|
|
|
|
|
|
|
|
|
Южный поток. Что такое саутСАУТ - это... Что такое САУТ?САУТ — система автоматического управления торможением поездов. Впервые испытана в 1986 году, широко применяется на железнодорожном транспорте России с начала 1990-х годов. Разработчик системы — НПО САУТ Уральского Отделения ВНИИЖТ. Система состоит из локомотивной и путевой аппаратуры. Локомотивная аппаратура САУТКомплекс аппаратуры САУТ обеспечивает ограничение скорости движения поезда в зависимости от показания локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка, допустимых скоростей движения и приведённого (среднего) уклона. Информация о блок-участке или маршруте приёма на станцию передаётся на локомотив путевыми устройствами или берётся из локомотивной базы данных. Скорость ограничивается путём автоматического отключения тяги и включения тормозов поезда в режиме служебного торможения. Установка САУТ на локомотивУстановка аппаратуры САУТ на локомотив может производиться как на заводе изготавливающем локомотив, так и в условиях локомотивного депо. Существуют проекты установки аппаратуры САУТ практически на все виды локомотивов (электровозов). Модификации приборов САУТСАУТ-У. Построен на цифровых и аналоговых элементах, без использования микропроцессоров. Длины блок-участков, ограничения скорости, уклоны задаются путевыми устройствами САУТ-У, расположенными у каждого проходного, входного, маршрутного светофора и на выходе со станции. САУТ-УМ. САУТ-МП. Построен на базе микропроцессоров Intel 8085. Каждый сигнал между блоками системы передаётся по отдельному проводу. Используются путевые устройства САУТ-У. Часть блоков системы САУТ-УМ перешла в САУТ-МП в неизменном виде. САУТ-Ц. Представляет собой аппаратуру САУТ-МП с добавлением локомотивного блока путевых параметров ЛБПП. Локомотивный блок путевых параметров включает в себя блок электроники БЭ-ЛБПП, в котором хранится база данных с информацией о перегонах и динамик Д-ЛБПП для выдачи речевых сообщений при смене огней и при приближении к опасным местам и станциям. Путевое устройство на выходе со станции передаёт локомотивной аппаратуре числовой код перегона. Длина шлейфа этого устройства задаёт расстояние до первого проходного светофора и воспринимается блоком электроники БЭ-САУТ-МП, код перегона воспринимается блоком электроники БЭ-ЛБПП. При проследовании проходных светофоров локомотивный блок путевых параметров имитирует путевые устройства САУТ-У путём выдачи соответствующих сигналов во входные цепи системы САУТ-МП. Длина блок-участка, ограничение скорости на нём и уклон берётся из локомотивной базы данных. Путевые устройства САУТ-Ц устанавливаются только у предвходного (последнего проходного), входного, маршрутного светофора и на выходе со станции. Внедрение аппаратуры САУТ-Ц позволило сократить количество путевых устройств в 3—4 раза[1]. После появления аппаратуры САУТ-ЦМ, новая версия програмного обеспечения позволила аппаратуре САУТ-Ц работать по единому с ней алгоритму. Обрабатывается информация с путевых устройств САУТ-ЦМ, в базе данных хранится информация о станциях и перегонах, включая первый блок-участок. САУТ-Ц/485. Построен на базе микроконтроллеров Siemens SAF-C515C-LM и Atmel AT90S4433-8AI, AT89C51. Представляет собой комплект для замены выработавших ресурс электронных блоков САУТ-Ц. Блок БЭ-ЛБПП исключается из состава аппаратуры, производится замена блока электроники БЭ-САУТ-МП на БЭ-САУТ-Ц/485, добавляется коммутатор САУТ-Ц/485. Через коммутатор к системе подключается динамик, а также, при необходимости, блоки САУТ-ЦМ/485, в частности, блок согласования с КЛУБ-У. САУТ-ЦМ. В локомотивной базе данных хранится информация не только о перегонах, включая первый блок-участок (при приёме кодированого сигнала длина шлейфа игнорируется), но и о станциях. Код маршрута приёма на станцию передаётся на локомотив предвходным, входным и (при необходимости) маршрутным путевым устройством САУТ-ЦМ, действующим аналогично выходному путевому устройству системы САУТ-Ц. Так же принимается информация и от путевых устройств САУТ-Ц (за исключением частоты 23 кГц, к моменту появления системы САУТ-ЦМ уже не используемой). САУТ-ЦМ/485. Построен на базе микропроцессоров Atmel. Функции приёма и обработки различных групп сигналов разнесены по отдельным блокам, которые располагаются вблизи источников сигналов. Связь между блоками осуществляется по интерфейсу RS-485. Функции и принцип действия САУТВходные сигналы аппаратуры САУТ
Выходные сигналы аппаратуры САУТ
Информация передаваемая аппаратурой САУТ машинистуПульт машиниста ПМ индицирует следующие измеряемые и вычисляемые аппаратурой САУТ величины:
Кроме того синтезируются и воспроизводятся динамиком речевые сообщения. Сообщения, начинающиеся со слова «Внимание», требуют подтверждения нажатием рукоятки РБ. Управление работой аппаратуры САУТ машинистомПредусмотрены следующие органы управления работой аппаратуры САУТ машинистом, расположенные на пульте управления ПУ:
