Методика проведения ОВОС. Схема Кантера. Методика проведения овос по схеме кантера


Методика проведения ОВОС. Схема Кантера

  возд. среда поверх воды почвы и подз воды шум. обстановка экосистемы раст и жив мира ландшафт и визуальная обст с/э обстановка
опр возд-й опр-е типов и кол-во выбросов в атм опр-е объемов водозабора и сбросов в вод среду, включая площадные ист-ки изъятие под слоя, складирование отходов, водозабор из подземных источников шум во время стр-ва, эксплуатации изъятие земель, попадание токсикантов в экосистемы, шум и др беспок-ва новые здания, сооружения и прцы, нетипичные здания, разрушение и изменение хар-х визуальных хар-к терри-и кол-во раб мест, изменение в землепольз, застройке, цен недв-ти, влияние на сан-эпид обст-ку, рекреац возм-ти
изуч сущ-х прир. усл-й опр-е региона возд-я описание сущ метеусл и ур загр возд среды оценка сущ стока, кач-ва воды, типов водопольз типы почв, землепольз, гидрология грунт и подзем вод и их исп-е типич. шум для данного типа мест-ти списки био видов в р-не возд-я, биоразнообразие, редкие виды, описание мест обитания опре-е р-на возд-я и ценных виз ресурсов, опросы насел опр-е «региона влияния», сбор стат данных по с/э и демо обст-ке
ознакомление с сущ требованиями ПДК по воздуху, инструкции по расчету рассевания загр-й ПДК по воде, ограничения на водопольз огрничения на землепольз, ограничения на исп-е подз вод ПДУ шума, стандарты ВОЗ экосистемы и сукцессии, наличие ООПТ, особых мер по защите ж и р мира требования по архитек и охр сущ ландш -
оценка и анализ возд применение моделей масс. баланса и моделей рассеив. применение моделей масс баланса, моделей разбавления, моделей водных экосистем эксп. оценка по сходным проектам, модели фильтрации и распр загр в-в модели распр шума (разный уровень сложности) эксп оценка мест обитания и возд-я на них проекта модели экосистемы, эксп оценка по сходным проектам экс поц с фото сущ видов, на которые наложен вид проекта, опр-е ценности видов с проектами и без эксп оц по сходным проектам альт вариантов разв-я, эколого-эк модели
опр-е знач-ти возд-й сравнение возд-й со стандартами опр-е возм-го влияния на насел и уязвимые рецепторы экосистемы и культ наследия сравнение возд-й сос станд, влияние на крит водные экосистемы и типы водопольз сравнение с треб. по замлепольз, сравнение с треб по водопольз из подз ист-в, эксп оценка критичности утраты почв сравнение сос танд приемлемости уровня шума для насел, влияние на экосист редкость видов, роль в экосистеме, уникальность экосистемы, уязвимость и уст-ть экосист, экон ценность видов комп модел-е видимости из разных точек сравнение с гео усреднен для р-на величиной. Длит-ть, затронут насел, обратимость возд-й, ценностное сужд
разр-ка мер по смягчению возд-й снижение неогр-х выбросов, ограничение практики сжигания отходов, очитска выбросов, огр типов автомоб схемы более эфф-го водопотребл, снижение неогр стоков и эрозии, очистные сооруж контроль эрозии, оптим-ции землепольз, рекультивация почв, эфф-ть водопотр, гидроизоляция и до меры для ограничения поступления загр в-в в подз воды шумзащ барьеры, время провед стр работ, стандарты на техн и сбор размещ объектов, проектные решения для сооруж предотвращения возд-я, смягчение возд-я соотнесение с сущ требованиями, опросы насел и «польз-й» р-на, «встраивание», «зел пояса», перенос сооруж-й под землю, ланд архитек зависят от возд-й (могут включать меры по улучшению работы мун и ком служб)

mybiblioteka.su

Этапы проведения ОВОС

 /   /   /  Этапы проведения ОВОС

Этапы проведения ОВОС:

Законодатель выделяет 4 этапа, но практике можно провести больше этапов.

1. Первый этап распадается на три стадии.

а) Уведомление – это не сама по себе ОВОС, это подготовительная работа. Появляется заказчик, уведомляет соответствующие органы о намерении провести ОВОС

б) Предварительная оценка. Работа заказчика, он оценивает, что ему необходимо сделать

в) Составление технического задания – план ОВОС.

2. Проведение исследований по оценки воздействия.

Составляется предварительный вариант тех выводов, к которым приходит комиссия.

