Творческий проект по технологии - примеры, идеи и выбор темы. Технология примеры


Что такое технологии? Понятие, примеры, области применения

Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.

Что такое технологии?

что такое технологииТехнология – это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Какие требования выдвигают к современным технологиям?

развитие технологийСо времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.

  1. Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
  2. Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
  3. Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
  4. Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
  5. Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.

Характеристика технологических процессов

высокие технологииЧто они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть технологические процессы? Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».

  1. Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
  2. Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
  3. Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.

Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.

Задачи технологий

Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.

В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:

  • цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
  • предмет, который подлежит технологическим изменениям;
  • методы и способы воздействия на него;
  • средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
  • организация и упорядоченность процессов.

Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.

Реализация технологий

использование технологийТак называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие производственного процесса. Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.

  1. Программируемые, профессионально-технические, научно-технические и научно-исследовательские технологии;
  2. Хаотические и автоматизированные процессы.

За что отвечают разные типы технологических процессов?

разработка технологииДавайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.

  1. Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
  2. Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
  3. Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
  4. Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
  5. Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
  6. Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств обработки информации.

Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?

Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение – неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.

Применение технологий в повседневной жизни

основные технологииУвидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками – прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии – только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.

Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.

Заключение

творческие технологииВот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические – так сказать, на любой вкус и на любую область применения. Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.

fb.ru

17.3. Примеры технологии

Поскольку нам уже многое известно о кривых безразличия, легко понять, как пользоваться изоквантами. Рассмотрим несколько примеров технологий и соответствующих им изоквант.

Постоянные пропорции

Предположим, что наше производство — рытье ям и что яму можно вырыть единственным способом — используя одного человека и одну лопату. Ни дополнительные лопаты, ни дополнительные люди ничего не стоят. Таким образом, общее число ям, которое может быть вырыто, будет определяться минимумом имеющегося у вас числа людей и лопат. Мы записываем соответствующую производственную функцию в виде f(x1, x2) = min {x1, x2}34. Изокванты имеют вид, представленный на рис.17.2. Обратите внимание на то, что эти изокванты выглядят точно так же, как кривые безразличия для случая совершенных комплементов в теории поведения потребителей.

Рис.

17.2

Постоянные пропорции. Изокванты для случая постоянных пропорций.

Совершенные субституты

Предположим теперь, что мы производим домашние задания и факторами производства являются красные и синие карандаши. Количество произведенных домашних заданий зависит только от общего числа карандашей, поэтому мы записываем производственную функцию как f(x1, x2) = x1 + x25. Соответствующие изокванты, как показано на рис.17.3, выглядят в точности так же, как кривые безразличия для случая совершенных субститутов в теории поведения потребителей.

Производственная функция Кобба—Дугласа

Если производственная функция имеет вид f(x1, x2) = A67, то мы говорим, что это производственная функция Кобба—Дугласа. Она имеет в точности такой же вид, как и изученная нами ранее функция, описывающая предпочтения Кобба—Дугласа. Для функции полезности численное значение роли не играло, поэтому мы считали A = 1 и обычно выбирали a + b = 1. Однако численное значение производственной функции существенно важно, поэтому теперь следует допустить принятие этими параметрами произвольных значений. Параметр A измеряет, грубо говоря, масштаб производства: объем выпуска, который мы получили бы, если бы использовали по одной единице каждого фактора производства. Параметры a и b показывают, как реагирует объем выпуска на изменения количеств применяемых факторов производства. Значение этих параметров мы исследуем более детально далее. В некоторых примерах для того чтобы упростить расчеты, будем выбирать A = 1.

Совершенные субституты. Изокванты для случая совершенных субститутов.

Рис.

17.3

Изокванты Кобба—Дугласа имеют ту же самую симпатичную стандартную форму, что и кривые безразличия Кобба—Дугласа; как и в случае функций полезности, производственная функция Кобба—Дугласа — это, пожалуй, простейший пример стандартных изоквант.

17.4. Свойства технологии

Как и в случае с потребителями, принято считать, что технологии присущи определенные свойства. Во-первых, мы будем, как правило, предполагать, что технологии монотонны: увеличение применяемого количества хотя бы одного фактора производства должно давать возможность произвести по меньшей мере столько же выпуска, сколько производилось первоначально. Иногда данное свойство называют свойством бесплатного распоряжения: если у фирмы имеется возможность бесплатно распоряжаться любыми применяемыми факторами производствами, то располагать дополнительным количеством факторов ей не повредит.

Во-вторых, мы часто будем исходить из предпосылки о выпуклости технологии. Это означает, что если у вас имеется два способа произвести y единиц выпуска (x1, x28) и (z1, z29), то с помощью средневзвешенной комбинации этих способов можно произвести по меньшей мере y единиц выпуска.

Один из доводов в пользу выпуклости технологий сводится к следующему. Предположим, что имеется некоторый способ произвести одну единицу выпуска, используя a110 единиц фактора 1 и a211 единиц фактора 2, и другой способ произвести одну единицу выпуска, используя b112 единиц фактора 1 и b213 единиц фактора 2. Мы называем эти два способа производства выпуска технологиями производства. Предположим далее, что вы можете задать произвольный масштаб выпуска, так что (100a1, 100a214) и (100b1, 100b215) произведут 100 единиц выпуска. Однако теперь обратите внимание на то, что , имея 25a1 + 75b116 единиц фактора 1 и 25a2 + 75b217 единиц фактора 2, вы по-прежнему можете производить 100 единиц выпуска: достаточно произвести 25 единиц выпуска, применяя технологию "a" и 75 единиц выпуска, применяя технологию "b".

Это изображено на рис.17.4. Выбирая степень использования каждой из двух технологий, вы можете произвести данный объем выпуска целым рядом различных способов. В частности, любая комбинация факторов вдоль линии, соединяющей (a1, a218) и (b1, b219), будет практически осуществимым способом производства y единиц выпуска.

Рис.

17.4

Выпуклость. Если у вас имеется возможность использовать технологии производства независимо друг от друга, то взвешенные средние производственных программ также будут практически осуществимыми. Следовательно, изокванты будут иметь выпуклую форму.

При такого рода технологии, когда можно легко увеличивать и уменьшать масштаб производства и когда отдельные производственные процессы не взаимодействуют друг с другом, предположение о выпуклости изоквант является вполне естественным.

studfiles.net

пример, идеи, выбор темы :: SYL.ru

Жизнь человека сопровождается постоянным решением задач, которые могут быть как и очень простыми, так и чрезвычайно сложными. Для их решения требуется определиться в решении той или иной проблемы. Например, как создать, сшить, построить или сконструировать?

Во время этого процесса у человека в голове непременно возникает, как правило, несколько решений, он собирает необходимую для себя информацию и советуется с уже имеющими опыт людьми. В результате происходит отбор лучшей идеи, а затем творческий процесс переходит к обдумыванию осуществления конкретных операций. Все это и дает, наконец, возможность приступить к конкретному делу. Таким образом, человек задумывает, а затем планирует и осуществляет творческие проекты.