Кроме того, при необходимости, устанавливается тумблер выбора алгоритма работы аппаратуры САУТ-ЦМ «Грузовой — Пассажирский» или «Грузовой — Одиночное следование». Алгоритм работы САУТПри движении поезда по «З» показанию локомотивного светофора аппаратура САУТ контролирует максимально допустимую (перегонную или конструкционную) скорость движения. При достижении максимально допустимой скорости разбирается режим тяги, а при её превышении на 2 км/ч производится служебное торможение. При движении поезда по «Ж» показанию локомотивного светофора к проходному светофору с желтым огнём или к входному светофору с одним желтым огнём аппаратура САУТ в начале блок-участка контролирует максимально допустимую скорость движения, а на расстоянии тормозного пути до светофора с красным показанием (в конце следующего блок-участка) разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При движении поезда по «КЖ» показанию локомотивного светофора к светофору с запрещающим показанием аппаратура САУТ в начале блок-участка контролирует максимально допустимую скорость движения, а на расстоянии тормозного пути до светофора разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При приближении поезда к участку пути с постоянным ограничением скорости на расстоянии тормозного пути, необходимого для снижения скорости, аппаратура САУТ разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При движении поезда по «Ж» показанию локомотивного светофора к входному светофору станции с двумя желтыми огнями аппаратура САУТ в начале блок-участка контролирует максимально допустимую скорость движения, а на расстоянии тормозного пути, необходимого для снижения скорости до величины ограничения скорости движения по стрелочному переводу, разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При движении поезда по станционному пути на расстоянии тормозного пути, необходимого для снижения скорости до величины ограничения, аппаратура САУТ разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При движении поезда по станционному пути к закрытому выходному сигналу аппаратура САУТ предотвращает превышение установленного ограничения скорости, а на расстоянии тормозного пути до светофора разбирает режим тяги и производит служебное торможение. При несанкционированном движении поезда на расстояние более 3 м система выдаёт речевое сообщение «Внимание! Начало движения». В случае если машинист не подтвердил бдительность нажатием рукоятки РБ, поезд будет остановлен служебным торможением. В зависимости от типа локомотива и модификации системы, движение считается несанкционированным если:
Управление тормозами поездаПневматическое торможение производится разрядкой уравнительного резервуара через приставку электропневматическую. Приставка электропневматическая содержит два клапана — тормозной (ТК) и отпускной (ОК). В режиме торможения снимается напряжение с этих клапанов, отпускной клапан перекрывает канал питания уравнительного резервуара сжатым воздухом, а через тормозной клапан производится разрядка уравнительного резервуара на величину (0,07 ± 0,02) МПа для грузового поезда и на величину (0,05 ± 0,03) МПа — для пассажирского. После достижения необходимой величины разрядки на тормозной клапан подаётся напряжение — производится перекрыша. Если величина замедления поезда будет недостаточной, то аппаратура САУТ может производить дополнительную разрядку ступенями 0,04—0,05 МПа. Отпуск тормозов производится машинистом. Аппаратура САУТ определяет момент отпуска по появлению сверхзарядного давления и подаёт напряжение на отпускной клапан. Электропневматическое торможение производится путём подачи напряжения на реле отпуска (РО) и реле торможения (РТ). При достижении давления в тормозных цилиндрах (0,15 ± 0,1) МПа снимается напряжение с реле торможения — производится перекрыша. Отпуск тормозов производится автоматически снятием напряжения с реле отпуска. Регистратор параметров САУТРегистратор параметров (РПС) предназначен для контроля работы локомотивной аппаратуры и напольных устройств САУТ, а также локомотивных и напольных устройств АЛСН и действий машиниста. РПС регистрирует входные, выходные сигналы и вычисляемые значения. Для аппаратуры САУТ-Ц регистратор параметров выполнен в виде отдельного блока и подключается при необходимости. В САУТ-Ц/485 регистратор параметров встроенный, в САУТ-ЦМ/485 — встроенный, а также имеется модификация для записи параметров на кассету. Информация с регистратора считывается блоком проверки БПр-У и переносится на ЭВМ для анализа. Путевые устройства САУТПутевое устройство САУТ (точка САУТ) состоит из электромагнитного контура (шлейфа), образованного участком правого по ходу движения рельса и электрической цепью путевого генератора САУТ (кабель, муфта, стальная перемычка).