3. Общественные обсуждения. Существуют для выявления общественных предпочтений. Заказчик после проведения процедуры обращается в орган местного самоуправления, заключает с ним договор на проведение общественных обсуждений. Орган местного самоуправления обязан их провести. ОО состоят из нескольких моментов:

А) в течение 30 дней орган местного самоуправления обязан предоставить всем заинтересованным возможность ознакомиться с проектом

Б) заказчик должен встречаться со СМИ и вынести «в свет» информацию о проекте.

В) через 30 дней проведение общественных обсуждений. Все пять участников присутствуют. Ведётся протокол. Если кто-то делал замечания и задавал вопросы, то заказчик должен на них отвечать. Если вопросы слишком сложные и на них нельзя сразу ответить, то общественные слушания можно отложить. Если общественность категорически не согласна, то заказчик может либо проигнорировать это, либо отправить проект на доработку с целью устранения замечаний. После этого заказчик может либо сразу переходить к четвёртому этапу, либо ещё раз провести общественные слушания.

4. Составление окончательного варианта ОВОС. Это всегда техническое резюме, которое всегда бывает положительным или отрицательным

Пробелы в законодательстве об ОВОС.

  • Законодатель ничего не говорит об объектах оценки воздействия. По аналогии применяем перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе.
  • Ничего нет о сроках проведения оценки воздействия. Однако: меньше чем за 3 месяца ОВОС не провести, максимальное время не определено.
  • Не ясно, кто должен проводить ОВОС.

К Приказу есть ещё и приложение, но оно носит сугубо технический характер. Там указан перечень документов, которые должны прилагаться к ОВОС.

Интересное:

www.student-pravo.ru

Порядок проведения ОВОС — Мегаобучалка

Порядок проведения ОВОС установлен Госкомэкологией Рос-сии. На каждой стадии он включает следующие три этапа:

подготовку декларации о намерениях;

составление предварительного варианта материалов ОВОС;

собственно ОВОС.

Декларация о намерениях разрабатывается заказчиком с при-влечением проектировщиков. В ней излагаются основная концеп-ция хозяйственной деятельности и принципиальные положенияпо ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается ме-стной администрацией.

Предварительный вариант ОВОС разрабатывается подрядчикомдо оформления акта выбора площадки с целью выявить послед-ствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые ока-жут наиболее существенное воздействие.

Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной де-ятельности формально включает в себя несколько стадий, начинаяс декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования,ТЭО и технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочимпроектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки от-личаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки мате-риалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.

На этапе, когда требуется только обоснование допустимостиданной деятельности, цель ОВОС — показать экологическую воз-

1 Под альтернативами понимают взаимоисключающие способы достиженияцели, существенно отличающиеся по своим техническим и экономическим ха-рактеристикам, характеру и масштабу воздействия на окружающую среду. Обосно-ванный выбор между ними осуществляется на основе всех этих факторов. Возмож-ности реализации этих способов (альтернатив), различающиеся в меньшей степе-ни, называются «вариантами». Часто эти термины используются как синонимы.

можность ее осуществления и сформулировать предпосылки воз-никновения тех или иных экологических проблем, связанных какс региональными (локальными) особенностями территории, таки с отраслевой спецификой деятельности.

На прединвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вари-антной основе и содержит информацию, достаточную для опреде-ления экологического риска реализации проекта. Намечаемая дея-тельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проек-тами в части использования природных и трудовых ресурсов, учи-тывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов,сложившиеся национальные традиции. Она должна соответство-вать принципам устойчивого экологически безопасного развитиятерритории и не создавать угрозы жизни населения, а также спо-собствовать рациональному использованию природных ресурсов исохранению условий их воспроизводства. Исходные данные дляпроведения оценки могут быть получены на основе сбора и анали-за опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочно-го обследования местности.

На предынвестиционной стадии обоснования строительствапромышленных предприятий и других объектов достаточно состав-ления декларации о намерениях, которая должна содержать ос-новные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы,выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизацииэтого воздействия.

Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исход-ного материала об источниках воздействия, природных особенно-стях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии эко-систем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновремен-но должно быть выполнено детальное обоснование выбора местаразмещения объекта. В составе ОВОС должны содержаться реко-мендуемый перечень природоохранных мероприятий и предвари-тельная оценка экологического риска размещения объекта. Анализпроводится на вариантной основе. Информационной базой явля-ются кадастровые карты природных ресурсов, эколого- географи-ческие и геологические карты. При характеристике и оценке со-временного экологического состояния территории широко при-меняется ландшафтно-экологическое картографирование. Картырасселенческой, промышленной, сельскохозяйственной освоен-ности, специальные эколого-географические карты-схемы, базыданных природоохранной статистики, результаты собственных по-левых изысканий содержат необходимую информацию для оценкивоздействия. Конструктивная безопасность и техническая надеж-ность проектируемых сооружений оцениваются путем анализа вы-полнения требований действующих нормативных документов, атакже проверкой проектных решений, учитывающих природно-климатические особенности территории проекта.

