Комплексная оценка воздействия на окружающую среду. Овос предприятия


Домашнее задание Оценка воздействия на окружающую среду предприятия оао «Рязаньэлеватор»

Федеральное агентство по образованию

Московский Государственный Университет Инженерной Экологии

Кафедра менеджмента

Студентка Каширская О.

Группа Н40

Преподаватель Зозуля А.В.

Москва 2008 год

Содержание

1.Введение 3СТР.

2.Перечень законодательных, нормативно-методических и

информационно-справочных документов, использованных при проведении ОВОС. 5СТР.

3. Общая характеристика предприятия 8СТР.

4. Источники и виды потенциального воздействия на

окружающую среду проектируемого объекта. 10СТР.

5. Физико – географические особенности района – места

расположения участка по переработке зерна. 12СТР.

6. Технологические и биохимические свойства зерна. 15стр.

7. Краткая технология производства запланированной

деятельности. 19СТР.

8. Технологическое оборудование 26СТР.

9. Сорта и виды продукции 29СТР.

10. Хранение и пути реализация продукции 32СТР.

11. Водоснабжение 34СТР.

12. Теплоснабжение 38СТР.

13. Список используемой литературы 40СТР.

Введение

Разработка ОВОС проводится во исполнение Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ст. 32. Целью разработки ОВОС является оценка воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Одним из важнейших составляющих устойчивого экономического и социального развития России являются охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности человека.

Развитие населенных пунктов России на ограниченных территориях, где сконцентрировано значительное количество населения и центров активной хозяйственной, культурной, производственной и иной деятельности приводит к тому, что санитарная очистка населенных пунктов становится в существенную, с точки зрения экологии, проблему городского хозяйства.

Местными программами действий по охране окружающей природной среды предусматриваются меры по достижению реальных позитивных изменений в защиту природной среды и улучшения социально-экономического состояния граждан путем осуществления мер по сохранению состояния окружающей среды, внедрения низкозатратных мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих производственно-хозяйственных, общественных, культурных, социальных и других объектов, улучшению информированности населения по вопросам природоохраны, широкого привлечения общественности к принятию решений и реализации природоохранных мероприятий, повышения возможностей органов власти и граждан в совместной разработке и реализации экологических программ. В рамках таких программ предусматривается выявление экологических проблем, определение их ранга и приоритетных проблем, осуществление первоочередных мероприятий по улучшению местной экологической обстановки.

Как правило, основной целью природоохранных мероприятий, осуществляемых в рамках этих программ, является достижение минимально возможных выбросов в атмосферу, сбросов неочищенных стоков в водные объекты, уменьшение отходов (твердых, жидких, газообразных, иных) и др.

Вопросы экологической безопасности, возникающие при оценке деятельности проектируемого нового или реконструируемого (существующего) объекта, решаются в контексте общей задачи предупреждения вредного воздействия производственно-хозяйственных, коммунальных, культурно-социальных и других гражданских объектов любого типа на окружающую среду. Решение этих вопросов в увязке с государственным мониторингом, на базе общих инженерно-экологических изысканий, с учетом частных оценок воздействий, позволяет комплексно решить проблемы нормативного состояния окружающей среды и обосновать оптимальность принятых проектных решений с экологической позиции.

Экологическое обоснование проектируемой деятельности на окружающую среду определяет степень экологического риска проектируемой деятельности и позволяет выработать комплекс мер, направленных на стабилизацию и улучшение экологической обстановки как в локальном, так и в общегосударственном масштабе.

studfiles.net

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду :: BusinessMan.ru

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду - один из важнейших инструментов регулирования и управления процессом природопользования. Он играет ключевую роль в предупреждении глобальных климатических проблем и в настоящее время, и в будущем. Рассмотрим далее, как осуществляется оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Историческая справка

Впервые оценка воздействия загрязнения на окружающую среду стала выполняться в России в конце 80-х гг. Первой страной, которая стала использовать этот инструмент регулирования, были США. На законодательном уровне устанавливались правила, в соответствии с которыми должна была осуществляться ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Проект строительства крупного сооружения (промышленного, к примеру) или иных мероприятий, которые могли негативно повлиять на состояние природы, обсуждался при участии общественности и утверждался с учетом мнения заинтересованных лиц. Следует отметить, что принятые в США законодательные положения сыграли определенную роль в последующем развитии всей системы.

Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду

В 1985 г. ЕЭС приняло директиву, которая стала образцом для развития систем ОВОС во многих государствах. В то время большинство международных организаций и учреждений приняли политику и установленные в документе принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду. В 1991 году была утверждена трансграничная конвенция. В ней были определены ключевые положения всей системы ОВОС, этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду, приведен перечень мероприятий, для которых эта процедура является обязательной. В РФ эта деятельность регламентируется соответствующим положением. Последняя редакция этого документа была утверждена в 2000 году.

Особенности развития системы ОВОС

В течение первых нескольких лет осуществлялась преимущественно оценка антропогенного воздействия на окружающую среду. Главным образом анализировалось влияние на гидро- и атмосферу, подземные воды и почву, фауну и флору. С течением времени в обсуждение тех или иных разработок вовлекалось все больше заинтересованных лиц. В этой связи все большую значимость стала приобретать эколого-экономическая оценка воздействия на окружающую среду. На практике специалисты стали уделять внимание анализу последствий, которые могут возникнуть в ходе отраслевого и территориального развития.

Базовые элементы

В современном понимании оценка воздействия на окружающую среду представляет собой систематический процесс. Он охватывает как разработку, так и реализацию утвержденных и согласованных мероприятий. В него включаются следующие элементы:

  1. Прогноз (анализ) потенциально возможных воздействий планируемой деятельности на состояние среды и оценку их значения на всех стадиях подготовки и реализации.
  2. Консультации со сторонами, заинтересованными в разных аспектах предполагаемых мероприятий для поиска оптимальных для всех участников решений.
  3. Документирование процедуры, оформление согласований, консультаций, обсуждений и итогов анализа.
  4. Использование результатов при принятии решений, касающихся планируемой деятельности.

Ключевые положения

Комплексная оценка воздействия на окружающую среду базируется на:

  1. Демократичности. Ко всему процессу должен быть обеспечен доступ для всех заинтересованных субъектов.
  2. Прозрачности. Решения, принятые в ходе ОВОС, и основания для них должны быть доступны и открыты для участников.
  3. Определенности. Временные пределы и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду должны быть предварительно согласованы и соблюдаться всеми заинтересованными лицами.
  4. Подотчетности. Стороны, которые принимают решения, должны предоставлять отчеты всем сторонам, участвующим в процессе.
  5. Надежности. Оценка воздействия на окружающую среду должна осуществляться объективно и профессионально.
  6. Целесообразности. Процедура и результаты анализа должны обеспечивать защиту природы с минимальными затратами для общественности.
  7. Гибкости. В процессе специалисты должны учитывать специфику объекта, к которому применяется ОВОС, и адаптировать процедуру в соответствии с ней.
  8. Практической применимости. Сведения и результаты, которые будут получены в ходе процесса, должны использоваться при разработке и принятии решений.

Специфика процедуры

Оценка воздействия на окружающую среду существенно отличается от традиционных инструментов регулирования. Последние, в частности, базируются преимущественно на использовании правил и норм, лицензировании тех или других работ, требованиях к исполнителям. Для ОВОС характерны комплексность подходов и демократичность процедур. Это, в свою очередь, позволяет учесть непрямые эффекты, специфику конкретных ситуаций. На основе такого анализа принимается итоговое взвешенное решение. При этом на каждой стадии процесса учитывается мнение заинтересованных лиц. Наиболее эффективно оценка воздействия на окружающую среду проявляется при использовании ее в крупномасштабных разработках. Их реализация предполагает не только существенное влияние на природу, но и затрагивает интересы широкого круга лиц. Для таких разработок, анализ влияния на атмосферу, гидросферу и прочие элементы экосистемы должен осуществляться в их взаимосвязи и не предусматривать их раздел. Оценка воздействия на окружающую среду не сводится только к анализу соответствия установленным требованиям. Она предполагает и информирование общественности о ходе процесса и последствиях реализации тех или иных разработок. Крупномасштабные проекты являются в определенной степени уникальными и по специфике технологических процессов, и по природным условиям той территории, которая подвергается воздействию.

Ход процесса

Существуют следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду:

  1. Анализ целесообразности ОВОС.
  2. Определение задач.
  3. Предварительная оценка воздействия на окружающую среду.
  4. Разработка контрольных мероприятий.
  5. Составление итогового документа.
  6. Анализ качества и полноты материалов ОВОС.
  7. Принятие решения.
  8. Мониторинг влияния.
  9. Участие общественности.