При необходимости могут устанавливаться дополнительные путевые устройства САУТ в местах отличных от указанных выше. См. такжеПримечания
dic.academic.ru 82. Саут-цм (назначение, устройство, принципы работы)САУТ предназначена для автоматического управления тормозами поезда. Система САУТ применяется для повышения безопасности движения поездов и контроля бдительности машиниста. Система автоматического управления тормозами используется совместно с АЛСН на участках, оборудованных автоблокировкой, для предупреждения проездов запрещающих сигналов. Система представляет собой устройства безопасности, дублирующие действия машиниста по управлению тормозами. Локомотивные устройства САУТ автоматически ограничивают скорость движения локомотива, предупреждая ее превышение в зависимости от показания локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка и допустимых скоростей движения. В эксплуатации имеются следующие типы САУТ: САУТ-У—унифицированная система автоматического управления торможением; САУТ-УМ—унифицированная, модернизированная система автоматического управления торможением; САУТ-Ц — система автоматического управления торможением с централизованным размещением путевых устройств; САУТ-ЦМ — модернизированная система автоматического управления торможением с централизованным размещением путевых устройств. САУТ обеспечивает следующие функции: 1)прием от путевых устройств информации о номере перегона, длине станционных путей и БУ, маршруте приема поезда на станцию; 2)запоминание этой информации и обработка ее с учетом показаний АЛСН и фактического расстояния до конца БУ; 3)регулирование скорости движения поезда путем отключения тяги и применения служебного ступенчатого электропневматического торможения. В систему САУТ входят путевые напольные устройства, постовые и локомотивные устройства. В комплект путевого оборудования входят электромагнитный контур (шлейф), образованный участком правого рельса по направлению движения поезда, путевого генератора, индикатора тока, а также электрических схем управления генератором и схем контроля с аппаратурой и кабелями СЦБ. В качестве электромагнитного контура при невозможности использования участка рельса может быть применен проложенный по шпалам внутри колеи шлейф из стального троса. Постовые устройства (ПУ) размещаются на постах электрической централизации. Они управляют частотой напольных генераторов у предупредительных и входных светофоров станций, а также переключают длину участка рельсовой нити, запитываемого от напольного генератора у входных сигналов станций. Путевые и постовые устройства передают на локомотив информацию о длине впереди лежащего блок-участка на перегоне или маршруте приема (отправления) на станции, длине перегона при полуавтоматической блокировке и о приеме поезда по главному или боковому пути станции при проследовании предвходного и входного светофоров. Напольные устройства устанавливаются в релейных шкафах автоблокировки или путевых коробках возле светофоров и подсоединяются кабелями к участку рельсовой цепи в начале блок-участка. Шлейф и рельс образуют контур, по которому проходит ток от генератора высокой частоты, создавая вокруг рельса магнитное поле соответствующей частоты. Длина шлейфа выбирается исходя из протяженности блок-участка. Для задания длины маршрута приема поезда на станцию у входных светофоров активный участок рельсовой нити секционируют. При этом полная длина каждой секции пропорциональна соответствующей длине того пути, на который принимается поезд. Локомотивные устройства САУТ включают в себя датчик пути и скорости (ДПС), измерительное устройство (ИС), связанное с датчиком ДПС (Л-178/1). ДПС устанавливается на буксе колесной пары и вырабатывает прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной фактической скорости движения поезда. Для измерения фактической скорости и длины блок-участка в системе предусмотрены соответствующие приборы. Обработка поступающей информации производится в электронных блоках, выполняющих функции сложения и вычитания сигналов (реверсивный счетчик импульсов), логические операции(логические элементы И1, И2, Инв), блок сравнения (БС), в котором сравниваются фактическая скорость и программная, аналого-цифровой преобразователь, в котором преобразуется значение длины блок-участка Lблв напряжение, пропорциональное значению программной скорости движения поезда Vn. После выполнения операции сравнения сигнал поступает в исполнительный блок—блок включения торможения (БВТ). Для снятия информации от напольных генераторов и шлейфов под кузовом локомотива над рельсом устанавливается антенна А. Сигнал от антенны поступает к приемнику сигналов Пр и далее через логические элементы поступает на делитель частоты Д. Для определенных серий локомотивов система может быть дополнена приставкой к крану машиниста, блоком управления электродинамическим тормозом, блоком отключения тяги. На пульте управления размещают кнопки “Подтягивание”, “Отправление”, “К20”, которые позволяют вводить дополнительную информацию в САУТ. Датчики давления устанавливаются вблизи тормозных приборов и предназначаются для выработки электрических сигналов, пропорциональных