Методика трасологической экспертизы следов одежды. Методы трасологической экспертизы


Основная методика проведения трасологической экспертизы

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

В ситуации, сложившейся на российских дорогах, самым популярным видом экспертного исследования становятся различные автотехнические экспертизы. И в частности трасологические – как могущие с точностью определить многие подробности дтп путем изучения любых следов, оставленных на проезжей части, другой поверхности или объектах их участниками. Такие исследования помогают разрешить массу вопросов, споров и противоречий, вернуть понесенные убытки и определить виновников происшествий. Залогом такой эффективности этих исследований служит грамотная методика трасологической экспертизы.

Кроме того – ответственная и квалифицированная работа экспертных специалистов. Она может быть обеспечена вам специалистами такой независимой организации, как НП «Федерация Судебных Экспертов». Всего за несколько лет своей работы наша экспертная организация распространила территорию своего присутствия на все округа Российской федерации, и сейчас предлагает юридически физическим лицам на всей территории России самые различные виды экспертных исследований. В том числе, конечно, и проведение трасологических экспертиз.

Онлайн-заявка на проведение автотехнической экспертизы

Методика трасологической экспертизы имеет большое значение в процессе достижения наилучшего результата. А он в этом виде исследований бывает очень важен. От заключений, выдаваемых трасологическими экспертами, может зависеть имущество людей, их здоровье, даже их жизни – если речь идет об уголовных процессах. Трасологические независимые экспертизы восстанавливают точный ход событий и мельчайшие подробности тех или иных происшествий, наездов на пешеходов, повреждений транспортных средств и других происшествий, в которых имело место повреждение одних объектов или тел другими.

В такой области, как методика трасологической экспертизы, существует множество установок, которые помогают грамотно провести исследование, получить точные результаты, и получить их даже при малом количестве материалов, пригодных или доступных для изучения. В полном соответствии с правильными методологическими ходами и технологиями работают над проведением таких работ в НП «Федерация Судебных Экспертов». Здесь соблюдается и буква закона, и технологии, и методология любых экспертных исследований.

Методика трасологической экспертизы начинается с разделения ее вопросов на два основных типа. Это вопросы идентификационные и вопросы диагностические. Идентификационная часть вопросов трасологической экспертизы охватывает изучение следов и повреждений, оставленных на одних объектах другими объектами. Это могут быть тела людей, строения, объекты, автомобили. Также идентификационные вопросы рассматривают осколки, обломки, детали, оставшиеся на месте происшествия. По ним (если они есть), также и в частности, идентифицируются объекты, которыми были нанесены те или иные повреждения или оставлены те или иные следы.

В этой группе находятся вопросы, которые помогают пострадавшим получить свои законные страховые выплаты. Так как именно этому служит доказательство того, что то или иное повреждение было нанесено именно этим, а не другим автомобилем, или именно этим человеком, именно этим инструментом. Также как и доказательство того, что то или иное повреждение было нанесено именно в определенное время, именно в определенном месте, именно в ходе какого-то определенного, рассматриваемого трасологической экспертизой дорожно-транспортного происшествия. Также доказываются и факты повреждения автотранспорта злоумышленниками, хулиганами, или третьими лицами по халатности.

Другая группа вопросов – диагностическая. Здесь методика трасологической экспертизы направляется в сторону непосредственной и внимательной работы со следами движения объектов, оставленными на проезжей части – если происшествие случилось на ней. Такие вопросы могут выглядеть следующим образом:

Основная методика трасологической экспертизы
  • каким образом, относительно полосы разметки дороги, были расположены пешеход и автомобиль в момент столкновения;
  • как были расположены участники дорожно-транспортного происшествия в момент столкновения относительно друг друга;
  • каковы были траектории движения всех участников дтп до момента столкновения, в его момент и после этого;
  • с какой скоростью передвигались участники происшествия;
  • в какой последовательности происходили фазы передвижения и столкновения участников дорожно-транспортного происшествия друг с другом или с объектами или зданиями.

В результате трасологические эксперты приходят к созданию одного из своих главных произведений – схеме дтп. На основании четкой, научно доказанной схемы можно защитить права потерпевших, получить причитающиеся налоговые выплаты, также как и в результате исследований, построенных по вопросам из первой группы. Найти виновников того или иного происшествия, доказать неправомерность действий неосторожных пешеходов или водителей. Кроме того бывает и так, что никто из принимавших участие в происшествии, не является его виновником.

С помощью методологически правильно проведенного экспертного исследования вы сможете доказать или выяснить факты сторонних, не зависящих от участников обстоятельств, приведших к аварии. Это могут быть:

  • плохое состояние здоровья кого-то из участников – резкое непредвиденное его ухудшение;
  • погодные условия, ухудшившие видимость, качество дороги;
  • неожиданная, непредвиденная поломка автомобиля, исправного и вовремя прошедшего техосмотр;
  • плохое состояние дорожного полотна, которое также может вызвать поломки или помешать движению;
  • какие-то события, происходившие вблизи места происшествия в тот момент, когда оно произошло.

Существует множество разнообразных случаев, множество разнообразных обстоятельств, которые могут повлиять на участников дорожного движения и пешеходов, привести к нежелательным последствиям и авариям. Грамотная, аккуратная и точная методика трасологической экспертизы призвана поэтапно рассматривать, в зависимости от ситуации, те детали, которые могут скорейшим образом пролить свет на схему произошедшего дтп.

Таким образом работают наши сертифицированные экспертные специалисты. НП «Федерация Судебных Экспертов» предлагает вам ознакомиться со всем широчайшим выбором экспертных исследований, получить консультации, заказать трасологическую экспертизу.

