Что понимается под бюджетными расходами? Что понимается под бюджетированием


Бюджетирование, Суть бюджетирования и определения основных терминов, Что понимают под бюджетированием?, Что относится к объектам бюджетирования? тами Библиотека украинские учебникиів

31 Суть бюджетирования и определения основных терминов

Что понимают под бюджетированием?

Бюджетирование - это стандартизированный процесс определения объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных

структурных единиц и подразделений и обеспечения покрытия этих расходов ресурсами предприятия. Стандартизированный процесс бюджетирования базируется как на самостоятельно разработанных предприятием, так и на общем но-определенных требованиях и процедурах, предусмотренных национальными стандартами бухгалтерского учета. К требований и процедур относятсяь:

- разработка бюджетов всеми подразделениями предприятия;

- обеспечение единого порядка подготовки, анализа и утверждения бюджетов;

- координация деятельности подразделений предприятия в процессе разработки бюджетов;

- структури30ванисть бюджетов;

- обоснованность показателей бюджетов;

- открытость бюджетов в ситуационных изменений;

- участие в бюджетировании менеджеров всех подразделений, отвечающих за выполнение производственной программы и бюджета;

- четкое установление и постоянное сравнение всех видов затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов в ходе осуществления хозяйственной деятельности, рассчитанной на определенное время;

- бюджетирование предполагает, что предприятие определяет каждый отдел как один из центров ответственности

Что относится к объектам бюджетирования?

Бюджет - это систематизированный план доходов и расходов ограниченного ресурса в пределах определенного периода времени в процессе выполнения конкретных технологических процессов и видов хозяйственной деятельности

Объекты бюджетирования - объекты предприятия, по которым ведется планирование, составление технологических карт, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов

Объектами бюджетирования могут быть технологические процессы, направленные на биологические преобразования в растениеводстве и животноводстве, структурные звенья предприятия, проекты предприятия, заказ пред ств.

Предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расхода топлива, расхода электроэнергии и т.д.)

На предприятии целесообразно составлять такие бюджеты:

-. Генеральный (сводный) бюджет - совокупность бюджетов, обобщающие будущие операции всех структурных подразделений предприятия (полеводческих бригад, животноводческих ферм, перерабатывающих цехов, вспомогательных в производств, отделов управления и т.п.). Он включает две группы бюджетов: операционный и финансовыйі.

-. Операционный бюджет - совокупность бюджетов расходов на биологические преобразования в растениеводстве и животноводстве и получения в результате биологических преобразований сельскохозяйственной продукции и / или добавляют аткових биологических активов, которые обеспечивают составление бюджетного отчета о финансовых результатах отдельных подразделений и предприятия в цилом.

-. Финансовый бюджет - совокупность бюджетов, которые содержат информацию о запланированных денежные потоки и финансовое состояние предприятия (бюджет капитальных инвестиций, бюджет денежных средств, бюджетный балансовой нс.

- Бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о предполагаемый объем продаж сельскохозяйственной продукции и / или дополнительных биологических активов, полученный в результате биологических пе еретворень, цену и ожидаемый доход от продажи каждого вида продукции (дополнительных биологических активов, товаров, услуг.

-. Бюджет производства - операционный бюджет, содержащий информацию о производстве сельскохозяйственной продукции и / или дополнительных биологических активов в натуральных единицах на бюджетный период, а так каждого объем ресурсов, необходимых для обеспечения бесперебойного процесса биологических преобразований в растениеводстве и животноводстве в соответствии с запланированного объема продаж и внутреннего потребления.

-. Бюджет прямых материальных затрат - плановый документ, в котором отражены прямые материальные затраты, которые могут быть непосредственно отнесены к расходам конкретного объекта биологических преобразований ро ослинництва или животноводства или других операционных расходов для производства запланированного количества сельскохозяйственной продукции и дополнительных биологических активов или иной продукции и после.

-. Бюджет прямых затрат на оплату труда - плановый документ, в котором отражены расходы на заработную плату и другие выплаты работникам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, выполнении и работ или оказании услуг, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов в бюджетном период.

-. Бюджет производственных накладных расходов - плановый документ, отражающий расходы на управление производством

- Бюджет административных расходов - плановый документ, отражающий общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием

-. Бюджет расходов на сбыт-плановый документ, отражающий расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции

-. Бюджет себестоимости сельскохозяйственной продукции и / или дополнительных биологических активов - плановый документ, в котором проведен расчет себестоимости сельскохозяйственной продукции и / или добавляют аткових биологических активов, которые предполагается получить в бюджетном период.

-. Бюджет себестоимости реализованной сельскохозяйственной продукции и / или дополнительных биологических активов - плановый документ, в котором проведен расчет себестоимости продукции сельского хозяйств ва и текущих биологических активов, которая планируется к реализации с учетом себестоимости сельскохозяйственной продукции и дополнительных активов на начало бюджетного периода, производственной себестоимости сельскохозяйственной продукции и дополнительных биологических активов за бюджетный период и себестоимости сельскохозяйственной продукции и дополнительных биологических активов, остающихся.

-. Бюджетный отчет о финансовых результатах - плановый документ, отражающий ожидаемые доходы предприятия за бюджетный период и расходы, которые предусматриваются для обеспечения запланированного уровня действовали льность.