Обязательная часть учебного процесса

Одним из основных требований к учащимся в современной школе является проведение ими деятельности по демонстрации своих навыков и умений, приобретенных на уроках технологии. Подобный процесс зафиксирован в новых федеральных стандартах.

Благодаря осуществлению творческих проектов по технологии дети способны проявить свою индивидуальность. Это также позволяет школьникам продемонстрировать на практике полученные на занятиях теоретические знания.

Самые разнообразные темы творческих проектов по технологии развивают у детей следующее:

- творческие способности;- эстетический вкус;- логическое мышление.

Определение понятия

Что является учебным творческим проектом по технологии? Это не что иное, как самостоятельно разработанное, а после и изготовленное изделие. Этот предмет должен пройти путь от идеи до ее воплощения с помощью консультационного участия учителя.

Подобный проект ученика является его творческой итоговой работой. Ее качество будет напрямую зависеть от знаний и умений, которые получены на уроках технологии.

Изготовление конкретного изделия в рамках данного мероприятия невозможно без большой предшествующей работы. Она состоит в обдумывании идей, выполнении эскизов, чертежей, рисунков, а также в разработках для осуществления технологического процесса.

Выбор творческого проекта по технологии – дело индивидуальное. Вовсе не обязательно, чтобы принятый вариант был особенно сложным и выполнен самостоятельно. Часть творческого проекта к началу его осуществления школьником может быть уже готовой или выполненной учителем, родителями или товарищами.

Воплощать в жизнь задуманное можно вместе с одноклассниками. При этом проект, как правило, распределяется по частям между его участниками, и каждый из них несет индивидуальную ответственность за выполнение своего задания.

Цель творческого проекта по технологии состоит в создании нового, конкурентоспособного, экологичного и эффективного продукта, который бы отвечал потребностям человека. В качестве такого продукта могут выступать не только различные изделия, но и услуги.

Если взять буквальный перевод слова «проект», то оно означает не что иное, как «брошенный вперед». Подобную форму работы широко используют в современной школе. Благодаря ей педагог может воспитать у своих подопечных верную социальную позицию. Кроме того, любые идеи творческого проекта по технологии способствуют приобретению у детей навыков планирования, развитию индивидуальности и раскрытию творческих способностей.

Преимущества метода технологии

В России эта идея возникла еще в 1925 году. Однако в те времена особого распространения она так и не получила. Одним из способов, позволяющих сформировать гармонически развитую личность, проектная технология стала считаться лишь после принятия новых государственных образовательных стандартов. При этом применение данной методики для школ и училищ стало обязательным.

Каковы же положительные стороны проектной технологии? Они выражаются в том, что:

- школьникам предоставляется возможность решения задач на уровне полученных ими знаний;- творческие проекты по технологии для мальчиков являются первым опытом социализации и возможности непредвзятой оценки их мастерства не только педагогом, но и сверстниками;- данный метод позволяет учителю на каждом из этапов работы внедрять системный подход к деятельности, а также максимально широко развивать творческие способности детей;- все творческие проекты по технологии для девочек, которые создаются на занятиях по трудовому обучению, могут быть использованы в повседневной жизни;- методика подразумевает совместную работу школьников в группах, что позволяет сформировать коллектив и выстроить межличностные отношения.

Выполнение работ способствует получению нового результата в течение конкретного промежутка времени. Для каких целей может быть использован творческий проект по технологии? Пример подобной работы – вышивка крестом, которая делается своими руками, является великолепным вариантом подарка маме к празднованию Международного женского дня.

Классификация проектов

В зависимости от характера получаемых изделий творческие работы делятся на инновационные, а также на поддерживающие варианты. Например, упомянутая выше вышивка крестом. Данный творческий проект может быть отнесен к поддерживающему типу. А что относят к инновационным решениям? Пример творческого проекта по технологии такого типа – изготовление необычной мебели для дачи. Однако и этот перечень нельзя назвать исчерпанным до конца. На занятиях по обслуживающему труду нередко реализуются проекты совершенно разной направленности. Среди таких работ есть социальные, научно-технические, образовательные и т. д. Так, пример творческого проекта по технологии образовательного типа – изготовление кружевного изделия. К этому виду его можно отнести в связи с тем, что данная работа способствует приобретению навыков вязания крючком.

Творческие проекты по технологии могут иметь различные сроки исполнения. В связи с этим они классифицируются на такие:

- долгосрочные;- среднесрочные;- краткосрочные.

Шаги по реализации

Вся работа по исполнению творческого проекта делится на три этапа. Первым идет поисковый, за ним следует технологический, а завершает процесс - аналитический. При этом каждый из них включает в себя определенные шаги (действия).

Так, во время прохождения поискового этапа осуществляется следующее:

1. Определяется проблема.2. Выбирается тема проекта и обосновывается необходимость в изготовлении изделия. Для творческого проекта по технологии нужно определить и соответствующие требования, которые будут предъявляться к конечному продукту.3. Продумывание нескольких вариантов изделия и выбор лучшего из них.

Далее наступает технологический этап. Он представляет собой:

1. Планирование конструкции изделия.2. Разработку последовательности изготовления.3. Подборку и приобретение необходимых инструментов и материалов.4. Организацию рабочего места.5. Непосредственное изготовление изделия с соблюдением правил безопасности работ.

Завершающей стадией творческого проекта является аналитический этап. Во время его проведения производится следующее:

1. Готовое изделие подвергается испытаниям. 2. Анализируется выполненная работа (какие детали получились хорошо, а какие - нет).3. Готовится защита творческого проекта по технологии.

На первом, поисковом этапе учащийся должен продумать, что именно ему хотелось бы сделать своими руками. Далее он должен реально оценить имеющиеся у него возможности. На технологическом этапе конструируется само изделие. Во время прохождения данного этапа может быть использована любая литература, описывающая интересующее школьника изделие, которая позволит не только осуществить, но и усовершенствовать идею. Окончательный вариант конструкции выполняется в графическом изображении. Оно бывает в виде эскиза, графического рисунка или чертежа, на которых отображены все данные, необходимые для работы.

На следующем этапе происходит планирование технологий изготовления задуманного изделия. При этом должны быть разработаны маршрутные и технологические карты. Заключительный, аналитический этап предусматривает проведение испытаний, а также контроль полученного изделия. Производится определение тех материальных затрат, которые пошли на изготовление продукта. На этом же этапе дается оценка всего мероприятия.

Самым последним шагом является защита проекта. Оформление творческого проекта по технологии представляет собой представление пояснительной записки, а также демонстрация готового изделия.

