Инициативное бюджетирование в России: направления развития. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне


Инициативное бюджетирование в России: направления развития

В данной статье рассмотрена практика реализации инициативного бюджетирования на региональном и местном уровнях в РФ. Выявлены актуальные нововведения участия граждан в бюджетировании.Описаны главные экономические, социальные и управленческие эффекты от реализации лучших практик инициативного бюджетирования в России.Предложены пути улучшения программы инициативного бюджетирования.

В настоящее время одним из важнейших источников формирования доходов бюджета являются отчисления налогоплательщиков, граждан. Но далеко не каждый знает, на что расходуются бюджетные средства и как работает бюджетная система. В связи с этим бытует мнение, что денежные средства расходуются не по назначению. Существует проблема неопределенности направлений для реализации бюджетных средств: не всегда удается определить, что необходимо гражданам сейчас, а что будет необходимо через год. Актуальным является вопрос о том, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов. Практики инициативного бюджетирования могут дать ответ на этот вопрос, устранить подобные проблемы и увеличить прозрачность бюджета. Увеличение числа регионов, внедряющих практику инициативного бюджетирования, является главной целью Меморандума о сотрудничества в данной сфере, подписанное Минфином России и Всемирным Банком.

Инициативное бюджетирование (ИБ) представляет собой первый этап партисипаторного бюджетирования, запущенный в Российской Федерации, в силу некоторых его особенностей. Среди них можно обозначить следующие: разнообразие практик проекта, распределение бюджетных средств согласно инициативам граждан, проникновение в бюджетный процесс на региональном и местном уровнях, непосредственное участие граждан в реализации проектов, а также софинансирвоание со стороны граждан и бизнеса.

Таким образом, инициативное бюджетирование – это совокупность практик, основанных исключительно на гражданской инициативе, по решению вопросов местного значения, при участии граждан в определении и выборе объектов расходования средств бюджета, а также дальнейший контроль по реализации проекта.

Наибольший опыт реализации проектов инициативного бюджетирования был накоплен в рамках Программы поддержки местных инициатив (ППМИ). Впервые ППМИ запустили в 2007 году в Ставрополье. На сегодняшний момент программа реализуется в Кировской и Тверской областях, Хабаровском крае, республиках Башкортостан и Северная Осетия – Алания.

За все время осуществления проекта были выявлены проблемы, которые являются важными для граждан. Во всех регионах лидером по поддержке и софинансирования со стороны населения стали проекты, направленные на ремонт дорог и организацию водоснабжения. Они составляют 51% от общего числа реализованных инициатив. Следующие по значимости стали проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры и составляют 14% от общего числа проектов, а также благоустройство территории поселений (10%). Следующее место заняли проекты обустройства мест отдыха и детских площадок (7%) и объектов спортивной инфраструктуры (6%). Также немаловажными стали проекты организации освещения, противопожарных мероприятий. С закрытием насущных проблем граждане начинают формировать инициативы более высокого уровня, для этого требуется развитие ППМИ, чтобы появилась возможность реализовывать более масштабные проекты.

Проведенный анализ российского и зарубежного опыта, позволил выделить актуальные нововведения в участии граждан в бюджетировании.

Во-первых, проникновение интернета и цифровых технологий в процесс. Например, в Тульской области в 2015 г. сбор заявок для участия в подобном проекте собирался через единую информационную систему. Там была доступна информация о каждом проекте: пакет документов, протокол собрания жителей, сведения о руководителе группы, о казначее, ответственном за реализацию проекта, о размерах софинансирования из различных источниках и другое. Но, к сожалению, процент фальсификации при голосовании через интернет слишком высок.

Второй тренд основан на вовлечении в проекты разных социальных групп. Так, в Нью-Йорке реализуют специальные программы, которые рассчитаны на мигрантов. В Китае широко распространены проекты, в которые вовлекаются женщины. Это актуально и для России, в отдельных регионах зафиксировано участия преимущественно женщин либо мужчин. Целесообразно вовлекать в процесс ИБ молодежные группы, так как это дает возможность обучить их бюджетной грамотности непосредственно на практике.

Следующий тренд заключается во включении партисипаторного бюджетирования в политику бюджетной открытости. Проекты подобного плана должны быть направлены на участие граждан в бюджетном процессе.

Четвертый тренд – это появление специфических практик в рамках ППМИ, данные практики учитывают территориальные и социально-экономические особенности мест, где реализуется тот или иной проект.

В результате реализации проектов были достигнуты социальные, управленческие и экономические эффекты.

Среди важнейших экономических эффектов можно выделить уменьшение контрактной цены реализуемых проектов. Чаще всего проекты, направленные на решение задач, уже имеют сметную документацию, подготовленную муниципальными властями, но в ходе обсуждения граждане находят способы уменьшить цену проекта. Население гораздо активнее участвует в реализации проектов и контроле за ходом работ.

