Хочу востребованную специальность! Куда пойти учиться? Курсы куда пойти учиться


Хочу востребованную специальность! Куда пойти учиться? | Обучение

Случается, что специальность, которая еще вчера была дефицитной и престижной, к моменту окончания вуза оказывается практически никому не нужной — лучшие вакансии уже заполнены, а новых в необходимом количестве как-то не появляется.

Еще не так давно все дружно стремились стать бухгалтерами, юристами, маркетологами и специалистами по туристическому бизнесу. Хороший бухгалтер на заре предпринимательской деятельности ценился на вес золота. Закончив двухмесячные курсы, можно было найти весьма неплохую (и денежную) работу, ну, а уж с дипломом соответствующего учебного заведения можно было рассчитывать и на элитный вариант.

С остальными специальностями наблюдалась та же тенденция. Спрос на различных инженеров, высокий во времена развитого социализма, резко упал в развивающемся капитализме в пользу тех же юристов, маркетологов и иже с ними. Но вот ведь какая штука: чем больше становилось бухгалтеров, тем выше оказывалась планка, через которую нужно было перепрыгнуть, чтобы получить уже не то что престижную, но хотя бы приличную работу.

Теперь уже недостаточно иметь профильный диплом, работу найти не так просто — вакансии заняты, пробиться стало сложно. И бегают безработные бухгалтеры, юристы, маркетологи и прочие еще недавно востребованные специалисты, ищут хоть что-нибудь по специальности. Или пусть даже не по специальности.

А ведь хочется закончить вуз — и получить хорошую работу. Не просто возможность зарабатывать, а работу с перспективой. Да еще желательно именно ту, на которую учился.

Сейчас многие желают работать в IT-сфере. Особенно много жаждущих стать веб-дизайнерами, веб-программистами. Эти специальности востребованы, кроме того, это высокооплачиваемые профессии. Хорошему профессионалу даже не требуется диплом о высшем образовании — специалистов не хватает, и берут не за наличие корочки, а за знания. В вузах спешно открываются новые специальности, и жаждущие могут получить диплом веб-программиста или веб-дизайнера, ведь специалисты с дипломом ценятся дороже.

Сегодня ситуация с этими специальностями практически такая же, как в прошедшие времена с бухгалтерами, юристами и так далее. Они востребованы. Молодые выпускники практически немедленно получают работу в хороших компаниях, у них весьма неплохая зарплата. Специалисты, чей уровень хотя бы немного превышает средний, могут рассчитывать на приглашение в зарубежные компании или по крайней мере в их филиалы. В общем, сегодня айтишники в шоколаде.

Но что будет завтра? Если сегодня пойти учиться на того же веб-программиста, то не окажется ли через пять лет (к моменту получения диплома), что все перспективные вакансии уже заняты? И уступать их никто не собирается. И на престижных местах сидят не просто вчерашние выпускники вузов, но специалисты, имеющие солидный опыт работы в выбранной сфере, определенную репутацию, и до пенсии им еще далеко.

Выбирая специальность, приходится думать, как говорится, на опережение. Чтобы не оказаться у разбитого корыта, зато с дипломом на руках. Весьма желательно изучать тенденции развития науки и техники, ведь от того, куда устремится техника, зависит и перечень востребованных в будущем профессий.

Особое внимание сейчас уделяется экологии и грядущему энергетическому кризису. Постоянно проскакивают различные сообщения на эту тему: «Запасы природного сырья на исходе», «Человечеству грозит недостаток энергии», «Автопром плавно переходит от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям», «Месторождения нефти и газа иссякают»… И так далее, и тому подобное.

С одной стороны — катастрофы различного плана предсказываются постоянно, это увеличивает количество читателей и/или зрителей (многие любят пугаться). Но с другой стороны, запасы нефти и газа в самом деле не резиновые. И уже изданы во многих странах (в том числе и в России) законы, касающиеся энергосбережения и экологии. Похоже, что будущие востребованные профессии находятся именно в этих областях.

И вузы уже начинают откликаться на будущие потребности. Например, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники открывается новая специальность «Электронные и информационно-управляющие системы физических установок». Выпускники этой специальности предназначаются для работы на АЭС и ТЭЦ, в области проектирования, разработки и эксплуатации специализированных устройств, приборов, систем контроля и так далее — все, связанное с энергетикой, причем как традиционной, так и ядерной.