Структура отчета

Как должен быть оформлен творческий проект по технологии? Пример написания пояснительной записки, приведенный ниже, актуален при создании любого изделия. При этом в структуре отчета после его наименования обязательно должны присутствовать следующие разделы:

1. Актуальность поставленной проблемы.2. Задачи и цели работы.3. Планирование действий.4. Приблизительный срок выполнения.5. Предполагаемый результат.6. Смета расходов (материальные затраты).

Необходимость в создании проектов

Многочисленными статистическими исследованиями подтверждается тот факт, что от того, насколько школьник научится ставить перед собой цели и задачи, будет зависеть его жизненная успешность. Ведь именно благодаря проектному образу мышления смогли реализовать себя многие политики и предприниматели.

В условиях современной школы имеются все возможности для успешного развития детей. Есть они и для формирования у них проектного мышления. Именно с этой целью и было введена во ФГОС исследовательская деятельность и проектирование.

Вариант обучения

Что же представляет собой творческий проект по технологии? Пример подобной деятельности – создание табуретки из дерева. Перед получением непосредственного образа изделия участникам проекта необходимо изучить теоретические вопросы. Они касаются элементов данного изделия и вариантов крепления деталей. Обращается внимание и на безопасность проведения работ.

Творческие проекты по технологии для мальчиков на первый взгляд могут показаться совсем простыми. Однако на самом деле все обстоит намного сложнее. Ведь если мастерить табуретку, то понадобится подобрать оптимальную высоту ножек и размеры основания изделия. Недостаточно получить красивую вещь. Табуретка, ко всему прочему, должна быть еще и устойчивой.

В этом проекте могут иметь место элементы проведенных исследований, материалом для которых послужили доклады и рефераты на данную тему. Например, можно подвергнуть анализу зависимость расхода материалов от изменения формы и внешнего вида табуретки. Как бы там ни было, в основе творческой работы подобного типа непременно должна быть самостоятельная деятельность школьников.

Мягкая игрушка

Существуют самые разнообразные творческие проекты по технологии для девочек. И при их выборе стоит иметь в виду, что не все школьницы любят шить, а вот мягкие игрушки они просто обожают. И здесь педагог может предложить девочкам идею создания набивной куклы. Целью такой работы явится изготовление мягкой игрушки. В качестве исходных материалов для работы должны быть заготовлены нитки и кусочки ткани, картон для выкройки и наполнитель, а также иголка. Реализация подобного проекта осуществляется посредством групповой работы. Одна из девочек получит задание раскроить будущую куклу. Контуры деталей могут быть сделаны самостоятельно либо выбраны уже готовые.

Вторая рукодельница должна будет все подготовленные элементы соединить. Перед третьей участницей проекта может быть поставлена задача в наполнении готовых деталей. Творческий проект по технологии «Кукла» на последнем своем этапе предусматривает соединение всех деталей. В этой работе должны принять участие все девочки.

Открытка

Этот творческий проект по технологии предлагается школьникам для создания оригинального подарка маме к 8 марта. При этом дети должны понять, что для того, чтобы сделать близкому человеку приятное, деньги вовсе не обязательны.

Творческий проект «Открытка» предполагает использование техники скапбукинга. На первом этапе школьники рассматривают готовые открытки и знакомятся с самой техникой их изготовления. Далее следует постановка цели. Она заключается в создании яркой и необычной открытки. Для решения поставленной задачи подбираются материалы. В их перечне находится цветной картон и фигурные дыроколы, атласные ленты и половинки жемчуга. На следующем этапе должен быть намечен план действий и проанализирована последовательность выполнения работ. Одновременно с этим между всеми участниками проекта должны быть распределены обязанности. Подобный творческий проект является примером использования обычных материалов для создания оригинального результата.

Работа педагога

Учитель, применяющий в своей деятельности проектную технологию, полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются к этой профессии в рамках внедрения в жизнь новых стандартов образования.

Именно в совместной деятельности педагога и его учеников происходит формирование доверительного отношения, а также возникают предпосылки для многогранного развития личности ребенка. При осуществлении совместных попыток поиска ответа на поставленную задачу у детей формируются коммуникативные навыки. Школьникам, имеющим опыт работы над творческими проектами, проще дается обучение не только в средних специальных, но и в высших учреждениях образования.

www.syl.ru

образовательные технологии

Харисова Бинга Геннадьевна, лекции. Зачет, тест. Книга «Образовательные технологии» на кафедре.

2.09.2011

Образовательные технологии

Основные понятия образовательных технологий

  1. Подходы к определению понятия технология

  2. Признаки технологии

  3. Взаимосвязь технологии и методики

  4. Критерии технологичности деятельности учителя

Подходы к определению понятия технология

- как дидактическая концепция, часть педагогической науки( Лихачев, Пидкасистый, Чошанов)

- как педагогический процесс( Безрукова, Левина, Симоненко) близко к нашей работе

-как педагогическая система (Безпалько, Гузеев)

- как процедура (алгоритм деятельности) учителя и учащихся (Монахов, Сериков, Сластенин) близко к нашей работе

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.

Технология обучения - законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект педагогического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения. (Сериков)

Педагогическая технология- упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях изменяющегося образовательного процесса.

Технология воспитания - законосообразная воспитательная деятельность, реализующая научно обоснованный проект воспитательного процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы воспитания. (Сериков)

Педагогическая технология - образовательная технология – воспитательная технология

- технология обучения

Признаки технологии

  1. Надежность

  2. Законосообразность

  3. Научное обоснование - концептуальность

  4. Гарантированность результата

  5. Алгоритмичность

  6. Целенаправленность

  7. Воспроизводимость

  8. Системность

  9. Диагностичность

  10. Комфортность

Взаимосвязь технологии и методики

  1. Эти понятия одинаковы? Нет

  2. Технология включает в себя методику. Если рассматривать технологию с точки зрения концепции и системы, то это так.

  3. Методика включает технологию, если технология процесс или алгоритм деятельности.

Методика состоит из стратегии, тактики, техники, логики. Техника и логика образуют технологии, они лежат в основе этого процесса.

Уровни рассмотрения технологии в педагогике

1.технология рассматривается как часть педагогической науки, изучающая способы обучения, воспитания и образования. Является связующим звеном между педагогической теорией и практикой

2. на уровне образовательного учреждения, как система его деятельности, охватывающего процесс от постановки цели до диагностики результата. Как часть педагогической системы школы.

3. технология на уровне деятельности отдельного педагога. Способ работы, дающий наиболее высокий результат.

Критерии технологичности по Сластенину:

- Диагностично заданная цель

- представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач

- жесткая логика этапов усвоения материала

- Система способов взаимодействия на каждом этапе участников педагогического процесса

- личностно-мотивационное обеспечение деятельности ученика и учителя

- указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной, творческой деятельности учителя

- применение новейших средств предоставления информации

Цели в образовательных технологиях

  1. Характеристика понятия цели. Целеполагание

  2. Требования к целям в технологии

  3. Примеры целей образовательных технологий

  4. Способы постановки целей

Характеристика понятия цели. Целеполагание.