Один из важнейших экономических эффектов связан с софинансированием со стороны граждан. Безвозмездный денежный вклад, или самообложение, граждан – практика достаточно известная. При софинансировании население участвует в реализации проектов, могут проследить, на что потрачены их деньги. Любой гражданин, внесший свой безвозмездный вклад, имеет гораздо большее право на участие в реализации проекта.

В результате сотрудничества у органов власти появляется новая компетенция по взаимодействию с гражданами и организациями общественного самоуправления. Совместная работа рождает взаимопонимание и позволяет гражданам увидеть непростой управленческий процесс изнутри. Приобретаемые навыки увеличивают результативность проектов.

Важным социальным эффектом является формирование лояльного отношения к деятельности местной власти с постепенным повышением доверия к власти в целом. Эффективный общественный контроль, прозрачность и понятность бюджетных решений создают условия для реализации «честных» проектов без коррупции и волюнтаризма.

Важнейший социальный эффект – возрождение соседских сообществ, они способны взять на себя за среду обитания, восстановить утраченный социальный контроль над территориями проживания.

Программы ИБ требуют активного улучшения. Важнейшими инструментами развития ИБ являются лучшие практики реализации проектов по всем регионам России. Публикация проектов на интернет сайтах позволяют каждому участнику процесса бюджетирования получить необходимую информацию. Размещенная информация об успешных проектах – это, в первую очередь, мотивация для других регионов.

Портал, содержащий систематизированный опыт, базу лучших проектов, способен дать большие возможности для исследования развития ИБ, для выявления слабых и сильных сторон.

Должна быть создана система мотивирования к участию – это тоже является важным инструментов регулирования ИБ. Инициативные группы граждан имеют возможность получить оценку своего проекта и войти в федеральный рейтинг. Рейтинг лучших практик призван привлечь внимания всех регионов РФ, мотивировать их к реализации на своих территориях.

Подлежат формированию программы развития ИБ, которые должны соединить разнородные действия участников процесса.

Публичное обсуждение и обмен опытом – важная часть развития ИБ. Уже было проведено множество совещаний и конференций для обсуждения данной темы, складывается разветвленная сеть семинаров. Проведения информационной компании – это залог успеха, так как информация дойдет до широкой аудитории потенциальных участников, а ими являются все граждане.

Надо улучшать юридическую поддержку разработки нормативно-правовой основы проектов и сопровождение практик реализации ИБ в субъектах РФ. Следует проводить обучение консультантов региональных центров существующим практикам, пониманию смысла механизмов и процедур ИБ для дальнейшего их улучшения.

Таким образом, опыт российских регионов по реализации практик инициативного бюджетирования позволяет проследить эволюцию идеологии проектов ИБ от повышения эффективности бюджетных расходов, финансовой грамотности к развитию социального партнерства органов местного самоуправления и общества в бюджетной сфере как механизма повышения гражданской активности.

На региональном и муниципальном уровнях необходимо создать институциональные, правовые и организационные основы применения инструментов инициативного бюджетирования. Наличие практик инициативного бюджетирования должно найти свое отражение в рейтинге открытости региональных бюджетов и в оценке качества финансового менеджмента на муниципальном и региональном уровнях.

novainfo.ru

Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы — Инициативное бюджетирование

Автор статьи: Гаврилова Н. В.

Начиная с 2007 года в различных регионах России развёртываются

проекты по вовлечению граждан в бюджетный процесс – проекты в сфере

партисипаторного бюджетирования. Партисипаторное бюджетирование —

практика, появившаяся свыше 25 лет назад в Латинской Америке как форма

демократии «участия» и предполагающая вовлеченность граждан в решения

о выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Существует

несколько процедур, составляющих стержень партисипаторного

бюджетирования, отступление от которых ведет к выхолащиванию

содержания практики.

К этим процедурам относятся: опора на инициативы граждан,

высказанные ими добровольно; публичное общественное обсуждение

проектов с участием граждан; участие представителей местной власти в

общественном обсуждении; конкурсность при отборе проектов; организация

публичной отчетности об итогах реализации проектов.

Первым этапом партисипаторного бюджетирования в России является

инициативное бюджетирование, под которым понимается совокупность

разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по

решению вопросов местного значения при непосредственном участии

граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств,

а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.

Проекты инициативного бюджетирования основаны на нормах «демократии

участия» и предполагают непосредственное участие граждан в обсуждении

вопросов и реализации проектов. Далее в настоящей статье используется этот

термин.

Спецификой России является то обстоятельство, что распространение

инициативного бюджетирования в нашей стране совпало с еще одним

процессом «демократизации» бюджетной политики, который получил

название «Открытый бюджет». Тенденции к повышению открытости и

прозрачности бюджетной информации стали неотъемлемыми чертами

государственной политики в последнее десятилетие. Начиная с 2005 г. в

Российской Федерации реализовано множество различных проектов в рамках

данного процесса.