Говорят, что будущие выпускники уже разобраны — на них имеется заказ от различных предприятий не только Беларуси, но и России. То есть еще нет не только выпускников, но даже абитуриентов, а заказ (на через пять лет!) уже имеется. Прогнозруется, что специалисты в этой области будут востребованы еще очень долго. И ведь БГУИР — не единственный вуз постсоветского пространства, открывающий специальность, связанную с энергетикой.

Желающим обеспечить свое будущее стоит попристальнее присмотреться к новым специальностям, которые только начинают предлагать вузы, соотнести эти специальности с современными тенденциями развития науки и техники. Сегодня получение перспективной профессии требует изрядной доли предвидения. Но зато если угадать верно, то свое будущее можно считать обеспеченным.

А у новых специальностей есть еще и дополнительный бонус: кроме гарантированной и престижной работы, они обычно предполагают работу творческую. Ведь рутина приходит только потом, а начало — это всегда творчество.

shkolazhizni.ru

Куда пойти учиться, чтобы состояться в жизни и не потерять ее лучшие годы

Каждый из нас учился в школе. И каждый наверняка испытывал волнение или даже страх при мысли о выпуске. “После какого класса уйти?“, “На кого пойти учиться?“, “Куда?“, -вот главные вопросы, мучающие абитуриентов. Боязнь сделать неправильный выбор буквально вынуждают нас следовать мнению окружающих. Но всегда ли это идет на пользу?

Есть мнение, что для успешной карьеры необходимо высшее образование. Но это не совсем так: имеется огромное количество специализаций (менеджеры по продажам, компьютерщики, механики, автослесари ), для которых среднего образования достаточно. К тому же, в средних специальных учреждениях больше практики.

Так что не стоит преувеличивать значение вышки — работодателям важнее всего ваши знания и умения.

“Школа готовит нас к жизни в мире,которого не существует.“Альбер Камю.

Однако отметать вариант с обучением в университете тоже не стоит: у этого пути есть свои плюсы. Имеются профессии, в которых вышка необходима (например, в медицине), при хорошей учебе студенту полагается стипендия. Также, при наличии в ВУЗе военной кафедры студент освобождается от службы в армии (и молодые люди активно пользуются этим “бонусом”).

 

Так как же все-таки выбрать, куда пойти учиться?

Вот план действий, которым стоит руководствоваться:

Шаг 1.Для начала определитесь с тем, какие специальности вам интересны, об этом мы подробно написали в этой статье:7 Способов как лучше всего выбрать профессию и найти призвание по душе

Помните: выбрав слишком распространенную профессию, вроде юриста или бухгалтера, вас настигнет проблема переизбытка предложения и большая конкуренция.Куда пойти учиться, чтобы состояться в жизни и не потерять ее лучшие годы Идеи Карьера Образование Обучение Планирование

Шаг 2.

Определившись с направлением, выберете несколько учебных заведений. Узнайте количество свободных мест для поступления (неважно что это будет- колледж или ВУЗ). Поищите на сайтах поиска работы резюме выпускников. Узнав, сколько из них работают по профессии , вы поймете, необходимо ли высшее образование или достаточно будет среднего специального.

Шаг 3.

Сравните образовательные программы учебных заведений и навыки, необходимые для работы. Информацию об учебных программах  легко можно найти на сайте техникума или университета, а нужные навыки-на тех же сайтах поиска работы, в вакансиях интересующей вас должности.

Шаг 4.

Отсейте неподходящие учебные заведения, какими бы именитыми они не были. Даже в самых элитных ВУЗ ах есть очень посредственные кафедры и учебные курсы, которые не пойдут на пользу вашему образованию. Вы же не хотите потерять несколько лет жизни?

Шаг 5.

Ничто не заменит живой опыт и внутреннюю кухню: пообщайтесь с  выпускниками выбранных вами учреждений. Их легко можно найти в тематических группах в соц. сетях или в описании профиля. Узнайте, насколько полезны были полученные знания на практике.Куда пойти учиться, чтобы состояться в жизни и не потерять ее лучшие годы Идеи Карьера Образование Обучение Планирование

Шаг 6.

Как только вы найдете пару-тройку наиболее подходящих вам заведений, смело идите подавать документы, посетите дни открытых дверей, найдите курсы для подготовки к экзаменам. Чем детальнее и придирчивее вы рассмотрите учебные заведения, тем лучше для вас.