Цель – предполагаемый результат деятельности.

Целеполагание – установление учителем и учениками главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Оно необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий обучения – уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя и т.д. А.В. Хуторской

Характеристики:

А) логически увязанная с общими целями обучения

Б) измеряемая

В) имеющая определенные рамки времени достижения

Требования к целям в технологии

  1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности полученными знаниями и умениями

  2. Новые знания, которые приобретает учащийся для решения поставленных на уроке проблем, должны быть доступны и понятны ему

  3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся и сочетаться с имеющими у учащихся представлениями о мире

  4. Новые идеи должны быть полезнее старых, помогать решить возникшую проблему, вести к новым идеям, давать более широкие возможности для объяснения или предсказания.

Примеры целей образовательной технологии

Целевые установки в традиционной педагогике достигаются определенными видами предметной деятельности. В личностной модели образования – овладение опытом «быть личностью», становление жизненной самоорганизации индивида, формирование смысловых отношений субъекта. В технологии «Чтение и письмо для критического мышления» - максимизация способности учащихся быть мыслителями, решать разнообразные проблемы, углублять и расширять понимание, вносить новаторские идеи, принимать решения и эффективно общаться. В исследовательской ориентации обучения – развивать у учащихся возможности творчески осваивать новый опыт. Развивающее обучение (По Выготскому) – воплощения знания в деятельности

Способы постановки целей

  1. Определение целей через изучаемое содержание (например, «изучить содержание параграфа», «изучить теорему»)

  2. Определение целей через деятельность учителя («ознакомить учащихся с ..», «продемонстрировать…»

  3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и тому подобного развития ученика, отображают общие образовательные цели (например, «сформировать умение ..», «развить познавательную самостоятельность учащихся»).

  4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся («цель урока – решение(выполнение) - …)

Таксономия учебных целей по Б.Блуму

Название уровня

характеристика

Примеры

Знание

Запоминание и воспроизведение изученного материала

Ученик знает «употребляемые термины»,

«конкретные факты», «правила и принципы», «основные понятия, методы и процедуры»

Понимание

Умение интерпретировать, объяснять, перевести материал из одной формы в другую

Ученик интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы. Предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из данных.

Применение

Умение использовать материал в конкретных условиях или в новых ситуациях

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры

Анализ

Умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура

Ученик осознает принципы, концепции, теории построения материала, выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной

Пишет небольшое творческое сочинение, разрабатывает программы или алгоритм, предлагает план проведения эксперимента, разрабатывает проект, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы

Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала, для конкретной цели, оценить логику построения материала

Оценивать логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности

Классификация образовательных технологий

  1. Подходы к классификации педагогических технологий

  2. Классификация общих педагогических технологий

  3. Типы общих педагогических технологий

Подходы к классификации педагогических технологий

В зависимости от характера среды или условий обучения все технологии можно разделить на три группы:

- технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное, развивающее, индивидуализированное обучение)

- технологии, использование которых требует организационной перестройки работы школы (концентрированные, элективные)

- технологические способы, которые предполагают изменение содержание образования (на уровне эксперимента)

Классификация Селефко Г. К.

По уровню применения:

- общепедагогические (общие)

- частно-методические (предметные)

- локальные

Философская основа:

- материалистические

- научные

- религиозные

- …..

По ведущему фактору психического развития:

- биогенные

- социогенные

- психогенные

Научная концепция усвоения опыта:

- ассоциативно-рефлекторная

- интериоризаторские

- развивающие

- нейролингвистические

Ориентация на личностные структуры:

- информационные

- технологии саморазвития

- операционные

Характер содержания и структура:

- обучающие

- воспитывающие

- светские

- религиозные

По организационным формам:

- классно-урочные

- альтернативные

- клубные

- индивидуальные

- групповые

По подходу к ребенку:

- авторитарные

- личностно-ориентированные

- технологии сотрудничества

- технологии свободного воспитания

По преобладающему методу:

- репродуктивные

- проблемные

- коммуникативные

- ….

По категории обучающихся:

- массовые

- технологии продвинутого уровня

- технологии работы с детьми девиантного поведения

Любую технологию можно характеризовать по названым выше параметрам.

Классификация общих технологий

К общим технологиям относятся технологии, на основе которых может быть построен целостный педагогический процесс.

К ним относится традиционное обучение, дифференцированное обучение, индивидуализированное обучение, коллективный способ обучения, развивающее обучение, обучение на основе модели полного усвоения знаний, концентрированное обучение.

Типы общих педагогических технологий

Типы технологий определяются исходя из типов учебного процесса, которые исторически складывались в обществе и последовательно сменяли друг друга. Первым типом был догматический тип, где учебный процесс сводится к заучиванию определенных сведений, также обучение элементарным навыкам чтением, письма и типа. Следующим стал репродуктивный (объяснительный), где формировалось умение действовать по алгоритму в определенных ситуациях. Дальше появился продуктивный тип. Параллельно с этими типами развивались еще два суггестивный ( основанный на влиянии на психику, подсознание) и личностный тип.

Тип

Достигаемый результат

Познавательная деятельность ученика

Типичные методы обучения

Догматический

Поверхностная ориентировка

Заучивание

Сообщающие

Формально-репродуктивные

Формальные знания

Понимание , воспроизводящая активность

Объяснительно-иллюстративные

Сущностно-репродуктивный

Умение

Обдумывание , интерпретирующая активность

Репродуктивное решение задач

Продуктивный

Творческое мышление

Самостоятельный поиск, творческая активность

Проблемное обучение

Суггестивный

Психологическая готовность

Нейтральная активность

Технологии НЛП

Личностный тип

Формирование личности

Коллективный поиск

Решение задач, имеющих личный, жизненный смысл

В современной образовательной практике можно встретить всех типов технологии, за исключение суггестивных.

Признаки личностно-ориентированных технологий

  1. Субъектная позиция участников

  2. Организация общения на основе сотрудничества

  3. Организация групповой деятельности учащихся

  4. Использование специальных техник, активизирующих позицию ученика

  5. Организация само и взаимо оценки учащихся

  6. Создание ситуации успеха для каждого ученика на занятии

  7. Создание доверительного психологического климата на занятии

Технология развивающего обучения

Базируется на концепции, разработанной Выготским, концепции интериоризации. Кроме того, идеи развивающего обучения развивали Л.В. Занков, Эльконин Д.Б., В.В. Давыдов. Впервые идеи технологии стали использоваться в школе в 50-60-ые годы и, начиная с 80-ых годов стали активно внедрятся в школьную практику.

