ФАС объяснила, чем вывеска отличается от рекламы. Что является рекламой


Что не является рекламой? (по Федеральному закону о рекламе). Если Вы задаетесь вопросом, что является рекламой и что не является рекламой, то узнать это можно из Федерального закона о рекламе, подписанного Президентом Российской Федерации 13 марта 2006 года и вступившего в силу 1 июля 2006 года.

Если Вы задаетесь вопросом, что является рекламой и что не является рекламой, то узнать это можно из Федерального закона о рекламе, подписанного Президентом Российской Федерации 13 марта 2006 года и вступившего в силу 1 июля 2006 года.

Во-первых, являются ли рекламой вывески?Федеральный закон о рекламе указывает, что вывески не являются рекламой. Однако здесь существует много нюансов, которые следует рассмотреть:1) Не является рекламой указание на вывеске вида деятельности организации в месте нахождения этой организации ("Магазин", "Металлоремонт", "Баня", "Переплетные работы" "Студия загара" и тому подобное. По Закону о защите прав потребителей, эти сведения необходимы. Однако является ли рекламой вывеска, на которой, помимо вида деятельности, указаны конкретные товары, услуги, акции, делаются рекламные призывы? Федеральный закон о рекламе считает такие сведения рекламой;2) Кроме того, не следует считать рекламой размещение наименования организации в месте ее нахождения, если название необходимо для идентификации данного учреждения ("Центр Путешественник", "Магазин Аквариум", "Культурно-развлекательный центр Ананас" и так далее). Эта информация также считается необходимой, по Закону о защите прав потребителей. В то же время, если указывается не только наименование, но и некоторые товары и услуги, то вывеска становится рекламой;3) Не считается рекламой светодинамическое оформление входа и примыкающей территории предприятия (в том числе светящиеся знаки, изображения, сетки, гирлянды и тому подобное), если не указывается информация о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или другом объекте рекламирования. Однако в качестве рекламы может рассматриваться размещение на вывеске сведений, имеющих целью акцентирование внимания прохожих к данной фирме или магазину, формирование или удержание интереса к ним;4) Вывески, расположенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, которое находится на пересечении нескольких улиц, также не являются рекламой и считаются необходимой информацией. Однако вывеска при этом должна однозначно идентифицироваться в сознании потребителя именно с вывеской, а не с рекламным плакатом.

Во-вторых, являются ли рекламой объявления физических лиц?Согласно Федеральному закону о рекламе, рекламой считается только объявление о предпринимательской деятельности, сделанное физическим лицом, имеющим правовой статус индивидуального предпринимателя. Например, если преподаватель размещает объявления об образовательных услугах, то это не рассматривается как реклама.

В-третьих, не считаются рекламными объявления юридических лиц о приеме на работу, в которых указано наименование работодателя, сфера деятельности организации и требования к кандидатам. Но объявление о приеме на работу считается рекламным, если в нем, помимо обязательных сведений, дана информация об организации, не связанная с ее идентификацией и нужная для привлечения дополнительного внимания к компании. То же самое можно сказать и о других объявлениях юридических лиц, не имеющих отношение к предпринимательской деятельности, например, не будут рекламой объявления о продаже офисного имущества, о проведении конференций и бизнес-семинаров.

В-четвертых, не рассматривается в качестве рекламной информация для потребителей, расположенная на товаре или его упаковке. Согласно Закону о защите прав потребителей, эта информация должна содержать сведения о товаре, его потребительских свойствах, об изготовителе или продавце товара, способах их индивидуализации. Однако это не относится к информации, размещенной на одном товаре, но говорящей о другом товаре и имеющей, очевидно, рекламные цели.

Наконец, по Федеральному закону о рекламе, не являются рекламой коммерческие сведения в произведениях науки, литературы или искусства, если их введение органично, то есть не наносит ущерб авторскому произведению. Рекламная информация в таких случаях часто приобретает другие формы, и рекламный характер этих сведений становится вторичным по отношению к художественной ценности произведения.