Основная методика трасологической экспертизы

Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 3

Цены

Вид экспертизы Стоимость экспертизы
Транспортно-трасологическая экспертиза от 7 500
Цена трасологической экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

sud-expertiza.ru

§ 9. Основы трасологической экспертизы

quest5Подготовка материалов для трасологической экспертизы. Объектами трасологической экспертизы являются следы рук, отображающие рисунок папиллярных узоров (дактилоскопическая экспертиза), следы ног (обуви), зубов человека, следы животных, следы орудий и инструментов, следы холодного оружия и транспортных средств и др. Задачей их исследования чаще всего оказывается решение вопросов идентификации следообразующих объектов и установление механизма образования следов.

В рамках трасологической экспертизы решаются также вопросы идентификации производственного оборудования, машин, и механизмов по отображению внешнего строения некоторых их узлов и агрегатов на выпускаемой продукции. Например, идентификация прессов, штампов, отливочных форм, поверхностное строение которых отображается на изделиях, изготавливаемых с их помощью.

opentest8К самостоятельным видам трасологической экспертизы относится и так называемая идентификация «целого по частям». В следственной практике нередко приходится сталкиваться с необходимостью ответить на вопрос, не составляли ли части какого-либо изделия ранее одно целое. Например, являются ли осколки стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, осколками стекла фары рассеивателя конкретного автомобиля, обрывки бумаги единый лист документа, и т.д. Такая идентификация с помощью трасологических методов осуществляется как бы по взаимному отображению особенностей поверхности разделенных частей и поэтому возможна при наличии общей линии расчленения.

closetest9Перед трасологической экспертизой могут стоять самые разнообразные вопросы, из которых наиболее распространены следующие:

  1. Не оставлены ли следы, изъятые с места происшествия конкретным человеком (обвиняемым, подозреваемым и т.д.), конкретным предметом (например, орудием, обнаруженным у подозреваемого при обыске) и др.?

  2. Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия (изъятые с нескольких мест происшествия), одним и тем же человеком, одним и тем же орудием, одним и тем же транспортным средством и т.д.? Такого рода вопросы могут возникнуть, когда в уголовном процессе отсутствует, еще не обнаружен проверяемый объект, и необходимо выяснить ряд важных для дальнейшего расследования дела обстоятельств совершения преступления. Например, о количестве преступников, действовавших на месте преступления, об эпизодах преступной деятельности разыскиваемого лица и др.

  3. Какой рукой или каким пальцем (пальцами) оставлены следы?

  4. Мужчиной или женщиной оставлены следы?

  5. Какое орудие использовалось для взлома хранилища?

  6. Автомобилем какой марки (модели) оставлены следы протектора колес на месте происшествия?

  7. Каков механизм образования дорожки следов ног: шел человек или бежал, имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о физических его недостатках и т.д.?

  8. Можно ли открыть представленный на исследование замок с помощью отмычки либо путем подбора ключей?

  9. В каком направлении двигалось транспортное средство?

  10. С какой стороны произведено повреждение двери, иной преграды (сверление, распил, разрез и т.п.)?

На разрешение трасологической экспертизы могут быть представлены и другие вопросы, как идентификационного, так и диагностического характера.3

quest6Эксперту для проведения исследования представляются следы в натуре или их копии (слепки, оттиски, фотоснимки и др.) Кроме следов, изъятых с места их обнаружения, чаще с места происшествия, для проведения трасологического исследования иногда необходимо представить сравнительные образцы (например, дактилокарту проверяемого лица). Сравнительные образцы требуются лишь тогда, когда непосредственное исследование объектов, предположительно оставивших следы, невозможно или нецелесообразно. Нет необходимости, например, для идентификации проверяемой обуви изготавливать с подошвы экспериментальные оттиски. Сравнительные образцы могут потребоваться как при проведении идентификационного, так и диагностического исследования, в частности, при выяснении механизма образования следов. Например, для решения вопроса, под каким углом был нанесен удар орудием убийства.

Изъятие образцов следователем в порядке ст.202 УПК РФ, требующее специальных познаний, целесообразно проводить с участием специалиста. Например, для получения слепков челюсти, воспроизводящих особенности строения зубного аппарата человека, целесообразно обратиться к помощи стоматолога. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены и непосредственно самим экспертом, которому поручено проведение трасологической экспертизы (ч.4 ст.202 УПРК РФ).

Однако получение сравнительного материала - не единственная цель, которая преследуется при изъятии образцов. По следам, обнаруженным на месте происшествия, всегда трудно, а, подчас, и невозможно судить о причинах возникающих в момент следообразования изменений, обусловливающих вариационность одноименных идентификационных или диагностических признаков в сравниваемых объектах. Чтобы проследить закономерности возникновения таких изменений и дать им объяснение, отбор образцов необходимо производить многократно в одних и тех же условиях следообразования. Повторяемость процесса отображения в экспериментальных следах тех или иных признаков внешнего строения или функциональных признаков следообразующего объекта позволит эксперту высказать также суждения об их устойчивости, относительной неизменяемости, что весьма важно для оценки совпадений и различий этих признаков, которые будут выявлены в ходе сравнительного исследования.

Не менее важно для эксперта получить также информацию об условиях обнаружения, способах фиксации и изъятия следов с места происшествия, об использованных при этом технических средствах. Эти сведения содержатся в материалах уголовного дела, эксперту же представляются соответствующие выписки из протоколов следственных действий.

