Управление логистикой: 3 подхода, заслуживающие внимания. Логистика как управление это


Организация логистического управления — Мегаобучалка

Содержание и задачи управления логистикой. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания.

Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.

В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия.

Задача системы управления состоит в разрешении возникающих противоречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса товародвижения.

Управление логистикой реализуется через систему функций управления.

Функции логистического управления. Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков.

В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.

В процессе регулирования осуществляется наблюдение за ходом движения материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений в единой цепи движения материальных потоков.

При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.

Организационные структуры системы управления.Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.

В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия.

· Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.

· Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия.

· Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.

· Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.

· Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.

· Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.

· Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.

Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.

Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.

Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д.

В практике имеют место и другие варианты приспособления аппарата управления предприятием к требованиям конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.

Функции отдела логистики на предприятии.В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции:

1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.

2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д.

3. Системное администрирование – работники отдела осуществляют руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координируют деятельность подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов.

В структуре отдела логистики должны быть выделены звенья (бюро, группы), отвечающие за те или иные функции управления: составление прогнозов и планов, регулирование и контроль, проектирование и развитие системы логистики, оперативное управление и координация и другие.

Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций.

Совершенствование управления материальными потоками.В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками.

Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым про­цессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логисти­ческая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к зна­чительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнооб­разных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Вре­мя неучтенных периодов неиспользования техники и оборудова­ния увеличивается.

Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и опе­раций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслужива­ния заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в хо­де регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Большую роль играет ка­чество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

Принятие правильного тактического решения дает возмож­ность относительно быстро осуществить проверку идущих про­цессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потен­циальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

Рекомендуемая литература

1. Логистика: учебник/под ред. Б. А. Аникина – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.

2. Неруш Ю. М. Логистика. Учебник для вузов. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 389с

3. Лукинский В.С. Логистика в примерах и задачах. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 128 с.

4. Резко Г.Я. и др. Проектрование товаропроводящих систем на основе логистики. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 128 с.

5. Чуланова Г.Ю. Закупочная, транспортная и складская логистика. Основы. – Учебно-методическое пособие. – Спб.: Спб филиал ГУ-ВШЭ, 2006г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Роль и место логистики в становлении и развитии новой экономической теории………………………………………………………
1.1. Понятие и сущность логистики……………………………………
1.2. Функции и задачи логистики……………………………………..
1.3. Основные понятия логистики……………………………………..
1.4. Принципы логистики………………………………………………
2. Логистические системы……………………………………………..
2.1. Понятие логистических систем……………………………………
2.2. Проектирование логистических систем…………………………..
3. Информационная логистика………………………………………..
4. Основные методологические положения логистической концепции управления предприятием……………………………………
4.1. Закупочная логистика…………………………………………….
4.2. Логистика складирования………………………………………..
4.3. Логистика производственных процессов……………………….
4.4. Логистика распределения и сбыта……………………………….
4.5. Логистика запасов………………………………………………...
4.6. Транспортная логистика………………………………………….
5. Организация логистического менеджмента…………………….
5.1. Логистика сервисного обслуживания…………………………..
5.2. Организация логистического управления……………………..
Рекомендуемая литература…………………….…………………………....

 

 

megaobuchalka.ru

14.1. Понятие логистического менеджмента на предприятии. Основы логистики

14.1. Понятие логистического менеджмента на предприятии

Логистический менеджмент на предприятии представляет собой администрирование логистической системы, то есть выполнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ) для достижения целей логистической системы.

Функционально логистический менеджмент предполагает следующее: поддержание корпоративной стратегии предприятия путем оптимизации ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками; улучшение взаимодействия между подразделениями предприятия, обеспечивающими снабжение, производство и сбыт для устойчивой рыночной позиции предприятия как части макрологистической системы; улучшение межорганизационных взаимосвязей с контрагентами.

Важной частью логистического менеджмента является стратегический аспект, который представляет собой деятельность, связанную с постановкой целей, глобальных и общих задач для логистической системы предприятия и поддержанием взаимоотношений предприятия с внешней средой. Это дает возможность предприятию добиться тех целей, которые соответствуют его внутренним возможностям, и гибко реагировать на воздействия внешней среды.

К основным стратегическим и тактическим целям логистики относят следующие: минимизация общих логистических затрат; улучшение качества логистического сервиса; минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру; логистический аутсорсинг.

Цели в логистике представляют собой выражение конечных желаемых результатов деятельности или будущее состояние логистической системы предприятия как результат принятия управленческих решений специалистом по логистике. Выявление, формулирование и анализ способов достижения целей функционирования логистической системы осуществляется с помощью поиска различных вариантов состояния логистической системы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

7. Управление в логистических системах. Логистика: конспект лекций

7. Управление в логистических системах

В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции.

1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.

В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.

2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.

Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики.

Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистики.

Во-первых, за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.

Во-вторых, перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.

Эта деятельность разнообразна и состоит из:

1) управления внешним транспортом;

2) управления внутренним транспортом;

3) планирования и контроля процесса производства;

4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.

4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.

Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой.

Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.

5. Решать задачи индивидуальности предприятия.

Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.

Во-первых, не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.

Во-вторых, побуждают к глубокому, постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.

В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений.

И соответственно управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Управление логистикой: 3 подхода, заслуживающие внимания

В этой статье вы прочитаете о том, что собой представляет логистика предприятия, как организовать эффективное управление логистикой, а также какие конкретные функции выполняет логистика (управление поставками). Подробно об этом, а также о том, почему важна логистика в системе управления и как наладить стратегическое управление логистикой, читайте далее.

ТОП-5 самых нужных статей для коммерсанта:

Что включает в себя управление логистикой

Управление логистикой выполняет функции 3 основных групп:

1. Координация и планирование деятельности участников процесса логистики;

2. Регулирование хода выполнения работ в рамках заказа;

3. Контроль движения материальных потоков.

При реализации функции планирования и координации формируются графики и планы по движению материальных потоков в соответствиии с локальными планами подразделений, разработкой целей управления, формированием критериев оценки по их достижению, координируя работу всех подразделений для выполнения установленных целей.

Регулирование предполагает контроль движения материальных потоков. В случае отклонений от установленных графиков и планов предпринимаются соответствующие меры для их устранения, связывая действия подразделений, отвечающих за движение материальных оттоков, с разработкой мер для ликвидации и предотвращения нарушений.

Как происходит управление логистикой

В  числе наиболее распространенных вариантов организации процессов логистики в деятельности современных предприятий следует выделить:

  1. Распределение логистических функций между отделами. По мнению некоторых топ-менеджеров, им не нужны отделы логистики либо отдельные логисты. Ведь основные функции логистики распределяются по отделам либо сотрудникам предприятия. Если на предприятии нет логистического отдела, необходимо идеально отладить эти процессы, если они распределены по другим отделам. В противном случае будут постоянно увеличиваться сопутствующие издержки логистики. Эти функции можно делегировать в обязанности своих заместителей.

  2. Собственное подразделение логистики. В компании работают логистические отделы с установленной структурой, функциями. При расширении компании некоторые руководители решают организовать независимое подразделение логистики.

  3. Аутсорсинг  в логистике – для выполнения задач привлекаются сторонние специализированные предприятия.