«Открытый бюджет» — государственная политика, направленная на

формирование доступной для понимания гражданами информации о

бюджетах разного уровня. а также идеология представителей

государственной и местной власти по вовлечению граждан в процесс

формирования доходной части бюджета и определению приоритетных

направлений, проектов расходования бюджетных средств. Одной из наиболее

важных задач является вовлечение групп бюджетополучателей, экспертного

сообщества в обсуждение бюджетов разного уровня. Вовлеченность граждан

в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту

заинтересованности общественности (не только бюджетополучателей) в

бюджетной информации, повышает эффективность форм предоставления

информации, но самое главное создает сопричастность граждан решению

насущных проблем.

В некоторых практиках, реализуемых, например, в Тульской области

или в рамках ППМИ, граждане не только участвуют в решении вопросов

местного и регионального значения, но и могут софинансировать проекты,

которые считают актуальными.

К тому моменту, как в России появились первые проекты в сфере

инициативного бюджетирования в 2007-2008 гг., за рубежом уже

складывались профессиональные сообщества специалистов, занимающихся

этой темой, возникли такие инициативы как чилийский форум по ПБ,

португальский проект Participatory Budget Initiative, британский PB Unit,

американский Participatory Budgeting Project и другие. На нынешнем этапе

зарубежные практики интегрируются в более сложные и комплексные

системы гражданского вовлечения и становлением профессиональных сетей

специалистов в области ПБ.

Особую роль в процессе внедрения партисипаторного бюджетирования

в разных странах мира сыграла программа Развития силами местных

сообществ Всемирного банка. За последние 25 лет при технической и

финансовой поддержке Всемирного банка было реализовано более 1000

таких программ в 84 странах мира.

В Российской Федерации на текущий момент инициативное

бюджетирование реализуется в нескольких регионах и различается в них по

методике и масштабам. Существующие проекты гражданского участия

направлены на вовлечение граждан в решение вопросов местного значения и

в большинстве своем они относятся к следующим трем практикам:

Программа поддержки инициатив (ППМИ) Всемирного банка, программа

«Народная инициатива» («Народный бюджет») и Проект Центра «Res

Publica» Европейского университета.

Их история берет начало с 2007 года, когда Всемирным банком был

запущен первый региональный проект ППМИ в Ставропольском крае. В 2010

году присоединилась Кировская область. В 2011 году партия «Единая

Россия» запустила всероссийский проект «Народный бюджет», в котором

были применены отдельные партисипаторные процедуры для обсуждения

бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, Иркутская

область инициировала собственную версию партийного проекта под

названием «Народные инициативы». В 2012 были запущены «Народный

бюджет» в Тульской области и «Народная инициатива» в Тамбовской

области. В 2013 г. к ППМИ присоединились Нижегородская, Тверская

область и Хабаровский край. Европейский университет в Санкт-Петербурге

при поддержке Фонда Кудрина начал внедрять проекты по собственной

методике – «Народный бюджет» в г.Череповец Вологодской области и «Я

планирую бюджет» в г.Сосновый бор Ленинградской области. В 2014 году к

ППМИ присоединилась Республика Башкортостан. В Открытом

Правительстве РФ была сформирована рабочая группа по партисипаторному

и экстра-бюджетированию. В начале 2015 года был создан Центр

инициативного бюджетирования в Научно-исследовательском финансовом

институте Министерства финансов РФ. В июле того же года был подписан

Меморандум о взаимопонимании между Международным банком

реконструкции и развития и Министерством финансов РФ по развитию

практики ППМИ в Российской Федерации. В октябре прошла I

Всероссийская конференция по инициативному бюджетированию.

Таким образом, можно наблюдать тенденцию к поступательному

распространению практики, которая во всей вероятности продолжится в

ближайшие годы. Этой положительной динамике есть своё объяснение. Как

показывает накопленный российскими регионами опыт, реализация проектов

инициативного бюджетирования имеет ряд положительных экономических и

социальных эффектов, ключевыми из которых являются повышение

эффективности расходования бюджетных средств, повышение качества

жизни местных сообществ за счет выявления и решения наиболее острых

социальных проблем, а также минимизация иждивенческих настроений

населения.

Ввиду перспективности практики инициативного бюджетирования и

позитивных результатов её внедрения в пилотных регионах России, видится

необходимым внедрить тематическую программу дополнительного

образования чиновников, которая бы способствовала масштабированию

практики на новые субъекты федерации.

Такая программа дополнительного образования должна отталкиваться

от анализа существующих подходов в сфере повышения квалификации

государственных и муниципальных служащих в сфере инициативного

бюджетирования, кадрового обеспечения и институциональной среды, на

базе которой может вестись подобное обучение.

