Статья 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам. Ктс трудовое право


КТС. Что такое комиссия по трудовым спорам: порядок работы и полномочия.

При возникновении конфликтных ситуаций на предприятии у сотрудников может возникнуть чувство беспомощности. Для того, чтобы каждый сотрудник в условиях трудового спора, будь то простой работник или же руководитель, имел свои права при защите собственных интересов, создается КТС. Что такое комиссия по трудовым спорам и каковы ее полномочия?

Понятие

Если организация имеет численность штата более 15 человек, то в большинстве случаев создается комиссия. КТС образуется на общем собрании коллектива работников и утверждается путем голосования. После создания комиссии сотрудники организации получают возможность защищать свои права и отстаивать интересы.

ктс что такое [

Для того чтобы решить вопрос создания органа, необходимо желание коллектива или руководства. Если подобный факт не зафиксирован, то комиссия может и не создаваться. Наличие подобного органа не является обязательным.

КТС является важным ресурсом в решении спорных вопросов, касающихся трудовой деятельности коллектива. Члены комиссии наделены полномочиям принимать решения в отношении подобных ситуаций, которые должны исполняться немедленно и не подлежат оспариванию.

Так как члены комиссии должны относиться к ситуациям непредвзято и объективно, то избирать их нужно как из состава трудового коллектива, так и из состава руководства предприятия. Индивидуальные трудовые споры в КТС призваны урегулировать разногласия, возникающие между руководством и рядовыми сотрудниками.

Образование

Ранее уже было сказано, кто может являться инициатором создания КТС. Что такое комиссия по трудовым спорам, мы тоже выяснили. Теперь рассмотрим, как она образуется.

трудовые споры ктс

Руководитель и представительный орган рабочего коллектива после получения предложения о создании комиссии должны в течение десяти дней направить в КТС представителей.

Комиссия может быть создана не только в самой организации, но и в ее подразделениях. Образуются и действуют они на тех же основаниях. КТС имеет свой штамп. Все организационно-технические нюансы должны быть обеспечены руководством организации. Комиссия по трудовым спорам должна избрать председателя, его заместителя и секретаря.

Полномочия

У комиссии есть широкие полномочия, причем ее деятельность не может управляться другими структурами. Она может изучать вопросы, с которыми обращаются сотрудники. Но полномочия органа не могут распространяться за пределы территории компании. КТС не имеет права разрешать те противоречия, которые возникли при применении работодателем законодательных норм, вмененных к исполнению федеральными или региональными органами, а также имеющих локальное назначение.

Помимо того, что комиссия формирует устойчивые и эффективные взаимоотношения в рабочем коллективе, которые основываются на компетентности реализации исполнительного производства, она может решать спорные вопросы с уже уволившимися сотрудниками. Но это только в том случае, если руководство при увольнении допустило определенные нарушения.

индивидуальные трудовые споры в ктс

Также комиссия уполномочена помогать тем гражданам, которые не были приняты на работу в данную организацию без указания мотивированных причин.

Компетенция

КТС (что такое комиссия по трудовым спорам, мы выяснили) благодаря своей компетенции может решать следующие вопросы:

  1. Взыскание зарплаты и других доплат.
  2. Соблюдение условий выполнения трудового договора.
  3. Выплата сверхурочных и командировочных.
  4. Наложение взысканий и вменение материальной ответственности.
  5. Иные вопросы, которые не были решены с помощью переговоров сторон.

Также есть вопросы, решение которых не относится к компетенции комиссии:

  1. Восстановление сотрудника в должности.
  2. Восстановление сотрудника после увольнения.
  3. Уплаты возмещения за вынужденный прогул или расхождения в заработной плате, если сотрудника понизили в должности.

Тем не менее, во всех указанных случаях, работник должен обратиться в комиссию в порядке досудебного решения конфликта. И в зависимости от того, какое решение КТС примет, будут определяться дальнейшие действия.

Сроки

Сотрудники организации могут обратиться в КТС (что такое комиссия по трудовым спорам и каковы ее полномочия рассмотрено ранее) в течение 90 дней с момента появления конфликта. Данный срок предусматривает самопроизвольное разрешение ситуации. Если такого не произошло, то вопрос переходит в компетенцию комиссии.