давлению воздуха в тормозной магистрали. Приставки к крану машиниста используются для управления пневматическими тормозами поезда с помощью электрических сигналов. Центральным блоком САУТ является блок электроники и коммутации (БЭК 2). Блок электроники (БЭ) содержит 2 одинаковых полукомплекта, каждый из которых содержит центральный процессор и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), в котором записана программа работы САУТ, а также база данных всех перегонов, по которым ходит локомотив. ЦП (центральный процессор) извлекает из БД информацию о длине и профиле каждого блок-участка, учитывает пройденное расстояние и формирует зависимость допустимой скорости от оставшегося расстояния Vд(S) до светофора. ЦП сравнивает фактическую скорость с допустимой и автоматически отключает тягу и применяет ступенчатое служебное торможение. При этом контролируется: - Превышение допустимой скорости при зеленом. -Контроль снижения скорости до ограничения на желтый в конце блок-участка (60 км/ч). -Контроль плавного снижения скорости до нуля, не проезжая сигнала при красном путевом. Если фактическая скорость равна допустимой, то автоматически отключается тяга. Если фактическая больше допустимой на 2 км/ч, то применяется ступенчатое служебное торможение. Если больше на 6 км/ч, то обесточивается ЭПК. Оба полукомплекта БЭ работают одновременно, их исправное состояние контролируется схемой сравнения. Если возникает неисправность, то схема сравнения обесточивает ЭПК. studfiles.net САУТ — ОАО "РЖД"САУТ - система автоматического управления торможением поездов. Впервые испытана в 1986 году, широко применяется на железнодорожном транспорте России с начала 1990-х годов. Разработчик системы — НПО САУТ Уральского Отделения ВНИИЖТ. Система состоит из локомотивной и путевой аппаратуры. Функции и принцип действия САУТКомплекс аппаратуры САУТ обеспечивает ограничение скорости движения поезда (или локомотива) в зависимости от показания локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка и допустимых скоростей движения. Длина блок-участка, величина допустимой скорости берется в системе САУТ-Ц с путевой точки, а в системе САУТ-ЦМ с локомотивной базы. Скорость ограничивается путём автоматического отключения тяги и включения тормозов поезда в режиме служебного торможения. Система САУТ содержит поездную аппаратуру, постовые устройства и напольное оборудование. В напольное оборудование входят частотные генераторы Г соответствующих участков пути, ограждаемых перегонными и станционными светофорами. Генераторы устанавливают в релейных шкафах или путевых ящиках около путевых светофоров и соединяют кабелем к участку рельсовой нити длиной а, пропорциональной длине участка пути, ограждаемого данным светофором. Станционные постовые устройства СПУ, размещаемые на посту ЭЦ, управляют частотой генераторов у предупредительных и входных светофоров и выбирают требуемую длину а активного участка рельсового пути, пропорционального длине заданного маршрута приема. Существующие перегонные устройства автоматики ПУА путевой блокировки и АЛС обычным образом управляют проходными светофорами и передают на локомотив сигналы АЛС. Напольные и постовые устройства САУТ передают на локомотив информацию о длине: блок-участка, ограждаемого проходным светофором при автоблокировке; всего перегона при полуавтоматической блокировке; маршрута приема отправления на станции и о приеме поезда по главному или боковому пути станции при проследовании предвходного и входного светофоров. Генераторы проходных светофоров работают на частоте; выходных светофоров при полуавтоматической блокировке — на частоте; предвходных и входных светофоров — на одной из фиксированных частот, отличающихся от частот и зависящих от характера маршрута приема на главный или боковой путь станции. Длину маршрута приема определяют длиной секционированного активного участка рельсовой нити a. Полная длина каждой секции пропорциональна соответствующей длине маршрута приема поезда на станцию. В поездной аппаратуре осевой датчик пути и скорости ДПС на буксе колесной пары КП вырабатывает прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной фактической скорости движения поезда. Эти импульсы поступают в измеритель скорости ИС. С выхода ИС значение объективно измеренной фактической скорости уф подается в блок программной скорости БПС. В течение времени магнитной связи антенны А с активным участком рельсовой нити а приемник длины ПД, получая сигналы от генератора Г, заносит в измеритель пути ИП электрические импульсы, поступающие от ДПС. Число принятых импульсов будет пропорционально длине блок-участка перегона или станционного маршрута. После выхода антенны А из зоны активного участка рельсовой нити а сигнал от ПД на вход измерителя пути ИП не подается, а на вход продолжают поступать импульсы от ДПС движущегося электропоезда, в результате чего в ИП, снабженном реверсным счетчиком, вычисляется оставшееся расстояние до очередного путевого светофора. Эта информация поступает с выхода ИП на вход блока программной скорости БПС, который в зависимости от расстояния до очередного путевого светофора и показаний АЛС вырабатывает