Наставник - это кто? Определение. Что такое наставничество


Что такое наставничество? |

Наставничество — это партнерство между двумя людьми, основанное на доверии.

Основные столпы  наставнических отношений между сотрудниками:

  • Конфиденциальность  — Наставник создает своему подопечному (наставляемому) безопасную обстановку для обсуждения вопросов, связанных с работой, и изучения вариантов решения проблем.
  • Независимость  — Наставники, как правило, выбираются не из числа непосредственного рабочего коллектива наставляемого, равно как и не из числа его вышестоящих руководителей, чем обеспечивается большая конфиденциальность взаимоотношений, а также «свежий» взгляд на проблемы со стороны наставника.
  • Положительная развивающая деятельность  — Основной упор в наставничестве делается на развитие  не профиссиональных, а дидерских навыков, которые позволяют эффективно выполнять функции руководителей и успешно добиваться карьерных результатов.

Наставники способны дать своим подопечным правильное представление о структуре работы организации, функционировании неформальных сетей, а также познакомить их со своими взглядами на трудности, с которыми им приходится сталкиваться, и на перспективы, которые перед ними открываются. Наставляемые в свою очередь задают основной тон взаимоотношений и помогают установить направления для удовлетворения потребностей в своем развитии.

  • Самостоятельность — Целью наставничества является достижение самостоятельности. Наставники призваны не решать лидерские или карьерные проблемы, а скорее указать на проблемные моменты и помочь найти выход из сложившейся ситуации. Благодаря искусству правильно задавать вопросы наставники помогают более четко определить точку зрения своего подопечного, предлагая в то же время свое мнение по тем или иным проблемным моментам.
  • Взаимопонимание и доверие  — Взаимопонимание и доверие вырастают из обмена мнениями и мыслями. Как наставник, так и наставляемый, оба стремятся к достижению общего полезного эффекта от развития двусторонних взаимоотношений, направленных на приобретение необходимого опыта.

РОЛЬ НАСТАВНИКА

В каждом конкретном случае взаимоотношения между наставниками и наставляемыми характеризуются какие-то своими особенностями. Роль наставника при этом всегда остается неизменной. В силу того, что целью наставничества является развитие личных и лидерских способностей наставляемого, наставник должен уметь реагировать на потребности наставляемого таким образом, чтобы это способствовало поиску подопечным самостоятельных решений. Наставники, таким образом, предлагают себя наставляемым в качестве вспомогательного средства. Вот перечень некоторых областей, в которых большинство наставников могут оказать содействие своим подопечным:

  • Организационный, управленческий опыт
  • Знание людей, их связей и корпоративных интересов
  • Знание сетей и межгрупповых корпоративных интересов
  • Знание карьерных возможностей
  • Жизненный опыт
  • Технические и профиссиональные знания

У  наставника, как правило, будет ценный  опыт и знания в следующих облостях:

Понимание всех тонкостей культуры организации — ее ценностей, процессов, политики и стратегий, необходимых для карьерной реализации. Опыт работы и взаимодействия с людьми в целом, возможно правильное понимание отдельных людей, с которыми наставляемому приходится взаимодействовать. Знание неформальных групп и интересов, существующих внутри структуры организации, а также котактов, с которыми наставляемому возможно придется установить связь, либо которые придется развивать самому.

Понимание путей и вариантов карьерного роста внутри организации, вероятной перспективы их развития в будущем, а также возможный непосредственный опыт работы по профилю, представляющему наибольший интерес для наставляемого.

Опыт, накопленный наставником за свою жизнь, либо проблемные моменты, с которыми пришлось столкнуться, представляющие пользу для наставляемого сейчас или в будущем. Рабочий опыт, как технического, так и управленческого характера, который может пригодиться наставляемому при выполнении текущих или будущих должностных обязанностей.

Перечень является неокончательным, а удовлетворение всех его критериев не является обязательным. Он скорее призван служить в качестве фактора, стимулирующего осмысливание наставниками собственных ресурсов и выбор наиболее пригодных из них для использования при наставлении своих подопечных. Стоит, однако, помнить, что хорошие наставники сами стараются не участвовать в процессе – они наблюдают, скорее поощряя действия, чем сами выполняя работу за наставляемых. Наставники, как правило, выполняют функцию объективного помощника и являют собой пример идеального доверенного лица.

Эффективный наставник:

  • является хорошим слушателем
  • активно интересуется личными  лидерскими качествами наставляемых и их развитием
  • доверяет другим и сам заслуживает доверия
  • поощряет действие и проявляет уверенность в достижениях наставляемых
  • способен помочь в сохранении доверительных отношений между своим подопечным и его начальником.

РОЛЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Наставник никогда не должен выходить за рамки своей функции, направленной в первую очередь на развитие лидерских качеств наставляемого. Функция наставника имеет временный характер и рассчитана на помощь работнику во время его личностного развития, в то время как функция непосредственного руководителя имеет постоянный характер с упором на выполнение работы. Поэтому руководитель несет ответственность за постановку задач, определение целей, постановку приоритетов, контроль процесса выполнения, выдачу замечаний, аттестацию, развитие, обучение и поощрение сотрудника.

От руководителя требуется поддержка программы наставничества за счет знакомства с ее целями и задачами, а также за счет выделения времени в графике наставляемого достаточного для проведения встреч со своим наставником.

РОЛЬ НАСТАВЛЯЕМОГО

Наставничество направлено в первую очередь на получение пользы наставляемым. Однако, размер той пользы, которую наставляемый может извлечь из общения с наставником, существенно зависит от размера вклада самого наставляемого в эти взаимоотношения. Соглашаясь выступать в роли подопечного, наставляемый берет на себя ответственность за стимулирование взаимоотношений с наставником. Именно в обязанности наставляемого входит установление целей наставничества и управление процессом с тем, чтобы программа шла на пользу его личностному и профессиональному росту.  Для этого при установлении взаимоотношений с наставником наставляемый должен:

  • знать, чего он хочет добиться от этих отношений
  • четко определить, что ожидается от него и насколько реалистичными должны быть цели, поставленные наставником, поскольку все, что может быть достигнуто в процессе партнерства, направленного на обучение, должно вкладываться в собственное развитие наставляемого .

Эффективный наставляемый:

Берет на себя ответственность за управление процессом своего собственного  лидерского и карьерного развития.Выступает инициатором встреч с наставником и принимает активное участие в обсуждениях с наставником своих проблем.На встречах с наставником приводит в пример ситуации, проблемные моменты и потребности развития, взятые им из реальной жизни.Открыто обменивается опытом, самостоятельно размышляет, приводит грамотные контраргументы.Готов к получению справедливых замечаний.Реализует согласованные действия и сообщает наставнику о ходе из реализации.Проводит анализ встреч в рамках программы наставничества по итогам 6-12 месяцев.

hrhelpline.ru

это кто? Определение :: SYL.ru

В различных сферах жизни сегодня все чаще употребляется слово «наставник». Оно востребовано в бизнесе, педагогике, религии и других областях. Даже телевидение и шоу-бизнес используют наставничество. Наставник – это учитель, тренер, назидатель? Попробуем разобраться, кто он такой и каковы его функции в разных сферах жизнедеятельности.

Ни тот, ни другой…

Толковые и этимологические словари предлагают самые разнообразные аналоги термина «наставник» - это учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Все они схожи друг с другом, но различны по сути.

В слове «наставник» отчетливо видны приставка «на» и глагол «ставить», т.е. наставить (к примеру) на путь, по которому дальше ученик пойдет сам. Универсальным свойством наставника во всех сферах признается его высокая квалификация, опыт, многогранность охвата информации, событий или жизненного пространства.

Способы наставничества

Каждая область, где востребован наставник – это среда, где передача опыта и знаний является ключевыми. В научных работах (в частности, И.И. Фаляхова) приводятся четыре способа наставничества:

  1. Наставник-ментор (от др. греч. Μέντωρ - имени персонажа из «Одиссеи» ) воспринимается как руководитель, учитель, а часто и надзиратель. Его задача состоит в точной передаче опыта и знаний без учета возможностей стажера.
  2. Наставник-тьютор (от лат. tutorem – наставник, опекун) опекает младшего, помогает соотнести теоретические знания с практикой.
  3. Наставник-коуч (англ. coach – тренер) нацелен на партнерские отношения и вдохновляющий стажеров на собственные решения поставленных задач.
  4. Наставник-фасилитатор (англ. facilis – легкий, удобный) управляет группой и помогает в создании новых оригинальных решений и идей.

Все виды наставничества предполагают модель «наставник–наставляемый», но разница между результатами их взаимодействия достаточно сильна. Ментор закладывает должное, тьютор пытается перевести теоретические знания в практическое русло, коуч и фасилитатор предлагают на основании своих знаний и опыта построить личное для наставляемого креативное или познавательное пространство. Во всех случаях наставник и наставляемый осуществляют интеллектуальную работу, нацеленную на создание единой информационной среды (например, общего места работы, культурной общности и пр.) для наиболее полной передачи опыта и достижения максимальных результатов.

