|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Порядок направления гражданина на мсэIII. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу13. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения. 14. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. 15. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. 16. В случае если отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. IV. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина17. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится:
18. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. 19. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт медико-социальной экспертизы гражданина. Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет. 20. . В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. 21. Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. 22. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. 23. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе. studfiles.net Порядок направления на МСЭПорядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение медико-социальной экспертизы» (извлечения из нормативных правовых актов)
«О Порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121, от 06.02.2012 N 89, от 16.04.2012 N 318, от 04.09.2012 N 882, от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016г. № 772).
Раздел III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу (далее МСЭ). Ст. 15. Гражданин направляется на МСЭ медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы. Ст.16. Медицинская организация направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на МСЭ указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Форма направления на МСЭ утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 853н. Ст. 18. Медицинские организации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ст. 19. В случае если медицинская организация отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. 2. Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 15.07.16 г. N 9 «Об утверждении порядков предоставления услуг и признании утратившим силу приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 31.08.2012 N 19». Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение медико-социальной экспертизы» медицинскими организациями Ярославской области, имеющими лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящимися в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (утв. приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 15.07.16 г. N 9)
1.1. Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ» медицинскими организациями Ярославской области, имеющими лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящимися в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее — Порядок), разработан в целях повышения качества и доступности предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ» (далее — услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) должностных лиц медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящихся в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее — медицинская организация). 1.2. Услуга предоставляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на её территории, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (далее — заявитель). Заявители могут участвовать в правоотношениях по получению услуги лично либо через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие заявителей услуги не лишает их права иметь законного или уполномоченного представителя, равно как и участие законного или уполномоченного представителя не лишает заявителей услуги права на личное участие в правоотношениях по получению услуги. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, отдельным категориям граждан оказывается внеочередная медицинская помощь. 1.3. Информация по вопросам предоставления услуги может быть предоставлена при личном обращении заявителя, по телефонам медицинских организаций, а также путём размещения на информационных стендах и официальных сайтах медицинских организаций».
2.1. Наименование услуги — «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ «. 2.2. Форма предоставления услуги — услуга предоставляется после личного осмотра заявителя лечащим врачом и определения показаний для направления на медико-социальную экспертизу. 2.3. Результатом предоставления услуги является выдача (отказ в выдаче) направления на прохождение МСЭ (ф. N 088/у-06, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»). 2.4. Максимальный срок предоставления услуги составляет 30 календарных дней с момента принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении заявителя на прохождение МСЭ и выдаче направления на прохождение МСЭ. Срок оказания услуги складывается из срока проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для выявления данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. 2.6. Документов для предоставления услуги от заявителя не требуется. 2.7. Услуга предоставляется бесплатно. Заявители имеют право на неоднократное обращение за предоставлением услуги. 2.8. Основаниями для предоставления услуги являются наличие у заявителя признаков ограничения жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований, нуждаемость в социальной защите. 2.9. Основаниями для отказа в выдаче гражданам направлений на прохождение МСЭ являются: — отсутствие у заявителя подтверждения клинико-функционального диагноза на этапе прохождения им диагностических обследований, получения консультаций врачей-специалистов; — отсутствие признаков ограничения жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствий травм или дефектов, подтвержденных данными медицинских обследований; — отказ заявителя от прохождения необходимых диагностических исследований и консультаций врачей-специалистов. 3. Состав, последовательность и сроки выполнения процедур, требования к порядку их выполнения.
3.2. Последовательность действий (административных процедур) при получении услуги. 3.2.1. Приём заявителя лечащим врачом и определение признаков нарушения жизнедеятельности, функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов. Заявителю необходимо осуществить запись на приём к лечащему врачу. Лечащий врач, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья заявителя, при установлении признаков ограничения жизнедеятельности, нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований, вправе принять решение о направлении заявителя на врачебную комиссию для решения вопроса о необходимости направления его на прохождение МСЭ. Результатом административной процедуры является определение оснований для выдачи гражданам направлений на прохождение МСЭ.
3.2.2. Прохождение заявителем необходимых диагностических исследований, получение консультаций и заключений врачей-специалистов. Осуществляется с учётом заболевания и индивидуальной программы обследования в условиях медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Основанием для начала административной процедуры является принятие врачом медицинской организации решения о направлении заявителя на проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий (далее — обследование) для решения вопроса о выдаче направления на прохождение МСЭ. Обследование проводится медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь по месту прикрепления заявителя в установленном порядке, в соответствии со стандартами обследования граждан при направлении их на прохождение МСЭ. Срок исполнения административной процедуры — в течение одного месяца со дня направления заявителя на обследование. Предоставление услуги может быть приостановлено на время, необходимое для реализации мероприятий, предусмотренных программой дополнительного обследования. Результатом административной процедуры является получение данных о состоянии здоровья заявителя, отражающих степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результатов проведённых реабилитационных мероприятий. В случае отсутствия признаков, подтверждающих клинико-функциональный диагноз, ограничение жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствий травм или дефектов, подтвержденных данными медицинских обследований, на этапе прохождения заявителем диагностических обследований, получения консультаций врачей-специалистов лечащий врач информирует заявителя и предлагает ему приостановить дальнейшие действия, необходимые для оформления направления на прохождение МСЭ.