Основные положения

  1. Целевая направленность – обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности, как основному содержанию и результату образования

  2. Приближенность учебной деятельности к научному познанию:

- столкновение учащихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями , стимулирующими у учащихся потребность преодолеть это противоречие

- постановка ученика в позицию исследователя и первооткрывателя

- применение технологии учебного процесса, процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем (выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщение

3. Рефлексивная деятельность учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане

4. Основная позиция ученика в учебном процессе активно-деятельностная, субъектная, предполагающая самостоятельный поиск, принятие решений, оценочною деятельность

5. Основная позиция учителя – научный руководитель и партнер по учебному исследованию

Этапы занятия

  1. Постановка педагогической задачи – предлагается план и виды учебной деятельности, объясняется, какими качествами ученики могут обогатиться в этой деятельности как личности

  2. Подготовка к решению учебной проблемы, актуализация способа и опыта решения учебных задач – постановка учебной задачи, способ решения которой ученикам известен и формулировка внешне сходно с проблемой, которую предстоит решать, но для решения которой старый способ непригоден

  3. Создание проблемной ситуации – столкновение учащихся с противоречием, создание эмоционального напряжения, осознание невозможности решить задачу известным способом

  4. Формулирование проблемы – индивидуальная, групповая, межгрупповая задача по вычленению знания – незнания, коллективное обсуждение и фиксация затруднения при решении учебной задачи, переформулирование учебной задачи в виде постановки проблемы

  5. Поиск способа решения проблемы – анализ связей и отношений в условии задачи, сбор и анализ данных и известного опыта, фронтальное или групповое обсуждение вариантов способов решения и выдвижение гипотез, обобщение высказанных гипотез, фиксация нескольких, наиболее правдоподобных версий

  6. Решение проблемы – поочередная проверка выдвинутых гипотез (фронтальная, групповая, индивидуальная), принятия решения о верности гипотезы, обсуждение, обоснование и формулирование выводов по каждой гипотезе

  7. Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы – представление учеником или группой верного решения проблемы, дискуссия о согласии или несогласии с предлагаемым решением, фиксация учащимися окончательных выводов и обобщений

  8. Применение обобщенных выводов к решению частных задач – упражнение в решении типовых задач по общему способу

  9. Диагностика умения решать проблемы – самостоятельное решение каждым учеников проблемы

  10. Оценка – оценивается продвижение каждого ученика относительно самого себя

Разработано две системы развивающего обучения.

Система развивающего обучения Занкова

  1. Задачи обучения: общее психическое развитие, развитие ума, воли, чувств детей как основы усвоения знаний, умений, навыков

  2. Учитель должен переориентироваться в видение ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо и полноценно прожить эти годы

  3. Для данной системы характерно богатое содержание начального образования, которое должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, через получение детьми непосредственных знаний об окружающем мире

  4. Включение в учебный план в качестве отдельных предметов естествознания с первого класса, географии со второго класса, изменения соотношения значимости так называемых главных и не главных предметов,

  5. Увеличение удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы во время различного рода экскурсий

  6. Привнесение в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей

  7. Важным элементом в содержании образования выступает собственное «Я» ребенка, познание и осознание ребенком самого себя

Особенности методики обучения

  1. Многогранность сферы учения, вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности

  2. Процессуальность познания, изучение каждого отрезка учебного курса входит в качестве элемента в изучении другого отрезка, каждый элемент знания вступает во все более и более широкие связи с другими элементами

  3. Направленность методики на разрешение коллизии, встречающихся в ходе изучения в ходе изучения знаний столкновений знаний, их противоречивость

Принципы

  1. Обучение на высоком уровне трудности

  2. Продвижение вперед быстрым темпом

  3. Осознание школьника процесса учения

  4. Целенаправленная, систематическая работа над общим развитием как сильных, так и слабых учащихся

  5. Ведущая роль теоретических знаний

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова

Цели – формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста

- передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия

- воспроизведение в учебной деятельности логики учебного познания

В основу технологии развивающего обучения легли следующие гипотезы

  1. Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия, они понимают и осваивают их раньше, чем учатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями

  2. Возможности ребенка к обучению и развитию огромны и не до конца используются школой

  3. Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основной развивающего обучения служит его содержание. Методы организации обучения являются производными от содержания

  4. Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка

Учебные предметы моделируют содержание и методы соответствующей научной области.

От теоретической основы происходит приобретение эмпирических знаний и практических умений.

В каждом учебном предмете формирование у учеников основных понятий строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстракто-общее представление о формулируемом понятие, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие.

Главная цель предметов эстетического цикла – развитие художественного сознания детей.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Цели обучения

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Дать ребенку определенные знания, умения, навыки

Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию

Содержание обучения

Знания, умения и навыки, объем которых регламентируется читателем

Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений

Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся

Последовательное разделение функций управления и исполнения, каждая из которых закрепляется за одной из взаимодействующих сторон

Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения научно-исследовательских задач

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Поисково-исследовательский метод

Технологии индивидуализации обучения

Индивидуальное обучение – это форма или модель организации учебного процесса, при которой учитель работает лишь с одним учеником и один учащийся взаимодействует лишь со средством обучения.

Индивидуальный подход – принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной программе, учитывая их личностные особенности.

Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпы обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся.

Технологии индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения является приоритетными.

Принцип индивидуализации реализует практически все современные образовательные технологии, поэтому саму технологию индивидуализации называют проникающей.

Основные характеристики технологии

  1. По основному фактору развития – комплексные, т.е. био-, социо-, и психогенные.

  2. По концепции усвоения – ассоцитивно-рефлекторные

  3. По ориентации на личностные структуры – информационные

  4. По характеру содержания – обучающие, светские, гуманитарные, общеобразовательные, личностные

  5. По организационным формам – академические, клубные, индивидуально-групповые

  6. По стилю взаимоотношения – гуманно-личностные

  7. По преобладающему методу – проблемно-поисковые, творческие

  8. По категории обучаемых – все категории

Цели технологии

  1. Формирование личности

  2. Сохранение и развитие индивидуальности ребенка, его возможных способностей

  3. Содействие выполнению учебных программ каждым учеником, предупреждение неуспеваемости учащихся

  4. Формирование общих учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика

  5. Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов

Особенности содержания

  1. Учебные пособия и дидактические материалы разрабатываются в сочетании с алгоритмами для индивидуальной работы

  2. Разрабатываются задания различной степени трудности, отличающиеся объемом, сложностью, способом выполнения, степенью самостоятельности и соответствующие уровню индивидуального развития

  3. Адаптивно-обучающие программы варьирующие меру и характер помощи предоставляемой ученику

Особенности методики

  1. Учет факторов, обуславливающих неуспеваемость школьника

  2. Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях, навыков

  3. Учет в преодолении недостатков семейного воспитания, неразвитости мотивации, слабости воли

  4. Оптимизация учебного процесса, применительно способным и одаренным учащимся, предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения, формирование адекватной самооценки, использование технических средств обучения

Одну из главных ролей играет мониторинг индивидуального и личностного развития ученика – диагностика, индивидуальное целеполагание, планирование, самоконтроль, самоанализ. Во всех технология индивидуализированного обучения упор делается на активную, самостоятельную работу ученика на уроке

Примеры технологий индивидуализированного обучения

Технология индивидуализации И. Унта

Основная идея: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Цель: полностью адаптировать учебную деятельность ребенка его особенностям.