На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предвари,тельная оценка и составляется техническое задание. На втором этапепроводятся исследования и подготавливается предварительныйвариант материалов ОВОС. Он должен быть представлен на рас-смотрение общественности, которая высказывает по нему своипредложения и замечания.

На третьем этапе после общественных слушаний готовится окон-чательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о по-ступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы обще-ственных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказ-чиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ.Материалы ОВОС также предоставляются общественности.

Проектная стадия должна содержать исчерпывающую инфор-мацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающуюсреду в проектных условиях и при возникновении аварийных си-туаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробнойхарактеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозуизменений состояния окружающей среды в результате реализациидеятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, ком-плексной оценке экологического риска и разработке показателейэкологически безопасного и рационального природопользованияв связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающихданных проводятся детальные инженерно-экологические изыска-ния, лабораторные исследования и камеральная обработка поле-вых материалов.

Главной целью инженерно-экологических изысканий являетсяполучение данных о фоновом состоянии окружающей среды и сеотдельных компонентов до реализации намечаемой деятельности.Объектами исследований являются атмосферный воздух, почвы.грунты, подземные и поверхностные воды, растительность и жи-вотный мир. В этот же комплекс входят исследования историко-культурных и социально-экономических условий территории. Су-щественное значение в процессе полевых исследований придаетсяпоиску на данной территории источников воздействия и количе-ственной оценке их интенсивности.

Результаты инженерно-экологических изысканий используют-ся для составления программы экологического мониторинга и кон-троля на всех этапах намечаемой деятельности, а также при прове-дении послепроектного анализа реализации хозяйственных реше-ний.

Целью экологического мониторинга является организация фоно-вых исследований и периодических наблюдений за состоянием ат-мосферного воздуха, морских и поверхностных вод, биоресурсови других компонентов природной среды в зонах возможного влия-ния проектируемых объектов на этапах их строительства и эксплу-атации.

Целью производственного экологического контроля является орга-низация регулярных наблюдений за стационарными источниками выбросов, сбросов, воздействиями на геологическую среду (придобыче полезных ископаемых), на подземные воды и почво-грунты. Результаты производственного экологического контроля служатосновой совершенствования технологий для минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

На рис. 7.1 схематически показана последовательность проведе-ния ЭО проекта хозяйственной деятельности. В конкретных проек-тах могут различаться названия этих элементов, их решения, от-носительная значимость; несколько последовательных этапов мо-гут сливаться в один или выполняться параллельно. Одни и те жедействия в некоторых случаях могут выполняться инициаторомдеятельности, а в других — государственными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции при подготовке и принятии ими решения о санкционирова-нии (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятель-ности:

участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;

выдают (или согласовывают) обоснованные экологические усло-вия и требования для проработки предложений по реализациипроекта намечаемой деятельности;

принимают решения о санкционировании реализации проек-та намечаемой деятельности при условии соблюдения экологи-ческих требований законодательства Российской Федерации, атакже ясного представления о возможных последствиях его осу-ществления.

Порядок цроведения ОВОС может быть упрощен только для техвидов деятельности, которые не имеют значимых экологическихпоследствий и не являются объектом ГЭЭ федерального уровня(п. 3.3.3 Положения об оценке воздействия на окружающую среду).Для всех других видов деятельности применяется обычная про-цедура.

megaobuchalka.ru

7.2. Стадии и этапы проведения овос

Цель проведения ОВОС — определение характера и масштабов степени опасности всех потенциальных видов воздействий наме- чаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, оценка экологических, экономических и социальных последствий этого воздействия, рассмотрение альтер- нативных проектных решений', включение в них мероприятий по предотвращению или смягчению воздействий на окружающую сре- ду, а также учет общественного мнения.

7.2.1. Порядок проведения овос

Порядок проведения ОВОС установлен Госкомэкологией Рос- сии. На каждой стадии он включает следующие три этапа:

подготовку декларации о намерениях;

составление предварительного варианта материалов ОВОС;

собственно ОВОС.

Декларация о намерениях разрабатывается заказчиком с при- влечением проектировщиков. В ней излагаются основная концеп- ция хозяйственной деятельности и принципиальные положения по ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается ме- стной администрацией.

Предварительный вариант ОВОС разрабатывается подрядчиком до оформления акта выбора площадки с целью выявить послед- ствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые ока- жут наиболее существенное воздействие.

Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной де- ятельности формально включает в себя несколько стадий, начиная с декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, ТЭО и технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки от- личаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки мате- риалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.

На этапе, когда требуется только обоснование допустимости данной деятельности, цель ОВОС — показать экологическую воз-

1 Под альтернативами понимают взаимоисключающие способы достижения цели, существенно отличающиеся по своим техническим и экономическим ха- рактеристикам, характеру и масштабу воздействия на окружающую среду. Обосно- ванный выбор между ними осуществляется на основе всех этих факторов. Возмож- ности реализации этих способов (альтернатив), различающиеся в меньшей степе- ни, называются «вариантами». Часто эти термины используются как синонимы.

можность ее осуществления и сформулировать предпосылки воз- никновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными (локальными) особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности.

На прединвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вари- антной основе и содержит информацию, достаточную для опреде- ления экологического риска реализации проекта. Намечаемая дея- тельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проек- тами в части использования природных и трудовых ресурсов, учи- тывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции. Она должна соответство- вать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории и не создавать угрозы жизни населения, а также спо- собствовать рациональному использованию природных ресурсов и сохранению условий их воспроизводства. Исходные данные для проведения оценки могут быть получены на основе сбора и анали- за опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочно- го обследования местности.

На предынвестиционной стадии обоснования строительства промышленных предприятий и других объектов достаточно состав- ления декларации о намерениях, которая должна содержать ос- новные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы, выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизации этого воздействия.

Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исход- ного материала об источниках воздействия, природных особенно- стях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии эко- систем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновремен- но должно быть выполнено детальное обоснование выбора места размещения объекта. В составе ОВОС должны содержаться реко- мендуемый перечень природоохранных мероприятий и предвари- тельная оценка экологического риска размещения объекта. Анализ проводится на вариантной основе. Информационной базой явля- ются кадастровые карты природных ресурсов, эколого- географи- ческие и геологические карты. При характеристике и оценке со- временного экологического состояния территории широко при- меняется ландшафтно-экологическое картографирование. Карты расселенческой, промышленной, сельскохозяйственной освоен- ности, специальные эколого-географические карты-схемы, базы данных природоохранной статистики, результаты собственных по- левых изысканий содержат необходимую информацию для оценки воздействия. Конструктивная безопасность и техническая надеж- ность проектируемых сооружений оцениваются путем анализа вы- полнения требований действующих нормативных документов, а также проверкой проектных решений, учитывающих природно- климатические особенности территории проекта.

На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предвари, тельная оценка и составляется техническое задание. На втором этапе проводятся исследования и подготавливается предварительный вариант материалов ОВОС. Он должен быть представлен на рас- смотрение общественности, которая высказывает по нему свои предложения и замечания.

На третьем этапе после общественных слушаний готовится окон- чательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о по- ступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы обще- ственных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказ- чиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.

Проектная стадия должна содержать исчерпывающую инфор- мацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду в проектных условиях и при возникновении аварийных си- туаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробной характеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозу изменений состояния окружающей среды в результате реализации деятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, ком- плексной оценке экологического риска и разработке показателей экологически безопасного и рационального природопользования в связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающих данных проводятся детальные инженерно-экологические изыска- ния, лабораторные исследования и камеральная обработка поле- вых материалов.

Главной целью инженерно-экологических изысканий является получение данных о фоновом состоянии окружающей среды и се отдельных компонентов до реализации намечаемой деятельности. Объектами исследований являются атмосферный воздух, почвы. грунты, подземные и поверхностные воды, растительность и жи- вотный мир. В этот же комплекс входят исследования историко- культурных и социально-экономических условий территории. Су- щественное значение в процессе полевых исследований придается поиску на данной территории источников воздействия и количе- ственной оценке их интенсивности.

Результаты инженерно-экологических изысканий используют- ся для составления программы экологического мониторинга и кон- троля на всех этапах намечаемой деятельности, а также при прове- дении послепроектного анализа реализации хозяйственных реше- ний.

Целью экологического мониторинга является организация фоно- вых исследований и периодических наблюдений за состоянием ат- мосферного воздуха, морских и поверхностных вод, биоресурсов и других компонентов природной среды в зонах возможного влия- ния проектируемых объектов на этапах их строительства и эксплу- атации.