Деятельность наставника направлена на одного человека, исключение составляет только ментор (отсюда происходит классный наставник в русских гимназиях XIX века).

Ребенок и наставник

Наставник ребенка долгое время осознавался как учитель или воспитатель. Однако ни тот, ни другой не реализуют полностью функции наставника: учитель, передавая знания, не всегда передает опыт, воспитатель, создавая среду и погружая в социальный опыт, не включает в них опыт личный.

Сегодня под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку – возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении – выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Такая работа проводится с детьми и подростками, потерявшими родителей и оказавшимися в детских домах. Основная цель работы наставника в этом случае – адаптация в условиях современного мира.

Наставничество развивается и по отношению к несовершеннолетним мамам, которые по разным причинам хотели бы отказаться от своих детей. Роль наставника здесь – помочь молодой маме принять своего ребенка, осознать с ним родственную связь.

Наставники могут осуществлять взаимодействие между родственниками сироты и им самим. Такая помощь необходима тем, кто имеет существенную разницу в возрасте и условиях социального существования (например, бабушка-опекун и внук-подросток).

Наставники в сфере опеки – это подготовленные квалифицированные сотрудники различных фондов и организаций, работающих с детскими домами, приютами и пр.

Учитель или наставник

Учитель или преподаватель еще в советское время воспринимались как наставники. Учитель-наставник как ментор-назидатель был известен и в дореволюционном образовании. Сегодня функции наставника в образовании и педагогике близки с тьюторству и коучингу – возникает стремление сделать взаимодействие между учащимся и учителем более индивидуализированным, создать среду, в которой передавались бы не только знания, но и опыт взаимодействия с социальной средой, профессиональные компетенции.

Аналогичная ситуация возникла в высшем образовании, где все более востребовано тьюторство.

Наставником может быть как опытный квалифицированный педагог, так и начинающий учитель. Это необходимо для совмещения опыта с разработкой новых идей и путей решения образовательных задач. Молодой новый наставник всегда является активным генератором идей и может воплотить их на практике.

Царский и королевский наставник

Наставничество было принято при дворе царских и королевских особ со времен средневековья. Для этой роли ко двору приглашались известные священники, монахи, ученые, деятели культуры и искусства. Королевский наставник не считался придворным, он стоял особняком в системе королевской свиты.

В России царские наставники выполняли роль учителей. В XIX веке для цесаревичей и княжон приглашали несколько наставников, каждый из которых обучал царского отпрыска точным и естественным наукам, языкам, истории, богословию, искусствам. Количество наставников достигало десяти и более человек. Некоторые из них оставляли значительный след в истории и культуре, оказывали существенное влияние на взгляды и деятельность будущего императора. Таковым стал знаменитый наставник Александра II – поэт В.А. Жуковский, который стал не только учителем, но и спутником в путешествиях и советчиком по самым разным вопросам.

К его заслугам относили реформы Александра II, в том числе отмену крепостного права.

Духовник или наставник

Религия немыслима без наставничества. В восточных практиках наставник называется гуру или бодхисатва.

В православной традиции духовный наставник - это духовник. Размышления на тему духовного наставничества можно встретить у разных служителей церкви. Большинство из них сходятся в мнении, что такой наставник – это понимающий и принимающий человек, готовый помочь и поддержать в трудную минуту. Многими духовный наставник осознается как дар, данный свыше и позволяющий познать себя и свой путь к Богу.

Роль духовного наставника считается преемственной, поскольку опыт духовной жизни не возникает только из личного опыта, профессиональной деятельности или совокупности личностных качеств. Основная форма взаимодействия между духовным наставником и восприемником – исповедальное слово.