Но есть некоторые нюансы. Если гражданин захочет обратиться с вопросом незаконного увольнения, на что у комиссии нет полномочий для решения проблемы, то делать это нужно как можно быстрее, чтобы суд не ставил вопрос о затягивании сроков в досудебном урегулировании ситуации.

заявление в ктс

Заявление по трудовым спорам КТС обязано рассмотреть в течение десяти дней. После этого орган должен либо принять дело в производство, либо выдать мотивированный отказ с указанием причины. С этим документом можно обратиться в судебную инстанцию, так он будет подтверждать желание урегулировать вопрос досудебно.

При принятии заявления на его рассмотрение дается месяц. Решение можно опротестовать в течение десяти дней.

Система работы

Вся работа комиссии должна проходить на заседаниях. В обязательном порядке должны присутствовать председатель, его зам и секретарь.

Система работы комиссии по трудовым спорам состоит из трех главных этапов:

  1. Подача заявления в КТС и его рассмотрение.
  2. Подготовка и проведение процесса рассмотрения спорной ситуации.
  3. Принятие решения, контроль за его исполнением.

решение ктс

Установленное решение комиссии:

  • не подлежит оспариванию и обсуждению;
  • несет резолютивный характер;
  • должно быть исполнено незамедлительно;
  • опротестовать его можно только в судебных органах.

fb.ru

Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС)

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

hr-portal.ru

Права комиссии по трудовым спорам

Каковы права комиссии по трудовым спорам? Один из способов решить конфликт, возникший между работодателем и работником по вопросам применения норм трудового права: законов и иных нормативно-правовых актов, – обращение в специальный коллегиальный общественный орган, занимающийся разрешением разногласий – КТС. Расскажем в статье про КТС и перечислим права комиссии по трудовым спорам на предприятии.

Споры весьма вероятны

Время от времени работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) становятся участниками трудовых споров: конфликтов по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. В большинстве случаев возникшее недопонимание удается решить путем прямых переговоров работника и администрации. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В этом случае работник может обратиться в суд.Однако трудовое законодательство предусматривает еще один способ урегулирования конфликта – рассмотрение спора комиссией по трудовым спорам (КТС). Ведь такая комиссия, как и суды общей юрисдикции, является органом, обладающим государственно-властными полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Комиссия только для индивидуальных споров

В соответствии с действующим законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться не только судом, но и комиссией по трудовым спорам (п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 <О применении судами Трудового кодекса>). При условии, конечно, что она создана на предприятии.

Полномочия КТС

Комиссия по трудовым спорам является органом по разрешению противоречий, поэтому обладает рядом полномочий. Например, комиссия по трудовым спорам имеет право на заседание в помещении, предоставленном работодателем. Перечислим все полномочия КТС:

  • комиссия может действовать в организации не только на постоянной основе, но и на временной – для разрешения конкретных трудовых споров;
  • КТС может создаваться не только в целом по организации, но и в структурных подразделениях предприятия;
  • в состав комиссии входят представители работников и администрации в равных пропорциях;
  • инициатором по созданию КТС может выступить как организация, так и работники;
  • представители работников избираются на общем собрании или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании;
  • КТС может избирать из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии;
  • работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение КТС: выделяет помещение для заседаний, оборудует его мебелью, оргтехникой и т.д.;
  • комиссия имеет право на свою печать для заверения решений, удостоверений и т.п.;
  • если работодатель не исполняет решение КТС, то комиссия выдает обратившемуся в нее работнику, удостоверение, являющееся исполнительным листом.

Подробнее об особенностях функционирования комиссии, о ее задачах и регламенте см. «Трудовые споры: положение о комиссии (образец)».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

Ст. 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС - самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 - 74 ТК).

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.

Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.

Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.

КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда также не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возникает из трудового правоотношения. Однако установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права в этом случае обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

9. Комиссия должна самостоятельно выработать процедуру разбирательства спора в той части, в которой она не определена ТК.

Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать экспертов, а также членов трудового коллектива.

Заседание КТС можно проводить, если присутствуют 1/2 ее членов с каждой стороны. Главное, чтобы в заседании участвовало равное число представителей сторон.