Анализ целесообразности

Оценка влияния на окружающую среду применяется не ко всем проектам. В различных государствах используются разные критерии их отбора. В РФ перечень работ и объектов, по отношению к которым ОВОС выполняется в обязательном порядке, устанавливается Минприроды. Целесообразность осуществления процедуры также определяется территориальными подразделениями Министерства. Для объектов и видов деятельности, в отношении которых ОВОС не проводится, заказчик либо разработчик составляет приложение к документации. В соответствии с ним делается вывод о допустимости предполагаемого влияния на окружающую среду. К примеру, отдельного внимания может заслуживать традиционный по характеру мероприятий и масштабу объект, который предполагается расположить неподалеку от какого-нибудь памятника природы. Необходимость провести ОВОС в таких случаях может обуславливаться обеспокоенностью местных жителей.

Проблемы

Наибольшую сложность вызывает проведение оценки влияния на окружающую среду для нескольких объектов, которые планируется разместить на одной территории. Затруднения, в частности, могут обуславливаться тем, что введение их в эксплуатацию может предполагаться в разное время. Каждый объект по отдельности в таких случаях не оказывает существенного воздействия на окружающую среду. Однако вместе они могут крайне негативно влиять на природу. Это воздействие обязательно должно быть проанализировано и учтено в ходе принятия решения по проекту.

Значимые стадии

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду предусматривает выявление величины и анализ существенности влияния. Эти процедуры осуществляются в соответствии с задачами, которые определяются совместно с заинтересованными участниками. В частности, выявляются вопросы, которые надлежит исследовать, вырабатываются и отбираются адекватные альтернативы предполагаемой деятельности. Немаловажной стадией является процесс разработки мер по регулированию влияния на природу. К ним относят мероприятия по предотвращению, снижению и компенсации последствий воздействия, внесение корректировок в проект, планирование контроля и мониторинга. На стадии подготовки итогового документа предоставляются результаты анализа в форме, установленной в соответствующих нормативных документах.

Обязательно осуществляется их проверка на предмет полноты и адекватности полученных данных. На основании этого принимается решение о целесообразности или нецелесообразности дальнейших работ по проекту, а также необходимости его доработки. Контроль и мониторинг выполняются на стадии возведения, введения в эксплуатацию и в процессе работы объекта. Эти процедуры необходимы для проверки соответствия решений и показателей, отражающих влияние на природу, прогнозам и требованиям, установленным при выполнении ОВОС.

Участие общественности

Оно, как правило, обеспечивается на стадиях определения задач, анализа качества и полноты ОВОС. В целом общественность может принимать участие в любом этапе проведения оценки. Программы, которые его обеспечивают, могут преследовать разные цели. Так, участие общественности может быть необходимо для простого информирования граждан. В ряде случаев, привлечение широкого круга субъектов осуществляется в процессе принятия решений. Мнение общественности может существенным образом повлиять на ситуацию.

Заказчики

Они выступают как субъекты оценки воздействия на окружающую среду. Заказчиками могут быть юрлица либо граждане. Они отвечают за организацию ОВОС в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих разработку, согласование и экспертизу технической документации на объект. Заказчики несут расходы, которые связаны с выполнением оценки. При осуществлении ОВОС в полном объеме, затраты могут быть достаточно существенными. На инициатора (заказчика) ложится обязанность выполнить прогноз влияния намечаемой работы, составить отчет о результатах анализа, обеспечить участие представителей общественности в процессе подготовки и обсуждения материалов.

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Прочие заинтересованные стороны

Реализация любого крупномасштабного проекта будет затрагивать интересы достаточно широкого круга юрлиц, граждан и социальных групп. Согласование предполагаемых действий с ними выступает в качестве одной из ключевых задач ОВОС. Заинтересованные стороны, отстаивая собственные интересы, не только способствуют поиску и принятию оптимальных решений. Благодаря предоставлению дополнительных сведений, касающихся преимущественно вторичных влияний, в значительной степени повышают ценность полученных результатов оценки.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Важный момент

Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера.

Значение негативных влияний

Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

businessman.ru

Оценка воздействия на окружающую среду

. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) направлена ??на выявление и прогнозирование ожидаемого воздействия на окружающую среду, здоровье и благосостояние людей со стороны хозяйственной и иной деятельности. Методология. ОВОС получила свое признание я почти во всех развитых странах. В июне в 1988 г. была введена в действие. Директива. ЕС № 337/85"Оценка воздействия некоторых государственных и частных проектов хозяйственной деятельности н наокружающую среду"Согласно ей, для стран - членов. ЕС обязательным является проведение. ОВОС до выдачи разрешения на осуществление всех крупных проектов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую нэ среде.

