Институт налогового консультирования в РФ: проблемы и перспективы. Налоговое консультирование в россии


Институт налогового консультирования в РФ: проблемы и перспективы

В статье рассмотрены главные проблемы развития института налогового консультирования в Российской Федерации. Предоставлены дальнейшие перспективы развития данной отрасли экономики, а так же предложения по улучшению данного сектора.

Признание налогового консультирования самостоятельным видом деятельности во многом предопределили постоянное увеличение налоговых документов которые регулируют налогообложение как физических, так и юридических лиц; активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения; и в целом развитие налогового законодательства.

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Профессия налогового консультанта имеет огромные перспективы, так как относится к числу достаточно молодых в широком спектре финансовых специальностей. Данная профессия с каждым годом в различных отраслях экономики набирает все большую востребованность и популярность.

Но на данный момент существуют некоторые проблемы, затрудняющие развитию данной специальности, которые необходимо решить для дальнейшего эффективного и успешного функционирования.

Одна из главных проблем - это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.

Постановлением Министерства финансов России от 4 августа 2000 года № 57 было внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам». Это стало важным шагом в развитии налогового консультирования. На сегодняшний день это постановление является практически единственным и наиболее значимым в развитии данной специальности.

На протяжении десяти лет в профессиональных кругах налоговых консультантов обсуждается вопрос о принятии закона о налоговом консультировании. В 2004 году этого не получилось сделать. Тем не менее 23 мая 2014 года депутатом Государственной Думы был вне сен проект о налоговом консультировании, который по сей день находится в рассмотрении. Он подготовлен с целью регулирования деятельности по налоговому консультированию и определения правового статуса налогового консультанта и консультируемых лиц.

В настоящее время требуется поддержка данного Федерального закона, так как нормативная и экономическая база налоговых консультантов недостаточно сформирована и слаба.

Развитие налогового консультирования вызвало и необходимость выработки единых правил, стандартов и механизмов профессии. Профессионального кодекса налогового консультанта в России пока не существует.

Недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров − так же одна из важных проблем.

В связи с этим в 2002 году была создана Палата налоговых консультантов, которая возложила на себя функции:

  • обеспечение аттестации налоговых консультантов;
  • разработка специальных учебных программ, реализующиеся через аккредитованных образовательные организации.

Но в образовательном плане есть так же проблемы− это недостаточное количество учебно- методической литературы и недостаток преподавателей для обучения налогового консультанта. Данная специальность находится на той стадии развития, когда отсутствие специальных учебников, книг и пособий является своеобразным тормозом.

Следующая проблема налогового консультирования− налоговый консалтинг в России на сегодняшний день - это услуга для богатых. Как следует из рейтингов и исследований, проводимых компанией «Эксперт РА», основными покупателями услуг налогового консультирования являются крупные компании из наиболее рентабельных отраслей: машиностроение, добывающая промышленность и т.д. Представители же малого и среднего бизнеса намного реже используют данные услуги, так как у них существует давно сложившийся стереотип, что решением налоговых вопросов занимается штатный бухгалтер и не причин привлекать специального человека для решения текущих и стратегических проблем. Данный стереотип оправдывается решением оптимизации налогов компании.

Развитие в Российской Федерации института налогового консультирования является необходимой и важной задачей. Можно определить направления совершенствования данной специальности в России, при сравнении с другими странами:

  1. Совместная работа организаций налоговых консультантов с государственными органами. Как например в Голландии организации налогового консультирования обсуждают актуальные вопросы с государством, тем самым решая проблемы деятельности в настоящем и будущем.
  2. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта. Как например это достаточно давно функционирует в Германии, Великобритании и странах Восточной Европы. Без данной функции организации налогового консультирования не выдается лицензия на осуществление деятельности.
  3. Ответственность налоговых консультантов. В России существует гражданско- правовая (договорная) ответственность, в то время как в Великобритании уже давно функционирует законодательная ответственность, что является наиболее эффективным источником использования организаций налогового консультирования.

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь.

novainfo.ru

В России необходим институт налогового консультирования — Российская газета

В последнее время все чаще звучит мысль о необходимости развития института налогового консультирования в России. Глава Федеральной налоговой службы ФНС Михаил Мишустин не раз заявлял о необходимости разработки закона, регламентирующего работу этих специалистов.

В ФНС считают, что консультанты могут стать посредниками между налогоплательщиками и налоговиками. Например, помочь разобраться с интернет-сервисами ФНС или оказать правовую поддержку при досудебном рассмотрении споров. Насколько сегодняшний налоговый консультант выполняет эту роль? Что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу? Поможет ли этому принятие закона о налоговом консультировании? На эти и другие вопросы "РБГ" отвечает президент Палаты налоговых консультантов России (ПНК), действительный член Российской академии естественных наук, профессор Дмитрий Черник.

Без создания института налогового консультирования дальнейшее использование новых технологий, разрабатываемых и применяемых для облегчения уплаты налогов, будет затруднительно, полагает глава ФНС. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Прежде всего сама идея необходимости налогового консультирования в нашей стране зародилась в недрах налоговой службы. Первые шаги были предприняты министерством по налогам и сборам в то время, когда министром был еще Александр Починок. И Михаил Мишустин отдает отчет, насколько этот институт не враг ФНС, а друг, союзник и помощник. В целом я согласен с его высказываниями, но могу сказать, что проблемы здесь, конечно, будут. То, что сейчас бурно развиваются новые информационные технологии в области взаимоотношений налоговой службы и налогоплательщиков - это факт. Но то, что общая компьютерная грамотность в нашей стране, особенно у людей старшего поколения, отстает от тех темпов, которыми развиваются компьютерные технологии, это тоже факт. И налоговые консультанты здесь нужны и должны сыграть определенную роль. Многие люди вынуждены будут обращаться к кому-то за помощью: либо непосредственно к работникам налоговой службы, загруженным до предела, либо к консультантам.

Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов? Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?

Дмитрий Черник: Прежде всего надо понимать, что такое налоговый консультант сегодня. ПНК выдает квалификационный аттестат налоговым консультантам - тем, кто прошел соответствующее обучение в одной из аккредитованных ПНК образовательных организаций. Сегодня их более 70 от Южно-Сахалинска до Калининграда. Свыше трети этих образовательных организаций - государственные учебные заведения, в том числе университеты. Но нужно иметь в виду, что количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тысяч человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше.

Почему?

Дмитрий Черник: Потому что большинство налоговых консультантов, пройдя обучение, продолжают работать в своих организациях. Сегодня компании уже не возлагают всю ответственность за правильную уплату налогов на бухгалтерию, как это было раньше. Крупные компании создают у себя налоговые управления, налоговые отделы, налоговые подразделения. В них консультанты чрезвычайно востребованны. Эти люди не будут разъяснять населению, как платить налоги, или могут заниматься этим от случая к случаю. Если говорить о налоговых консультантах как о людях свободной профессии, то их сейчас большой дефицит. Конечно, не такой, как 10 лет назад. Тогда не было вообще ничего, и любой человек мог просто объявить себя налоговым консультантом. Сегодня налоговые консультанты получают квалификационные аттестаты ПНК и каждые два года подтверждают свою квалификацию. Но это очень малое количество по сравнению с реальными потребностями.

Профессия налогового консультанта в России пока очень дефицитная. Давайте сопоставим потребности и реальности. Для этого возьмем опыт зарубежных стран. Примерная картина такая, хотя есть различия по разным странам. США, передовые страны Европы, Австралия имеют такое соотношение: на 10 работников налоговой службы в стране работает 11 налоговых консультантов. Это усредненные данные, по странам они могут немного колебаться. Например, в Австралии на 18 млн населения 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов. Посмотрим, что получится, если применить это соотношение к России. Сегодня у нас примерно 140 тыс. налоговых работников. Значит, нужно около 155 тыс. налоговых консультантов. А реально действуют, помимо тех, кто внутри компаний, 5 тысяч. Отсюда и возникает потребность. Пока ее закрывают консалтинговые компании, в которых многие сотрудники имеют аттестаты ПНК.