С логистикой вполне справится отдел заказов

Сергей Балашов, генеральный директор ООО «Прайм-ТВ», Москва

В некоторых компаниях служба логистики преобразована в отдельный дивизион. Но это вовсе не обязательно. Координировать потоки данных и налаживать взаимодействие отделов могут также другие подразделения организации, в частности, отдел заказов.

Предположим, что логистикой в производственной компьютерной компании руководит начальник отдела заказов. Отдел обеспечивает контроль прохождения товаров на этапах от приема до отгрузки. Расписать весь процесс можно по следующему алгоритму:

– поступление информации от клиента отделу заказов;

– при наличии товара на складе, соответствующая информация направляется в сборочный цех. Если необходима закупка товара, данные будут направлены отделом заказов в отдел закупки;

– отделом закупки у поставщиков уточняется информация о цене заказанной продукции. Полученные сведения отправляются в отдел заказов;

– запрос отдела заказов у бухгалтерии сведений о наличии свободных денежных средств;

– счет на оплату направляется в бухгалтерию;

– поступление сведений о готовности заказа и отгрузке из отдела заказов в отдел продаж.

Следовательно, отдел заказов обеспечивает координацию деятельности нескольких подразделений одновременно. Такая организация предполагает:

– менеджерам по продажам будет проще контролировать стадии и сроки выполнения заказа своего клиента;

– отделу закупки поступают оперативные сведения о товаре, который нужно закупать, про наличие соответствующих финансов.

Если управление логистикой требует отдельной службы

Не нужно организовывать отдел логистики лишь ради модных тенденций, это лишь негативно скажется на деятельности предприятия. Гендиректору нужно четко формулировать поставленные задачи перед новым подразделением предприятия. И убедитесь, что сотрудникам понятны задачи этого департамента.

Кто работает в отделе логистики. В отделе логистики предполагаются несколько обязательных уровней управления. Входит в неё определенная часть администрации, которая ответственна за принятые решения, и штатные сотрудники.

В отделе логистики работают следующие специалисты:

– исполнительный директор по логистике; один из заместителей гендиректора либо член совета фирмы;

– менеджеры, которые ответственны за деятельность подчиненных и отделов;

– группы реализации отдельных проектов логистики; планируют новые центры по распределению конечной продукции, организовывают новые и расширяют существующие платформы логистики, формируя дизайн проектируемых информационных логистических систем;

– управляющие персоналом; занимаются оперативной работой, отвечают за центры распределения продукции, доставку материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, с их упаковкой и хранением.

Существуют несколько самых распространенных способов формирования групп реализации отдельных проектов логистики – в том числе самостоятельные и внутри службы логистики:

– функционирование групп в виде неотъемлемой части в составе службы логистики на предприятии;

– существуют группы в виде  самостоятельных, отдельных подразделений со своим персоналом, организованы на предприятии, выполняя определенные функции системы логистики;

– оперативное формирование групп из персонала, который задействован в отдельных сферах деятельности логистики.

Любая промышленная компания, которая стремится обеспечить высокую эффективность производства, закупок, хранения, складирования и формирования запасов, распределения конечного готового продукта, с правильно организованной службой логистики.

Как внедрить отдел логистики: пошаговая инструкция

Первый шаг. Определение в структуре компании подходящего места для отдела логистики. Нужно определить место логистики, степень её влияния на весь бизнес с оценкой общей роли логистики – удобнее всего для этого основываться на сбалансированных показателях:

1. Финансы: какие показатели планируете обеспечить для соответствия ожиданиям акционеров и кредиторов;

2. Клиенты: как должна вестись работа компании с клиентами, чтобы добиться их лояльности;

3. Бизнес-процессы: какие из процессов и каким образом должны оптимизироваться, чтобы выполнять стратегию развития, конкурентную стратегию предприятия;

4. Потенциал: над развитием каких компетенций нужно работать с целью оптимизации процессов.

По данным анализа схемы можно утверждать – прибыль компании будет возрастать, если удастся полностью удовлетворить потребности текущих клиентов с оптимизацией издержек компании на всех этапах цепочки поставок. В итоге вы или сможете определить миссию и цель подразделения логистики, или решите – несогласованность целей компании и целей подразделения может стать причиной упущения потенциальной прибыли.

Второй шаг. Определяем управляемые процессы отдела логистики. Отдел логистики решает ряд основных функций – прогнозирует спрос, управляет запасами, логистические коммуникации, грузопереработка, определение мест для организации производственных помещений, складов, налаживая логистики возвратных потоков, обрабатывая заказывая, обеспечивая снабжение, складирование и хранение. Генеральному директору предстоит оценить, как каждая функция будет влиять на бизнес-процессы предприятия. На основе этого анализа может быть установлен спектр обязанностей и полномочий в деятельности логистов. На выходе должен получиться перечень управляемых бизнес-процессов, список полномочий и обязанностей сотрудников отдела логистики.

Третий шаг. Определяем стратегические цели отдела логистики. Предстоит определить целевые показатели предприятия, задавая пути их достижения с учетом ресурсов подразделения логистики. Как вариант – создается согласованный стратегический план в работе подразделения логистики.

Четвертый шаг. Формируем организационную структуру. Генеральный  директор должен учитывать – зависит реализация любых задач непосредственно от сотрудников. Следовательно, для формирования структуры необходимо четкое осознание, какие необходимы специалисты. Вам следует разработать согласованную организационную структуру, обучение персонала, план заполнения вакансий, матрицу требований к должностям.

Пятый шаг. Формируем бизнес-процессы. На  этом этапе руководитель должен формализовать ключевые процессы, регламентируя все процедуры, чтобы по возможности работа всего подразделения не зависела от отдельных сотрудников.

Шестой шаг. Решаем стратегические задачи. После успешного выполнения первых 5 шагов можно заняться текущим режимом работы – решая возникающие тактические и стратегические задачи. Периодически нужно обеспечивать контроль общей эффективности работы.

Как внедрить логистическое подразделение в структуре холдинга

Тимур Стукалов, генеральный директор компания «Бородино-Логистик», Москва

В структуре холдинга «Бородино» действовал отдел логистики, объединяющий 4 подразделения – транспортное, производственное, отдел экспедиции и складской логистики. Президент концерна в апреле 2005-го года принял решение о преобразовании отдела в логистический дивизион. Планировалось при этом предоставлять также услуги для внешних клиентов. Формировалась структура подразделения по следующей схеме. У меня в непосредственном подчинении были бухгалтерия и 2 заместителя – по транспортной и складской логистике.  Заместитель по складской логистике занимается руководством отделами складской и производственной логистики. В подчинении заместителя по транспортной логистике – отдел экспедирования грузов и отдел транспортной логистики.

Отдел логистики ранее обеспечивал транспортные услуги для московского холдинга, являясь представителем в регионах. Расширение холдинга сопровождалось добавлением еще 3 задач – оптимизация складского хранения, выполнение внешних контрактов и обучение эффективному управлению информацией.

Для успешного решения поставленных задач был предпринят комплекс мер:

1. Разработка инвестиционного проекта, направленного на оптимизацию склада.

2. Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменение складской топологии, появление современного ПО.

3. Приобретение программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции за счет этого смог ежедневно выполнять до 500 заказов.