Если работник или его представитель не является на заседание КТС по решению ее членов, то рассмотрение дела откладывается, а комиссия устанавливает причину его отсутствия. При повторном отсутствии работника, если установлено, что он был своевременно извещен о дне рассмотрения спора и нет уважительных причин его неявки, КТС имеет право отменить рассмотрение заявления.

Отмена рассмотрения не лишает работника права обратиться в КТС повторно, если не пропущен 3-месячный срок.

Отсутствие работодателя на заседании КТС, если он своевременно извещен о дне рассмотрения спора, не влияет на разрешение трудового спора по существу.

При разрешении трудового спора КТС не связана заранее своими предыдущими решениями по подобным спорам. Разрешение трудового спора регулируется ТК и другими актами.

Все заявления работника в КТС должны быть зарегистрированы в журнале. Эту работу может делать член КТС, которому комиссия ее поручила, или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС.

В начале заседания КТС выясняет у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из ее членов. Если отвод заявлен, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Статья 387 ТК раскрывает основные положения о процессе рассмотрения трудового спора в КТС, а также сроки его рассмотрения в КТС - 10 календарных дней со дня подачи заявления. Это процессуальный срок, который комиссия обязана соблюдать.

Явка представителя работодателя и подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание КТС, то комиссия может принять решение о снятии трудового спора с рассмотрения, что не лишает работника права подать второй раз заявление по данному спору, если не пропущен 3-месячный срок. Если отсутствует представитель работодателя, то заседание КТС из-за этого не откладывается.

Заседание КТС проводится в нерабочее время, удобное для сторон спора, о чем они извещаются заранее.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС подробно отражается секретарем в протоколе заседания, а при его отсутствии - заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол КТС подписывается и заверяется печатью комиссии.

По окончании рассмотрения спора секретарь комиссии должен огласить протокол членам комиссии и учесть их замечания. Протокол заседания КТС вручается работодателю и работнику по их требованию; копия протокола вывешивается на видном всем работникам месте.

rulaws.ru

Работа комиссии по трудовым спорам

В чем заключается работа комиссии по трудовым спорам? Кадровики знают, что действующим законодательством предусмотрен коллегиальный орган, который обладает полномочиями решать индивидуальные трудовые споры, возникающие между сторонами трудовых отношений: работодателем и работником, не прибегая к судебным процедурам. Про работу комиссии по трудовым спорам на предприятии, а также в других хозяйствующих субъектах поговорим в статье.

От споров никто не застрахован

Время от времени работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) становятся участниками трудовых споров: конфликтов по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. Иногда возникшее недопонимание удается решить путем переговоров работника и администрации. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В этом случае работник может обратиться в суд.Однако трудовое законодательство предусматривает еще один способ урегулирования конфликта – рассмотрение спора комиссией по трудовым спорам (КТС). В чем заключается работа комиссии по трудовым спорам на примере? Поговорим об этом подробно.

Какие бывают споры

Понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться комиссией по трудовым спорам или судом. То есть работа комиссии по трудовым спорам в школе, например, заключается в урегулировании конфликтной ситуации между работником и администрацией.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Возникновение комиссии

С инициативой создания комиссии могут выступить как работники, так и представители организации. То есть если ни одна из сторон не пожелала основать КТС, то работа комиссии по трудовым спорам в ДОУ, к примеру, не возможна.

Если же у рабочего коллектива или самого работодателя появилось желание создать КТС, то вторая сторона трудовых отношений отказаться от создания комиссии не может и должна в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Только после этого начнется работа комиссии по трудовым спорам в учреждении или коммерческой организации.

Индивидуальные споры между работником и администрацией должны рассматриваться (ст. 382 ТК РФ):
  • комиссией по трудовым спорам;
  • судом.

Коллективные трудовые споры рассматривает (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • примирительная комиссия;
  • посредник между работниками и администрацией;
  • трудовой арбитраж.

Подробнее об особенностях функционирования комиссии, о ее задачах и регламенте, в частности, о работе комиссии по трудовым спорам по задержке зарплаты см. «Трудовые споры: положение о комиссии (образец)».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда - Рассмотрение трудовых споров в КТС

Страница 37 из 45

 

Рассмотрение трудовых споров в КТС

Комиссия по трудовым спорам создается в организации путем избрания на общем собрании (конференции) трудового коллектива или делегируется представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Она образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и рабо­тодателя.