Основные характеристики:

  1. От 60 до 80 % времени занятия учитель выделяет для индивидуальной работы с учеником

  2. На уроке используется индивидуальное задание для самостоятельной работы

  3. Рабочее руководство для каждого ученика к индивидуальной работе

Структура урока:

  1. Общая, обучение всех

  2. Предлагает два параллельных процесса – самостоятельную работу учащихся, индивидуальная работа с отдельным учеником

Использование разноуровневых заданий для работы на уроке и домашней работы, создание ситуаций выбора – сам выбирает траектории самостоятельной деятельности на уроке, сам определяет объем домашней работы.

Использование творческих заданий.

Организация парной и групповой работы на уроке.

Реализация процесса ваимопроверки, взаимоконтроля и взаимообучения.

В этой технологии индивидуализация тесно связаны с дифференциацией и дифференцированным подходом.

studfiles.net

1. Предметные и обеспечивающие информационные технологии, их примеры.

Предметный (объектный) принцип отображения предмет­ной области, которой может быть предприятие, министерство или ве­домство, является наиболее универсальным. пред­метная технология", который обозначает последовательность техноло­гических этапов по модификации первичной информации в результат­ную. Пример бухгалтерия Информационные технологии обеспечивающего вида могут быть классифицированы по типам задач, на которые они ориентированы. предметные техно­логии, наполняя специфическим содержанием ИТ, акцентируют их на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типо­вой характер, могут сочетать типовые проектные решения с уникаль­ными или быть просто уникальными, что зависит от степени унифика­ции технологий выполнения этих функций. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных плат­формах, что обусловлено различием видов компьютеров и программ­ных сред, поэтому при их объединении на основе предметной техноло­гии возникает проблема системной интеграции.windows

2. Жизненный цикл эис и ее структура.

• предпроектная, включающая разработку технико-экономическо­го обследования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание систе­мы; разработки проектов, включающая разработку эскизного, техни­ческого и рабочего проектов, а для небольших систем — единого техно-рабочего проекта системы; ввода в эксплуатацию, включающая проведение монтажных и пусконаладочных работ по технической части системы, завершение ме­роприятий по подготовке предприятия к внедрению ЭИС, опытную эк­сплуатацию и приемо-сдаточные испытания системы. Функционирование, модернизация и сопровождение проекта.

  1. Интегрированные ЭИС и виды интеграции.

Интегрированная автоматизированная система (ИАС) — это мно­гоуровневая многофункциональная автоматизированная система вы­работки и реализации решений. Горизонтальная интеграция обеспечивает охват интегриро­ванным управлением различных видов деятельности системы управле­ния и ее элементов. Вертикальная интеграция заключается в охвате интегрированным управлением различных уровней управления. Временная интеграция. Разработка интегрированных АС пре­дусматривает объединение элементов, подсистем и локальных АС в еди­ный цикл управления, который может быть реализован в различных интервалах времени. Программная интеграция заключается в создании совместимо­го и взаимосвязанного комплекса модулей, алгоритмов и программ на базе единой операционной системы (ОС). Организационная интеграция обеспечивает рациональное сочетание управленческой деятельности разных уровней ИАС, а также Распределение функций управления между аппаратом управления и вы­числительной системой как на одном уровне, так и при межуровневом взаимодействии.

Техническая интеграция представляет собой создание принци­пиально новых комплексов технических средств в АС, объединяющих все технические средства локальных АС в единый комплекс, который обеспечивает эффективное функционирование ИАС.

  1. Гипертекстовая технология и принцип ее работы.

Гипертекстовая технология зак­лючается в том, что текст представляется как многомерный, т. е. с иерар­хической структурой типа сети. Материал текста делится на фрагмен­ты. Каждый видимый на экране фрагмент, дополненный многочислен­ными связями с другими фрагментами, позволяет уничтожить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или несколь­ких направлениях по выбранной связи. Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации ма­териала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При ус­тановлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой, семантической близости свя­зываемых фрагментов. Следуя указанным связям, можно читать и ос­ваивать материал в любом порядке. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Структура текста не разрушается, и вообще у гипертекста нет априорно заданной струк­туры. Под гипертекстом понимают систему информационных объектов (статей), объединенных между собой направленными связями, образу­ющими сеть. Объекты не обязательно должны быть текстовыми, они могут быть графическими, музыкальными, с использованием средств анимации, аудио- и видеотехники. Вместо поиска информации по соот­ветствующему поисковому ключу гипертекстовая технология предпо­лагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, т.е. семантической связанности. Обработка информации по правилам формального вывода соответствует запоминанию пути пе­ремещения по гипертекстовой сети. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффек­тивного поиска. По глубине формализации информации гипертексто­вая технология занимает промежуточное положение между докумен­тальными и фактографическими информационными системами.Гипертексты, составленные вручную, используются давно — это справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипертекстовых технологий ши­рока. Это может быть издательская деятельность, библиотечная рабо­та, обучающие системы, разработка документации, законов, справоч­ных руководств, баз данных, баз знаний и т. д.

  1. Технология Multimedia и принцип ее работы.

это интерактивная технология, обеспечи­вающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звукорядом. Основана на гипертекстовой технологии Многие операционные системы поддерживают технологию мульти­медиа: Windows 3.1, DOS 7.0, OS/2. Операционная система Windows' 95 включила аппаратные средства поддержки мультимедиа, что позволя­ет воспроизводить "оцифрованное" видео, аудио, анимационную гра­фику, подключать различные музыкальные синтезаторы и инструмен­ты. Появление систем мультимедиа произвело революцию в образова­нии, компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональ­ной деятельности.

  1. Технология клиент-сервер и принцип ее работы.

Основная идея данной технологии заключается в том, чтобы серверы расположить на мощных машинах, а прикладные программы клиентов, использующих язык, на менее мощных машинах. Ввод-вывод к базе дан­ных основан не на физическом дроблении данных, а на логическом, т. е. сервер отправляет клиентам не полную копию базы, а только необходи­мые порции, тем самым сокращая трафик сети. Т р а ф и к сети —это поток сообщений. В технологии клиент-сервер программы клиента и его запросы хранятся отдельно от СУБД. Сервер обрабатывает запросы клиентов, выбирает необходимые данные из БД, посылает их клиентам по сети, производит обновление информации, обеспечивает целостность и сохранность данных. Серверы БД рассчитаны на поддержку большого числа различных типов прикладных программ. Для реализации интерфейса с сервером БД можно использовать объектно-ориентированные таблицы, тексто­вые процессоры, графические пакеты, настольные издательские и дру­гие информационные технологии.