4. Координирование планов продаж и производства. В нашей компании утверждается ежемесячный план продаж по результатам данных от всех торговых домов холдинга, поступающих в общий распределительный центр предприятия.

5. Формирование оптимального гарантийного запаса. Планирование продаж ведется с учетом сезонных факторов, прогнозированием спроса.

6. Приобретение корпоративно-информационной системы, а также ее интеграция с складской системой.

7. Начали предоставлять услуги логистики для сторонних предприятий.

Что собой представляет аутсорсинг в управлении логистикой

Аутсорсинг в логистике – это передача процессов логистики для выполнения сторонней компании. Этим исполнителем может стать одна фирма либо группа компаний. Суть данного процесса предполагает снижение затрат предприятия.

Какого оператора выбрать. В сфере логистики распространено использование специфической терминологии для оценки компетенции логистического оператора. Поэтому нужно учесть особенности данной терминологии:

1PL — независимая автономная логистика. Грузовладелец сам выполняет соответствующие операции.

2PL – предоставляются традиционные услуги складского управления, транспортировки груза.

3PL – стандартный перечень услуг дополняется выполнением других операций, в числе которых перегрузка, обработка груза, складирование и пр.

4PL – интеграция всех фирм, вовлеченных в цепь поставок. Данный лог-провайдер планирует, управляет и контролирует все логистические бизнес-процессы компании-заказчика для расширения бизнеса и решения стратегических целей.

5PL – менеджмент всех компонентов, которые входят в единуб цель поставок продукции, используя электронные инструменты обработки данных.

Как выбрать логистического аутсорсинга. Особого внимания заслуживает эффективность работы оператора. Зависит эффективность от ряда факторов, различающихся у разных операторов.

1. Стоимость. Нередко будущие заказчики руководствуются ценами услуг. Но это не всегда правильный выбор. Ведь технология услуг во многом зависит от объема грузопотока, частоты прихода машин, структуры поставок и прочих факторов. Поэтому обычно устанавливаются средние тарифы, которые могут варьироваться в зависимости от проекта.

2. Скорость исполнения. Ориентируйтесь на нормативы по отдельным типам операций, которые должны быть установлены у каждого профессионального оператора.

3. Точность составления заказа. Данный параметр тоже зависит от особенностей бизнеса.  Эффективность каждого оператора следует оценивать через призму особенностей и потребностей бизнес-процессов потенциального предприятия. Лишь по результатам комплексного анализа может делаться оптимальный выбор.

Что учесть при выборе оператора:

1. Не является ли компания фирмой-однодневкой?

2. Репутация компании и руководителя.

3. Наличие необходимых лицензий.

4. Наличие собственных активов.

5. Имеет ли постоянный офис?

6. Содержится ли в рейтингах?

7. Входит ли в профессиональные ассоциации и союзы?

8. Имеет ли допуск к системе международных дорожных перевозок?

9. Наличие национального либо международного сертификата качества.

Плюсы и минусы аутсорсинга в логистике

+ Постоянная безотказная работа.

+ Высокая прозрачность.

+ Аутсорсера гораздо проще сменить по сравнению со сменой персонала.

+ Повышенные стандарты качества предоставления услуг, учитывая привлечение профессионалов своего дела.

+ Снижение уровня налоговой нагрузки.

– Аутсорсер может не соблюдать договор,  вероятность некачественных услуг.

– Законодательно не устанавливаются и не регулируются различные процессы аутсорсинга.

– Риск утечки конфиденциальных данных о вашей компании.

– Не обеспечивается полный контроль работы персонала стороннего предприятия. 

Аутсорсинг в логистике – хорошо, но еще лучше работать напрямую с поставщиками

Дмитрий Рыжков, генеральный директор компании «Рубин ТК», Москва

Мы смогли выделить логистические функции нашего предприятия, передав дела на аутсорсинг. Случилось это, когда нашему предприятию понадобились услуги распределительного центра по определенному ассортименту, по которому предоставлялись солидные скидки от поставщика. Но нам выгоднее, чтобы поставщики занимались доставкой.

При появлении варианта с хорошими скидками от поставщика, мы направляем запрос логистам. У нас установлены четко согласованные схемы работы с утвержденными прайс-листами и договорами. Если логисты могут обеспечить доставку и обработку груза по всей сети, при меньших тратах (хотя бы на  1%), то мы готовы к данной сделке. При наших объемах это довольно весомая экономия.

Контролем логистических издержек в нашей компании занимается коммерческий директор.

3 совета как сократить издержки на управление логистикой

  1. Пересмотрите работу логистической службы. Логистика в компании обычно выстраивается по принципу «так сложилось», а не определенному плану. Но даже при ведении работы по плану специалисты рекомендуют ежеквартальный пересмотр основных функций отдела, чтобы установить – не лишилась ли одна из них актуальности. За счет такого пересмотра выявляется множество точек, которые предполагают трату времени и финансов компании. При создании в компании логистической системы с четкой структурой, понятным контролем, KPI, сразу удастся заметить эффект. Далее предстоит заняться оптимизацией лишь отдельных функций.

  2. Пересмотрите управление запасами. Следует рассчитать необходимый объем складских запасов, объем товаров, находящихся в пути, минимальный страховой запас, с составлением графиков поставок и оплаты счетов – удастся значительно уменьшить издержки.

  3. Планирование транспортировок. Необходимо, прежде всего, обеспечить надежность транспортировок по сохранности и срокам. За счет этого транспорт может использоваться в качества склада на колесах, со значительным сокращением расходов на хранение. Чтобы сократить издержки на транспортировку, необходимо не столько настаивать на скидках от перевозчиков, сколько грамотно организовать планы. Самый эффективный вариант для сокращения стоимости автомобильных перевозок – загрузка в 2 конца. Второе место по эффективности – обеспечивать стабильные загрузки согласно графику.

  4. Правильный выбор поставщика услуг логистики. Здесь тоже нужно критически относиться к «старым привязанностям», с постоянным изучением предложенных цен и услуг.

Оптимизация логистики: 5 причин о ней задуматься

Роман Кикоть, операционный директор, «Бета продакшн»

Процессы товародвижения могут менять направление и скорость для различных этапов цепочки продаж. Необходимо чтобы происходила оптимизация логистических процессов построением системы управления поставками, упаковкой, комплектацией, организацией доставки продукции. Следует отметить 5 ключевых факторов, из-за игнорирования которых интернет-магазин может столкнуться с убытками в сфере логистики:

  1. Приемка и хранение товара. Нужно четко знать, какой товар, в каком объеме и когда поступил на склад, сколько сейчас его имеется, когда будет появляться в следующий раз.

  2. Точность комплектации заказов. Перепутанные товары в заказе предполагают потери денег.

  3. Скорость выполнения заказа. Чем быстрее ритейлер отправит заказ и получит средства, тем будет лучше.

  4. Обработка возвратов. Тоже крайне важное условие. Четкая и быстрая обработка возвратов способствует экономии на закупках.

  5. Сроки. При размещении заказа покупателю важно быть уверенным, что получит нужный товар в установленные сроки. Достичь такого результата без отлаженных процессов логистики невозможно.