Целью производственного экологического контроля является орга- низация регулярных наблюдений за стационарными источниками выбросов, сбросов, воздействиями на геологическую среду (при добыче полезных ископаемых), на подземные воды и почво-грунты. Результаты производственного экологического контроля служат основой совершенствования технологий для минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

На рис. 7.1 схематически показана последовательность проведе- ния ЭО проекта хозяйственной деятельности. В конкретных проек- тах могут различаться названия этих элементов, их решения, от- носительная значимость; несколько последовательных этапов мо- гут сливаться в один или выполняться параллельно. Одни и те же действия в некоторых случаях могут выполняться инициатором деятельности, а в других — государственными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции при подготовке и принятии ими решения о санкционирова- нии (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятель- ности:

участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;

выдают (или согласовывают) обоснованные экологические усло- вия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;

принимают решения о санкционировании реализации проек- та намечаемой деятельности при условии соблюдения экологи- ческих требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осу- ществления.

Порядок цроведения ОВОС может быть упрощен только для тех видов деятельности, которые не имеют значимых экологических последствий и не являются объектом ГЭЭ федерального уровня (п. 3.3.3 Положения об оценке воздействия на окружающую среду). Для всех других видов деятельности применяется обычная про- цедура.

studfiles.net

Методические указания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) объектов газовой промышленности

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя Госкомприроды СССР

Е.В. Минаев

"____" ___________ 1990 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель председателя правления концерна "Газпром"

В.И. Вяхирев

"____" ___________ 1990 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) ОБЪЕКТОВ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Южниигипрогаз

г. Донецк, 1990 г.

 

1.1. Методические указания разработаны в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая 1990 г.

1.2. ОВОС является обязательным элементом проектной документации всех производственных объектов (предприятий, сооружений). Порядок разработки и состав ОВОС для непроизводственных объектов принимаются по общесоюзной инструкции.

1.3. Методические указания распространяются на производственные объекты, непосредственно относящиеся к газовой промышленности. ОВОС объектов общеотраслевого назначения (автотранспортные предприятия, автодороги, мосты, объекты водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, связи, объекты, связанные с радиоактивностью и т.п.) разрабатывается по инструкциям, действующим в соответствующих отраслях промышленности.

1.4. ОВОС, в объеме установленном настоящими указаниями, разрабатывается в составе технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов). ОВОС для схем развития газовой промышленности отдельных регионов, технико-экономических соображений (ТЭС) и технико-экономических докладов (ТЭД) разрабатывается по усмотрению разработчиков в сокращенном составе по сравнению с составом, определенным данными указаниями.

ОВОС для проектов (рабочих проектов) выполняется как уточнение ОВОС, разработанной в составе ТЭО (ТЭР).

1.5. Заказчик обеспечивает финансирование ОВОС и связанных с ее проведением необходимых изысканий и исследований. Затраты на разработку ОВОС и связанных с ее проведением изысканий и исследований предусматриваются в сметах на разработку предпроектной и проектной документации. Эти затраты определяются разработчиком ОВОС и привлекаемыми специализированными организациями.

1.6. Стоимость работ по разработке ОВОС определяется:

- изыскательских                                         - согласно "Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства",

- научно-исследовательских                       - по действующим методикам определения стоимости научно-исследовательских работ,

- проектных (сверх предусмотренных

в ценниках на проектные работы для

выполнения раздела "Охрана

окружающей среды"                                 - согласно расчетам стоимости по трудовым затратам (форма ЗП)

1.7. Разработчиком ОВОС в целом является, как правило, генеральный проектировщик объекта (предприятия, сооружения).

Отдельные разделы ОВОС, изыскательские и научно-исследовательские работы, необходимые для ОВОС, выполняют специализированные организации.

1.8. При выдаче заданий на разработку и определении сроков разработки ТЭО (ТЭР) заказчик с участием генпроектировщика определяет специализированные организации и учитывает необходимые им сроки на выполнение отдельных разделов ОВОС или научно-исследовательских работ.

Специализированные организации для выполнения НИР или отдельных разделов ОВОС определяются с учетом рекомендаций местных органов Госкомприроды.

Проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований, необходимых для разработки ОВОС, организовывается и финансируется заказчиком ТЭО (ТЭР).

1.9. ОВОС в составе проектов (схем) разработки месторождений и проектов на строительство скважин разрабатывается авторами проектов разработки месторождений и проектов на строительство скважин.

1.10. При проектировании мелких объектов по согласованию с местными органами Госкомприроды ОВОС в составе предпроектной или проектной документации не разрабатывается.

1.11. Завершающим этапом рассмотрения ОВОС является государственная экологическая экспертиза, проводимая согласно процедуре, изложенной во "Временной инструкции о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденной Госкомприродой 1 августа 1990 г.

В смете затрат на разработку ТЭО (ТЭР) и проектов учитываются по данным органов Госкомприроды СССР затраты на проведение экологической экспертизы.

