Глава 2. Основания и порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица по решению суда


Порядок ликвидации ООО - по решению суда, документы, срок

Прекращение деятельности юридического лица возникает после проведения процедуры ликвидации и исключения его из государственного реестра. Процедура имеет строгий перечень операций и установленный законодательством порядок действий.

Основания

Законодательно установлены добровольная (по решению учредителей) и принудительная (по решению исполнительного органа) формы ликвидации ООО.

Возможными основаниями для закрытия общества по инициативе учредителей являются:

 Проведение реорганизации  У собственников возникла потребность в изменении структуры, организационной формы или уменьшении числа предприятий
 Экономические причины  Деятельность нерентабельна и не приносит финансовые результаты
 Личные мотивы  Потребность в закрытии ООО возникла при достижении учредителями поставленной цели или иными индивидуальными обстоятельствами

Причины и основания добровольной ликвидации не оговариваются в законодательных актах, решение о закрытии принимают учредители самостоятельно.

Основания для принудительной формы ликвидации обозначены в законодательстве (ст. 61 ГК РФ). Процедура закрытия проводится по инициативе государственных (налоговых) органов или муниципалитета после вынесения судом решений.

Основаниями для определения суда служат:

  • прохождения процедуры банкротства, результатом которой стала ликвидация общества. Контроль процесса и принятие решения о ликвидации осуществляет Арбитражный суд;
  • признание недействительной государственной регистрации. Одной из причин служит нарушение требований законодательства, возникших в результате действий или бездействия должностных лиц;
  • ведения деятельности без оформления лицензии или допуска СРО, полученного после вступления в членство саморегулируемой организации;
  • осуществления противоправной деятельности или вида, запрещенного законом для коммерческих организаций;
  • нарушения некоммерческими предприятиями положений Устава, не позволяющего вести деятельность, направленную на получение прибыли и ее распределение между участниками.

Период проведения мероприятий для закрытия общества зависит от объемности обязательств и имущества. Наименее трудоемким является порядок ликвидации ооо с нулевым балансом, при котором отсутствуют имущество и долги.

При закрытии общества, не ведущего деятельность, операции проведения инвентаризации, сверок, расчетов с партнерами осуществляются в краткие сроки.

Компании, не имеющие операций, не подвергают проверке ИФНС перед составлением ликвидационного баланса. Вне зависимости от оснований проведения ликвидации процедура имеет четкий порядок действий, соблюдение которого контролируется регистрирующим органом.

Каков порядок ликвидации ООО

Начало проведения добровольной ликвидации осуществляется после принятия решения собранием учредителей.

Особенности документального оформления:

  • при числе учредителей более одного принятие решения осуществляется всеми собственниками единогласно;
  • факт принятия решения о ликвидации отражается в протоколе. Документ содержит состав голосующих участников, результат решения, обязанности директора на период ликвидации;
  • в протокол вносят пункт о создании ликвидационной комиссии в составе членов и председателя – ликвидатора. Документ определяет перечень обязанностей, порядок действий ликвидатора и комиссии.

С момента утверждения комиссии право представления интересов общества переходит к ликвидатору. В обязанности комиссии входят:

  • вести документооборот, предназначенный для внешних источников;
  • оповещать о процедуре в ИФНС, фонды, кредиторам и центру занятости;
  • проводить инвентаризацию, сверки с партнерами и мероприятия, направленные на выявление, взыскание и погашение задолженности;
  • составлять отчетность и предоставлять ее в органы.

После принятия решения о ликвидации производится уведомление ИФНС в срок не позднее 3 дней по установленной форме Р15001.

В аналогичный срок осуществляется уведомление фондов, получателей страховых взносов от заработной платы работников. Пропуск срока уведомления Инспекции влечет наложение на организацию штрафа по КоАП.