  1. Технология ЗD-studio и принцип ее работы.

В основе объектно-ориентированного программирования лежит объект, сочетающий в себе данные и действия над ними. Объектно-ориентированное программирование характеризуется тремя основными свойствами: инкапсуляцией, насле­дованием и полиморфизмом. Инкапсуляция означает объединение в одном объекте данных и дей­ствий над ними. Привязка к одному предмету и его действию. насле­дование — это отношение между объектами, когда один объект повто­ряет структуру и поведение другого. Полиморфизм означа­ет, что для родственных объектов можно задать единый класс действий (например, перемещение по экрану любой геометрической фигуры). За­тем для каждого конкретного объекта составляется подпрограмма, выполняющая это действие непосредственно для данного объекта (ес­тественно, что перемещение точки отличается от перемещения отрезка), причем все эти подпрограммы могут иметь одно и то же имя. Когда потребуется перемещать конкретную фигуру, будет выбрана из всего класса соответствующая подпрограмма.

Лекция дополнительная

  1. Определение информационной системы (ИС)

И с – совокупность средств методов и персонала, используемая для сбора, хранения и обработки инф. Совок субъекта и объета управления и инф потоков прямой и обратной связи

  1. Какие информационные процессы в информационной системе являются базовыми?

Процессы сбора инф, инф проц как единый процесс обработки и накопления, обмена денными, представление данных

studfiles.net

Что такое технология?

Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов: "техно" – мастерство, умение, и "логос" – способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным. К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.

Теперь вы понимаете, в каких областях чаще всего этот термин используется. Хотя надо сказать, что данное слово в настоящее время стало подменять другие традиционные слова. К примеру, мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». И в этом нет ничего удивительного, современные термины быстро приживаются, меняя свое истинное наполнение.

Каждый ученик сталкивается со словом технология, когда идет на урок с таким же названием. Чему там учат? По сути, это те же труды, которые были в школьной программе, где дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами или приборами. Обычно мальчики обучались токарному или деревообрабатывающему делу. Девочки учились шить и кроить, познавали поварское искусство. И сегодня на уроках технологии все это присутствует, просто к практическим навыкам добавились теоретические знания, который учитель преподносит в виде обзорной лекции.

Информационные технологии

Именно это словосочетание сегодня на слуху. Что такое информационные технологии? Это совокупность процессов, связанных с хранением, обработкой, защитой, передачей и получением необходимой информации. И для всего этого используются компьютеры и другие современные устройства. В современном мире это самая необходимая технология, которая пользуется большой популярностью у огромного количества людей. И если с производственными технологиями мы сталкиваемся по мере необходимости (в процессе работы и так далее), то с информационными мы имеем дело каждый день.

Жизненный цикл технологии

Как и любой процесс, как и лю

elhow.ru

Творческий проект по технологии - примеры, идеи и выбор темы.

Жизнь человека сопровождается постоянным решением задач, которые могут быть, как и очень простыми, так и чрезвычайно сложными. Для их решения требуется определиться в решении той или иной проблемы. Например, как создать, сшить, построить или сконструировать? Во время этого процесса у человека в голове непременно возникает, как правило, несколько решений, он собирает необходимую для себя информацию и советуется с уже имеющими опыт людьми. В результате происходит отбор лучшей идеи, а затем творческий процесс переходит к обдумыванию осуществления конкретных операций. Все это и дает, наконец, возможность приступить к конкретному делу. Таким образом, человек задумывает, а затем планирует и осуществляет творческие проекты.

Обязательная часть учебного процесса

Одним из основных требований к учащимся в современной школе является проведение ими деятельности по демонстрации своих навыков и умений, приобретенных на уроках технологии. Подобный процесс зафиксирован в новых федеральных стандартах. Благодаря осуществлению творческих проектов по технологии дети способны проявить свою индивидуальность. Это также позволяет школьникам продемонстрировать на практике полученные на занятиях теоретические знания.

Самые разнообразные темы творческих проектов по технологии развивают у детей следующее: - творческие способности; - эстетический вкус; - логическое мышление.

Определение понятия

Что является учебным творческим проектом по технологии? Это не что иное, как самостоятельно разработанное, а после и изготовленное изделие. Этот предмет должен пройти путь от идеи до ее воплощения с помощью консультационного участия учителя. Подобный проект ученика является его творческой итоговой работой. Ее качество будет напрямую зависеть от знаний и умений, которые получены на уроках технологии. Изготовление конкретного изделия в рамках данного мероприятия невозможно без большой предшествующей работы. Она состоит в обдумывании идей, выполнении эскизов, чертежей, рисунков, а также в разработках для осуществления технологического процесса.

Выбор творческого проекта по технологии – дело индивидуальное. Вовсе не обязательно, чтобы принятый вариант был особенно сложным и выполнен самостоятельно. Часть творческого проекта к началу его осуществления школьником может быть уже готовой или выполненной учителем, родителями или товарищами. Воплощать в жизнь задуманное можно вместе с одноклассниками. При этом проект, как правило, распределяется по частям между его участниками, и каждый из них несет индивидуальную ответственность за выполнение своего задания.

Цель творческого проекта по технологии состоит в создании нового, конкурентоспособного, экологичного и эффективного продукта, который бы отвечал потребностям человека. В качестве такого продукта могут выступать не только различные изделия, но и услуги.

Если взять буквальный перевод слова «проект», то оно означает не что иное, как «брошенный вперед». Подобную форму работы широко используют в современной школе. Благодаря ей педагог может воспитать у своих подопечных верную социальную позицию. Кроме того, любые идеи творческого проекта по технологии способствуют приобретению у детей навыков планирования, развитию индивидуальности и раскрытию творческих способностей.

Преимущества метода технологии

В России эта идея возникла еще в 1925 году. Однако в те времена особого распространения она так и не получила. Одним из способов, позволяющих сформировать гармонически развитую личность, проектная технология стала считаться лишь после принятия новых государственных образовательных стандартов. При этом применение данной методики для школ и училищ стало обязательным.

Каковы же положительные стороны проектной технологии? Они выражаются в том, что: - школьникам предоставляется возможность решения задач на уровне полученных ими знаний; - творческие проекты по технологии для мальчиков являются первым опытом социализации и возможности непредвзятой оценки их мастерства не только педагогом, но и сверстниками; - данный метод позволяет учителю на каждом из этапов работы внедрять системный подход к деятельности, а также максимально широко развивать творческие способности детей; - все творческие проекты по технологии для девочек, которые создаются на занятиях по трудовому обучению, могут быть использованы в повседневной жизни; - методика подразумевает совместную работу школьников в группах, что позволяет сформировать коллектив и выстроить межличностные отношения. Выполнение работ способствует получению нового результата в течение конкретного промежутка времени.