-. Бюджет денежных средств - плановый документ, отражающий ожидаемые платежи и поступления средств на определенный период

-. Бюджетный баланс - составляется по утвержденной форме финансовой отчетности, содержащей информацию о предстоящем финансовом состоянии предприятия, который ожидается в результате производственной и финансовой ди ияльности предприятий.

uchebnikirus.com

Что понимается под бюджетными расходами? — КиберПедия

А) Уменьшение чистых активов публично-правового образования;

Б) Выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета;

В) Суммарный объем уменьшения чистых финансовых активов публично-правового образования;

Г) Суммарный объем доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенный на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

 

27. Финансовый контроль можно рассматривать как:

А) регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и обеспечение финансовой дисциплины;

Б) элемент управления публичными финансами с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций;

В) разновидность деятельности, осуществляемой правоохранительными и судебными органами;

Г) разновидность предпринимательской деятелности.

28. В ходе финансового контроля происходит:

А) выявление фактов нарушения финансового законодательства;

Б) выявление фактов нарушения финансовой дисциплины;

В) выявления фактов хищения материальных ценностей, находящихся в публичной собствености;

Г) привлечение нарушителей финансового законодательсва к уголовной, административной и иным видам юридической ответственности.

29. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

А) государственный финансовый контроль;

Б) муниципальный финансовый контроль;

В) конституционный контроль;

Г) оперативный контроль;

Д) плановый контроль.

30. Органами независимого государственного финансового контроля являются:

А) Контрольно-ревизионное управление Администрации Президента РФ;

Б) Общественная палата РФ;

В) Счетная палата РФ;

Г) Комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам;

Д) Счетная комиссия Государственной Думы РФ;

Е) Мандатная комиссия Государственной Думы РФ;

Ж) Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

З) Счетная палата Республики Татарстан;

И) Федеральная налоговая служба;

К) Министерство финансов Республики Татарстан;

Л) Банк России;

М) Контрольно-счетная палата Белгородской области;

Н) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

О) Контрольный комитет Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

31. Задачами Счетной палаты РФ являются:

А) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Б) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

В) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Д) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

Е) все ответы верны.

32. Установите соотношения между левым и правым столбцами:

А) Ревизия 1) оперативный анализ ситуации по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки  
Б) Обследование 2) взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций
В) Экспертиза 3) метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.    

33. К бюджетным правоотношениям относятся отношения, связанные с:

А) принятием федеральных законов, регулирующих бюджетный процесс;

Б) обжалованием норм бюджетного законодательства в Конституционном Суде Российской Федерации;

В) привлечением к дисциплинарной ответственности лиц, чьи действия (бездействие) привело к нарушению бюджетного законодательства;

Г) осуществлением межбюджетных трансфертов между бюджетами бюджетной системы РФ.

 

34. Укажите, какие из перечисленных бюджетов относятся к бюджетной системе РФ:

А) консолидированный бюджет РФ;

Б) бюджет Союза Беларуси и России;

В) консолидированный бюджет Красноярского края;

Г) бюджет поселка Первомайский Тульской области;

Д) бюджет Европейского союза.

 

35. Бюджетный (финансовый) год в РФ:

А) соответствует календарному году;

Б) соответствует сельскохозяйственному году;

В) состоит из календарного года и периода для заключительных оборотов;

Г) соответствует текущему финансовому году и двухгодичному плановому периоду.

 

36. Основными параметрами (характеристиками) федерального бюджета являются:

А) общий объем расходов бюджета;

Б) ведомственная структура расходов бюджета;

В) перечень главных администраторов доходов бюджета;

Г) бюджетная классификация расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета;

Д) прогнозируемые поступления источников финансирования дефицита бюджета.

 

37. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения:

А) исключительно во исполнение расходных обязательств, установленных в законе о федеральном бюджете;

Б) в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

В) по вопросам, установленным Правительством РФ;

Г) в исключительных случаях для решения вопросов местного значения, не терпящих отлагательств.

 

38. В соответствии с действующим законодательством (Бюджетным кодексом РФ) к финансовым органам относятся:

А) Центральный банк Российской Федерации;

Б) Федеральная таможенная служба;

В) Министерство финансов Российской Федерации;

Г) Счетная палата Российской Федерации;

Д) Федеральная налоговая служба.

39. Что понимается под финансовым правом:

А) отрасль российского права:

Б) раздел юридической науки;

В) учебная дисциплина, преподаваемая в учебном заведении;

Г) процессуальная деятельность органов управления публичными финансами;

Д) процессуальная деятельность судов при рассмотрении финансовых и налоговых споров.

40. Финансово-правовая норма может содержаться в:

А) распоряжении Правительства Российской Федерации;

Б) представлении Счетной палаты Российской Федерации;

В) предписании Счетной палаты Российской Федерации;

Г) письме Минфина России;

Д) нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования.

 

cyberpedia.su

Понятие и виды бюджетирования, его роль и функции в управленческом учете

    Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. Термин бюджет в управленческом учете западных стран приближен к отечественному термину смета или план. Бюджет как правило рассчитывается на предстоящий год и представляет собой финансовый документ созданный для выполнения предполагаемых действий, иначе бюджет – это прогноз будущих финансовых операций.

    Бюджет обычно показывает планируемую величину дохода, который должен быть достигнут и величину расхода в связи с получением дохода.

