1. Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой. Каково значение менеджмента как вида деятельности


1. Сущность и значение менеджмента.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижения в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, функций, метода экономического механизма.

Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

  1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль.

  2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, получение оптимальных результатов с наименьшими затратами.

  3. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решения тем, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.

  4. Постоянную корректировку целей, программ в зависимости от состояния рынка.

  5. Выявление конечного результата деятельности фирмы или её хозяйственно - самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена.

  6. Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

2. Методологические основы менеджмента.

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы – это главное в менеджменте. Управление путём постановления цели осуществляется с учётом оценки потенциальных возможностей фирмы и её обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыли или доходности в деятельности фирмы, путём рациональной организации производственного процесса, включающее управление производством и развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, результат её деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Ситуация на рынке как известно постоянно меняется, отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента является постоянное преодоление рисковых ситуаций в настоящем и будущем и быстрое реагирование и адоптация к изменяющимся условиям. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Основной объект менеджмента – это организация, её перспективное существование. В связи с этим необходимо отметить несколько особенностей менеджмента как научной и учебной дисциплины:

  1. что он изучает организацию с точки зрения процесса управления;

  2. организация представляет собой сложное образование, а потому обладает внутренней структурой. Любая система (т.е. связанная определёнными отношениями совокупность элементов) выживает лишь в том случае, если внутри неё нет конфликтов, если все части взаимодействуют, согласовано и способны адекватно реагировать на вызовы среды;

  3. организация включает в состав людей сотрудников, которым приписываются определённые обязанности, от того, на сколько эффективно будут действовать эти люди зависит успех организации;

  4. так как организация связана с окружением (внешняя среда), то задача руководителя создать условия для адекватного реагирования на вызовы из внешней среды.

Сферы менеджмента

        1. Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся тех или иных технологий, загрузки оборудования, объёмов и структуры выпуска продукций, т.е. оптимизация производственного процесса;

        2. Менеджмент персонала – повышение эффективности использования персонала;

        3. Маркетинг – менеджмент, отвечает за сбор и использование информации о рынке, а так же отвечает за корректировку ценовой, производственной и рекламной политике на предприятии.

        4. Инновационный менеджмент – создание и внедрение новых технологий;

        5. Снабженческо-сбытовой менеджмент – торговые операции;

        6. Финансовый менеджмент – регулировка денежных потоков;

        7. Экаутинг – менеджмент – направлен на изучение данных о работе предприятия и последующая корректировка решений в соответствии с этими данными.

studfiles.net

1. Менеджмент как вид деятельности. Роль менеджера в управлении фирмой.

Управление в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с древних времен. Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в об­ществе обусловлено, прежде всего, появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.

Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

- как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вице-президент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий). От обычного управления организацией менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных  в условиях неопределенности ситуаций.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управле­ния и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менеджмент — это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, - содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – разновидность умственного труда.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Основные функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе ≪Общее и промышленное управление≫ в 1916 г., которая была результатом процесса исследования факторов, оказывающих мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека.

  1. Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

  • Стратегическое - ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. 

  • Среднесрочное - чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более  всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

  • Текущее (бюджетное, оперативное) - заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

  1. Организация - заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. 

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

  1. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека.

  1. Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. 

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

  1. Координация и регулирование - заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма.

При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера: 1) координация 2) руководство 3) управление 4) принятие решений. Менеджер начинает свою работу с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбором команды.

studfiles.net

2. Управление как вид деятельности

  1. Менеджмент, как вид деятельности: сущность, структура и содержание.

Менеджмент– специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Структура менеджмента:

Сущность менеджмента раскрывает также содержание деятельности лиц, занимающихся управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда, он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управленческого объекта. Таким образом, в качестве орудий труда работников менеджмента выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрачивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко идентифицировать субъектов управленческой деятельности менеджеров.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ей своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание и набор действий и функций, осуществленных в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший, средний и нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».

Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направ-ленных на достижение запланированных целей.

Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

3. Принципы менеджмента

Принцип менеджмента — это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Впервые принципы управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производительности». Позднее француз А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления не ограничено, поскольку всякое правило занимает свое место до тех пор, пока практика подтверждает его эффективность. В связи с этим принципы менеджмента целесообразно сгруппировать как общие и частные. Общие принципы управления Принцип применимости. Менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работающих на предприятии, фирме сотрудников. Принцип системности. Менеджмент охватывает всю систему жизнедеятельности предприятия, фирмы, включая внутренние и внешние взаимосвязи, взаимозависимость и открытость собственной структуры. Принцип многофункциональности. Менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели). Принцип интеграции. Внутри системы отношения и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы у сотрудников происходит разделение на свои миры, свои интересы, свои отношения. Принцип ориентации на ценности. Менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честность, выгодное сотрудничество и т. п. Все это необходимо не только учитывать, но и строить свою деятельность, неукоснительно соблюдая названные общие ценности.

studfiles.net

1. Понятие и сущность менеджмента

При переходе Российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который использовался как синоним управления предприятия.

Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем.

Менеджмент – управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. В Европейских странах более 95% всех фирм составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения новых технологий.

Устойчивость малых предприятий, их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.

В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, использую труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Значимость менеджмента была особенно осознана в 30-е гг.20в, когда стало ясно, что эта деятельность превращается в профессиональную область знаний, самостоятельную дисциплину, а социальный слой – менеджеров в весьма влиятельную общественную силу.

Менеджер – специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком организации, для осуществления управленческой деятельности.

Управление должно быть направлено на успех и выживание фирмы. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

В управлении всегда есть субъект – то, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта. Т.о. основная задача управления – организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является, такая организация, при которой у объекта управления создается впечатление, что никто им не управляет.

Менеджмент – это особый тип управления организации, для которой характерны:

  1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственного решения, миграционные механизмы передвижения капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что в свою очередь приводит к необходимости

  2. гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке это невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.

Т.о. менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматривается как взаимозаменяемые понятия. Наиболее часто используемые подходы к их определению представлены на рисунке:

1. Менеджмент как вид деятельности - особый виде деятельности, который связан с выполнением управленческих действий – функций управления.

Впервые состав управленческих функций был предложен Анри Файолем: «управлять – это, значит, предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента:

  • прогнозирование

  • целеполагание

  • планирование - организовывание деятельности

  • мотивирование персонала

  • контроль

  • учет

  • анализ

2. Управление как процесс.

Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов.

Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования, с учетом взаимозависимости функций управления.

3. Управление – это менеджеры как субъекты управления. Менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

  1. роль принимающего решения

  2. информационную роль

  3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками как:

  • высокое чувство долга и преданность делу

  • честность в отношениях к персоналу

  • умение выражать свои мысли и убеждать

  • уважительное отношение к персоналу

  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы.

4. Управление – это аппарат управления

Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.

5. Менеджмент – это наука управления.

Менеджмент возник как область самостоятельных знаний, т.е. как наука в конце 19 века. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, накопленных за сотни тысяч лет практики, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В различные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что заставляло их обращаться за помощью к ученым. Например, в начале 20 в. одной из основных проблем управления было повышение производительности труда. В тоже время как в конце 20 века проблема гибкости и адаптивности, в постоянным изменением внешней среды.

В 1981г. американский ученый Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. С 1916г. французский ученый Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях и выделил 6 основных видов деятельности предприятия: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная

В начале 20в. появились такие научные школы менеджмента как: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода.

Дальнейшее развитие принципа менеджмента сформулированные в рамках этих научных школ получили в процессном, системном, ситуационном и других современных подходах менеджмента.

6. Искусство управления.

Менеджмент в государственной службе – это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающий менеджмент государственных структур от коммерческого.

Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе проявляется, прежде всего, в целях, оценке результатов, формах отчетности, процедурах контроля и системе стимулов: цель – защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.

В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов. В коммерческой организации – доход.

Форма отчетности – государство отчитывается перед избирателями коммерческой организации – перед акционерами.

Степень ответственности – государство несет ответственность перед народом.

Система стимулов – в коммерческой организации материальное стимулирование, в государственной службе – льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение).

Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента.

Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. К законам управления можно отнести:

  1. закон единства и целостности системы управления – система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т.е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции.

  2. закон обеспечения необходимого числа степеней свободы – число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы.

  3. закон необходимого разнообразия системы управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы.

  4. закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможным направлениям, целям и задачам развития.

studfiles.net

Менеджмент как элемент практической деятельности. Факторы, обеспечивающие возникновение и развитие менеджмента. Менеджмент как особый вид искусства.