Таким образом, выше было изложено, что нельзя считать рекламой. Исходя из этого, владельцы фирм и различных организаций могут рассчитывать бюджет рекламной кампании, декорировать вход в учреждение и знать, какие действия будут нарушением закона, а какие - нет.

www.infok.ru

Какая вывеска не является рекламой? Помощь адвоката

   Для владельцев бизнеса или помещения, руководителей, юристов очень важно понимать, что не является наружной рекламой, какой должна быть вывеска, чтобы не стать рекламным инструментом, в чем заключается разница между этими понятиями. С одной стороны, закон достаточно четко описывает категории, с другой, тонкостей настолько много, что возможны разночтения. И эти разночтения могут привести к арбитражному делу, когда, например, управляющая компания выставит счет за пользование частью дома в рекламных целях. Давайте разбираться.

Основные признаки рекламы

   В определении того, что является рекламой по закону, есть прямое и самое главное условие: указание на конкретный товар и его персональные характеристики. Все иное уже нельзя считать рекламой. Даже если присутствуют хорошо узнаваемые изображения и фотографии. Также рекламные материалы всегда направлены на:

  • информирование о конкретном бренде, продукте, компании;
  • поддержание интереса к продавцу;
  • продвижение товара на рынке.

   Если хотя бы одному из критериев та или иная наружная установка не соответствует, она не будет считаться рекламной. А это значит, что согласовать установку, взять место под нее в аренду, разместить на фасаде, будет проще, быстрее и намного дешевле для владельца. Именно поэтому данный вопрос настолько важен. Если есть спор, но антимонопольный адвокат станет советчиком и поможет решить проблему (по ссылке подробнее предложение).

   Определиться с тем, информационная вывеска или реклама перед потребителем, можно и по следующим правилам.

   Во-первых, учреждения культуры могут располагать информацию по своему профилю на своих фасадах без получения прав на рекламу.

   Во-вторых, в эту категорию никогда не попадают те данные, которые компания обязана предоставлять покупателю по закону о защите прав потребителей.

Правила для вывесок

  1. Какая вывеска не является рекламой?
    Не стараемся с размером, небольшой таблички с названием магазина над крыльцом достаточно, не нужно занимать всю стену на 5-ти этажном доме для объяснения нахождения на первом этаже магазина;
  2. Указывайте лишь необходимую информацию, в соответствии с Законом о защите прав потребителя: наименование, время работы, ИНН. Не нужно перечислять акции торговой точки, наименования товара и т.п.

   Понимая, чем отличается вывеска от рекламы, владелец может избежать ошибок в формулировках и печатном тексте, но важно соблюсти и правила размещения. В первую очередь, необходимо учесть, сколько компаний располагается в здании, от этого будет зависеть возможность размещения крышного баннера. Правила размещения вывески магазина также гласят, что может быть указано расстояние до объекта, направление, даже перечень товаров и профиль деятельности без указания конкретных марок и наименований.

   Закон также определяет, какие вывески не требуют согласования. Это может быть аналитическая информация, которая представляет собой интерес, но не указывает на конкретный товар. Кроме того, в разряд рекламы не попадают общепринятые указатели, к примеру, знаки о приближении к АЗС, гостиницам, медицинским учреждениям.

Адвокатская практика по вопросу доказывания, что вывеска не является рекламой

   Немного для примера из реального дела, выдержки, возможно кому-то будет полезно в защите, пишите в комментариях, если остались вопросы:

ОТЗЫВ

на исковое заявление и возражение относительно признанию вывески рекламой

    В Арбитражный суд Свердловской области поступило исковое заявление от ООО «Управляющая компания «… г. Екатеринбурга» о взыскании неосновательного обогащения за использование общего имущества собственников нежилого дома. Ознакомившись с содержанием искового заявления и приложениями к нему хотим отметить, что указанное исковое заявление не признаем по ряду причин.

   Во-первых, что касается оценки – мы с указанной оценкой согласиться не можем: нам совершенно не понятно, что это за оценка и на основании чего, каких данных, она была проведена. Более того, сумма, выставляемая истцом за 1 месяц размещения вывески по какой-то причине равняется стоимости аренды небольшого офиса в месяц.

   Во-вторых, Истец прикладывает фотоматериалы. При этом Истец не предоставляет ни одного доказательства относительно даты происхождения каждого снимка – следовательно, истец, по сути, не может доказать того факта, что вывеска занимает конструкцию три года.