Помните: неважно, на какой ступени вы закончите образование, это еще не залог успеха. Знание своего дела, желание работать и развиваться-вот что поможет вам добиться результата. Это не так страшно, как кажется: тысячи людей нашли свое призвание, а значит, найдете и вы.

Стоит лишь приложить для этого усилия- и у вас все получится!

 

courseburg.ru

Журнал «Куда пойти учиться», свежий номер — Учёба.ру

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

ИГУМО — современный вуз

Российский технологический университет

Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Классная экипировка

Полезные и забавные предметы для школьников.

Московский социально-экономический институт

Профессии для общества

Кузница кадров

Самые перспективные профессии в колледжах.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Новая педагогика

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Онлайн-образование

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

Федеральные университеты

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

www.ucheba.ru

Куда пойти учиться

Автор статьи: Владимир Стрелов

Ректор библейского колледжа «Наследие»

Дорогие друзья, братья и сестры!

Меня зовут Владимир Стрелов, я являюсь главным редактором портала Предание.ру. Также Господь доверил мне руководствоколледжем «Наследие», в который я хочу вас пригласить.

Вы наверняка заочно знакомы с Колледжем, потому что записи лекций преподавателей колледжа размещены на Предании.ру. Но одно дело — просто слушать лекции, и совсем другое — учиться у живых людей, общаться с преподавателями и сокурсниками, участвовать в совместной жизни: выездных семинарах, праздниках, служении.

Если вы ищете место, где можно изучать Священное Писание, входить в понимание церковной жизни (см. программу) — обратите внимание на Колледж! Обучение будет очень полезным и для тех, кто ведет Евангельские кружки или занимается приходскими служениями, особенно — с детьми и подростками, молодежью.

Частью обучения в Колледже являются так называемые молитвенные чтения Писания. Например, в эту пятницу мы читали про призвание Авраама (Быт. 12:1-7). Казалось бы, история касается событий, отстоящих от нас на четыре тысячи лет — что нам до них? Но смотрите: Бог обращается к Аврааму и обещает ему Свое благословение, обещает имя, землю и потомство. Как Авраам это услышал — мы не знаем; мы знаем только, что он поверил услышанному. И нельзя сказать, чтобы дальнейшая жизнь Авраама была легкой, что все сразу исполнилось — однако после призвания он живет уже иначе, в уверенности, ожидании и благодарности.

Это побудило некоторых из участников к размышлениям над следующими вопросами: когда, в чем мы слышали голос Божий в своей собственной жизни? Не забыли ли мы об этом призыве и обетовании, не потеряли его ли в суете дней?

Я верю, что Бог так же, как Авраама, хочет благословить каждого человека, обращается к каждому, — но многие не слышат. И, даже когда благословение приходит, человек не замечает этого, воспринимает как должное, не удивляется и не благодарит, — и вот он уже несчастен. Ведь счастье — это способность воспринимать жизнь как незаслуженный дар, способность удивляться и благодарить.

Прислушивание к Богу делает нас счастливыми, — и этим мы пытаемся заниматься в Колледже.

Учебная программа рассчитана на 3 года. Можно учиться как очно, так и в онлайн-режиме; есть подготовительный курс, т.е. катехизация (один год). Мы не берем платы за обучение, Колледж живет на пожертвования студентов и добрых людей.

Занятия начинаются с октября, а в течение всего сентября можно подать заявку на обучение и пройти собеседование.

Буду рад видеть вас на занятиях; пожалуй, пользователи портала Предание — это самая подготовленная и благодарная аудитория.

До встречи!

blog.predanie.ru

Куда пойти учиться?

Андрей  Владленович Белоцерковский

ректор Тверского государственного университета,

профессор, доктор физико-математических наук

Куда пойти учиться?  Советы инсайдера.

 

  • Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.Екатерина II
  • Университет - учреждение, предназначенное для того, чтобы дети поднялись на более высокую ступень в обществе, чем их родители.  Г. Менкен
  • Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Приближается лето, а это означает, наступает пора мучительных колебаний, волнений и тревог для выпускников школ, их родителей, близких и друзей. Нужно сделать выбор, который потом определит многое в жизни. Одна из важнейших точек ветвления: «налево пойдешь, направо пойдешь, прямо пойдешь…». Речь идет о выборе следующей образовательной, а, значит, и жизненной траектории. Высшее образование стало абсолютно необходимым условием жизненного успеха, и выпускники школ устремляются в университеты, академии и институты. Выбор огромный, есть старые проверенные временем вузы, появилось много новых – массовый спрос породил предложение. Все выдают диплом государственного образца.  Родители, чье мнение наиболее весомо при принятии таких серьезных решений, сейчас находятся в сложном положении, поскольку свой образовательный опыт трудно перенести на сегодняшний день. Слишком велика разница в граничных  условиях. С другой стороны, благодаря «демографической яме», для абитуриента сегодня самое благоприятное время. Выбор вузов по-прежнему очень широк, а претендентов на места в них мало, конкурс низок, что делает многое ранее недоступное практически возможным. Прием по результатам ЕГЭ ставит очень многих в положение выбора, т.к. можно быть принятым сразу в несколько вузов по нескольким специальностям. Куда пойти учиться, в какой вуз, на какую специальность? Как наилучшим образом подготовить своего ребенка к будущей самостоятельной взрослой жизни? 

Как человек, много лет работающий в системе российского высшего профессионального образования, входящий в различные рабочие группы и советы Министерства образования и науки РФ, ЮНЕСКО и ВМО, в течение 2 лет занимавшийся научными исследованиями и преподаванием в Японии, в течение 3 лет профессорствовавший в США, и, поэтому, хорошо знающий ситуацию изнутри как в российском, так и в международном образовании, выскажу свои соображения по этим актуальным для многих вопросам.  Итак, начнем по порядку.

Каким должно быть получаемое образование?

Ответ кажется очевидным: хорошим, качественным. Давайте определимся с самим понятием качества образования. Разные заинтересованные стороны понимают под этим совершенно разные вещи. Например, менеджеры под качеством подразумевают степень соответствия норме (задаваемой образовательным стандартом). Преподаватели - уровень знаний, академическую успеваемость. Студенты - конкурентоспособность на рынке труда, способность к адаптации и карьерному росту, добавленную стоимость, принесенную образовательной программой. Работодатели - готовность к решению практических задач, существенный вклад в работу компании. Государственные органы - отдачу на единицу вложений.  И все это – правильно, все это компоненты качества. О какой бы грани качества мы не говорили, всегда присутствует связь качества продукта (в том числе, образовательного) с затратами на его производство. Поэтому хороший продукт не может быть дешевым, хотя, как мы знаем, совсем не обязательно самый дорогой продукт оказывается самым качественным. Если же свести многопараметрическую задачу оценки качества к одному простому признаку хорошего образования, то это будет сложность и трудоемкость его получения. Хорошее образование очень тяжело дается. Причем, чем тяжелее, тем оно лучше. Хорошее образование учит много работать и всего добиваться только своим трудом. Хорошее образование учит не сдаваться, если что-то не получается, и часто создает ситуации, когда что-то может не получиться, учит ставить и решать задачи.      

Главное качество, развиваемое хорошим образованием, это способность учиться и переучиваться самостоятельно в течение всей жизни. Есть одно существенное различие между студенческой жизнью в России и в США. У нас это традиционно самый счастливый и радостный период в жизни каждого человека. В США это один из самых тяжелых периодов: у студентов очень большая нагрузка, да еще и работать в двух-трех местах надо. Если судить по результатам, то «тяжелая» модель более эффективна. Таким образом, не следует  искать легких путей. Идти нужно туда, где учиться тяжело. «Тяжело в ученье, легко в бою»

Какая специальность?

Хочу высказать одну крамольную мысль: специальность по образованию и область профессиональной деятельности совсем не обязательно должны совпадать. Более того, наиболее успешные люди работают вообще «не по специальности». Скажите, по специальности своего первого образования работает Президент РФ? А Премьер-министр? А другие успешные государственные деятели и бизнесмены? Этот список можно продолжать и продолжать. Я, например, тоже работаю не по специальности, ректором, а не физиком-исследователем, как записано в моем дипломе о высшем образовании. Кстати, если посмотреть на анкеты самых богатых и успешных людей в России, то абсолютное большинство из них в качестве первого или основного высшего образования имели или физико-математическое, или естественнонаучное, или техническое образование в хорошем («сложном») вузе. А физики в этом списке вообще доминируют. Интересно, почему? Дело, во-первых, в сложности освоения образовательной программы («учиться тяжело»). Во-вторых, программа  развивает логику системного и критического мышления. В-третьих,  развиваются навыки решения нетиповых задач. Нужные в любой сфере профессиональной деятельности «мозговые мышцы» заведомо «накачиваются» у тех, кому удалось преодолеть все преграды на пути освоения физико-математической образовательной программы. Безусловно, эти «мышцы» могут быть развиты образовательными программами и в других областях, но только при обеспечении определенного уровня сложности  или самим содержанием осваиваемой области, или созданными искусственными преградами в виде задач, исследований, проектов и т.д.  Именно глядя на статистику успешности, я бы посоветовал обратить внимание на физико-математические и естественнонаучные специальности в качестве первого базового высшего образования. Да, это тяжело, да, это порою кажется ненужным и непреодолимым, но зато потом «легко в бою», в том числе и при дальнейшем освоении других дисциплин и курсов в постоянно меняющейся профессиональной жизни. Из-за демографической ситуации поступление на эти ранее труднодоступные специальности сейчас возможно. Уникальный шанс! Должен отметить и все еще высокое по международным меркам качество физико-математического образования и науки в России. Хочу напомнить, что практически все Нобелевские премии в области науки, когда-либо получаемые российскими учеными, присуждались в области физики.