Количество просмотров публикации Менеджмент как элемент практической деятельности. Факторы, обеспечивающие возникновение и развитие менеджмента. Менеджмент как особый вид искусства. - 401

Формирование новых требований к руководителю. Возникновение научного направления.

Формирование управленческого мышления на ранних стадиях исторического развития.

Менеджмент как элемент практической деятельности. Факторы, обеспечивающие возникновение и развитие менеджмента. Менеджмент как особый вид искусства.

Тема 2. Условия и факторы возникновения и развиты менеджмента.

.

Можно привести множество определœений менеджмента͵ встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия ʼʼменеджментʼʼ раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управле­ния и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менедж­мент — это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целœей с максимальной эффективностью.

Менеджмент, хотя ему и отводится вполне определœенная роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически всœе сферы ее деятельности. При этом при своем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров, а также достаточно четко установить границы какой-либо деятельности, которая составляет содержание менеджмента.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целœей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения, определяет крайне важно сть управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителœей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент, Современный менеджмент — это тысячи возможных вариантов нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов и помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, успеха организации.

В общем и целом крайне важно сть управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций. Успешность зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности деятельности организации которые определяются уровнем менеджмента в ней. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что современный менеджмент необходим организациям как условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет цели, стратегии, конкретные средства и пути решения задач организации, от него зависит степень реагирования организации на внешние угрозы и возможности использования имеющихся у организации преимуществ и перспектив.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществле­ния определœенного типа взаимосвязанных действий по установлению ролей, а также по формированию и использованию ресурсов организа­ции для решения, стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквива­лентен всœей деятельности организации по достижению конечных це­левых показателœей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производствен­ной и других видов деятельности, с целœевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, ад­министративная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство това­ров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управле­ния), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кад­ры, финансы) и еще от многих факторов. При этом, несмотря на всœе раз­нообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 ᴦ. А. Файоль, для всœех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать всœе виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления: (1) планирование, заключающееся в установлении целœе­вых показателœей и выработке плана действий по их достижению; (2) функция организации, посредством которой происходит распреде­ление задач между отдельными подразделœениями и работниками и ус­тановление взаимодействия между ними; (3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителœей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач; (4) контроль, заключаю­щийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланиро­ванными целœевыми показателями.

Содержание менеджментаможно рассматривать в трех аспектах:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих

решений;

- как аппарат управления деятельностью организации.

Понятие об управлении как искус­стве, т. е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь от­четливо. Искусство управления накапливалось в течение всœей ис­тории развития менеджмента͵ насчитывающей, как известно, несколько тысячелœетий. Начало положило зарождение письмен­ности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов кото­рого стало образование особого слоя ʼʼжрецов-бизнесменовʼʼ, ус­пешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искус­ства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленны­ми специалистами в области управления, формирующими орга­низации и управляющими ими путем постановки целœей и разра­ботки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор оп­ределял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искус­ством должна обладать определœенная категория людей — менед­жеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилия­ми всœего персонала для достижения целœей. Οʜᴎ обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответству­ющих целям.

Управление нередко идентифи­цируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммер­ческих, так и некоммерческих. Без него организация как целост­ное образование не может существовать и работать эффективно. По этой причине аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента.

Итак, менеджмент — это управление организацией, прежде всœего в коммерческих, производственно-рыночных условиях. Субъекты менеджмента - менеджеры — ру­ководители различного уровня, занимающие постоянную долж­ность в организации и наделœенные полномочиями в области при­нятия решений в определœенных сферах деятельности организации.

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджментав российской экономике:

- формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

- изменения в структуре потребностей общества в про­дукции и услугах, ориентация менеджмента преимуществен­но на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

- обострение внутренней конкуренции вследствие ограни­ченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отече­ственные продукты и услуги;

- интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

- усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

- возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация органи­заций;

- профессионализация менеджмента͵ повышение обще­ственной значимости и оценки менеджмента͵ стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

referatwork.ru

Ответы по менеджменту

Билет 1. Сущность , содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Основные категории менеджмента.

