О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 1 июля 2018 года). Несостоятельности закон


О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями на 1 июля 2018 года)

О несостоятельности (банкротстве) (статьи 1 - 233)

(с изменениями на 1 июля 2018 года)

     

Принят Государственной Думой

27 сентября 2002 года

 Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Глава I. Общие положения (статьи 1 - 29)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов .     

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации .     

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.          

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.     

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.     

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.          При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.          

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:          несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;          должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;          денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;          обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;          руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;     

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;          конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строит

docs.cntd.ru

Система законодательства о несостоятельности (банкротстве) — КиберПедия

 

Действующее российское законодательство о несостоятельности (бан­кротстве) представляет собой определенную систему нормативных правовых актов. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несо­стоятельностью (банкротством), содержатся не только в ГК РФ и в Законе о банкротстве, но и в ряде других нормативных правовых актов.

Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (бан­кротства), является комплексным, поскольку в его состав входят норма­тивные правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (граждан­ского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права. Даже сам Закон о банкротстве имеет комплексный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами в нем содержится огромное количество процессуальных норм, из которых практически целиком состоит гл. 3 данного Закона. Довольно большой массив норм, носящих процессуальный характер, можно обнару­жить также в главах, определяющих особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности [13].

Таким регулирующим органом является Министерство экономического развития РФ.

Принципы разрешения коллизий в праве не следует путать с приемами юридической техники. Например, положение, содержащееся в п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве, согласно которому нормы, регулирующие несостоя­тельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предприни­мателей, и содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в дан­ный Закон, - это прием юридической техники, а не принцип разрешения коллизий. Если такие нормы появятся в федеральных законах, носящих специальный характер или принятых позднее, они подлежат применению.

Перечисленные принципы применяются в строго определенной после­довательности, т.е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего. В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой.

Юридическая сила акта определяется исходя из того, каким органом он принят, а в отдельных случаях - исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При этом следует учитывать, что нормы кодифицированных актов не могут иметь безуслов­ного приоритета перед нормами других федеральных законов, хотя иногда в кодифицированных актах это закрепляется, как в п. 2 ст. 3 ГК РФ.

Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей.

Под специальной понимается правовая норма, закрепляющая особенно­сти, присущие какому-либо субъекту (например, кредитным организациям) или объекту (например, валютным ценностям). Указанное понятие в связи с отсутствием его специального юридического значения основано на общем филологическом смысле слова «специальный». Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установ­ления особенностей правового регулирования в других актах, а если этого нет - через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту .

Примером первого случая является п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в котором закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, право­вого положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.

Сферы действия общей и специальной норм должны совпадать либо по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо по субъектам регулируемых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам.

В последнюю очередь, если невозможно применить первые два прин­ципа, применяется принцип приоритета нормы, принятой позднее, который является универсальным [14].

Применительно к федеральным законам юридическое значение имеет дата принятия закона (выражения воли законодателем), а не дата его подпи­сания Президентом РФ, опубликования или вступления в силу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опу­бликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Учитывая, что правовые нормы подвержены изменениям, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права или их отдельными положениями, а не в целом между актами.

Учитывая изложенное:

1) при возникновении коллизий между норами ГК РФ и Закона о банкротстве приоритет имеют нормы Закона о банкротстве как специальныеили принятые позднее (в зависимости от вопроса).

Например, по поводу очередности удовлетворения требований креди­торов при ликвидации юридического лица (ст. 64 ГК РФ) и в рамках кон­курсного производства (ст. 134 Закона о банкротстве) Пленум ВАС РФ в абз. 1 п. 8 постановления от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоя­тельности (банкротстве)» разъяснил, что «Закон о банкротстве изменил, в частности, правовое положение залоговых кредиторов и очередность удовлетворения требований кредиторов. Изменение очередности удов­летворения требований кредиторов при несостоятельности должника не затрагивает установленную пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации очередность удовлетворения требований при лик­видации юридических лиц, не связанной с банкротством»;

2) при возникновении коллизий между нормами Закона о банкротстве и Закона о банкротстве кредитных организаций приоритет имеют нормы Закона о банкротстве кредитных организаций как специальные. При этом нормы Закона о банкротстве применяются в части, не урегулированной Законом о банкротстве кредитных организаций (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве кредитных организаций).

По этому поводу в абз. 2 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 отмечено, что «при рассмотрении дел о несосто­ятельности кредитных организаций следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» за счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью»;

3) при возникновении коллизий между нормами АПК РФ и Законао банкротстве и Закона о банкротстве кредитных организаций приоритетимеют нормы последних двух законов как специальные.

Согласно п. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В условиях рыночной экономики правовой институт банкротства играет важную роль. Его главная функция заключается в своевременном определении нерентабельных организаций, которые могут нести угрозу другим субъектам хозяйствования, при заключении сделок с ними. Для этого законодательством предусмотрена специальная процедура признания несостоятельности организации. Понятие и признаки банкротства Статус банкротства признается официально при соответствующем решении арбитражного суда. Основанием для вынесения этого вердикта становится неспособность субъекта хозяйствования, в полном объёме погасить свои денежные обязательства перед кредиторами или если он не в состоянии произвести уплату обязательных платежей. Так же в законодательстве предусмотрен главный признак банкротства для юридических и физических лиц, который основан на принципе неплатежеспособности, а именно: В случае, когда физическое или юридическое лицо не может рассчитаться по денежным обязательствам перед своими кредиторами или произвести уплату обязательных платежей в течение трёх месяцев с даты, которая назначена для их исполнения, при невозможности погашения этих долгов, за счёт имущества принадлежащего должнику. Определение Содержимое и объёмы денежных долгов и обязательных платежей фиксируются в момент обращения в арбитражный суд, которое производится со специальным заявлением о признании несостоятельности (банкротства) должника, если это не противоречит действующему законодательству [15]. Остальные требования, появившиеся до принятия заявления арбитражным судом или после того, как субъект хозяйствования был уже признан несостоятельным, определяются в день открытия конкурсного производства. Если в неоплаченных денежных долгах и обязательных платежах, изначально предусматривался расчёт в иностранной валюте, то в случае признания должника банкротом, их размер необходимо перевести на рубли, согласно текущему курсу центрального банка РФ. Этот расчет производится на основе сумм, фиксированных в нескольких временных интервалах: в день введения каждой процедуры касающейся дела о банкротстве на следующий день, после истечения срока выполнения соответствующего требования. Исполняющий орган учитывает размер определённого требования к должнику, только в том случае, если срок его исполнения не наступил на дату введения наблюдения. Правовое регулирование несостоятельности банкротства это свод законов, содержащий набор правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) обладает сложной структурой, которая содержит основу в виде соответствующих положений из: Федерального закона «О несостоятельности банкротстве» Гражданского кодекса РФ о банкротстве ИП и юридических лиц Другие законы необходимые для регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота, определяются в зависимости от сложившейся ситуации. Так же закон о банкротстве содержит набор правовых норм и положений международного права. Их основу составляют общепризнанные принципы, нормы международного права и соответствующие договоры РФ [38, c. 5].

В случаях, когда юридическое лицо являющейся коммерческой организацией (исключая казенные предприятия) не может удовлетворить требования кредиторов или погасит задолженность за счёт своего имущества, процесс его ликвидации может быть произведён только в порядке указанном в ст. 65 ГК РФ. Соответственно, удовлетворение требований кредиторов в этом случае производится в специальной очередности, которую предусматривает ГК РФ в ст. 64 ГК РФ. Другие аспекты взаимоотношений при несостоятельности юридических лиц регулируются соответствующими законами РФ. Гражданское правовое регулирование несостоятельности банкротство . По инициативе законодательства, особым значением были наделены положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, что можно пронаблюдать в сопоставлении с другими федеральными законами, которые были приятны после введения закона о банкротстве. В делах с гражданской несостоятельностью (банкротством), вышеупомянутые федеральные законы, будут изменять правовое регулирование отношений, только после соответствующей корректировки самого Закона о банкротстве.

Учитывая пробел законодательства в области формулирования задач и полномочий регулирующего органа по вопросам трансграничной несостоя­тельности, мы поддерживаем поддерживаю мнение А.Х. Гольмстена, который предлагает дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания:

«При проведении процедур банкротства с трансграничными компания­ми уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запра­шивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятель­ности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и рос­сийское производство в отношении одного и того же должника».

 

 

cyberpedia.su

ФЗ № 127 о несостоятельности от 26 октября 2002 года. Признание банкротства

Любая экономическая деятельность в современном мире – это всегда определённые риски. Отлично, если лицо, занимающееся зарабатыванием денег в этой сфере, понимает возможность финансового краха. В противном случае можно оказаться один на один с пагубными факторами рынка. Тем не менее, даже с учётом представленной особенности, экономическая деятельность всё больше становится популярной. Подобная тенденция существует благодаря высокой ликвидности этой сферы. Люди понимают, что получить большую прибыль возможно лишь в процессе непосредственного взаимодействия с рынком или его непосредственными сегментами.

Таким образом, в Российской Федерации сегодня практически ежедневно появляются новые компании, фирмы, физические лица - предприниматели. Но основная проблема заключается в тех рисках, о которых написано в самом начале статьи. На практике достаточно часто участник экономической деятельности не может удовлетворить все свои обязательства того или иного характера. Признание банкротства в этом случае - единственный путь цивилизованного решения проблемы. На сегодняшний день этот термин знают все, но многие не догадываются об истинном его смысле. Попытаемся объяснить суть категории «банкротство», а также выделить его ключевые особенности и нормативно-правовую базу.фз 127 о несостоятельности

Понятие несостоятельности

Несостоятельность, или банкротство, можно рассматривать в нескольких ракурсах. Такой нормативный акт, как ФЗ № 127 «О несостоятельности» даёт юридическую характеристику понятия банкротства. Однако его можно также рассматривать с позиции экономики. Наиболее верная характеристика несостоятельности имеет экономико-правовые аспекты. Таким образом, учитывая теоретические предпосылки данного вопроса и его нормативную характеристику, можно сказать, что несостоятельность - это процедура, осуществляемая государственными органами, по признанию неспособности того или иного должника уплатить по всем имеющимся обязательствам в полном объёме. В данном случае, согласно нормам ФЗ № 127 «О несостоятельности», к подобным обязательствам можно отнести требования по кредитам, обязательства по уплате надлежащих государственных налогов.

банкротство ооо

Позитивное понятие процедуры

Следует отметить: далеко не все знают, что процедура банкротства направлена не только на признание неспособности должника обеспечивать свои обязательства. Чаще всего признанию полной несостоятельности предшествует процедура улучшения финансового состояния должника. В данном случае к последнему применяются различные экономико-правовые меры, что достаточно часто позволяет добиться позитивных результатов. Если применение указанных мер нецелесообразно или попросту невозможно, лицо признаётся банкротом.

Субъекты процедуры и орган проведения

Учитывая богатую мировую практику в этой сфере финансовой деятельности, следует отметить юридических лиц как основных субъектов процедуры банкротства. Однако в ряде стран существуют механизмы по признанию несостоятельными и физических лиц. В Российской Федерации на сегодняшний день в правовом поле находятся и первые, и вторые. Основным органом реализации процедуры в РФ является арбитражный суд. В правовой системе институт банкротства всецело принадлежит к предпринимательской отрасли права.план санкции

Нормативное регулирование

Признание того или иного субъекта банкротом – довольно трудоёмкий и крайне сложный процесс. Дабы избежать каких-либо негативных последствий для всех сторон этого процесса, законодатель издал специальный нормативный акт. С его помощью банкротство непосредственно регулируется со стороны закона. Это ФЗ № 127 «О несостоятельности». В нем подробно изложена инормация по всем основным положениям процедуры признания несостоятельности и т. д.

Федеральный закон

Законодательный акт (127-ФЗ от 26.10.2002) - это специальный юридический документ, который регламентирует признание судом юридического лица несостоятельным. Он регулирует процедуру ликвидации подобного лица и удовлетворение всех требований кредиторов. В экономике Российской Федерации ФЗ № 127 «О несостоятельности» закрепляет основы экономики России. Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Если детально проанализировать положения закона, можно выделить отдельные составляющие всей процедуры. Они являются полностью автономными. Однако их наличие свидетельствует о единой структуре всей процедуры признания несостоятельности.

заявление должника

Отдельные этапы (процедуры) банкротства

Федеральный закон «О несостоятельности» описывает несколько основных процедур, применимых к должнику, с целью улучшения его финансового положения. Таким образом, чаще всего применяются следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • конкурсное внешнее управление;
  • мировое соглашение.

Все представленные выше стадии не имеют цели уничтожить должника. Напротив, в большей части случаев все хотят остаться при своих (кредиторы - получить свои деньги, должники – не лишиться любимого дела). Все упомянутые процедуры отличаются не только конечными целями, но и самим способом осуществления.собрание кредиторов

Субъекты проведения процедур

Каждая из указанных выше процедур во время признания юридического лица банкротом осуществляется конкретным субъектом финансовой деятельности. В этом заключается их отличие, ведь, в зависимости от специалиста, конечный результат будет варьироваться. Таким образом, наблюдение осуществляется временным управляющим, внешнее управление – внешним управляющим, конкурсное производство – конкурсным управляющим, финансовое оздоровление - административным управляющим. Данная особенность полностью регламентирована 127-ФЗ «О банкротстве».федеральный закон 127 фз

Задачи процесса несостоятельности должника

Как и все в этом мире, процесс признания банкротом также имеет свои определенные задачи. Рассмотрение дел о банкротстве осуществляется для достижения двух ключевых целей, а именно:

  1. Возврат долгов кредиторам. Когда лицо не может никаким образом отвечать по своим обязательствам, одним из кредиторов становится государство, так как надлежащие платежи ему не поступают. Таким образом, взыскание долгов становится приоритетным направлением, потому что присутствует интерес страны, которая, в свою очередь, содействует всевозможными способами.
  2. Вторым приоритетным направлением является восстановление платёжеспособности должника. Именно для этого на ранних этапах создаётся план финансового оздоровления. С его помощью не нужно удалять одного из игроков национального рынка. Гораздо правильней помочь вернуть, например, компании её «экономическую фортуну». В данном случае интерес представляет возможность дальнейшего развития занятого сегмента рынка и экономики в целом. Для достижения поставленных целей в этом случае составляется план санации. Этот этап существует для востановления платежеспособности. План санации, в свою очередь, позволяет упорядочить процесс и повысить его оперативность.

Конкретный выбор между этими направлениями делается непосредственно «на месте», когда известна точная судьба лица.

Характеристика первого этапа банкротства – наблюдения

Чтобы детальнее разобраться в сути работы института, нужно проанализировать основные этапы его реализации. Как уже указывалось ранее, первый шаг называется наблюдением. В соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности», наблюдение – это одна из процедур банкротства, которую применяют для анализа финансового состояния должника, сохранения его собственности и т. п. Процедура имеет обязательный характер, поэтому её реализуют всегда. Это связано с большой важностью наблюдения. Ведь перед тем как принять решение о ликвидации или оздоровлении предприятия, нужно собрать достаточное количество информации финансового характера, дабы решение было обосновано фактами.рассмотрение дел о банкротстве

Для начала процедурного наблюдения необходимо разрешение арбитражного суда. Если оно есть, должник начинает непосредственный анализ целесообразности своей дальнейшей деятельности. Прежде всего необходимо идентифицировать абсолютно все долги, чтобы проанализировать их суть. Это осуществляется через комитет или собрание кредиторов. В некоторых случаях кредитор имеет право полностью приостановить отдельную линию деятельности в связи со взысканием денежных средств. Для реализации данного права существует такой институт, как заявление кредитора. Следует помнить, что процедурное наблюдение – это возможность выбраться из долговой ямы. Основное преимущество состоит в том, что отдельные органы должника не ликвидируются, хотя некоторые ограничения в их работе могут присутствовать.

Однако банкротство ООО или организаций иного правового типа на стадии наблюдения происходит с назначением временного управляющего. Этот субъект процесса действует самостоятельно, параллельно с «исходным» управителем компании должника. Следует отметить, что роль временного управляющего достаточно велика. По сути, когда начинается банкротство ООО или организации другого правового типа, некоторые сделки компании могут совершаться лишь с его письменного одобрения. К сделкам подобного рода можно отнести:

  1. Операции, непосредственно связанные с реализацией или другим видом распоряжения имуществом, которое имеет стоимость более чем 5% от общей балансовой активов организации.
  2. Финансовую деятельность: выдачу гарантий, кредитов, займов и т. д. Заявление должника на ее разрешение в этом случае обязательно.

Таким образом, стадия наблюдения является отправной точкой для реализации процесса несостоятельности. С её помощью осуществляется дальнейший выбор дополнительных процедур.

Необязательные процедуры

Как уже было указано ранее, наблюдение – основная, обязательная процедура оформления несостоятельности. В таком случае финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение – это процедуры дополнительные. В них может возникнуть потребность в процессе признания банкротства. Однако конкретный выбор той или иной второстепенной процедуры будет полностью зависеть от выводов, сделанных на стадии наблюдения. Таким образом, дополнительные шаги реализуются исключительно после проведения анализа финансовой деятельности физического или юридического лица. Все представленные стадии содержит Федеральный закон. 127-ФЗ в последней редакции (полный текст) опубликован на официальных сайтах федеральных и региональных органов власти, а также в средствах массовой информации.

Заключение

Итак, в данной статье мы детально рассмотрели финансово-правовой процесс банкротства, а также способы его реализации. В заключение нужно отметить, что многие механизмы осуществления этого института все ещё не приведены в тот вид, когда их можно использовать без проблем в правовом и экономическом поле. И даже последняя редакция не дает однозначных толкований процедуры. Возможно, в скором будущем юристы и экономисты совместными усилиями изобретут наиболее удачную конструкцию реализации института банкротства, что позволит проводить её правильно и грамотно, для спасения должников, а не ликвидации предприятий.

fb.ru

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — нормативный акт, регламентирующий основания признания судом юридического или физического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов. Этот закон является одним из ключевых нормативных актов российской экономики[2].

История[ | ]

Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.

Первым актом о банкротстве был Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который установил условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон 1992 года стал одним из первых актов регламентирующих рыночные отношения, он был принят в тот период, когда ряда других основополагающих актов по экономическим и правовым отношениям ещё не было. К тому же практики применения такого законодательства в Советском Союзе также не существовало.

Через шесть лет был принят Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г. о банкротстве). Для реализации указанного Закона в частных случаях были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Эти законы действовали, их выполнение в основном затрагивало , которая осуществляла процедуру банкротства в Российской Федерации.

Эти законы в своё время выполняли свои функции, но к 2002 году появилась необходимость их изменения, на что указал президент страны В. В. Путин:

Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок — и, прежде всего, обращаюсь опять к вам, в законодательстве. «Поточное» банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит — невосприимчивым к коррупции.

— В. В. Путин, послание президента к Федеральному собранию (2002 год)

Работа по правоприменению и разъяснению новых положений закона была возложена на руководителя ФСФО Т. И. Трефилову, которая вела разъяснительную работу — участвовала в пресс-конференциях и давала интервью в связи с новым законом[3].

По итогам 2003 года ФСФО было расформировано и вопросами банкротства стала заниматься Федеральная налоговая служба.

Новое в законе 127-ФЗ[ | ]

Эксперты налоговой области указывали на отличия закона № 127-ФЗ от предыдущей редакции:

  1. Основные понятия вынесены в УК РФ[3].
  2. Большая самостоятельность дана саморегулируемым организациям, членами которых являются арбитражные управляющие[3].
  3. Было предложено решение проблемы «отсутствующего должника», когда государство брало на себя обязательства по ведению дел о банкротстве предприятия с фактически отсутствующими активами и сотрудниками[3]. Этот вопрос был дополнительно разъяснён в 2006 году в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»[4]
  4. Прекращена практика «внезапного банкротства», когда процесс начинался неожиданно для должника и для собственников, учредителей и акционеров предприятия[3].

Примечания[ | ]

encyclopaedia.bid