Информация об авторах и компаниях

Сергей Балашов, генеральный директор ООО «Прайм-ТВ», Москва. ООО «Прайм-ТВ» предлагает решения по организации собственной системы аудио- или телевещания в Интернете. Система позволяет владельцу аудио- или видеоконтента организовать его трансляцию через Сеть. Компания помогает в организации студии (при ее отсутствии), создании интернет-портала и трансляторной системы.

Тимур Стукалов, генеральный директор компания «Бородино-Логистик», Москва. Начал профессиональную деятельность в области логистики в 1998 году. В 2004 году получил сертификат Европейской логистической ассоциации (European Logistics Association — ELA). Возглавлял департаменты логистики в торгово-производственных холдингах численностью более 3000 человек.

Роман Кикоть, операционный директор, «Бета продакшн». «Бета продакшн» — фулфилмент-оператор, специализирующийся на предоставлении комплекса услуг в сфере дистанционной торговли. Осуществляет поставку, хранение на собственных складах, обработку, упаковку и доставку заказа конечному покупателю (с возможностью возврата). Складские площади в Москве составляют более 25 000 кв. м. Официальный сайт —http://betaproduction.ru.

Дмитрий Рыжков, генеральный директор компании «Рубин ТК», Москва. Компания «Рубин ТК» входит в состав торгово-промышленной группы компаний «Руспродхолдинг». В структуре группы занимается розничной торговлей, доводит продукцию, в том числе изготовленную собственными предприятиями группы, до конечного потребителя. В 2000 году была создана торговая сеть «Страна Геркулесия». 

Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!

www.kom-dir.ru

что необходимо знать каждому директору

Среди наиболее распространенных видов организации логистических процессов на современных предприятиях стоит отметить:

 

1. Распределение логистических функций между отделами. Некоторые топ-менеджеры утверждают, что им не требуются отделы логистики или даже отдельные логисты; основные функции распределяются по отделам либо сотрудникам организации.

2. Собственное подразделение логистики. В компаниях действуют логистические отделы с четко регламентированными функциями, структурой. Когда компания расширяется, некоторые руководители решают создать независимое подразделение логистики.

3. Аутсорсинг – привлечение для выполнения задач специализированные компании.

 

Распределение задач по управлению логистикой между отделами

 

Если в компании не предусмотрен логистический отдел, данные процессы должны быть идеально отлажены, если распределить их по отделам. В противном случае будут стабильно возрастать сопутствующие издержки в сфере логистики. При такой иерархии компании директор вынужден будет контролировать взаимодействие между отделами самостоятельно, принимая меры по снижению издержек. Можно  данные функции делегировать своим заместителям. Или же альтернативой может быть аутсорсинг.

 

Рассказывает практик

 

Ольга Жарова, Заместитель Генерального Директора сети супермаркетов «Наш магазин», Омск

 

Логистика заключается в управлении потоками: финансовыми, товарными, информационными, транспортными и пр. - невозможно их выделить и поручить управлять только одному конкретному подразделению организации.

 

Управление логистикой в нашем случае возложено на департамент торговли, который включает:

 

1. Отдел категорийного менеджмента, в спектр его задач которого входят товарные категории, соответственно, и управление потоками товаров от этапа закупок непосредственно до продаж.

 

2. Отдел логистики, который занимается координацией транспортных потоков, в его задачи входит и управление складскими запасами компании.

 

В нашей компании обусловлено расширение зоны ответственности подразделений неотделимостью маркетинговой задачи и логистической функции по контролю заказа и движения товара от поставщика потребителю.

 

Другим важным нюансом является расширение предприятия. Чем крупнее оказывается компания, тем больше количество структурных подразделений. Мы сейчас работаем в одном городе, однако при выходе в регионы будут вноситься изменения в общую структуру. В том числе будет происходить пересмотр функций подразделений. Возрастает при этом роль специалистов по логистике.  Однако не уверена, что мы переименуем соответствующий отдел в департамент логистики. 

 

Когда управление логистикой требует отдельного департамента

 

Нельзя создавать отдел просто ради следования модным тенденциям. Это лишь приведет к негативным последствиям для компании и её бизнес-процессов. Гендиректор должен четко формулировать задачи, которые будут поставлены перед новым подразделением компании. И необходимо будет убедиться, что сотрудники понимают поставленные задачи департамента. Говорим, в первую очередь, о компаниях, структура которых содержит несколько отделов – закупки, производственный, транспортировки, сбыта и пр. А также компаниях, которые регулярно сталкиваются с проблемами координации разных служб, либо при составлении планов реализации.

 

Главной задачей в работе логиста является координация всех отделов компании, получение и анализ информации, относящейся к товарному потоку. Специалисты по логистике также занимаются уменьшением издержек на каждом этапе конкретного бизнес-процесса, координируя планы по производству, закупкам, продажам. Логисты также оказывают помощь в оптимизации финансовых показателей, деятельности склада, транспорта, производства. При возникновении сбоя на каком-то из этапов работы (незапланированные расходы, задержка товара и пр.) его можно считать ошибкой логиста.

 

Бизнес с расширением организации становится многопрофильным, поэтому целесообразно будет создание отдельной компании логистики.

 

Логистическое подразделение в структуре холдинга

 

Структуре холдинга «Бородино» действовал в  отдел логистики, в состав которого входили 4 подразделения: складской, транспортной, производственной логистики, а также отдел экспедиции. Президент компании решил преобразовать отдел в логистический дивизион. В его планы входили и предоставление планов для внешних клиентов. Раньше отдел логистики специализировался на транспортных услугах для холдинга в столице и представительств по регионам. С расширением холдинга потребовалось решение еще 3 основных задач – обучение эффективному управлению информацией, оптимизация хранения на складе, выполнение внешних контрактов.

 

Для успешного выполнения новых задач можно руководство холдинга предприняло комплекс мер:

 

  • Был создан инвестпроект оптимизации склада.
  • Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменения топологии склада с новым программным обеспечением, снизив издержки по хранению дополнительно на 20-40%.
  • Покупка программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции в результате смог выполнять до 500 заказов ежедневно. Отдел транспортной логистики выполняет порядка 2 тыс. заявок в месяц.
  • Координация планов по производству и продажам. Действует в компании ежемесячный план продаж, с поступлением данных из всех торговых домов холдинга в общий распределительный центр компании.
  • Разработка оптимального гарантийного запаса. Продажи планируем с учетом сезонных факторов, с прогнозированием спроса.
  • Начали предоставлять услуги логистики для других компаний.
  • Принято решение о покупке корпоративно-информационной системы, она была объединена со складской системой. Все подразделения холдинга сейчас присылают данные в форме отчетов.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва

 

Целесообразной будет создание отдельной логистической службы в двух случаях:

 

1. Когда Генеральный Директор выполняет свои непосредственные обязанности – стратегическое развитие компании, не желая заниматься планированием перемещения товаров.

 

2. Если логистика продолжает дорожать, с необходимостью оптимизации – когда проанализировав ситуации, понимаете, что вам самостоятельно либо одному логисту не удастся справиться со всем объемом логистики.

 

Кроме того, в активно развивающейся либо крупно компании директор не может самостоятельно контролировать полностью цепочку поставок, учитывая многоаспектность процессов и множество поставщиков.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Алексей Киселев, Генеральный Директор ООО «Фарватер-М», Москва

 

Производитель обязательно должен располагать отделом логистики – это позволит привлечь клиентов благодаря дополнительному сервису. Многих покупателей пугает схема сотрудничества по EXWP, когда они вынуждены самостоятельно планировать всю логистику, включая страхование груза при доставке с сопутствующими затратами, и непосредственно складированием. В результате покупатель сталкивается с переплатами за свой заказ на уровне 5-50%.

