Виды логистики и их краткая характеристика. 8. Трансформация канала распределения в логистическую цепь сбыта.

3.8 Виды логистических систем и их характеристики. Виды логистики и их краткая характеристика


Виды логистики и их краткая характеристика

ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика — совокупность разных видов деятельности, с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

Логистика — искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения, содержания в рабочем состоянии в течение жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Логистика — наука о планировании и контроле материальных и нематериальных операций, которые совершаются в процессе доведения сырья до производства, внутрипроизводственная транспортировка, доведение готовой продукции до потребителя, а также это наука о управлении данными процессами.

финансовый аспект.

Логистика — рассматривается с точки зрения времени расчета партнеров по сделкам. Как деятельность движения, хранения полуфабрикатов, изделий с момента уплаты денежных средств поставщику до получения денег.

Логистика — интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного управления материальными и сервисными, и сопутствующими потоками.

Логистика- учение о системном планировании и контроле материальных, энергетических, информационных, пассажирских потоков, а также управление ими.

Эволюция логистики.

1. 20-начала 50-х. Период фрагментации. Идея логистики как интегрального инструмента снижения затрат и управления материальными потоками не была востребована в бизнесе. В этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним относятся: возрастание запасов транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров; рост транспортных тарифов; появление концепций маретинга; развитие теории и практики военной концепции. В данный период появились первые логистические организации и сообщества. (национальная ассоциация проблем управления закупками).

2. Период с середины 50-по 70 гг. период становления. Характеризуется интенсивным развитием теории и практики логистики. Стали понимать, что нельзя пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, и в первую очередь с позиции снижения затрат. В данный период возникает концепция общих затрат в дистрибьюции. Стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к росту затрат, вызванных ростом складирования; экономия на упаковке- к дополнительным издержкам, вызванным с повреждением грузов при доставке. Смысл концепции общих затрат заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится.

Концепция общих затрат стала основой концепции интегрированной логистики. и возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. ( развитие олигополистических рынков; давление затрат на производство; прогресс в компьютерных технологиях; изменения в стратегиях формирования спроса)

Начало 70г. период развития . Были сформулированы фундаментальные принципы бизнес — логистики и некоторые западные фирмы стали их применять. Но для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, неприспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.

В период с 80до середины 90-х логистика приобрела статус концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсосберегающую систему ( период интеграции. ) Во главу угла ставится не продукт, а процесс в форме потока, в чем и заключается новизна логистического подхода . в данном периоде произошли существенные изменения в мировой экономике. Которые объясняют феномен логистического взлета: внедрение персональных компьютеров; глобализации рынков; изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики; рост партнерства и стратегических союзов; структурные изменения в организации бизенса.

Т.о. период интеграции сделал логистику одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе.

Парадигмы логистики связаны с 4 этапами ее эволюционного развития. К ним относятся: аналитическая, технологическая, маркетинговая, интегральная.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующая методы математической статистики, экономической кибернетики, методы и модели управления запасами. Особенность аналитической парадигмы- построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающая специфику решаемой логистической проблемы. Она требует большой исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении.

Технологическая парадигма. Появилась в 1960-х и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Суть в том, что с одной стороны можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретическая основа — системный подход. Основная стратегия логистического управления — автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач. Пример использования технологической парадигмы — МРП, ДРП- системы. Но логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы не достаточно гибкие относительно современных требований развития рыночной экономики.

Маркетинговая парадигма с начала 1980г. цель- описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Научная база- экономические или социальные дисциплины.

А математическую основу- теория вероятности, математическая статистика. Модели, использующие маркетинговую парадигму- абстрактны, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений. ( лрп-системы).

Многие компании комбинируют использование всех этих парадигм.

Интегральная парадигма. Развивает маркетинговую, учитывая новые предпосылки развития бизнеса: новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения; изменившиеся технологические возможности; новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы. Пример ( JIT. TQM).

На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы как интегрированной информационной системы, обеспечивающая логистический канал.

ЛОГИСТИЧЕКИЕ СИСТЕМЫ И КОНЦЕПЦИИ.

Наиболее широко развитым в мире является концепция «точно в срок». Современная система построения логистической системы в производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Данная концепция является тянущими системами, в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, по мере необходимости. Существенную роль тут играют элементы: спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, надежность поставщиков; качество продукции; точность нформации и прогнозирования; повышенная трудовая ответственность и трудовая дисциплина персонала.

Система КАНБАН. С ущность состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются МР только ТВ том количестве и к тому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем.

Концепция « планирования потребностей». На данной концепции базируются логистические системы толкающего типа, для которой характерны производство деталей, полуфабрикатов и т.д. в соответствии с жестко заданным производственным расписанием. Позволяет предотвратить сбой в производстве, за счет создания страховых(буферных) запасов. Наличие запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств фирмы, увеличивает себестоимость ГП, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.