    Функции бюджета состоят в следующем:

  1. Планирование операций как в стратегических так и тактических, обеспечивает достижение цели деятельности организации. Планирование помогает контролировать производственную ситуацию, без плана управляющий как правило реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать.
  2. Координирование различных видов деятельности и подразделений организации. бюджет побуждает управляющих отдельными структурными подразделениями строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения предприятия работают согласованно для достижения общих целей организации. очень важно, чтобы план и производство были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.к. продукции необходимо произвести столько, сколько запланировано объема продаж. Бюджеты включают конкретные показатели, объем продукции, которую необходимо произвести, сколько сырья закупить, какое оборудование, сколько рабочей силы, какие цены устанавливать, какой экономической политики придерживаться в будущем. Бюджет увязывает экономическую информацию в планах с имеющимися возможностями.
  3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению цели своих центров ответственности, а следовательно цели всей организации. каждый руководитель должен знать, что ожидают от его центра ответственности. Стимулирующая роль бюджета проявляется в активном участии менеджеров в разработке бюджетов своих подразделений.
  4. Контроль текущей дисциплины. В отсутствии бюджета при сравнении показателей текущего периода с предыдущим можно сделать ошибочные выводы, т.к. показатели прошлых периодов могут быть результатом низкопроизводительного труда. Такие данные не учитывают изменений в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год. Тщательно подготовленный бюджет является своего рода лучшим стандартом. С ним сравнивают фактически достигнутые результаты.
  5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями, отклонения о бюджета определяется ежемесячно. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действие.
  6. Средство обучения менеджеров. Принимая участие в составлении бюджетов менеджеры имеют возможность детально изучить деятельность своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими.

    Подготовка бюджета начинается с подготовки ясного его названия и периода, для которого он составляется. Информация содержащаяся в бюджете должна быть точной, определенной и иметь значимость для ее получателя, на сколько это возможно. Бюджет разрабатывается как в целом для всей организации, так и для ее подразделений, что позволяет скоординировать действия всех подразделений.

    Бюджеты, разрабатываются управленческой бухгалтерией, совместно с руководителями центров ответственности, причем процесс разработки начинается снизу. 

    Процесс составления бюджета в организации называется бюджетным циклом, который состоит из этапов:

  • Планирование деятельности структурных подразделений и организации в целом;
  • Определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • Обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • Корректировка планов с учетом предположенных поправок.

    Структура бюджета зависит от специализации и размеров организации, а также от квалификации и опыта лиц, разрабатывающих бюджет.

    Бюджет не имеет строгих форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен ясно и доступно предоставлять информацию для пользователя. Он может быть подготовлен в любых единицах измерения.

    В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

  • общие;
  • частные;
  • гибкие;
  • статистические.

    Полные бюджетные системы включают не только практические, но и отчетные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и совершенствовании процессов производства, калькулирования и оценки запасов. Отсюда можно сделать вывод о том, что бюджетирование как и классификация затрат отвечает разным целям управления.

Структура общего бюджета

    Общий бюджет представляет собой скоординированный по подразделениям план работы для всей организации. Цель общего бюджета состоит в объединении и суммировании бюджетов различных подразделений предприятия называемых частными бюджетами.

    Общий бюджет любой организации состоит из 2-х частей: операционная и финансовая.

  • Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации.
  • Операционный бюджет включает в себя бюджет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет ТМЗ и бюджет расходов.

    Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объём продаж определяет высшее руководство организации, которое формирует своё решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляются бюджеты производства и себестоимости проданной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных затрат, но и потребностей в ресурсах в натуральном выражении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибыли и убытка.

    При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, ограничения со стороны государства, деловая политика, общее состояние экономики и т.д.

    В бюджете продаж отражаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, количество, цена за единицу, сумма на которую планируется осуществить продажи.

    Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности организации.

    После установления плана продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции, которые необходимо произвести для выполнения бюджета продаж и поддержания запасов готовой продукции на запланированном уровне.

    Для определения общих затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции складывающейся из прямых и косвенных затрат.

    Следующий этап подготовки общего бюджета это составление частных операционных бюджетов: бюджет закупки, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет себестоимости проданной продукции, бюджет коммерческих расходов, бюджет административных расходов.

    Финансовая часть общего бюджета предполагает планирование источников финансовых средств и направлений их использования. Финансовый бюджет составляют на основе данных прибыли и убытка, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

    Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период, а также план денежных потоков в разрезе видов деятельности. С помощью бюджета денежных средств достигаются 2 цели: 1) показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухбаланса; 2) выявляются период излишка финансовых ресурсов или их нехватки, что имеет важное значение в управлении финансовыми ресурсами.

    При подготовке бюджета денежных средств особое внимание следует уделять времени фактических поступлений денежных средств, а не времени исполнения хозяйственных операций. Некоторые статьи затрат, например, амортизация, не требуют расхода денежных средств.

    Последним этапом в процессе подготовки общего является разработка прогнозного бухгалтерского баланса, именно на этом этапе руководство предприятия должно вынести решение о принятии предполагаемого общего бюджета или изменить его. 

    В процессе обсуждения проекта общего бюджета может быть изменена кредитная политика организации в отношении покупателей, т.е. введена скидка за быструю оплату или изменены условия представления отсрочки платежа.

Гибкие и статические бюджеты

    Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, в этом случае будут статическими, т.к. доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня продаж.

    Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона деловой активности предприятия. Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения объема реализации и представляет собой динамичную базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

    В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они тоже планируются, но для каждого диапазона они рассчитываются.

    Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на 4 уровнях:

  • на 0 уровне сравниваются показатели фактических затрат с бюджетными и выявляются положительные и отрицательные отклонения;
  • на 1 уровне выявляются причины отклонений. Причинами могут быть: изменение в объеме продаж; изменение общей суммы затрат;
  • на 2 уровне рассчитывается отклонение по цене реализации, которое показывает отличие фактической цены от стандартной;
  • на 3 уровне рассчитывается отклонение по объему использованных ресурсов.

