|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления. Процедуры арбитражного управленияТема 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.Цели и основные задачи наблюдения. Назначение временного арбитражного управляющего. Экспресс - анализ финансового и экономического состояния неплатежеспособного предприятия. Инвентаризация имущества кризисного предприятия. Права и обязанности временного управляющего. Роль собрания и комитета кредиторов в реализации процедуры наблюдения. Принятие решений по итогам наблюдения за неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 6. Финансовое оздоровление. Задачи финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как судебная форма санации неплатежеспособного предприятия. Порядок введения финансового оздоровления. Назначение административного управляющего. Права и обязанности административного управляющего. План финансового оздоровления имуществом предприятия-должника. Принятие решений по итогам финансового оздоровления неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника. Цели и основные задачи внешнего управления. Внешнее управление как судебная форма санации (оздоровления) неплатежеспособного предприятия. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внесудебная санация. Назначение, права и обязанности внешнего управляющего. План внешнего управления имуществом предприятия-должника. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства. Цели и основные задачи конкурсного производства. Конкурсный управляющий: назначение, права и обязанности. Конкурсная масса и ее формирование. Продажа несостоятельного предприятия, способы реализации его имущества. Определение ликвидационной стоимости предприятия. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Завершение процесса конкурсного производства. ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами. Цели и основные задачи мирового соглашения. Содержание и условия мирового соглашения. Роль арбитражного суда в процессе заключения мирового соглашения. Положения о размерах, порядке и сроках исполнения предприятием-должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением. Формы прекращения прежних обязательств предприятия-должника: отступное, новация обязательства, прощение долга, рассрочка и отсрочка долга, реструктуризация задолженности. Темы и содержание практических занятий (семинарских). Тема 1. Сущность и закономерности кризисных состояний предприятий.
ТЕМА 2. Содержание антикризисного управления.
ТЕМА 3. Механизмы антикризисного управления предприятием.
ТЕМА 4. Банкротство и санация предприятий.
ТЕМА 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.
ТЕМА 6. Финансовое оздоровление.
ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника.
3. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства.
ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов
studfiles.net Арбитражное управление предприятием: функции и обязанности специалистовПрактика доказывает, что процесс банкротства болезненный и разрушительный. Арбитражное управление - важная процедура в банкротства компании. На специалистов в данной сфере возложены функции по диагностике и анализу деятельности и финансового положения должника. Очень важно не только восстановить платежеспособности организации, но и удовлетворить кредиторские требования и запросы. Арбитражное управление: особенности существования механизмаБанкротство - полезный инструмент для разрешения конфликтных ситуаций в компании. Банкротство проводится для ликвидации предприятия, а также для выхода из кризисной ситуации, после чего фирма, осуществив антикризисные мероприятия, может продолжать работать. Процедура банкротства очень сложная. Потому лишь опытный специалист сможет найти правильный выход из сложившейся ситуации: отстоять права организации, повлиять на возвращение долгов, восстановить стабильную платежеспособность. Предварительная диагностика банкротства, подготовка документов в суд - это важные элементы процедуры арбитражного управления, которые гарантирует контроль над банкротством компании. Главные цели работыСуществуют такие цели арбитражного управления:
Стоит отметить, что процедура банкротства предприятия позволяет произвести реструктуризацию долгов. Арбитражное управление предприятием: функции и обязанности специалистовОт работы профессионалов зависит, будет защищены права и возобновлены интересы организации-банкрота, ее сотрудников. На всех степенях банкротства, антикризисные специалисты должны выполнять функции временно управляющих, внешних, конкурсных и административных управляющих. Для качественного предоставления вышеперечисленных функций, необходимо иметь команду квалифицированных специалистов: финансиста, юриста, психолога. Специалисты должны обнаружить характерные черты фиктивного или преднамеренного банкротства, а именно: наличие значительных сумм просроченных денежных обязательств, умалчивание части материальных благ должника, наличие инвестиций, когда неплательщик прекратил выплаты. На практике преднамеренное или фиктивное банкротство - это еще один важный аргумент при переговорах кредиторов с должником. Сопровождение процедуры несостоятельности фирмы на всех стадиях процедуры - основная обязанность фирм, которые предоставляют услуги арбитражного управляющего. Вопросы, которые касаются юридической и финансовой сферы производятся с помощью с помощью анализа всех сделок и договоров неплательщика, взыскание дебиторских долгов и т. д. Большое внимание уделяется процедуре реализации обнаруженного капитала путем заключения сделок, проведения торгов. От опыта, знаний, совокупной квалификации зависит судьба организации,предприятия, фирмы ее дальнейшее существование. rykov.pro Тема 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.