Системами, основанными на данной концепции в производстве и снабжении являются MRP1 имеет дело с материальными компонентами . Системы MRP II являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). МРП системы начинают свою работу с определения сколько и в какие сроки необходимо произвести готовой продукции, затем определяют время и необходимое количество МР для удовлетворения производственного расписания.

В ДИСТРИБЬЮЦИИ- ДРП1 И ДРП2. В ДРП II с.

Логистика – что это такое простыми словами? Кто такие логисты?

осуществляется также разработка средне- и долгосрочных планов загрузки производственных мощностей и складов, использования рабочей силы и др.Данная система представляет собой расписание, которое координирует весь процесс поставки и пополнения запасов ГП в дистрибьютивной сети. Позволяет достичь конкурентных преимуществ в маркетинге и логистике: улучшить уровень сервиса за счет уменьшения времени доставки ГП и удовлетворения ожиданий потребителей, улучшить продвижение новых товаров на рынок и т.д. данная система базируется на потребительском спросе, который не может быть контролироваться фирмой.Системе ДРП обрабатываются заявки на трансп.-экспедиторское обслуживание, составляются и корректируются в реальном масштабе времени графики перевозок. Графики работы складов служат основой для расчета потребности в продукции транспорта; корректировка потребности осуществляется с учетом оперативной обстановки.

fibradecor.ru

8. Трансформация канала распределения в логистическую цепь сбыта.

Распределительный канал — это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи. Таким образом,логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

9. Понятие логистической системы. Виды логистических систем. Примеры логистических систем в торговле.

Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет представлять собой систему лишь при наличии следующих свойств:

• целостность и делимость;

• наличие связей между элементами;

• организованность;

• интегративность.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход

Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли, перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи между элементами более или менее упорядочены.

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий, в максимально возможной степени подготовленных, к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек, в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий при транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю

Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Различают четыре основных свойства логистических систем.

1. Свойство целостности и делимости. Система — целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

• закупка — обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

• управление производством — подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

• сбыт — обеспечивает выбытие материального потока логистической системы.

2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. Движение материального потока может происходить по следующим схемам:

• материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников;

• на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;

• движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

З. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

4. Свойство интегративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.

Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских связей. Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и служат подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны.

В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем:

1. Система с прямыми связями, в которой материальный поток происходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко.

2. Эшелонированная система, имеющая хотя бы одного посредника.

З. Гибкие логистические системы, где движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

studfiles.net

4.3. Виды логистических систем

Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические.

М а к р о л о г и с т и ч е с к а я с и с т е м а - это крупная систе­ма управления материальными потоками, охватывающая пред­приятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Макрологистическая система представляет собой опреде­ленную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями междуна­родных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосудар­ственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфор­мации, трудовых ресурсов.

М и к р о л о г и с т и ч е с к и е с и с т е м ы являются подсисте­мами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными ми­крологистическими системами устанавливаются на базе товар­но-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимо­действия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистиче­ских систем.

Логистические системы с прямыми связями.В этих ло­гистических системах материальный поток проходит непосред­ственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

Эшелонирова.нные логистические системы.В таких систе­мах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

Гибкие логистические системы.Здесь движение материаль­ного потока от производителя продукции к ее потребителю мо­жет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

Рис. 20. Принципиальные схемы логистических систем различных видов

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте развернутое определение понятию «система».

2. Охарактеризуйте свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

3. Дайте определение логистической системе.

4. Что такое «макрологистическая система»? Назовите элемен­ты макрологистических систем, охарактеризуйте связи между элементами, организацию, назовите интегративные качества макрологистических систем. Приведите пример макрологистической системы.

5. Назовите и охарактеризуйте известные вам виды макрологи­стических систем.

6. Что такое «микрологистическая система»? Элементы, характер связей, организация, интегративные качества.

7.Как выделить границы логистической системы?

8. В чем принципиальное отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистических систем?

9. Приведите два примера логистических систем с разной сте­пенью интеграции отдельных элементов в единую систему.

studfiles.net

3.8 Виды логистических систем и их характеристики

Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы. Микрологистические системы относятся, как предназначенные для управления и оптимизации, материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и снабжения и сбыта. Соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) и внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрепроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрепроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение основного производственного времени, контроль и управление уровнями запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Микрологистические внутрипроизводственные логистические системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия, например, цеха, участка или до отдельного рабочего места.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и дистрибутивных сетей, выполняющие те или иные логистические активности от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы производителя и от её складов готовой продукции к конечным потребителям.

Типичными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими активностями отдельных звеньев логистической системы и затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции, времени выполнения заказов потребителей, управления запасами материальных ресурсов и готовой продукции, обеспечение высокого уровня качества сервиса.

3.9 Концепция и функциональные области

логистики

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизациипотоковых процессов является концепцией логистики.

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений , процессов.

Основные положения концепции логистики:

1.Реализация принципа системного подхода.

2.Отказ от выпуска универсального технологического и подъумно-транспортного оборудования.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

5.Развитие услуг сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности оружшощей среды.