Поскольку инициативного бюджетирование появилось в России

недавно и было инициировано «снизу» при отсутствии централизованного

планирования, сегодня от региона к региону подходы к его воплощению

разнятся. Различаются и профили государственных и муниципальных

служащих, которые курируют реализацию проектов. Так, к примеру, в

Кировской области ответственными являются Министерство финансов и

Министерство социального развития, в Нижегородской области –

Министерство внутренней региональной и муниципальной политики, в

Хабаровском крае – Министерство экономического развития и внешних

связей, в Республике Северная Осетия-Алания – Министерство туризма,

предпринимательства и инвестиционной политики. Таким образом,

реализацию проектов инициативного бюджетирования не всегда замыкают

на себе финансисты. Следовательно, программа обучения государственных и

муниципальных служащих должна быть спроектирована таким образом,

чтобы учитывать разнообразие профилей и компетенций.

В развитых зарубежных странах программы подготовки и

переподготовки государственных служащих реализуются на основе

рыночных принципов, которые предусматривают взаимодействие

государственных органов с различными типами учебных заведений

(университеты, академии, школы, колледжи). Подготовка государственных

служащих как правило осуществляется специальными учебными

заведениями (академии, национальные школы), которые получают

финансирование из государственного бюджета. В России программы

повышения квалификации госслужащих в рамках дополнительного

профессионального образования государственных служащих реализуются в

нескольких учебных центрах, к числу которых относятся Финансовый

университет, МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа

экономики», РАНХиГС и другие.

Реализация мероприятий по дополнительному профессиональному

образованию государственных и муниципальных служащих осуществляется

за счет средств различных источников, в том числе средств,

предусмотренных в бюджете, из личных средств государственных и

муниципальных служащих, за счет средств международных или иностранных

органов и организаций и др. Образовательные мероприятия в рамках

государственного и муниципального заказа финансируются из средств

соответствующего бюджета.

В отечественной практике программы повышения квалификации

относятся к дополнительным образовательным программам, по которым

реализуется дополнительное образование. Содержание такой программы

повышения квалификации самостоятельно разрабатывается и утверждается

организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, если

иное не предусмотрено Законом «Об образовании» и другими законами

федерального уровня. Эта же организация, которая ведет образовательную

деятельность, определяет и необходимое количество зачетных единиц по

дополнительной профессиональной программе и самостоятельно определяет

формы обучения.

Если говорить об образовании в сфере инициативного бюджетирования

в России, то оно пока не носит систематического характера. Некоторый опыт

профильного обучения накоплен проектными центрами и регионами,

реализующими практики инициативного бюджетирования. Центр «Res

Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге издал «Руководство

по внедрению инициативного бюджетирования для муниципалитетов РФ», в

котором подробно изложена используемая Центром методика. В рамках

проектного цикла Программы поддержки местных инициатив Всемирного

банка образовательные мероприятия проводят консультанты банка. Тверская

область, будучи «пионером» в образовательной сфере среди регионов, первая

начала проводить бюджетные школы, на которых представители местных

администраций осваивают принципы инициативного бюджетирования и

учатся готовить конкурсные заявки по проектам. За рубежом образованием в

сфере инициативного бюджетирования также, как правило, занимаются

проектные центры, либо власть на местах.

По результатам освоения программы повышения квалификации

чиновники должны иметь представление о характерных чертах современного

этапа инициативного бюджетирования в России и в мире, о проектном цикле и

этапах его реализации, а также обучать применять полученные знания и

навыки на практике. Непосредственным результатом внедрения

предлагаемой образовательной программы должна стать подготовка

специалистов в указанной сфере, которые обладают знаниями, навыками и

возможностями обеспечить условия для распространения практики

инициативного бюджетирования.

Такая программа обучения может быть реализована в рамках курсов

повышения квалификации в системе дополнительного профессионального

образования (ДПО) на базе профильных высших учебных заведений и

проектных центров. Согласно «Закону об образовании в Российской

Федерации» дополнительное профессиональное образование — это вид

образования, который направлен на всестороннее удовлетворение

образовательных потребностей в профессиональном совершенствовании и не

сопровождается повышением уровня образования. Одной из составляющих

единой системы дополнительного профессионального образования

гражданского служащего является повышение квалификации, которое

осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Конкретные направления дополнительного профессионального

образования для государственных (муниципальных) служащих, в рамках

которых может быть реализована описываемая образовательная программа,

включают в себя:

  • «Организационно-экономическое», в которое включены такие

направления как «Государственная служба в Российской Федерации»,

«Экономическая и социальная политика», «Организация торгов на

закупку продукции для государственных нужд» и др.;

  • «Планово-финансовое», в которое включены такие направления как

«Финансы и кредит», «Финансовое управление», «Бюджетный учет»,

«Бухгалтерский учет» и др.

Целевая аудитория предлагаемой программы обучения может быть

структурирована согласно двум критериям — критерию иерархии и

отраслевому критерию. Согласно уровням иерархии, её можно поделить на

следующие 3 группы: государственные служащие федерального уровня,

государственные служащие регионального уровня, муниципальные

служащие.

Согласно отраслевому критерию на основе анализа российского опыта

могут быть выделены следующие группы специалистов, ведущих проекты

инициативного бюджетирования в регионах: финансисты, специалисты

социальной сферы, специалисты сферы строительства, специалисты по

внутренней политике и администраторы из других отраслей.