Категории менеджмента* - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи*) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

  • понятие и сущность менеджмента

  • виды менеджмента*;

  • объекты и субъекты менеджмента*;

  • функции менеджмента*;

  • иерархия менеджмента*;

  • организационная структура* и схема управления;

  • принципы менеджмента*;

  • методы менеджмента*;

  • стиль руководства*.

В научной методике используют 3 основных подхода к определению управления:

1.Структурно-функциональный

Управление- это процесс целенаправл. воздействия на коллектив людей для планирования организаций, мотиваций и контроле их совместных действий.

2.Содержательный

Управление-это система обществ.отношений управления, возникающих между людьми в процессе общественного производства.

3.Кибернетический.

Специфика управления выражается через понятие воздействия, которое рассматривается как влияние на человека с целью согласованностью его действий с действием других направлений достижения общей цели.

Билет2. Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Особенности российского менеджмента определяются:

  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Билет3. Типы моделей и организаций менеджмента.

Модель 1

На базе теоретических положений научной школы управления. Механистическая модель бюрократии. Вебер – рациональная бюрократия

Основа – анализ технико-экономических связей и зависимостей от факторов производства

Минусы:

– ориентация на крупные организации

- основа завоевания рынка сокращение издержек, а не рост доходов

- использование аналитических методов, результаты которых трудно применить на практике

Цели менеджеров:

Оптимизация использования ресурсов. Ориентация на оперативное управление. Оптимизированная структура производственных факторов и процесса производства. Оценка эффективности по экономическим показателям (выпущенная продукция/ затраты ресурсов).

Модель 2

Организация как коллектив людей построен на принципах разделения и кооперации.

Основа как социальный деятель

Элементы модели: внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений человек-

Минусы – поиск резервов эффективности организации только в человеческом ресурсе и подчинения ему всех остальных факторов производства.

Цели менеджеров:

Главная задача – управление персоналом, что приводит к выполнению целей организации. Управление это воздействие на работников, необходимое для принятия решений и выполнения планов

Критерий успешной работы – повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов

Необходимые методы: оценка качества труда и здоровья организации

Оперативная задача - выявление внутренних процессов для повышения производительности труда, выработки на одного работника.

Модель 3.

Организация как сложная иерархическая система, связанная с внешней средой. Существуют взаимосвязи и зависимости элементов, подсистем и всей системы с внешней средой

Организация – это составные части рынка, которые определяют структуру организации и ее систему управления

Ключевые факторы успеха:

- во внешней среде ( ресурсы, информация)

-внутренняя структура ( сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию

Внешняя среда определяет «правила игры»

Внутренняя среда – формируется под непрерывным потоком управленческих решений и реально определяет уровень системной эффективности

Цели менеджеров:

Главная задача – стратегическое управление, как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению и не могут быть объектом точного прогноза и планирования (неопределенность).

Необходимо понимание единства системной многоплановости и сложности Внешней среды

Модель 4

Организация как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы группы людей внутри и вне

Взаимосвязь интересов обусловлена тем, что используем ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворены продукцией этой организации

Цели организации:

-1. производство и сбыт – получение прибыли

-2. удовлетворение запросам групп: потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом

Организация ответственна перед заинтересованными лицами.

Цели менеджеров:

Главная задача менеджера –достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, балансирование интересов заинтересованных групп. ( в т.ч. по критерию выживаемости, повышения стоимости бизнеса)

Билет4. Общие подходы в теории менеджмента.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций.

С позиции процессного подхода эффективного управления определяется правильным содержанием функций управления и правильной их соорганизации в рамках единого процесса. Современным направлением развития процессного подхода является такие управленческие технологии как управления бизнес процессами, реинженеринг бизнес процесса.

Системный подход

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системные концепции Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Модель организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход и процесс управления Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это корее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода.

  1. Формирование управленческой компетентности руководителя.

  2. Предвидение последствий использования концепции, анализ.

  3. Интерпретация ситуации, выделение факторов.

  4. Согласование выбранных приемов управления с конкретными условиям

Билет 6. Принципы управления.

-Основные правила построения , функционирования и развитие систем управления.

- основные правила и требования , которые вытекают их экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Билет 7. Организация как объект управления.

Организация — сложный организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Переход к эффективным формам организации и управления, которые построены на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Обязательные требования для организации:

1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организации бывают:

- формальные;

- неформальные;

- простые;

- сложные.

Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.

Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.

Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.

Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.

Организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Билет 12. Система управления. Основные ее элементы и подсистемы.

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

  • датчики информации о состоянии объекта управления,

  • подсистема сбора и передачи этой информации,

  • подсистема обработки и отображения этой информации,

  • подсистема выработки управляющих воздействий,

  • подсистема передачи управляющих воздействий.

  • исполнительные устройства.

Структурная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п. ).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Билет 13. Оценка эффективности системы управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

- по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации; -по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

В методологии организационного механизма особое место занимают методы оценки и анализа эффективности управленческой системы. Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшими затратами.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Таким образом, повышение эффективности системы управления производством предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

Билет 14. Миссия организации.

Миссия — это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

1. Для чего существует организация (причина ее существова­ния), какая продукция производится и какую потребность удо­влетворяет организация;

2. Кто основные потребители и каково отношение к ним;

3.В чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

4. Каковы основные принципы деятельности организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организа­ция. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в средствах передвижения.

Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, ла­коничный и в корне неверный ответ: «Прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы са­мой организации, сколько внешние потребности, и прежде всего причины ее существования: «Для чего организация существует, какую потребность людей она удовлетворяет?»

Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потреби­теля. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентиро­вано на эту цель.

Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно са­мые сложные вопросы: что такое наша организация? какой она будет? какой она должна быть?

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Мис­сия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия долж­на быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориен­тиром для принятия всех управленческих решений.

Билет 15. Цели организации.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

На основе миссии вырабатываются цели организации, обла­дающие следующими характеристиками:

1. Измеримость: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя изме­рить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели;

2. Ориентация во времени: к какому моменту времени планиру­ется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

3. Достижимость: цель должна быть реальной. Если цели не дос­тижимы, то страдает мотивация сотрудников;

5. Взаимосвязь: разные цели должны дополнять друг друга и «ра­ботать» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

В любой организации цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффектив­ности ее деятельности. Цели организации определяются ее спе­цификой. Если это коммерческая организация, то они могут включать в себя достижение конкретных рубежей в положении компании на рынке, в прибыль­ности собственной работы и эффективности использования ре­сурсов.

Таким образом, миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее вза­имоотношения с другими объектами. Стратегия — система взаи­мосвязанных решений и установок, определяющих приоритет­ные направления действий по реализации миссии организации, а цели определяют конечные и промежуточные состояния в реа­лизации стратегии.

Билет 16. Метод «дерева целей» и его использование в практике управления.

Идея метода дерева целей впервые была предложена американским исследователем У.Черчменом . Термин дерево подразумевает использован ие ие рархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, подцели нижележащих уровней. В настоящее время метод дерева целей является центральным, главным методом системного анализа.

Человек, который желает быть успешным, должен четко представлять себе свои цели и методы их достижения. Чтобы упорядочить постоянно меняющееся многообразие мыслеформ и желаний необходимо создать личное дерево целей. Этот инструмент наглядно продемонстрирует необходимые шаги, действия, мероприятия, которые нужно совершить по направлению к главной цели. Как ни парадоксально, но уже само построение дерева целей значительно приблизит владельца к их реализации, так как наглядно продемонстрирует все промежуточные этапы и временной диапазон.

Дерево целей – ваша личная карта, которая должна находиться на видном месте. Ежедневное обращение к ней позволит двигаться в четком направлении, не сбиваясь и не размениваясь на менее важные, но многочисленные дела. Построение дерева целей – это определение приоритетов в настоящем времени. Успех в любой отрасли жизни человека достижим благодаря упорной работе в заданной траектории. Метод дерева целей эффективен для любого желания: продвижение по карьерной лестнице, покупка дома или машины, поиск спутника жизни, рождение ребенка, улучшение физической формы. Эта статья станет источником доступной информации о том, как построить дерево целей.