Объектом логистики является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных обла­ стей логистики: закупочную, производственную, распреде­ лительную, транспортную и инфррмационную,, которые подробно изучаются в следующих»главах учебника.

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и ма­териалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое произ­водственное предприятие имеет службу, которая осуще­ствляет перечисленные функции, Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным ма- териальным потоком.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистику,. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом как правило, не вступают в товарно-денежные отношения.

3. При управлении материальными потоками в процес­се реализации готовой продукции решаются задачи рас­пределительной логистики. Это обширный круг задач, ре­шением которых занимаются как производственные пред­приятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач име­ют отношение властные структуры, так как от организа­ции распределения существенно зависит состояние эконо­ мики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных то­варов в регионе положение местной власти будет неста­бильным.

studfiles.net

2.2. Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объ­ема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельно­сти различных предприятий и организаций, производящих и по­требляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ло­гистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем.

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

1

Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

2 Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.

Отметим две характерные особенности приведенного ком­плекса логистических функций:

все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напра­влены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

носителями перечисленных функций выступают субъекты. участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

studfiles.net

8. Виды концепции в логистике, их характеристика. Логистика: конспект лекций

8. Виды концепции в логистике, их характеристика

Можно выделить несколько периодов совершенствования систем продвижения товаров и готовой продукции: в период отсутствия логистики, традиционной логистики и период новой логистики. Каждый из этих периодов характеризуется концептуальными подходами к созданию названных систем, а также соответственно к их критериям управления. Управление материальным распределением носило фрагментарный характер в дологистический период.

Материально-техническое обеспечение и транспорт рассматривались не как находящиеся во взаимосвязи области деятельности, а как придаток к оптовой торговле и даже как паразитирующий элемент в организационной структуре предприятия. В масштабах фирмы ответственность за данный участок деятельности возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали. В этот период быстрое развитие автомобильного транспорта заметно повысило его роль в товародвижении. Оптимизация перевозок стала приоритетным направлением. В пользу эффективности выступала минимальная цена за перемещение грузов транспортными средствами общего пользования и минимальные затраты на перевозку собственным подвижным составом. Сначала специалисты по тарифам и маршруту выполняли функцию управления грузопотоком, потом в их обязанности стали включать выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг.

Возникла необходимость контроля за перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой, взвешиванием, сопутствующими работами. Работа управляющего грузоперевозками стала более разносторонней. Это и вышеизложенные факторы послужили основой для развития логистики. Она не является чем-то совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального движения материалов, готовой продукции и сырья всегда была предметом пристального внимания.

Новаторство логистики состоит в изменении критериев хозяйственной деятельности предприятий, где главную роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается в применении комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность действий при фрагментарном способе управления явно недостаточны. При таком подходе не соблюдается нужная последовательность и не получается увязки действий различных подразделений предприятий.

Опираясь на комплексный подход, логистика предполагает согласованность методов, находящихся во взаимосвязи с материальными потоками, производством и маркетингом. И наряду со всем вышеперечисленным новаторство логистики состоит в использовании теории компромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистики позволил отойти от автономного регулирования разными методами товародвижения и осуществить их объединение, что позволило получить такой результат деятельности, который превышал сумму отдельных эффектов. Период традиционной логистики отличает создание логистической системы, заменившей процесс оптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличием нескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем, отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, а также критериев.

Внутрилогистический функциональный характер носили экономические интересы в рамках каждого концептуального подхода. И они не затрагивали производственную деятельность фирм.

При первом подходе область действия гармонизации экономических процессов составляли затраты на определенные логистические операции одной фирмы с критерием минимума общих затрат на материальное распределение. Этот подход позволил добиться определенных результатов. Оказалось возможным сводить к минимальному пределу затраты на всю логистическую систему путем увеличения затрат на одни операции с целью снижения расходов на другие операции. Характерным примером такого подхода является увеличение затрат на транспортировку путем сокращения издержек на регулирование запасов складирования. Положительный экономический эффект при минимизации общих затрат дала ориентация на использование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация экономических интересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия затратный критерий, поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение между прибылью и расходами. В результате сформировался переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который учитывает одновременно и спрос, и затраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений.

Выделение механизма логистики внутри производства ущемляло интересы предприятий-участников одного логистического процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистики произошли изменения в ее концепции. Максимальная прибыль от логистических операций всех предприятий-участников процесса стала критерием формирования оптимальной системы управления и распределения.

Начало 1980-х годов отмечено новым периодом в развитии логистики – периодом новой логистики (неологистики). Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации реагирования. В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного, или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы.

Что означает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала критерием такого подхода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

2.2. Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объ­ема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельно­сти различных предприятий и организаций, производящих и по­требляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ло­гистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем.

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

1

Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

2 Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.

Отметим две характерные особенности приведенного ком­плекса логистических функций:

все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напра­влены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

носителями перечисленных функций выступают субъекты. участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

studfiles.net