Цели и основные задачи наблюдения. Назначение временного арбитражного управляющего. Экспресс - анализ финансового и экономического состояния неплатежеспособного предприятия. Инвентаризация имущества кризисного предприятия. Права и обязанности временного управляющего. Роль собрания и комитета кредиторов в реализации процедуры наблюдения. Принятие решений по итогам наблюдения за неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 6. Финансовое оздоровление. Задачи финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как судебная форма санации неплатежеспособного предприятия. Порядок введения финансового оздоровления. Назначение административного управляющего. Права и обязанности административного управляющего. План финансового оздоровления имуществом предприятия-должника. Принятие решений по итогам финансового оздоровления неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника. Цели и основные задачи внешнего управления. Внешнее управление как судебная форма санации (оздоровления) неплатежеспособного предприятия. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внесудебная санация. Назначение, права и обязанности внешнего управляющего. План внешнего управления имуществом предприятия-должника. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства. Цели и основные задачи конкурсного производства. Конкурсный управляющий: назначение, права и обязанности. Конкурсная масса и ее формирование. Продажа несостоятельного предприятия, способы реализации его имущества. Определение ликвидационной стоимости предприятия. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Завершение процесса конкурсного производства. ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами. Цели и основные задачи мирового соглашения. Содержание и условия мирового соглашения. Роль арбитражного суда в процессе заключения мирового соглашения. Положения о размерах, порядке и сроках исполнения предприятием-должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением. Формы прекращения прежних обязательств предприятия-должника: отступное, новация обязательства, прощение долга, рассрочка и отсрочка долга, реструктуризация задолженности. Темы и содержание практических занятий (семинарских). Тема 1. Сущность и закономерности кризисных состояний предприятий.
ТЕМА 2. Содержание антикризисного управления.
ТЕМА 3. Механизмы антикризисного управления предприятием.
ТЕМА 4. Банкротство и санация предприятий.
ТЕМА 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.
ТЕМА 6. Финансовое оздоровление.
ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника.
3. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства.
ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов
studfiles.net Тема 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.Цели и основные задачи наблюдения. Назначение временного арбитражного управляющего. Экспресс - анализ финансового и экономического состояния неплатежеспособного предприятия. Инвентаризация имущества кризисного предприятия. Права и обязанности временного управляющего. Роль собрания и комитета кредиторов в реализации процедуры наблюдения. Принятие решений по итогам наблюдения за неплатежеспособным предприятием. Вопросы для самостоятельной работы: Каковы основные цели этапа (процедуры) наблюдения?Каковы функции, права и обязанности временного управляющего? Нормативно-правовые акты: [1-9]. Рекомендуемая литература: Основная [1-7]. Дополнительная [1-6]. Тема 6. Финансовое оздоровление.Задачи финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как судебная форма санации неплатежеспособного предприятия. Порядок введения финансового оздоровления. Назначение административного управляющего. Права и обязанности административного управляющего. План финансового оздоровления имуществом предприятия-должника. Принятие решений по итогам финансового оздоровления неплатежеспособным предприятием. Вопросы для самостоятельной работы:Какова основная цель процедуры внешнего управления? Каковы функции, права и обязанности внешнего управляющего? . Нормативно-правовые акты: [1-9]. Рекомендуемая литература: Основная [1-7]. Дополнительная [1-6]. Тема 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника.Цели и основные задачи внешнего управления. Внешнее управление как судебная форма санации (оздоровления) неплатежеспособного предприятия. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внесудебная санация. Назначение, права и обязанности внешнего управляющего. План внешнего управления имуществом предприятия-должника. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. Вопросы для самостоятельной работы: Каковы функции, права и обязанности конкурсного управляющего? Каков порядок формирования конкурсной массы? Нормативно-правовые акты: [1-9]. Рекомендуемая литература: Основная [1-7]. Дополнительная [1-6]. Тема 8. Конкурсное производство как процедура банкротства.