При назначении трасологических экспертиз, перед которыми ставятся диагностические вопросы, в частности, о механизме следообразования, важно, чтобы эксперту были представлены точные сведения о месте обнаружения следов. Для этого к постановлению о назначении экспертизы может прилагаться иллюстративный материал: фотоснимки, планы, схемы, чертежи и т.д., на которых запечатлены как места обнаружения следов, так и их взаимное расположение.

quest7Проведение идентификационной трасологической экспертизы. Экспертное исследование начинается с ознакомления эксперта с представленными материалами, осмотра следов, проверяемых объектов и сравнительных образцов. При необходимости получить дополнительную информацию, от которой зависит решение поставленных вопросов (например, об условиях обнаружения и изъятия следов с места происшествия), эксперт составляет соответствующий запрос в следственный орган, ведущий расследование уголовного дела, о предоставлении требуемых материалов.

В стадии раздельного исследования каждый объект подлежит тщательному изучению с целью выявления общих и частных признаков. Затем оценивается степень устойчивости и частота встречаемости каждого признака. На основе такого анализа формулируются выводы об их идентификационной значимости, начиная с общих признаков и кончая частными.

На сегодня критерии оценки частоты встречаемости идентификационных признаков в трасологических объектах наиболее разработаны для папиллярных узоров4. Поэтому эксперты в оценке этого важного показателя применительно к иным объектам трасологического исследования руководствуются главным образом личным опытом и достижениями экспертной практики.

Основной задачей сравнительного исследования является установление совпадений и различий одноименных признаков сравниваемых объектов: в следах между собой, в следах и образцах, в следах и проверяемых объектах. Этот этап трасологического исследования начинается со сравнения общих признаков, после чего эксперт переходит к сравнению частных.

Надо сказать, что выявленные в процессе исследования совпадения признаков внешнего строения, а именно на их сравнении основана трасологическая идентификация, не могут служить единственным основанием для положительного вывода о тождестве, также как имеющиеся различия еще не говорят об его отсутствии. Для решения этого вопроса окончательно необходимо дать научную оценку совпадений и различий идентификационных признаков, выявленных в процессе сравнительного исследования. Дело в том, что отдельные признаки внешнего строения проверяемых объектов, отобразившиеся в следах, могут совпадать у ряда однородных трасологических объектов, может совпадать и комплекс признаков. Поэтому вопрос о тождестве решается не столько на основе количественных критериев, сколько на основе качественной характеристики признаков, запечатлевшихся в следах: степени их устойчивости, частоты встречаемости, взаимосвязи и т.д.

Выводы трасологической экспертизы, являясь сведениями, имеющими доказательственное значение, нуждаются в квалифицированной оценке. Такая оценка может оказаться ошибочной, если не учитывать основополагающие принципы теории криминалистической идентификации. Например, достоверно установленное тождество отдельных узлов и агрегатов объекта по оставленным ими следам, не означает тождества всего механизма, в котором эти узлы конструктивно объединены. В частности, тождество колеса проверяемой автомашины, установленное по следам протектора, обнаруженным на месте дорожно-транспортного происшествия, не означает, что эта автомашина была участницей аварии и т.д.

Оценивая результаты проведенного трасологического исследования, необходимо помнить, что факт тождества лица или иного объекта, установленный идентификационной экспертизой, означает лишь то, что данный объект присутствовал на месте, где следы были обнаружены, не отвечая на вопрос, в связи с чем он оказался здесь и когда. Причастность объекта, тождество которого установлено, к расследуемому событию выясняется с помощью иных средств доказывания.

Судебная баллистика

studfiles.net

Методика трасологической экспертизы следов одежды — КиберПедия

На экспертизы этого вида распространяются общие правила ме­тодики трасологических исследований. Однако при работе со сле­дами одежды необходимо учитывать ряд особенностей.

Изымаемые с места происшествия объекты должны быть упако­ваны так, чтобы следы при транспортировке не повредились.

Обнаруженные на изымаемом объекте мелкие частицы, волокна целесообразно поместить в пробирки. Для упаковки объектов со следами одежды запрещается использовать любую ткань.

Объектами криминалистического исследования следов одежды служат: предметы со следами; копии следов, зафиксированные на липкие пленки; модели, изготовленные из гипса или полимерных материалов, а также фотоснимки.

Наиболее часто на разрешение экспертизы ставят следующие вопросы:

1. Являются ли следы, изъятые с места происшествия, следамиодежды?

2. Какой вид материала одежды отобразился в следах?

 

4. Каковы размер и конструктивные особенности одежды, ото­бразившиеся в следе?

5. Одним или несколькими видами одежды образованы следы?

6. Оставлены ли следы участком одежды, представленной наисследование, и каков механизм их образования?

В зависимости от поставленных вопросов и объема информа­ции, содержащейся в следах, исследования следов одежды носят неидентификационный или идентификационный характер.

Идентификационное исследование проводится для уста­новления конкретного предмета одежды, оставившего след. Не­идентификационные исследования выполняются для того, чтобы определить:

— основные характеристики следов, изъятых с места про­исшествия;

— механизм следообразования и причинную связь между меха­низмом образования следов и событием преступления;

— групповую принадлежность следообразующих объектов.

При установлении групповой принадлежности решается вопрос об относимости исследуемого объекта к определенной группе ему подобных предметов либо об однородности источника происхождения целой группы объектов. В первом случае исследованию подвергаются признаки объекта, изъятого с места происшествия, которые затем сравниваются с заведомо известными признаками группы объектов. Во втором случае исследуют признаки каждого объекта и сопос­тавляют их между собой.

Результаты исследования во многом зависят от определения, какой деталью одежды оставлены следы и каков механизм их об­разования. Для этого изучают расположение следов и отобразив­шихся в них признаков. Для локализации участка одежды, отобра­зившегося в следе, используют всевозможные сведения из разных источников. Обстоятельства дела, материалы осмотра места про­исшествия и данные о физических особенностях проверяемого лица позволяют восстановить, смоделировать механизм проис­шедшего события в той его части, которая связана с возникновени­ем следов одежды.

