|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перепост: «Общественная мастерская — это и школа, и столярный коворкинг». Столярный коворкингГде в Москве поработать с деревом и сделать стол своими руками?Мечтаете о столе, комоде или стуле, сделанным по индивидуальным чертежам? Отчаялись найти подходящую вещь в магазинах или просто верите в принцип «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, делай это сам»? Наш сегодняшний обзор — для всех тех, кто уже умеет работать со столярным инструментом, но не хочет или не может позволить себе обустраивать индивидуальную мастерскую. Читайте о шести с половиной московских коворкингах, которые готовы предоставить всем фанатам деревянных вещей верстак, (полу)профессиональное оборудование и помощь мастеров. Делай вещьОдна из самых заметных в Москве открытых столярных мастерских, работающая также как образовательная площадка и коворкинг. Последний рассчитан как на профессионалов, так и на новичков, так что сетка тарифов на пользование рабочими местами довольно гибкая. Новичков в работе сопровождает мастер, минимальная стоимость часа для них — 1000 ₽. Цена: от 500 ₽/час до 25000 ₽/месяц. Адрес: метро Улица 1905 года, ул. 1905 года д. 7, стр. 1. Сайт: delaivesch.ru Дар трудаМастерская и коворкинг на базе столярного цеха площадью 700 м2. Мастерская оснащена полупрофессиональным инструментом, а также станками с ЧПУ. К работе вас допустят после аттестации, а если вы новичок, то после прохождения ознакомительного курса-пропуска (2000 ₽). Цена: от 300 ₽/час до 24 000 ₽/месяц. Адрес: метро Преображенская площадь, ул. 1-я Бухвостова, д. 12/11, к. 16. Сайт: dartruda.ru DIY-АкадемияНебольшая, но очень живая мастерская на дизайн-заводе «Флакон». Больше всего времени и внимания здесь уделяется мастер-классам на конкретные темы, но есть возможность и использовать пространство как коворкинг или купить большой курс, в рамках которого отработать все столярные техники, создавая конкретный предмет мебели. Цена: от 1000 ₽/3 часа. Адрес: метро Дмитровская, ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 25. Сайт: diyacademy.ru СМ-47Мастерская на ВДНХ работает как производственная база и коворкинг для всех желающих. Как и в DIY-Академии, акцент здесь сделан на мастер-классы, среди которых есть уроки токарного дела. Расценки на собственно коворкинг здесь зависят не от уровня вашего мастерства, а от времени суток. Цена: от 250 ₽/час до 8500 ₽/24 часа. Адрес: метро ВДНХ, пр-т Мира, стр. 119, ВДНХ, пав. 47. Сайт: sm-47.ru КедрСтолярная школа и мастерская, у которой в Москве есть целых две площадки: основная и поменьше, с ограниченным набором инструментов и оборудования. Акцент сделан на обучающие курсы (есть летняя школа для подростков). Цены на коворкинг демократичные, но обратите внимание на расписание: по праздникам и в выходные школа закрыта. Цена: от 300 ₽/час. Адрес: метро Площадь Ильича, ул. Самокатная, д. 4, стр. 27. Сайт: kedrosadmaster.ru RubankovОдин из самых молодых коворкингов, существующий всего полгода. Проект компании «Рубанков», начавшей с торговли столярным инструментов, а сейчас пол лозунгом «возрождение столярного дела» занимающейся сразу несколькими проектами, в том числе фестивалем столярного искусства и школой столярного дела. Цена: от 1000 ₽/5 часов. Адрес: метро Красносельская, 1-й Красносельский переулок, д. 7/9 А, стр. 11. Сайт: rubankov.ru Crafts StationНебольшая семейная мастерская, отказавшаяся сейчас от идеи коворкинга, на базе которой, тем не менее, проводятся мастер-классы по столярному делу, где вам помогут воплотить в жизнь ваш проект. Эскизы вещи и время, которое уйдет на ее создание, лучше заранее обсудить в переписке или на бесплатной консультации. Цена: 1000 ₽/час. Адрес: метро Римская, ул. Самокатная д. 4, с. 4. Сайт: craftsstation.com В завершение обзора — несколько советов из собственного опыта.