Для каких целей может быть использован творческий проект по технологии? Пример подобной работы – вышивка крестом, которая делается своими руками, является великолепным вариантом подарка маме к празднованию Международного женского дня.

Классификация проектов

В зависимости от характера получаемых изделий творческие работы делятся на инновационные, а также на поддерживающие варианты. Например, упомянутая выше вышивка крестом. Данный творческий проект может быть отнесен к поддерживающему типу. А что относят к инновационным решениям? Пример творческого проекта по технологии такого типа – изготовление необычной мебели для дачи. Однако и этот перечень нельзя назвать исчерпанным до конца. На занятиях по обслуживающему труду нередко реализуются проекты совершенно разной направленности. Среди таких работ есть социальные, научно-технические, образовательные и т. д. Так, пример творческого проекта по технологии образовательного типа – изготовление кружевного изделия. К этому виду его можно отнести в связи с тем, что данная работа способствует приобретению навыков вязания крючком.

Творческие проекты по технологии могут иметь различные сроки исполнения. В связи с этим они классифицируются на такие: - долгосрочные; - среднесрочные; - краткосрочные.

Шаги по реализации

Вся работа по исполнению творческого проекта делится на три этапа. Первым идет поисковый, за ним следует технологический, а завершает процесс - аналитический. При этом каждый из них включает в себя определенные шаги (действия). Так, во время прохождения поискового этапа осуществляется следующее:

1. Определяется проблема.

2. Выбирается тема проекта и обосновывается необходимость в изготовлении изделия. Для творческого проекта по технологии нужно определить и соответствующие требования, которые будут предъявляться к конечному продукту.

3. Продумывание нескольких вариантов изделия и выбор лучшего из них. Далее наступает технологический этап.

 

Он представляет собой:

1. Планирование конструкции изделия.

2. Разработку последовательности изготовления.

3. Подборку и приобретение необходимых инструментов и материалов.

4. Организацию рабочего места.

5. Непосредственное изготовление изделия с соблюдением правил безопасности работ. Завершающей стадией творческого проекта является аналитический этап.

 

Во время его проведения производится следующее:

1. Готовое изделие подвергается испытаниям.

2. Анализируется выполненная работа (какие детали получились хорошо, а какие - нет).

3. Готовится защита творческого проекта по технологии.

 

На первом, поисковом этапе учащийся должен продумать, что именно ему хотелось бы сделать своими руками. Далее он должен реально оценить имеющиеся у него возможности. На технологическом этапе конструируется само изделие. Во время прохождения данного этапа может быть использована любая литература, описывающая интересующее школьника изделие, которая позволит не только осуществить, но и усовершенствовать идею. Окончательный вариант конструкции выполняется в графическом изображении. Оно бывает в виде эскиза, графического рисунка или чертежа, на которых отображены все данные, необходимые для работы.

На следующем этапе происходит планирование технологий изготовления задуманного изделия. При этом должны быть разработаны маршрутные и технологические карты.

Заключительный, аналитический этап предусматривает проведение испытаний, а также контроль полученного изделия. Производится определение тех материальных затрат, которые пошли на изготовление продукта. На этом же этапе дается оценка всего мероприятия.

Самым последним шагом является защита проекта. Оформление творческого проекта по технологии представляет собой представление пояснительной записки, а также демонстрация готового изделия. Структура отчета

 

Как должен быть оформлен творческий проект по технологии?

 Пример написания пояснительной записки, приведенный ниже, актуален при создании любого изделия. При этом в структуре отчета после его наименования обязательно должны присутствовать следующие разделы:

1. Актуальность поставленной проблемы.

2. Задачи и цели работы.

3. Планирование действий.

4. Приблизительный срок выполнения.

5. Предполагаемый результат.

6. Смета расходов (материальные затраты).

 

Необходимость в создании проектов

Многочисленными статистическими исследованиями подтверждается тот факт, что от того, насколько школьник научится ставить перед собой цели и задачи, будет зависеть его жизненная успешность. Ведь именно благодаря проектному образу мышления смогли реализовать себя многие политики и предприниматели. В условиях современной школы имеются все возможности для успешного развития детей. Есть они и для формирования у них проектного мышления. Именно с этой целью и было введена во ФГОС исследовательская деятельность и проектирование.

 

Кукла

Существуют самые разнообразные творческие проекты по технологии для девочек. И при их выборе стоит иметь в виду, что не все школьницы любят шить, а вот мягкие игрушки они просто обожают. И здесь педагог может предложить девочкам идею создания набивной куклы. Целью такой работы явится изготовление мягкой игрушки. В качестве исходных материалов для работы должны быть заготовлены нитки и кусочки ткани, картон для выкройки и наполнитель, а также иголка. Реализация подобного проекта осуществляется посредством групповой работы. Одна из девочек получит задание раскроить будущую куклу. Контуры деталей могут быть сделаны самостоятельно либо выбраны уже готовые. Вторая рукодельница должна будет все подготовленные элементы соединить. Перед третьей участницей проекта может быть поставлена задача в наполнении готовых деталей. Творческий проект по технологии «Кукла» на последнем своем этапе предусматривает соединение всех деталей. В этой работе должны принять участие все девочки.

Открытка

Этот творческий проект по технологии предлагается школьникам для создания оригинального подарка маме к 8 марта. При этом дети должны понять, что для того, чтобы сделать близкому человеку приятное, деньги вовсе не обязательны. Творческий проект «Открытка» предполагает использование техники скапбукинга. На первом этапе школьники рассматривают готовые открытки и знакомятся с самой техникой их изготовления. Далее следует постановка цели. Она заключается в создании яркой и необычной открытки. Для решения поставленной задачи подбираются материалы. В их перечне находится цветной картон и фигурные дыроколы, атласные ленты и половинки жемчуга. На следующем этапе должен быть намечен план действий и проанализирована последовательность выполнения работ. Одновременно с этим между всеми участниками проекта должны быть распределены обязанности. Подобный творческий проект является примером использования обычных материалов для создания оригинального результата.

 

Работа педагога

Учитель, применяющий в своей деятельности проектную технологию, полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются к этой профессии в рамках внедрения в жизнь новых стандартов образования. Именно в совместной деятельности педагога и его учеников происходит формирование доверительного отношения, а также возникают предпосылки для многогранного развития личности ребенка. При осуществлении совместных попыток поиска ответа на поставленную задачу у детей формируются коммуникативные навыки. Школьникам, имеющим опыт работы над творческими проектами, проще дается обучение не только в средних специальных, но и в высших учреждениях образования.

kopilkaurokov.ru