С уважением Молодой аналитик

humeur.ru

Понятие бюджетирования - Энциклопедия по экономике

Прежде чем рассуждать о том, что такое бюджетирование и для чего оно нужно, уточним некоторые термины и понятия. Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.  [c.21] Дайте определение понятия бюджетирование . Какие функции призвано выполнять на предприятии бюджетирование  [c.500]

В последние годы в финансовом планировании внедряется понятие бюджетирование. Оно более емкое по сравнению с финансовым планированием, так как  [c.368]

Что входит в понятие бюджетирования и из каких элементов оно состоит  [c.440]

Дайте определение понятию бюджетирование .  [c.410]

Если речь идет о философии метода, то правила бюджетирования от нуля будут применимы также для методов анализа постоянных затрат. До сих пор при составлении бюджетов затрат часто используют обобщенное понятие покрытие постоянных затрат в ДМ без расшифровки входящих в него составляющих. Однако для планирования постоянных затрат, как и переменных, необходимы нор-  [c.174]

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В БЮДЖЕТИРОВАНИЕ . ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  [c.5]

В главе 1 дается определение бюджета предприятия и освещаются основные вопросы бюджетирования на уровне отдельной компании (корпоративного бюджетирования), такие как соотношение категорий бюджет и план что такое временной интервал бюджета и бюджетный период каковы последовательность составления и исполнения сводного бюджета предприятия, из чего складывается бюджетный цикл предприятия, какие стадии его формируют и каким образом обеспечивается непрерывность бюджетного процесса понятие инфраструктуры бюджетного процесса как набора необходимых условий, обеспечивающих эффективность бюджетного планирования на предприятии определяются основные блоки (компоненты), составляющие инфраструктуру бюджетирования.  [c.5]

Следует также различать понятия бюджет и бюджетирование. Бюджет, как уже говорилось, — это насыщенный количествен-  [c.7]

Глава 9 посвящена вопросам использования программно-технических средств в системе бюджетирования на предприятии. Рассмотрены критерии построения политики предприятия в области информационных технологий основные типы программно-технических средств, используемые в управленческом учете, планировании и анализе деятельности предприятия особое внимание уделено понятию интегрированная система управления (ИСУ) , а также технологии и основным этапам ее внедрения на предприятии.  [c.518]

В наибольшей степени система сквозного управленческого планирования (бюджетирования), изложенная в книге, подходит для промышленных предприятий, выпускающих устойчивую номенклатуру продукции, состоящую из достаточно стандартизированных товаров. Это, в первую очередь, относится к предприятиям топливно-энергетического комплекса, легкой и пищевой промышленности, автомобильной промышленности, металлургии и некоторых других отраслей. Для машиностроительных компаний дело обстоит несколько сложней ввиду специализации значительной части предприятий машиностроения на выполнении индивидуализированных договоров с заказчиками. Для таких машиностроительных корпораций понятия открытого рынка сбыта в его классическом понимании не существует и, следовательно, использование методов количественного анализа и прогнозирования при формировании бюджета продаж на текущий квартал или год достаточно ограниченно.  [c.533]

Поскольку бюджеты составляются не для целей планирования и анализа будущего финансового состояния фирмы, не по правилам финансового менеджмента, а исходя лишь из представлений (понятий) руководителей о том, какие финансовые показатели сегодня им могут понадобиться, настоящее бюджетирование оказывается ненужным. В этом-то и беда. Как правило, составляют бюджеты прибыли и убытков, а также какие-либо варианты бюджета движения денежных средств. Прогнозный (расчетный) баланс (особенно по структурным подразделениям и видам бизнесов), как правило, не разрабатывают, не говоря уже о полноценном наборе операционных бюджетов.  [c.11]

Предлагаемая книга представляет собой попытку перевести мышление финансовых директоров российских предприятий и фирм из категории понятий в категорию финансового менеджмента. В высокоразвитых странах для эффективного решения проблем постановки бюджетирования существуют так называемые бюджетные справочники, которые сами компании разрабатывают для своих сотрудников, чтобы оказать методическое содействие в их работе. В наших компаниях таких справочников составлять не принято. В данной книге авторы предприняли попытку хотя бы в какой-то степени компенсировать этот изъян.  [c.18]

В США, например, принято четко разделять три понятия планирование, программирование и бюджетирование. План — система целей и стратегий по их достижению. Программа — комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет — это и финансовое выражение целей, стратегий и намеченных мероприятий, это и плановые  [c.22]

Когда речь идет о главных целях фирмы, обычно принято оперировать таким понятием, как миссия предприятия. Как правило, миссия формулируется в самом общем виде, в виде нефинансовых целей или очень грубо очерченных финансовых целей. Одна из задач бюджетирования — переложить обобщенные формулировки миссии фирмы на язык конкретных финансовых показателей, которые четко можно рассчитать, а затем контролировать ход их выполнения.  [c.33]

Для многих постановщиков систем бюджетирования одной из серьезных проблем является именно перевод общих, часто размытых целей в систему конкретных, имеющих четкое количественное выражение показателей. Главный руководитель фирмы (генеральный директор предприятия или президент компании), формулируя цели и задачи своей организации, обычно оперирует понятиями и терминами вроде повысить прибыльность , провести эффективную реструктуризацию , расширить рынки сбыта , обеспечить рост бизнеса и т. п. Руководители более низкого уровня управления (обычно вице-президенты и заместители генерального директора) с помощью консультантов и специалистов по управлению интерпретируют подобные указания свыше в виде красочных формулировок, украшающих избранные места офисов предприятий и фирм. У тех же, кто занимается бюджетированием, задача куда менее красочна и весьма прозаическая. Им предстоит решить, что имеется в виду под понятием прибыльность (т. е. норму или массу прибыли, долгосрочную или краткосрочную), узнать, какой из девяти основных показателей прибыли вообще-то имел в виду главный начальник (чистую, балансовую, операционную, валовую и т. д.), какие конкретно показатели и в каком количественном выражении могут удовлетворить взыскательного руководителя. Могут быть и иные проблемы, суть которых сводится к грамотной расшифровке и интерпретации вышестоящих указаний. Для иллюстрации характера возникающих здесь зависимостей приведем упрощенную модель взаимосвязи бюджетирования с главными целями компании (табл. 1.1).  [c.33]