 

Однако, если ваша компания выступает в роли покупателя по схеме EXW, также необходимо планировать управление логистикой компании.  В таком случае не придется отдавать свою прибыль для сторонних перевозчиков. Возникали в личной практике ситуации, когда компания из-за банального непонимания цен на доставку теряла до тысячи долларов на каждом вагоне.

 

Управление логистикой компании, свой отдел на предприятии иногда позволяет не только сократить издержки, но также предоставлять дополнительный сервис, позволяя привлекать имиджевых клиентов.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва

 

Вопрос управления логистикой компании в бизнесе возникает, когда начинается работа организации через распределительный центр. Благодаря подобной схеме можно:

 

  • Занять площади магазинов товарными запасами.
  • Сократить расходы на транспорт (перевозка всех грузов одной машиной).
  • Логистические затраты поставщиков – предоставляя благодаря этому скидки для розничных операторов.
  • Хотя при ошибках в управлении логистикой компании могут проявиться и определенные недостатки:
  • Утрата товара в распределительных центрах – в результате боя, воровства либо при перегрузках.
  • Опасность роста издержек (для обслуживания транспорта, покупки топлива и пр.).
  • Ограниченный ассортимент (скоропортящимися товарами невозможно оперировать).

 

Вполне вероятно, по этим причинам в последнее время отмечается снижение ассортимента в работе розничных операторов через распределительные центры, всё предпочтительнее сейчас прямые договоры.

 

Кому подчиняется логист

 

Руководитель логистического отдела при любых размерах компании должен быть в подчинении напрямую первому лицу предприятия. Если руководить логистом будет коммерческий директор, возможно лоббирование интересов определенного отдела.

 

Рассказывает практик

 

Илья Тощенко, Руководитель отдела Supply Chain Department компании «Нутриция», Истра (Московская обл.)

 

Отдел логистики у нас сначала подчинялся директору компании по продажам, далее – директору по производству. Продолжалось развитие компании, и в определенный момент приоритетной задачей оказался контроль операционных процессов. Гендиректор пригласил меня как консультанта, сначала приходилось тратить множество времени для полноценного налаживания взаимодействия работы отделов. Приходилось доказывать пользу для компании при организации логистики по принципу supply chain management.

 

Планировал организовать процессное управление логистикой компании, информацией и запасами. Поэтому было принято стратегическое решение о расширении работавшего отдела логистики до подразделения. Сейчас продолжается изменение структуры нашего отдела. Выражаю мнение, что работать в подразделении должны 7 специалистов по логистике. Из них трое занимаются функциональным управлением:

 

  • Клиентским сервисом.
  • Спросом и входящей логистикой.
  • Складом и транспортом.

 

Также один менеджер выступает в роли куратора логистики в регионе. Трем другим предстоит процессное управление – включая информационную поддержку, инновации и системные процессы в работе компании.

 

Полномочия логиста

 

Можно говорить о бесперспективности работы логиста с совещательным голосом в управлении. Генеральный Директор при создании нового отдела логистики должен предоставить ему достаточные полномочия на самостоятельные решения. 

 

Говорит Генеральный Директор

 

Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва

 

В нашей компании работает классический отдел логистики. Обеспечивает контроль доставки и перевозки грузов. В том числе логисты занимаются обработкой информации, заказом подходящего транспортного средства – контейнера, автомобиля, вагона. Для самой перевозки обращаемся к сторонним организациям.

В цепочку поставки входит маркетинг (с изучением, что и где необходимо получить), закупка, планирование, перемещение материалов и сырья для производства, отгрузка готовой продукции для клиентов. Ошибка на одном из этапов приводит к серьезным финансовым последствиям. Дорого это для нас еще и потому, что производилось планирование на квартал вперед, поэтому порядка двух месяцев оказывается промежуток между заказом и доставкой. Следовательно, невозможно обойтись без делегирования полномочий. но при этом каждой службе необходимо понимать, в каком состоянии сейчас заказ.

 

Когда у всех нет понимания полной картины, каждый занимается решением только своей задачи, что приводит к неправильной расстановке приоритетов. Без совместного участия действия отделов могут не приносить ожидаемый результат.

 

Для решения таких проблем раз в неделю собираю комитет по планированию, включающей директора отделов продаж, планирования, закупки и логистики. Также стремлюсь предоставить максимальную доступность информации, чтобы сотрудники были достаточно информированы. Для этого вводим в последние 2 года информационную систему на базе Axapta, позволяющую обслуживать всю цепочку поставки. У авторизованного пользователя есть возможность увидеть состояние заказа на каждом этапе.

 

Передача логистики сторонним организациям (аутсорсинг)

 

Логистические операции порой выгоднее передавать на аутсорсинг. Сторонним компаниям обычно доверяется ряд таких задач – упаковка, управление закупками, складирование, транспортировка товаров, информационная поддержка и пр.

 

Говорит Генеральный Директор

 

Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва

 

Нам удалось выделить логистические функции компании, они были переданы на аутсорсинг одной из структур нашего холдинга. Случилось это, когда потребовались услуги распределительного центра по определенному ассортименту, на который поставщиком предоставлялись довольно весомые скидки. Однако нам выгоднее выполнение доставки непосредственно поставщиками.

Когда появляется возможность договориться о неплохой скидке с поставщиками, сразу обращаемся к логистам. Действуют отработанные схемы сотрудничества с ними, согласованные прайс-листы, договоры. В частности, цена по одному договору непосредственно зависит от объема поставок. Если логистам удастся наладить доставку с последующей обработкой продукции по всей нашей сети, вкладываясь в меньшую сумму (хотя бы на 1 процент), мы решаем осуществить сделку. Ведь у нас такие объемы, что экономия получается внушительной.

 

Контролем логистических издержек в работе нашей компании занимается коммерческий директор. 

 

Этапы реорганизации логистики

 

Перед реструктуризацией либо организацией логистического подразделения гендиректор должен определить общее место подразделения в самой компании, степень влияния логистики на стратегические цели, сформировав стратегический план развития данного подразделения. В противном случае работа подразделения будет ограничиваться только рамками текущих рутинных операций.

 

Первый шаг. Необходимо определить место логистики, степень влияния на бизнес в целом. Необходимо оценить общую роль логистики, степень её влияния на бизнес – для этого удобнее всего использовать сбалансированные показатели. Разделяются все бизнес-процессы по следующим элементам: (см. рисунок):

 

 

1. Финансы: какие показатели планируете обеспечить, чтобы соответствовать ожиданиям своих кредиторов и акционеров;

2. Клиенты: как компания должна работать с клиентами для уверенности в их лояльности;

3. Бизнес-процессы: какие процессы и каким образом подлежат оптимизации для выполнения стратегии развития и конкурентной стратегии компании;

4. Потенциал: какие компетенции нужно будет развивать для оптимизации процессов.

 

Анализ схемы позволяет утверждать – компания будет увеличивать свою прибыль, если удастся:

 

  • в полной мере удовлетворять потребности имеющихся клиентов;
  • оптимизация издержек на всей цепочке поставок.