напряжения, пропорциональные допускаемым скоростям движения для служебного и экстренного торможений. Установка САУТ на локомотивУстановка аппаратуры САУТ на локомотив может производиться как на заводе изготавливающем локомотив, так и в условиях локомотивного депо. Существуют проекты установки аппаратуры САУТ практически на все виды локомотивов (электровозов). Существующие модификации приборов САУТ САУТ-У САУТ-Ц САУТ-ЦМ/486 В настоящее время проектируются и строятся только модификации САУТ-ЦМ Установка путевых устройств САУТПутевые устройства — точки САУТ. Путевые устройства САУТ-Ц передают на локомотив информацию о длине блок-участка и допустимой скорости на этом блок-участке посредством длин шлейфов и частот токов в шлейфе. Путевые устройства САУТ-ЦМ передают на локомотив цифровой код (идентифицируют местонахождение и маршрут дальнейшего движения). По этой информации локомотивная аппаратура из базы данных берет информацию о длинах блок-участков и скоростях движения на них. Все точки САУТ устанавливаются на предвходных, входных светофорах и на выходе со станции (но бывают исключения). Путевая точка САУТ состоит из электромагнитного контура (шлейфа), образованного участком правого по ходу движения рельса и электрической цепью путевого генератора САУТ (кабель, муфта, стальная перемычка). Генераторы САУТ запитывают контуры точек САУТ-Ц (два контура) токами различной частоты (19.6, 23, 27, 31 кГц), контур точек САУТ-ЦМ (один контур) запитывается током с несущей частотой 19,6 кГц, промодулированный кодом, содержащим цифровую информацию. rzd.company САУТ - Локомотивные устройства безопасности - Каталог статейСАУТ Устройства безопасности останавливают поезд одним способом - экстренным торможением, которое является самым опасным видом торможения. При его выполнении возможен разрыв грузового поезда, выдавливание вагонов ну ,а в пассажирском движении люди сыпятся с полок как горох. Поэтому давно созрела мысль о возможности управления тормозами плавно, естественно, что при этом система должна плавно снижать скорость не только в аварийной ситуации, но и при приближении к желтому и красному сигналам светофора. Для решения такой задачи необходимо передавать на локомотив информацию не только о сигналах светофоров, но длины блок участков, профиль пути (ведь на уклоне тормозить сложнее чем на подъеме), допустимую скорость движения. Эту информацию передавали на локомотив специальные напольные устройства, которые устанавливали в начале каждого блок участка (шлейфы). На локомотиве устанавливали специальную аппаратуру, которая принимала и обрабатывала эту информацию. При разработке аппаратуры был решен еще один вопрос - определение тормозных характеристик поезда. Как известно все поезда имеют разные характеристики из-за разного состава вагонов, степени их загруженности, состоянии тормозной системы. Все эти особенности учитывает так называемый тормозной коэффициент, который определяется аппаратурой методом приближения начиная с 0,25. При каждом торможении аппаратура определяет степень замедления поезда в зависимости от давления в тормозном цилиндре и тормозной магистрали и увеличивает минимальный коэффициент, пока расчеты не совпадут с действительностью. Для обеспечения остановки поезда служебным торможением перед запрещающим показанием светофора или снижения скорости перед ограничением аппаратура производит расчет кривой снижения скорости (программной скорости). Кроме того на аппаратуру САУТ возложены следующие функции:· расчет и индикацию машинисту допускаемой скорости· контроль за фактической скоростью движения· отслеживание пройденного расстояния· производит отключение тяги, служебное или экстренное торможение в зависимости от поездной ситуации· контроль за действиями машиниста при движении под Ж, К сигналы светофора · контроль за троганием на некодируемом участке пути (станции)· контроль самопроизвольного трогания поезда Ряд перечисленных здесь функций передаются от устройств безопасности аппаратуре САУТ, т.к именно она управляет тормозной системой поезда. САУТ может взаимодействовать как с пневматическими тормозами, так и с электропневматическими (ЭПТ) тормозами поезда, что позволяет использовать ее не только в грузовом, но и в пассажирском движении. Что характерно, при управлении электропневматическими тормозами аппаратура сама тормозит и сама отпускает тормоза, а вот при управлении пневматическими - только тормозит. Следует отметить, что в аппаратуре САУТ используется совершенно иной способ проверки бдительности. Вместо предварительной световой сигнализации применен речевой информатор. Приятный женский голос воспроизводит двухсловные фразы. Если фраза начинается со слова "Впереди .....", то это просто информация, а если фраза начинается со слова "Внимание ....", то она является ключевой для подтверждения бдительности. Достаточно оригинальный способ проверки при котором требуется осознание сказанного. В процессе разработки, изготовления и совершенствования аппаратуры САУТ было выпущено несколько модификаций:· САУТ-МП· САУТ-УМ· САУТ-Ц· САУТ-Ц485Аппаратура САУТ-УМ, МП, Ц являются устройствами одного ряда, полученные в результате усовершенствования