   В-третьих, размер платы за пользование общим имуществом дома может устанавливаться только общим собранием собственников помещений в таком доме. Кроме того, не решен вопрос вообще относительно заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в связи с чем, Истцом проводится самодеятельность не согласованная с собственниками дома.

   В-четвертых, Истцом мне не было предложено заключение договора на размещение вывески, не были предъявлены претензии и уведомления, когда актировались вывески в 2013, 2014, 2015 гг. Ответчика не привлекали к актированию вывесок, как не привлекали иных независимых лиц, чтобы хоть как то придать объективность представленным доказательствам. Более того, о платности такого размещения меня не уведомляли. На мой взгляд, истец злоупотребляет правом, что прямо запрещено пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации

   В-пятых, я имею полное право обозначить название своего магазина – в общем именно с этой целью вывеска и размещена. Более того, размещение спорной вывески является не конструкцией, самовольно мной размещенной. Данная вывеска является частью реализации требований статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая говорит о том, что я обязана довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации в том числе. Сделано это было для извещения неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и обозначения места входа. Рекламой такая вывеска не является.

   Размещение вывесок указанного содержания является общераспространенной практикой и соответствует нормативно-правовым актам города Екатеринбурга. В частности, Постановление Главы Екатеринбурга от 27.03.2008 N 1107 «Об утверждении требований к размещению наружной рекламы в соответствии с архитектурно-художественным обликом городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург». Так же хотелось бы в подтверждение указанного довода сослаться на Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395, А73-9636/2012.

katsaylidi.ru

Является ли вывеска рекламой?

Вывеска или наружная реклама? В чем отличие? Где грань, которую нельзя переступить, создавая вывеску, чтобы ее не отнесли к наружной рекламе? Можно ли сообщение на вывеске дополнительной информации (адреса, контактов, перечня услуг) считать рекламой компании?

Эти вопросы очень актуальны в настоящее время для предпринимателей, особенно начинающих. Ведь вновь образованные компании не всегда могут позволить себе приобрести офис в центральных зданиях, не нуждающихся в дополнительной ориентировке. Чаще всего они находятся в подвалах или на цокольных этажах, а для клиентов в таком случае устанавливают вывеску-указатель. Но региональные органы власти классифицируют такую вывеску как рекламу, требуя при этом оформления разрешения на ее установление и налагая штраф за размещение рекламы без разрешения, а в противном случае грозятся демонтировать вывеску.

Нужно отметить, что законодательные формулировки относительно этих категорий не очень четкие и в случае судебных разбирательств решения не всегда являются однозначными.

Согласно Федеральному закону о рекламе, вывески рекламой не являются. Но при этом существует множество нюансов:

  1. Вывеска не относится к рекламе, если на ней указан род деятельности компании в месте ее нахождения ("Магазин", "Фотостудия", "Пошив одежды" и т.п.).
  2. Если на вывеске указываются товары, услуги и, тем более, содержатся рекламные призывы, Федеральный закон считает ее рекламой.
  3. Размещение названия организации в месте ее расположения, необходимое для ее идентификации, рекламой не является. Закон о защите прав потребителей признает такую информацию необходимой. Но при этом, там не должны быть указаны товары и услуги!
  4. Оформление входа с помощью светодинамических устройств (световых коробов, светящихся знаков, гирлянд и других) не будет считаться рекламой, если оно не вмещает информацию об объектах рекламирования (роде деятельности, товарах или услугах). Если же вывеска содержит информацию, целью которой является привлечение внимания прохожих к данному предприятию, она будет рассматриваться как реклама.
  5. Если здание находится на пересечении улиц, допускается размещение вывесок у каждого входа в здание, а также на каждом фасаде здания. Но вывеска в этом случае должна служить только для идентификации, но никак не рекламным плакатом.
  6. Размещение вывески внутри помещения не ограничивается никакими нормами. Вывеска на наружной поверхности здания не может быть помещена выше первого этажа. В случае расположения компании выше первого этажа, допускается размещение вывески на том этаже, где находится помещение компании, но только непосредственно у входа в это помещение.
  7. Что касается размеров, формы, шрифта и цветового выполнения вывески, на них региональные органы не должны устанавливать своих ограничений.