Что такое бюджетирование — Следует договориться о точных определениях, категориях и понятиях.  [c.298]

Как показывают опросы, эффект от введения бюджетирования сказывается и на самих менеджерах. Руководитель бизнеса или проекта учится рассуждать не абстрактными понятиями, а определять будущее своего подразделения в каких-то численных показателях. Это помогает более точно оценивать перспективы.  [c.291]

Еще один спорный вариант управления — налоговые льготы. Налоговым кодексом введено понятие налоговый вычет и отменены многие льготы, в том числе по налогу на прибыль, поэтому в предлагаемой системе бюджетирования рассматривается управление посредством применения налоговых вычетов.  [c.362]

В литературе приводятся самые различные определения понятий бюджет , бюджетирование . По определению Британского института финансовых менеджеров, бюджет — это план, представленный в денежном выражении, подготовленный и одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показаны предстоящие поступления и (или) расходы данного периода, и капитал, который необходимо использовать для достижения поставленных целей .  [c.475]

Оперативный контроллинг опирается на систему бюджетов, позволяющую руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития предприятия и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов" на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование ".  [c.65]

Бюджетирование - это комплексное понятие, оно определяется как технология управления финансами, включающая  [c.416]

Книга посвящена одному из важнейших разделов финансового менеджмента — управлению инвестиционными проектами. Рассмотрены основные категории, понятия и стадии процесса разработки бюджета капиталовложений, сделан обзор используемых в бюджетировании базовых методов финансовой математики дана общая характеристика одной из важнейших категорий — цены источников финансирования. Подробно с использованием примеров изложены методы количественной оценки проектов, имеющих широкое применение в экономически развитых странах.  [c.2]

По мнению президента Межбанковского финансового дома Николая Редько, эффект от внедрения бюджетирования сказывается и на самих менеджерах Руководитель бизнеса или проекта учится рассуждать не абстрактными понятиями будет лучше, больше", а определять свое будущее в каких-то численных показателях. И даже если он будет ошибаться, завтра, глядя на эти ошибки, он более точно оценит свои перспективы .  [c.47]

Дадим самое прямое и очевидное определение бюджета — это квантифицированный (выраженный количественно) план, ориентирующий на достижение цели или целей организации. Будучи предельно простой, эта формулировка тем не менее включает в себя три основных элемента бюджетирования. Бюджет — это план, т.е. документ, нацеленный в будущее. Результаты прошлых периодов используются в бюджетировании лишь в тех пределах, в которых они могут служить основой для прогнозов. Необходимо понимать, что план не имеет самостоятельной ценности, он значим лишь постольку, поскольку позволяет достичь поставленных организацией целей. Наше определение бюджета включает также понятие контроля бюджеты разрабатываются, чтобы достичь поставленных целей, а затем оценить, насколько соотносятся фактические результаты, бюджеты и цели. Очевидно, что здесь предполагается четкая определенность целей, хотя в жизни так бывает не всегда.  [c.541]

Понятие норма является основой в различных методах управления предприятием планировании, бюджетировании, контролинге, директ-кос-тинге, абзорпшен-костинге и других методах. Западные экономисты уже давно поняли, что нормативные методы управления более экономичны. Читатель, наверное, будет несколько удивлен, узнав, что нормирование запасов, которое сейчас рекламируется и приходит на наш рынок вместе с западными технологиями и методами управления материальными ресурсами на предприятиях, уже 30 лет назад успешно применяли в нашей стране. К сожалению, сегодня сотрудники предприятий многое уже забыли из огромнейшего опыта по нормированию и управлению запасами и оборотными средствами, накопленного в СССР. Следует отметить, что в нашей стране этой проблемой занимались более 60 лет, и создание методологии имеет богатую и интересную историю. В результате в 1980-1990 гг. коллективом сотрудников НИИПиНа, возглавляемым одним из авторов настоящего учебного пособия, была завершена разработка методологии нормирования запасов и оборотных средств (см. [51] — [83]), которая сегодня, на наш взгляд, намного опередила аналогичные отечественные и западные разработки. Эти методы позволяют определять нормы не только производственных, сбытовых и товарных запасов на унифицированных подходах, но и оборотных средств, вложенных предприятием в эти запасы. В результате нормы становятся эффективным инструментом в управлении материальными и финансовыми потоками предприятия. В них используются не экспертные или прогнозные оценки, они основываются на обработке реальных массивов данных, которые хранятся в корпоративной системе управления предприятием.  [c.9]

Бизнес-планирование не является новым понятием в России, но до настоящего времени не стало практическим инструментом в повседневной работе менеджеров фирм и особенно в текущем (не новом) бизнесе. В ОАО "ЗЭиМ" имеется практика разработки бизнес-планов по отдельным направлениям бизнеса и некоторая практика планирования бизнеса для всей фирмы на год (на 1996 год бизнес-план был разработан). Поэтому настоящий бизнес-план является второй попыткой разработки для текущего бизнеса всей фирмы. В нем учтен опыт предшествующего года и мнения наших партнеров. Совершенно по-новому разработан финансовый раздел, на основе бюджетирования.  [c.37]

По всей стране применялась единая система документооборота Действовало сквозное, снизу доверху планирование (бюджетирование которому может позавидовать и современная крупная компания. Пяти летние планы на современном языке соответствуют планам стратеги ческого развития. Были разработаны специфические для социализм методы "управления проектами" система капиталовложений, проце дуры рассмотрения проектов (ТЭО), балансы ресурсов, сетевые гра фики, фондоотдача и т.д. Как аналог современных методов управлени персоналом действовала система кадровой политики КПСС. Напри мер, вместо современного понятия ключевой специалист применяло термин "номенклатура". Как бы не перемещался по стране специалис включенный в списки номенклатуры, его кадровая история копилась i  [c.30]