Место наставничества в современном мире

Независимо от области, наставничество определяется как особая миссия по отношению к наставляемому. Она состоит в передаче совокупности качеств – духовных, интеллектуальных, иногда физических и материальных. Профессионализм и опыт наставника должны дополняться личностными качествами: умением говорить, слушать, желанием взаимодействовать, тактом, правильным целеполаганием, убежденностью в истинности и правильности своего дела.

www.syl.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО это что такое НАСТАВНИЧЕСТВО: определение — Педагогика.НЭС

Наставничество

одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Наставничество

форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставник – человек, осуществляющий наставничество. Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАСТАВНИЧЕСТВО

процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

НАСТАВНИЧЕСТВО

профессиональное поведение педагога, основанное на его убеждении в неоспоримой истинности своих мыслей и стратегий общения с детьми. Авторство цели взаимодействия в большинстве случаем принадлежит взрослому. Тактика «наставничество», основанная на лозунге «делай как Я», применяется педагогами в нескольких случаях: 1) если ребенок хочет выполнить какое-либо действие репродуктивного плана, но не знает как, а педагог не хочет (не имеет возможности) «тратить» время на создание проблемно-поисковой ситуации. 2) если ребенок не хочет действовать, но это надо взрослым (или же думают, что им это надо), которые не имеют возможности или же не хотят объяснять ребенку необходимость данного типа деятельности. 3) если ребенок может и хочет сделать сам, но взрослый не разрешает ему проявить самостоятельность, не веря в его силы и творческие способности. Выступая в роли «тренера», «дятла», «капли, которая точит камень», учитель создает условия для репродуктивного воспроизводства культурного наследия в неизменном типе и отрицания им процесса учения как самостоятельного познания как такового.

Оцените определение:

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

didacts.ru

Что такое стратегическое наставничество?. Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников

Что такое стратегическое наставничество?

Основная задача обычного процесса наставничества заключается в том, чтобы помочь отдельным сотрудникам продвинуться по карьерной лестнице. Основная цель стратегического наставничества – пробудить сотрудников и подвигнуть их на использование стратегических возможностей, которые заложены в их намерениях и талантах, причем не в одиночку или тайно соперничая, а в сотрудничестве со своими коллегами и членами команды, для того чтобы достичь общих целей, которые принесут пользу каждому.

Какие же стратегии используют наставники и каким образом? Стратегии могут быть следующими.

? Способы продвижения от воззрений к реальности, от целей – к их достижению.

? «Дорожные карты», указывающие направления, а не только дающие описание.

? Рекомендации по распределению ресурсов.

? Проецирование во времени, долгосрочное планирование.

? Пути преодоления конкретных, четко определенных препятствий.

? Источники разнообразных тактик – как прямых, так и косвенных.

? Пути интегрирования процесса, взаимоотношений и содержания.

? Основа для системы практических действий.

Наставники используют стратегию для того, чтобы настраивать сотрудников на успех. Например, военный историк Б.Х. Лиддел Харт так пишет о стратегии военных действий: «Истинная цель стратегии заключается не в том, как вести битву, а скорее в том, как добиться таких ситуативных преимуществ, которые, если и не приведут врага к капитуляции, то обязательно обеспечат победу на поле боя».

По этой причине стратегическое наставничество тесно связано с преобразующей обратной связью, трансформирующим коучингом и совместной оценкой. Когда наставничество осуществляется стратегически, эти процессы создают синергетический эффект. Поэтому стратегическое наставничество выходит за рамки отдельного сотрудника и поддерживает развитие обучающихся организаций, где успех каждого сотрудника рассматривается неотъемлемо от успеха других. Таким образом, шансы на успех вырастают для всех, поддерживается повсеместное развитие, а работа рассматривается как возможность для обучения, развития навыков и личностного роста.

Стратегический аспект наставничества был описан репортером «Нью-Йорк Таймс» Джонатаном Мэнделлом, который попросил нескольких молодых писателей высказать мнение об их участии в программе наставничества начинающих драматургов.

Драматург-наставник Чарльз Фуллер, автор «Солдатской драмы», высказал свои сомнения: «Я не знаю, есть ли что-то такое, чему можно научиться, чтобы писать пьесы. Я не уверен, что это возможно. Но, – продолжал он, – в любом случае, это – не лучшее, что могут предложить такие программы, как «Проект альтернативного наставничества Черри Лэйн». Что нужно писателю, так это не «расставьте точки над «i», но «эй, пусть это не огорчает вас. Это всего лишь пьеса». Некоторые люди так напрягаются и беспокоятся, что просто не могут завершить работу. Я думаю, что больше всего Крису (ученику Кристофера Шинна, автору «Четырех») недоставало разговора с кем-нибудь об его работе и о том, через что ему придется пройти».

Для господина Шинна это были актеры, которые несли отсебятину на сцене; агент, которого он хотел уволить; репетиции, где все шло кувырком; бессмысленные интервью газетчикам.

«Я уже знал, как писать пьесы», – сказал господин Шинн, соглашаясь со своим наставником. – «Но я не знал, что значит быть драматургом. Чарльз подготовил меня к унизительной роли драматурга».

С помощью наставничества эти начинающие драматурги постигли разницу между мастерством и восприятием, причиной и следствием, писательством и писателем. Эти уроки прослеживаются во всех заданиях, должностных обязанностях и организационных функциях. Но все-таки, что же такое наставничество? Чем оно отличается от технологий обратной связи и коучинга? И почему ему нужно быть стратегическим?

Наставничество напоминает коучинг, но в то же время сильно от него отличается. Если коучинг сосредоточивается на действии, то наставничество обращается к ситуации, в которой происходит это действие. Коучинг нацелен на особенности поведения, а наставничество концентрируется на позициях, идеях, предположениях и чувствах, которые предшествуют той или иной модели поведения. Наставничество нацелено на прояснение сотрудниками того, кем они являются и что делают.

Эта технология помогает им понять, как можно изменить свое отношение к работе и к окружающим, как стратегически реагировать на неизбежные волнения, унижение и поражения, которые сопровождают их деятельность. Стратегическое наставничество нацелено, скорее, на то, каким быть, а не на то, как делать; на изменение самих отношений, а не на применение к ним неких тактических моделей поведения. Задача наставника заключается не только в том, чтобы его ученики добились успеха: прежде всего, они должны научиться преодолевать обстоятельства, которые мешают им это сделать.

Если обратная связь помогает людям увидеть, как они себя ведут, а коучинг содействует улучшению их навыков, то функция наставничества заключается в другом (хотя иногда они пересекаются). Наставники, конечно, также могут предоставить обратную связь, выступить в роли коуча или советника или решить чужие проблемы. Но главная задача наставника помочь ученику разработать долгосрочные стратегии, которые бы отвечали его представлениям о моральных ценностях, помогали ему продвигаться по карьерной лестнице и ориентировали в море организационных проблем.

Если обратная связь концентрируется на том, что было, а коучинг – на том, что происходит сейчас, то наставничество сосредоточивается на том, что могло бы быть и что заставляет людей двигаться вперед к более совершенным действиям, мышлению и существованию. Наставничество не столько ориентировано на деятельность, как обратная связь и коучинги, сколько на развитие того, что приводит к успеху, – самосознания, соответствующего отношения к работе и людям, намерений и взаимоотношений.

Например, нам довелось наблюдать работу выдающегося наставника в огромной корпорации сферы индустрии развлечений. Глава корпорации Пит, белый американец, заинтересовался Алом, афро-американцем, возглавлявшим региональное направление по маркетингу и продажам, который был вице-президентом и находился значительно ниже на иерархической лестнице. Ал был одним из немногих «цветных» менеджеров, занимающих должность вице-президента. Когда мы спросили Ала о том, какие различия существуют среди занимающих равную с ним позицию, он ответил: «Это различие как раз перед вами».

Пит серьезно намеревался диверсифицировать состав менеджеров в организации, поэтому даже лишил премии одного исполнительного директора за то, что из семи вновь назначенных им менеджеров не было ни одного «отличающегося». Не желая в открытую перепрыгивать ступени организационной иерархии и самому становиться коучем для Ала, Пит попросил нас дать понять Алу, что ему для продвижения по карьерной лестнице нужен опыт работы в различных подразделениях корпорации. Пит предложил нам вместе с ним подумать, какие возможности позволили бы Алу продвинуться.

Мы предложили Питу все же самому стать наставником Ала. Пит как наставник, а не как глава корпорации, спросил Ала о том, что того интересует и где ему хотелось бы поработать в корпорации. Пит предоставил Алу обратную связь по поводу его целей и отметил те из них, которые были недостаточно амбициозны. Он также дал Алу несколько рекомендаций относительно изменения его стиля, стратегий в отношениях с коллегами и способов позиционирования себя для дальнейшего продвижения.

Ал расспросил Пита о том, как тот стал главой организации, и поинтересовался, где он, по его мнению, мог бы быть наиболее полезен в корпорации и каким образом. Они договорились быть партнерами в проекте по увеличению продаж в регионе. Пит был готов выступить на обеде для ключевых клиентов, организованном Алом. Он согласился выслушать пожелания клиентов Ала по доставке и сервисному обслуживанию, а затем выступить вместе с Алом на открытии выставки и заявить о своем партнерстве в сфере удовлетворения запросов клиентов. Джим, непосредственный начальник Ала, был проинформирован об их беседе и поддержал их партнерство и наставничество.

После проведения занятий с Питом в роли наставника уверенность Ала в собственных силах значительно возросла. Это немедленно отразилось на результатах деятельности в его регионе, что было особенно примечательно в период экономического спада, когда другие регионы не могли увеличить объем продаж. История Пита и Ала показывает, как наставничество может способствовать развитию в организации равноправия, справедливости, диверсификации и демократии, помогая сотрудникам преодолевать расовые барьеры и приводя к партнерству, невзирая на уровни иерархии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Наставничество - это... Что такое Наставничество?

 Наставничество

   — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определённым ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 162)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Синонимы:
  • Наследственность
  • Настойчивость

Смотреть что такое "Наставничество" в других словарях:

  • наставничество — шефство Словарь русских синонимов. наставничество сущ., кол во синонимов: 2 • пастырство (1) • …   Словарь синонимов

  • НАСТАВНИЧЕСТВО — НАСТАВНИЧЕСТВО, наставничества, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Звание, занятие наставника. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • НАСТАВНИЧЕСТВО — НАСТАВНИЧЕСТВО. Форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения Н. – это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • НАСТАВНИЧЕСТВО — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п.; индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих на отдельными молодыми рабочими или их группами Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • наставничество —   , а, ср.   Руководство молодыми заводскими, колхозными и т.п. кадрами, осуществляемое опытными рабочими, колхозниками.   ◘ На заводах широко развернулось наставничество. МАС, т. 2, 399. Их уроки наставничества играют важную роль в… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Наставничество — форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Наставничество — ср. 1. Занятие, положение, деятельность наставника. 2. Пребывание в положении наставника. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • наставничество — наставничество, наставничества, наставничества, наставничеств, наставничеству, наставничествам, наставничество, наставничества, наставничеством, наставничествами, наставничестве, наставничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • наставничество — наст авничество, а …   Русский орфографический словарь

  • наставничество — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

pedagogical_dictionary.academic.ru

Слово НАСТАВНИЧЕСТВО - Что такое НАСТАВНИЧЕСТВО?

Слово наставничество английскими буквами(транслитом) - nastavnichestvo

Слово наставничество состоит из 14 букв: а а в в е и н н о с с т т ч

Значения слова наставничество. Что такое наставничество?

Наставничество

Наставничество форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

НАСТАВНИЧЕСТВО — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения.

Педагогический словарь бибилотекаря. - Спб: РНБ, 2005-2007.

Наставничество - форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Наставничество - индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами.

glossary.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО – профессиональное поведение педагога, основанное на его убеждении в неоспоримой истинности своих мыслей и стратегий общения с детьми. Авторство цели взаимодействия в большинстве случаем принадлежит взрослому.

Тезаурус для педагогов-экспериментаторов. - 2004

Русский язык

Наста́вничество, -а.

Словарь ударений. — 2000
  1. наставник
  2. наставница
  3. наставнический
  4. наставничество
  5. наставной
  6. наставок
  7. наставший

wordhelp.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО - это... Что такое НАСТАВНИЧЕСТВО?

 НАСТАВНИЧЕСТВО НАСТАВНИЧЕСТВО НАСТА́ВНИЧЕСТВО, наставничества, мн. нет, ср. (книжн. устар.). Звание, занятие наставника.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • НАСТАВНИЧЕСКИЙ
  • НАСТАВНОЙ

Смотреть что такое "НАСТАВНИЧЕСТВО" в других словарях:

  • наставничество — шефство Словарь русских синонимов. наставничество сущ., кол во синонимов: 2 • пастырство (1) • …   Словарь синонимов

  • НАСТАВНИЧЕСТВО — НАСТАВНИЧЕСТВО. Форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения Н. – это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • НАСТАВНИЧЕСТВО — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п.; индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих на отдельными молодыми рабочими или их группами Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • наставничество —   , а, ср.   Руководство молодыми заводскими, колхозными и т.п. кадрами, осуществляемое опытными рабочими, колхозниками.   ◘ На заводах широко развернулось наставничество. МАС, т. 2, 399. Их уроки наставничества играют важную роль в… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Наставничество — форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Наставничество — ср. 1. Занятие, положение, деятельность наставника. 2. Пребывание в положении наставника. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • наставничество — наставничество, наставничества, наставничества, наставничеств, наставничеству, наставничествам, наставничество, наставничества, наставничеством, наставничествами, наставничестве, наставничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • наставничество — наст авничество, а …   Русский орфографический словарь

  • Наставничество —     процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись… …   Педагогический терминологический словарь

  • наставничество — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

dic.academic.ru