Хорошей работы! столярное дело, мебель, своими руками, DIYkvartblog.ru Узнайте насколько выгоден для вас столярный коворкинг?Добрый день, друзья! Сегодня рассмотрим во всех подробностях такое явление в мире столярного дела, как коворкинг. В широком смысле слова, коворкинг (от английского co-working, «совместная работа») — это вид организации труда людей с разной занятостью, но в общем пространстве. Применительно к столярному делу, коворкинг – это, по сути, общественная мастерская, где любой желающий может арендовать рабочее место и трудиться в свое удовольствие. Как правило, в пользование также предоставляется инструмент и станки, имеющиеся в такой мастерской. Явление это относительно новое, характерно в первую очередь для крупных городов, где есть большее количество любителей столярного дела, у которых нет своей мастерской. Типичный пример, когда столяр-любитель в теплое время года мастерит что-то у себя на даче, а зимой остается не у дел без своего любимого хобби. Тут-то ему на помощь и приходит коворкинг. Ведь самостоятельно арендовать помещение, привозить с дачи инструмент, чтобы сделать несколько небольших изделий для души, попросту нецелесообразно. Конечно, в сельской местности, общественные мастерские не распространены. Кому придет в голову арендовать верстак, если есть свой собственный в своей же домашней мастерской? Итак, чем же общественная мастерская лучше, чем столярничать у себя на балконе?В первую очередь, арендуя верстак в коворкинге, вы получаете доступ ко всем имеющимся инструментам и станкам. Обычно такие мастерские оснащены необходимым базовым ручным электро-инструментом: дрели, лобзики, шуруповерты, шлифовальные машины, ручные фрезеры. Помимо этого, естественно, имеется измерительный инструмент, киянки, струбцины и прочее. Короче говоря, есть минимально необходимый набор инструментов для изготовления практически любого изделия. Но главное, что в коворкингах обычно доступны станки: фуганок, рейсмус, торцовка, распиловочный стол и иногда даже ленточная пила и токарный станок. Конечно, станки чаще всего любительского уровня, но согласитесь, мало у кого дома есть фуганок. Во-вторых, в коворкинге обязательно присутствует опытный мастер, который следит за выполнением техники безопасности, а так же, готов помочь дельным советом. Эта возможность, пожалуй, даже более полезна начинающим мастерам, чем доступ к станкам. Кроме этого, в общественной мастерской всегда царит дружеская атмосфера, другие участники тоже всегда готовы чем-то помочь. Также всегда можно пообщаться на любые темы, узнать что-то новое о столярном деле, и зачастую даже получить вдохновение на создание будущих изделий. Итого, столярный коворкинг – идеальное место, для тех, кому в качестве мастерской уже мал балкон, но кто еще не готов тратить деньги на собственную мастерскую со станками. И особенно здорово новичкам. Для них это настоящее погружение в среду единомышленников. Не хочу разрушать радужную картину, описанную мной выше, но как ни странно у общественных мастерских есть и некоторые минусы. Опишу их на основе собственного опыта. Первый момент, который вы уже наверняка поняли по слову «арендовать» в первом абзаце – коворкинг стоит денег. Обычно есть возможность приобрести месячный абонемент либо один рабочий день. При выборе общественной мастерской обращайте внимание на расписание: многие мастерские работают не каждый день, часто бывает, что нет возможности посещать их в выходные. Также иногда бывает, что нужно выбрать смену, в которую вы будете приходить: утром или днем. Кое-где, приобретая месячный абонемент, вы получаете определенное число рабочих часов, а иногда можно работать хоть каждый день весь месяц. В общем, заранее убедитесь, что расписание вам подходит. Второй момент – это состояние инструмента. Обычно, в общественных