Маркетинг — одно из самых примелькавшихся понятий, связанных в нашем сознании с рыночной экономикой. Знакомо оно нам не только из лекционных курсов в отличие от того же бюджетирования маркетинг уже вошел в практику многих российских компаний, на уровне здравого смысла его так или иначе применяет каждый руководитель. Правда, из-за бессистемности и полуосознанности этой работы эффект от нее становится все скромнее по мере развития рынка и усиления конкуренции. Но что такое системный подход к маркетингу Скажем, гтдпииг специапь-  [c.72]

economy-ru.info

1. Определите понятие «бюджет».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

а) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

б) это централизованный фонд денежных средств государства, предназначенный для финансирования государственных расходов, аккумулирования средств государства для формирования стратегических резервов государства и хозяйствующих субъектов;

в) это система экономических отношений по поводу обеспечения государства, муниципальных образований и предприятий соответствующими финансовыми резервами:

г) это система экономических отношений, складывающихся по поводу взимания налоговых и неналоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, а также расходования бюджетных средств.

2. Дайте определение консолидированного бюджета рф.

а) это свод федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов:

б) это разница между бюджетными показателями федерального бюджета и бюджетами субъектов РФ;

в) это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

г) это метод включения всех показателей бюджетов субъектов РФ в сводные таблицы бюджета РФ.

3. Дайте определение доходов бюджета.

а) это денежные средс1ва. поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субьектов РФ и органов местного самоуправления;

б) это вес денежные средства, которые поступают в бюджеты, внебюджетные фонды и Центральный банк РФ. а также государственные и муниципальные предприятия и учреждения;

в) это налоговые и неналоговые поступления в бюджетную систему, а также заимствования от внутренних и внешних источников, осуществленные уполномоченными органами от имени государства или органов местного самоуправления;

г) это денежные средства, являющиеся налоговыми поступлениями в бюджет, а также финансовая помощь.

4. Что относится к налоговым доходам бюджета?

а) к ним относятся предусмотренные бюджетным и налоговым законодательством налоги, сборы и все штрафные санкции, взимаемые за нарушение законодательства;

б) к ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством;

в) к ним относятся только одни налоги, поступающие в бюджеты;

г) к ним относятся только налоги и сборы, установленные налоговым законодательством.

5. Что понимается под собственными доходами бюджета?

а) под ними понимаются доходы, получаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ из других бюджетов на постоянной основе;

б) под ними понимаются доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

в) под ними понимаются только те доходы, которые получены в результате заимствований, а также от использования имущества, закрепленного за соответствующим бюджетом;

г) под ними понимаются все доходы, которые получает бюджет по всем основаниям, включая перечисления из других бюджетов.

studfiles.net

Глава 5

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ

  1. Понятие о бюджетировании, его особенности

Для учета затрат как ключевого вопроса управленческого учета немаловажен не только подсчет произведенных затрат, но и прог­нозирование их размера на ближайшую перспективу.

Бюджетное планирование, являющееся самым детализиро­ванным уровнем прогнозирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделени­ям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ.

Бюджетирование (от англ. budgeting) — это процесс согласо­ванного планирования работы и управления деятельностью под­разделений с помощью смет и экономических показателей.

Бюджетирование непосредственно связано с управлением затратами и управленческим учетом, является его составной частью. Экономически эффективная деятельность любого предприятия возможна только в случае, если имеются четко за­данные напряженные, но реальные для выполнения стоимост­ные параметры затрат и результатов. С помощью бюджетов про­изводства, затрат, себестоимости произведенной и реализован­ной продукции и определяются такие параметры.

Бюджет — финансовый план, охватывающий все стороны де­ятельности организации и позволяющий сопоставлять все поне­сенные затраты с полученными результатами деятельности.

Бюджет может быть составлен на краткосрочный период (не­деля, месяц) или на год. Главное требование, предъявляемое к бюджетам, - не минимизировать, а оптимизировать затраты.

Процесс составления организацией бюджета называется бюд­жетным циклом, который состоит из следующих этапов:

  • планирование деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений с учетом особенностей функциони­рования всех центров ответственности;

  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

  • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Основные функции бюджетов:

  • планирование или составление ежегодных планов как не­отъемлемой части перспективного планирования;

  • координация и связь.

При составлении краткосрочного бюджета необходимо опре­делить роль структурных подразделений и руководителей различ­ных служб с учетом их различных интересов, т. е. деятельность структурных подразделений должна быть скоординирована по вертикали и горизонтали:

  • коммуникация — налаженная передача информации между руководством и структурными подразделениями; скоординиро­ванный план (бюджет) должен быть доведен до всех подразделе­ний, чтобы обеспечить взаимосвязь между ними;

  • мотивация или стимулирование — при составлении бюдже­та происходит включение различных подразделений и служб в обшую систему планирования, поэтому должна быть обеспечена эффективная служба мотивации действий и система стимулов;

  • оценка эффективности деятельности.

Действует по принципу обратной связи, т.е. если в производ­ственный процесс включаются структурное подразделение и конкретные лица, то их деятельность должна быть оценена и сти­мулирована.

  1. Методы составления и виды бюджетов

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджета: генеральные и частные; гибкие и статичные.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называе­мые частными бюджетами. В табл. 5.1 представлена классифика­ция бюджетов по различным признакам.