Порядок действий созданной в ООО ликвидационной комиссии:

  1. Публикация в официальном издании – «Вестнике государственной регистрации» сообщения о планируемой ликвидации. Сведения необходимы для уведомления возможных кредиторов для своевременного истребования задолженности. Дополнительно к публикации все кредиторы уведомляются отдельно, в письменном виде.
  2. Проведение инвентаризации имущества, денежных средств и задолженности дебиторов и кредиторов. Проводятся сверки взаиморасчетов с партнерами, истребование и погашение долгов.
  3. Осуществляются расчеты в бюджет. В ИФНС и фонды необходимо подать недостающие декларации, расчеты и произвести платежи.
  4. Составляется промежуточный ликвидационный баланс на действующих в периоде формах бухгалтерской отчетности. Документ должен быть утвержден собранием учредителей. Баланс формируют до проведения расчетов с кредиторами и продажи имущества. Подача промежуточного баланса осуществляется после истечения 2 месяцев с даты опубликования сообщения в Вестнике.

После уведомления ИФНС о составлении промежуточного баланса комиссия принимает дальнейшие меры по проведению расчетов и продаже имущества (при отсутствии достаточных средств для погашения долгов). Порядок погашения задолженности перед кредиторами установлен в ст. 64 ГК РФ.

После текущих платежей в порядке очередности уплачиваются:

  • суммы, положенные лицам в счет компенсации ущерба, нанесенного здоровью, имуществу граждан;
  • выплаты, осуществляемые по трудовым договорам – выходное пособие, остаток сумм невыплаченной заработной платы, компенсация неиспользованного отпуска;
  • налоги, взносы и сборы, положенные к уплате в бюджет;
  • расчеты с прочими кредиторами;
  • выплаты по неустойкам и прочим претензиям.

Порядок осуществления выплат задолженности каждой очередности возникает после полного погашения долга предыдущей очереди.

Исключение составляют выплаты, погашаемые за счет заложенного в пользу лица проданного имущества. Реализация имущества производится путем проведения аукциона.

При возникновении случая с недостаточностью сумм и имущества для полного расчета с кредиторами всех очередностей имеющиеся средства распределяются пропорционально среди участников всех очередей (при условии невозможности проведения банкротства).

Средства, не выплаченные своевременно в связи с недостаточностью сумм, считаются погашенными после утверждения ликвидационного баланса.

Если в процессе расчета кредитор не удовлетворен полученной суммой, до утверждения ликвидационного баланса лицо может обратиться в суд с иском на ООО.

Предъявление претензий после окончания процедуры ликвидации не производится. В случае возникновения остатка имущества после полного удовлетворения требований кредиторов, невостребованные активы передаются учредителям общества. Распределением занимается ликвидационная комиссия.

Какие нужны документы

При проведении процедуры ликвидации особое значение имеют уведомления, посредством которых ИФНС получает информацию о прохождения этапов. Подачу уведомлений осуществляет назначенное ООО ответственное лицо.

Для получения информации Инспекцией служит универсальная форма Р15001, позволяющая использовать ее на этапах:

  • принятия решения учредителей о проведении ликвидации. Представляется форма, заверенная нотариально;
  • создания ликвидационной комиссии;
  • составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса.

При необходимости отмены решения о проведении ликвидации форма позволяет уведомить ИФНС о прекращении процедуры.

При завершении процедуры ликвидатор представляет в регистрирующий орган заявление формы Р16001 с приложением ликвидационного баланса и квитанции об уплате государственной пошлины.

После получения документов регистрирующий орган ИФНС исключает ООО из реестра юридических лиц и по истечении 5 дней предоставляет ликвидатору свидетельство о ликвидации.

По решению суда

Инициаторами проведения принудительной ликвидации выступают официальные органы. В исключительных случаях обратиться в суд может учредитель предприятия.

Отличием от добровольной процедуры закрытия общества служит лицо, принимающее решение о ликвидации. Принудительная процедура проводится на основании судебного решения.

В компетенции суда:

  • назначать ликвидационную комиссию;
  • устанавливать срок процедуры;
  • утверждать ликвидационные балансы.