Однако не всегда по этим следам удается выявить следообра-зующий участок. В таких случаях признаки следа (узор, плотность переплетения и т. д.) могут указать на вид материала, из которого изготовлена одежда, его разновидность и область применения. Так, отображение в следах петельной структуры позволяет сделать вы­вод о том, что они оставлены трикотажным изделием, а сочетание петельных палочек и дуг указывает на вид переплетения — кулир-ную гладь, которая применяется при изготовлении спортивной оде­жды, носков, чулок.

Идентификационная экспертиза следов одежды включает:

— предварительное исследование;

— детальное исследование;

— оценку результатов;

— оформление материалов экспертизы.

На стадии предварительного исследованияэксперт знако­мится с материалами дела, проверяет наличие объектов и их соот-

ветствие перечню, приведенному в постановлении о назначении экспертизы, уясняет стоящие перед ним вопросы. Из материалов дела он получает данные о способах фиксации и изъятия следов, времени их образования, условиях хранения и транспортировки; затем приступает к выявлению невидимых следов и решает вопрос о достаточности материала для проведения сравнительного исследо­вания.

Одним из первых вопросов, возникающих перед экспертом во время осмотра и предварительного ознакомления с поступившими на экспертизу объектами, является вопрос о пригодности следов одежды для идентификации оставившего их предмета. Судить о пригодности следов для идентификации одежды, как правило, можно только в результате сравнения.

Детальное исследованиеподразделяется на три этапа: раз­дельное исследование, экспертный эксперимент, сравнительное исследование.

В рамках раздельного исследования тщательно изучают следы и образцы с целью выявления комплекса признаков, свойственных каждому объекту, т. е. индивидуализирующих признаков. Как было отмечено, сначала нужно определить механизм следообразования, а затем локализовать участок одежды. К примеру, вопрос о том, какой перчаткой (для какой руки) и какими пальцами оставлены следы, надо решать в соответствии с отображением сгибательных складок, швов и взаиморасположением следов.

Положение сгибательных складок на пальцах перчаток соот­ветствует положению межфаланговых складок на пальцах рук. Верхние сгибательные складки второго и четвертого пальцев пер­чаток достигают половины средней фаланги третьего пальца. Вер­шина пятого пальца перчатки располагается на уровне верхней сгибательной складки четвертого пальца. Первый палец перчатки, в отличие от остальных, имеет только две сгибательные складки. Форма вершин пальцев перчатки в следах, как правило, овальная или прямоугольная. Однако в следах второго пальца обычно на­блюдается скос со стороны первого пальца.

В следах перчатки для правой руки швы, соединяющие детали на пальцевых участках, отображаются слева, а в следах перчаток для левой руки — справа.

Для проведения сравнительного исследования при производст­ве данной экспертизы, как правило, получают экспериментальные

следы. На экспериментальные следы одежды распространяется общее правило — они должны быть аналогичны исследуемым. По­этому при проведении экспериментов надо максимально учитывать условия, в которых формировались следы на месте происшествия. Например, при проведении экспериментов предметы одежды необ­ходимо надевать и только потом получать образцы. Однако не все­гда обязательно полное соответствие антропометрических данных экспериментатора и подозреваемого. Например, признаки перчаток изменяются в том случае, когда величина руки экспериментатора превышает размер перчатки, причем признаки кожаных перчаток с подкладкой искажаются менее значительно, чем перчатки без под­кладки. Большинство отображающихся признаков не изменяется, и вопрос о тождестве в таких ситуациях может быть решен положи­тельно с учетом определенной степени искажения.

Экспериментальные образцы бывают как бесцветными, так и окрашенными. Для окрашивания предметов одежды применяются порошкообразные красители и типографская краска.

При получении экспериментальных следов необходимо соблю­дать следующие правила:

— экспериментальные образцы получают с различной силойнажима, так как пластичные свойства материалов одежды влияютна отображение ее признаков в следах;

— следовоспринимающая поверхность должна быть гладкой, т. е.способствующей качественной передаче признаков. Наиболеепредпочтительны такие материалы, как стекло, пластик, бумага и др.;

— состояние материала одежды при проведении экспериментадолжно соответствовать его состоянию в момент образования следов.

Если представленная на исследование одежда сильно загряз­нена, то ее поверхность необходимо смыть водой, а затем просу­шить в расправленном виде. Предметам, изготовленным из кожи, после такой операции надо придать эластичность путем обработки поверхности каким-либо жировым веществом (пищевым жиром, косметическим кремом и т. д.). Подвергать объекты исследования химической чистке, механической стирке и глажению нельзя, по­скольку данные процессы способствуют деформации материала изделий и изменению признаков.

Сравнительное исследование начинается с сопоставления об­щих признаков. Обнаруживающиеся при этом различия служат ос­нованием для отрицательного вывода о тождестве. Однако совпа-

дение структуры поверхности ткани или признаков, характеризую­щих покрой одежды, не может служить достаточным основанием для вывода о тождестве, поскольку эти признаки имеют групповое значение и не образуют индивидуальной совокупности.

К изучению частных признаков обычно приступают, когда не ус­тановлено существенных различий по общим признакам.

Сопоставлению частных признаков может предшествовать вы­бор наиболее броского признака — ориентира. Определив его по­ложение, изучают другие рядом расположенные детали. Целесооб­разно при этом придерживаться определенной последовательно­сти, соблюдать которую помогает координатная сетка, разбитая на квадраты площадью 1 см2. Для сравнения удобнее всего сопостав­лять фотоснимки исследуемых объектов, изготовленные в одном масштабе при увеличении в 4-5 раз.