1.12. Современное состояние окружающей среды и ее прогнозное состояние "без проекта" представляют местные органы Госкомприроды по запросу заказчика или разработчика ОВОС.

1.13. Ответственность за организацию разработки ОВОС, получение исходных данных (по перечню разработчика ОВОС), рассмотрение и обсуждение возлагается на заказчика. Ответственность за полноту и качество ОВОС несут разработчик ОВОС и специализированные организации, участвующие в разработке.

Ответственность за достоверность исходных данных и информации о состоянии окружающей среды несут местные органы охраны природы, выдающие исходные данные.

1.14. ОВОС для периода эксплуатации выполняется на период достижения проектной мощности предприятия и с учетом перспективы развития его, определенной Схемой развития отрасли региона.

1.15. ОВОС не проводится для отдельных загрязнителей, интенсивность которых ниже допустимого нормативного уровня воздействия на элементы окружающей среды (население, природная среда).

1.16. При выполнении ОВОС для объектов основного назначения газовой отрасли (газовые промыслы, газоперерабатывающие комплексы, магистральные газопроводы и т.п.) на стадиях ТЭО (ТЭР) и проектов "нулевой вариант" ("отказ от проекта") не рассматривается, так как этот вопрос решается в Схемах развития отрасли и региона.

1.17. Учитывая специфику объектов отрасли, которые характеризуются отсутствием отрицательных последствий на окружающую среду (ОС) при их ликвидации, ОВОС на период ликвидации объектов газовой отрасли не проводится (за исключением объектов, создаваемых спецметодами или специального назначения, ОВОС для которых на период ликвидации должна разрабатываться по методическим указаниям соответствующих ведомств).

1.18. До внесения соответствующих дополнений в СНиП 1.02.01-85 ОВОС включается в состав раздела "Охрана окружающей среды" предпроектной и проектной документации.

1.19. Объем материалов ОВОС определяется разработчиком в зависимости от характеристики объекта (газопромысловые объекты, газоперерабатывающий завод или установка, газопровод, продуктопровод, компрессорная станция, подземные хранилища и т.д.), стадии разработки документации (Схема, ТЭО, ТЭР, проект) и природных условий района намечаемого строительства.

2.1.1. Назначение объекта

Обоснование необходимости строительства объекта со ссылкой на документы.

Наличие объекта в Генеральной схеме развития газовой промышленности, а также в схеме развития района.

Виды товарной продукции, потребность в продукции и направление использования в народном хозяйстве страны, а также использование для местных нужд.

Ориентировочные сроки строительства, срок ввода в эксплуатацию, период выхода на проектную производительность, перспективы развития. Срок эксплуатации объекта.

Наличие особых указаний, ограничений, требований: необходимость строительства объектов подготовительного периода - транспортных коммуникаций (количество и вид), баз, причалов и др.; указание определенных сезонных видов работ или ограничение сроков работы на местности.

2.1.2. Потребность в элементах ОС

Описание Текст документа

www.complexdoc.ru

Глава 2. Принципы разработки и методы проведения оценки воздействия на окружающую среду (овос) Тема № 5. Овос как составная часть проектных материалов

Российское законодательство содержит требование разработки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так или иначе влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим, безусловно, можно утверждать, что цели разработки ОВОС ‑ превентивные меры, вполне отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды".

Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.

Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности, формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии. Согласно закону "Об экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап разработки проекта должен сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС. При этом на каждом из этапов осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов, завершающих ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС ‑ показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности.

Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных последствий, с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения, которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные последствия.

Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют сущность раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с ним представляются на ГЭЭ.

Сопоставление двух понятий, вынесенных в название курса, сделанное во Введении, показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза" (обычно воспринимаемая как ГЭЭ) ‑ это контрольная проверка результатов исследований и прогнозов, чем, по сути, и является ОВОС.

Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а более подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном письме Госкомэкологии РФ.

Тема № 6. Структура овос и метод организации материала

Хотя ОВОС является составной частью предпроектной (или проектной) документации, одновременно этот раздел представляет собой законченное исследование, которое должно быть понятно как специалистам, так и широким кругам заинтересованных лиц (администрация и население района деятельности) даже без обращения к технико-технологическим подробностям проекта.

Во многом это достигается правильной структуризацией содержания, где каждое структурное подразделение логически связано с другими. Такая четкая логическая последовательность достигается путем некоторых общих принципов, проверенных опытом работы над ОВОСами.

Различается два аспекта структуры ОВОС. Горизонтальная структура предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов, взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера), так и социальной среды.