Прежде всего налоговое консультирование - это определенный вид деятельности, это рыночная инфраструктура. И ответственность налогового консультанта определяется не законом и вышестоящими актами, а одним-единственным простейшим документом, который называется договор

В Госдуме сейчас на рассмотрении находится закон, вводящий обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов. По мнению экспертов, консультанты могут оказать налогоплательщикам существенную помощь, если предусмотреть их участие в досудебном рассмотрении споров. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Что такое досудебное разбирательство? Это значит, налогоплательщик не нашел взаимности с первичной налоговой инспекцией. У него уже возник налоговый спор. И, конечно, идти с этим спором в вышестоящий налоговый орган сложно. Каждой организации поможет, если ее будет сопровождать налоговый консультант или работник консультационной службы. Шансы на объективное рассмотрение вопроса повысятся. Налоговый консультант - это человек, который работает на налогоплательщика, защищает его интересы. Но в то же время он должен не только защитить своего клиента, минимизировать ему налоги, оспорить что-то у налоговой службы, но и помочь платить налоги грамотно. Консультант является для своего клиента и представителем государства тоже. Потому что в конечном счете наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы налоги платились правильно. Это значит, что не должно быть недоплаты, но не должно быть и переплаты. Это равновесие должен обеспечить налоговый консультант. Если человек хочет скрыться от налогов, спрятать доходы, ему тогда не нужно идти к налоговому консультанту.

В настоящее время правильно говорить не о минимизации, а об оптимизации налогообложения, а также о снижении, если не ликвидации, налоговых рисков. Ведь санкции в нашей стране достаточно суровы.

Понимаете, когда человек просто читает НК РФ, это одно, а налоговый консультант, который детально знает все вопросы, это совсем другое. Только при детальном знании законов можно оптимизировать налоги и при этом уменьшить общую сумму платежа. Это правильное оформление сделок, это грамотное применение налоговых льгот и так далее. Мы работаем в правовом поле российского законодательства. Это правовое поле позволяет довольно широко маневрировать финансовыми ресурсами. Мы ни в коем случае не беремся уменьшать налоговые платежи таким образом, чтобы увеличивать финансовые риски, чтобы впоследствии возникли судебные претензии. Кстати, государство так же заинтересовано в том, чтобы налоги не наносили финансовый ущерб организациям. Они должны уплачиваться, но не переплачиваться.

Должна ли быть законодательно установлена ответственность налогового консультанта?

Дмитрий Черник: Мы можем трактовать это понятие довольно широко. Прежде всего налоговое консультирование - это определенный вид деятельности, это рыночная инфраструктура. И ответственность налогового консультанта определяется не законом и вышестоящими актами, а одним-единственным простейшим документом, который называется договор. Договор заключается между налоговым консультантом и клиентом, будь то юридическое или физическое лицо. В этом договоре прописана и ответственность консультанта. Если он дал неправильные советы, и налоговая инспекция оштрафовала клиента, что должен сделать клиент? Он должен открыть договор, который подписал, посмотреть в него. Что там предусмотрено, это и есть ответственность налогового консультанта. Иногда люди понимают ответственность так: дал совет налоговый консультант, и все, вы становитесь неприкасаемым. А если не дай бог вас оштрафуют, то тогда консультант должен платить за вас все штрафы, пени и так далее. В принципе такую систему можно создать. Только вряд ли хоть какой-нибудь клиент захочет в эту систему перейти, потому что если речь пойдет о такой ответственности, то тогда наверняка должна появиться во взаимоотношениях третья сторона. Это страховая компания. А вмешательство в это дело страховой компании, да еще с полным страхованием рисков, до заоблачных высот поднимет цену на услуги консультантов.

И надо иметь в виду еще одно обстоятельство, от которого нельзя открещиваться. НК РФ, хотя он совершенствуется с 1999 года, не является идеальным документом. В нем присутствуют и противоречия, и неясности. Да и просто многообразие хозяйственной деятельности может не уложиться ни в какие листы бумаги. И в любой момент может случиться оказия.

Отчет, который у вас с удовольствием примут в одной инспекции, забракуют в соседней, наложат штрафы и пени. Вы помните, когда в России профессия главбуха была крайне дефицитной и главбух часто обслуживал четыре-пять и более разных компаний, то он жаловался, что по одинаковой ситуации в одной инспекции принимают отчет, а в другой - накладывают штрафы, пени. А представляете себе разброс по территории России? А если добавить субъективный фактор в отношениях, то становится понятно, что полная, стопроцентная ответственность налогового консультанта вряд ли реальна в нашей сегодняшней жизни. Хотя, может быть, мы будем идти к этому и по мере совершенствования налогового законодательства, развития налоговой грамотности и налогового консультирования, вполне возможно, мы к этому и придем. Но это будущее.

Может ли помочь развитию налогового консультирования принятие закона, регламентирующего их работу? Или это, скорее, создаст препоны для работы практикующих налоговых консультантов? Многие эксперты считают, что принятие закона ограничит возможности оказывать услуги по налоговому консультированию для юристов и аудиторов, сделав это прерогативой только аттестованных налоговых консультантов.

Дмитрий Черник: Я реалист и всегда им был. Но за любым законом стоят судьбы многих людей. Я прекрасно понимаю, что есть интересы адвокатов. Не считаться с ними нельзя. Выбросить их из сферы налогового консультирования, приняв закон, - это пахнет запретом на профессию. Ты адвокат, если кого-то по голове ударили, иди, защищай этого человека, то ли того, кого ударили, то ли того, кто ударил. А налогами заниматься не смей. Адвокат - это квалифицированный юрист, если он еще знаком с налоговым законодательством, то получается квалифицированный специалист. В ПНК не только экономисты, но и многие юристы прошли обучение, получили аттестаты налоговых консультантов. Нужно ли делать некую узкую касту консультантов? Вопрос очень непростой, дискуссионный, я бы сказал.

Законопроект разрабатывается. Уже было много вариантов. Как в свое время было много вариантов НК РФ. Но среди тех, кто работает в области налогового консультирования, включая ученых, есть разногласия. Причем по многим вопросам. В том числе по такому: что такое налоговый консультант. Человек свободной профессии, как частнопрактикующий врач, или юрист, или предприниматель? Очень многое зависит от того, каким закон будет. Идеального законопроекта мне пока видеть не удалось. Как ни парадоксально, я как президент ПНК выступал, скорее, критиком различных законопроектов. Последний "круглый стол" на эту тему был в прошлом году в Госдуме. Его подготовкой занимался соответствующий комитет. Рассматривался законопроект, который разрабатывался в недрах ПНК с участием работников ФНС. Участники "круглого стола" пришли к выводу, что его нужно серьезно править.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом создавался закон. Вот мы сейчас и находимся в той стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, клиентура понятна. Мы уже набили себе шишки. Какие-то вопросы решили. Можно переходить к принятию закона, но, повторяю, продуманно и без излишней торопливости. Нужен закон, который учтет интересы всех, прежде всего налогоплательщика, а также государства.

rg.ru

Сравнительный анализ организации налогового консультирования в России и зарубежных странах

ИПБ России :// Журнал «Вестник профессиональных бухгалтеров» / Архив журнала / 2016 год / № 3 /

Код ВАК 08.00.10

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Люба Мовсесовна Бабурян Lyuba Baburyan
Аспирант кафедры налогового консультирования Postgraduate student of the Tax Consulting Department
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
109456, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 4, каб. 304. Of. 304, 4, the 4-th Veshnyakovskiy str., Moscow, 109456.
Тел.: +7 (965) 315-35-46. Phone: +7 (965) 315-35-46.

В данной статье автор исследует особенности налогового консультирования в России и зарубежных странах. Проведен сравнительный анализ организации налогового консультирования в России и зарубежных странах. Выделены достоинства и недостатки особенностей налогового консультирования в ряде стран.

The author explores features of tax consulting in Russia and the rest of the world. The comparative analysis of the tax consulting organization in Russia and foreign countries is carried out in this article. Strengths and weaknesses of the tax consulting in a number of the countries are highlighted.