Остальные операции не имеют отличия от действий, проводимых в рамках добровольной процедуры.

Срок

Срок, требуемый для проведения ликвидации, зависит от трудоемкости процедуры и субъектов, расчеты с которыми необходимо произвести.

Не является ликвидацией передача прав одними учредителями другим лицам – выход из состава путем продажи долей уставного капитала.

Под ликвидацией понимают прекращение права заниматься предпринимательской деятельностью. Прохождение всех этапов при добровольно инициированной процедуре занимает период порядка 5-6 месяцев.

Если ликвидация осуществляется путем проведения процедуры банкротства, срок увеличивается и составляет от 10 до 18 месяцев.

На длительность периода влияет индивидуальное состояние предприятие и число этапов, назначенных Арбитражным судом.

Целью ликвидации ООО служит исключение лица из государственного реестра. В процессе проведения процедуры осуществляются расчеты с контрагентами всех уровней. После закрытия общества и прекращения деятельности претензии по долгам не принимаются учредителями.

Видео: Документы для официальной ликвидации ООО

vkadry.com

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

www.zakonrf.info

Ликвидация юридических лиц: с долгами и без

Полное описание

В настоящий момент российским законодательством предусмотрено четыре способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица.

Возможность ликвидации юридического лица по инициативе ФНС предусмотрена ст. 64.2 ГК РФ, а порядок – ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, отсутствие хотя бы одной операции по любому банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности (налоговая декларация) в течение двенадцати месяцев, предшествующих исключению юридического лица из реестра, являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом одновременное соблюдение всех условий (годичный срок, отсутствие движений по счетам, отсутствие налоговой отчетности) обязательно для принятия решения об исключении юридического лица.

Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати, вместе с которым публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, после чего такое юридическое может быть ликвидировано только в общем порядке.

При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой инспекции решение собственников организации не является обязательным. Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 1 постановления от 20.12.2006 г. № 67, следует, что юридические лица, имеющие признаки, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут быть исключены из ЕГРЮЛ вне зависимости от того, имеется ли решение собственника о ликвидации такого юридического лица.

Решение налогового органа о признании юридического лица может быть признано недействительным в судебном порядке. Как разъяснено в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 891-О-О, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица, деятельность которого связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Основанием для признания решения налогового органа недействительным является несоблюдение требований, установленных в ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 28.04.2014 г. № Ф05-3288/14 по делу № А41-38665/13 суд признал недействительным решение налогового органа о ликвидации общества, указав, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для исключения общества из ЕГРЮЛ, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку на момент совершения регистрационных действий налоговый орган располагал сведениями об осуществлении обществом своей деятельности. Как разъяснил суд, наличие условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренных законодательством, само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности с другими фактическими обстоятельствами дела.

Другой пример признания недействительным решения налогового органа, нарушавшего процессуальные правила исключения из реестра недействующего юридического лица, зафиксирован в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2014 г. по делу № А75-7621/2013, согласно которому суд признал недействительными действия налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ, указав, что налоговым органом были нарушены правила публикации сведений о принятом решении и порядок внесения записи в реестр юридических лиц. Как указал суд, в нарушение п. 3 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в публикации о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о порядке и сроке направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение.

Стоит отметить, что в большинстве случаев в признании недействительным решений налоговых органов об исключении недействующих организаций из реестра суды отказывают, так как условия и порядок исключения из реестра уполномоченным органом в большинстве случаев соблюдаются.

К примеру, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.08.2014 г. по делу № А56-27916/2013 суд установил, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, общество не представляло документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам. Таким образом, руководствуясь положениями ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд отказал в признании недействительным решения налогового органа о предстоящем исключении общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Подобные формулировки содержатся во множестве постановлений, к примеру, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2014 г. по делу № А56-65799/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2014 г. по делу № А56-57942/2013.