мастерских используется профессиональный или полупрофессиональный инструмент и станки, которые имеют большой ресурс. Но надо понимать, что инструментом пользуются ежедневно и рано или поздно он изнашивается. Конечно, инструмент ремонтируется, а вышедший из строя заменяется на новый. В любом случае, рекомендую вам, перед покупкой абонемента, лично посмотреть в каком состоянии находится инструмент и комплектующие (в частности сверла). Также важно оценить количество ручного электро-инструмента в наличии: кроме вас там будут работать и другие люди, а, например, двух дрелей на 8 человек явно не хватит и придется ждать своей очереди. Еще один неочевидный момент: чаще всего расходные материалы, такие как ленты для шлифмашин, клей, краска не входят в стоимость абонемента и их предлагается приносить с собой под свои нужды. Подводя итоги, общественная мастерская имеет смысл для начинающих мастеров, для которых важно присутствие опытного мастера неподалеку, у которого можно спросить совет. Также коворкинг может быть полезен всем, у кого есть желание постолярничать, но нет нужного инструмента или помещения. Кстати говоря, на базе большинства общественных мастерских имеются столярные курсы различных направленностей – от базовых для новичков до продвинутых узкоспециальных дисциплин. Столярные курсы отдельная большая тема и я рассмотрю ее подробно в будущем. Не стоит забывать, что альтернативой коворкингу может быть и частная мастерская. Не стесняйтесь, поговорите с владельцем, быть может, мастер как раз ищет помощника или готов взять вас в ученики. Инструмент наверняка будет в лучшем состоянии, чем в общественной мастерской, да и возможно будет проще договориться об удобном вам графике и подходящей цене. До новых встреч! Всем удачи в ремесле! Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал вТелеграм! Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте!
www.strelnawood.ru Учебная Открытая Столярная Мастерская Rubankov [Москва]Открытая Столярная Мастерская Rubankov МоскваДля чего посещать Открытую Столярную Мастерскую?Открытая Столярная Мастерская задумана и претворена в жизнь для того чтобы у всех желающих была возможно воплотить их задумки в дереве без организации и больших затрат на собственную мастерскую. Мы хотим, чтобы вы научились и полюбили работать с деревом. Дерево поистине потрясающий материал из которого делают, как миниатюрные предметы, так нынче даже строят небоскребы, да да, есть парочка деревянных небоскребов в Европе. Столярная мастерская предполагает, как работу ручным инструментом, так и электро оборудование и станки. В Открытой Столярной Мастерской в вашем распоряжении, после прохождения курса ТБ, вам будет доступен большой арсенал современных качественных станков, от столярных верстаков и до кабинетной пилы и шипорезок (панорама выше). Полный перечень оборудования мастерской можно найти в этом разделе по ссылке . Конечно же в нашей мастерской найдется место и для общения, для вашего удобства в открытой мастерской есть полноценный кофейный уголок с раковиной и буфетом, приветствуется общественные вложения в плюшки и конфеты =) Не обошлось в нашей мастерской и без парочки уборных, гардероба и даже нашлось место под камеры хранения. Кто посещает Открытую Столярную Мастерскую?Открытая Столярная Мастерская существует уже не первый год и за это время в мастерской был создан далеко не один шедевр! В мастерской работают уже опытные старожилы, так приходят и люди впервые желающие заняться столярным или токарным делом. Тем кто приходит впервые мы можем предложить, как помощь в ведении вашего проекта нашими мастерами, так и полноценные обучающие курсы. Список курсов вы найдете на странице Столярной Школы Rubankov [Москва] Что сделано в мастерской и Что еще можно сделать?Где находится Открытая Столярная Мастерская?
Контакты и карту проезда вы найдете по ссылке: Как проехать в открытую мастерскую [МСК] rubankov.ru Перепост: «Общественная мастерская — это и школа, и столярный коворкинг»Интервью с Сергеем Царевым, креативным директором общественной столярной мастерской «Делай Вещь!» для интернет-журнала BERLOGOS. — Сергей, хотелось бы сразу уточнить, насколько тесно связаны «DIY Академия», «Делай Вещь!» и «Механические деревянные шестеренки»? — Это все разные проекты, которые живут своей жизнью. «DIY Академию» мы вместе с агентством SKCG разработали для компании BOSCH. Они придумали бренд «DIY Академия», который появился сначала в фэйсбуке. Эта страница настолько хорошо пошла, что академия смогла найти деньги на физическую площадку на Дизайн-заводе «Флакон». Они пригласили меня, я позвал Вячеслава Швайкова как главного мастера, который разработал функционал этой общественной мастерской, подобрал персонал, прописал все базовые программы. Мы запустили площадку. У нас был контракт на год. «Механические деревянные шестеренки» (МДШ) — это камерный проект Вячеслава в Государственном Центре Современного Искусства, в котором все происходит благодаря его деятельности. Проект «Делай вещь!» был сделан после опыта с «DIY Академией». Наши друзья и партнеры сложились, можно сказать, по-семейному и сняли большой лофт рядом с метро «Улица 1905 года». Он в два или три раза больше, чем площадка на «Флаконе». Сейчас пытаемся путем опыта и эксперимента простроить бизнес-модель работы с такой площадкой, как Makerspace 1905. «DIY Академия» была маркетинговой компанией бренда, «Делай вещь!» — совсем другой формат. — В чем суть революционного формата мастерской, организованной по принципу makerspace? — Общественная мастерская — это и школа, и столярный коворкинг. Человек приходит, арендует стол, получает доступ ко всей технике и консультируется у мастера по поводу своего проекта. То есть работает он сам. Так работает «Делай вещь!» в пространстве Makerspace 1905, так работает «DIY Академия» на «Флаконе», также работают «Механические деревянные шестеренки», только это проект не для широкой публики, а для нашего сообщества: резиденция для дизайнеров и художников. Сейчас во всем мире открываются так называемые «Makerspace» — пространства, приспособленные для работы руками. Самое важное явление — это, наверное, американский проект Techshop. Это огромное движение, которое зародилось вокруг ЧПУ станков, 3D принтеров и других ставших доступными высокотехнологичных средств производства. Большой скачок произошел именно тогда, когда непрофессионалам стали доступны недорогие роботизированные станки, 3D принтеры и высокоточный ручной электроинструмент: стало намного проще создание прототипов и тестирование. Ранее нужно было быть большой компанией и вкладывать большие деньги в создание прототипов, поэтому выгодно было делать только крупные тиражи. Теперь множество людей получили доступ к персональным средствам производства. — Кто и зачем приходит в открытые мастерские: люди с дизайнерским и художественным опытом или те, кто устал работать за компьютером и хочет отдохнуть? — Можно выделить несколько аудиторий. В основе своей мы работаем для людей, которые ищут трудотерапию. Они приходят из страхового бизнеса, из банков, из сферы it, один за другим идут креативные и арт-директора рекламных агентств. Эти люди очень развиты интеллектуально, но все они вдохновлены тем, что могут вернуться в реальный мир и поработать руками. — Похоже на фитнес в случае с малоподвижной работой? — Да, мы тоже часто строим такую аналогию. Многие, попав под кураторство Вячеслава или другого мастера, начинают стабильно ходить именно к нему и работают по своей индивидуальной программе. Те, для кого мастерская — аналог фитнеса, приходят с небольшими запросами. Кто-то хочет смастерить полочку, кто-то небольшие аксессуары или подарочные коробочки. У них вполне себе утилитарный запрос. Позже у этих людей появляются более серьезные проекты. Уже через год-два человек может начать свою практику, найти свою нишу и свою клиентуру. Одна девушка, например, успешно торгует на маркетах, делая украшения строгих геометрических форм из пород дорогого дерева. Также к нам приходят люди, которые учатся на архитекторов, промышленных дизайнеров или художников. Они компетентны в истории искусств и архитектуры, в чертежах и рисунке, но им всем не хватает работы с материалом. Как правило, сейчас этому плохо учат. Доходит до того, что архитектор выдает проект, никак не адаптированный под свойства материала и подрядчику приходится брать большую часть проектирования на себя. А Вячеслав, на мой взгляд, — классический преподаватель Баухауса (Bauhaus), мастер с большой буквы с классическим пониманием традиций, истории дизайна и истории культур. Он до мозга костей модернист, человек идейный и при этом традиционный реставратор. Какие-то люди хотят с нуля научиться базовым навыкам, и мы учим их работать с базовым полупрофессиональным электроинструментом. Для них вся притягательность нашей столярки строится вокруг пользования именно этими гаджетами. — А в чем разница между профессиональной и непрофессиональной техникой для столярных работ? —Как правило, это точность, эргономика, откалиброванность инструмента — вот три качества, по которым можно отличить профессиональный и непрофессиональный инструмент. Тут как в фотоаппаратах: линейку Leica любители покупают за счет космической подобранности деталей и ощутимого качества. — Раньше, до того как индустриализация отделила дизайн вещей от их производства все делали одни люди — ремесленники. Общественные мастерские, по-вашему, это что: будущее или возвращение к прошлому, к ремесленничеству? — Мы всегда отстраиваем себя от традиционных мастеров, от «Ярмарки мастеров», от движения D.I.Y. (Do It Yourself). Мы поддерживаем традицию ремесел, стараемся их развивать, но при этом считаем, что будущее за дизайном. Будущее за кастомизацией, за онлайн-платформами, которые смогут позволить из некоего конструктора спроектировать объект, заказать его или сделать самому. IKEA показала людям дизайнерский подход к решению бытовых проблем. Это важное явление, но нужно двигаться дальше. Мы пытаемся показать, что настало время потихонечку отказываться от массового производства, что можно полностью участвовать в создании собственно пространства и среды. Вместо того чтобы идти в магазин и пытаться подобрать результат массового производства, можно самому создавать единичные вещи с идеологией, с частичкой себя. Чисто психологически они полезнее и приносят больше радости. Вячеслав, который, не являясь ни дизайнером, ни архитектором, ни проектировщиком, ни художником, сам по запросу на какое-то столярное изделие выполняет все эти функции автоматически. В мастерской вся команда работает руками на равных. И нет какого-то прямого разделения, кто инженер, кто дизайнер, а кто рабочий. — В чем ключевое отличие дизайна от ремесленничества, по Вашему мнению? — Ремесло — это всегда дорого. Handmade — это ниша, где чашечка, сделанная на токарном станке хорошим мастером, стоит от 50 евро. Это объект страсти, объект коллекционирования. Мы же стараемся держаться в категории «IKEA умножить на полтора — на два». Разрабатывая прототип, мы думаем, прежде всего, для какой ниши мы работаем, кто наш потребитель, какие у него проблемы и как ему предложить бюджетное решение этой проблемы. Дизайн и архитектура из качественной фанеры для нас является одним из важных направлений. Хорошая фанера по качеству может сравниться с массивом дерева, но работать с ней гораздо проще. Мы создаем простые функциональные решения, максимально их удешевляем в противовес классическому ремесленничеству. Наша цель — набрать большую линейку объектов, чтобы люди, придя в мастерскую, из заготовок могли сделать вещи по адекватной стоимости. Мы также стараемся под каждую идею собрать поле экспертов, чтобы сама идея, ее бриф и техническое описание включали в себя многослойную экспертизу, начиная культурологической и заканчивая инженерно-функциональной. Недавно мы делали проектировочную сессию для появляющегося нового рынка POP-UP торговли. Принцип состоит в постоянном перемещении точек продаж и для этого нужны современные и функциональные торговые конструкции. У новых городских предпринимателей есть запрос на дизайн, но нет ни возможности, ни желания обращаться в дизайн-бюро, потому что это дорого. Они приходят к нам как менеджеры своего проекта, что-то делают сами, что-то посложнее уже заказывают у мастера. — Фанера — это наиболее экономичный материал для дизайна? Если сравнивать по стоимости материалов, что дороже: пластик или дерево? — Дерево дороже, но при этом это наиболее простой материал для работы, и он несет в себе определенную эмоцию. В Великобритании есть традиция «Большого обеда» («The Big Lunch»), когда соседи собираются во дворе, чтобы вместе разделить обед за большим деревянным столом. Этим летом мы проведем такой обед совместно с Высшей школой урбанистики, но прежде предложим всем вместе сколотить большие столы, лавки и небольшой кинотеатр из паллет. Такая практика — уже довольно мощный тимбилдинг, это объединяет. По системе Баухаус (Bauhaus) ученики выбирали себе мастерскую и проходили ее за три года. И только после того, как они постигали систему свойств одного из материалов, они могли быть допущены до системы проектирования. Каждый выбирал материал, который был ему ближе: керамика, стекло, дерево, металл, печатный плакат и так далее. Все мастерские — одинаково увлекательны. Но в нашей стране культурный код — дерево. От деда к отцу, от отца к сыну передается определенное отношение, традиции. И что касается традиций, то цепочка несколько нарушена, поэтому огромное количество людей приходят именно в столярные мастерские — на работу с деревом. Фотографии: Мастерская «Делай вещь!» ooley.ru Столярный коворкинг-мастерская в Екатеринбурге. Аренда столярного цеха и оборудованияСтолярный коворкингВ нашей столярной мастерской есть все необходимое для работы с деревом, металлом, пластиком или любыми другими материалами. Общее пространство с большими рабочими верстаками. Второй зал — цех станочного оборудования. Всегда можете получить совет опытного мастера или найди единомышленников. Возможности:
В покрасочной камере (ссылка) можно провести всю необходимую обработку и декорирование материала Если нужно, наши мастера помогут вам. Тарифы: Тариф «Поминутно» — 4 руб Тариф «Вечерний» — 600 руб Тариф «День» — 1000 руб Тариф «Неделя» — 4000 руб Тариф «Две недели» — 7000 руб Тариф «Месяц» — 11000 руб Индивидуальная мастерская (что это?) — 15000 руб / мес Оборудование:
и т.д reforma.su «Общественная мастерская — это и школа, и столярный коворкинг»9 декабря 2015 г. Сергей Царев, креативный директор общественной столярной мастерской «Делай Вещь!».
— Сергей, хотелось бы сразу уточнить, насколько тесно связаны «DIY Академия», «Делай Вещь!» и «Механические деревянные шестеренки»? — Это все разные проекты, которые живут своей жизнью. «DIY Академию» мы вместе с агентством SKCG разработали для компании BOSCH. Они придумали бренд «DIY Академия», который появился сначала в фэйсбуке. Эта страница настолько хорошо пошла, что академия смогла найти деньги на физическую площадку на Дизайн-заводе «Флакон». Они пригласили меня, я позвал Вячеслава Швайкова как главного мастера, который разработал функционал этой общественной мастерской, подобрал персонал, прописал все базовые программы. Мы запустили площадку. У нас был контракт на год. «Механические деревянные шестеренки» (МДШ) — это камерный проект Вячеслава в Государственном Центре Современного Искусства, в котором все происходит благодаря его деятельности. Проект «Делай вещь!» был сделан после опыта с «DIY Академией». Наши друзья и партнеры сложились, можно сказать, по-семейному и сняли большой лофт рядом с метро «Улица 1905 года». Он в два или три раза больше, чем площадка на «Флаконе». Сейчас пытаемся путем опыта и эксперимента простроить бизнес-модель работы с такой площадкой, как Makerspace 1905. «DIY Академия» была маркетинговой компанией бренда, «Делай вещь!» — совсем другой формат. — В чем суть революционного формата мастерской, организованной по принципу