Смысл вертикальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать и понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов, протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности. Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что, собственно и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом, вертикальная структура каждого "горизонтального" раздела ОВОС включает в себя 3 уровня:

спонтанные особенности и закономерности существующее состояние прогноз.

В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и опосредованные другими факторами, из чего вытекает необходимость использования данных и выводов каждого раздела для всех остальных, чем и достигается комплексность оценок.

Возвращаясь к идее о включении послепроектной стадии в сферу экологической экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание заострить на анализе и оценке аварийных ситуаций на действующих объектах, а также соответствующих прогнозах. Действительно, данный вид информационно-управленческой деятельности явно выходит за пределы традиционного экологического контроля и требует всё того же аналитического подхода, свойственного экспертизе.

Основные подходы к оценке безопасности промышленного объекта представлены в следующих нормативно-правовых документах: Положение о декларации безопасности промышленного объекта, а также в документах о Порядке разработке декларации безопасности промышленного объекта РФ и о Порядке её экспертизы.

studfiles.net

ОВОС_Конспект - Стр 3

Принцип достоверности и полноты информации определяет необходимость предоставления заказчиком полной информации о планируемом объекте, современном состоянии окружающей среды и воздействии на нее планируемого объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации.

Принцип гласности и участия общественности обусловлен демократичностью законодательства РФ в области экологического права и средством реализации права граждан на благоприятную экологическую среду. Принцип устанавливает обязанность заказчика информировать заинтересованные стороны о проведении ОВОС и экологической экспертизы, привлекать общественность к обсуждению, учитывать общественное мнение.

Принцип ответственности заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ОВОС и экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований по организации и проведению работ они будут нести предусмотренную законодательством ответственность.

Методы ОВОС

Процедура подготовки ОВОС и сам итоговый документ представляют собой междисциплинарный труд, суть которого составляют знания из многих отраслей науки. В его основе лежат сбор и обобщение данных о состоянии окружающей среды и влиянии на нее проектируемого объекта. Невозможно перечислить все многообразие методов оценки биологического, географического, химического и физического состояния отдельных компонентов окружающей среды. В каждой из этих областей научных знаний накоплен значительный опыт исследований, обобщенный в многочисленных общих и частных методиках и рекомендациях. В связи с этим, при подготовке ОВОС и его разделов по оценке состояния окружающей среды и возможных воздействий на нее в качестве исполнителей приглашаются наиболее опытные специалисты, в совершенстве владеющие полевыми и камеральными методиками в своей области знаний, имеющие значительные наработки и фондовые материалы по региону строительства предполагаемого объекта.

На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование как метод получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенныхландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени на основе предыдущего опыта эксперта.

При подготовке ОВОС проводятся физико-географический,инженерно-геологический,экономический и социальный прогнозы.

Методы прогнозирования в свою очередь подразделяются на экспертные и фактографические.

Экспертное прогнозирование применяется в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки могут быть качественными или количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума и других видов деятельности. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия. При этом выделяют такие виды экспертных оценок, как экстраполяция и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии пространственно-временныхрядов статистических данных об объекте исследования, которые с определенной долей вероятности могут быть перенесены (экстраполированы) исследователемна ход процессов в будущем.

Метод прогнозирования по аналогии предусматривает экстраполяцию закономерностей, отмеченных в результате мониторинга на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух районов и технологии производства. Этот метод позволяет:

1)определить размеры зон влияния технического сооружения на природные комплексы в целом и их отдельные компоненты ;

2)выявить пространственно-временнуюдинамику в изменении отдельных компонентов природы в зависимости от специфики функционирования предприятия. Это в свою очередь создает основу для проведения комплексной оценки последствий.

К.Н. Дьяконов и А.В. Дончева в учебнике «Экологическое прогнозирование и экспертиза» (2005) приводят пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС:

1) матричный метод;

2) метод сопряженного анализа карт;

3) метод системы потоковых диаграмм;

4) метод имитационного моделирования;

5) метод экспертных групп.

Матричный метод оценок воздействия. При оценке воздействия объектов на природную среду используют различные типы матриц:

•перечни типов воздействий, простые контрольные списки;

•списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки;

•простейшие причинно-следственныематрицы, устанавливающие взаимодействие типов воздействия и объектов, испытывающих их;

•сложные матрицы экологических последствий хозяйственной деятельности и обратных реакций.

Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой простых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов геологической службой США разработан ряд причинно-следственныхматриц, в частности матрица Л.Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает наглядное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий.