Цели и основные задачи конкурсного производства. Конкурсный управляющий: назначение, права и обязанности. Конкурсная масса и ее формирование. Продажа несостоятельного предприятия, способы реализации его имущества. Определение ликвидационной стоимости предприятия. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Завершение процесса конкурсного производства. Вопросы для самостоятельной работы: Каковы условия утверждения мирового соглашения? Каковы последствия заключения мирового соглашения на разных этапах арбитражного управления? Нормативно-правовые акты: [1-9]. Рекомендуемая литература: Основная [1-7]. Дополнительная [1-6]. Тема 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами.Цели и основные задачи мирового соглашения. Содержание и условия мирового соглашения. Роль арбитражного суда в процессе заключения мирового соглашения. Положения о размерах, порядке и сроках исполнения предприятием-должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением. Формы прекращения прежних обязательств предприятия-должника: отступное, новация обязательства, прощение долга, рассрочка и отсрочка долга, реструктуризация задолженности. Вопросы для самостоятельной работы: Какие задачи решает ФСФО России и ее территориальные органы? С какими органами государственного управления они взаимодействуют? Нормативно-правовые акты: [1-9]. Рекомендуемая литература: Основная [1-7]. Дополнительная [1-6]. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по учебной дисциплине «Антикризисное управление» 1. Какие проблемы характерны для современных предприятий? Чем обусловлена необходимость реформирования предприятий и отраслей промышленности? 2. Какие задачи решаются при реформировании предприятий? 3. Каковы критерии и основные направления реформирования предприятий? 4. По каким основаниям предприятию может быть предоставлен государственная финансовая поддержка? 5. Могут ли предприятия получить финансовую помощь на безвозмездной основе? 6. Каковы основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия? 7. Каковы основные арбитражные процедуры в антикризисном управлении? 8. Что такое несостоятельность (банкротство)? 9. Каковы критерии неплатежеспособности должника? 10. Каковы условия добровольного объявления должника банкротом? 11. Каков круг лиц, имеющих право обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве? 12. Каковы проблемы антикризисного управления? 13. Каковы требования к антикризисному управлению? 14. Что такое досудебная санация? 15. За счет каких источников финансирования осуществляется досудебная санация? 16. Кто определяет порядок и условия финансирования предприятия в период досудебной санации? 17. Каковы основные цели этапа (процедуры) наблюдения? 18. Каковы функции, права и обязанности временного управляющего? 19. В чем особенности периода наблюдения? 20. Какова основная цель процедуры внешнего управления? 21. Каковы функции, права и обязанности внешнего управляющего? 22. Каковы последствия введения на предприятии внешнего управления? 23. Какова цель конкурсного производства? 24. Каковы последствия введения на предприятии конкурсного управляющего? 25. Каковы функции, права и обязанности конкурсного управляющего? 26. Каков порядок формирования конкурсной массы? 27. Какова очередность расчетов с кредиторами? 28. Что такое мировое соглашение? 29. Каков состав участников мирового соглашения? 30. Каковы условия утверждения мирового соглашения? 31. Каковы последствия заключения мирового соглашения на разных этапах арбитражного управления? 32. Что является информационной базой для проведения аудита несостоятельного предприятия? 33. Какова структура бухгалтерского баланса? 34. Какие виды балансов вы знаете? 35. Какие показатели характеризуют движение денежных средств предприятия. 36. Какова цель финансового оздоровления производства? 37. Каковы функции, права и обязанности административного управляющего? 38. Каковы последствия введения финансового оздоровления? 39. На основе, каких законодательных, нормативных правовых ак¬тов осуществляется государственное регулирование кризисного состояния предприятия? 40. Каковы особенности регулирования кризисного состояния предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях? 41. Каковы функции и полномочия государственного органа по банкротству и финансовому оздоровлению? 42. Какие задачи решает ФСФО России и ее территориальные органы? С какими органами государственного управления они взаимодействуют? 43. Как осуществляется финансирование процедур банкротства? studfiles.net ОБ АРБИТРАЖНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВАПРИ СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЕ БАНКРОТСТВАА.П. ПЕРШИНА.П. Першин, управляющий партнер адвокатского бюро "Информация и право" Московской городской коллегии адвокатов.Анализ основных показателей работы арбитражных судов РФ за последние три года свидетельствует, что одними из наиболее часто рассматриваемых являются дела о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время около половины промышленных предприятий страны несостоятельны с точки зрения их платежеспособности.