Ключевые слова: налогообложение; налоговое консультирование; налоговая нагрузка; налоговое планирование; государственное регулирование; саморегулируемые организации; консалтинг; Палата налоговых консультантов. Keywords: taxation; tax consulting; tax burden; tax projection; government regulation; self-regulatory organizations; consulting; Chamber of Tax Advisers.

Сегодня профессия налогового консультанта активно завоевывает рынок труда в большинстве развитых стран мира. В каждой стране складывается своя история и традиции данной профессии. В части законодательной обеспеченности ученые-экономисты всего мира делят налоговое консультирование на регулируемое государством и саморегулируемое.

Россия относится к странам с саморегулируемым рынком налоговых консультантов. К ним же относятся такие страны, как Великобритания, Ирландия, Голландия, Бельгия, Финляндия и Швейцария. А к странам, где существует закон о налоговом консультировании, относятся Германия, Чешская Республика, Словакия, Польша, Австрия, Венгрия, Италия, Франция, Хорватия, Люксембург и Португалия.

Нельзя сказать, что отсутствие закона, регулирующего налоговый консалтинг, приводит к хаосу в этой отрасли. Существуют профессиональные организации, которые в своих уставах, правилах и других нормативных документах закрепляют права, обязанности и ответственность сторон в налоговом консалтинге.

Однако данные организации не могут в полной мере обеспечить законность налогового консультирования, в результате чего возникают многочисленные спорные вопросы, решить которые можно лишь в судебном порядке. Зачастую такие суды длятся в течение долгого времени, что отрицательным образом сказывается и на деятельности налоговых консультантов, и на клиентах, и на развитии профессии в целом.

Есть, конечно, страны с саморегулируемым рынком налогового консалтинга, где все устроено таким образом, что государство спокойно за работу в этой области. Как правило, в таких странах усиленный контроль над деятельностью налоговых консультантов осуществляют общественные организации соответствующей профессиональной направленности.

Рассмотрим преимущества и недостатки систем с государственным регулированием и с саморегулированием рынка налогового консалтинга (табл. 1).

Таблица 1. Преимущества и недостатки регулирования рынка налогового консалтинга

  Государственное регулирование Саморегулирование

Преимущества

1. Права, обязанности и ответственность консультантов законодательно закреплены.

2. Налоговому консультанту обеспечен минимальный уровень оплаты труда, а также пенсионные выплаты после достижения пенсионного возраста.

3. Клиент имеет возможность требовать возмещения ущерба, причиненного налоговым консультантом.

4. Клиент может быть уверен в профессионализме консультанта, который по закону должен постоянно повышать уровень своей квалификации и сдавать экзамены для получения и продления лицензии.

5. Представители профессии несут ответственность за сокрытие своих доходов, то есть государство не теряет доходы в виде поступлений от налогов

1. Возможность выбора, состоять ли в профессиональной организации.

2. Возможность самостоятельного установления цен на свои услуги.

3. Возможность оказывать разные виды услуг своим клиентам.

4. При вступлении в профессиональную организацию есть уверенность в защите прав консультанта и клиента.

5. Нет обязательств платить постоянные членские взносы и состоять в профессиональной организации

Недостатки

1. Виды услуг, оказываемых налоговыми консультантами, ограничены.

2. Налоговые консультанты ограничены в рекламных средствах.

3. Налоговые консультанты несут собственные затраты на постоянное повышение квалификации

1. Заниматься профессией может любой желающий, что приводит к неквалифицированному исполнению работы, от чего страдает клиент.

2. Бесконтрольное установление цен может привести к монополизации рынка консалтинговых услуг.

3. Нет уверенности в ответственности сторон по выполнению обязательств.

4. Отсутствие пенсионных выплат по профессии

Выявленные преимущества и недостатки двух типов регулирования рынка услуг дают возможность говорить о том, что регулирование на законодательном уровне эффективнее, чем саморегулирование.

Российский рынок консалтинговых услуг также нуждается в законодательной закрепленности деятельности налоговых консультантов, хотя существуют и противники такого мнения. Они обосновывают это тем, что появятся дополнительные материальные затраты для консультантов: дополнительное обучение, вступление в Палату налоговых консультантов (членские взносы). Считается, что закон будет тормозить развитие мелких консалтинговых фирм и приведет к тому, что рынок консалтинговых услуг будет монополизирован крупными фирмами.

Сегодня налоговые консультанты России не могут конкурировать с зарубежными коллегами, так как в нашей стране не применяются директивы Европейского союза, регламентирующие работу налоговых консультантов. Так, налоговый консультант, получивший свой статус в Германии, может заниматься своей деятельностью без сдачи экзаменов в Великобритании. Чего нельзя сказать о российских консультантах: им придется заново обучаться и сдавать экзамены на получение лицензии в зарубежных странах.

Чтобы стать налоговым консультантом в России, не нужно иметь ни образования, ни опыта работы, ни лицензии или аттестата, позволяющего заниматься налоговым консалтингом. То же самое можно сказать и о Великобритании. В Германии, напротив, налоговым консультантом может стать только человек, получивший высшее образование, имеющий определенный опыт работы в области экономики и сдавший сложный экзамен на получение лицензии. При этом представитель данной профессии должен каждый год проходить аттестацию, иначе лицензия аннулируется.

Есть ли необходимость обучаться для того, чтобы стать налоговым консультантом? По мнению автора, это обязательно. Конечно, с опытом люди получают большое количество информации, но начинать работу, не имея представления о ней, — неправильно.

Рассмотрим требования, которые предъявляют к профессии налоговых консультантов в разных странах (табл. 2).

Таблица 2. Требования к профессии

Страна Образование и опыт работы (в соответствии с образованием) Экзамен Другие требования

Германия

1. Высшее образование в области экономики или юриспруденции при стаже работы в налоговой сфере не менее двух лет.

2. Обучение в университете продолжительностью не менее восьми семестров при стаже работы в области налогов не менее трех лет.

3. Образование в области коммерции при стаже работы в налоговой сфере не менее 10 лет.

4. Высокий профессиональный уровень («бухгалтеры, сдавшие экзамен») при стаже практической работы, связанной с налогами, не менее 7 лет.

5. Служащие финансовых (налоговых) органов, отработавшие налоговыми чиновниками высокого уровня не менее 7 лет

Необходима сдача экзамена в виде трех письменных работ и одного устного экзамена. Дисциплины, включенные в экзамен:

— процессуальное налоговое право;

— налоги на доходы;

— налоги с оборота;

— налоги, вытекающие из товарно-денежных и имущественных отношений;

— основы таможенного права;

— торговое право;

— гражданское право;

— право, касающееся товариществ, компаний или объединений;

— правовые отношения, касающиеся несостоятельного должника;

— право Европейского союза;

— аудит;

— бухучет;

— народное хозяйство;

— профессиональное право

Претендент должен жить в нормальных материальных условиях, не иметь неоплаченных долгов, не быть злостным неплательщиком, к которому бы применялись судебные санкции, не должен иметь судимости, не должен иметь проблем со здоровьем. Должен иметь положительную репутацию по прошлому месту работы. Должен быть застрахован от возможных профессиональных рисков

Польша

Высшее образование по любой специальности и стаж работы 2 года помощником налогового консультанта или в налоговой службе

Необходима сдача экзамена, состоящего из устной и письменной части, которые включают вопросы из следующих областей знаний:

— источники права и толкование права;

— налоговый анализ;

— основы международного налогового законодательства и налогового законодательства Европейского сообщества;

— материальное налоговое право;

— процедура рассмотрения административных дел и административное судопроизводство, а также исполнение решений по административным делам;

— международное и национальное таможенное законодательство, а также таможенное законодательство Европейского сообщества;

— валютное право;

— уголовное экономическое право;

— организация и функционирование налогового управления и счетных палат;

— бухгалтерский учет;

— налоговый учет и принципы ведения налоговых книг;

— правила налогового консультирования и профессиональная этика

Полная дееспособность и полная правоспособность; наличие безупречной репутации; образцовое поведение.