системы. Указанные устройства могут взаимодействовать с электромеханическими локомотивными устройствами безопасности (АЛСН), устройствами КЛУБ, КПД-2, 3, 3СЛ2М. Для определения скорости и пройденного расстояния используется датчик пути и скорости. Аппаратура САУТ-МП имеет дополнительный блок памяти в который записывается информация о расположении светофоров и профиля пути на участках обращения локомотива. Объем памяти позволяет внести для 16 участков пути в сумме около 400 км, что крайне мало. Для правильного выбора участка на выходе со станции устанавливается специальный шлейф, который передает номер участка. Аппаратура САУТ-У позволяет вносить перед отправлением поезда временные предупреждения, действующие на данном участке. Данные переносятся со специальной кассеты. Аппаратура САУТ-Ц485 может взаимодействовать с комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ-У с использованием CAN интерфейса и системы передачи данных КУРС-Б. Алгоритм расчета допускаемой скорости и управления тормозами во всех модификациях САУТ одинаков. Состав аппаратуры САУТ-МП (основные элементы)
rwssoft.narod.ru Южный поток - это... Что такое Южный поток?Вероятный маршрут газопроводаЮжный поток (англ. South Stream) — российско-итальяно-французско-немецкий проект газопровода, который пройдёт по дну Чёрного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Строительство газопровода началось 7 декабря 2012 года[1] и по плану должно закончиться в 2015 году[2] Планируемая мощность Южного потока — 63 млрд кубометров газа в год.[3] Оценочная стоимость проекта — 8,6 млрд евро.[3] Цели проекта«Южный поток» создаётся для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран-транзитёров, в частности от Украины и Турции. «Южный поток» считается конкурентным проектом планируемого газопровода «Набукко», который должен пройти прямо в Европу южнее России и который поддерживают Евросоюз и США. Существует мнение, что появление проекта «Южный поток» связано со сложностями в реализации продолжения газопровода «Голубой поток» через Босфор на Балканы. Технические и экономические данныеПодводный отрезок газопровода будет иметь протяжённость 900 км. Изначально он должен был принадлежать «Газпрому» и Eni поровну — 50 % на 50 %. С конца 2009 года начались официальные переговоры с французской компанией Electricite de France (EDF), в июне 2010 года она вошла в проект с долей в 10 %. При этом предполагалось, что Eni отдаст французам 10 % от своей доли в компании, занимающейся строительством и эксплуатацией газопровода. «Газпром» настаивал на сохранении за собой 50 %. В конечном итоге стороны задекларировали передачу EDF до 20 % в проекте. Соответствующий документ предполагается подписать в рамках Санкт-Петербургского экономического форума.[4] Пропускная способность нового газопровода изначально планировалась под 30 млрд м³ в год[5], однако в мае 2009 года обе стороны договорились о её расширении до 63 млрд м³.[6] Максимальная глубина прокладки составит 2000 м. Общий объём инвестиций в проект газопровода оценивается в сумму до 25 млрд евро.[7] Начало строительстваСогласно первоначальным планам руководителей проекта, строительство газопровода «Южный поток» могло быть начато в ноябре 2010 года. 6 августа 2009 года об этом заявил журналистам в Анкаре вице-премьер Российской Федерации Игорь Сечин.[8] Также не исключалась возможность того, что строительство потока начнется раньше: 22 октября 2009 года Владимир Путин заявил, что Южный поток может быть запущен раньше Северного.[9] Однако по состоянию на июль 2011 года строительство Южного потока не начиналось. МаршрутыО маршрутах прокладки обеих веток «Южного потока» пока нет определённости. Юго-западную ветку планируется проложить через Грецию, откуда она пройдёт через Ионическое море в Италию. Северо-западная ветка по плану должна пройти в Италию с ответвлением в Австрию. Как транзитные страны изначально рассматривались Румыния, Венгрия и Словения. Альтернативные маршруты могут пройти через Сербию и Хорватию. В результате сделки между Газпромом и Сербией, в рамках которой Сербия присоединилась к проекту, а «Газпром» заручился 50%-ми сербского участка «Южного потока»[10], наиболее вероятным стал второй вариант маршрута. Большая часть морского участка будет проходить по экономической зоне Украины либо Турции[11]. Также планируется, что часть маршрута пройдёт по экономической зоне Румынии. Хронология200723 июня — Первый рамочный меморандум о проектировании и строительстве «Южного потока» подписан в Риме российским энергетическим концерном Газпром и итальянским нефтегазовым концерном Eni в присутствии министров энергетики обеих стран. Он определяет направления сотрудничества двух компаний в области проектирования, финансирования, строительства и управления газопроводом. 22 ноября — Подписано первое дополнение к меморандуму, согласно которому будет создано совместное предприятие для разработки технико-экономического обоснования газопровода.[12] 200818 января — «Газпром» и Eni зарегистрировали в Швейцарии компанию South Stream AG, в которой обе компании держат по 50 % акций. 