makerspace? — Общественная мастерская — это и школа, и столярный коворкинг. Человек приходит, арендует стол, получает доступ ко всей технике и консультируется у мастера по поводу своего проекта. То есть работает он сам. Так работает «Делай вещь!» в пространстве Makerspace 1905, так работает «DIY Академия» на «Флаконе», также работают «Механические деревянные шестеренки», только это проект не для широкой публики, а для нашего сообщества: резиденция для дизайнеров и художников. Сейчас во всем мире открываются так называемые «Makerspace» — пространства, приспособленные для работы руками. Самое важное явление — это, наверное, американский проект Techshop. Это огромное движение, которое зародилось вокруг ЧПУ станков, 3D принтеров и других ставших доступными высокотехнологичных средств производства. Большой скачок произошел именно тогда, когда непрофессионалам стали доступны недорогие роботизированные станки, 3D принтеры и высокоточный ручной электроинструмент: стало намного проще создание прототипов и тестирование. Ранее нужно было быть большой компанией и вкладывать большие деньги в создание прототипов, поэтому выгодно было делать только крупные тиражи. Теперь множество людей получили доступ к персональным средствам производства. — Кто и зачем приходит в открытые мастерские: люди с дизайнерским и художественным опытом или те, кто устал работать за компьютером и хочет отдохнуть? — Можно выделить несколько аудиторий. В основе своей мы работаем для людей, которые ищут трудотерапию. Они приходят из страхового бизнеса, из банков, из сферы it, один за другим идут креативные и арт-директора рекламных агентств. Эти люди очень развиты интеллектуально, но все они вдохновлены тем, что могут вернуться в реальный мир и поработать руками. — Похоже на фитнес в случае с малоподвижной работой? — Да, мы тоже часто строим такую аналогию. Многие, попав под кураторство Вячеслава или другого мастера, начинают стабильно ходить именно к нему и работают по своей индивидуальной программе. Те, для кого мастерская — аналог фитнеса, приходят с небольшими запросами. Кто-то хочет смастерить полочку, кто-то небольшие аксессуары или подарочные коробочки. У них вполне себе утилитарный запрос. Позже у этих людей появляются более серьезные проекты. Уже через год-два человек может начать свою практику, найти свою нишу и свою клиентуру. Одна девушка, например, успешно торгует на маркетах, делая украшения строгих геометрических форм из пород дорогого дерева. Также к нам приходят люди, которые учатся на архитекторов, промышленных дизайнеров или художников. Они компетентны в истории искусств и архитектуры, в чертежах и рисунке, но им всем не хватает работы с материалом. Как правило, сейчас этому плохо учат. Доходит до того, что архитектор выдает проект, никак не адаптированный под свойства материала и подрядчику приходится брать большую часть проектирования на себя. А Вячеслав, на мой взгляд, — классический преподаватель Баухауса (Bauhaus), мастер с большой буквы с классическим пониманием традиций, истории дизайна и истории культур. Он до мозга костей модернист, человек идейный и при этом традиционный реставратор. Какие-то люди хотят с нуля научиться базовым навыкам, и мы учим их работать с базовым полупрофессиональным электроинструментом. Для них вся притягательность нашей столярки строится вокруг пользования именно этими гаджетами. — А в чем разница между профессиональной и непрофессиональной техникой для столярных работ? —Как правило, это точность, эргономика, откалиброванность инструмента — вот три качества, по которым можно отличить профессиональный и непрофессиональный инструмент. Тут как в фотоаппаратах: линейку Leica любители покупают за счет космической подобранности деталей и ощутимого качества. — Раньше, до того как индустриализация отделила дизайн вещей от их производства все делали одни люди — ремесленники. Общественные мастерские, по-вашему, это что: будущее или возвращение к прошлому, к ремесленничеству? — Мы всегда отстраиваем себя от традиционных мастеров, от «Ярмарки мастеров», от движения