Конечной точкой дерева целей должна являться самая главная цель, ваша идея-фикс. Верхушка дерева – это то грандиозное событие вашей жизни, ради которого, собственно, и затевается все мероприятие. Ствол дерева целей является воплощением вашего непоколебимого движения вперед. Хорошо обозначить его каким-то значительным, стимулирующим словом или слоганом. К примеру, я двигаюсь всегда вперед, и цель моя мне сил дает. Лучше придумать подобный слоган самостоятельно. Тогда вы внутренне будете еще больше укреплены в своем стремлении. Как и любое другое, дерево целей имеет свои раскидистые ветки. Каждая из них символизирует определенный шаг, предшествующий достижению конечной цели. Количество веток должно совпадать с предварительными этапами. Чем важнее и сложнее промежуточный этап, тем толще и ниже к основанию располагается ветка. Ваше личное дерево целей будет иметь индивидуальное количество веток. После достижения или совершения промежуточного действия, ненужную больше ветку можно символически отрезать. Сделать это можно, заклеивая ее чистым листиком бумаги или дорисовывая на ней зеленые листики и цветы. Возможно, украшать пройденную ветку символическими плодами. Все в ваших руках и зависит от буйства фантазии. Главное, чтобы процесс взаимодействия с вашим деревом целей приносил истинное удовольствие. Тогда и движение вперед будет совершаться семимильными шагами. То, из чего вы будете исходить в процессе достижения главной цели, несет в себе большую значимость и важность. Так как это те ресурсы, которыми вы обладаете в начале своего пути. Это ваши личные качества, предыдущие достижения, все, чем вы владеете на момент прорисовки дерева. Это самый важный момент в создании дерева. Сейчас нельзя упустить ни малейшей детали. В достижении главной цели вам необходимо аккумулировать все доступные средства. Подножие дерева – это симбиоз присущих вам характеристик, от которых вы будете отталкиваться. Чем больше и разнообразней будут эти характеристики, тем большим ресурсом вы будете обладать. На этом этапе необходимо тщательно и беспристрастно проанализировать самого себя.

Дерево целей – процесс стимулирования личности. Оно дает возможность обрести и понять свой жизненный смысл. Дерево целей наполнит существование личности активными действиями, стремлениями, продуктивными желаниями. Метод дерева целей покажет действенный способ к их достижению.

studfiles.net

Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.

Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.

Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов.

В центре внимания менеджмента — человек.

Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень открытая наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продцукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположниками этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — США.

 

 

В чём заключаются основные задачи менеджмента?

Цели менеджмента:

1. Получение прибыли

2. Повышение эффективности деятельности

3.Удовлетворение потребностей рынка

4. Решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

1.Определение целей и задач фирмы, банка, организации.2.Выявление наиболее эффективных способов достижения, поставленных целей.

3.Воплощение на практике управленческих решений

4.Анализ полученных результатов.

5.Корректировка ранее принятых решений.

6. Обучение персонала

7. Мотивация персонала.

 

 

Раскройте основные принципы менеджмента.

Сущность менеджмента выражается в его принципах. Принципы - это основные исходные положения, правила какой – либо теории, учения, науки.

Принцип научности (объективности). Менеджмент базируется на множестве наук. Решения, принимаемые менеджерами д. б. научно – обоснованными, то есть приниматься на основе анализа объективных данных. Научность означает моделирование экономических ситуаций с помощью компьютерной техники и программных продуктов.

Управлять научно означает способность предвидеть события, выявлять тенденции развития рынка, банковской системы.

Принцип системности в управлении предполагает рассмотрение организации в виде сложной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели организации, производственная и управленческая структура, техника и технология, людские ресурсы. Системный подход предполагает вычленение в управлении управляющей и управляемой подсистем.

Принцип эффективности означает достижение целей организации в возможно более короткий срок и с наименьшими финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.

Принцип непрерывности. Производственные процессы, финансово – кредитная деятельность являются непрерывными, поэтому и управление этими процессами должно осуществляться непрерывно. То есть речь идет о том, что управляем не от случая к случаю, а постоянно, регулярно.

Принцип целенаправленности. Процесс управления должен быть направлен на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.

Принцип последовательности. Действия, из которых состоит управленческий процесс, располагаются в определенной последовательности, в определенном порядке. Нельзя, например, вначале принимать решения, а потом анализировать ситуацию

Правильный подбор и расстановка кадров.Подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам на основании правил профессионального отбора.

Принцип оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Формирование духа команды.

С одной стороны, приказ начальника – закон для подчиненных( как говорят в армии).С другой – в современных условиях управление не может быть по настоящему результативным без широкого вовлечения в процесс подготовки решений самих исполнителей, без доверия.

Принцип обратной связиозначает взаимодействие между руководителем и подчинённым, движение информации сверху вниз и наоборот.