При оценке установленной совокупности совпадающих общих и частных признаков нельзя не принимать во внимание и имеющиеся различия. Появление различий может быть объяснено, например, известными обстоятельствами дела, механизмом образования следов, временными изменениями. Нередко для объяснения раз­личий бывает необходимо вернуться к производству эксперимен­тов, изучению обстоятельств дела и т. д. В данной ситуации эксперт обязан установить причину наблюдаемых различий и объ­яснить ее. Выявление различий и объяснение их причин имеют та­кое же важное значение для решения вопроса о тождестве, как и установление совокупности совпадающих признаков.

Вывод экспертаформулируется в соответствии с оценкой сов­падающих и различающихся признаков. При этом эксперт руково­дствуется своим внутренним убеждением, которое формируется на всем протяжении исследования и базируется на научных положе­ниях. Для вывода о тождестве необходимо отсутствие противоре­чий и совпадение неповторимой совокупности признаков, характе­ризующих след и образец.

Материалы экспертизы оформляют по общему правилу. Для разметки совпадающих признаков используют следующие приемы:

— отобразившиеся складки отмечают пунктирными линиями;

— отображения пор и отверстий от щетины в следах кожаныхпредметов одежды отмечают одновременно с деталями мереиногорисунка стрелками или точками;

— детали отображения швов и различных дефектов обводятили отмечают стрелками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Акопов В. И. Судебно-медицинская экспертиза повреждений тупымипредметами. М., 1978.

2. Егоров А. Г., Ченцов Ю. Н. Криминалистическое исследование сле­дов холодного оружия и подобных ему объектов на одежде. Волгоград,

1986.

3. Железняк А. С. Исследование следов одежды. М., 1971.

4. Железняк А. С. Возможности установления преступников по следамперчаток. М., 1964.

5. Загрядская А. П., Эделев Н. С, Фурман М. А. Судебно-медицинскаяэкспертиза при повреждениях пилами и ножницами. Горький, 1976.

6. Исаев А. А. Микропризнаки для дифференциальной диагностики ко­люще-режущих орудий по следам-повреждениям на одежде // Экспертнаяпрактика и новые методы исследования. М., 1984. Вып. 4.

7. Карякин В. Я. Судебно-медицинское исследование повреждений ко­люще-режущими орудиями. М., 1966.

 

8. Криминалистическая экспертиза: Курс лекций. Вып. 1: Трасологиче-ская экспертиза / Под ред. Б. П. Смагоринского. Волгоград, 1997.

9. Кучеров И. Д. Трасология неогнестрельных повреждений одежды.Минск, 1965.

 

10. Мусиенко А. Д., Денисов А. В. Криминалистическое исследованиеследов одежды. Волгоград, 1983.

11. Прибылева-Марченко С. П. Характеристика повреждений одеждытупыми предметами // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1967.№5.

12. Тахо-Годи X. М. Криминалистическое исследование одежды. М.,1971.

13. Шлепов Ю. А., Теплухин М. В. Дифференциация клинка колюще-режущего орудия по признакам, отображающимся в повреждениях одеждыиз синтетических тканей // Экспертная практика и новые методы исследо­вания. М„ 1984. № 11.

ГЛАВА 10

зависит от характера объектов, их конструктивного исполнения, вида следов и вещества в них.

 

ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧАСТЕЙ ЕДИНОМУ ЦЕЛОМУ

cyberpedia.su

3. Понятие трасологической экспертизы транспортных средств. Методы транспортно-трасологической экспертизы

Похожие главы из других работ:

Виды аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

Договор аренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного вида имущества...

Виды аренды транспортных средств

2.1 Аренда транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия

Помимо правил об аренде транспортных средств с экипажем, содержащихся в гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641 ГК)...

Договор аренды транспортного средства

1. Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права

Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ...

Договор аренды транспортных средств

1.1 Понятие, признаки и значение договора аренды транспортных средств

В отличие от предшествующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации содержит отдельную главу 34, посвященную аренде (и главу 35, применяемую в регулировании отношений найма жилого помещения)...

Договор аренды транспортных средств

1.1 Понятие договора аренды транспортных средств

Договор аренды транспортного средства - это гражданско-правовой договор...

Договор аренды транспортных средств

2.1 Понятие договора аренды транспортных средств с экипажем

Согласно абз. 1 ст...

Договор аренды транспортных средств

1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права

Договор аренды транспортного средства - это соглашение, по которому арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору транспортное средство во временное владение и пользование. Договор регламентируется ст. 632-649 ГК РФ...

Договор аренды транспортных средств "с экипажем"

1.1 Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств в системе гражданского права

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства - гражданско-правовой договор...

Договор перевозки

2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.

Обязательства по подаче транспортных средств, то есть правоотношения...

Договор перевозки

2.1 Понятие обязательства по подаче транспортных средств

Обязательства по подаче транспортных средств, то есть правоотношения...

Методы транспортно-трасологической экспертизы

4. Трасологическое понятие следов транспортных средств

В криминалистическом понимании к транспортным средствам относятся не только объекты, которые законодателем признаны источником повышенной опасности, а все устройства, предназначенные для перемещения в пространстве различных грузов и людей...

Оценка заключения эксперта-трасолога

Глава 1. Характеристика трасологической экспертизы

...

Оценка заключения эксперта-трасолога

1.1 Понятие трасологической экспертизы, ее предмет, задачи и объекты

Предметом трасологической экспертизы является изучение различных следов в целях установления оставившего их объекта и определение механизма (условий) образования следов...