В случае если вы выполнили все вышеуказанные предписания по оформлению вывески, а местные органы самоуправления все же склонны считать ее рекламой и требуют соответствующего оформления, угрожая ее демонтажем, Вы можете обратиться в суд. Хотя, как было сказано выше, решения судов по этому вопросу не всегда однозначны. При вынесении решения не в вашу пользу,вы имеете право обратиться в арбитражный апелляционный суд. Но только в том случае, если вы уверенны, что действительно не нарушили никаких норм выполнения вывески.

Итак, подведем итоги. Вывеска не должна содержать призывов воспользоваться услугами или приобрести товар. Она также не может содержать информацию, целью которой является формирование интереса потребителей к данной компании. В противном случае вывеска будет расценена как средство наружной рекламы, с вытекающими последствиями.

neo-rostov.ru

Реклама или информация? | Правовед

 «О КВАЛИФИКАЦИИ КОНСТРУКЦИЙ В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМНЫХ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ»

Письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 3 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.

Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Кроме того, в соответствии частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий.

ФАС России настоятельно рекомендует территориальным органам в своей деятельности воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе".

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

В то же время, по мнению ФАС России, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

Относительно вопроса квалификации конструкций автозаправочных станций сообщаем следующее.

Размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам, и рекламой не является.

Вместе с тем размещение подобной информации вне территории АЗС подпадает под признаки рекламы, закрепленные в Федеральном законе "О рекламе", и является рекламой.

При этом следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не требует от юридического лица размещать на вывеске информацию о реализуемых товарах, ценах и тому подобном.

В соответствии со статьями 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребители обладают правом на своевременное получение необходимой и достоверной информации о товаре. Из смысла указанных норм вытекает, что продавец обязан предоставить данную информацию в месте реализации товара при заключении договора купли-продажи.

С учетом изложенного, по мнению специалистов ФАС России, размещение на световых табло, щитах и иных технических средствах сведений о реализуемом товаре (марка бензина, цена и т.п.) может рассматриваться как выполнение требований статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" только в случае размещения указанной информации на территории АЗС.

Размещение информационных табло с указанием наименования юридического лица, номера объекта, марки топлива, цены на них, режима работы объекта, и другой информации на подъездных путях к территориям АЗС может признаваться обязательной информацией только в случае, если территория указанных подъездных путей принадлежит АЗС в силу вещно-правовых или обязательственных отношений.

В то же время размещение данных сведений на технических средствах информации вне места нахождения юридического лица должно признаваться рекламой, поскольку по смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, соответственно распространение такой рекламы должно осуществляться с учетом положений статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

www.pravowed.ru

Сведения о виде деятельности не являются рекламой

Будет ли считаться рекламой информация: «ООО «Витязь. Системы пожаротушения. Телефон: …»? Указанный баннер мы хотим разместить рядом со входом в наш офис. При этом, имеется и вывеска, на которой размещены сведения, указанные в п. 2 статьи 9 закона о защите прав потребителей.

Ответ: Приведенная в вопросе информация, размещаемая рядом со входов в помещение на баннере является информацией о виде деятельности общества, соответственно, рекламой не является.

По данному вопросу Высшим Арбитражным Судом РФ сформирована правовая позиция в Постановлении Президиума ВАС по делу, в рамках которого установлено следующее.

На фасаде здания общество разместило баннер с информацией: "ПОСЕЙДОН. Оборудование и системы радиосвязи. Офис 510. Тел. 748-115".

Прокурор признал указанную информацию рекламой и за нарушение требований к установке рекламной конструкции возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу о том, что спорная конструкция рекламой не является, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. А в силу пункта 2 названной статьи до сведения потребителя в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Общество осуществляет деятельность по установке оборудования и систем радиосвязи.

Спорная информация размещена на конструкции на лицевой стороне фасада административного здания, в котором находится общество, содержит наименование общества и номер телефона и представляет собой сведения о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей.

При этом в рассматриваемой информации не содержится ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения или использования.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.

