмента в образованииАнализ существующей нормативно-правовой базы в ДОУАнализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОУАнкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельностиСоздание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента Этапы реализации проекта 2.Основной этап 3 – 3.5 месяцаСоздание модели тематического плана по тайм - менеджментуРазработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеждментаОтработка техник тайм-менеджмента в семинарско-тренинговом режимеПромежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми

educontest.net

Тайм-менеджмент для детей. Простые советы

Лейла СазонтоваЛейла Сазонтова

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Тайм-менеджмент полезен для тех детей, которые уже начинают самостоятельно распоряжаться свободным временем. А приверженцам альтернативного образования эта система станет огромным подспорьем и позволит сэкономить немало нервов. Семейное образование дает ребенку много свободного времени, и надо обладать определенной сноровкой, чтобы использовать его во благо: для развития навыков и, талантов, а не только для игр и гаджетах. Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Итак, мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, которые больше по душе, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не старайтесь сделать все и сразу. Вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка составлять план на неделю.

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Купите для этого красивый ежедневник, а еще лучше — повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.

Расписание на неделю. Источник.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать. Причем делать это не в приказном порядке, а в дружественном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра! Покажешь свой план?». Кстати, с теми, кто помладше, можно дела рисовать, а не писать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно прибрать машинки или кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать вместе с мамой.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник с задачами (вы же уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт, сходите в кино или купите игру, когда наберете определенное количество этих галочек.

Не забывайте мотивировать ребенка! Источник.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И так не только у детей, но и у взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими и конкретными. Например, мы не требуем у ребенка много читать. Такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и родителей, и детей. Вместо этого мы договариваемся, что каждый месяц будет прочитываться 4 книги. А это одна книга в неделю. Соответственно, ежедневно ребенку нужно будет прочитать 10-20 страниц (в зависимости от объема книги). Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

Источник.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок провел полчаса за уроками — значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном «учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте проактивный подход к жизни.

Проактивный подход жизни — это когда мы не просто реагируем на события, а сами планируем свою жизнь.

Приведем пример: чтобы закончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить очень простую таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре преобладают четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Как только проблема будет решена, пора приложить усилия к другому предмету.

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят все взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на «ура». Однако смею вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи «на спор». И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка «копить» победы, а не поражения, ставить свои собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

В тексте использованы и адаптированы для детей идеи из книги Глеба Архангельского «Тайм-драйв».

deti.mann-ivanov-ferber.ru