3.2.3. Заседание врачебной комиссии медицинской организации (с участием лечащего врача и заявителя) для рассмотрения документов, принятия решения о направлении на прохождение МСЭ, выдачи заверенного в установленном порядке направления на прохождение МСЭ. Врачебная комиссия действует на основании положения о врачебной комиссии, утверждённого распорядительным документом руководителя медицинской организации. По результатам заседания врачебная комиссия медицинской организации вправе принять следующие решения: — о направлении заявителя на прохождение МСЭ и выдаче соответствующего направления установленного образца; — о необходимости дообследования с составлением индивидуальной программы обследования; — об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ. Решение о направлении заявителя на прохождение МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации при наличии признаков ограничения жизнедеятельности, нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований. В случае принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении на МСЭ заявителю (его законному представителю) лечащим врачом в течение 30 дней с момента принятия решения врачебной комиссией решения выдается направление установленного образца на прохождение МСЭ. Индивидуальная программа обследования заявителя составляется с учётом его заболевания, с использованием классификаций и критериев, утверждённых Министерством здравоохранения Российской Федерации. Решение об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации. В случае принятия решения об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ заявителю (по его желанию) выдается справка — выписка из протокола решения врачебной комиссии медицинской организации, на основании которой заявитель вправе самостоятельно обратиться в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Решение врачебной комиссии принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания врачебной комиссии медицинской организации, который заносится в первичную медицинскую документацию. В случае равенства голосов голос председателя врачебной комиссии является решающим. При наличии разногласий врачей-специалистов в протоколе заседания врачебной комиссии медицинской организации указывается особое мнение.
3.2.4. Оформление лечащим врачом направления на прохождение МСЭ установленного образца (форма N 088/у-06, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»). Основанием для начала процедуры оформления лечащим врачом направления установленного образца на МСЭ является получение лечащим врачом медицинской организации данных обследования о состоянии здоровья заявителя, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на прохождение МСЭ указываются данные о состоянии здоровья заявителя, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведённых реабилитационных мероприятий.
3.2.5. По результатам заседания врачебной комиссии медицинской организации направление на прохождение МСЭ заверяется в установленном порядке и выдаётся заявителю или его законному (уполномоченному) представителю на руки для обращения в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Направление на прохождение МСЭ подписывается председателем и членами врачебной комиссии медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации. Факт направления на прохождение МСЭ и выдача направления на прохождение МСЭ регистрируются в специальном журнале медицинской организации, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) медицинской организации.
Медицинская организация несёт ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на прохождение МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
xn---1-9kcaizv5a7b4h.xn--p1ai Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу определяет Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Так, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством РФ. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Указанная справка в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства РФ в области персональных данных. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина. По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина. Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме. Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации. При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида). Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства РФ в области защиты персональных данных. Сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности. Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро. С порядком и условия признания лица инвалидом можно ознакомиться в соответствующей статье на нашем сайте. С образцами необходимых Вам исковых заявлений и документов, справочной информацией, можно ознакомиться здесь: Главная страница. *«При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна» Copyright iskoved.com © 2017 iskoved.com Порядок направления на медико-социальную экспертизу1. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. 2. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. 3. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. 4. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в редакции от 10.08.2016 N 772) mse53.ru 36. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Документация мсэк.В хирургическом отделении проводятся оперативные вмешательства. Гинекологическое отделение предназначено для лечения злокачественных новообразований женской половой сферы, его работа соответствует онкологическим отделениям многопрофильных больниц. Задачей радиологического отделения является проведение всех видов лучевого лечения онкобольных. В химитерапевтическом отделении проходят лечение больные с системными процессами, а также больные, получающие комплексную терапию, паллиативное или симптоматическое лечение. 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 2. Больным с онкологическими заболеваниями медицинская помощь оказывается: в рамках плановой первичной медико-санитарной помощи - терапевтическая, хирургическая и онкологическая помощь; в рамках плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи - специализированная онкологическая помощь. 3. Оказание плановой помощи больным с онкологическими заболеваниями в рамках первичной медико-санитарной помощи организуется в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях здравоохранения. 4. Оказание плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями осуществляется в федеральных организациях, оказывающих медицинскую помощь, а также в соответствующих организациях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. 5. Плановая онкологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения: участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-хирургов и врачей-онкологов. Медицинские работники фельдшерско-акушерских пунктов оказывают медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с рекомендациями врачей-онкологов и врачей-специалистов. 5.1. В амбулаторно-поликлинических учреждениях участковые врачи-терапевты, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-хирурги во взаимодействии с врачами-специалистами выявляют риск развития онкологических заболеваний. 5.2. При подозрении или выявлении опухолевого заболевания пациента направляют в первичный онкологический кабинет (отделение), после чего врач-специалист первичного онкологического кабинета направляет пациента в онкологический диспансер, онкологическую больницу для уточнения диагноза и определения последующей тактики ведения пациента. 5.3. В случае подозрения и/или выявления у пациента злокачественного новообразования врач-специалист первичного онкологического кабинета уведомляет организационно-методический отдел онкологического диспансера для постановки больного на учет (с его добровольного информированного согласия). 