После сдачи экзамена необходимо пройти двухлетнюю профессиональную практику

Россия

Членами Палаты налоговых консультантов могут стать физические лица, получившие высшее образование по любой специальности. Требования к стажу и опыту работы не предъявляются

Необходима сдача экзамена, включающего следующие дисциплины:

— налоговое право;

— налогообложение юридических лиц и физических лиц;

— правовое регулирование экономической деятельности, бухгалтерский учет и отчетность, финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования;

— организация и методика налогового консультирования

Не предъявляются

Из табл. 2 видно, что наиболее жесткие требования предъявляются к претендентам на профессию налогового консультанта в Германии. Польша также подходит к этому вопросу достаточно строго, хотя и уступает по требованиям Германии. Что же касается России, то даже те требования, которые предъявляет Палата налоговых консультантов, не так строги, как в сравниваемых странах. Это говорит о том, что профессиональная подготовленность налоговых консультантов в Российской Федерации пока уступает подготовке зарубежных коллег. В табл. 3 отражены преимущества и недостатки зарубежных и российских консультантов, если пользоваться их услугами в России.

Таблица 3. Преимущества и недостатки налоговых консультантов

  Зарубежные консультанты Российские консультанты

Недостатки

1. Очень высокая стоимость услуг.

2. Высокие требования к организации и подготовке заказчика.

3. Прямой перенос зарубежного опыта, стандартность решений.

4. Недостаточное знание российской специфики.

5. Языковой барьер и культурные различия.

6. Предлагаются решения, выстроенные в четкие и последовательные действия, не учитывая, что прямая дорога — не всегда самая короткая и быстрая.

7. Широкое использование стажеров.

8. Широкая практика передачи работ на субподряд

1. Не имеют веса на международном уровне.

2. Недостаточное знание зарубежного опыта.

3. Предоставляемые рекомендации не всегда убедительны.

4. Используемый инструментарий не всегда в достаточной степени апробирован.

5. Недостаточное внимание к юридической чистоте и документальному сопровождению проектов

Достоинства

1. Хорошее владение методами консультирования.

2. Как правило, большой опыт консультирования.

3. Хорошая теоретическая подготовка.

5. Деловая культура.

6. Хорошее юридическое и документальное сопровождение консультационного процесса.

7. Возможно оказание содействия при сотрудничестве с иностранными партнерами

1. Гонорары ниже.

2. Хорошее ориентирование в современной экономической и политической ситуации.

3. Обладание высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом.

4. Обладание гибкостью мышления и подходов при решении нестандартных задач.

5. Синтезирование зарубежного и российского опыта.

6. Выход за рамки стандартов.

7. Предложение более реалистичных решений исходя из российской практики

Конечно, зарубежные специалисты более профессиональны, чем российские, но работа на российском рынке для них сложна, так как налоговая система России отличается сложностью и постоянной изменчивостью. Отсюда можно сделать вывод, что для работы в Российской Федерации надо взращивать свои высококвалифицированные кадры.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговое консультирование в России оформилось как явление. В настоящее время к услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают юридические лица. Однако потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица.

С каждым годом растет численность специалистов, аккредитованных Палатой налоговых консультантов. Сегодня их численность — около 10 тысяч человек. Профессия налогового консультанта нужна России, и это доказывается спросом на нее как со стороны претендентов на профессию, так и со стороны клиентов.

Изучение европейского опыта налогового консультирования показывает, что России есть куда стремиться и расти. В первую очередь речь идет о развитии законодательства, посвященного налоговому консультированию.

Легализация налогового консультирования позволит начать качественные перемены в образовании консультантов, появится так называемая культура профессии. Это даст огромный толчок к развитию налогового консультирования в стране, представители этой профессии смогут конкурировать с заграничными специалистами, что приведет к расширению кругозора российских специалистов, и их по достоинству будут оценивать как в России, так и за ее пределами.

Развитие налогового консультирования улучшит результаты налогообложения в стране в целом. Снизится количество ошибок, допускаемых налогоплательщиками, а следовательно, снизятся штрафные санкции и уменьшатся недоимки. То есть будет решена основная задача, поставленная государством перед консультантами, — улучшение налоговой культуры общества.

Все, что необходимо для такого плодотворного развития налогового консалтинга, в России уже есть. Если будет сделан следующий важный шаг — принятие закона о налоговом консультировании — начнется новая эпоха в становлении налогового консалтинга.

Что касается зарубежных стран, которые были рассмотрены в работе, их перспективой может быть дальнейшее совершенствование профессии. Странам, в которых также нет закона, регламентирующего деятельность налогового консультанта, необходимо разрабатывать проекты и внедрять их в жизнь. Многие государства успешно работают, не принимая закон о налоговом консультировании, но у них есть другие рычаги государственного контроля: дополнительные отделы в налоговых службах, департаменты налоговых консультантов и другие органы, непосредственно контактирующие с правительством. Таким образом, при разработке нового налогового законопроекта учитывается и мнение налоговых консультантов.

На взгляд автора, Германия — эталон в налоговом консультировании — может развиваться дальше, поддерживая все, что уже сделано ею на сегодняшний день. В этой стране налажена совместная работа налоговых органов и налоговых консультантов, проявляется уважение при работе и совместная направленность на улучшение налогового законодательства.

Страны Восточной Европы — Польша, Чешская Республика, Словакия — могут развивать законодательство в области налогового консультирования, так как основной закон не затрагивает всех особенностей данной отрасли. Также налоговые консультанты этих стран должны активно выходить на рынок Евросоюза для повышения своей квалификации и опыта работы.

Великобритания и Голландия добились хорошего уровня в налоговом консультировании, не имея закона в этой области. Тем не менее на следующем этапе в истории их налогового консалтинга целесообразно закрепить эту профессиональную отрасль законодательно.

 

Библиографический список References

1. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М. Финансовый анализ для целей налогового консультирования. — М. : Вершина, 2006. — 192 с.

1. Bondarchuk N.V., Karpasova Z.M. Finansovyy analiz dlya celey nalogovogo konsul’tirovaniya [Financial analysis for the tax consulting purposes]. Moscow, Vershina Publ., 2006. 192 p. (in Russ.).

2. Буссе Р. Налоговое консультирование в современной системе налогообложения: опыт Германии // Налогообложение: проблемы науки и практики — 2009 : монография [под ред. проф. Ю.Б. Иванова]. — Харьков : ИНЖЭК, 2009. — С. 100-105.

2. Busse R. Nalogovoe konsul’tirovanie v sovremennoy sisteme nalogooblozheniya: opyt Germanii [Tax consulting in the modern taxation system: German experience]. Nalogooblozhenie: problemy nauki i praktiki — 2009: monograph ed. by prof. Yu.B. Ivanov. Kharkov, INJEK Publ., 2009. pp. 100-105 (in Russ.).

3. Гац О.В. Основные направления развития консалтинговых услуг в России и за рубежом. — СПб. : Изд-во С-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. — 16 с.

3. Gats O.V. Osnovnye napravleniya razvitiya konsaltingovyh uslug v Rossii i za rubezhom [Main directions of the consulting services development in Russia and abroad]. Saint-Petersburg, Publ. of St. Peter. Gos. Univ. Ekonomiki i Finansov, 2002. 16 p. (in. Russ.).

4. Кучеров И.И. О законодательном регулировании налогового консультирования // Ваш налоговый адвокат. — 2006. — № 6. — С. 6.

4. Kucherov I.I. On legislative regulation of the tax consulting. Vash nalogovyy advokat, 2006, no 6, p. 6 (in Russ.).

Поделиться

www.ipbr.org

Особенности развития рынка налогового консультирования в России

На данный момент в России все более активно развивается налоговое законодательство, которое при этом постоянно претерпевает изменения, т.к. находится в несколько нестабильном состоянии. В законодательные налоговые акты часто вносятся правки и дополнения, при этом на практике сохраняется множество спорных моментов при трактовке тех или иных пунктов закона. Для разрешения споров компаниям все чаще приходится прибегать к помощи специалистов, способных дать профессиональную оценку той или иной ситуации – к консалтинговым компаниям. Данный факт привел как к росту количества таких компаний в области налогообложения, так и к увеличению числа специалистов-консультантов по налогам и налоговым сборам.