Для целей настоящей программы наиболее продуктивным является

первый приведенный подход к выделению целевых аудиторий, поскольку в

соответствии с тем уровнем, который занимает служащий (федеральный,

региональный или муниципальный) разнится степень погружения и горизонт

видения проблемы, с учетом которых должен строиться учебный курс.

Федеральные государственные служащие смотрят на инициативное

бюджетирование преимущественно как на один из элементов

государственной бюджетной политики. Внимание государственных

служащих регионального уровня, в первую очередь, обращено на социальные

и экономические эффекты инициативного бюджетирования, которые

выражаются в повышении качества жизни и росте эффективности

бюджетных расходов в регионе. Муниципальным служащим

непосредственно реализующим проекты на местах, важнее понимать

специфику общения с населением и процедурные вопросы проектного

менеджмента.

Для того, чтобы образовательная программа могла достичь

поставленных целей, подготовка должна опираться на следующие принципы:

  • связь обучения по дополнительным профессиональным программам с
  • профессиональным развитием и служебным продвижением;
  • таргетированный охват специалистов разного уровня, ответственных за
  • реализацию проектов в сфере инициативного бюджетирования;
  • дифференцированный подход к разным категориям служащих — муниципального, регионального и федерального уровня;
  • ориентированность на потребности практической реализации проектов;
  • опережающий характер с учетом перспектив развития практики
  • инициативного бюджетирования;
  • учет передового отечественного и зарубежного опыта повышения
  • квалификации государственных и муниципальных служащих;
  • привлечение к образовательному процессу в качестве преподавателей
  • квалифицированных экспертов, наиболее успешных руководителей
  • органов государственного управления и консультантов из проектных центров.

Оптимальным вариантом представляется организация учебного

процесса на базе Научно-исследовательского финансового института

Минфина России или на базе проектных центров. Под проектным центром

понимается организационная структура, которая осуществляет

методологическую, исследовательскую (аналитическую), мониторинговую,

образовательную и консультационную функции в рамках реализации

проектов инициативного бюджетирования. Проектный центр может

сопровождать проекты определенного региона или различных субъектов

Российской Федерации. Примерами второго типа являются Центр

«ResPublica» при Европейском университете в Санкт-Петербурге и команда

Программы поддержки местных инициатив Всемирного банка.

Соответственно при организации подготовки в рамках проектных центров

оптимальными кандидатами на роль преподавателей являются консультанты,

имеющие практический опыт реализации и сопровождения проектов

инициативного бюджетирования. В то же время, отдельные образовательные

модули, связанные со спецификой региона, лучше поручить местным же

специалистам.

Количественные результаты внедрения программы будут

выражаться в повышении общего количества профессионалов,

имеющих компетенции в соответствующей области. Качественные

результаты будут выражаться в появлении сети специалистов,

которые станут кадровым ресурсом для внедрения инициативного

бюджетирования в тех регионах, где его еще нет, и повышения его

эффективности в тех, где оно уже есть.

В связи с инертностью образования, наличием значительной

временной разницы между началом образовательных программ и

получаемыми результатами, определяемой периодами обучения,

закрепление инициативного бюджетирования как устойчивой практики

будет иметь отложенный эффект.

Полноценная реализация образовательной программы для каждой из

аудиторий предполагает чтение лекций и проведение обучающих семинаров

с разъяснением методологии инициативного бюджетирования, обучение

основам бюджета и местного управления, разбор успешных практик,

обсуждение идей и предложений. Учебная программа подразумевает

комбинирование лекционных и семинарских занятий, опционально она также

может включать такие образовательные форматы как круглые столы, мастер-

классы, деловые и ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом,

выездные занятия и консультации.

Предлагаемая программа может реализовываться частично в форме

стажировки, целью которой является изучение передового опыта на примере

конкретных проектов инициативного бюджетирования, закрепление на

практике теоретических знаний, полученных при освоении программ

повышения квалификации, а также приобретение необходимых в исполнении

должностных обязанностей навыков и умений. Содержание и сроки

стажировки должны определяться организацией, которая будет осуществлять

образовательную деятельность, исходя из целей стажировки и с учетом

содержания образовательной программы и предложений организаций,

которые будут направлять специалистов на стажировку. Стажировка может

носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать

самостоятельную работу с учебными изданиями по теме инициативного

бюджетирования, приобретение профессиональных и организаторских

навыков в проведении собраний, изучение организации и технологии

подготовки и сбора конкурсных заявок, непосредственное участие в

планировании проекта инициативного бюджетирования, работу с конкурсной

и нормативной и документацией, выполнение функциональных обязанностей

консультантов и других должностных лиц в рамках проекта инициативного

бюджетирования, участие в совещаниях и деловых встречах.