Основания ликвидации юридического лица в судебном порядке предусмотрены ч. 3 ст. 61 ГК РФ. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В законе указано, что перечень оснований для судебной ликвидации организации, предусмотренный в ГК РФ, не является исчерпывающим, а иные основания могут быть предусмотрены федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что при рассмотрении судом подобной категории дел, необходимо учитывать грубость, количество и устранимость нарушений, совершенных юридическим лицом.

Так, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 г. по делу № А78-5799/2012 суд, разъясняя порядок применения абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ (ныне действует новая редакция ГК с измененной нумерацией абзацев, однако смысл и содержание остались прежними) и ссылаясь на п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г., п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84, Постановление КС РФ от 18.07.2003 г. № 14-П, отметил, что в рассматриваемом случае общество-нарушитель могло быть ликвидировано в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц. Как подчеркнул суд, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Закон не возлагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона. Такие нарушения должны быть настолько существенными, что позволили бы суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества.

Ликвидация юридического лица по результатам процедуры банкротства предусмотрена ч. 6 ст. 61, ст. 65 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в ходе процедуры банкротства, а именно конкурсного производства, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, а согласно ч. 4 той же статьи, с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным. Таким образом, при завершении процедуры банкротства организации запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица вносится после завершения процедуры конкурсного производства и вынесения судом определения о завершении конкурсного производства.

При этом не стоит забывать, что согласно закону требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Чтобы не допустить ущемления прав кредиторов при завершении конкурсного производства, законодательно предусмотрена возможность обжаловать определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, в результате чего исполнение определения приостанавливается на срок рассмотрения жалобы. Таким образом, ликвидация организации по результатам завершенной процедуры конкурсного производства для такого лица неизбежна и безальтернативна. Дальнейшее рассмотрение иных процедур банкротства в рамках рассматриваемого вопроса производиться не будет.

Наконец, опишем правовые особенности ликвидации юридического лица по его собственной инициативе. Ч. 2 ст. 61 фиксирует возможность добровольной ликвидации юридического лица, основанием для которой является решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Причем с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Под обязательствами перед кредиторами в понимании названной нормы подразумевается не только задолженность перед контрагентами, но и обязательства по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

Так, согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после принятия решения о ликвидации об этом уведомляется налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации. Лица, принявшие решение о ликвидации организации, также уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. К решению о ликвидации должны быть приложены ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документы, указанные в п. «г» ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Налоговым органом, в свою очередь, в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что организация находится в процессе ликвидации. Внесение соответствующей записи исключает внесение каких-либо иных изменений в ЕГРЮЛ, государственная регистрация их изменений не допускается.

Ликвидационная комиссия публикует в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения) заявления требований его кредиторами. Кроме того, она принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Последствиями такого «неуведомления», т.е. отсутствия доказательств помещения соответствующего сообщения в определенные законом СМИ с определенной периодичностью, будет невозможность правомерного завершения юридической процедуры ликвидации, возможность признания такой регистрации недействительной в судебном порядке.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. При этом, если при ликвидации организации ликвидатор нарушил вышеуказанные правила уведомления кредиторов, то добросовестный кредитор вправе оспорить в судебном порядке запись, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, что, в частности, подтверждается на практике постановлением Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12, определением ВАС РФ от 26.10.2012 г. № ВАС-11925/12, где судом установлено нарушение обязанности ликвидатора по уведомлению кредиторов о предстоящей ликвидации, а также принципа разумной и добросовестной деятельности в интересах ликвидируемого юридического лица и кредиторов.

Отдельно стоит отметить, что при наличии вступивших в силу решений суда и принудительном взыскании задолженности в порядке 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу п.6 ч.1 ст.47 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», при ликвидации должника-организации исполнительные документы направляются в ликвидационную комиссию или ликвидатору, а исполнительное производство оканчивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, при этом все ранее вынесенные судебным приставом-исполнителем ограничения подлежат отмене.

После окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержится состав имущества, имеющегося у ликвидируемой организации, а также перечень требований как неподтвержденных судебными решениями, так и подтвержденных. Требования, удовлетворенные вступившими в силу судебными решениями, должны входить в промежуточный ликвидационный баланс независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией, а сам промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В целом, если кредитор полагает, что добровольной ликвидацией организации нарушены его права, он может защитить их подачей в суд заявления к налоговому органу о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации-должника в связи с ликвидацией, а также к ликвидатору об оспаривании его действий в части неисполнения требований законодательства при ликвидации общества.

Кредиторы также могут предъявить иск непосредственно к ликвидатору (ликвидационной комиссии) с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период добровольной ликвидации организации. Анализируя судебную практику, можно сказать, что продолжительное время шансы кредиторов на удовлетворение подобных исков были минимальны. Но с изданием постановления от 04.12.2012 г. № 9632/12 Президиум ВАС РФ сформировал новый подход к указанной проблеме.

Отдельно стоит отметить, что последние примеры из судебной практики все чаще подтверждают, что неуведомление кредитора при добровольной ликвидации – не повод оспорить запись в ЕГРЮЛ, а несоблюдение требования закона об уведомлении кредиторов не считается основанием для признания ликвидации недействительной.

К примеру, позиция ВАС РФ в определении ВАС РФ от 08.07.2008 г. № 8239/08, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 г. по делу № А21-30/2007, Дальневосточного округа от 26.08.2010 г. № Ф03-5941/2010 и Уральского округа от 18.11.2008 г. № Ф09-8480/08-С4 основана на том, что факт неуведомления кредиторов не означает, что решение о государственной регистрации ликвидации не соответствует закону, и не позволяет признать это решение недействительным. Аргументируя свою позицию, суд говорит, что при наличии непогашенной задолженности кредитор не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы знать о финансовом состоянии своего контрагента. Таким образом, часть судей считает, что кредитор сам должен принимать меры, чтобы иметь возможность предъявить требования ликвидируемому должнику в установленный законом двухмесячный или иной заявленный срок с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации».

Также стоит обратить внимание на то, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным, в результате чего добровольная ликвидация прекращается и начинается процедура банкротства, проходящая в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Следует иметь в виду, что общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила. Названное положение закона вполне логично, так как организация, желающая прекратить деятельность путем добровольной ликвидации, не может быть подвергнута процедуре санирования, наблюдения, внешнего управления из-за того, что действительная воля уполномоченных лиц была направлена именно на прекращение деятельности, которая при недостаточности имущества может быть реализована посредством именно конкурсного производства, за которым также следует ликвидация юридического лица, а не иная процедура. Так, если в процессе добровольной ликвидации будет установлен факт недостаточности имущества, то организация будет ликвидирована уже по результатам завершения процедуры конкурсного производства.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией порядке, установленном ст. 64 ГК РФ, а после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Проанализировав судебную практику, скажем, что наиболее типичные варианты злоупотребления со стороны ликвидаторов или организации, находящейся в процедуре добровольной ликвидации, заключаются в: непринятии мер к выявлению кредиторов; неуведомлении кредиторов в письменной форме о ликвидации общества; злостном уклонении от получения требований кредиторов; невключении требований кредиторов в промежуточный ликвидационный баланс; невыполнении установленной ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанности по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого общества банкротом.

Названные виды нарушений порядка ликвидации юридического лица, за исключением неуведомления кредиторов о ликвидации, свидетельствуют о нарушении положений ст. ст. 61 – 64 ГК РФ, а также ст. ст. 21, 23 Закона № 129-ФЗ, что, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12 по делу № А55-15285/2011, в силу абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ, является безусловным основанием для признания записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной.

Вместе с тем, для своевременной подачи иска о признании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной кредитор должен действовать осмотрительно и отслеживать через доступные источники информацию о своем должнике. Однако даже в случае пропуска срока на оспаривание решения регистратора о ликвидации должника кредитор вправе предъявить требование к ликвидатору или членам ликвидационной комиссии.