У российских предпринимателей, безусловно, еще мало опыта работы в условиях рынка, да и сами эти условия в нашей стране еще нельзя назвать в полной мере сформировавшимися и цивилизованными. Из-за этого российские бизнесмены зачастую вынуждены констатировать свою финансовую несостоятельность в суде. И от того, как будет разрешено каждое дело и к каким хозяйственным последствиям оно приведет, зависят судьбы самого предпринимателя и многих людей, работавших на обанкротившемся предприятии или так или иначе связавших с ним свою производственную деятельность. Вот почему совершенствование арбитражного процесса управления неплатежеспособным предприятием, доведение его до финансового оздоровления (а в случае невозможности - до справедливого удовлетворения претензий кредиторов) является столь насущной проблемой.Законодательной основой для рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) в настоящее время является Федеральный закон от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон). Однако он еще не в полной мере охватывает все тонкости процедуры банкротства. Возможно, что и после принятия поправок и дополнений к нему возникнут новые проблемы, требующие законодательного решения, так как банкротство - явление достаточно новое для российской экономики. А несовершенство законодательства, как известно, затрудняет и сам судебный процесс.Таким образом, можно констатировать, что в современной России институт банкротства, который представляет собой неотъемлемый элемент рыночной экономики, является еще не вполне сложившимся как в законодательном, так и в процессуальном отношении. Особенно страдает от этого система арбитражного управления предприятиями, находящимися в состоянии банкротства, которая призвана стать системой антикризисного управления, выявить реального собственника, ориентированного на преодоление кризисного состояния.В современных условиях арбитражное управление является наиболее радикальной и эффективной формой решения антикризисных задач в условиях экономического развития. Именно оно призвано обеспечить безопасность предпринимательства при процедуре банкротства. Но следует признать, что сейчас большая часть дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, заканчивается, к сожалению, не оздоровлением обанкротившегося предприятия, а конкурсным производством, то есть продажей имущества и ликвидацией такого предприятия.Какие же меры можно предпринять для удержания "на плаву" терпящего бедствие предпринимателя? Возможно ли вернуть предприятию утраченную конкурентоспособность? Практика показывает, что на оба эти вопроса существуют положительные ответы - все зависит от умелой организации арбитражного управления.Законом о банкротстве определены такие меры по финансовому оздоровлению неплатежеспособного производства, как перепрофилирование этого производства, закрытие участков по производству продукции, которая не находит спроса на рынке, и т.п. Но Закон не содержит исчерпывающего перечня мер, которые могли бы быть направлены на восстановление платежеспособности должника. Следовательно, для этих целей могут быть использованы любые дозволенные Законом действия.Прежде чем анализировать сущность арбитражного управления несостоятельным предприятием, необходимо остановиться на предусмотренном Законом о банкротстве (ст. 27) периоде досудебной санации. Под ней подразумевается предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления его платежеспособности.В отличие от прежнего Закона о банкротстве (1992) в новом Законе предусматривается возможность принятия должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, то есть инвесторов. Однако практика предыдущих лет показала низкую эффективность проводимых досудебных санаций, что вполне объяснимо. Для осуществления капиталовложений предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. Но финансово несостоятельное предприятие по своему статусу уже вряд ли может быть таким, поэтому банковское кредитование несостоятельных предприятий почти исключено, так как велика вероятность банкротства предприятия и потери кредитных средств. Появление же иных источников кредитования в этом случае маловероятно либо незаконно.Поэтому основной шанс оздоровления предприятие, признанное арбитражным судом финансово несостоятельным, получает не в период досудебной санации, а в период арбитражного управления, состоящий из двух или трех этапов.Первым этапом является наблюдение (гл. IV Закона о банкротстве). Он начинается с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и продолжается до назначения судом иной процедуры. В период наблюдения основные цели этого этапа арбитражного управления реализует назначаемый арбитражным судом временный управляющий (наблюдатель).Основные цели процедуры наблюдения: выяснить, действительно ли должник является банкротом, уладить дело миром, а если это невозможно, то либо ввести на предприятии процедуру оздоровления с помощью внешнего управления, либо вывести должника на конкурс.В достижении всех этих целей роль временного управляющего весьма высока. Он обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и в ходе этого выявлять признаки фиктивного или преднамеренного банкротства; установить всех кредиторов должника; уведомить их о возбуждении дела о банкротстве и определить размеры требований к должнику; созвать первое собрание кредиторов.При определении признаков фиктивного, преднамеренного банкротства временный управляющий должен быть особенно точен, так как на основании его отчета арбитражному суду в прокуратуру представляются соответствующие материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя предприятия - должника. Если же арбитражный управляющий представит в суд отчет о факте преднамеренного банкротства, то это будет основанием для привлечения к уголовной ответственности руководителя и учредителей предприятия - должника.