Как было отмечено, в рамках предлагаемой учебной программы

целевая аудитория разбита на три составные группы. Далее приведена

предлагаемая структура образовательной программы с указанием

тематических модулей, которые предлагаются каждой из трех целевых

аудиторий, и почасовой загрузки на каждый из модулей. Для всех видов

аудиторных занятий академический час подразумевает продолжительность в

45 минут.

Таблица 1. Предлагаемые тематические модули образовательной программы с указанием количества часов, отведенных на каждый модуль.

Как можно видеть из таблицы, для государственных служащих

федерального и регионального уровней программа носит преимущественно

теоретический и обзорный характер, тогда как для муниципальных служащих

на местах она предполагает прикладной анализ современных практик и

процедур партисипаторного бюджетирования, по освоению которого они

могли бы самостоятельно реализовывать проекты.

Содержательного наполнение модулей может быть

проиллюстрировано на следующих двух примерах:

budget4me.ru

Народный бюджет - Бюджет поселения - Экономика и финансы

Уважаемые жители сельского поселения Хулимсунт!

Планомерная работа правительства, Минфина России, финансовых органов на местах по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации: депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей. Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа.

Это говорит о том, что открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Публикуемые цифры не дают возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.

Обустройство общественного пространства, в котором сегодня российские граждане принимают мало участия, требует внимания с их стороны. Ни у кого не вызывает споров тезис и о том, что в случае активной позиции территориального общественного самоуправления увеличивается сопричастность людей к делам по обустройству среды своего обитания. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности в бюджетной информации, повышает эффективность формы предоставления информации, но самое главное — порождает сопричастность граждан к решению злободневных задач.

Что такое партиципаторное (инициативное) бюджетирование

Инициативное бюджетирование – это российская версия достаточно широко известного во всем мире процесса, который называется партиципаторное бюджетирование, или бюджетирование с участием граждан. Появилось это явление в 1989 году.

Партиципаторное (инициативное) бюджетирование в широком смысле — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципалитета.

Целью инициативного бюджетирования является активизация участия жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержка инициатив жителей в решении вопросов местного значения. Оно призвано расширить рамки участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных средств. Речь идет только о тех бюджетных решениях, при которых мнение граждан может быть учтено. По сути, это процесс распределения части бюджетных средств при участии комиссии, состоящей из граждан и представителей муниципалитета.

Один из ключевых пунктов инициативного бюджетирования – софинансирование. Софинансирование – это когда на реализацию проекта идут не только бюджетные средства, но и сами граждане вкладываются в проект. В качестве иллюстрации пример. Допустим, в каком-нибудь районе проблемы с водоснабжением. Муниципалитет не может их решить на протяжении более чем десяти лет, потому что у него на это нет средств. Люди готовы даже частично заплатить сами, только бы проблема была решена, но у них, в свою очередь, нет механизма, с помощью которого инициатива может быть претворена в жизнь. В итоге, когда в районе начинает действовать программа инициативного бюджетирования, для жителей это становится возможностью преодолеть проблему.

Экономический результат состоит в том, что бюджетные средства расходуются более экономно, так как выделяются именно на то, что нужно людям, а эффективность расходов повышается, так как деньги не тратятся на то, в чем заведомо нет потребности. Еще один момент состоит в том, что готовый проект эксплуатируется людьми более бережно, и они сами следят за его сохранностью, потому что сами принимали на его счет решение и следили за его реализацией.

В нашей стране реализация программы инициативного бюджетирования началась в 2007 году в Ставрополье, когда появились первые практики участия граждан в решении вопроса о расходовании бюджетных средств на местном, на муниципальном уровнях.

В 2013 г. Европейский университет совместно с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив начали реализацию пилотных проектов в Череповце (Вологодская область) и Сосновом Бору (Ленинградская область). В обоих городах посредством обыкновенной жеребьевки среди активных жителей создали бюджетные комиссии.

Задача комиссий:

• выбор приоритетных направлений расходования бюджетных средств на инициативные проекты населения;

• распределение части средств муниципального бюджета на реализацию отобранных проектов;

• формирование бюджетных заявок от инициативных групп граждан в городской бюджет на очередной финансовый год.

Заседания комиссий проходят обычно каждую неделю в течение двух-трех месяцев — срока, достаточного для принятия взвешенного решения большинством голосов членов комиссии. Присутствовать на заседаниях комиссии могут все желающие. Помимо этого, материалы и итоги заседаний выкладываются на специально созданной интернет-площадке, где с ними может познакомиться любой гражданин и внести свое предложение. Не исключен также формат большой пресс-конференции, на которой члены инициативной бюджетной комиссии могут рассказать об этапах и итогах своей работы.

При этом должен быть свободный доступ ко всему — жеребьевке, заседаниям, информации. Также важно, чтобы это происходило на регулярной основе. Необходимо участие жителей на всех этапах муниципального бюджетного процесса, который проходят их заявки.

На сегодняшний день более десяти российских регионов имеют опыт реализации проектов инициативного бюджетирования, более тысячи муниципалитетов добились положительных результатов благодаря реализации аналогичных проектов. Среди них Кировская, Тульская, Тверская области, Ставропольский и Хабаровский край, республики Башкортостан и Северная Осетия – Алания.