 

Результат: определены цель и миссия работы логистического подразделения.

 

Риски: несогласованность целей подразделений и целей всей компании может привести к упущению потенциальной прибыли.

 

Второй шаг – необходимо определить управляемые процессы. Отдел логистики занимается рядом функций – управлением запасами, прогнозированием спроса, грузопереработкой, логистическими коммуникаций, определением мест для складов, производственных помещений, обработкой заказов, логистикой возвратных потоков, снабжением, складированием и хранением. Гендиректор должен оценить, как каждая функция влияет на бизнес-процессы. По данному анализу может быть установлен спектр полномочий и обязанностей в работе логистов.

 

Результат: получается список управляемых бизнес-процессов, перечень обязанностей и полномочий сотрудников отдела логистики.

 

Риски:  недостаточный контроль ключевых функций может привести к потере прибыли.

 

Третий шаг – определить стратегические цели. Нужно определить целевые показатели компании, задать пути их достижения, учитывая ресурсы логистического подразделения.

 

Результат: создание согласованного стратегического плана в работе логистического подразделения.

 

Риски: Отсутствие фокусировки на ключевой цели компании может привести к потере прибыли, нечетко заданные пути развития могут стать причиной «размазывания» ресурсов.

 

Четвертый шаг – формируем организационную структуру. Гендиректору необходимо помнить – зависит реализация любых задач от сотрудников. Поэтому необходимо при формировании структуры четко осознавать, какие специалисты нам понадобятся.

 

Результат: разработка согласованной организационной структуры, плана заполнения вакансий, обучения персонала, матрицы требований к должностям.

 

Риски в виде несоответствия данных матрицы полномочий и обязанностей с реальной организационной структуры, проблемы недостаточно тщательного контроля процессов со стороны гендиректора, слабая эффективность коммуникаций.

 

Пятый шаг – формализация бизнес-процессов. Руководителю на данном этапе необходимо формализовать ключевые процессы, с регламентацией всех процедур – чтобы по возможности не было зависимости работы подразделений от отдельных работников.

 

Результат: организация согласованных формализованных процедур.

 

Риски: сохраняется зависимость от работника, неформализованные и несогласованные стандарты работы могут негативно сказываться на эффективности.

 

Шестой шаг – решаем стратегические задачи. Успешное выполнение первых пяти шагов позволит подразделению переходить на текущий режим работы – начиная решать стратегические и тактические задачи. Следует периодически контролировать эффективность работы.

 

 Источник: www.gd.ru

www.logists.by

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В НАЧАЛЕ XX в. ЛОГИСТИКА СТАЛА НАУКОЙ БЛАГОДАРЯ ВОЕННОМУ ДЕЛУ, включающему планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, строительство мостов и дорог. Искусными логистиками считаются знаменитые полководцы – генералиссимус А. Суворов, фельдмаршал М. Кутузов, маршал Г. Жуков. Со временем логистика перешла и в сферу экономики, хозяйственной практики, оформившись как теория управления товарно-материальными ресурсами вначале в обращении, а затем и в производстве товаров. Была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта, ставшая основой развития, в частности, европейской транспортной системы стран Евросоюза.

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до потребителя. Для управления движением материального потока необходимо знать способы воздействия на этот поток: выбор транспортного средства, оптимального маршрута перевозки, определение оптимального уровня запасов на складах, выбор количества и территориального расположения складов и оптовых баз, определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и т.д.

Основным критерием оптимального управления движением материального потока служит повышение конкурентоспособности за счет снижения расходов по продвижению грузов, оптимизации запасов на всем пути следования, сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю, повышения качества сервисного обслуживания потребителей.

Применение логистики объясняется рядом причин. Выделим основные три:

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не только самому товару, но и качеству его поставки. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути.

2. ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ энергоносителей вынудило искать методы повышения экономичности перевозок, потребовало согласованных действий всех участников логистического процесса.

3. ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили управлять материальными потоками на всех этапах их перемещения. Глобальные компьютерные сети способствовали развитию отраслей, занятых оказанием услуг в области логистики.

В 1991 г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина: "Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов".

Логистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные, региональные, межрегиональные, транснациональные и глобальные. По объектно-функциональному признаку - логистические системы группы предприятий, одной или нескольких отраслей, ведомственные, торговые, военные и т.п. Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходит через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь пластиковой бутылки с "Джермуком" также довольно тернист. Для всех этих цепочек деятельности применяются разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят - "процесс", когда подчеркивается маркетинг - "логистический канал"; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин "цепочка ценности", когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о "цепочке спроса", когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин - "цепь поставок".

Цепь поставок - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченной по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и затрат. Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с начала до конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов. Самый простой способ представить цель поставок - показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.

ПРЕДЫДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО УРОВНЯМ ПОСТАВЩИКОВ. Поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня и т.д. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня, а получающие продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. - до конечных потребителей.

Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть - оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть - магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть - непосредственно потребителям, пользуясь своими веб-сайтами. Общая цель поставок разделяется, один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями.

Материальный поток, двигаясь через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Сегодня свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает и условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов системы в отдельности.

Логистический менеджмент компании - это взаимосвязь основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения цели формируемой логистической системы. При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы - это взаимосвязь организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и др. целями.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют в основном в системе сбыта (дистрибуции) компании, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.

Логистический менеджмент по отношению к фактору "цена" обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка. Учитывая, что затраты в дистрибуции, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых, а в некоторых отраслях и превышающих себестоимость производства готовой продукции, логистические решения по транспортировке оказывают существенное влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые в процессе логистического менеджмента, могут значительно сократить логистические издержки в системе дистрибуции товаропроизводителя, расширив возможность маркетингового ценового маневра.

То же самое можно сказать и о других комплексных логистических активностях в сбыте: складировании, грузопереработке, управлении запасами. Необходимо учитывать и интегральное влияние на цену готовой продукции физического распределения в смысле замены одной комплексной логистической активности на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких элементарных активностей в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п. В ряде случаев логистик может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).

СКАЗАННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ. Конечно, у нас существует целый ряд серьезных ограничений, мешающих внедрению логистического управления в полном объеме, это в первую очередь длящееся непозволительно долго блокадное положение Армении, отсутствие железнодорожной связи с Россией и многое другое. Но ведь можно внедрить логистическое управление в пределах республиканского транспортного узла и получить при этом немало преимуществ, прежде всего финансовых. Ни один армянский бизнесмен пока не обращался в НАН РА или Армянский экономический университет с целью заключить договор на оказание ему логистических сервисных услуг, предпочитая научным методам свои опыт и интуицию. А ведь в советское время задачи линейного программирования (одного из основных методов современной логистики) решались в ВЦ Академии наук, в ВЦ Госплана, в ВЦ Минавтотранспорта республики.