Но, несмотря на развитие рынка консультирования в налоговой сфере, на данном этапе все еще отсутствует достаточное количество информации по правовому регулированию отношений между консультантами и организациями-клиентами, а также между консультантами и государством. Эти обстоятельства приводят к снижению качества консалтинговых услуг и к увеличению доли различного рода рисков.

Налоговое консультирование

Консультирование – это тот вид профессиональной деятельности, при котором консультанты осуществляют анализ проблем клиента в какой-либо области и предлагают пути. При этом консалтинговые услуги востребованы в самых разных областях: правовая, судебная, экономическая, финансовая, кадровая, маркетинговая и многих-многих других. То есть, по своей сути, консалтинг – это вообще любая консультационная деятельность, включающая в себя помощь руководителям, менеджерам, бизнесменам в решении тех или иных проблем.

В Европейском справочнике-указателе, изданном Европейской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), можно ознакомиться с отдельной классификацией всех услуг по направлению консалтинг: всего 84 вида услуг, входящих в 8 различных групп  [7].

Существует также и общераспространенная классификация, которая делит консалтинговые услуги по функциональному признаку: финансовый, юридический, управленческий и налоговый консалтинг  [4].

Непосредственно в области налогообложения услуги консультантов по большей части касаются таких вопросов, как оптимизация налоговой политики, планирование уплаты налогов, а судебная защита в различных спорах, связанных с налогообложением. Также в область консультирования в налоговой сфере включены практические советы, как устранить негативные последствия после нарушений, услуга по составлению перечня управленческих мер, которые позволят разработать удобную систему налогового планирования внутри компании, и многое другое.

Правовой аспект

Согласно Налоговому кодексу РФ (п.1 ст. 21) все налогоплательщики могут получить в налоговом органе по месту их учета информацию (как в устной, так и в письменной форме) о том, какие действуют налоги и налоговые сборы на их деятельность, какую уплату налогов нужно производить, и как вычисляются эти цифры.

При этом п. 2 ст. 21 Налогового кодекса РФ регламентирует право налогоплательщика получать разъяснения по вопросам законодательства РФ в налоговой сфере в письменной форме от Министерства Финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. Также предоставление этой информации входит в обязанности налоговых органов согласно п. 4 ст. 32 Налогового кодекса РФ.

Специальный же законодательный акт, определяющий порядок консультирования, в России в настоящее время отсутствует. Это приводит к рознящейся интерпретации тех пунктов закона, которые определяют обязанности сотрудников налоговых органов по предоставлению информации гражданам государства. С точки зрения налогоплательщиков, в обязанности налоговых органов входит подробное разъяснение налогового законодательства и его работы на практике. Со стороны же налоговых органов столь подробное разъяснение будет являться уже не информированием, а самым настоящим консультированием, осуществлять которое они не имеют права, тем более что налоговый орган имеет в первую очередь контролирующие, а не информирующие функции.

При этом, несмотря на то, что консалтинговые услуги в области налогообложения в нашей стране на данный момент становятся все более востребованными (т.к. вместе с активным развитием предпринимательского рынка развивается и налоговое законодательство) нормативная база непосредственно по оказанию консалтинговых услуг все еще остается неопределенной.

На данный момент при осуществлении своей деятельности налоговые консультанты могут руководствоваться лишь несколькими пунктами конституции Российской Федерации. Такими как:

- п.1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которому всем гражданам дается гарантия на свободное перемещение услуг, товаров, финансовых средств и на свободу их экономической деятельности, а также на единство всего экономического пространства, в котором поддерживается здоровая конкуренция, а все виды собственности признаны и защищены;

- п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Согласно этому пункту граждане нашей страны имеют право любым способом, остающимся в рамках закона, свободно находить и получать информацию из любых источников и распространять ее;

- ст. 57 Конституции РФ. Эта статья определяет обязанность гражданина страны платить все установленные законом налоги и налоговые сборы;

- п. 1 ст. 34 Конституции РФ, определяющим, что каждый гражданин нашей страны имеет право свободно использовать свое имущество и свои способности для предпринимательской деятельности.

Мировой опыт

В целом, системы правового регулирования на рынке консалтинговых услуг имеют сходные системы. Но в каждой стране есть свой определенный набор критериев, который выводится индивидуально для этой страны.

Во-первых, модели правового регулирования в каждой стране имеют свои собственные параметры, согласно которым на консалтинговый рынок допускаются желающие: личные качества, уровень профессиональной подготовки, степень исключительности права на оказание услуг и т.д.

Во-вторых, в каждой стране устанавливаются свои правила поведения участников консалтинговых отношений: права и обязанности сторон, консалтинговая этика в области налогообложения, порядок страхования. Также в правилах обычно указаны рекомендации, ограничивающие места исполнения и варианты организационно-правовых форм компаний, осуществляющих консультирование. Также в некоторых странах могут быть прописаны правила, касающиеся объемов и видов продвижения консалтинговых компаний, требования к договорам и прочее.

Несмотря на то, что вышеуказанные пункты в каждой стране указываются индивидуально, при рассмотрении нормативной базы для консультирования в налоговой сфере в зарубежных странах все же можно выделить только две основных системы регулирования правовых отношений.

Первая система – это регулирование на государственном уровне. Для такой системы характерно наличие единого закона о налоговом консультировании, на основе которого и осуществляют свою деятельность профессиональные консалтинговые компании. Сфера налогового консультирования четко регламентирована едиными законодательными актами и стандартами, которые устанавливают обязанности и ответственность, а также правовой статус субъектов регулирования. К странам с государственной системой регулирования налогового консультирования относятся такие страны, как Венгрия, Австрия, Италия, Германия, Словакия, Польша, Франция, Чешская Республика и Хорватия.

Другой вариант регулирования деятельности консалтинговых компаний в области налогообложения – это саморегулирование. В этом случае все организации, желающие получить статус консалтинговых, должны получить членство в профессиональных общественных объединениях, самостоятельно устанавливающих требования к консультационным службам. Деятельность таких саморегулируемых объединений также регламентируется законодательством о некоммерческих организациях, а также уставами и положениями этих сообществ и нормами профессиональной этики. Успешно функционируют на основе саморегулирования в области налогового консультирование такие страны, как Великобритания, Нидерланды, Голландия, Бельгия, Испания, Ирландия, Швейцария и Финляндия.

Рынок налогового консультирования в России

На данный момент рынок налогового консультирования в Российской Федерации занимает существенную нишу консалтинговых услуг, составляющий порядка 8% (что приравнивается к доле консалтинга в области финансов). При этом существует несколько факторов, препятствующих развитию этого рынка. К таким факторам относятся: высокий уровень цен на консалтинговые услуги, низкий уровень культуры, высокий уровень концентрации рынка и отсутствие регулирования на уровне законодательства.

Несмотря на это, прогнозируется рост спроса на консультации в сфере налогообложения, потому что, во-первых, по статистике ВАС РФ, на данный момент суды удовлетворяют не менее 60% исков к налоговым службам, полученных от организаций, получивших профессиональные консультации в области налогообложения, во-вторых, снижается вероятность неправовых начислений недобросовестными налоговыми инспекторами. Более того, уже на стадии досудебных разбирательств при поддержке консалтинговых компаний организации-налогоплательщики добиваются существенного уменьшения суммы претензий  [5].

Также востребован налоговый консалтинг и в вопросах трансфертного ценообразования. Это объясняется внесенными изменениями в налоговое законодательство в области контроля за транснациональными организациями. Отсутствие практики применения новых норм и недостаточное количество специалистов вынуждает такие организации искать помощь в профессиональных консалтинговых компаниях, имеющих практический опыт в этом вопросе.

Выводы

Таким образом, было выявлено, что потребности в налоговом консалтинге растут в связи с укреплением финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов и с улучшением ситуации на рынке инвестиций.

Внедрение широкой сети консультирования должно осуществляться комплексно и единовременно по двум направлениям.

1. Повышение качества и широты охвата консультированием со стороны государственных налоговых органов, в первую очередь за счет наиболее прогрессивных и востребованных способов консультирования и информирования, включая уведомление налогоплательщика о его налоговых обязательствах и обеспечение возможности ознакомиться с расчетом налога в режиме он-лайн на сайте налогового органа.

2. Развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на основе правового оформления основ их деятельности, в том числе партнерства с налоговыми органами и налогоплательщиками.

При этом очень важно грамотно организовать правовое обеспечение деятельности консалтинговых организаций, т.к. его отсутствие может привести к недобросовестному выполнению своих обязанностей консультантами, а также привести к рискам консалтинговые компании ввиду некорректного выполнения рекомендаций консультантов организациями-клиентами. В связи с этим необходимо разработать концепцию по снижению рисков, определяющую порядок, правила и стандарты внедрения рекомендаций консалтинговых услуг в деятельность предприятий, а также обеспечивающую признание значения грамотного консультирования на официальном уровне. Вместе с тем необходимо принятие кодекса этики налогового консультанта (по аналогии с аудитом), а также законодательное закрепление стандартов качества работы и определение уровня ответственности консультантов за разглашение конфиденциальных сведений об организациях-заказчиках.

Для успешной реализации этой задач необходимо принятие Федерального закона «О налоговом консультировании»  [2], основой которого станут права и обязанности как организаций, нуждающихся в налоговых консультациях, так и консалтинговых предприятий.

creativeconomy.ru

Причины появления налогового консультирования в России — Город эрудитов

.

В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. В России становление налогового консультирования происходит вместе с формированием налоговой системы. На первом этапе становления налоговой системы центр тяжести налогового бремени переносился с одного направления на другое, происходили частые изменения налогового законодательства. Существенной характеристикой российской налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства.

На протяжении 30-50-х и последующих годов, вплоть до конца 80-х в налоговую систему неоднократно вносились изменения и уточнения, которые, однако, не меняли самого качества данной системы.Все это приводит к возникновению спроса на консультационные услуги информационного характера. Получает развитие направление налогового консультирования, которое на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.

Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений).

Услуги налогового консультирования оказывают уже не только специалисты, но и организации, в основном аудиторские фирмы. Широко применяется консультирование по анализу используемых схем, позволяющих существенно сократить налоговые платежи в бюджет.

Следующий этап формирования налоговой системы связывается с ведением  части первой  Налогового кодекса РФ на основании Федерального закона  №146-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.

Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющих), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения  предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и  признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.

Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, которая устанавливает правила взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов, заставило задуматься над необходимостью профессиональной подготовки специалистов по налоговому консультированию.Поэтому, закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК).  Комиссия была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования.

Наряду с развитием рыночных отношений и сложностью применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, одной из причин, обусловившей возникновение в России налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности явилась политика государственных органов, ориентированная на жёсткое разграничение функций налоговых органов и независимых от государства налоговых консультантов.

В связи с этим руководители российских предприятий всё чаще прибегают к услугам налоговых консультантов, в результате чего рынок консалтинговых услуг непрерывно развивается как по объемам выручки от реализации услуг, так и по укреплению отдельных направлений этого вида консалтинга.

Начиная с 2000 года, наблюдается активный рост спроса на налоговый консалтинг. В этот период МНС России издает ряд Приказов и Писем, которые свидетельствуют о конкретизации направлений и механизма организации налогового консультирования.

Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам».

Совершенствование налоговой системы на этом этапе происходит в направлении последовательного снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятия, и, как следствие, на их налоговую дисциплину. Большую роль в консультационной работе по налоговому законодательству в этот период сыграли квалифицированные аудиторы. Установлено, что во многом развитие налогового консультирования происходит за счет его выделения из аудиторских услуг.

Развитие и совершенствование системы налогообложения существенно усложняет расчет многих видов налогов и становится причиной возникновения налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы в целях исчисления налогов. Процесс разделения налогового и бухгалтерского учетов имеет под собой определенные основания, так как действительно наблюдается несоответствие между требованиями к содержанию информации бухгалтерского учета, реализуемыми через стандарты бухгалтерского учета, и требованиями, предъявляемыми государством в лице налоговых органов.Формирование самостоятельной системы налогового учета было требованием времени, что подтверждается историей становления системы налогового учета в финансовом законодательстве Российской Федерации.

Все вышеперечисленное обусловливает еще одну причину выделение налогового консультирования в отдельный вид деятельности и широкое применение  российскими предприятиями услуг налоговых консультантов.

www.eruditcity.ru

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

 

СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  И  ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  В  РОССИИ

Реутова  Людмила  Геннадьевна

магистрант,  Кафедра  «Налоговое  консультирование»,  Финансовый  университет  при  Правительстве  Российской  Федерации,  РФ,  г.  Москва

Email:  [email protected]

Кирина  Людмила  Сергеевна

д-р  экон.  наук,  проф.,  Кафедра  «Налоговое  консультирование»,  Финансовый  университет  при  Правительстве  Российской  Федерации,  РФ,  г.  Москва

 

Сегодня  в  России  налоговое  законодательство  развивается  крайне  быстрыми  темпами.  В  Налоговом  кодексе  Российской  Федерации  имеется  большое  число  сложностей  для  налогоплательщика.  В  результате  несовершенное  налоговое  законодательство  создает  немалые  трудности  для  многих,  поэтому  налоговое  консультирование  набирает  все  большую  актуальность.  Консультирование  с  профессионалом  в  области  налогообложения  позволяет,  не  нарушая  законодательства,  уменьшить  совокупность  налоговых  платежей,  снизить  риски  неправильного  исчисления  и  уплаты  налогов,  повысить  конечные  результаты  деятельности.

В  настоящее  время  идет  много  споров  по  вопросу  налогового  консультирования.  Например,  стоит  ли  выделять  его  в  отдельный  вид  деятельности,  нужно  ли  законодательно  определять  данный  вид  консалтинга.

Налоговое  консультирование  определяется  как  предоставление  квалифицированной  помощи  налогоплательщику  в  отношении  проблем  по  вопросам  налогообложения.  При  этом  сам  консультант  оставляет  право  выбора  окончательного  решения  за  лицом,  обратившемся  к  нему.

При  изучении  российского  рынка  налогового  консультирования  стоит  отметить,  что  состав  консультантов,  которые  способны  оказывать  услуги  по  вопросам  налогообложения,  разнообразен.  В  его  число  входят  юристы  и  экономисты,  которые  специализируются  в  области  налогового  права,  а  также  аудиторы  и  аудиторские  компании.  В  связи  с  чем,  многие  клиенты,  обращающие  за  услугами  налоговых  консультантов,  отождествляют  консультирование  с  аудитом,  так  как  считается,  что  налоговое  консультирование  выделено  из  сферы  аудиторских  услуг.

Сегодня  к  услугам  налоговых  консультантов  прибегают  все  участники  налоговых  правоотношений,  но  в  основном  это  юридические  лица,  хотя  потребность  в  налоговом  консультировании  все  больше  возникает  и  у  физического  лица. 

В  настоящее  время  налоговое  консультирование  имеет  немало  важных  проблем  для  его  успешного  развития.  Рассмотрим  некоторые  из  них.

На  протяжении  долгого  времени  в  Государственной  Думе  рассматривается  проект  Федерального  закона  «О  налоговом  консультировании»  №  98051004-2  от  16  апреля  2001  г.  Данный  законопроект  должен  дать  более  конкретные  определения  положений  Налогового  кодекса  РФ  об  институте  налогового  представительства.  Так,  например,  ожидается,  что  он  определит  правовой  статус  уполномоченного  представителя  налогоплательщика  и  упорядочит  деятельность  по  налоговому  консультированию,  стандартизирует  и  регламентирует  деятельность  субъектов  в  сфере  налогового  консультирования.  Но  на  сегодняшний  день  он  всё  ещё  не  принят. 

На  наш  взгляд,  налоговое  консультирование  —  это  отдельный  вид  деятельности,  профессии.  А  появление  новой  профессии  вызывает  необходимость  выработки  отдельных  профессиональных  стандартов,  тем  более,  закона.  Сегодня  основы  данного  вида  консалтинга  регламентируются,  прежде  всего,  Гражданским  кодексом  РФ,  в  котором  говорится,  что  любая  консультационная  услуга  возмездная,  законодательством  России  о  налогах  и  сборах,  а  также  законами  о  бухгалтерском  учете  и  аудиторской  деятельности.