Этап наблюдения продолжается в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда - либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо об отказе в таковом и введении внешнего управления, либо о заключении мирового соглашения. На этом этапе индивидуальные требования кредиторов не удовлетворяются, а предприятие может функционировать в прежнем порядке.В период наблюдения неплатежеспособным предприятием управляют прежний руководитель и администрация, а наблюдатель лишь контролирует их действия. Контроль над действиями прежнего управляющего заключается в согласовании следующих сделок:- передача недвижимого имущества в аренду, залог, в уставный капитал других предприятий или распоряжение недвижимостью иным образом;- распоряжение иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов предприятия;- получение и выдача займов (кредитов), поручительств и гарантий, уступка прав требований, перевод долга, а также доверительное управление имуществом должника.В этот период также вводятся ограничения на действия органов управления предприятием. Эти органы не имеют права принимать решения по вопросам:- реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) и ликвидации должника;- создания юридических лиц, филиалов и представительств;- выплаты дивидендов;- размещения должником ценных эмиссионных бумаг;- выхода из состава участников предприятия - должника;- приобретения у акционеров выпущенных акций.Решение об участии предприятия в ассоциациях и других объединениях может быть принято органами управления с согласия временного управляющего.Если органы управления предприятием нарушают эти ограничения их деятельности или действующее законодательство, либо не предоставляют всей необходимой для временного управляющего информации, или осуществляют иные действия, препятствующие исполнению обязанностей временного управляющего, последний может ходатайствовать перед судом об отстранении от должности руководителя предприятия. В случае принятия положительного решения по этому ходатайству руководство предприятием переходит к назначенному судом арбитражному управляющему.Вторым этапом процедуры арбитражного управления неплатежеспособным предприятием является внешнее управление. Данный этап вводится только в том случае, если первое собрание акционеров успеет признать в установленные законом сроки должника банкротом. Такое управление вводится в целях восстановления платежеспособности и предусматривает передачу полномочий внешнему управляющему. Этот этап начинается с момента принятия судом решения о введении на неплатежеспособном предприятии внешнего управления и заканчивается с принятием решения о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо о заключении мирового соглашения.Основная цель внешнего управления - финансовое оздоровление должника за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.Не позднее чем через 2 месяца с момента введения такого управления управляющим выносится на рассмотрение собрания кредиторов план внешнего управления, где предлагаются меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности и ряд других, предусмотренных ст. 85 Закона о банкротстве.Для удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может даже предусматривать продажу предприятия или его части (ст. 86 Закона). При этом вырученная сумма включается в состав имущества должника. И такое решение внешнего управляющего вполне может быть целесообразно с точки зрения обеспечения безопасности предпринимательства, так как наиболее полное возвращение долгов кредиторам, возможно, позволит разрядить напряжение, возникшее в том экономическом секторе, где действовал банкрот.По итогам внешнего управления арбитражным управляющим подготавливается отчет, который после рассмотрения на собрании кредиторов утверждается арбитражным судом. После этого признание факта восстановления платежеспособности должника является основанием для прекращения дела о банкротстве. Если же первым собранием акционеров (на этапе наблюдения) должник признан банкротом или такое решение принято арбитражным судом при внешнем управлении, открывается конкурсное производство. Если при этом конкурсным управляющим назначено другое лицо, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента передачи ему дел (п. 3 ст. 96 Закона).Конкурсное производство - это последний этап арбитражного управления. Он начинается со дня принятия судом решения о банкротстве неплатежеспособного предприятия и заканчивается расчетом с кредиторами и ликвидацией предприятия.Цели конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация предприятия - должника. Данную процедуру реализует конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. По ходатайству этого управляющего, одобренному собранием или комитетом кредиторов, могут быть назначены несколько конкурсных управляющих с четким распределением между ними прав и обязанностей.