5.4. В случае подтверждения в онкологическом диспансере у пациента факта наличия онкологического заболевания информация о диагнозе пациента (с его добровольного информированного согласия) направляется из организационно-методического отдела онкологического диспансера в первичный онкологический кабинет, из которого был направлен пациент для последующего диспансерного наблюдения. 6. В амбулаторно-поликлинических учреждениях онкологическая помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается врачами-онкологами в первичном онкологическом кабинете (отделении, дневном стационаре), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Положениями об организации деятельности первичного онкологического кабинета поликлиники, первичного онкологического отделения (приложения N 1 и 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом) с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом). 7. Плановое стационарное обследование и лечение больных с онкологическими заболеваниями осуществляется в федеральных организациях, оказывающих медицинскую помощь, а также в соответствующих организациях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации. 7.1. Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями оказывается в федеральных организациях, оказывающих медицинскую помощь, а также в онкологическом диспансере, онкологической больнице, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Положением об организации деятельности онкологического диспансера (онкологической больницы) (приложение N 4 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом) и с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом). 7.2. Оснащение онкологического диспансера, онкологической больницы осуществляется в зависимости от профиля структурного подразделения в соответствии со стандартами оснащения (приложение N 5 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом). 7.3. При выявлении у больного в онкологическом диспансере медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения помощь оказывается ему в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи. 7.4. Больные злокачественными новообразованиями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению в онкологическом диспансере. Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения пациента, диспансерные осмотры после проведенного лечения осуществляются: в течение первого года один раз в три месяца, в течение второго года - один раз в шесть месяцев, в дальнейшем - один раз в год. 8. В организации онкологической помощи больным сочетаются лечебные методы (хирургический, радиотерапевтический и лекарственный) и паллиативные мероприятия в отделениях (хосписе), осуществляющих свою деятельность в соответствии с положениями об организации деятельности структурных подразделений федеральных организаций, оказывающих медицинскую помощь онкологическим больным, а также в соответствующих организациях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации (приложения N 4 и 6 к Порядку оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях, утвержденному настоящим Приказом). 9. Скорая медицинская помощь больным злокачественными новообразованиями оказывается станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи и отделениями скорой медицинской помощи при районных и центральных районных больницах. Оказание скорой медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями осуществляют специализированные реаниматологические, врачебные и фельдшерские выездные бригады, штатный состав которых определен Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136). При подозрении и/или выявлении у больных злокачественного новообразования в ходе оказания им скорой медицинской помощи таких больных переводят или направляют в онкологические диспансеры (онкологические больницы) для определения тактики ведения и необходимости применения дополнительно других методов специализированного противоопухолевого лечения. 10. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием помощи онкологическим больным, может повлечь возникновение болевых ощущений у пациента, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием. Инвалидность – это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты. Порядок признания лица инвалидом Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки его здоровья и степени ограничения его жизнедеятельности. Решая вопросы о наличии показаний к направлению на медико-социальную экспертизу, врачи системы здравоохранения должны руководствоваться медицинскими и социальными критериями. Порядок проведения медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится в учреждениях МСЭ по месту жительства либо по месту прикрепления больного к государственному или муниципальному учреждению. МСЭ может осуществляться в стационаре и на дому, если больной не может явиться на освидетельствование в бюро МСЭ. Возможно также вынесение заочного решения на основании медицинских документов (с согласия больного). Виды учреждений МСЭ: 1. Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) общего профиля. Создаются в районах, городах, между районами. Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта РФ, и числа свидетельствуемых в год граждан. 2. Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ) – создается в республиках, краях, областях. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм, для лиц до 18 лет) или смешанного профиля. Какие специалисты включаются в штатный норматив бюро МСЭ? В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог и другие специалисты. Основные задачи учреждений МСЭ. studfiles.net III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения. 16. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. 17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 18. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 19. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. IV. Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). 21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. 22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. 23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. 24. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. 25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. 26. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. 27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). 28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. 29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет. Решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2007 г. N ГКПИ07-303, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N КАС07-383, пункт 30 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству 30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро акт медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1121 в пункт 31 настоящих Правил внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. См. текст пункта в предыдущей редакции Решением Верховного Суда РФ от 26 февраля 2007 г., оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 мая 2007 г. N КАС07-182, пункты 31-33 настоящих Правил признаны не противоречащими действующему законодательству 31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме. Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. 32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. 33. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина. 34. Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. 35. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1121 в пункт 36 настоящих Правил внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 36. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. См. форму справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и рекомендации по порядку ее заполнения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 30 марта 2004 г. N 41 Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. 37. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе. studfiles.net Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизуГражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. msebur.ru
|