Если процедура добровольной ликвидации юридического лица прошла без нарушений, а запись о ликвидации не оспорена в судебном порядке, то процедура считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, действующее российское законодательство предусматривает четыре основных способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица. Ликвидация, прошедшая с нарушением процедур, установленных ГК РФ и иными законами, может быть оспорена заинтересованными лицами в судебном порядке, в результате чего запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации может быть аннулирована, а юридическое лицо – восстановлено. При этом истцу необходимо доказать обстоятельства, на которые тот ссылается.

Добросовестные и основанные на законе действия ликвидатора и регистрирующего органа, а также последовательность в действиях кредиторов – залог успешного соблюдения баланса интересов как ликвидируемой организации, так и лиц, перед которыми имеется задолженность.

Жмаков В.А.

Юридическая компания Москва

lex-pravo.ru

Ликвидация юридического лица по решению суда

Гражданский кодекс, ст 61 ГК РФ

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического предоставлено законом, в случае осуществления лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического предоставлено законом, в случае осуществления лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; 5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

Принудительная ликвидация юридического лица

Юридические лица наравне с физическими принимают участие в Гражданском обороте согласно ст.

2 Гражданского кодекса Федерации. Они обладают некоторыми специфическими признаками, которые отличают их от других организаций, созданных в сферах промышленности, производства и предпринимательства. К отличительной черте относится специальный, определенный гражданским законом регламент по образованию юридического лица и прекращение его деятельности.

Ликвидация предприятия по решению суда

Ликвидация предприятия по решению суда проводится в принудительном порядке. Постановление о принудительной ликвидации принимается арбитражным судом на основе обращения с таковым требованием заинтересованных в этом акте лиц. Добровольная – вид ликвидации предприятия, при котором данная процедура инициируется в связи с принятием решения о прекращении деятельности, которое было приято учредителями самой фирмы или соответствующим уполномоченным им органом.

Ликвидация ООО по решению суда: особенности процедуры

Для прекращения деятельности юрлица закон предусматривает несколько возможных процедур. Одна из них — ликвидация ООО по решению суда (принудительное закрытие компании).

В случае банкротства также имеет место судебный процесс, но мы остановимся только на тех случаях ликвидации, которые не связаны с выявлением признаком несостоятельности юрлица. Нормативную базу по вопросам прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью составляет Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О регистрации юридических лиц…» и «Об ООО », а также другие нормативные акты.

Основания и процедура принудительной ликвидации ООО

Помимо процедуры принудительной ликвидации допускается возможность принудительного исключения компания из ЕГРЮЛ .

что в целом влечет аналогичные с ликвидацией последствия. При использовании этого варианта достаточно лишь установить и подтвердить фактическое прекращение организацией своей деятельности. Судебный акт в этом случае не требуется.

Инициатором и исполнителем решения становится налоговый орган.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. 5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

juridicheskii.ru

Ликвидация ООО по решению суда

Опубликовано: 08.11.2017

По каким основаниям ООО ликвидируется по решению суда?

ООО ликвидируется на принудительной основе при установлении следующих фактов:

  1. Существенное нарушение норм правовых актов при ведении хозяйственной деятельности. Например, компания часто обращается к методам недобросовестной конкуренции или стремится получить статус монополиста на рынке.

  2. Невыполнение требований Закона об ООО. А именно, общество не было преобразовано в производственный кооператив или АО в течение 1-го года с момента, как количество его участников превысило 50. Также Законом об ООО поименовано еще одно основание для ликвидации общества, образованного до 01.03.98 г., в принудительном порядке – его документы не соответствуют требованиям закона и имеющиеся противоречия не устранены в срок до 01.07.99 г. Очевидно, что данное основание в наше время потеряло свою актуальность с практической точки зрения.

  3. Наличие грубых нарушений при создании ООО, которые носят неустранимый характер. Таким нарушением будет являться отсутствие на проведение сделки по созданию ООО предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если в результате создания компании возникает угроза ограничения конкуренции на рынке.
  4. Отсутствие лицензии, обязательного членства в СРО. Напоминаем, лицензии необходимы для осуществления банковской, страховой деятельности.