Проблема  осуществления  государственного  контроля  в  сфере  деятельности  консультантов  по  налогам  и  сборам,  которая  заключается  в  том,  что  квалификационная  характеристика  специалиста  утверждена  Министерством  труда  и  социального  развития  России,  а  государственный  контроль  за  ее  соблюдением,  а  также  правила  и  стандарты  налогового  консультирования  до  сих  пор  не  установлены.

Существуют  проблемы  и  образовательного  плана.  Наблюдается  недостаток  преподавателей  для  обучения  налоговых  консультантов,  так  же  нет  достаточного  количества  учебно-методической  литературы.  Причиной  этого  может  являться  налоговая  тайна,  отсутствие  закона  о  налоговом  консультировании,  новизна  данного  вида  деятельности,  недостаточность  источников,  из  которых  клиенты  могли  бы  узнать  о  надежности  и  профессионализме  отдельного  консультанта  или  консалтинговой  компании.

Следует  также  отметить,  что  сегодня  не  требуется  специального  образования,  лицензий  на  право  ведения  консалтинговой  деятельности.  Как  следствие  этого  —  приход  в  консалтинг  людей  мало  профессиональных,  плохо  подготовленных,  не  соблюдающих  этические  нормы  консалтинга.  Это  негативно  отражается  на  общем  качестве  консалтинговых  услуг  и  имидже  консультанта  в  глазах  потенциальных  клиентов.  На  практике  работы  можно  заметить,  что  отсутствие  аттестата  налогового  консультанта  не  мешает  ему  вести  деятельность  по  оказанию  услуг,  а  его  наличие  никак  ему  не  помогает. 

Из  вышеуказанной  проблемы  вытекает  еще  одна  —  нехватка  профессиональных  высококвалифицированных  кадров.  Налоговый  консультант  должен  обладать  рядом  знаний,  охватывающих  не  только  налогообложение.  Это  также  должны  быть  экономические,  юридические  (порой  консультант  представляет  интересы  своего  клиента  в  суде),  финансовые,  бухгалтерские  знания,  навыки  и  умения.

Еще  одной  проблемой  развития  налогового  консультирования  в  России  является  дороговизна  этих  услуг.  На  сегодняшний  день  в  России  к  услугам  налоговых  консультантов  обращаются  в  основном  крупные  предприятия.  Средний  и  малый  бизнес,  а  тем  более  физические  лица  просто  не  имеют  достаточных  свободных  денежных  средств  для  оплаты  услуг  налоговых  консультантов.  Также  стоит  отметить,  что  крупные  организации,  как  правило,  предпочитают  иметь  у  себя  штатных  внутренних  налоговых  консультантов,  чего  не  может  позволить  себе  малый  бизнес. 

Исходя  из  вышесказанного,  можно  подытожить,  что  возникает  необходимость  в  развитии  налогового  консультирования,  а  именно  разрешения  ряда  проблем,  например,  отмеченных  выше.  Обучение  должно  быть  качественным,  отвечать  определенным  стандартам.  Важно,  что  независимо  от  места  и  программ  подготовки  консультантов  по  налогам  и  сборам  должен  четко  функционировать  механизм  государственной  аттестации  указанных  специалистов.  На  сегодняшний  день  эту  функцию  выполняет  Палата  налоговых  консультантов.  В  ее  обязанности  входят:

·       становление  и  развитие  профессионального  налогового  консультирования  в  России;

·       участие  в  формировании  налоговой  культуры  общества;

·       представление  интересов  профессионального  сообщества  на  международном  уровне.

Но  ввиду  отсутствия  закона,  Палата  малозначима  и  многие  будущие  консультанты  обходят  ее  стороной.  Но  одним  из  плюсов  Палаты  является  то,  что  она  ведет  единый  реестр  налоговых  консультантов.  На  основании  вышеизложенного  и  в  интересах  общества,  государства,  в  том  числе  ФНС  России,  в  целях  упорядочения  подготовки  и  государственной  аттестации  консультантов  по  налогам  и  сборам,  а  также  для  защиты  прав  и  интересов  налогоплательщиков  предлагается  осуществить  ряд  мероприятий,  в  частности:

1.  Законодательно  определить  положения  и  стандарты  о  налоговом  консультировании.

2.  Осуществлять  подготовку,  переподготовку  обучения  налоговых  консультантов  в  высших  учебных  заведениях.

3.  Разработать  порядок  аккредитации  и  сертификации  профессионалов  в  области  налогового  консультирования. 

4.  Установить  фиксированный  тариф  за  услуги  налогового  консультанта  не  только  для  крупного  бизнеса,  но  и  определенные  ставки  для  среднего  и  малого.

Введение  в  России  института  налоговых  консультантов  является  самой  важной  задачей  для  развития  налоговых  правоотношений.

Изучив  многолетний  опыт  Великобритании,  Германии,  стран  Восточной  Европы  можно  выделить  следующие  направления  совершенствования  налогового  консультирования:  определить  ответственность  налогового  консультанта;  ввести  обязательное  страхование  ответственности  налогового  консультанта;  проводить  совместную  работу  налоговых  органов  и  налоговых  консультантов  и  др.

Следует  совершенствовать  налоговое  законодательство,  проводить  назревшую  налоговую  реформу  в  области  налогового  консультирования,  так  как  эта  область  консультирования  динамично  развивается  и  требует  нормативно-правовой  регламентации.

 

Список  литературы:

  1. Карпасова  З.М.  Налоговое  консультирование  в  России:  трудности  становления  и  перспективы  развития  /  Время  малого  бизнеса.  —  2004.  —  №  9.  —  С.  34—41.
  2. Кирина  Л.С.  Методология  формирования  и  развития  рынка  услуг  налогового  консультирования  в  Российской  Федерации:  автореф.  дис…док.  эк.  наук  /  Л.С.  Кирина.  М.,  2006. 
  3. Налоговое  консультирование  (правовой  аспект):  учебное  пособие  /  Е.Б.  Шувалова,  Т.А.  Ефимова.  М.:  Изд.  Центр  ЕАОИ,  2011.  —  136  с. 
  4. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.palata-nk.ru/

 

sibac.info

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  В  РОССИИ

Лашманова  Дарья  Владимировна

студент  3  курса,  кафедра  Бухгалтерского  учета  и  Аудита  МЭСИ,  РФ,  г.  Москва

E-mail:  [email protected]

Трушина  Юлия  Васильевна

научный  руководитель,  старший  преподаватель  МЭСИ,  РФ,  г.  Москва

 

В  настоящее  время,  как  в  России,  так  и  за  рубежом  консультационные  услуги  пользуются  большим  спросом  со  стороны  населения.  Частые  изменения  законодательства  о  налогах  и  сборах,  сложность  налоговой  системы  России  —  основные  причины  спроса  со  стороны  налогоплательщиков  на  консультационные  услуги  в  сфере  налогообложения.

Налоговое  консультирование  можно  разделить  на  несколько  видов  в  зависимости  от  цели,  которую  преследуют  компании  при  обращении  к  налоговым  консультантам:  разработка  рекомендаций  и  консультирование  по  различным  вопросам,  разработка  оптимального  налогового  поведения,  представление  интересов  налогоплательщика  в  судебных  делах  и  ведение  дел  налогоплательщика,  например,  составление  налоговой  отчетности.  Помимо  видов  можно  выделить  направления  налогового  консультирования,  которые  разделяются  по  отраслям  деятельности  субъектов.  Например,  к  направлениям  налогового  консультирования  относят  консультирование  физических  лиц  по  вопросам  налогообложения,  консультирования  компаний  различных  секторов,  консультирование  предприятий  промышленности  и  торговли  и  многие  другие.

Процесс  налогового  консультирования  состоит  из  пяти  этапов.  Первый  этап  —  подготовительный,  на  котором  решаются  в  основном  технические  вопросы  (подписание  договора,  решение  вопроса  оплаты  услуги,  обсуждение  проблемы  клиента).  Второй  этап  —  диагностический,  при  котором  происходит  изучение  и  анализ  проблемы  клиента.  Третий  этап  —  планирование  действий,  налоговый  консультант  начинает  разрабатывать  способы  решения  проблемы  клиента.  Четвертый  этап  —  этап  внедрения  рекомендаций,  во  время  которого  происходит  разрешение  проблемы  клиента.  И  последний  —  завершающий  этап  консультационных  услуг,  который  заключается  в  оценке  предложенных  решений  и  рекомендаций,  а  также  формировании  отчета  налогового  консультанта  о  проделанной  работе.