Развитию, становлению и законодательном оформлению. ОВОС в Украине способствовало принятие законов Украины"Об охране окружающей природной середовиши","Об экологической экспертизе"и. Государственных зданий ьних норм Украины. ДБН. А22-1-95"Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооруженийд".

Официальное нормативное толкование термина"ОВОС", приведенное в указанных нормах. ДБН. А22-1-95, такое: это определение масштабов и уровней воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду, меры по предотвращению или уменьшению этих воздействий, приемлемости проектных решений с экологической точки зрения. Понятие"окружающая среда"определяется здесь как совокупность природных, техногенных и социальных условий сущ ування человеческого общества. Это подчеркивает комплексность процедуры и выводов. ОВОС тС таее ориентацию в соответствии с принципами устойчивого развития на интегральную систему"природа-общество"

Целью. ОВОС является предотвращение ухудшения состояния природных ресурсов, экосистем и здоровья населения в процессе реализации проектов объектов. В этом контексте. ОВОС можно понимать как некий вид оценки экологических рисков на предпроектной и проектной стадиях. В документации на объекты государственной экологической экспертизы, согласно ст 15 закона Украины"Об экологической экспертизе", предусмотренные а обязательное наличие комплексной эколого-экономической оценки воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на состояние окружающей природной среды, использования и восстановления природных ресурсов, которая оформлена в виде отдельного тома (книги, раздела) документации и. Заявления об экологических последствиях деятельностисті.

Состав, содержание и порядок разработки раздела. ОВОС в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение объектов народнохозяйственного назначения в Украине ре егламентують. Государственные строительные нормы Украины. ДБН. А22-1-95. Раздел. ОВОС является обязательной частью технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР) программ, проектов. От повидальнисть за организацию и проведение. ОВОС возложено на заказчика разработкойробкаматериалов. ОВОС поручается специализированным и другим организациям, имеющим соответствующие лицензии. Процесс разработки материалов. ОВОС происходит в такой последовательности:

заказчик определяет исполнителя. ОВОС;

заказчик и исполнитель. ОВОС составляют и согласовывают. Заявление о намерениях по обирунтуванням перечню воздействий проектируемой деятельности;проводят сбор и систематизацию имеющихся материалов о состоянии природной среды, условия жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности соответственно перечню воздействий; составляют задание на разработку материалов. ОВОС с обоснованием объема работ повисимости от экологической опасности планируемой деятельности, вариантов ее размещения и состояния окружающей среды;

исполнитель проводит. ОВОС в соответствии с заданием и составляет проект. Заявления об экологических последствиях деятельности;

заказчик или, по его поручению, генеральный проектировщик подают материалы. ОВОС на государственную экологическую экспертизу в органивМинистерства экологии и природных ресурсов Украины

При наличии воздействий проектируемой деятельности на территории сопредельных государств состоит трансграничная. ОВОС в соответствии с. Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Порядок разработки материалов. ОВОС должен отвечать общей технологической схеме инвестиционного процесса строительства (табл. 31.1).

Таблица 31

Инвестиционный процесс строительства

№ порэтапу Содержание этапа строека Содержание этапа ОВНС
Принятие инвестором решения о строеко
прединвестиционные исследованияя
1 Подготовка исходных данных относительно объекта, намеченного к строительству, определениепроизводственной программы, потребностей в сырье, энергоресурсах и кадрах Предварительная оценка воздействия объекта наокружающую среде
2 Размещение объекта проектирования (разработка вариантов размещения объекта с учетом экологического состояния и инженерной подготовки территории) Составление Заявления о намерениии
3 Составление и согласование задания на разработку ТЭО (ТЭР) Составление задания на разработкуматериалов ОВОС в составе задания наразработку ТЭО (ТЭР)
4 Разработка ТЭО (ТЭР) в объеме, установленном нормативными документами Вибирмайданчика (трассы) строека Разработка материалов ОВОС в составе ТЭО (ТЭР) Составление заявления об экологических последствиях деятельностиі
5 Согласование и утверждение ТЭО (ТЭР) Экологическая экспертиза материалов ОВОС Передача Заявления об экологических последствиях деятельностиі
проектированиюя
6 Составление и согласование задания на разработку проекта (рабочего проекта) Уточнение задания на разработкуматериалов ОВОС в составе задания наразработку проекта (рабочего проекта) услучае изменения решений, принятых в ТЭО(ТЭР), или градостроительной ситуацииї
7 Разработка проекта (рабочего проекта) в объеме, установленном нормативными документами Уточнение ОВОС соответственно изменяетсяного задачейя
8 Согласование и утверждение проекта (рабочего проекта) Экологическая экспертиза уточненныхматериалов ОВНС
Зданиео
9 Разработка рабочей документацииї Уточнение материалов ОВОС в случае изменений технологии производства и выполнения строительно-монтажных работ, ухудшающих состояние окружающей средыа
10 Строительство объекта Реализация мероприятий, предусмотренных вматериалах ОВНС
эксплуатациия
11 освоения проектных мощностейі Оценка эффективности природоохранных-них и защитных мер, предусмотренных вматериалах ОВОС Уточнение, по необ-димости, материалов ОВНС