В 60-е гг. ХХ в. новосибирский ученый академик В.Канторович был удостоен Нобелевской премии за фундаментальные разработки в области линейного программирования. Сейчас же логистика не изучается ни в одном из многочисленных университетов Армении, не говоря о научно-исследовательских работах. В России картина иная. Российские студенты соответствующих учебных заведений обязательно изучают логистику и логистический менеджмент, издаются научные журналы по логистике, регулярно проводятся конференции и семинары по логистике, наконец, российские бизнесмены заключают договора на оказание им логистических сервисных услуг. Пора правительству республики, объявившему о приоритете информационных технологий, вплотную заняться логистикой, что, безусловно, приведет как к развитию бизнеса, так и явится вкладом в борьбу с бедностью.

mostga.am

Логистика как элемент управления предприятием

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Логистическое управление предприятием » Логистика как элемент управления предприятием

    Логистика как элемент управления предприятием
    Логистика, как деятельность, включающая средства труда и их расположение, транспортировку, оборудование, обработку и хранение, стала необходимой функцией со времени первой коммерческой сделки. Невозможно представить себе такую деятельность, которая не требует использования логистики. Самое небольшое предприятие требует определенного расположения объекта и оборудования, чтобы осуществить транспортировку приобретенных производственных материалов, произвести продукт и впоследствии распределить готовые изделия. Эти действия требуют обработки и хранения материалов в результате закупочной, производственной и распределительной фаз деятельности предприятия. В чем же тогда новизна логистики? Логистика - элемент поддержки предприятия, и его новизна исходит из интегрированного подхода, который начал проявляться в 50-е годы. Рабочее определение логистики в этот период рассматривало логистику как управление движением и хранением: Материала по предприятию. А.Незавершенного производства на предприятии. В.Готовых изделий с предприятия. Эта концепция логистики была подвержена различным изменениям и дала разнообразные результаты. Какие основные причины стоят за этими характерными изменениями? Попытаемся оценить причину (или причины), анализируя каждое действие в определении, данном выше. A. "Управление". Контролирует логистическую деятельность относительно генерального плана или стратегии. B. "Движение". Сырье должно быть перемещено от поставщика (или поставщиков) в средства. То же самое сырье должно быть перемещено через эти средства, поскольку они преобразовываются в готовые изделия. Готовые изделия должны быть перемещены к заказчику. C. "Хранение". Сырье должно быть сохранено до процесса производства; незавершенное производство должно быть сохранено в течение различных стадий технологического процесса; готовые изделия должны быть сохранены пока не будут запрошены заказчиком. Данное определение достаточно точно определяет логистический процесс, но слишком ограничено, согласно современной концепции интегрированного подхода к логистической поддержке. Логистика, как элемент поддержки предприятия, включает в себя действия, которые не учтены в данном определении. Рассмотрим, например, предприятие, которое представляет собой новый продукт или вносит значительные изменения в существующий продукт. Поддержка нового продукта или его свойств может потребовать разработку и внедрение технических новшеств, приобретение запасных частей и специальных инструментальных средств или ремонтного (диагностического) оборудования. Эти пункты не учтены в определении логистики. Таким образом, оно должно быть пересмотрено, чтобы учесть их. Это, однако, привело бы к довольно громоздкому выражению. Упрощенное определение было бы: "Логистика - это процесс получения нужного количества, нуэ/сной единицы, в нужном месте, в нужное время. Управление этой интегрированной логистической поддержкой (ИЛП) является, таким образом, задачей, достижение цели которой осуществляется в рамках допустимых лимитов ресурсов. Интегрированная логистическая поддержка, когда она должным образом понята и применяется, может обеспечить средства для распознавания и разрешения многих проблем материально-технического снабжения, зачастую до их развития. Но что понимается под терминами логистика, и тем более интегрированная, в данном контексте? Логистика, в самом широком смысле слова, может рассматриваться как область деятельности, состоящей из трех крупных областей или сфер: 1) логистика существования, 2) логистика действий (операционная логистика), и 3) логистика систем. Логистика существования имеет отношение к основным потребностям жизни: пищи, одежды и защиты. При любом данном времени, в пределах любой данной среды, логистика существования относительно устойчива и предсказуема. Люди, как рациональные существа, знают, в рамках очень узких пределов, что им необходимо, сколько им необходимо, где это им необходимо и когда это им необходимо. Логистика существования - это основа деятельности примитивных обществ и существенный (необходимый) элемент индустриального общества, что составляет основу для Логистики действий.Логистика действий простирается далее простых потребностей, включая системы, которые производят предметы роскоши или «тонкости жизни». По определению, логистика действий включает сырье, требуемое предприятию в технологическом процессе, средства использования этого материала во время технологического процесса, и распределение готовых изделий, вышедших из производства. Эта категория логистики – также относительно постоянна и предсказуема. Все предприятия, от изготовителя автомобиля до филиала в сети быстрого питания, могут определить количество материалов и ресурсов, необходимых для своего производства с высокой степенью точности. Логистика действий не может, однако, определить, когда продукция предприятия выйдет из строя, что потребуется, чтобы ее восстановить, или какова будет продолжительность восстановительной деятельности. Логистика действий, которая имеет отношение к движению и хранению материалов в предприятии, через предприятие и из предприятия, обеспечивает основу для Логистики систем. включает в себя ресурсы, требуемые для содержания системы в эксплуатационном режиме. Этими ресурсами, или элементами логистики, являются резервы и запчасти, персонал и его подготовка, технические публикации, испытательное и опорное оборудование, и средства. Вроде бы хорошо задуманная интеграция логистических элементов может стать критической, когда, например, инструкции ремонта описывают один метод ремонта, а инструментальные средства разработаны для другого метода. Таким образом, ремонт становится невозможным. Критический характер такой интеграции признается специалистами при определении интегрированной логистической поддержки. В частности, утверждается, что понятие интегрированной логистической поддержки является совокупностью всех соображений по созданию эффективной и экономической поддержки системы на протяжении всего ее существования. Это - неотъемлемая часть всех аспектов существования системы и ее операций. Интегрированная логистическая поддержка характеризуется гармонией и когерентностью (связанностью) всех логистических элементов. Гармония и связанность среди логистических элементов - это первичные цели логистического менеджмента. Логистический менеджмент имеет отношение к разработке и внедрению соответствующей методологии, необходимой для обеспечения эффективного и экономически выгодного достижения логистических целей. Логистические цели определяются как наличие нужного количества, нужной единицы, в нужном месте, в нужное время. ("Нужная единица" может быть определена как сырье, готовые изделия, обученный персонал, запасные части или любой из других логистических элементов). Применение принципов логистики в управлении часто представляет компромисс среди противоречивых интересов в пределах предприятия. Рассмотрим, например, приобретение сырья для перемещения в средства. Покупатель этих материалов может по праву предполагать, что экономически выгодный подход это приобрести значительное количество сырья, и таким образом получить самую низкую цену за единицу товара. Такой подход может, однако, привести к прямому конфликту с менеджером по оборудованию, который в этой связи подвергается большим издержкам при хранении огромных количеств сырья. Интегрированное логистическое управление в данном случае ответственно за решение таких конфликтов. Решение конфликтов происходит способом, который является и финансово выгодным, и эффективным, с точки зрения предприятия в целом. Использование логистики в пределах концепции интегрированной логистической поддержки (ИЛП) требует наличия менеджера ИЛИ. Менеджер ИЛП это - "интерфейс" среди логистических элементов, чья цель - разработать пакет логистических ресурсов, который характеризуется гармонией и когерентностью. 