  5. Снижение стоимости чистых активов ООО. По итогам третьего и каждого следующего финансового года она становится меньше размера уставного капитала компании. В такой ситуации в целях предотвращения ликвидации на принудительной основе общество обязано в срок 6 месяцев по окончании финансового года выровнять размер уставного капитала и чистых активов или настолько понизить уставный капитал, чтобы его величина была меньше размера чистых активов ООО.

Кто инициирует ликвидацию ООО в судебном порядке?

Во-первых, это госорганы. Например, ФАС России – в случае несогласования с ним действий по созданию компании, если они могут стать фактором ограничения конкуренции.

Во-вторых, это налоговые органы, прокурор, Центробанк. К примеру, прокурор обращается с заявлением о ликвидации ООО при установлении фактов грубого нарушения требований закона со стороны ООО. ЦБ РФ – при отсутствии лицензии. Налоговое ведомство – при нарушении требований к количеству участников ООО.

В-третьих, непосредственно учредитель (участник) ООО. Это происходит в случае отсутствия возможностей, ресурсов для достижения целей создания общества, а также если осуществление деятельности ООО существенно затрудняется, становится невозможным.

Содержание решения арбитража о ликвидации ООО Судебное решение о ликвидации ООО содержит в обязательном порядке следующую информацию:
  1. Сведения о ликвидаторе ООО, включая его наименование, адрес местонахождения. В роли ликвидаторов ООО выступают:
  • Учредители, участники общества. Они участвуют в деле о ликвидации компании в качестве ответчика по заявлению истца или по инициативе суда.
  • Уполномоченный на ликвидацию орган согласно учредительным документам.
  • Назначенный арбитражем ликвидатор. Это происходит в двух случаях. Первый – суду своевременно не представлен ликвидационный баланс ООО, или полномочным ликвидатором не окончена процедура ликвидации ООО. Второй – при вынесении решения о ликвидации суд пришел к выводу о невозможности возложения обязанности ликвидатора на учредителей, участников общества или уполномоченный орган.
  • Сроки представления в суд ликвидатором ООО утвержденного ликвидационного баланса.

  • Сроки окончания всех действий по ликвидации ООО.

  • Правовые последствия судебного решения о ликвидации ООО

    В госреестр (ЕГРЮЛ) вносятся записи о принятии решения о ликвидации ООО, об образовании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора. Регистрирующий орган через форму Р15001 не уведомляется.

    С этого момента ООО начинает исполнять свои обязательства перед кредиторами. Последовательно формируются промежуточный и итоговый ликвидационные балансы. Оставшееся имущество компании передается ее учредителям, участникам.

    В ФНС России направляются документы, необходимые для процедуры госрегистрации факта принудительной ликвидации ООО. Это заявление формы Р16001, ликвидационный баланс. ООО считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в госреестр.

    Назад к статьям

    www.law-russia.ru

    Глава 2. Основания и порядок ликвидации юридического лица

    2.1. Основания ликвидации юридического лица

    Основания добровольной ликвидации юридического лица.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:

    - акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов ( эта или другая норма установлена в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах"6гласит: " В случае добровольной ликвидации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.";

    - общество с ограниченной ответственностью - только по единогласному решению его участников;

    Также в качестве оснований для ликвидации могут служить:

    - истечение срока, на которое создано предприятие;

    - достижение цели, ради которой оно создавалось;

    - признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

    Добровольная ликвидация предприятий - должников осуществляется во несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

    Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры.

    Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

    Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.

    Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

    Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

    Основания принудительной ликвидации юридического лица.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:

    - осуществление деятельности без надлежащего разрешения(лицензии) либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;

    - неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.

    Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше основаниям могут быть предъявлены в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Это могут быть: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и другие органы.

    В нынешней практике возникает множество проблем связанных с принудительной ликвидацией юридических лиц. В частности остро стоит вопрос ликвидации коммерческих банков. Особенно полно этот вопрос раскрыл в своей статье консультант судьи Конституционного Суда РФ В. Кузнецов. Кузнецов замечает, что Центральный банк РФ может отозвать лицензию у коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений законодательства. Отзыв лицензии совершения банком каких-либо операций и влечет за собой, как правило, его ликвидацию. Ликвидация юридического лица, в том числе и коммерческого банка, осуществляется в порядке, установленном Федерации. В соответствии с ней ликвидация юридического лица вследствие грубых и неоднократных нарушений закона или иных правовых актов может быть произведена только по решению суда.

    Ликвидация юридического лица может быть произведена также по решению учредителей либо органа юридического лица в связи с истечением срока либо достижением цели, ради которой оно создано.

    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией или действующее в форме потребительского кооператива благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным.

    Однако сам по себе факт отзыва лицензии у коммерческого банка не является ни официальным решением о признании его несостоятельным, ни официальным решением о ликвидации банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законодательства, поскольку для ликвидации юридического лица (в том числе коммерческого банка) вследствие грубых и неоднократных нарушений закона и иных нормативных актов требуется решение суда, а объявление должника несостоятельным, и последующая его ликвидация возможны только двумя способами. Первый - решение суда с последующей ликвидацией (п. 1 ст. 65 ГК РФ). Второй - совместное решение должника и кредиторов объявлен добровольной ликвидацией (п. 2 ст. 65 ГК РФ).

    Иных официальных способов признания юридического лица несостоятельным действующее законодательство не предусматривает. Более того, ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ говорит о том, что, если стоимость имущества такого юридического лица (коммерческой организации) недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Статья 65 ГК РФ, в свою очередь, в п. 3 устанавливает, что "основания признания юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве)". Однако существующая ныне практика показывает, что вслед за отзывом у коммерческого банка лицензии без какого-либо судебного решения и независимо от причин отзыва назначается ликвидационная комиссия, которая производит подсчет активов банка, рассчитывается с кредиторами и осуществляет его ликвидацию.

    Таким образом, действующее законодательство не только не предусматривает особого порядка ликвидации несостоятельных банков, но и прямо закрепляет то, что ликвидация всех без исключения коммерческих организаций, чьи пассивы превышают активы, осуществляется в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве). Следовательно, существующий порядок ликвидации коммерческих банков, когда вслед за отзывом лицензии без принятия в установленном порядке решения об объявлении коммерческого банка несостоятельным либо решения суда о прекращении деятельности коммерческого банка вследствие грубых и неоднократных нарушений им законов и комиссия, прямо нарушает ряд норм (ст. 61, 65) вступившего в действие Гражданского кодекса РФ.

    Банкротство также является одной из предпосылок ликвидации юридического лица. Пункт 1 статьи 65 ГК РФ гласит: "Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или и суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию".

    Несостоятельность (банкротство) предприятий - это неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

    Несостоятельным предприятие считается тогда, когда факт несостоятельности признан арбитражным судом либо когда предприятие -должник официально объявляет о своей несостоятельности при его добровольной ликвидации. Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

    Однако не всякое неплатежеспособное предприятие, даже при наличии у него внешних признаков несостоятельности признается несостоятельным (банкротом).

    studfiles.net

    Принудительная ликвидация юридического лица: порядок, основания

    Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований. Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.

    Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.

    Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.

    Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.

    Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.

    Основания для принудительного закрытия

    Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

    1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
    2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
    3. При признании несостоятельности организации.
    4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
    5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

    Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

    Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

    Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.

    К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.

    Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.

    Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

    Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

    прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

    • Центральный Банк РФ

    указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

    • Антимонопольный орган

    Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

    • Регистрирующие органы

    закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

    Порядок принудительной ликвидации

    Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

    1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
    2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
    3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
    4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
    5. Происходит выделение из состава других организаций.
    6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
    7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
    8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
    9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
    10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

    Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

    Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

    С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

    Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

    advocate-service.ru