Генеральный (главный) бюджет любой организации состоит из двух частей: операционный бюджет; финансовый бюджет. Операционный и финансовый бюджеты состоят из ряда частных

бюджетов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены. По­следовательность составления бюджетов организации представ­лена на рис. 5.J.

Таблица 5.1

Классификация бюджетов

Признак

Классификация

В зависимости от объема производ­ства

Гибкий

Фиксированный (жесткий):

а) от достигнутого;

б) альтернативный;

в) «с нуля»

В зависимости от вида центра ответ­ственности

Бюджет центров затрат Бюджет центров прибыли Бюджет центров выручки Бюджет центров инвестиций

В зависимости от видов ресурсов

Материальные

Трудовые

Ресурсные (вода, электроэнергия, газ)

В зависимости от роли для приня­тия управленческих решений

Основные

Вспомогательные

В отличие от финансовой отчетности форма бюджета не стан­дартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совме­стно с руководителями центров ответственности. Процесс разра­ботки идет снизу вверх.

Разработка операционного бюджета начинается с определе­ния плана продаж. Это наиболее ответственный момент процес­са планирования, предполагающий исследование рынка, опреде­ление динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов, изучение стратегии конкурентов. Бюджет продаж оп­ределяется не столько производственными возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. При пла­нировании объема продаж используют различные методы: ста­тистические прогнозы с применением математических методов; экспертные оценки специалистов отдела сбыта и т. д. Исходя из бюджета продаж, разрабатывают бюджет производства, на осно­ве которого составляются бюджеты закупки материалов, затрат по труду, общепроизводственных расходов.

б)

Рис. 5.1. Схема генерального бюджета организации: а - операционный бюджет; б — финансовый бюджет

Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет ком­мерческих расходов. Конечной целью работы над бюджетом яв­ляется разработка плана прибылей и убытков.

Составление финансового бюджета проходит в три этапа, если предполагаются капитальные вложения, или в два этапа, начиная с разработки бюджета денежных средств и заканчивая разработкой прогнозируемого баланса. В табл. 5.2 представлена краткая характеристика бюджетов в зависимости от методики их составления.

Таблица 5.2

Ъшы бюджетов и их характеристика

Тип бюджета

Характеристика

Бюджеты, пост­роенные по принципу «сни­зу вверх» и «сверху вниз»

Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» пре­дусматривают сбор и постепенную передачу информа­ции от исполнителей к менеджерам нижнего уровня и далее, к руководству компании. Основной недостаток таких бюджетов — значительная трата времени и сил на процесс согласования. В процессе передачи бюджетов от одного уровня к другому показатели могут изменять­ся, что искажает исходную информацию.

Бюджеты, построенные по принципу «сверху вниз» рабо­тают по обратному принципу. Недостатком этого типа бюджетов считается то, что не учитывается мнение са­мих исполнителей, а руководство зачастую не обладает полной информацией, необходимой для бюджетиро­вания.

На практике, как правило, применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих типов

Долгосрочные и

краткосрочные

бюджеты

В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок один год и более, а крат­косрочным — на период не более одного года. В России «горизонт прогнозирования» составляет от полугола до полутора-двух лет. Таким образом, в российских усло­виях краткосрочными можно считать квартальные бюд­жеты и менее, а долгосрочными — от полугода до года. Часто долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае крат­косрочный бюджет составляется в рамках разработан­ного долгосрочного и поддерживает его, а долгосроч­ный уточняется по окончании каждого периода крат­косрочного планирования

Тип бюджета

Характеристика

Непрерывный

(скользящий)

По мере того как заканчивается месяц (квартал), к «ста­рому» бюджету добавляется новый. В российских усло­виях этот вид бюджета целесообразно использовать в связи с- высокой степенью неопределенности. Бюдже­тирование можно построить так: на первый квартал планового года построить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть уже более приблизи­тельными и уточняться по мере исполнения

Постатейный

Предусматривает жесткое ограничение суммы по каж­дой отдельной статье расходов без возможности перено­са в другую статью

С временным периодом

Этот термин означает систему бюджетирования, в кото­рой неизрасходованный остаток средств не переносится на следующий период. Недостаток такого метода в не­равномерности расходования средств, так как в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тра­тить остатки неоптимальным образом, опасаясь, что в случае «недорасхода» руководство сократит бюджет на следующий период

Статичные (жесткие) и гиб­кие

В статичном типе бюджета цифры находятся вне зави­симости от объемов производства, в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зави­симость от некоего параметра (как правило, объема производства или продаж).

Гибкий бюджет составляется в основном по переменным статьям затрат и показывает величину затрат при различ­ных объемах производства соответствующего центра от­ветственности и организации в целом. По принципу гиб­кого бюджета планируют сметы затрат на основные и вспомогательные материалы, сдельную зарплату и др. Он играет важную роль при распределении ресурсов органи­зации на текущие и стратегические цели.

Жесткий бюджет представляет собой совокупность постоянных затрат, которые не зависят непосредствен­но от объема производства. Существует несколько раз­новидностей жестких бюджетов: бюджет от достигнуто­го (преемственный бюджет), альтернативный бюджет (предполагающий несколько вариантов развития собы­тий), бюджет «с нуля»

Тип бюджета

Характеристика

С нулевым уров­нем, преем­ственные и предполагаю­щие несколько вариантов раз­вития событий

Бюджет с нулевым уровнем — бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». У преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который лишь вносятся коррективы, отражающие текущие измене­ния, что намного снижает объем усилий и времени, зат­рачиваемых на бюджетный процесс. Однако он может привести к тому, что в процессе бюджетирования будут повторяться одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать при составлении бюджета «с нуля».