Избранными в состав КТС считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Кандидатуры в состав КТС выдвигают непосредственно на общем собрании (конференции). Они могут быть предложены любым членом трудового коллектива, профкомом, администрацией.

Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются также общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

Члены КТС избираются на весь срок ее полномочий. Временных членов не может быть. При выбытии отдельных членов КТС они заменяются другими в установленном для их избрания порядке. По решению общего собрания (конференции) возможен досрочный отзыв члена КТС, если выявится его недостаточная компетентность, недобросовестность, недостаточно ответственное отношение к участию в работе КТС.

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива организации могут быть созданы КТС в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений (на собрании) и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации в целом.

КТС организации не вправе вмешиваться в деятельность КТС подразделения, контролировать ее. Каждая КТС самостоятельна, никому не подчинена. КТС из своего состава избирает председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

В ТК РФ предусмотрены самые общие нормы относительно КТС. Многие вопросы их организации и деятельности нуждаются в дополнительном урегулировании с помощью локальных нормативных правовых актов. С этой целью на отдельных предприятиях разрабатываются положения о КТС, в которых закрепляются принципы создания и работы КТС, порядок ее формирования, численный состав, сроки полномочий, компетенция, порядок избрания председателя, заместителей и секретаря, порядок и время работы, круг участников рассмотрения споров (возможность привлечения специалистов и др.), порядок вынесения решения и его обжалования, формы участия профсоюзов в работе КТС и другие вопросы. Положение о КТС утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

КТС является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организациях (подразделениях), за исключением тех, по которым законодательством прямо установлен иной порядок рассмотрения.

Согласно ТК трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник са­мостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

В КТС рассматриваются споры о переводах на другую работу, применении иных условий трудового договора об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, в том числе ежегодного оплачиваемого отпуска, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда; другие споры, связанные с применением к работнику условий труда, установленных законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами, а также с соблюдением условий трудового договора.

Также необходимо отметить, что КТС могут создаваться не только в масштабах предприятия, но и в отдельных структурных подразделениях организации. Соответственно в таких КТС трудовые споры могут рассматриваться в пределах компетенции этих подразделений, точнее, в пределах компетенции их руководителей. Например, спор о невыплаченной по вине администрации подразделения премии, полагающейся работнику, рассматривается в КТС подразделения, а спор о переводе из одного подразделения в другое – в КТС организации, поскольку такой перевод – компетенция руководителя организации, а не подразделения.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Истечение установленного законом срока подачи заявления в КТС не может служить основанием для отказа в приеме заявления и его рассмотрения. В данном случае можно проводить аналогию с правом подачи исковых заявлений в суд, где также пропуск установленного срока не лишает права заявителя на обращение. Второй вопрос – будет ли спор рассмотрен по существу. Закрепление такого порядка имеет под собой четкие правовые основания. Ведь только при соблюдении такого положения вещей возможно объективно установить основания пропуска установленного срока. Например, если пропуск был вызван продолжительной болезнью заявителя, нахождением его в командировке или на военных сборах, то такие причины должны быть признаны уважительными. В этом случае КТС может восстановить пропущенный срок и рассмотреть спор по существу. Степень уважительности причин пропуска указанного срока оценивается членами КТС по их усмотрению. Вопрос об уважительности или неуважительности причин, по которым срок подачи заявления был пропущен, должен рассматриваться на заседании КТС. Признав причины пропуска срока уважительными, КТС восстанавливает его и рассматривает дело по существу с вынесением соответствующего решения по спору. Придя к выводу, что срок работником пропущен по неуважительной причине, КТС отказывает в удовлетворении его требований по этому основанию.

Заявление работника в КТС подлежит обязательной регистрации. Это необходимо для учета прохождения спора в КТС, сроков его рассмотрения и исполнения. О времени рассмотрения поступившего заявления КТС заблаговременно извещает заинтересованного работника и администрацию. Это делается официально, в письменной форме.