Следовательно, оснований для признания наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, у суда апелляционной инстанции не имелось (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15567/12 по делу N А59-2627/2012)

Вывеска может содержать указание на профиль деятельности организации, наименование организации, в том числе не совпадающее с наименованием владельца данной организации

Как установлено судом, ответчик на фасадной части здания, с целью информирования потребителей о местонахождении общества установил спорную конструкцию - кронштейн с информацией "Страховое общество "Россия"..

Суд пришел к выводу о том, что указанная информация не является рекламной, поскольку вывеска может содержать указание на профиль деятельности организации ("Магазин", "Ресторан", "Парикмахерская" и т.п.), наименование организации, в том числе не совпадающее с наименованием владельца данной организации ("Магазин "Сияние", "Ресторан "Восток", "Культурно-развлекательный комплекс "Пирамида" и т.п.).

Информация на спорной конструкции, по мнению суда, не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы, определенной в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", так как сведения, размещенные на указанной конструкции, доводят до потребителя информацию о предлагаемых услугах, режиме работы предприятия, наименовании предприятия, которая по форме и содержанию является для предпринимателя обязательной на основании требований статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Постановление ФАС Поволжского округа от 08.10.2013 по делу N А65-31990/2012)

Вернуться к оглавлению обзора «Размещение рекламы, вывески на жилом доме. Судебная практика, комментарии», где содержатся ответы на вопросы о разграничении понятий «сведения рекламного характера» и «сведения о предпринимателе или юрлице, обязательные для размещения на вывеске», в том числе о виде деятельности; вправе ли собственники помещений дома требовать оплату за размещение на фасаде дома вывески или рекламы

logos-pravo.ru

Федеральный закон о рекламе. Каждый кто заказывает создание и размещение рекламы должен знать содержание федерального закона о рекламе и понимать его суть. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В зону действия Закона попадает только та реклама, которая распространяется в России. В случае, когда кроме наименования указываются отдельные товары, услуги, делаются рекламные призывы - вывеска может рассматриваться как наружная реклама.

Каждый кто заказывает создание и размещение рекламы должен знать содержание федерального закона о рекламе и понимать его суть. 13 марта 2006 года Президент Российской Федерации подписал новый закон о рекламе, который вступил в силу с 1 июля 2006 года. В законе сорок статей. Федеральный закон о рекламе не имеет границ. Вот подтверждение данному факту:

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.Границы действия ЗаконаВ зону действия Закона попадает только та реклама, которая распространяется в России. К примеру, если российские компании заказали производство рекламы за рубежом, но предполагают ее размещать в России, то применяется российское законодательство о рекламе. Если размещение российской рекламы предполагается за рубежом, то следует руководствоваться законодательством страны, где произойдет размещение.При применении норм Закона о рекламе необходимо учитывать сферу действия данного Закона. В ч.2 ст.2 приведен исчерпывающий перечень информации, на которую Закон не распространяется.3.1. Традиционно это политическая и агитационная информация, которая по настоящее время не имеет законодательно закрепленных механизмов регулирования. Поэтому достаточно актуален вопрос о необходимости создания седьмой главы, посвященной политической рекламе. Особенно, если учесть, что в настоящий момент, часть положений Закона (например, понятийный аппарат, а также положения Закона о запрете демонстрации в рекламе процессов курения и использования бранных слов или использования методов скрытой рекламы) применимы к политической рекламе. Но каждый случай обращения к Закону в политической рекламе может вызвать вполне объяснимые разночтения, конфликты и споры участников.При этом, очевидно, нельзя в полной мере распространять на политическую рекламу ограничения для недостоверной, недобросовестной и скрытой рекламы, которые традиционно предъявляются к коммерческой рекламе. Поскольку практически в любой предвыборной кампании можно обнаружить рекламу, которая обещает нечто невыполнимое. Дело в том, что впоследствии нельзя привлечь к ответственности тех, кто не выполнит свои обещания, даже если они будут избраны в руководящие органы, за то, что, например, они не сократили, как обещали, инфляцию, не увеличили пенсии, пособия и стипендии.Условия распространения агитационных материалов, проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума указаны в ст. 48-54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(СЗ. -2002.-№24.). Новый Закон, как и прежний, не дает точного ответа на вопрос обязательно ли учитывать в общих максимальных квотах на рекламу в СМИ материалы предвыборной агитации? Хотя по логике Закона это следует делать.3.2. Обязательная информация, доводимая кем-либо до потребителя в соответствии с федеральным законом (см., например, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"1, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", ФЗ от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях"3, ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" , ФЗ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"" , ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ).3.3. Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.При этом следует учитывать, что в качестве рекламы могут рассматриваться информационные материалы (сообщения, доклады, статьи и т.п.) о состоянии определенного товарного рынка, где главное внимание уделяется товару какого-либо хозяйствующего субъекта и которые направлены на продвижение этого товара на рынке с игнорированием либо критикой товара других участников рынка. Такая публикация уже элемент продвижения товара. На такие материалы распространяются требования Закона о рекламе.3.4. Сообщения компетентных органов государственной власти и местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.3.5. Вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной на вывесках необходимо учитывать следующее.В соответствии с п.18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"1, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Что нельзя относить к рекламе