В 2016 году желание присоединиться к федеральному проекту выразили 26 регионов страны в т. ч. Свердловская область, подав заявку на участие в соглашении с Всемирным банком. К числу «перспективных» регионов Урала, относится Челябинская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Наш округ вошел в число 15 пилотных субъектов Федерации, где в ближайшее время начнется внедрение проекта.

На данный момент практика привлечения населения к принятию совместных решений в муниципальных образованиях Югры развита слабо. Наиболее передовой опыт в этой сфере имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Урай, где регулярно используются такие механизмы как онлайн — опросы, работают площадки, а также активно реализуется проект "Народный бюджет", который представляет сборник предложений граждан при формировании бюджета на очередной бюджетный цикл.

В июне этого года представители Минфина проведут выездное обучение в Югре. К этому времени в округе будут определены пилотные территории, сформирована необходимая стартовая нормативная база. Департамент финансов предложил опробовать элементы инициативного бюджетирования в рамках предоставления субсидии на содействие в развитие исторических и иных местных традиций, связанных с юбилейными датами населенных пунктов. Целевые направления этой субсидии: установка памятников, оборудование спортивных, детских площадок, скверов, площадей, тротуаров.

В упрощенном виде механизм выглядит так: формируя бюджет на следующий год, власти закладывают в нем некоторую сумму, которую планируется направить на проекты, инициированные гражданами. Деньги распределяются в муниципалитеты, а уже местные администрации объявляют о проведении публичных собраний, на которых жители предлагают свои идеи. Как правило, речь идет об относительно небольших работах по благоустройству территорий: строительство детских площадок, ремонт дорог, облагораживание скверов. На этом этапе администрация и комиссия отсеивают проекты, не соответствующие формальным критериям (например, если их стоимость выходит за пределы заранее оговоренного властями диапазона).

Отобранные проекты выносятся на общественное голосование, после чего инициативные граждане участвуют в составлении сметы проекта, а при необходимости – в его софинансировании. Подрядчик на проект определяется через официальный портал гос. закупок, а ход выполнения работ контролируют сами граждане, выступившие его инициаторами. Средства на проекты гражданской инициативы должны быть заложены в бюджет и в соответствующие региональные (муниципальные) программы.

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом отобранных для реализации проектов.

Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран¬ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности.

В целом это позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-первых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на местном уровне.

Администрация сельского поселения Хулимсунт предлагает жителям района принять участие по реализации проектов инициативного бюджетирования.

Для этого необходимо создать инициативные группы и определить приоритеты по реализации проектов. Проекты должны выбираться на общих собраниях жителей. Проекты должны быть направлены на ориентацию решения конкретной проблемы в рамках вопросов местного значения в пределах территории муниципального образования – участника конкурсного отбора. Проекты для участия в программе отбираются на основании конкурса.

Проекты могут быть направлены на благоустройство населенных пунктов, дворовых территорий, обустройство свалок, обустройство зон отдыха, обустройство детских и спортивных площадок, памятных мест, уличное освещение, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них, водоснабжение и т.д.

hulimsunt.ru

Сравнение практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации

Библиографическое описание:

Подхватилина М. Д., Мирук В. А. Сравнение практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 87-89. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/9907/ (дата обращения: 30.08.2018).



Данная статья включает анализ практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации с целью выявления лучшего механизма управления расходами бюджета на территории субъекта Российской Федерации.

Процесс активного вовлечения граждан в бюджетный процесс реализуется на территории Российской Федерации с 2007 года и на сегодняшний день представлен множеством форм. В связи с тем, что опыт субъектов в Российской Федерации свидетельствует о разнообразии форм поддержки инициатив и проектов граждан, было введено понятие «инициативное бюджетирование», которое включает в себя «набор практики вовлечения граждан в бюджетный процесс, предполагающий участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов». [2, с. 42]

Анализ практик вовлечения граждан в бюджетный процесс позволяет выделить 4 основные формы: публичные слушания бюджета, софинансирование программ в социальной сфере, программа поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. В свою очередь, данные формы, могут рассматриваться как самостоятельные механизмы по управлению расходами бюджета субъекта Российской Федерации. Определим краткое содержание каждой дефиниции.

Публичные слушания — это форма прямого волеизъявления граждан, реализуемая путем обсуждения жителями муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Софинансирование — это перераспределение расходной части бюджета со стороны органов власти и управления в пользу социально-значимых программ и проектов социальной сферы. (Например, софинансирование образовательных услуг, лекарственного обеспечения).

Программа поддержки местных инициатив — это механизм, позволяющий объединить финансовые ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средства физических и юридических лиц, и направить их на решение социально-значимых проблем на основе проведения конкурса проектов.

Партиципаторное бюджетирование — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципального образования, заключающееся в расширении рамок участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных денежных средств.