Заседания КТС проводятся, как правило, в нерабочее время. Если это по каким-либо причинам невозможно (например, при многосменной работе организации, значительном числе споров), возможно предоставление членам КТС, работнику, свидетелям, экспертам, другим участникам рассмотрения споров, работающим в этой организации, свободного от работы времени с сохранением заработной платы на основании коллективного договора. КТС обязана рассматривать трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание КТС рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Если КТС в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, заинтересованный работник вправе обратиться в суд, т.е. перенести свой спор на его рассмотрение. Исключение составляют случаи, когда КТС не смогла рассмотреть спор из-за отсутствия заинтересованного работника на ее заседаниях и его письменного заявления о допущении рассмотрения спора без его присутствия.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию КТС администрация обязана представлять все необходимые расчеты и документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Обычно заседание начинается с проверки присутствия сторон. Затем слово предоставляется работнику (его представителю) для изложения существа спора и обоснования решения в пользу заявителя. Затем слово предоставляется представителю администрации для обоснования ее позиции, а также свидетелям, специалистам, экспертам, другим лицам, вызванным для участия в рассмотрении спора.

На заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

КТС принимает решение по трудовому спору тайным голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания, но вправе изложить в нем свое собственное мнение.

Решение должно быть мотивированным и основанном на действующем законодательстве, иных нормативных правовых актах о труде, коллективном или трудовом договоре и иных соглашениях о труде.

Решение КТС должно содержать четкое указание о восстановлении нарушенного права заявителя либо об отказе в удовлетворении его требований. В решениях по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику.

Решения КТС имеют обязательную правовую силу для сторон трудового спора, ибо комиссии наделены государством властными полномочиями решать такие споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются.

Копии решения КТС вручаются сторонам в трехдневный срок со дня вынесения решения.

madrace.ru

Трудовые споры

Хильчук Елена Леонидовна

Тема: Способы защиты трудовых прав и свобод

Способы защиты трудовых прав:

1)Самозащита работниками трудовых прав

2)Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права

3)Судебная защита

4)Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Самозащита работниками трудовых прав

Самозащитапредполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в орган по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.Формы самозащиты:

1)Отказ от выполнения работы не предусмотренной трудовым договором.

2)Отказ от выполнения работ при наличии угрозы жизни и здоровью (статья 219)

Как пример самозащиты можнопривести Ст 142 ТК РФ- приостановление работы в случае задержи З\П более чем на 15 дней (с письменного предупреждения работодателя)

Следует различать самозащиту от забастовки:

1)самозащита- работник защищает индивидуальные трудовые права и свободы. В ходе забастовки защищаются коллективные права и свободы.

2)Различается порядок объявления забастовки и осуществления самозащиты

3)На период забастовки сохраняется рабочее место ,но не сохраняется заработная плата. В период самозащиты сохраняется заработная плата.

Защита трудовых прав работников профсоюзами

Профсоюз- это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

При выявлении нарушения профсоюз вправе направить работодателю требование об устранении нарушений закона. А работодатель в недельный срок должен о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Возможно создание правовых и технических инспекций труда профсоюза (как правило создаются на региональном уровне). Профессиональные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют следующие права:

1)Осуществлять контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства

2)Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников

3)Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и т.д.

Работодатель обязан учитывать мнение профсоюза в следующих случаях:

1)При принятии локальных актов

2)При расторжении трудового договора по п..2,3,5 ст 81 ТК РФ

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Федеральная инспекция труда- основной орган, который осуществляет указанную деятельность

Отраслевые инспекции- те же инспекции, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением безопасности в отдельных отраслях

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий

Генеральная прокуратура

Тема: общая характеристика трудовых споров

I.Понятие и виды трудовых споров.

Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.

Трудовые споры-это поступившие на разрешение юрисдикционных органов разногласия между работниками и работодателями по поводу применения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений, трудовых договоров, а также по поводу установления или изменения условий труда.

Виды трудовых споров:

Классификация по субъектному составу: 1)Индивидуальные трудовые споры. 2)Коллективные трудовые споры.

Классификация по характеру спора: 1)Исковые споры (споры о применении норм законодательства и иные нормативных актов. Могут рассматриваться в суде. 2)Не исковые споры- это спор об установлении или изменении условий труда. Рассматриваются вне судебном порядке.