2.2. Логистические подходы в управлении предприятием На зарубежных предприятиях преимущественно применяются две формы организации материально-технического обеспечения, функционирующего на принципах логистики: централизованная и децентрализованная. Каждой из указанных форм может быть присуща сгруппированная или разбросанная служба снабжения и сбыта. При сгруппированной службе все ее подразделения, выполняющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение запасов, перевозки и так далее), находятся в ведении одного отдела. Для разбросанной службы характерно рассредоточение линейных подразделений по двум или более отделам. Централизация считается целесообразной, если она не сковывает инициативу предприятий, входящих в ту или иную фирму и специализирующихся на выпуске определенных видов продукции. Основные преимущества централизации управления службами материально-технического обеспечения заключаются в снижении издержек и создании условий для разработки единой заготовительной, сбытовой и транспортной политики фирм. Обычно централизованная форма управления материально-техническим обеспечением применяется в фирмах, выпускающих однородную продукцию и имеющих небольшое число предприятий, расположенных в одном регионе. Предпочтение децентрализованной форме управления отдается в фирмах с предприятиями, размещенными в различных районах и специализирующимися на выпуске одного или нескольких видов продукции. Иногда используется смешанная форма управления. Она встречается на фирмах с несколькими предприятиями, потребляющими разное сырье и материалы и вместе с тем получающими большой объем некоторых из них. Сокращение издержек обращения при централизации материально-технического обеспечения достигается за счет того, что она способствует укрупнению партий приобретаемых товаров у поставщиков. При такой организационной форме фирмы могут выходить на рынок как крупные оптовые покупатели. Это создает условия для выгодного контрактования транспорта и получения скидок на цену товаров. При децентрализованной форме организации служб снабжения и сбыта производственные отделения и предприятия фирмы вынуждены делать закупки сравнительно небольшого объема и нести из-за этого существенные транспортные расходы. Централизация материально-технического обеспечения сокращает издержки обращения еще и за счет уменьшения материальных запасов в каждом производственном отделении и предприятии фирмы, снижения затрат на проектирование и эксплуатацию меньшего числа информационных контролируемых систем. В то же время повышается координация работ с другими службами фирмы, создается основа установления более действенного контроля за распределением и потреблением. Следует отметить, что централизация управления материально-техническим обеспечением вызывает определенные сложности. Это, в частности, относится к тем фирмам, в которых отдельные предприятия и подразделения несут полную ответственность за получение прибыли. Обладая автономией и подвергаясь относительно менее жесткому контролю со стороны руководства фирм, они (фирмы) опасаются, что централизация в области материально-технического обеспечения может привести к ущемлению свободы их выбора. Многообразие подходов к проблемам управления можно формализовать рядом схем, отражающих их типичные черты. Для варианта централизованного управления со сгруппированными службами типичной является схема (рис. 1), при которой центральная служба материально-технического обеспечения (она в схеме названа службой управления материалами для производства) несет ответственность за движение материалов внутри предприятий фирмы, за потоки входящего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, отправляемой потребителям, а также за обеспечение производственного процесса всеми необходимыми материалами в нужное время и в требуемых количествах. При такой организации служба управления материалами подчиняется вице-президенту фирмы и иногда может быть объединена со службой производства и проектирования в единый отдел. Данная схема имеет структуру, при которой высшее руководство, президент и вице-президент фирмы руководят набором подразделений, в частности, отвечающих за финансовые вопросы, вопросы рыночной политики, производства продукции, перспективных разработок и исследований и, наконец, за вопросы материально-технического обеспечения (в схеме: управление материалами). Функциональное подразделение материально-технического обеспечения имеет в своем составе развитую структуру линейных подразделений, занимающихся закупкой сырья, оборудования, комплектующих; транспортным обслуживанием предприятий; управлением складского хозяйства и запасами; обработкой информационных данных и обслуживанием клиентуры фирмы. Служба материально-технического обеспечения, как показано на схеме, имеет централизованное управление и непосредственно обеспечивает не только снабжение и сбыт продукции, но также планирование и контроль ее производства. Рис. 1. Схема централизованного управления материально-техническим обеспечением при сгруппированной организации соответствующих служб. Изображенная на рис. 1 схема применяется в фирмах, специализирующихся на выпуске крупных партий товаров с технологически близкой номенклатурой. Типичная схема централизованного управления материально-техническим обеспечением без группировки его служб применяется тогда, когда те или иные подразделения службы имеют наибольшее значение для деятельности компании в целом. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизацией управления производством всей гаммы продукции, ее контроля и сбытом (рис. 2). Недостаток этой формы управления заключается в том, что в ее рамках затруднительно достичь полной взаимосвязи при выполнении всех задач, стоящих перед материально-техническим обеспечением. Система, изображенная на рис. 2, также имеет централизованное управление. В отличие от схемы на рис. 1 она характеризуется большим количеством функциональных подразделений. Так, в ней в качестве отдельного звена выделена функция закупок и организация транспортного обеспечения фирмы, в задачу которой входит выполнение конечных транспортных операций по разгрузке закупленных товаров и передача их в складское хозяйство фирмы. Особенностью данной системы является совмещение в рамках производственного отдела функций по производству товаров, выпускаемых фирмой, и управлению запасами. Уровень централизации рассматриваемой системы несколько ниже по сравнению с предыдущей. Однако весь комплекс преимуществ, заключающихся в единой системе организации производственного процесса фирмы и связанного с ним управления запасами, сохраняется и для данной системы. При варианте децентрализованного управления со сгруппированными службами материально-технического обеспечения типичная схема ее организации предусматривает отдельную ответственность за снабжение производства и сбыт на каждом предприятии фирмы, специализирующемся на выпуске определенных видов продукции. Следует отметить, что система логистики взаимодействует со многими управленческими функциями, такими как маркетинг, производство, ценообразование и другое. При организационной структуре (рис. 4), подразделение логистики (оно может называться «управление материалами» или «управление логистикой») несет ответственность за обеспечение ресурсами процесса производства в нужный момент и в определенном количестве. Оно имеет совещательные функции в отношении планирования и контроля производства в производственном подразделении. При такой организации управление логистикой подчинено вице-президенту или главному управляющему. Рис. 2. Централизованное управление материально-техническим обеспечением при разбросанной организации служб Рис. 3. Децентрализованное управление материально-техническим обеспечением при сгруппированной организации служб Эта схема предполагает концентрацию функций материально-технического обеспечения в рамках одной службы каждого предприятия, отвечающего за тот или иной вид продукции. В случаях, когда в концентрации таких функций нет необходимости, применяется децентрализованная форма управления с разбросанной службой материально-технического обеспечения. На рис. 3 представлен один из вариантов структурной схемы децентрализованного управления производством и материально-техническим обеспечением. Система состоит из трех уровней. В непосредственном подчинении высшего руководства фирмы находятся четыре подразделения: ведающие финансовыми активами фирмы и ценными бумагами, юридической службой, кадровыми вопросами. Эти подразделения отражают функции, возложенные на аппарат руководства. Второй уровень управления составляют функциональные подразделения, непосредственно организующие вопросы финансирования производства, исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Рис. 4. Организационная структура с использованием управления логистикой Организационная структура логистики, показанная на рис. 2.4, позволяет избежать недостатков других организационных структур. Лекция, реферат. Логистика как элемент управления предприятием - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

     

referatwork.ru