В строках матрицы перечислено 88 компонентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздействия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществлением проекта, вызывает изменение того или иного компонента среды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий равно 8800, но на практике для любого проекта используется лишь от 25 до 50 возможных взаимодействий компонентов. В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значимости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздействия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом, определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, испытывающие воздействие.

На рис. 1 приведены четыре типа матриц, позволяющих выявить и отдаленные последствия воздействий: от простых – воздействие на компоненты природы – до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние измененной природы на деятельность общества (X + Н), а также последствия этого влияния, т. е. распространение последствий в обществе (Н + X) и цепные реакции в деятельности человека.

Рис. 1. Типы матриц, применяемых при оценке последствий хозяйственной деятельности

Совместный анализ карт. Суть метода заключается в том, что исследуемая территория делится на участки (исходя из топографических характеристик, типов землепользования и т. п.) и по каждому участку собирается информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них.

Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчиваются схемы на кальке, совмещением которых выявляется как интенсивность нарушений среды, так и факторы природного и социально-экономическогохарактера, затрудняющие осуществление проекта. С помощью метода совмещения можно оценивать воздействия линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т. п.), определять свободное пространство для застройки, обосновывать границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологической ситуацией. В настоящее время картографические методы применяют для определения географического охвата ОВОС, т. е. определения пространства и масштаба воздействия.

Пространственно-временныерамки воздействия устанавливают с учетом интенсивности воздействия в рамках ландшафтной, бассейновой организации территории или ее административного деления.

Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерархическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу картографирования, при крупномасштабных исследованиях – урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе – ландшафт, ландшафтный район.

При экологическом проектировании использования водных ресурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных месторождений оценивание производится в рамках бассейновой организации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водоразделами бассейнов определенных порядков. Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оценивания, от природных до социальных, производя балансовые и прогнозные построения.

Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков.

Для определения первичных изменений и цепи их следствий применяется также метод сетей, или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Метод предполагает составление перечня разных вариантов землепользования и характерных для них типов воздействий. Далее определяются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды и последующие, вызванные уже нарушениями в природной среде. В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т. е. показать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анализируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов с ограниченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.

Интересны попытки использования метода сетей для количественных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Был построен график сетей связей между компонентами природной среды с указанием направления и величины потоков энергии (в килокалориях, децибелах, для радиации – в кюри). Воздействия проекта оценивались на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы.

Метод имитационных математических моделей.

Этот метод отражает количественные зависимости между воздействиями и позволяет рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющиеся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например, воздуха (расчеты приземных концентраций вредных примесей), модели распространения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане. Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатываемых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социально-экономическиепоказатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее, на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.

Конечным этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их последствий. Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с нормами состояния отдельных компонентов ландшафта, либо ландшафта в целом.

Выделяют пять этапов оценки экологических последствий от планируемой хозяйственной деятельности :

•природную оценку;

•специальную природную;

•технологическую;

•экономическую;

•социальную.

1. Природная оценка. Сущность оценки заключается в соотнесении прогнозируемых изменений в свойствах ландшафтов и процессов, протекающих в них, с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антропогенного воздействия.

Природная оценка заключается в сравнении прогнозируемых изменений конкретных параметров ландшафта с пространственной или временной изменчивостью тех же показателей – климатических, гидрологических, ботанических, почвенных, геохимических.

Вкачестве критерия для природной оценки изменений можно использовать отношение изменения индикатора (параметра) к пространственной изменчивости этого показателя, например, между соседними подзонами тайги.

Главное в природной оценке то, что данное явление оценивается по этому же явлению вне сферы воздействия. Например, оценка природно-экологическихпотенциалов загрязнения проводится по отношению к худшим и лучшим условиям миграции загрязнений, к оптимальной самоочищающей способности почв и т. д.

2.Специальная природная оценка. Для природных процессов, которые не жестко формализованы, в ряде случаев проведение природной оценки первого вида затруднительно. В таком случае целесообразно оценивать изменение одних показателей состояния ландшафтов (скорости ветра, глубины залегания грунтовых вод, влажности почв, атмосферных осадков и т. д.) в сравнении с изменением других, тоже природных показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной продуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями фенологических фаз и т. д.). Преобразования в границахприродно-территориальныхкомплексов в зонах влияния геотехнических систем и производственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Таким образом, специальная природная оценка – это оценка изменения природных характеристик по отношению к другим. Проведение природной оценки дает возможность из всего многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобразование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.

3.Технологическая оценка. Существует многообразие технологических оценок вне и в сфере техногенного воздействия.

Это специальные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормативы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу «хорошо–нейтрально–плохо»,но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологическая оценка технологий, которая является разновидностью технологической оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарногигиеническим и т. д.

studfiles.net