Указание на вывеске в месте нахождения организации или предприятия, принадлежащего организации профиля (вида) их деятельности, связанного с обслуживанием потребителей - "Магазин", "Мебель", "Металлоремонт", "Баня", "Переплетные работы", "Ресторан", "Игровой клуб", "Студия загара", "Парикмахерская", "Ремонт обуви", "Культурно-развлекательный центр" и т.п. - не может рассматриваться в качестве рекламы. Эта информация относится к категории "необходимой" по Закону о защите прав потребителей.Если кроме указания на вид деятельности на вывеске предлагаются отдельные товары, услуги, акции, делаются рекламные призывы - вывеска может рассматриваться как наружная реклама.Размещение наименования (в т.ч. не совпадающего с наименованием владельца данной организации) в месте нахождения организации, например, "Центр Путешественник", "Магазин Аквариум", "Культурно-развлекательный центр Ананас", "Ресторан Дубровская застава", "Театр пантомимы", если наименование служит целям обязательной идентификации данного заведения - не может рассматриваться как реклама. Такая информация указывается на вывеске, и на неё не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных вывесок, если такая вывеска по своему объему и содержанию дополнительной информации не является плакатной рекламой. Эта информация относится к категории "необходимой" по Закону о защите прав потребителей.В случае, когда кроме наименования указываются отдельные товары, услуги, делаются рекламные призывы - вывеска может рассматриваться как наружная реклама.Поскольку вопросы наружной рекламы, не урегулированные в Законе, могут решаться на уровне местных органов власти, то по вопросам объема вывески следует обратить внимание на нормативные акты указанных органов. Например, 25 июля 2006 года правительство г.Санкт-Петербурга приняло Постановление №904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций". В частности, этот документ запрещает установку конструкций площадью более 2х2 м, не содержащих сведений рекламного характера.Светодинамическое оформление входа и прилегающей территории предприятия (в т.ч. размещение светящихся знаков, изображений, сеток, гирлянд и тому подобного на стенах и технических устройствах) без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования, рекламой не является.Вместе с тем, размещение на вывеске иной информации, направленной на привлечение внимания к организации (товарам), формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке, может рассматриваться в качестве рекламы.Закон "О защите прав потребителей" не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при размещении вывески на здании с обязательной для потребителя информацией, следует принимать во внимание целевое назначение вывески, обстоятельства размещения такой информации на здании и достаточность объема вывески. Так, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещённые рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. При этом вывеска должна однозначно идентифицироваться потребителем именно как вывеска, а не, скажем, рекламный плакат.Однако если сведения о наименовании организации, её деятельности не имеют целью информировать потребителя о месте нахождения организации (в т.ч., с учётом помещения, занимаемого организацией в здании), причем очевидно, являются излишними и неуместными, то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.Так, например, размещение на крыше многоэтажного здания, в котором организация в числе других фирм арендует одну или несколько комнат, технической конструкции с информацией об организации следует расценивать как рекламу этой организации, поскольку такой способ и объем размещения информации является излишним для обозначения места ее нахождения и в первую очередь преследует рекламные цели.3.6. Объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.Согласно ч.1 ст.23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.Следовательно, объявление физического лица, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть сделано только физическим лицом, имеющим правовой статус индивидуального предпринимателя. Например, если преподаватель дает объявления об образовательных услугах, то это не реклама, хотя его дело можно доказать как предпринимательство в судебном порядке.При квалификации действий по статье 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения) суды руководствуются понятием предпринимательской деятельности, которое дано в статье 2 ГК, а также положениями Федеральных законов от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"1 и ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"2 и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.3.7. К объявлениям юридических лиц, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности могут быть отнесены объявления о приеме на работу, с указаниями наименования работодателя, профиля деятельности организации, требования к кандидатам. Если в объявлении о приеме на работу дана информации об организации, не связанной с ее индивидуализацией для целей трудоустройства и направленная на привлечение дополнительного внимания к организации и ее деятельности, то этот факт может рассматриваться в качестве рекламы данной организации.Аналогичный подход применим и к оценке иных объявлений юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, например, о продаже офисного имущества, о проведении конференций и бизнес-семинаров.3.8. Информация для потребителей, размещенная на товаре или его упаковке в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" включает сведения о самом товаре, его потребительских свойствах, изготовителе или продавце (импортере или экспортере) товара, средствах их индивидуализации. Данная информация является обязательной и к рекламе не относится. Подробнее см. ст.8-10 Закона "О защите прав потребителей".Исключением из правила может стать информация, размещенная на одном товаре, но относящаяся к другому товару, которая очевидно размещена в целях рекламы.3.9. Впервые законодатель отказался признавать рекламой коммерческие сведения в произведениях науки, литературы или искусства, при условии их органичной интеграции, т.е. без ущерба для авторского произведения. Это значит, что сфера действия Закона в этом аспекте стала более ограниченной, поскольку рекламная информация в ряде случаев приобретает другие формы, и рекламный характер информации становится вторичен по отношению к какому - либо более важному значению.