Основными задачами арбитражного управления в этот период являются: принятие в ведение имущества должника, осуществление инвентаризации, оценки и обеспечение его сохранности; предъявление третьим лицам требований о взыскании дебиторской задолженности; уведомление о предстоящем увольнении работников предприятия; заявление возражений по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; заявление отказов от исполнения договоров должника; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц; продажа имущества должника; расчеты с кредиторами; передача на хранение в государственный архив документов должника; ликвидация предприятия. Четкое выполнение конкурсным управляющим всех этих задач дает возможность соразмерного погашения кредиторской задолженности.Все вышесказанное убеждает в том, что на всех этапах арбитражного управления ключевой фигурой, от деятельности которой в решающей степени зависит судьба несостоятельного предприятия, становится назначаемый арбитражным судом арбитражный управляющий. Институт арбитражных управляющих представлен временным, внешним и конкурсным управляющими.Пункт 2 ст. 20 Закона о банкротстве определяет обязанности арбитражного управляющего:- принимать меры по защите имущества должника;- анализировать финансовое состояние должника;- анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарном рынке;- рассматривать требования кредиторов;- осуществлять иные функции, установленные законом.Очевидно, что для выполнения этих обязанностей, а также для повышения инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия арбитражному управляющему необходимо быть профессионально подготовленным не только в юриспруденции, но и в экономике, менеджменте и даже в области психологии. Найти людей, в полной мере владеющих столь обширными познаниями, непросто. Неудивительно поэтому, что арбитражное судопроизводство в настоящее время испытывает острую нехватку управляющих, особенно тех, которые способны в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособного предприятия.Как же преодолеть этот недостаток? Прежде всего, для полноценного выполнения обязанностей арбитражному управляющему целесообразно было бы предоставить более широкую, чем это предусмотрено п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, возможность пользоваться услугами консультантов. Наилучший вариант - это несколько консалтинговых фирм, предлагающих свои проекты оздоровления несостоятельного предприятия на конкурсной основе. Этот на первый взгляд более затратный метод мог бы в итоге принести большой экономический эффект.Отметим еще, что отрицательным фактором в деле проведения арбитражной санации является необязательность для предприятия выполнения решений, О ДЕЙСТВИИ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА »Комментарии к законам »www.lawmix.ru Тема 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.Цели и основные задачи наблюдения. Назначение временного арбитражного управляющего. Экспресс - анализ финансового и экономического состояния неплатежеспособного предприятия. Инвентаризация имущества кризисного предприятия. Права и обязанности временного управляющего. Роль собрания и комитета кредиторов в реализации процедуры наблюдения. Принятие решений по итогам наблюдения за неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 6. Финансовое оздоровление. Задачи финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как судебная форма санации неплатежеспособного предприятия. Порядок введения финансового оздоровления. Назначение административного управляющего. Права и обязанности административного управляющего. План финансового оздоровления имуществом предприятия-должника. Принятие решений по итогам финансового оздоровления неплатежеспособным предприятием. ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника. Цели и основные задачи внешнего управления. Внешнее управление как судебная форма санации (оздоровления) неплатежеспособного предприятия. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Внесудебная санация. Назначение, права и обязанности внешнего управляющего. План внешнего управления имуществом предприятия-должника. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства. Цели и основные задачи конкурсного производства. Конкурсный управляющий: назначение, права и обязанности. Конкурсная масса и ее формирование. Продажа несостоятельного предприятия, способы реализации его имущества. Определение ликвидационной стоимости предприятия. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Завершение процесса конкурсного производства. ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами. Цели и основные задачи мирового соглашения. Содержание и условия мирового соглашения. Роль арбитражного суда в процессе заключения мирового соглашения. Положения о размерах, порядке и сроках исполнения предприятием-должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением. Формы прекращения прежних обязательств предприятия-должника: отступное, новация обязательства, прощение долга, рассрочка и отсрочка долга, реструктуризация задолженности. Темы и содержание практических занятий (семинарских). Тема 1. Сущность и закономерности кризисных состояний предприятий.
ТЕМА 2. Содержание антикризисного управления.
ТЕМА 3. Механизмы антикризисного управления предприятием.
ТЕМА 4. Банкротство и санация предприятий.
ТЕМА 5. Наблюдение - начальная процедура арбитражного управления.
ТЕМА 6. Финансовое оздоровление.
ТЕМА 7. Внешнее управление имуществом предприятия-должника.
3. Реструктуризация предприятия в процессе внешнего управления. ТЕМА 8. Конкурсное производство как процедура банкротства.