Проблема правового регулирования договора аренды транспортных средств

1.1 Понятие и значение договора аренды транспортных средств

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства - гражданско-правовой договор...

Сущность и составные элементы технического надзора органов ГИБДД МВД Российской Федерации

§ 2. Контроль за конструкцией транспортных средств при выдаче организациям-изготовителям бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 477 от 18.05.93 г. "О введении паспортов транспортных средств" и Правительства Российской Федерации № 1445 от 07.12.96 г...

pravo.bobrodobro.ru

2.4. Трасологическая экспертиза.. Классификация и компетенция криминалистических экспертиз

Похожие главы из других работ:

Административный процесс

2.3 Экспертиза

В современных социально-экономических условиях в сферу судопроизводства интегрируются все новые и новые достижения бурно развивающихся науки и техники, новых областей знания, новых технологий. На протяжении многих лет естественные...

Государственная экспертиза лекарственных средств, экологические требования

1.1 Понятие "Экспертиза"

Экспертиза - самостоятельный институт в процессе товародвижения, охватывающий понятия эксперта как физического лица...

Классификация и компетенция криминалистических экспертиз

2.1. Почерковедческая экспертиза.

Почерковедение - это отрасль знаний, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования в целях решения задач почерковедческой экспертизы. Судебно-почерковедческая экспертиза. - М.: Юрид. лит., 1971. - С.12...

Классификация и компетенция криминалистических экспертиз

2.5. Дактилоскопическая экспертиза.

Предметом дактилоскопической экспертизы является установление на основе специальных познаний лица, оставившего отпечатки пальцев на месте происшествия, а также времени, условий следообразования. С помощью экспертизы следов рук...

Методы транспортно-трасологической экспертизы

6. Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом...

Объекты и субъекты права на селекционные достижения

2.2 Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента и экспертиза селекционного достижения

Выдача патента на селекционное достижение осуществляется после проведения нескольких процедур, включающих предварительную экспертизу заявки...

Патентная экспертиза и экспертные системы

2.2 Формальная экспертиза

Формальная экспертиза заявки на выдачу патента на изобретение проводится через два месяца после поступления заявки в Патентное ведомство или ранее этого срока, если заявитель подаст соответствующее ходатайство...

Патентная экспертиза и экспертные системы

2.3 Экспертиза по существу

Второй этап экспертизы - экспертиза по существу проводится только в случае, если подано специальное ходатайство в Патентное ведомство о проведении такой экспертизы и уплачена соответствующая пошлина...

Право интеллектуальной собственности

5.2.1. Формальная экспертиза.

Формальная экспертиза заявки на изобретение заключается в: - проверке наличия необходимых документов и соблюдения установленных к ним требований; - рассмотрении вопроса о том, относится ли заявленное предложение к объектам...

Право интеллектуальной собственности

5.2.2. Экспертиза по существу.

Экспертиза заявки на изобретение по существу производится только по ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в любое время в течение трех лет с даты поступления заявки, т.е...

Разработка и совершенствование научных основ судебных экспертиз

ГЛАВА 1. ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Основополагающими работами в области трасологической экспертизы продолжают оставаться фундаментальные исследования Б.И. Шевченко и Г.Л. Грановского...

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

1.4 Судебная экспертиза

Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу...

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

4.5 Судебномедицинская экспертиза

Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физического состояния водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование...

Установление фактических обстоятельств, связанных с отождествлением орудий, инструментов и механизмов (условий) следового взаимодействия

1.1 Судебно-трасологическая экспертиза производственно-технологических следов, как самостоятельное механоскопическое исследование

«В трасологии к механоскопическим относят исследования орудий, инструментов и механизмов. В настоящее время наиболее детально разработаны исследования следов орудий и инструментов, как предметов ручного воздействия...

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

2. Товароведческая экспертиза

...

pravo.bobrodobro.ru

1. Общая методика анализа происшествий. Методы транспортно-трасологической экспертизы

Похожие главы из других работ:

Авиационные происшествия и инциденты

Причины авиационных происшествий

Наиболее распространенной причиной авиакатастроф является человеческий фактор. По статистике причины распределяются следующим образом: · Ошибки пилотов -- 50 %: · ошибки пилотов неспровоцированные -- 29 %, · ошибки пилотов...

Авиационные происшествия и инциденты

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Комиссия проводит расследование авиационного происшествия с привлечением необходимых специалистов, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации...

Актуальные вопросы правового обеспечения безопасности мореплавания

1.4 Расследование аварийных морских происшествий

В комплексе различных мер юридического характера, направленных на обеспечение безопасности мореплавания в России, важная роль отводится надлежащему расследованию аварийных морских происшествий как одному из правовых инструментов...

Возможности использования количественных признаков при производстве экспертиз следов кожного покрова и орудий взлома

1.3 Общая методика экспертного исследования следов кожного покрова частей тела человека

Экспертиза следов кожного покрова частей тела человека производится в соответствии с общей методикой трасологической экспертизы...

Возможности использования количественных признаков при производстве экспертиз следов кожного покрова и орудий взлома

2.2 Общая методика исследования статических следов орудий взлома

На стадии предварительного исследования эксперт должен познакомиться с постановлением о назначении экспертизы, уяснить содержание вопросов. Нужно установить...

Государственное муниципальное управление

1. Методика анализа социально-экономического положения муниципального образования

Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения территории являются следующие - провести анализ по основным показателям социальной...

Методика расследования ДТП

1.Общая методика расследования ДТП

Расследуя дела данной категории, необходимо учитывать, что дорожно- транспортные происшествия происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств...