Для выявления лучшего механизма управления расходами бюджета в субъекте России рассмотрим более детально каждую из указанных форм, основываясь на следующих критериях: спектр проблем, на разрешение которых направлен механизм, территория распространения, комплексность механизма, основа возникновения, конечный продукт (результат) механизма.

Таблица 1

Сравнительная характеристика форм инициативного бюджетирования

Критерии/ форма

Публичные слушания бюджета

Софинанси-рование программ

Программа поддержки местных инициатив

Партиципаторное бюджетирование

Спектр проблем (на что направлен механизм?)

Необходимость учета мнения населения муниципального образования по проектам бюджета муниципального образования [1]

Необходимость дополнительных вложений в развитии социальных программ в целях расширения круга получателей дополнительных благ

Необходимость развития социальной инфраструктуры за счет выделения на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для небольших территорий задач и проектов, инициированных населением.

Необходимость внедрения эффективных бюджетных решений в области расходов, установления контакта между властью и обществом, усиления общественного контроля

Территория распространения (каков охват?)

85 субъектов РФ

Кировская область

Ставропольский край, Кировская область, Тверская область, Нижегородская область, Хабаровский край, Республика Северная Осетия — Алания [2, с.43]

Ленинградская область (г.Сосновый Бор), Вологодская область (г. Череповец), Красноярский край (г. Желехногорск) [3]

Комплексность механизма (Существует ли разбиение процесса на последовательные этапы?)

Процедурный подход: регистрация, проведение слушания, составление протокола

Процедурный подход, основанный на бюджетном законодательстве

Процесс состоит из двух этапов, включающих отдельные процедуры, начиная от выявления проблем, заканчивая реализацией проекта, победившего по результатам конкурса

Процесс состоит из 3 этапов со множеством процедур, начиная от обучения основам бюджетного процесса, заканчивая оценкой эффективности реализуемых мероприятий

Основа возникновения

Законодательная (Федеральный закон от 06.10.2001 № 131-ФЗ)

Законодательная (Бюджетный Кодекс РФ)

Научные исследования (Центр инициативного бюджетирования при Научно-исследовательском финансовом институте)

Научные и общественные исследования (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Комитет гражданских инициатив)

Конечный продукт (Какой результат?)

Предложения, поправки, замечания участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта бюджета

Расширенный спектр получателей общественных благ в рамках реализованной программы

Реализованный проект, победивший в результате процедуры конкурса

Реализованный проект(ы), набравший(ие) наибольшее количество голосов жителей муниципального образования

Сравнительный анализ представленных механизмов указывает, на эффективность применения двух форм: программы поддержки местных инициатив и партиципаторное бюджетирование. Указанные формы направлены на больший спектр разрешения проблем, а также обладают комплексностью подхода, что позволяет говорить о большей прозрачности и открытости бюджета. Однако, партиципаторное бюджетирование, в отличие от программ поддержки местных инициатив, имеет значительное преимущество, так как обеспечивает большую открытость и понятность внутренней работы администрации муниципалитета, а также бюджетных процессов.

Литература:
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.02.2016)
  2. Доклад Министерства финансов Российской Федерации «О лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2015 год» Электронный ресурс. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=93505 (дата обращения: 15.02.2016)
  3. Шилов Л. А. Партиципаторный бюджет. Как граждане участвуют в распределении муниципальных средств / [Электронный ресурс]. URL: http://komitetgi.ru/news/news/1799/ (дата обращения: 15.02.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): бюджетный процесс, Российская Федерация, программа поддержки, муниципальное образование, процедурный подход, областной бюджет, лучший механизм управления, конечный продукт, Кировская область, социальная сфера.

Похожие статьи

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной...

бюджетная система, бюджетная политика, бюджетный процесс, государственный бюджет, уровень, Российская Федерация, налоговая система, среднесрочная перспектива, эффективная система управления...

Особенности планирования и исполнения бюджета...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

Анализ формирования доходов и расходов местного бюджета...

Любой бюджет, в том числе и бюджет муниципального образования — это финансовый план, а исполнение этого плана начинается

Анализ доходной и расходной части местных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также...

Инновационный подход к управлению социальной сферой...

Библиографическое описание: Баскаков В. Л. Инновационный подход к управлению социальной сферой в практике бюджетного учреждения

Разные авторы рассматривают проблему рационализации управления социальной сферой муниципального образования...

Основные направления бюджетной и налоговой политики...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

Современные оценки качества управления региональными...

1) механизмы бюджетного планирования; 2) результативность исполнения бюджета

В целях определения и поощрения муниципальных образований Российской Федерации, достигших лучших результатов в сфере управления общественными финансами, ежегодно с 2008 года...

Партиципаторное бюджетирование как механизм прямого участия...

местное самоуправление, бюджетный процесс, муниципальное образование, Российская Федерация, местный бюджет, бюджетный учет, бюджетный кодекс, расход бюджетов, исполнение бюджета, Россия.

moluch.ru