По мнению ФАС России органичность интеграции в произведения антимонопольные органы определяют по характеру и контексту упоминания, а также по соотношению с сюжетной линией произведения. (Аналитическая записка ФАС России по отдельным вопросам применения Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г., (www.fas.gov.ru)).Прежний Закон о рекламе №138-ФЗ запрещал использование в теле-, кино- и прочей продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания на конкретную марку товара и т.п. для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом.Таким образом, к числу исключений из сферы действия Закона добавлены новые виды информации и уточнен круг нерекламной информации.Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;2) объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;12) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Итак, ст.3 Закона дает открытое толкование рекламы как вида информации. Это свидетельствует о том, что реклама является безграничной информацией в любом выражении, в любой форме и на любых носителях, но в рамках действующего законодательства.Использование в формате одного предложения трижды термина "любой", а также термина "информация" без указания на ее вид, термина "неопределенный" по отношению к адресату рекламы показывает на недостатки законодательной формулировки, позволяющие творить рекламный произвол, что имеет негативные последствия в социально-культурном и экономическом плане.Реклама адресована неопределённому кругу лиц. Но практика адресной рекламы (рассылка сообщений для конкретных лиц), где круг лиц определенный, ставит новые вопросы перед Законом. Де-факто - это реклама, значит, требуется ее признать рекламой де-юре.Указанные факты неконкретности определения ведут к непониманию участниками рынка правил рекламирования по Закону. Нечеткое определение рекламы способно спровоцировать нарушения и сложности в квалификации нарушений на рынке рекламы. Это в свою очередь может спровоцировать усиление административных рычагов воздействия на нарушителей, что негативно скажется на становлении институтов гражданского общества.2. К объектам рекламирования Закон относит объекты и субъекты права, а также отдельные юридические действия, за исключением указанных в ст. 5,7 Закона которые запрещены для рекламирования. Это обычная международная практика ограничений. Кроме того, в ряде стран запрещена реклама религиозных или женских образов, отдельных видов животных, а также средств гигиены, табака и алкоголя.Из объектов рекламирования Закона исключены "идеи и начинания". Эти объекты также не регулируются авторским правом. Чем вызвано изъятие "идей и начинаний" из объектов рекламы? Как квалифицировать рекламу коммерческих идей?К объектам рекламирования отнесено "мероприятие", которое подробно раскрыто в Законе как "спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари". Мероприятие этим перечнем, безусловно, не охватывается. Скажем, такие мероприятия как презентации, конференции, семинары, относятся ли они к объектам рекламирования? Не по прямому указанию, но по смыслу определения рекламы в ст.3 Закона - относятся.3. Определение "товара" является важнейшим для выявления конкурентной ситуации и ориентации на рынке. Причем, в данном случае оно более точное по сравнению с определением товара в Законе о защите конкуренции. В Законе это продукт деятельности (т.е. есть указание на его происхождение), а в Законе о защите конкуренции товар - это объект гражданских прав. По остальным признакам определения совпадают.4. Ненадлежащая реклама определена как реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации в целом. Из этого следует, что законодатель оставляет за собой право применить к ненадлежащей рекламе нормы не только Закона, но и других нормативно-правовых актов.5. Определение рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо лица определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы - свидетельствует, что это то лицо, которое заказывает рекламу согласно договору. Рекламодатель, как правило, в договоре выступает в единственном числе.6. Субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон разделяет на два вида: рекламопроизводителя и рекламораспространителя (хотя в научной литературе определено более двадцати видов рекламистов). Причем эти две функции можно совмещать одному юридическому или физическому лицу в статусе индивидуального предпринимателя.7. Воспользуемся уточнением рекламораспространителя из Закона о рекламе № 108-ФЗ, это юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;8. Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Причем, потребители рекламы (физические и юридические лица) - это самая многочисленная "армия" участников рекламных акций.9. В качестве спонсора может быть указано определенное физическое либо юридическое лицо, но не может выступать товар или средство его индивидуализации. Закон о рекламе не запрещает в спонсорской рекламе указывать информацию о производимых спонсором товарах.10. Спонсорская реклама определена как реклама, в которой обязательно упоминание о спонсоре.Как отмечают специалисты, данная реклама не подлежит некоторым ограничениям, существующим для другой рекламы, что может привести к "переквалификации" рекламодателей в спонсоров в тех случаях, когда рекламу необходимо разместить, например, в религиозных передачах. Это противоречит признанному в европейской практике запрету спонсору поощрять в спонсируемых программах продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьих лиц, в особенности посредством специальных содействующих их реализации упоминаний об этих товарах или услугах в таких программах. Что любопытно, запрет таких упоминаний в российском законе о рекламе есть, но он распространяется только на социальную рекламу.11. Определение социальной рекламы Закон проводит через указание на наличие в ней двух атрибутивных признаков: первый - направленность на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, и второй - обеспечение интересов государства. Более точно ее можно определить следующим образом: социальная реклама представляет исключительно общественные и государственные интересы и направлена на достижение общественно полезных целей.