18 января — Россия и Болгария подписали соглашение об участии последней в проекте. Болгарский отрезок будет на 50 % принадлежать национальной компании Булгаргаз и на 50 % России. 21 января — Сербия и «Газпром» заключили пакет соглашений, в состав которого входит участие Сербии в проекте и 50%-я принадлежность сербского участка России. 28 февраля — Россия и Венгрия подписали соглашение о сотрудничестве при реализации проекта газопровода «Южный поток».[13] 200915 мая — Газпром и Eni подписали второе дополнение к меморандуму 2007 года, предусматривающее увеличение мощности морского участка газопровода с 31 до 63 миллиардов кубометров в год, а также регулирующее вопрос маркетинга газа. Одновременно, Газпром подписал пакет документов по реализации проекта с болгарской, греческой и сербской энергетическими компаниями — Bulgarian Energy Holding, DESFA и Србијагас.[14] 13 июля — в связи с участием в проекте Набукко Болгария приостанавливает участие в проекте газопровода «Южный поток».[15] 6 августа — Россия и Турция подписали соглашение о строительстве «Южного потока» через территорию исключительной экономической зоны Турции.[16] 19 октября — правительство Турции разрешило проведение геолого-разведочных работ в исключительной экономической зоне Турции в Чёрном море в интересах реализации проекта газопровода «Южный поток»[17] 14 ноября — Россия и Словения подписали договор по «Южному потоку»[18] 20102 марта — Россия подписала соглашение о вхождении Хорватии в «Южный поток»[19] 24 апреля — Россия и Австрия подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Южный поток».[20] Это последний межправительственный документ, необходимый для начала строительства газопровода.[21] Июнь — крупнейшая электрическая компания Франции «Électricité de France» подписала соглашение с Газпромом о вхождении компании в проект «Южный поток» с долей в 10 %.[22][23] Июль — Россия и Болгария подписали план по строительству «Южного потока»[24] 13 ноября — глава «Газпрома» Алексей Миллер и исполнительный директор ЕАД «Болгарский энергетический холдинг» Мая Христова, в присутствии председателя правительства РФ Владимира Путина и главы совета министров республики Болгарии Бойко Борисова, подписали соглашение и устав совместной проектной компании «South Stream Bulgaria AD», создаваемой для реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» на территории Болгарии. 201125 января — комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской ГТС зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу, и посоветовал властям Украины убедить российскую сторону отказаться от строительства газопровода «Южный поток» и профинансировать модернизацию украинской ГТС. Оттингер упомянул, что суммарная пропускная способность строящегося в 2011—2012 годах подводного газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров и проектируемого газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров составит 118 млрд м³ и позволит России поставлять газ в ЕС без помощи Украины или Белоруссии.[25] 16 марта — по результатам переговоров с участием президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было заявлено о том, что Россия может отказаться от идеи прокладки подводного газопровода South Stream. По словам вице-премьера по энергетике Игоря Сечина: «В настоящий момент „Газпром“ и правительство изучают различные варианты минимизации издержек при реализации проекта South Stream. Вариант со строительством завода по сжижению газа на Чёрном море может стать дополнением или одной из альтернатив трубопроводному варианту. Причем завод по производству СПГ может быть построен и на севере России под ямальский газ».[26] 21 марта — подписан меморандум «Газпрома» с Wintershall Holding GmbH (дочерняя структура BASF) о взаимопонимании в отношении South Stream, согласно которому Wintershall получит в проекте 15 % с сохранением за «Газпромом» 50 %. В результате доля ENI снизится до 20 %, а EdF станет владельцем 15 % South Stream.[27] 16 сентября — в рамках открывшегося десятого международного инвестфорума в Сочи 16-го сентября было подписано соглашение об участии Болгарии в проекте «Южный поток». За участие в «Южном потоке» Болгария получит 2,5 миллиарда евро в год за транзит газа в другие страны Европы. Соглашение об участии страны в этом проекте подписано в присутствии Владимира Путина.[28] 21 ноября — состоялся визит делегации ОАО «Газпром» в Республику Сербия. Состоялась встреча между Алексем Миллером и Президентом Республики Сербия, Борисом Тадичем. Стороны обсудили вопросы взаимодействия в газовой и нефтяной сферах. Особое внимание было уделено перспективам реализации проекта «Южный поток». По итогам встречи, в присутствии Бориса Тадича, Алексей Миллер и генеральный директор ГП «Сербиягаз», Душан Баятович, подписали Меморандум фиксирующий намерения сторон в ближайшее время подписать долгосрочный договор купли-продажи природного газа с ежегодным объёмом поставок около 2 млрд м³. Так же был введён в эксплуатацию ПХГ «Банатский двор», активный объём хранения которого составляет 450 млн м³ газа. Данный объект обеспечивает дополнительную надежность экспортных поставок российского газа в Венгрию, Сербию, Боснию и Герцеговину. По словам Алексея Миллера, ввод в эксплуатацию ПХГ «Банатский двор» это, по сути, запуск первого объекта в рамках проекта «Южный поток».[29] 22 ноября — состоялась рабочая встреча Председателя Правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и Президента Республики Сербская Милорада Додика. Стороны обсудили возможность создания газопровода-отвода от проекта «Южный поток» в Республику Сербская. Участники встречи также рассмотрели вопросы подготовки контракта на поставку российского газа в страну.[30] 28 декабря — Турция, играющая решающую роль в реализации Россией проекта строительства газопровода «Южный поток» через Чёрное море в Европу в обход Украины, выдала разрешение на прокладку газопровода.[31] 201220 января — в центральном офисе ОАО «Газпром» Председатель Правления Алексей Миллер провел совещание по вопросам реализации проекта «Южный поток». В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Владимира Путина принято решение значительно ускорить начало реализации проекта. На совещании был одобрен подробный план мероприятий, который позволит приступить к строительству газопровода «Южный поток» не в 2013 году, как планировалось ранее, а уже в декабре 2012 года.[32] 27 февраля — в рамках официального визита делегации ОАО «Газпром» в Словению состоялись рабочие встречи председателя правления Алексея Миллера с президентом Словении Данило Тюрком и премьер-министром Янезом Яншой, в рамках которых стороны рассмотрели текущие вопросы сотрудничества в энергетической сфере. Особое внимание было уделено проекту «Южный поток», в реализации которого со словенской стороны принимает участие компания Plinovodi d.o.o. По итогам визита стороны договорились принять окончательное инвестиционное решение по проекту «Южный поток» в ноябре текущего года. 29 февраля — состоялся рабочий визит делегации ОАО «Газпром» во главе с Председателем Правления Алексеем Миллером в Республику Болгарию. В ходе визита прошли встречи Алексея Миллера с Премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым и Министром экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайковым. Участники переговоров обсудили текущие вопросы российско-болгарского сотрудничества в энергетической сфере.[33] В марте текущего года South Stream Bulgaria AD подведет итоги открытого тендера по выбору подрядчиков на выполнение работ по территориальному планированию, оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проектной документации участка газопровода на территории Болгарии.[34] 1 марта — в центральном офисе ОАО «Газпром» состоялась рабочая встреча Председателя Правления Алексея Миллера и Генерального Управляющего концерна Eni Паоло Скарони.Участники переговоров рассмотрели исполнение подробного плана мероприятий строительства газопровода «Южный поток» в варианте максимальной мощности — 63 млрд м³. Стороны подтвердили намерение принять окончательное инвестиционное решение по морской части проекта «Южный поток» в ноябре текущего года и начать строительство в декабре 2012 года.[35] 14 марта — в ходе визита делегации ОАО «Газпром» во главе с Председателем Правления Алексеем Миллером во Французскую Республику прошла встреча с главным исполнительным директором компании EDF Анри Проглио(Henri Proglio). На встрече особое внимание было уделено ходу реализации проекта «Южный поток». Алексей Миллер и Анри Проглио отметили, что строительство газопровода в варианте максимальной мощности — 63 млрд м³, начнется в строгом соответствии с графиком в декабре 2012 года. Стороны также рассмотрели перспективы сотрудничества в сфере электроэнергетики.[36] 19 марта — состоялась рабочая встреча Председателя Правления Алексея Миллера и Хеннинга Фошерау. «Газпром» будет номинировать Х. Фошерау на пост Председателя Совета директоров компании South Stream Transport AG на первом заседании Совета, которое состоится в апреле.[37] 27 марта — ОАО «Газпром» завершило подготовку проектной документации первого этапа строительства газотранспортной системы «Южный коридор». Проектная документация передана на рассмотрение в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».[38] По «Южному коридору» газ будет подаваться, в том числе, в «Южный поток», строительство которого начнется в декабре 2012 года.[39] 11 сентября — президент Сербии Томислав Николич заявил, что начало работ на сербском участке газопровода «Южный поток» намечено на начало декабря 2012 года.[40] 31 октября — принято окончательное инвестиционное решение по строительству венгерского участка газопровода, протяженность которого составит 229 километров. Так же венгерская сторона объявила о присвоении газопроводу статуса проекта национального значения.[41] 13 ноября — в Москве было подписано окончательное инвестиционное решение по строительству словенского участка газопровода «Южный поток», протяженностью в 266 километров, и двух компрессорных станций.[42] 15 ноября — «Газпром» и Болгария подписали окончательное инвестиционное решение по болгарскому участку газопровода.[43] 7 декабря — начало реализации проекта "Южный поток". На торжественной церемонии начала строительства проекта присутствовал Президент РФ Владимир Путин. [44] См. такжеПримечания
Ссылкиdic.academic.ru
|