Классификация по виду правоотношений из которых возникают трудовые споры:1) Споры возникающие из трудовых правоотношений.2)Споры вытекающие из производных правоотношений (например по обеспечению занятости)

II. принципы рассмотрения трудовых споров

Это основные идеи, руководящие начала, которые определяют сущность и содержание норм трудового законодательства в части рассмотрения трудовых споров

Виды принципов:

Общеправовые принципы: законность, гуманизм и т.д.

Общепроцессуальные принципы: разумный срок, гласность процесса, состязательность

Отраслевые принципы: быстрота рассмотрения трудовых споров, бесплатность и доступность обращения работником в органы рассматривающие трудовые споры, обеспечение реального восстановления нарушенных трудовых прав, демократичность в процессе разрешения трудовых споров.

III.Подведомственность трудовых споров.

Подведомственность трудовых споров- это определение по свойствам и содержанию спора первоначального органа, рассматривающего трудовой спор.

Компетенция органа-это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров.

Факторы определяющие подведомственность: 1)Характер спора. 2)Субъекты спора. 3)Вид правоотношений, из которых вытекает спор.

Виды трудовых споров в зависимости от их подведомственности:

1)Споры, рассматриваемые в КТС (комиссии по трудовым спорам), после рассмотрения в которой, спор может быть перенесён на рассмотрение суда, если одна сторона не согласна с решением КТС

2)Споры рассматриваемые судом: споры о восстановлении на работе, споры об изменении даты и формулировки причины увольнения, споры о незаконных переводах на другую работу, споры об оплате времени вынужденного прогула, споры об оплате разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, споры о защите персональных данных работника, споры по заявлениям работодателя о возмещении ущерба причинённого работниками, споры об отказе в приёме на работу (ст.64 ТК РФ), споры лиц работающих у работодателей - физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями, споры работников работающих в религиозных организациях, споры лиц считающих, что они подверглись дискриминации.

3)Споры рассматриваемые ( но не разрешаемые) в органах Федеральной инспекции труда. (ст. 356 ТК РФ)

4)Споры отдельных категорий работников рассматриваемых в особом порядке. Например ФЗ «О государственной и гражданской службе»

5)Коллективные споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

Тема: Рассмотрение индивидуальных трудовых споров

I.Рассмотрение индивидуальных трудовых споров КТС.

Понятие и виды КТС:

КТС-это орган, созданный на паритетной основе на локальном уровне в целях рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров.

Виды КТС:

1)КТС организации (индивидуального предпринимателя)

2)КТС структурного подразделения (КТС на уровне отдельного цеха, филиала или представительства)

Признаки КТС:орган создаваемый на локальном уровне, создаётся на паритетной основе (входит одинаковое количество представителей с той и другой стороны), разрешает споры по существу.

Порядок образования КТС

Инициатива создания может исходить как от работников, так и от работодателей.

Работодатель и представительный орган работников , получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Избрание членов КТС от работников- избираются общим собранием работников или делегируются представительными органами, которые потом утверждаются на собрании или конференции.

Собрание-включает в себя всех работников

Конференция- это собрание представителей от общего собрания.

Избрание членов КТС от работодателя- представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации, работодателем- индивидуальным предпринимателем.

Компетенция КТС

КТС рассматривает подведомственные ей споры следующих работников:

-работающих работников у работодателя и независимо от членства в профсоюзе.(по трудовому договору)

-Лица которые на момент обращения не работают у данного работодателя, но их требования вытекают из трудовых отношений, в которых они находились ранее с данной организацией.

Компетенция КТС:

- споры об оплате труда

- о дисциплинарных взысканиях

- о рабочем времени и времени отдыха

- о признании недействительными отдельных условий трудового договора

КТС не рассматривает:

- по установлению или изменению условий оплаты труда (например о присвоении тарифных разрядов)

- По исчислению трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, если нормативным правовым актом установлен иной порядок их рассмотрения (если такой нормативный акт отсутствует, спор может рассматривать КТС)

- по установлению норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, тарифных ставок, изменения штатов

- другие споры, которые отнесены к компетенции иных органов

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров:

Работник может обратиться в КТС в течении трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок может быть восстановлен, если был пропущен по уважительным причинам.