Трети й вид бюджета предполагает наличие нескольких ва­риантов развития событий и в зависимости от склады­вающейся ситуации выбирается наиболее подходящий вариант. В этом случае некоторые статьи бюджетов име­ют несколько значений, из которых в результате выби­рается одно

Недостижимые и неприемлемые

Бюджет будет недостижимым, если на практике целей, заложенных в нем, достичь не удастся.

Неприемлемым считается бюджет, цели которого дости­жимы, но не выгодны для предприятия

Генеральные и частные

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (общим). Его цель — объединить и суммировать сметы и планы под­разделений предприятия, называемых частными бюд­жетами

  1. Учет отклонений в бюджетировании

Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Поэтому по заверше­нии планового периода составляются отчеты о деятельности предприятия, в которых сравниваются проектируемые и факти­ческие показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на ста­тичные (жесткие, фиксированные) и гибкие.

В статичном бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. При сравнении статичного бюдже­та с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности предприятия, т.е. все фактичес­кие результаты сравниваются с прогнозируемыми в зависимости от достигнутого объема реализации.

Возможности более детального анализа деятельности пред­приятия статичный бюджет не предоставляет. В этих целях используется гибкий бюджет, который составляется не для конк­ретного уровня деловой активности предприятия, а для опреде­ленного диапазона, т. е. им предусматривается несколько вариан­тов объемов реализации. Для каждого возможного уровня реали­зации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависи­мости от изменения уровня реализации и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с за­планированными показателями, В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на постоянные и переменные.

Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных прово­дится на следующих уровнях:

Нулевой уровень. Сравниваются показатели фактических ре­зультатов деятельности с генеральным статичным бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения;

Первый уровень. Задача первого уровня — выявить, за счет че­го произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:

Для выявления отклонений в объеме реализации сравнива­ются показатели двух бюджетов: статичного и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Отклонение в зависимости от объема продаж определяется по формуле

П„ = {Количество реализованной продукции по гибкому бюджету —

— Количество реализованной продукции по статичному бюджету) х х Запланированная величина маржинального дохода.

Отклонение от гибкого бюджета (изменение общей суммы затрат) является результатом отклонений двух составляющих затрат: отклонение в цене и отклонение по производительности, которые определяются на последующих этапах проведения ана­лиза;

Второй уровень. Данный уровень отклонений от гибкого бюд­жета предполагает расчет отклонений по цене ресурса, который показывает, насколько фактическая цена приобретения ресурсов отличается от стандартной.

Отклонение затрат по цене = Разница между нормативной и фактической ценами приобретения ресурсов х Фактический объем использованных ресурсов.

Третий уровень. Задача заключительного уровня анализа сос­тоит в расчете отклонений по объему использованных ресурсов, которые позволяют определить степень эффективности исполь­зования приобретенных ресурсов.

Отклонение затрат по производительности ~ (Фактический объем использо­ванных ресурсов — Планируемый объем использованных ресурсов) ж х Стандартная цена на ресурсы.

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под бюджетированием?

  2. Каковы основные функции бюджетов?

  3. По каким признакам классифицируются бюджеты?

  4. Каков состав операционных бюджетов?

  5. Какой порядок формирования финансового бюджета?

  6. Чем отличаются гибкие и статичные бюджеты?

  7. Какой горизонт планирования долгосрочных и краткосрочных бюджетов?

  8. Чем отличаются недостижимые и неприемлемые бюджеты?

  9. Какова цель анализа отклонений бюджетных и фактических показателей?

  10. На каком этапе анализа отклонений определяется эффектив­ность использования ресурсов?

studfiles.net

Что понимается под бюджетом?

Бюджет – это термин, имеющий английское происхождение (budget – сумка). Именно так называлась речь канцлера английского казначейства, который приходил в парламент с мешком, наполненным деньгами, чтобы произнести свою речь. Эта древняя традиция и легла в основу современного понимания бюджета. Изначальное значение предполагало предоставление обычных отчетов, которые не отличались большой точностью. Свой теперешний смысл термин приобрел относительно недавно...

Грубо говоря, бюджет подразумевает некий финансовый план, включающий в себя предполагаемые доходы (финансы, поступающие в безвозмездном порядке) и расходы (материальные средства, направленные на решение определенных задач). Термин может иметь несколько значений. Рассмотрим каждое из них.

Во-первых, под ним понимается свод государственных доходов и расходов на определенный период времени. Такие данные утверждаются в законодательном порядке.

Во-вторых, бюджетом называют предполагаемые доходы и расходы на какой-то срок. Речь может идти о произведении расчетов не только на государственном уровне, но и о случаях, когда речь идет о каких-то физических лицах.

Что понимается под бюджетом?

Что понимается под бюджетом?

В-третьих, данное слово может означать централизованную форму появления и расходования финансовых средств, используемых для решения задач государства или органов местного управления.

Этот термин может использоваться на самых различных уровнях. Основными являются государственный, региональный и местный. Кроме того, свой бюджет может рассчитывать любое физическое лицо. Существует и бюджет консолидированный, включающий в себя 3 первых типа. Он необходим для макроэкономического прогнозирования, налогового и финансового планирования.

Главенствующую роль играет государственный (федеральный) бюджет. Он выполняет целый ряд функций. Так, именно федеральный бюджет способствует перераспределению государственной прибыли и внутреннего валового продукта.

Кроме того, он является важнейшим экономическим и инвестиционным инструментом, необходимым для повышения эффективности производства. Такой бюджет является гарантией социальной направленности расходования финансовых средств. Список функций можно продолжать весьма долго.

Роль бюджета сложно переоценить. Она представляется настолько существенной, что даже влияет на государственную политику (естественно, если речь не идет о планировании доходов/расходов частным лицом)...

-----

Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь с друзьями. Спасибо :)

netexchange.su