ТЕМА 9. Мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов
studfiles.net конфликты как неотвратимая часть деятельностиАрбитражный управляющий: правовая основа, необходимость и направления деятельностиРазвал некогда великой страны под названием Советский Союз, последовавший после этого процесс ее деиндустриализации, намеренное доведение до банкротства тысяч предприятий вызвали на рынке труда потребность в такой профессии, как арбитражный управляющий. Кто это такой, в каких процессах он участвует, чем занимается и в чем заключается его деятельность? Необходимость задействования арбитражного управляющего на предприятии возникает именно тогда, когда само предприятие переживает далеко не самое лучшее время и не в состоянии рассчитываться со своими кредиторами. В этом случае такое предприятие начинает проходить процедуру банкротства. Данная процедура не из простых. На ее прохождение отводится определенное количество времени, как правило, от 3 до 6 месяцев. На время процедуры банкротства предприятия назначается временный управляющий, а именно арбитражный управляющий. Какая процедура, такой и управляющийСамо такое определение или название, как арбитражный управляющий, имеет более широкий смысл. Какую именно функцию будет выполнять данное лицо и как оно будет называться, зависит от того, какую процедуру банкротства будет проходить предприятие. Процедурой банкротства может быть как наблюдение для проведения анализа финансового состояния предприятия, так и финансовое оздоровление, когда строго соблюдается график погашения задолженности. В таких процедурах банкротства назначаются временный управляющий и административный управляющий соответственно. Для восстановления платежеспособности предприятия — еще одной процедуры банкротства — назначается внешний управляющий. И, наконец, если процедура банкротства подразумевает распродажу имущества предприятия и погашение за счет вырученных средств задолженности и обязательства перед кредиторами, то такая процедура банкротства называется конкурсное производство. В этом случае для управления назначается конкурсный управляющий. Как видно, разные процедуры банкротства ставят разные задачи, которые и решаются арбитражным управляющим. В данном случае будет рассмотрен последний случай, когда в процедуру банкротства включается конкурсный управляющий, то есть предприятие распродает свое имущество для погашения задолженности и удовлетворения требований кредиторов. Учитывая, что процессы ликвидации предприятий начали активно возникать по всей стране начиная с самого начала 90-х годов, законодатель адекватно отреагировал на подобные процессы. Еще в 1992 году был издан закон «О банкротстве предприятий», где этот участник процесса банкротства предприятия был определен законодателем. Впоследствии законом «О банкротстве» от 1998 года данный участник становился уже ключевой фигурой в такой процедуре. Еще позже, с 2002 года, новым законом была предусмотрена ответственность для арбитражных управляющих, появилась возможность их дисквалификации. Кроме того, арбитражных управляющих обязали страховать свою ответственность за возможный причиненный ущерб в результате своих действий. Теперь арбитражный управляющий обязан иметь и высшее образование, и опыт управления предприятиями сроком не менее 2-х лет. Кроме высшего образования такой сотрудник должен пройти специальное образование по программе соответствующего федерального ведомства, о чем должен быть подтверждающий аттестат. И это еще не все. Арбитражный управляющий должен иметь положительные отзывы по результатам его стажировки в саморегулируемой организации, в которой он должен состоять, а его стажировка в ней должна длиться не менее года. Конкурсный управляющий, его деятельностьВ случае процедуры банкротства, при которой распродается имущество предприятия для погашения задолженности перед кредиторами и выполнения перед ними обязательств, в качестве арбитражного управляющего назначается конкурсный управляющий. За конкурсным управляющим законодатель закрепил права и обязанности осуществлять управление активами предприятия. Предоставленные ему полномочия позволяют решать поставленные перед ним задачи оптимальным способом. Каждая из сторон, ожидающих от процедуры банкротства исполнения обязательств, взятых предприятием, пытается продвинуть на должность управляющего своего человека. Если это удается, то управление предприятием будет осуществляться в интересах этой стороны. Большая часть предприятий, испытывающих сложности с выполнением обязательств перед своими кредиторами, в интересах последних начинает ликвидироваться. Особенность современного бизнеса на постсоветском пространстве в том, что кредиторы хотят как можно быстрее вернуть свои вложения и ожидаемую прибыль, не считаясь с интересами других, например, с интересами трудового коллектива предприятия. И поэтому даже не рассматривается возможность дальнейшего кредитования такого предприятия для того, чтобы выйти на приемлемую и удовлетворяющую все стороны прибыль. Такой подход может потребовать немало времени и дополнительных вложений. А кредиторы не желают тратить на это ни дополнительное время, ни дополнительные средства. Именно поэтому и применяется процедура ликвидации предприятия. Это дает возможность кредиторам вернуть свои деньги быстро и с прибылью. Заниматься финансовым оздоровлением, досудебной санацией, проводить внешнее управление — все это не вызывает у кредиторов энтузиазма. Рассматриваются такие перспективы вернуть деятельность предприятия в нормальное русло с позиции существования теоретической возможности. С практической точки зрения такие возможности маловероятны. Немаловажный