Срок рассмотрения спора КТС- 10 календарных дней. Но срок может быть продлён самими членами КТС путём простого голосования.

Спор рассматривается обязательно в присутствии подавшего заявления или его уполномоченного представителя. Заочное рассмотрение допустимо только с письменного заявления работника.

Заседание КТС правомочно если на нём присутствует не менее половины членов КТС от каждой из сторон. Обязательно ведётся протокол. Решение принимается большинством голосов.

Содержание решения КТС:

1)Полное наименование организации, либо ФИО работодателя- индивидуального предпринимателя

2)Фамилия, Имя, отчество, должность, профессия работника, подавшего заявление

3)Дата обращения

4)Дата рассмотрения спора

5)Существо спора

6)Фамилия, имя, отчество членов КТС и лиц, присутствующих на заседании

7)Существо решения с обоснованием

8)Результаты голосования

Обжалование решения КТС

Если КТС в течении 10 дней не рассмотрело спор, работник вправе перенести его рассмотрение в суд

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в течении десяти дней со дня вручения им копий решения КТС

Работники освобождаются от уплаты госпошлины.

Решение КТС подлежит исполнению в течении трёх дней по истечению десяти дней , предусмотренных на обжалование.

Работодатель должен исполнять решения КТС добровольно. В противном случае работнику выдаётся удостоверение КТС, которое не позднее 3 месячного срока со дня его получения, работник предъявляет судебному приставу, который приводит решение КТС в исполнение.

Тема: Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде.

Право обращения в суд по трудовым спорам:

-предъявить иск по трудовым спорам работники могут самостоятельно, а также через своих уполномоченных представителей

-по общему правилу несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак и объявления его полностью дееспособным

-несовершеннолетние свои процессуальные права осуществляет через законных представителей. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних.

-несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права и свободы, однако только в случаях предусмотренных Федеральным законодательством. Суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетнего.

-права, свободы и интересы несовершеннолетних в возрасте до 14 лет защищают в процессе их законные представители- родители, усыновители, опекуны и т.д.

Участие прокурора:

-прокурор вступает в процесс и даёт заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда причинённого жизни и здоровью.

-неявка прокурора, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Организация участвует в судебном рассмотрении трудового спора, если является юридическим лицом.

Обособленные структурные подразделения, обладающие трудовой праводееспособностью (филиалы, представительство), также могут самостоятельно выступать в суде в качестве истца или ответчика по трудовым спорам.

Если в качестве работодателя выступает индивидуальный предприниматель или просто гражданин, они вправе защищать свои интересы в суде при разрешении индивидуального трудового спора самостоятельно или через уполномоченного представителя.

Представительство в суде по трудовым спорам.

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Дела организации ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий.

Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими их полномочия.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Доверенность от имени работодателя удостоверяется руководителем организации.

Если доверенность выдаётся гражданами, то доверенность удостоверяется нотариатом или другими уполномоченными органами.

Представитель вправе от имени представляемого совершать все процессуальные действия. Однако некоторые полномочия должны быть специально оговорены в доверенности, выданным представляемым лицом.

Сроки обращения в суд:

-по спорам об увольнении- один месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки

-по спорам о возмещении работником ущерба, причинённого работодателю, последний вправе обратиться в суд в течении одного года со дня обнаружения причинённого ущерба. (например, при выявлении ущерба в результате инвентаризации или ревизии днём обнаружения ущерба считается день подписания соответствующего акта или заключения)

-по спорам об обжаловании решения комиссии по трудовым спорам- 10 дней со дня вручения копий решения КТС работнику и работодателем.

-по всем иным спорам работник может обратиться в суд в течении трёх месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права

-указанные сроки не применяются к исковым требованиям работника о возмещении вреда, причинённого его жизни или здоровью.

Однако требования, предъявленные по истечению трёх лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время, но не более чем за 3 года

-Возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрен судьёй в предварительном судебном заседании.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Подсудность трудовых споров

ДЗ- написать две доверенности: 1)От юридического лица заверенная руководителем. 2)От физического лица.

studfiles.net