Методические особенности расследования и профилактики отдельных ДТП в условиях города

1.2 Причины и условия дорожно-транспортных происшествий

дорожный транспортный происшествие расследование Ответ на вопрос о причинах дорожно-транспортных происшествий представляет для водителей, других участников дорожного движения особый интерес. Он позволяет установить...

Методы транспортно-трасологической экспертизы

2. Основы экспертизы дорожно-транспортных происшествий

При изучении ДТП возможны два метода: вероятностный и детерминированный. Вероятностный метод позволяет охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП...

Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий

1. Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий

Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта...

Основные проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий

3. Последующие следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий

дорожный транспортный происшествие расследование Характер дальнейших следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования...

Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Согласно ст. 2 Закона РФ от 15.11. 95 г. № 196 «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием...

Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий

2. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Необходимо отметить, что административно-правовые меры обладают несомненным преимуществом перед уголовно-правовым воздействием вследствие своей высокой оперативности. Обстоятельства...

Современные методы и средства расследования ДТП

3.3 Современные передвижное оборудование, для расследованию дорожно-транспортных происшествий

Темпы автомобилизации в России ведут к увеличению количества транспортных средств на автодорогах, повышению интенсивности движения, влияют на количество и характер дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Несмотря на многие меры...

Эффективность информационно-профилактической и информационно-аналитической работы в правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации

2.2 Методика анализа процессов таможенного оформления с применением методов математического исследования баз данных

Применение анализа процессов таможенного оформления с использованием методов математического исследования баз данных обусловлен задачей выявления скрытых «латентных» таможенных правонарушений. Экономические выгоды...

pravo.bobrodobro.ru

Основы трасологической экспертизы — Мегаобучалка

quest5Подготовка материалов для трасологической экспертизы. Объектами трасологической экспертизы являются следы рук, отображающие рисунок папиллярных узоров (дактилоскопическая экспертиза), следы ног (обуви), зубов человека, следы животных, следы орудий и инструментов, следы холодного оружия и транспортных средств и др. Задачей их исследования чаще всего оказывается решение вопросов идентификации следообразующих объектов и установление механизма образования следов.

В рамках трасологической экспертизы решаются также вопросы идентификации производственного оборудования, машин, и механизмов по отображению внешнего строения некоторых их узлов и агрегатов на выпускаемой продукции. Например, идентификация прессов, штампов, отливочных форм, поверхностное строение которых отображается на изделиях, изготавливаемых с их помощью.

opentest8К самостоятельным видам трасологической экспертизы относится и так называемая идентификация «целого по частям». В следственной практике нередко приходится сталкиваться с необходимостью ответить на вопрос, не составляли ли части какого-либо изделия ранее одно целое. Например, являются ли осколки стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, осколками стекла фары рассеивателя конкретного автомобиля, обрывки бумаги единый лист документа, и т.д. Такая идентификация с помощью трасологических методов осуществляется как бы по взаимному отображению особенностей поверхности разделенных частей и поэтому возможна при наличии общей линии расчленения.

closetest9Перед трасологической экспертизой могут стоять самые разнообразные вопросы, из которых наиболее распространены следующие:

1. Не оставлены ли следы, изъятые с места происшествия конкретным человеком (обвиняемым, подозреваемым и т.д.), конкретным предметом (например, орудием, обнаруженным у подозреваемого при обыске) и др.?

2. Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия (изъятые с нескольких мест происшествия), одним и тем же человеком, одним и тем же орудием, одним и тем же транспортным средством и т.д.? Такого рода вопросы могут возникнуть, когда в уголовном процессе отсутствует, еще не обнаружен проверяемый объект, и необходимо выяснить ряд важных для дальнейшего расследования дела обстоятельств совершения преступления. Например, о количестве преступников, действовавших на месте преступления, об эпизодах преступной деятельности разыскиваемого лица и др.

3. Какой рукой или каким пальцем (пальцами) оставлены следы?

4. Мужчиной или женщиной оставлены следы?

5. Какое орудие использовалось для взлома хранилища?

6. Автомобилем какой марки (модели) оставлены следы протектора колес на месте происшествия?

7. Каков механизм образования дорожки следов ног: шел человек или бежал, имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о физических его недостатках и т.д.?

8. Можно ли открыть представленный на исследование замок с помощью отмычки либо путем подбора ключей?

9. В каком направлении двигалось транспортное средство?

10. С какой стороны произведено повреждение двери, иной преграды (сверление, распил, разрез и т.п.)?

На разрешение трасологической экспертизы могут быть представлены и другие вопросы, как идентификационного, так и диагностического характера.3

quest6Эксперту для проведения исследования представляются следы в натуре или их копии (слепки, оттиски, фотоснимки и др.) Кроме следов, изъятых с места их обнаружения, чаще с места происшествия, для проведения трасологического исследования иногда необходимо представить сравнительные образцы (например, дактилокарту проверяемого лица). Сравнительные образцы требуются лишь тогда, когда непосредственное исследование объектов, предположительно оставивших следы, невозможно или нецелесообразно. Нет необходимости, например, для идентификации проверяемой обуви изготавливать с подошвы экспериментальные оттиски. Сравнительные образцы могут потребоваться как при проведении идентификационного, так и диагностического исследования, в частности, при выяснении механизма образования следов. Например, для решения вопроса, под каким углом был нанесен удар орудием убийства.

Изъятие образцов следователем в порядке ст.202 УПК РФ, требующее специальных познаний, целесообразно проводить с участием специалиста. Например, для получения слепков челюсти, воспроизводящих особенности строения зубного аппарата человека, целесообразно обратиться к помощи стоматолога. Образцы для сравнительного исследования могут быть получены и непосредственно самим экспертом, которому поручено проведение трасологической экспертизы (ч.4 ст.202 УПРК РФ).