момент заключается в том, что принимая управление предприятием, которое проходит процедуру банкротства, арбитражный управляющий берет на себя ответственность, которая подразумевает штрафы и дисквалификацию в случаях, когда он не выполняет свои обязанности. Если лицо, назначенное на управление предприятием, которое терпит банкротство, бездействует либо затягивает саму процедуру или не в установленном порядке удовлетворяет требования кредиторов, то оно по ходатайству заинтересованных сторон может быть как отстранено от управления предприятием, так и оштрафовано. В соответствии со статьями 46 и 75 Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года устанавливаются размеры требований кредиторов. Помимо законодательства основанием для этого являются требования кредиторов, которые оформляются соответствующим реестром. На основании этого реестра конкурсный управляющий и производит расчеты с кредиторами. При таком расчете устанавливаются кредиторы первой очереди и последующей. Расчет происходит в порядке очередности. После того как удовлетворены требования кредиторов, находящихся в начале, производится расчет с последующими. Если денежных средств для того, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами в полном объеме, не хватает, то расчет производится пропорционально между заявленными и подтвержденными требованиями. В том случае, если требования кредиторов остались неудовлетворенными, а средств у предприятия-должника оказалось недостаточно, то после процедуры такие требования считаются погашенными. Конкурсный управляющий может не признать требования кредиторов, если суд не счел их обоснованными. Такие же последствия и для требований кредиторов, которые не обращались в арбитражный суд. После погашения задолженности, согласно указанному реестру, конкурсный управляющий вносит в него сведения о погашении обязательств перед кредиторами. Другая сторона процедуры банкротстваВсе сферы, которые связаны с денежными средствами, имуществом, не остаются без всевозможных нарушений и злоупотреблений. Учитывая, что процедура банкротства достаточно сложная, требует особого подхода, различные мошенники ищут возможность применить различные приемы и методы для личного обогащения в обход закона, интересов предприятия и кредиторов. Нередко инициаторами подобных схем выступают лично владельцы предприятий, которые пытаются забрать как можно больше средств, полученных от кредиторов, снимая с себя обязательства перед ними через прохождение процедуры банкротства. Наиболее известный способ — это использование в схеме мошенничества ряда предприятий, когда в ходе сделок весь объем задолженности концентрируется на одном из них, после чего его доводят до банкротства. Складывается ситуация, когда полученные от кредиторов активы находятся на балансе одного предприятия, а вот весь объем задолженности концентрируется на другом предприятии. Именно последнее предприятие впоследствии и становится банкротом с многомиллионными обязательствами, которые не в состоянии выполнить. Ни имущества, ни средств для их выполнения у данного предприятия просто нет. Оно объявляет себя банкротом, а активы спокойно присваиваются и распределяются между участниками схемы. Теоретически можно начать судебную тяжбу с таким предприятием, доказывая незаконность ряда сделок, а также связь между вышеупомянутыми предприятиями. Требует это много сил, времени и денег, а поэтому позволить себе такой вариант могут только крупные предприятия. Мелкие поставщики товаров и услуг в этом случае шансов на разрешение ситуации в свою пользу и возвращение долгов не имеют вовсе. Конфликты как неотвратимая составляющая деятельностиНа предприятиях конкурсный управляющий воспринимается очень неоднозначно, поскольку сама процедура такого банкротства означает потери рабочих мест для десятков, сотен, а нередко и тысяч людей. Поэтому на такую фигуру, как конкурсный управляющий, навешивают, и очень часто небезосновательно, обидные ярлыки. Для одних он будет чиновником от власти, которая ведет губительную политику, и в данном случае — его руками. Для других конкурсный управляющий будет восприниматься как пособник для мошенников, которые растаскивают предприятие по кускам. Для всех участников банкротства конкурсный управляющий представляет потенциальную угрозу, потому что каждая сторона преследует свои интересы, которые противоречат другим, а иногда законодательству. И конкурсный управляющий в такой ситуации занимает неоднозначную, сложную позицию, пытаясь все интересы свести под одно общее решение, находясь под серьезным давлением с разных сторон. Конкурсный управляющий не должен питать иллюзий, что попадает в атмосферу всеобщего понимания. Не следует и ожидать поддержки от заинтересованных сторон, которые отказываются от конструктивного взаимодействия между собой. Стороны используют любую возможность для максимального удовлетворения и соблюдения именно своих интересов. Все, что идет вразрез с этим, воспринимается негативно. А поскольку заинтересованных сторон в каждом конкретном случае может быть много, управляющий попадает на линию серьезных конфликтов. И чем выше ставка, тем реальнее угроза для успешного разрешения конфликта. Сопутствует этому угроза для здоровья и жизни управляющего. Именно поэтому конкурсный управляющий помимо высокого профессионализма должен обладать отменной стрессоустойчивостью, уметь принимать правильные и рациональные решения, особенно в тех ситуациях, когда обстановка вокруг накаляется до предела. И что очень важно и ценится кредиторами на вес золота, так это честность и порядочность лица, выполняющего функцию конкурсного управляющего. 1bankrot.ru
|