 

Какая разница в понятиях «менеджер», «предприниматель» и «бизнесмен»?

Менеджер Предприниматель Бизнесмен
Менеджер – это профессиональный управляющий, работающий по найму, выполняющий конкретные управленческие функции. Предпринимательство – особый род деятельности, связанный с инновациями, то есть организацией производства новых видов товаров и услуг, выходом на новые рынки, внедрением новой системы управления. Организуя новое дело, предприниматель вкладывает собственные или привлечённые средства и принимает на себя личный риск. Для него важны такие качества как независимость и самостоятельность, способность идти на оправданный риск. Бизнес – это деятельность , приносящая доход. Бизнесмен делает деньги, владея капиталом, пускает его в оборот с целью получения прибыли. При этом бизнесмен сам может и не заниматься этим дело, нанять профессионального управляющего.

 

 

Менеджмент и самоменеджмент – сравните понятия.

Менеджмент Самоменеджмент
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов. Цели менеджмента: 1. Получение прибыли 2. Повышение эффективности деятельности 3.Удовлетворение потребностей рынка 4. Решение социальных вопросов. Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни

 

Расскажите об основных идеях представителей школы поведенческих наук в управлении.

(40-50 гг. ХХ века). Трансформировалась из школы человеческих отношений.

Подход с точки зрения человека получил развитие вместе с такими науками как психология и социология. Начало этому направлению положил Ч.Барнард, который в 1938 году опубликовал работу «Функции администратора». Среди наиболее поздних исследователей можно назвать К.Аджириса, Т.Лайкерта, Ф.Герцберга, А.Маслоу.

Идея: эффективная работа — это положительная реакция на хорошее вознаграждение (материальное или моральное), выступающее как стимул.

Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Большое внимание исследователи этой школы придавали налаживанию межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечении активного подключения рабочих к задачам организации.

Вклад:

1. сформулированы мотивационные теории потребностей и поведенческие теории лидерства

2. разработаны методы мотивации и программы гуманизации труда

3. предложены методы установления психологической совместимости и профилактики конфликтов

 

Дайте классификацию функций менеджмента. В чём проявляется их взаимосвязь?

Особенности управления организацией в условиях кризиса.

Кризис (др.-греч. решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом,состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции.

Экономический кризис

Экономический кризис проявляется в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В построенной на конкуренции экономике посредством кризиса происходит массовая селекция эффективных собственников.Кризис может обновить идеологические, политические условия, элиты и др.

Кризисом можно назвать ситуацию, когда:

  • в результате функционирования имеет место ущерб;
  • невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
  • неотлагательно требуется принятие решения;
  • появляется шанс на обновление.

Финансовый кризис

К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики.

Энергетический кризис

Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран-«сырьевых придатков».

Военно-политический кризис

Ситуация, когда нарушен баланс сил в стране или регионе и оппоненты обостряют конфликт, надеясь улучшить собственное положение.

Психологический кризис

Происходящие в психике процессы, связанные с необходимостью изменения модели поведения.

Философия кризиса

Резкие социальные трансформации вызывают утрату традиций и мысли о бессмысленности бытия, что приводит к появлению эсхатологических мифов.

Экологический кризис

Потеря гомеостаза значительной частью экосистемы. Ведёт к исчезновению отдельных видов. Может иметь антропогенную природу.

Ситуационный подход применяется в кризисных ситуациях. Ситуационный подход (конкретный подход) рассматривает конкретную ситуацию как основу для применения возможных методов управления. Наиболее эффективен тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации

Вклад:

· Разработка методов превентивного управления, ситуационных стратегий управления

· Широкое использование статистических и игровых моделей в практике управления

· Формирование культуры организации

· Успешное конкурентное позиционирование товаров на рынке. Ориентация на запросы потребителей и человеческий фактор

· Проблема гибкости и адаптивности к растущим изменениям. Инновационный менеджмент. Обновление продукции, смена технологий, развитие организационного потенциала.

 

Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Виды управленческих решений.

 

Решение – с точи зрения психологии это мыслительный процесс с помощью которого разрешается проблемная ситуация, требующая от руководителя напряженной мыслительной деятельности и силы воли.

В менеджменте принятие решений можно рассматривать как сознательную целенаправленную деятельность, выбор альтернатив, неизбежную необходимую часть ежедневной работы менеджера.