Структура раздела. ОВОС должна содержать следующие подразделы:

основания для проведения. ОВОС;

физико-географическая и климатическая характеристики района и площадки (трассы) строительства объектов планируемой деятельности;

общая характеристика объектов проектирования и хозяйственной деятельности в зонах их влияния;

характеристика окружающей среды и оценка воздействий на него;

характеристика окружающей социальной среды и оценка воздействий на него;

оценка воздействий проектируемой деятельности на окружающую техногенную среду;

мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды и экологической безопасности;

комплексная оценка воздействий проектируемой деятельности на окружающую среду и характеристика остаточных воздействий;

Заявление об экологических последствиях деятельности

Согласно украинскому законодательству итоговым результатом проведения. ОВОС является. Заявление об экологических последствиях деятельности, которая представляет собой юридический документ, подается вместе с другими проектными материалами на экологическую экспертизу. В этом документе, кроме информации о результатах проведения. ОВОС, дается анализ технико-экономических и социальных последствий планируемой деятельности, связанных с ее влиянием на окружающую среду, анализ экологического риска, а также обоснованиеявыбора предлагаемого варианта. Полнота, объективность и квалифицированное выполнение. ОВОС - необходимые условия для взвешенной оценки проекта органами государственной экологической экспертизы и последующего обоснованного в решения органов управления по реализации проекту.

Оценка воздействия на окружающую среду объектов может проводиться в полной или ограниченной форме. Полная форма предусматривает, что соответствующий раздел проектной документации формируется в соответствии д с правилами, изложенными в. Государственных строительных нормах Украины. ДБН. А22-1-95, и по своей сути представляет собой комплексную оценку воздействия проектируемого объекта на окружающую среду на всех стадиях его"жи ттевого циклалу".. Ограниченная форма имеет место тогда, когда проект объекта, подлежащего оценке, потенциально не может наносить значительного влияния на окружающую среду. Объем и содержание раздела. ОВОС при использовании ограниченной формы имеют вы изначатися заказчиком, генеральным проектировщиком и местным органом по вопросам экологической безопасности. Например, в. США объем и содержание. ОВОС определяется в зависимости от размера проекта, различая соответствии д ва виды. ОВОСС:для малых и для больших проектов. Для повышения качества. ОВОС в некоторых странах местные органы управления создают каталоги принципиальных экологических характеристик в рамках"Инвентаризационной перечня при иродних ресурсов"Эти каталоги содержат карты ресурсов, качественные характеристики и описательные материалы, используемые при оценке проектной деятельности. Такой подход направляет деятельность региональны х информационных систем экологического управления на создание информационной базы, подходящей для обеспечения процедур. ОВОС при проектировании объектов и в процессе инвестиционной дея тсті.

На раздел. ОВОС возлагается задача сравнительного анализа альтернативных вариантов, которые имеют территориальные, технологические, методические и другие аспекты (место сооружения объекта, виды и параметры обо соединения, технологические процессы, отходы и др.), а также определение экологического риска от принятия соответствующих технических решений. Иногда может возникнуть значительное количество альтернативных вариантов как по эко экономическая, так и экологическими-мы показателями, вызывает определенные трудности при выборе наилучшего решения. Конечной целью. ОВОС является выбор и обоснование наилучшей альтернативы проекта в экологическом отношении. Применение принцип пу альтернативности и поиск оптимального экологического варианта лучше отражают суть процедуры. ОВОС. Содержание этого принципа изложен в ст 36"Требования к материалам оценки воздействия на окружающую при природной среды"закона Украины"Об экологической экспертизе", где говорится, что в материалах оценки воздействия на окружающую среду планируемой или осуществляемой деятельности обосновываются ее целесообразность и спосо-бы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей среды территории, виды и уровни воздействия на него в нормальных и. Экстрема ных условиях, возможные изменения его якисногногосостояния, эколого-экономические последствия деятельности, меры по уменьшению уровня экологического риска и обеспечение требований экологической безопасности. Следовательно, учитывая изложенное, порядок осуществления. ОВОС имеет соответствует ать определенному алгоритму (рис 31.1).

Оценка воздействия на окружающую среду - это научная система принятия решений по экологической безопасности проектируемого объекта. Она не является обособленным видом деятельности, а рассматривается как сложная процедурами ура по обоснованию и комплексной оценки последствий запланированной реализации проектируемого объектаа.

В ходе проведения. ОВОС используется в основном нормативный подход, согласно которому оценку проектируемой деятельности следует осуществлять сравнением параметров окружающей среды с нормативными показателя ам.

время методология. ОВОС рассматривается еще как способ обнаружения обратной связи во взаимодействии окружающей среды с создаваемым объектом качестве дополнительного задания на. ОВОС возлагается определение влияния конкретного среды на создаваемый социальный и хозяйственный комплекс (условия эксплуатации объекта, жизнедеятельности населения и т.д.).

Алгоритм проведення. ОВНС об'єкта на проектній стадії

Для дальнейшего совершенствования системы. ОВОС следует преодолеть недостаток действующих. Государственных строительных норм Украины. ДБН. А22-И-95, на который сегодня обращают внимание специалисты. Подразумевается недостаточное проработки я территориальных вопросов в методологии. ОВОС. С точки зрения идеи гармонизации взаимодействия человека и природы представляется целесообразным разработка и введение в действие государственных строительных норм относительно территориальной. ОВОС. М етою такой. ОВОС является объективное определение приемлемости и целесообразности планирования территории или размещения отдельного экологически опасного объекта по критерию безопасности окружающей среды и фиксаций ия объективных экологических аспектов планирования в юридическом поле. Предполагается, что в новых государственных строительных нормах методология. ОВОС будет значительно углублена и усовершенствованная. Среди положительных моменте в отношении этих норм следует отметить, например, введение такого подразделения, как"Альтернативы достижения цели проекта и варианты планировкиування".

Максимально возможное обеспечение экологических интересов, преодоление формализма в процессе проведения. ОВОС и реализация всего потенциала, заложенного в методологии. ОВОС, на научной основе - такие направления и экологической политики Украины, которые реализуются субъектами. ДСЕУ для преобразования. ОВОС на действенный инструментарий сбалансированного развития

uchebnikirus.com

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В соответствии с Законодательством РФ (Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России № 50 «О порядке разработке и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение») в ходе ведения хозяйственной деятельности возникает необходимость наличия разрешительной документации, связанной с образованием отходов. С целью получения данных разрешений разрабатывается проект нормативов образования отходов и лимитов на  их размещения, на основании которого устанавливаются:

Инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения – разработка документации по выявлению количественного и качественного состава образующихся на территории предприятия отходов, отображении мест их накопления и информации о дальнейшем размещении. Основание: ст. 11 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ответственность: ст. 8.2 КоАП

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) :

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (используют, получают, размещают отходы производства и потребления при эксплуатации предприятий, зданий, строений и сооружений обязаны разрабатывать проект нормативов образования отходов и утвердить лимит на их размещения).

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - проект, в котором определяется установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции и утверждается норматив образования отходов и лимитов на их размещение.

Основание: ст. 18 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Ответственность: ст. 8.2 КоАП

Паспорт опасного отхода I-IV класса опасности - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (определяется по итогам инвентаризации отходов).

Основание: ст. 14 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 №712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".

Ответственность: ст. 8.2 КоАП

Свидетельства, сертификаты о прохождении обучения по программам «Обращение с отходами I-IV класса опасности» и «Обеспечение экологической безопасности».

Основание: ст. 15 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 73 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ответственность: ст. 8.1 КоАП

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности- это документы, разрешающие сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности.

Основание: п.30, ст.12 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 г № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Ответственность: п.2 ст.14., ст. 8.2 1 КоАП

Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (Программа мониторинга ОРО).

Основание: Приказ МПР РФ от 04.03.2016 № 66 « О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»

Ответственность: ст. 8.1 КоАП

Лимиты на размещение отходов. Установление предельно допустимого количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Получение лимитов на размещение отходов является необходимым для всех юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства проводят инвентаризацию по определению качественного и количественного состава образовывающихся на территории организации отходов, после чего разрабатывают паспорта для отходов I,II,III и IV класса опасности.

ntc-eco-vl.ru