В  современном  мире  вопросы  правильности  исчисления  и  уплаты  налогов  не  могут  решаться  только  главными  бухгалтерами  организаций,  поэтому  нужны  грамотные  специалисты  в  области  налогообложения.  В  связи  с  этим,  организации  либо  создают  специальные  службы,  которые  занимаются  налоговым  планированием  и  исчислением  налогов,  либо  обращаются  к  услугам  специализированных  аудиторских  или  консалтинговых  фирм,  занимающихся  налоговым  консультированием. 

При  изучении  российского  рынка  налогового  консультирования  стоит  заметить,  в  число  консультантов  входят  специализирующиеся  в  сфере  налогового  права  юристы  и  экономисты,  аудиторы  и  аудиторские  компании.

Консультирование  с  профессионалом  в  сфере  налогообложения  помогает,  не  нарушая  законодательства,  уменьшить  совокупность  налоговых  платежей,  снизить  риск  неправильного  исчисления  и  уплаты  налогов,  повысить  конечные  результаты  деятельности.

9  января  2002  года  в  России  была  зарегистрирована  Палата  налоговых  консультантов  —  профессиональное  сообщество  налоговых  консультантов,  которое  является  членом  Европейской  конфедерации  налоговых  консультантов.  К  основным  задачам  Палаты  налоговых  консультантов  относят:  становление  и  развитие  профессионального  налогового  консультирования  в  России;  участие  в  формировании  налоговой  культуры  общества;  представление  интересов  профессионального  сообщества  на  международном  уровне.  Палата  налоговых  консультантов  ведет  единый  реестр  аттестованных  налоговых  консультантов  России,  т.  е.  консультантов,  которые  имеют  квалификационный  аттестат  «Консультант  по  налогам  и  сборам».

Налоговое  консультирование  является  относительно  новым  веянием,  и  поэтому  имеет  свои  трудности  и  проблемы.  Одной  из  основных  проблем  является  отсутствие  самостоятельного  законодательного  регулирования  налогового  консультирования,  т.  е.  отсутствуют  нормативно-правовые  акты,  которые  могли  бы  четко  дать  определение  налоговому  консультированию,  статусу  налогового  консультанта  и  консультируемых  лиц,  принципам  и  стандартам  профессиональной  деятельности. 

Еще  одной  проблемой  развития  налогового  консультирования  является  недостаток  преподавателей  для  обучения  налоговых  консультантов,  что  в  свою  очередь  является  причиной  нехватки  профессиональных  кадров  в  данной  сфере.  Это  связано  с  тем,  что  отсутствует  единая  система  подготовки,  аттестации,  повышения  квалификации,  учета  и  контроля  над  деятельностью  налоговых  консультантов.  Также  не  существует  четкого  перечня  лиц,  имеющих  право  заниматься  профессиональной  деятельностью  в  сфере  налогового  консультирования.  Данные  обстоятельства  приводят  к  тому,  что  вход  в  профессиональное  сообщество  налоговых  консультантов  в  настоящее  время  довольно  свободный.  Важно  отметить,  что  в  основном  все  квалифицированные  консультанты  сосредоточены  в  европейской  части  России,  где  спрос  на  данный  вид  услуг  больше,  следовательно,  выше  оплата. 

Следующая  проблема  —  ответственность  налоговых  консультантов.  Сегодня  в  России  имеет  место  гражданско-правовая  ответственность  налогового  консультанта  перед  клиентом,  которая  возникает  в  силу  договора  об  оказании  консультационных  услуг.  При  этом  консультанты  полностью  защищают  себя  от  ответственности  за  ущерб,  который  могут  принести  клиенту.  В  связи  с  этим  по  примеру  законодательства  других  стран  незаконная  деятельность  консультантов  должна  караться  денежным  штрафом  (либо  квалифицироваться  как  незаконная  предпринимательская  деятельность,  наказываемая  в  уголовном  порядке  —  ст.  171  УК  РФ). 

Существует  также  немаловажная  проблема  как  дороговизна  консультационных  услуг.  На  сегодняшний  день  к  услугам  налоговых  консультантов  обращаются  в  основном  крупные  предприятия,  которые,  как  правило,  предпочитают  иметь  штатных  внутренних  налоговых  консультантов.  Средний  и  малый  бизнес,  а  также  физические  лица  не  имеют  достаточно  средств  для  оплаты  данной  услуги. 

Изучая  данные  проблемы,  можно  предложить  следующие  пути  развития  рынка  налогового  консультирования,  которые  определяют  направления  совершенствования  и  перспективы  развития  данной  сферы.

Первым  делом  необходимо  на  законодательном  уровне  закрепить  налоговое  консультирование,  как  самостоятельный  вид  консалтинга.  Для  этого  необходимо  вступление  в  силу  Федерального  закона  «О  налоговом  консультировании»,  а  также  разработка  нормативной  базы  о  профессиональных  стандартах  и  порядке  осуществления  налогового  консультирования.  Это  поможет  повысить  престиж  налогового  консалтинга,  избежать  непрофессионального  консультирования  и  защитить  интересы  клиентов  и  налоговых  консультантов.  Также  необходимо  принимать  во  внимание  опыт  других  стран,  где  налоговое  консультирование  как  сфера  бизнеса  зародилось  достаточно  раньше,  чем  в  России.  Например,  в  Германии  налоговое  законодательство  предусматривает  виды,  основания  и  механизм  ответственности  консультантов  за  рекомендации,  которые  они  дают  своим  клиентам.

Проблема  подготовки  кадров  может  быть  решена  на  основе  профессиональной  подготовки  и  переподготовки  с  выдачей  соответствующего  государственного  диплома.  Для  четкого  функционирования  механизма  государственной  аттестации  необходима  разработка  специальных  методик  и  методического  инструментария  для  подготовки  преподавателей  и  консультантов,  а  также  сотрудничество  с  налоговыми  консультантами  организаций,  имеющих  опыт  работы  в  данной  сфере. 

Дороговизна  консультационных  услуг  обусловлена  отсутствием  конкуренции  на  данном  рынке.  У  консультантов  нет  необходимости  снижать  свои  цены  или  делать  скидки.  Решить  данную  проблему  можно  путем  развития  и  пропаганды  налогового  консультирования,  а  также  установлением  на  законодательном  уровне  фиксированного  тарифа  за  услуги  для  крупного,  среднего  и  малого  бизнеса.

Налоговое  консультирование  в  России  —  довольно  новое  явление,  которое  требует  тщательного  регулирования  как  на  правительственном  и  ведомственном  уровне,  так  и  в  законодательном  порядке.  Для  совершенствования  данной  сферы  необходимо  обратить  внимание  на  опыт  зарубежных  стран,  которые  преуспели  в  данном  виде  консультирования,  но  при  этом  учитывать  российский  менталитет. 

 

Список  литературы:

  1. Карпасова  З.М.  Налоговое  консультирование  в  России:  трудности  становления  и  перспективы  развития  /  Время  малого  бизнеса.  —  2004.  —  №  9.  —  С.  34—41.
  2. Налоговое  консультирование  (правовой  аспект):  учебное  пособие  /  Е.Б.  Шувалова,  Т.А.  Ефимова.  М.:  Изд.  центр  ЕАОИ,  2011.  —  136  с.
  3. Палата  налоговых  консультантов.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.palata-nk.ru/  (дата  обращения  09.11.2014).
  4. Урман  Н.А.  «Налоговое  консультирование:  развитие  и  проблемы».  Журнал  «Вестник  Томского  государственного  университета.  Экономика»,  Выпуск№  4  (24)/2013.
  5. Черник  Д.Г.  Кирина  Л.С.,  Балакин  В.В.  Налоговое  консультирование  Учебное  пособие.  Экономика,  2009.

 

sibac.info