Резюмируя, при выборе специальности, необязательно думать о конкретной будущей профессии. Нужно быть готовым ко многому. Конечно, есть счастливые (но статистически редкие) случаи полной профессиональной ориентации выпускников школ. С явно выраженными способностями, склонностями, интересом. Это здорово! В таком случае, необходимо воплощать свои способности и намерения с тем, чтобы заниматься любимым делом. Любимое дело всегда делается хорошо и трудности, преодолеваемые в нем, не тяготят. Однако, в массе своей выпускники школ профессиональный выбор не сделали, да и рано: личного опыта и знаний маловато. Поэтому необходимо думать о хорошем, т.е. сложном, образовании, максимально развивающем способности к труду, критическому мышлению,  самостоятельному обучению и решению нетиповых задач. В дальнейшем на таком фундаменте можно будет достраивать любые профессионально ориентированные дополнительные образовательные траектории..

Дома или в столице?

Опыт США и ряда западных и азиатских стран говорит: учиться в колледже надо подальше от дома, это развивает самостоятельность, тренирует жизнестойкость. Однако, напрямую переносить этот опыт на нашу почву я бы не стал. Дело в том, что, во-первых, американцы заканчивают школу позже, в 18-19 лет, по контрасту с нашими 16-17. В таком раннем возрасте никому там в голову не придет отрывать ребенка от дома и отправлять в самостоятельное плавание. Кроме того, разница между организацией учебного процесса в старших классах американской highschoolи первыми курсами колледжа не очень велика – та же самая кредитно-модульная система, большое количество индивидуальных и групповых проектов, много самостоятельной работы. В наших условиях, система организации школьных занятий принципиально отличается от вузовской, и эта разница требует от студентов младших курсов немалых усилий по адаптации.  Лучше, когда этот нелегкий процесс происходит при участии и поддержке родителей.

С этой точки зрения, первый уровень высшего образования у нас лучше получать, живя дома с родителями. С другой стороны, конечно, для молодых людей очень привлекательны Москва и Санкт-Петербург, с огромным количеством самых разнообразных вузов и притягательными атрибутами культурно диверсифицированной столичной жизни. Сегодня, в силу уже не раз упоминаемой демографической ситуации, столичные вузы стали намного доступнее. Если абстрагироваться от социальных аспектов жизни, каково сравнительное качество образования в столичных вузах по сравнению с региональными? Ответ совершенно неоднозначен. 

Мы знаем, как финансировалась высшая школа в 90-е. Существование на грани выживания в течение почти десяти лет привело к  сворачиванию научных исследований, вымиранию научных школ, отсутствию притока свежих кадров, моральному и физическому старению лабораторий и оборудования, да и самого профессорско-преподавательского состава. Все это не могло не сказаться на качестве образования самым негативным образом. На это наложилась волна «массовизации» высшего образования, которая привела почти к утроению количества студентов в России.  Для вузов появился способ зарабатывать на платных студентах и поправлять свой скудный бюджет. Нередко рост количества студентов приводил к снижению качества их подготовки.  Так вот, в среднем, от этих негативных тенденций значительно больше пострадали столичные вузы. Средний возраст профессорско-преподавательского состава в столицах сегодня на 5-10 лет выше, чем в регионах. С одной стороны, отток кадров там был более интенсивным в силу больших возможностей по высокооплачиваемому трудоустройству. С другой стороны, основной наплыв платных студентов тоже пришелся на столицы в силу большего платежеспособного спроса. Поэтому сейчас, при том, что, конечно, и в Москве и в Питере остались первоклассные вузы («высшая лига»), в среднем, крупные региональные вузы обладают лучшим кадровым потенциалом и часто предоставляют лучшее качество образование, чем столичные вузы «первой лиги».

Какой вуз? 

Итак, как же выбрать вуз, как оценить его уровень, пользуясь какими-то объективными показателями? Есть несколько способов. Один из них – рейтинги вузов России. Сложность состоит в том, что таких рейтингов существует несколько, показывают они разные результаты в зависимости от составителя. По странному стечению обстоятельств, как только рейтинг разрабатывается при участии какого-то вуза, он в нем сразу же выходит на первые места. Поэтому доверять можно только независимым рейтингам, опирающимся больше на измеряемые показатели, чем на чисто экспертные оценки. Одним из наиболее серьезных на сегодня является национальный рейтинг лучших университетов России информационного агентства «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». Этот рейтинг довольно широко опубликован и большинством специалистов признается, т.к. он построен, главным образом, на измеряемых величинах. В нем вузы проранжированы по разным категориям, таким как, образование, наука, имидж, бренд и т.д. Для целей нашего обсуждения важнейшим является образование. Результаты ранжирования по образованию в этом рейтинге можно посмотреть здесь. Кстати, там явно видно, как активно региональные вузы теснят столичные вузы. Единственный недостаток рейтинга Интерфакса состоит в том, что он пока не охватывает все российские вузы, а рассчитан лишь для лучших 50-ти университетов страны по данным Министерства образования и науки.

Есть еще один показатель, который позволяет узнать многое о вузе, причем любом. Это показатель его научной деятельности. Главное отличие высшего образования от среднего состоит в активной научной деятельности его профессорско-преподавательского состава. Научная активность прямо говорит о кадровом потенциале вуза. Кто-то может сказать, что преподавать и заниматься наукой - это разные вещи, но многовековой и универсальный международный опыт говорит, что уровень высшего учебного заведения (в т.ч. сложность получения в нем образования) тесно связан с потенциалом его научно-педагогических кадров. Этот потенциал в международной практике уже давно измеряется общепризнанными наукометрическими индексами. Сейчас такие индексы стали рассчитываться и у нас. С введением системы российских индексов научного цитирования появилась очень простая и доступная каждому возможность лично оценить уровень любого вуза по запросу в Интернете на сайте www.elibrary.ru. Достаточно перейти на главной странице в раздел поисковых запросов. Набрав в строке «Что искать» название интересующего Вас вуза, отметив галочкой в разделе «Где искать» название организаций авторов, отметив в качестве «Типа публикации» статьи в журналах, и сняв галочки со всех остальных пунктов, можно получить общее количество публикаций сотрудников вуза и их цитирований за любой заданный период времени (наиболее показателен последний год) в международно признанных журналах с жесткой процедурой отбора публикаций. Этот объективно измеряемый показатель позволяет легко сравнивать уровень научного потенциала кадров. Весьма полезно при окончательном решении в случае набора проходного балла по ЕГЭ сразу в несколько вузов.

Бакалавр или специалист?

Сегодня, в связи с предстоящим всеобщим переходом российского высшего профессионального образования на уровневую системуэта тема будоражит многих. Работодатель, в массе своей незнакомый с тем, что из себя представляет бакалавр, считает эту степень/квалификацию чем-то вроде недоученного инженера и при прочих равных условиях берет на работу специалиста (привычного «инженера»). Так же рассуждают и родители, тоже инженеры или специалисты по своему образованию. В 2010 году, в силу переходного периода, представлены обе альтернативы, во многих случаях можно будет поступать как на 5-летние программы специалиста, так и на программы бакалавриата по одному и тому же направлению. Можно ожидать, что при наличии обоих возможностей массовый выбор абитуриентов будет делаться в пользу пятилетних программ. И совершенно напрасно! Я не собираюсь сейчас дискутировать о достоинствах и недостатках новой и старой системы, вопрос здесь решенный, принят закон и в следующем 2011 году никакого выбора не будет – только бакалавр. Пятилетние монопрограммы специалиста сохранятся лишь по нескольким направлениям, преимущественно связанным с безопасностью человека и государства. А вот в 2010 такой выбор еще есть. Так вот, выбирая между программой специалиста и бакалавра, на мой взгляд, предпочтение следует отдавать бакалавру! Почему? По двум простым причинам. Во-первых, специалист – это 5 лет учебы, а бакалавр, это фактически 6 лет, т.к. сегодня практически все бакалавры идут в магистратуру и только единицы выходят на рынок труда. 6 лет обучения лучше, чем 5! Любой работодатель с этим согласится. Во-вторых, в силу наличия точки ветвления после 4 лет можно сменить направление и поступить в магистратуру уже с осознанным профессионально ориентированным выбором. Сегодня основная масса студентов к 4 курсу работает и о рынке труда знает не понаслышке. Поэтому к моменту завершения бакалавриата как раз хорошо поразмышлять и о возможной смене направления подготовки или даже вуза (в том числе, с переездом в другой город).