Виды реш.:

1) по уровню иерархии

2) по степени структурированности информации: детерминированные реш., принимаемые в условиях определенности

3) по количеству лиц, участвующих в принятии решений: коллегиальный, консультативный.

Решение здравого смысла.

Интуитивное реш. – выбор делается не на основе рассуждений, а на основе ощущений.

 

Требования предъявляемые к реш.:

 

- научно обосновано

- должно быть полным

- должно быть своевременным

- должно быть адрессно

- должно иметь срок

 

Технология принятия решений.

 

Анализ проблемы – Осознание проблемы – вопроса, требующего решения.

Формулировка ограничений – Определение целей, которые необходимо достичь и того, что будет ограничивать (снижать) возможности принятия реш.

Определение и оценка альтернатив – Разработка нескольких альтернатив, оценка альтернатив, вариантов.

Выбор альтернатив – Выбор лучшего варианта

Реализация решения – в ходе реализации выявляется реальная ценность реш.

Обратная связь – Когда реш.воплощено, выявляются проблемы, но если их нет – решение было принято верно, если есть – решение было неэффективно.

На принятие реш.также влияют факторы:

- личностная харатеристика руководителя

- среда принятия решения

- информационные ограничения

 

 

45. Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?

Принятие решений в управлении представляет собой сложный исистематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решенияи включает в себя следующие этапы:

• признание проблемы;

• формулирование проблемы;

• определение критериев успешного решения проблемы.

Стадия выработки решениясостоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы.

Завершающая стадия — это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.

Выполнение решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.

Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность.

Необходимо распределить права и ответственность среди участников.

Важно помнить старое правило: ≪Ничего не происходит, если нет ответственного за действие≫.

Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении.

Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонении работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из ≪вторых≫ рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению.

Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция — это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, затрудняются объяснить, как они это делали.

 

 

47.

Стиль приспособления.

Он означает, что вы действуя совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик и вы не делаете ставку на положительное для вас pешение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало. Или в этих условиях надо несколько смягчить ситуацию.Вот наиболее хаpактеpные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: вас не особо волнует случавшееся; вы хотите сохpанить миp и добрые отношения с другими людьми; вы чувствуете, то важнее сохранить с кем-то хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; вы понимаете, что правда не на вашей стороне; у вас мало власти и шансов победить; эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете — думаете вы.Вывод: уступая, или соглашаясь, жертвуя своими интересами, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.

Стиль сотрудничества.

Что означает этот стиль? Когда его следует применять? Какие вы видите препятствия для применения стиля? Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку вы сначала “выкладываете на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако существует различие между внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативны или выработать приемлемые компромиссы.Итак, удовлетворение интересов обеих сторон. Внимание к скpытым нуждам и потребностям. Итог — устраняются и суть пpотивоpечия и его причины, профилактика других конфликтов.Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: pешение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой;.Вывод: этот стиль — дружеский и мудрый подход к решению ситуации и удовлетворению интересов обеих сторон. Hо он требует опpеделенных условий: достаточное количество времени у обеих сторон, они должны уметь объяснять свои желания, выразить свои нужны, уметь выслушать друг друга и затем выработать альтернативы для решения проблемы.

Стиль компромисса.

Что означает этот стиль? В каких случаях рекомендуется его применять? Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо.

Типичные случаи, при которых стиль компромисса наиболее эффективен: обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключаюшие интересы; вы хотите получить pешение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное pешение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную цель; компpомисс позволит вам сохpанить взаимоотношения и вы пpедпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.Способы разрешения конфликта в стиле компромисса: следует начать с прояснения интересов и желаний обеих сторон; после этого необходимо очертить область совпадения интересов; затем вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны; готовность к уступкам и обмену услугами и т.п. Пеpеговоpы пpодолжаются пока не будет выработана приемлемая формула взаимных уступок.Вывод: компpомисс — это удачное отступление или даже последняя возможность прийти к какому-то решению. Hо вы можете выбрать этот подход с самого начала, если: не обладаете достаточной властью, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно, никто не хочет односторонних уступок.

Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.

Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов.

В центре внимания менеджмента — человек.

Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень открытая наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продцукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

Основоположниками этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — США.

 

 

lektsia.info