D.I.Y. (Do It Yourself). Мы поддерживаем традицию ремесел, стараемся их развивать, но при этом считаем, что будущее за дизайном. Будущее за кастомизацией, за онлайн-платформами, которые смогут позволить из некоего конструктора спроектировать объект, заказать его или сделать самому. IKEA показала людям дизайнерский подход к решению бытовых проблем. Это важное явление, но нужно двигаться дальше. Мы пытаемся показать, что настало время потихонечку отказываться от массового производства, что можно полностью участвовать в создании собственно пространства и среды. Вместо того чтобы идти в магазин и пытаться подобрать результат массового производства, можно самому создавать единичные вещи с идеологией, с частичкой себя. Чисто психологически они полезнее и приносят больше радости. Вячеслав, который, не являясь ни дизайнером, ни архитектором, ни проектировщиком, ни художником, сам по запросу на какое-то столярное изделие выполняет все эти функции автоматически. В мастерской вся команда работает руками на равных. И нет какого-то прямого разделения, кто инженер, кто дизайнер, а кто рабочий. — В чем ключевое отличие дизайна от ремесленничества, по Вашему мнению? — Ремесло — это всегда дорого. Handmade — это ниша, где чашечка, сделанная на токарном станке хорошим мастером, стоит от 50 евро. Это объект страсти, объект коллекционирования. Мы же стараемся держаться в категории «IKEA умножить на полтора — на два». Разрабатывая прототип, мы думаем, прежде всего, для какой ниши мы работаем, кто наш потребитель, какие у него проблемы и как ему предложить бюджетное решение этой проблемы. Дизайн и архитектура из качественной фанеры для нас является одним из важных направлений. Хорошая фанера по качеству может сравниться с массивом дерева, но работать с ней гораздо проще. Мы создаем простые функциональные решения, максимально их удешевляем в противовес классическому ремесленничеству. Наша цель — набрать большую линейку объектов, чтобы люди, придя в мастерскую, из заготовок могли сделать вещи по адекватной стоимости. Мы также стараемся под каждую идею собрать поле экспертов, чтобы сама идея, ее бриф и техническое описание включали в себя многослойную экспертизу, начиная культурологической и заканчивая инженерно-функциональной. Недавно мы делали проектировочную сессию для появляющегося нового рынка POP-UP торговли. Принцип состоит в постоянном перемещении точек продаж и для этого нужны современные и функциональные торговые конструкции. У новых городских предпринимателей есть запрос на дизайн, но нет ни возможности, ни желания обращаться в дизайн-бюро, потому что это дорого. Они приходят к нам как менеджеры своего проекта, что-то делают сами, что-то посложнее уже заказывают у мастера. — Фанера — это наиболее экономичный материал для дизайна? Если сравнивать по стоимости материалов, что дороже: пластик или дерево? — Дерево дороже, но при этом это наиболее простой материал для работы, и он несет в себе определенную эмоцию. В Великобритании есть традиция «Большого обеда» («The Big Lunch»), когда соседи собираются во дворе, чтобы вместе разделить обед за большим деревянным столом. Этим летом мы проведем такой обед совместно с Высшей школой урбанистики, но прежде предложим всем вместе сколотить большие столы, лавки и небольшой кинотеатр из паллет. Такая практика — уже довольно мощный тимбилдинг, это объединяет. По системе Баухаус (Bauhaus) ученики выбирали себе мастерскую и проходили ее за три года. И только после того, как они постигали систему свойств одного из материалов, они могли быть допущены до системы проектирования. Каждый выбирал материал, который был ему ближе: керамика, стекло, дерево, металл, печатный плакат и так далее. Все мастерские — одинаково увлекательны. Но в нашей стране культурный код — дерево. От деда к отцу, от отца к сыну передается определенное отношение, традиции. И что касается традиций, то цепочка несколько нарушена, поэтому огромное количество людей приходят именно в столярные мастерские — на работу с деревом. Фотографии: Мастерская «Делай вещь!» www.berlogos.ru
|