Заключение

Что бы у нас вокруг не происходило, есть одна вещь, которую у человека никто никогда не отнимет – это его знания. Знания, умения, навыки, компетенции - это капитал, который сохраняется и, в хорошем случае, приумножается  всю жизнь. Деньги и вещи можно потерять, их можно отнять. Знания – никогда. Бенджамин Франклин говорил, что деньги, вложенные в голову, неуязвимы. Поэтому надо быть спокойным и упрямым, набирать знания, готовить себя к самостоятельной жизни и помнить, что в жизни самое важное– умение обучаться и переучиваться, то есть постоянно воспринимать что-то новое. Восприимчивость к новому – качество, которое надо развивать. Жизнь состоит из череды сложных задач и точек ветвления. Умение решать задачи и принимать наилучшие решения на основе имеющейся информации, в конечном счете, и определяет жизненную траекторию и степень возможной реализации себя в профессиональной, общественной и личной жизни. Эти умения развиваются, в том числе, образованием. Хорошее образование делает человека счастливее. Я пожелал бы всем счастья.

По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Куда пойти учиться на программиста / Хабр

Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность. Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?

Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени. Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще). Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

Бакалавр, специалист и магистр

С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет). Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

Что изменилось на самом деле? В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают. При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

Прикладной и академический бакалавриат

Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

Преподавание в ВУЗе

Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:

  1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
  2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).
Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

Выбор специальности

Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).

Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).

Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи. Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

Информатика и вычислительная техника (ИВТ)

Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы). На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

Не только программист

Программная инженерия
Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.
Прикладная информатика
Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.
Бизнес-информатика
Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.
Информационные системы и технологии
Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.
Математика и компьютерные науки
Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.
Информационная безопасность
Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.

habr.com

Куда можно пойти учиться на курсы после 9 класса?

#1

Система среднего и средне-специального образования в России построена таким образом, чтобы по окончанию этих заведений выпускники занимались профессиональным родом деятельности, где требуются именно практические навыки. В пример можно привести следующие квалификации: токарь, сварщик, парикмахер, визажист.Вариантов, несмотря на относительное снижение популярности среднего образования в России, большое количество. К тому же, имеются различного рода курсы, где также можно получить определенную квалификацию.

#2

Пойти учиться после 9 класса можно в следующие заведения:- техникумы;- профессиональные училища;- колледжи;- курсы. Для четкого самоопределения необходимо иметь ввиду следующие основные аспекты выбора.

#3

Трудоустройство по окончанию учебного заведения.Пожалуй, наиболее важный аспект выбора, поскольку главная цель получения образования, причем не важно какого, - успешное трудоустройство. Здесь необходимо подходить к вопросу комплексно, учитывая следующие факторы:- наличие промышленного производства в регионе. В таком случае выбор очевиден - необходимо обучаться на рабочие специальности, типа сварщика, токаря, монтажника;- развитость инфраструктуры и сектора услуг. Здесь, к примеру, при условии того, что в регионе развиты различные виды услуг, подойдет профессия парикмахера.

#4

Возможность самореализации.Тоже немаловажный аспект, поскольку многие люди видят свое будущее исключительно в тех направлениях, где возможна самореализация. Обычно в таком случае необходимо пойти учиться на курсы, потому что на курсах зачастую акцент делается именно на развитии личности учащегося. В пример можно привести курсы изобразительного искусства, музыки, дизайна. 

#5

Главное, что нужно понимать, если выбор пал на обучение курсам - диплом уже не будет иметь статуса "о среднем образовании". Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что выбор учебного заведения - сугубо индивидуальный подход, который ко всему прочему должен учитывать и способности поступающего.

uznay-kak.ru