Однако получение сравнительного материала - не единственная цель, которая преследуется при изъятии образцов. По следам, обнаруженным на месте происшествия, всегда трудно, а, подчас, и невозможно судить о причинах возникающих в момент следообразования изменений, обусловливающих вариационность одноименных идентификационных или диагностических признаков в сравниваемых объектах. Чтобы проследить закономерности возникновения таких изменений и дать им объяснение, отбор образцов необходимо производить многократно в одних и тех же условиях следообразования. Повторяемость процесса отображения в экспериментальных следах тех или иных признаков внешнего строения или функциональных признаков следообразующего объекта позволит эксперту высказать также суждения об их устойчивости, относительной неизменяемости, что весьма важно для оценки совпадений и различий этих признаков, которые будут выявлены в ходе сравнительного исследования.

Не менее важно для эксперта получить также информацию об условиях обнаружения, способах фиксации и изъятия следов с места происшествия, об использованных при этом технических средствах. Эти сведения содержатся в материалах уголовного дела, эксперту же представляются соответствующие выписки из протоколов следственных действий.

При назначении трасологических экспертиз, перед которыми ставятся диагностические вопросы, в частности, о механизме следообразования, важно, чтобы эксперту были представлены точные сведения о месте обнаружения следов. Для этого к постановлению о назначении экспертизы может прилагаться иллюстративный материал: фотоснимки, планы, схемы, чертежи и т.д., на которых запечатлены как места обнаружения следов, так и их взаимное расположение.

quest7Проведение идентификационной трасологической экспертизы. Экспертное исследование начинается с ознакомления эксперта с представленными материалами, осмотра следов, проверяемых объектов и сравнительных образцов. При необходимости получить дополнительную информацию, от которой зависит решение поставленных вопросов (например, об условиях обнаружения и изъятия следов с места происшествия), эксперт составляет соответствующий запрос в следственный орган, ведущий расследование уголовного дела, о предоставлении требуемых материалов.

В стадии раздельного исследования каждый объект подлежит тщательному изучению с целью выявления общих и частных признаков. Затем оценивается степень устойчивости и частота встречаемости каждого признака. На основе такого анализа формулируются выводы об их идентификационной значимости, начиная с общих признаков и кончая частными.

На сегодня критерии оценки частоты встречаемости идентификационных признаков в трасологических объектах наиболее разработаны для папиллярных узоров4. Поэтому эксперты в оценке этого важного показателя применительно к иным объектам трасологического исследования руководствуются главным образом личным опытом и достижениями экспертной практики.

Основной задачей сравнительного исследования является установление совпадений и различий одноименных признаков сравниваемых объектов: в следах между собой, в следах и образцах, в следах и проверяемых объектах. Этот этап трасологического исследования начинается со сравнения общих признаков, после чего эксперт переходит к сравнению частных.

Надо сказать, что выявленные в процессе исследования совпадения признаков внешнего строения, а именно на их сравнении основана трасологическая идентификация, не могут служить единственным основанием для положительного вывода о тождестве, также как имеющиеся различия еще не говорят об его отсутствии. Для решения этого вопроса окончательно необходимо дать научную оценку совпадений и различий идентификационных признаков, выявленных в процессе сравнительного исследования. Дело в том, что отдельные признаки внешнего строения проверяемых объектов, отобразившиеся в следах, могут совпадать у ряда однородных трасологических объектов, может совпадать и комплекс признаков. Поэтому вопрос о тождестве решается не столько на основе количественных критериев, сколько на основе качественной характеристики признаков, запечатлевшихся в следах: степени их устойчивости, частоты встречаемости, взаимосвязи и т.д.

Выводы трасологической экспертизы, являясь сведениями, имеющими доказательственное значение, нуждаются в квалифицированной оценке. Такая оценка может оказаться ошибочной, если не учитывать основополагающие принципы теории криминалистической идентификации. Например, достоверно установленное тождество отдельных узлов и агрегатов объекта по оставленным ими следам, не означает тождества всего механизма, в котором эти узлы конструктивно объединены. В частности, тождество колеса проверяемой автомашины, установленное по следам протектора, обнаруженным на месте дорожно-транспортного происшествия, не означает, что эта автомашина была участницей аварии и т.д.

Оценивая результаты проведенного трасологического исследования, необходимо помнить, что факт тождества лица или иного объекта, установленный идентификационной экспертизой, означает лишь то, что данный объект присутствовал на месте, где следы были обнаружены, не отвечая на вопрос, в связи с чем он оказался здесь и когда. Причастность объекта, тождество которого установлено, к расследуемому событию выясняется с помощью иных средств доказывания.

Рекомендуемая литература к §1-3, 9

1. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Общая часть. – М.: 1965.

2. Корниенко Н.А. Следы человека в криминалистике. – СПб: 2001.

3. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. – Л.: 1976.

4. Крылов И.Ф. Следы на месте преступления. – Л.: 1961

5. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: 2005 (глава 16: Судебные трасологические экспертизы)

6. Следы преступления и их криминалистическое значение. Изд-е 2-е, исправленное и дополненное – СПб: 2000.

7. Шевченко Б.И. Теоретические основы трасологической идентификации в криминалистике.- М.: 1975.

Судебная баллистика

§ 1. Понятие и научные основы судебной баллистики

§ 2. Огнестрельное оружие и его классификация

§ 3. Боевые и охотничьи припасы к огнестрельному оружию

§ 4. Механизм выстрела и возникающие при этом следы

§ 5. Следственный осмотр и предварительное исследование баллистических объектов

§ 6. Судебно-баллистическая экспертиза

megaobuchalka.ru