В этом случае, как видим, исключается та политическая реклама, в которой могут быть цели отдельных социальных групп.

www.infok.ru

ФАС объяснила, чем вывеска отличается от рекламы

Специалисты напомнили, что такое реклама, и какие слова и выражения не попадают под действие закона «О рекламе».

Федеральная антимонопольная служба России рассказала, чем вывеска отличается от рекламы. Ведомство распространило письмо, в котором ответило на многочисленные обращения. Специалисты отметили, что размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, не является рекламой.

ФАС напомнила, что такое реклама, объект рекламирования и товар. Эти определения приведены в Федеральном законе «О рекламе». В соответствии с нормативным актом реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В ведомстве отметили:

Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п., не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Кроме того, требования закона «О рекламе» не распространяются на информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. В письме антимонопольная служба подчеркивает:

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает.

Позиция ФАС России поддерживается арбитражными судами.

В то же время в службе заявили, что если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров, такие изображения считаются рекламой.

Напомним, что отношения в сфере рекламы в РФ регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Статья 2 определяет сферу применения закона. Перечень сведений о товаре, которые организации должны предоставлять покупателям в обязательном порядке, приведен в статье 495 Гражданского кодекса РФ.

Добавим, что ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом «О защите конкуренции» и Положением о Федеральной антимонопольной службе.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru