Представление кандидатуры арбитражного управляющего арбитражному суду в целях утверждения его в деле о банкротстве. Свидетельство арбитражного управляющего


Лицензия арбитражного управляющего при банкротстве должника

1.Банкротство и суд

Исходя из ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», банкротством является признанная Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Проще говоря, организация признается банкротом, если ее имущества и денежных средств не хватает, чтобы погасить задолженность перед кредиторами.

Согласно ст. 248 АПК РФ вынесение решения о банкротстве организации относится к ведомству арбитражных судов. Дело о банкротстве может быть возбуждено только тогда, когда в арбитражный суд обратится должник, кредиторы и иные заинтересованные лица с заявлением о признании должника банкротом.

Арбитражным судом, согласно закону о несостоятельности (банкротстве), должны быть проведены процедуры, предусмотренные в процессе признания несостоятельности (банкротства) организации. К ним относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление.

Каждая из процедур имеет свое назначение, порядок проведения и особенности, в том числе в отношении объема прав, предоставляемых должнику, кредитору, арбитражному управляющему.

2.Работа арбитражным управляющим

Для осуществления процедуры банкротства судом назначается арбитражный управляющий временным, внешним или конкурсным управляющим.

Арбитражный управляющий (далее АУ) – это антикризисный специалист, который назначается для проведения процедур банкротства и осуществления других полномочий, установленных Федеральным Законом РФ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Назначение арбитражного управляющего производится судом, однако заявитель о банкротстве (должник или кредитор) может самостоятельно выбрать арбитражного управляющего, кандидатуру которого должен утвердить суд.

Законом о банкротстве установлен ряд требований лицу, претендующему на установление его на должность арбитражного управляющего. К ним можно отнести: наличие гражданства РФ; наличие высшего образования; регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя; наличие лицензии на право осуществления деятельности по арбитражному управлению; и др.

АУ имеет относительно полный контроль над финансово-имущественной составляющей компании в процедурах внешнего управления. В процедуре конкурсного производства выполняются определенные законом процедуры по прекращению деятельности должники, реализации его имущества и расчетами с кредиторами. Производственно-финансовая деятельность практически не ведется (за редким исключением). Поэтому о "контроле" за этой деятельностью можно говорить лишь как об относительной категории.

Функции арбитражного управляющего зависят от проводимой им процедуры.

Временный управляющий назначается для проведения процедуры наблюдения. Он контролирует деятельность предприятия и представляет арбитражному суду отчет о финансовом положении должника и о возможностях восстановления его платежеспособности.

Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя организации-должника. Им проводится оценка имущества компании, признаются недействительными противозаконные сделки и проводятся процедуры конкурсного производства, когда лица и организации, имеющие претензии к должнику, могут подать заявление, чтобы войти в реестр кредиторов.

3. НП Арбитражных управляющих

Отмечу, что существует еще одно требование для арбитражного управляющего – он должен являться членом одной из саморегулируемых организаций (далее СРО).

Саморегулируемой называется некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана с целью саморегулирования и объединения субъектов предпринимательской деятельности определенного вида.

СРО может существовать исключительно в форме некоммерческого партнерства(НП) .

Целями деятельности НП арбитражных управляющих являются:

  • · Объединение арбитражных управляющих для осуществления контроля за их деятельностью.
  • · Повышение качества выполняемых арбитражными управляющими услуг.
  • · Информирование арбитражных управляющих.

НП арбитражных управляющих вправе устанавливать требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего при приеме кандидата в членство.

4. Арбитражные управляющие России

Деятельность и правовое положение арбитражного управляющего в России регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражным процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ.

На сегодняшний день в России существует множество СРО Арбитражных управляющих. На официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии Росреестр можно увидеть список таких СРО.

Согласно статье 23 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Предметом контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является соблюдение ими федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Лицензия арбитражного управляющего

В настоящее время для утверждения арбитражным управляющим НЕ нужно иметь лицензию арбитражного управляющего, а требуется наличие членства в СРО арбитражных управляющих и выбор кандидатуры арбитражного управляющего со стороны заявителя по делу (должника, кредитора или уполномоченного органа). Если в заявлении указывается СРО арбитражных управляющих, то выбор конкретной кандидатуры осуществляет соответствующий комитет СРО.

Одним из требований осуществления деятельности арбитражного управляющего является наличие лицензии до принятия ныне действующего закона о банкротстве являлось наличие лицензии.

Выделялись лицензии трех категорий (примерно до 2006 года):

  • Лицензия I категории дает право осуществлять деятельность арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего, проводя процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий. Чтобы получить лицензию I категории достаточно выполнить требования, указанные в законе.
  • Лицензия II категории дает право осуществлять деятельность арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего проводя процедуры банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных экономически или социально значимых. Чтобы получить лицензию II категории необходимо наряду с требованиями, прописанными в законе, иметь стаж работы арбитражным управляющим не менее 6 месяцев.
  • Лицензия III категории дает право осуществлять деятельность арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении всех должников без исключения.

Чтобы получить лицензию III категории, гражданин должен в период работы арбитражным управляющим с лицензией второй категории завершить не менее двух процедур внешнего управления или конкурсного производства, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению, а также пройти повышение квалификации арбитражных управляющих и успешно сдать квалификационный экзамен.

Срок действия лицензий всех категорий - 3 года. Передача лицензии другому лицу запрещается.

6. Возмещение расходов арбитражному управляющему

Расходы на проведение процедур, которые применяются в деле о банкротстве, происходят за счет средств должника. Это правило является общим, исключая случаи, прямо установленные федеральным законом «О банкротстве» (далее закон о банкротстве).

К числу таких расходов относят расходы арбитражного управляющего. АУимеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение расходов, понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротств (ч. 1 ст. 20.6 закона о банкротстве)

Например, оплата услуг привлеченных лиц в процедурах наблюдения и финансового оздоровления осуществляется должником по требованию арбитражного управляющего, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства - самим управляющим за счет имущества должника.

Но не всегда расходы арбитражного управляющего компенсируются за счет должника, в установленных законом о банкротстве случаях - возмещаются конкурсным кредитором.

Конкурсный кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить арбитражному управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований. (ст. 100 закона о банкротстве)

7. Права арбитражного управляющего

Согласно ч.1 ст.20.3 ФЗ «О несостоятельности» АУ в деле о банкротстве наделяется рядом прав.

Во-первых, АУ имеет право созывать собрание или комитет кредиторов. Во-вторых, он имеет право обращаться с заявлениями и ходатайствами в арбитражный суд. В-третьих, АУ имеет право получать вознаграждение за свою деятельность. В-четвертых, арбитражный управляющий вправе привлекать иных лиц на договорной основе для осуществления процедур банкротства. Также АУ вправе подать заявление в арбитражный суд о досрочном прекращении выполнения своих обязанностей.

8. Отстранение арбитражного управляющего

В ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» сказано, что арбитражный суд вправе отстранить арбитражного управляющего от возложенных на него обязанностей за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей.

Отстранение может произойти из-за несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным нормами статьи 20, пункта 1 статьи 23 ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 204 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» основанием для отстранения арбитражного управляющего от дела о банкротстве, является исключение его из СРО за нарушение правил организации.

Также АУ может быть освобожден арбитражным судом от своих обязанностей, если:

При наличии решения собрания кредиторов об отстранении АУ или жалобы от лица, чьи права и интересы были нарушены АУ в деле о банкротстве арбитражный управляющий также отстраняется от возложенных на него обязанностей.

9. Программа подготовки арбитражных управляющих

На сегодняшний день в России разработана и утверждена приказом Минэкономразвития России от 10.12.2009 г. №517. Единая программа подготовки арбитражных управляющих.

Данная программа имеет в своем составе 5 блоков: правовая основа процедур банкротства, законодательство РФ о банкротстве, экономическая составляющая арбитражного управления и деятельности АУ, законодательство РФ об оценочной деятельности, Практика деятельности АУ.

Слушатели программы должны иметь высшее образование.

Сдача теоретического экзамена по программе подготовки АУ является одним из требований к кандидатуре АУ.

Дуванова Евгения Андреевна

Специалист по экономике и праву

Количество показов: 8190

arbir.ru

Как получить статус арбитражного управляющего? – разъяснение Минюста

Минюст в своем разъяснении от 08.05.2013 г. рассказал о требованиях к арбитражным управляющим как субъектам независимой профессиональной деятельности и порядке получения ими статуса.

В документе напоминается, что со вступлением в силу 19 января 2012 г. новой редакции Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее - Закон) связано определение на законодательном уровне новой профессии - арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) (далее - арбитражный управляющий), который вместо субъекта предпринимательской деятельности стал субъектом независимой профессиональной деятельности.

Отвечая на вопрос, какие же изменения несет Закон, Минюст обратил внимание на то, что:

Во-первых, порядок получения статуса арбитражного управляющего очень похож на порядок получения права на адвокатскую или нотариальную деятельность, а именно: необходимо прохождение стажировки и учеба в течение 6 месяцев, сдача квалификационного экзамена и получение свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего, которое выдается на бессрочный срок.

Во-вторых, предусмотрены также такие требования к арбитражному управляющему, как наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет или 1 года на руководящих должностях после получения полного высшего образования, а также знание государственного языка.

Законодательно определены требования и к помощнику арбитражного управляющего. В соответствии со ст. 100 Закона помощником арбитражного управляющего может быть: гражданин Украины, имеющий полное высшее юридическое или экономическое образование и владеющий государственным языком. Стаж работы помощником приравнивается к сроку стажировки. Стоит обратить внимание на запрет помощнику арбитражного управляющего осуществлять предпринимательскую (посредническую) или адвокатскую деятельность, занимать должности в органах государственной власти или местного самоуправления, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности. Хотя Закон не содержит соответствующего запрета относительно арбитражного управляющего.

С целью надлежащей реализации положений Закона Минюст напоминает, что в соответствии с Положением о системе подготовки и переподготовки лиц, имеющих намерение осуществлять деятельность арбитражного управляющего (далее - Положение), подготовка лиц, намеревающихся осуществлять деятельность арбитражного управляющего, состоит из двух этапов:

первый - учеба лиц, намеревающихся осуществлять деятельность арбитражного управляющего;

второй - стажировка лиц, намеревающихся осуществлять деятельность арбитражного управляющего.

Учеба заключается в проведении ВУЗами учебных курсов для получения соответствующих знаний с выдачей сертификата (в документе также указан перечень ВУЗов, которые проводят подобные учебные курсы). Такие курсы проводятся на принципах доступности, сочетания теории и практики, дифференциации и системности и в соответствии с перечнем обязательных вопросов, по которым проводится учеба лиц, намеревающихся осуществлять деятельность арбитражного управляющего.

В свою очередь, согласно действующему законодательству стажировку в течение не менее 6 месяцев может пройти лицо, получившее сертификат о прохождении учебы в сфере возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом. Зачисление на стажировку и срок его прохождения оформляются приказом руководителя стажировки. Руководитель стажировки может одновременно стажировать не более 2 стажеров.

Завершающим этапом в приобретении статуса арбитражного управляющего является прохождение квалификационного экзамена с целью получения свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего (далее - свидетельство). Экзамен проводится путем автоматизированного анонимного тестирования.

Комиссия на основании результатов экзамена путем голосования большинством присутствующих членов Комиссии принимает решение о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего.

Результаты проведения экзамена размещаются на официальном веб-сайте Минюста.

Свидетельство, которое является обязательным условием осуществления деятельности арбитражного управляющего выдается Минюстом без ограничения срока действия.

jurliga.ligazakon.ua

Росреестр

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

Торжественное вручение Свидетельств о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих

rosreestr.ru

Статья: Удостоверение полномочий арбитражного управляющего (Карнаух В.П.)

"Право и экономика", 2010, N 11УДОСТОВЕРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГОТермин "арбитражный управляющий" применяется в двух смыслах: он обозначает представителя профессии - члена какой-либо саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих и выступает собирательным понятием для временного, административного, внешнего, конкурсного управляющих.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 30 декабря 2008 г.; далее - Закон о банкротстве) стал признавать (абз. 22 ст. 2, абз. 1 п. 1 ст. 20) арбитражного управляющего как члена СРО, хотя по тексту Закона о банкротстве рассматриваемый термин подразумевает также временного, административного, внешнего, конкурсного управляющих. В частности, это усматривается в ст. 20.3 Закона о банкротстве, которая устанавливает права и обязанности арбитражного управляющего как лица, утвержденного судом для проведения введенной процедуры, но не как члена СРО [1].Членство в СРО арбитражных управляющих подтверждается выпиской из реестра арбитражных управляющих этой организации, который она обязана вести, обеспечивая свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованных в их получении лиц. В частности, СРО обязана разместить этот реестр на своем сайте в сети Интернет (абз. 11 п. 2 ст. 22, абз. 1 п. 1 ст. 22.1 Закона о банкротстве). Выписка из реестра СРО принимается, например, судом при проверке соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве, когда производится утверждение арбитражного управляющего для проведения той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Упомянутая выписка, надо полагать, также потребуется при открытии банковского счета для арбитражного управляющего не как для индивидуального предпринимателя, а как субъекта профессиональной деятельности, который осуществляет свою деятельность, занимаясь частной практикой (абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве). В последнем случае банк, наиболее строгий в оформлении документов, может затребовать и выписку из сводного государственного реестра арбитражных управляющих (абз. 10 п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве). Данный реестр ведет орган по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) согласно п. 5.1.7 Положения об этой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457). Порядок ведения сводного государственного реестра арбитражных управляющих, в том числе форму выписки из указанного реестра, определяет Министерство экономического развития РФ согласно п. 5.2.28.55 Положения об этом Министерстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437).Закон о банкротстве в нынешней редакции определяет (абз. 10 п. 3 ст. 29), что сводный государственный реестр арбитражных управляющих имеет информационный характер. Ранее последний тезис отсутствовал в законодательстве. Так, абз. 9 п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве до 30 декабря 2008 г. указывал, что регулирующий орган ведет реестр арбитражных управляющих (без слов "сводный государственный" и "имеющий информационный характер"). Представляется, что нововведение находится в русле тенденции нового Закона о банкротстве (после 30 декабря 2008 г.), направленной на повышение роли СРО арбитражных управляющих в сфере несостоятельности, а именно логично следующее толкование: понятие "сводный государственный реестр арбитражных управляющих, имеющий информационный характер" предполагает, что выписка из него имеет меньшую юридическую силу, чем выписка из реестра арбитражных управляющих, который ведет СРО. В данном случае большее значение имеет не сравнение статусов федерального документа - сводного государственного реестра арбитражных управляющих и реестра СРО - некоммерческой организации. Здесь суть заключается в том, что реестр СРО - первоисточник для установления статуса арбитражного управляющего. Однако это не гарантирует, что какое-либо лицо, вступающее в правоотношения с арбитражным управляющим, не затребует от него выписку из сводного государственного реестра арбитражных управляющих из-за любви к бюрократии либо для отложения обращения арбитражного управляющего к этому лицу. Как бы то ни было, с удостоверением полномочий арбитражного управляющего как представителя профессии, т.е. члена СРО, проблем не возникает.Проблемы, как правило и к сожалению, возникают после утверждения арбитражного управляющего в качестве конкурсного или внешнего управляющего, например, когда надо оформить банковскую карточку по счету должника. Проще этот вопрос решается в самом банке, в котором еще до возбуждения дела о банкротстве должника были все необходимые документы последнего. В этом случае следует "традиционное" требование банковских работников предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) с внесенными данными конкурсного (внешнего) управляющего как лица, действующего от имени должника, без доверенности. В этом случае управляющему приходится разъяснять, что его статус ошибочно приравнивать к статусу руководителя должника. Да, конкурсный (внешний) управляющий осуществляет полномочия руководителя должника в силу п. 1 ст. 129 (абз. 2 п. 1 ст. 94) Закона о банкротстве. Но свой правовой статус, в том числе полномочия руководителя должника, конкурсный (внешний) управляющий приобретает не с даты внесения записи о нем в ЕГРЮЛ, а с момента вынесения определения о его утверждении, которое подлежит немедленному исполнению согласно п. 1 ст. 127 (п. п. 2, 3 ст. 96) Закона о банкротстве. Следовательно, полномочия арбитражного управляющего возникают с момента оглашения резолютивной части судебного акта о его утверждении. Но лицам, с которыми арбитражный управляющий вступает в правоотношения, необходим документ, подтверждающий его полномочия. Вот и приходится арбитражному управляющему дожидаться изготовления судебного акта в полном объеме. Из этой ситуации есть выход, а именно арбитражный управляющий в судебном заседании, по его утверждению, может обратиться к суду с ходатайством оформить (распечатать и заверить гербовой печатью) резолютивную часть соответствующего судебного акта сразу после заседания. Этот путь однажды был реализован автором настоящей статьи, когда ему удалось на законных основаниях поменять охрану на предприятии одного из должников в г. Новосибирске в день своего утверждения конкурсным управляющим.Что касается выписки из ЕГРЮЛ, следует заметить, что законодательство о банкротстве не обязывает конкурсного или внешнего управляющего выполнять соответствующие регистрационные действия в отношении должника (для временного или административного управляющего эта обязанность отсутствует по определению, так как они не действуют от имени должника). Однако эта обязанность для конкурсного или внешнего управляющих как для лиц, осуществляющих полномочия руководителя должника, следует из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данный Закон обязывает (п. 5 ст. 5) юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения определенных сведений о нем сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. К этим сведениям относятся, в частности, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. К таковому лицу относится и конкурсный (внешний) управляющий.Для подачи заявления о внесении соответствующих записей в ЕГРЮЛ конкурсный (внешний) управляющий имеет возможность не пользоваться общими правилами, которые предполагают уплату государственной пошлины за выполнение регистрационных действий и составление уведомлений по формам N N Р15001 и Р15002, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Такая возможность предоставляется п. 4.2 Методических рекомендаций для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц (Приложение к Письму Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439).Сложнее конкурсному (внешнему) управляющему бывает оформить банковскую карточку у нотариуса, когда возникает требование предоставить и выписку из ЕГРЮЛ с данными управляющего, и учредительные и другие документы должника, которых у управляющего может не оказаться в связи тем, что отстраненный руководитель должника не выполнил свою обязанность по их передаче управляющему. Документы должника запрашиваются нотариусом, видимо, для того, чтобы проверить полномочия самого должника как юридического лица или как индивидуального предпринимателя. Однако эта проверка к моменту обращения управляющего к нотариусу уже выполнена судом при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, что подтверждается соответствующими судебными актами. Представляется, что нотариус может учесть изложенные аргументы и оформить банковскую карточку на конкурсного (внешнего) управляющего только лишь при предъявлении этих судебных актов.Нередко возникает вопрос о сроке полномочий конкурсного управляющего, когда истекает шестимесячный срок конкурсного производства, установленный п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве и указанный в судебном решении о признании должника банкротом и открытии в его отношении конкурсного производства (или указанный в определении о продлении конкурсного производства). В частности, некоторые банковские работники отмечают в карточке с образцами подписей и оттиска печати срок окончания конкурсного производства как срок полномочий конкурсного управляющего. Соответственно, при наступлении этого срока следует отказ конкурсному управляющему в распоряжении счетом должника, что является неправомерным с учетом следующих положений Закона о банкротстве. Во-первых, п. 2 ст. 127 устанавливает, что конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве. Во-вторых, п. 4 ст. 149 определяет, что с даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным, т.е. полномочия конкурсного управляющего не прекращаются, когда оканчивается срок конкурсного производства, и даже не прекращаются с даты вынесения судом определения о завершении конкурсного производства. Это происходит лишь при исключении должника из ЕГРЮЛ или при прекращении производства по делу о банкротстве.При обращении арбитражного управляющего к нотариусу иногда возникают сложности и другого рода, например, когда требуется удостоверить выдаваемую арбитражным управляющим доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Имеют место случаи, когда нотариус отказывает в заверении доверенности от арбитражного управляющего на том основании, что согласно п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные Законом на арбитражного управляющего, не могут быть переданы иным лицам. Представляется, что данная правовая норма не должна толковаться как запрет на выдачу доверенностей арбитражным управляющим. Это можно аргументировать минимум следующими доводами. Во-первых, арбитражный управляющий является лицом, участвующим в деле о банкротстве, согласно п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве. Соответственно, он пользуется правами лиц, участвующих в деле о банкротстве, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ), в том числе в отношении представительства, т.е. выдачи доверенностей (ст. 59 АПК РФ). Во-вторых, конкурсный и внешний управляющие, осуществляя полномочия руководителя должника, вправе выдавать доверенности от имени должника как юридического лица.Приведенные аргументы изложены также в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". В данном Постановлении Пленум ВАС РФ отмечает: арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абз. 6 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве). При этом п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему Законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. К числу полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, относятся, например, принятие решений об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов, решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, решений о даче согласия на совершение сделок, предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона, принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (кроме случая передачи его ведения реестродержателю) и т.д. Вместе с тем следует учитывать, что положения п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве не исключают возможности материального и процессуального представительства для передачи арбитражным управляющим полномочий на совершение сделок и иных юридических действий, в том числе на заключение договоров, получение исполнения по обязательствам, на представление интересов в суде. В данном случае в силу положений ГК РФ о представительстве юридические действия, совершенные представителем от имени арбитражного управляющего, считаются совершенными самим арбитражным управляющим.Для выдачи нотариально удостоверенной доверенности от имени должника в лице конкурсного (внешнего) управляющего возникают отмеченные выше требования о предоставлении "свежей" выписки из ЕГРЮЛ, учредительных и иных документов должника, которые, возможно, не передавались управляющему. К перечисленному иногда добавляется требование заверить подпись конкурсного (внешнего) управляющего печатью должника - юридического лица, поскольку от имени последнего выдается доверенность. Печать должника может находиться там же, где и его документы, не переданные управляющему. При этом можно изготовить печать должника заново и документально оформить ее применение с определенной даты приказом управляющего как руководителя должника. Для заверения доверенности от имени должника можно воспользоваться личной печатью арбитражного управляющего на основании

Статья: Особенности правового положения лиц, участвующих в деле о защите прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг (Рогалева М.А.) ('Право и экономика', 2010, n 11)  »

www.lawmix.ru

Квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Е.Г. ДОРОХИНА,

юрист

 

Одной из основных характеристик института арбитражных управляющих является соответствие арбитражного управляющего тем квалификационным требованиям, которые установлены законом. Это требования к образованию, стажу руководящей работы или деятельности в качестве арбитражного управляющего, к профессиональной подготовке арбитражного управляющего и стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего, поскольку именно они определяют профессиональное соответствие арбитражного управляющего установленным стандартам.

В современной России арбитражный управляющий обязан иметь соответствующую квалификацию, подтверждаемую различными документами: дипломом о высшем образовании, аттестатом специалиста по антикризисному управлению, лицензией на осуществление деятельности арбитражного управляющего, документом о сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, свидетельством о прохождении стажировки. Прежде всего это объясняется необходимостью защиты должника и кредиторов от непрофессионального ведения арбитражного управления, а также требованиями мировых стандартов, предъявляемых к деятельности арбитражных управляющих.

В рамках сокращения государственного регулирования предпринимательской деятельности законодатель отказался от практики лицензирования деятельности арбитражных управляющих. Так, ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) к арбитражному управляющему (гражданину Российской Федерации) установлены следующие квалификационные требования:

· наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

· наличие высшего образования;

· наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности;

· сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

· прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

· отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

· членство в одной из саморегулируемых организаций.

Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом переходных положений Закона о банкротстве (см. п. 3 ст. 231), а также разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ, изложенных в его Постановлении от 08.04.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”», в течение одного года с даты вступления закона в силу арбитражным судом могли быть утверждены лица, не сдавшие теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, не прошедшие соответствующей стажировки, не являвшиеся членами одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, при условии что они ранее имели лицензии арбитражных управляющих и такие лицензии не были отозваны или аннулированы, а также при условии, что они застраховали свою ответственность в соответствии с п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве. В переходный период устанавливались и иные требования к стажу руководящей работы, достаточному для назначения арбитражного управляющего: учитывался стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего не менее года в совокупности, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Закон о банкротстве не предъявляет каких-либо конкретных требований к специальному высшему образованию арбитражных управляющих, ограничившись указанием на то, что для деятельности в качестве арбитражного управляющего достаточно любого высшего образования.

Требования к стажу руководящей работы не менее 2 лет, напротив, конкретизируются: таковым признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства в отношении отсутствующего должника. Арбитражный управляющий исполняет обязанности руководителя должника только при ведении двух процедур банкротства: внешнем управлении и конкурсном производстве. Таким образом, в стаж руководящей работы засчитывается только деятельность в качестве внешнего или конкурсного управляющего, за исключением ведения указанных процедур в отношении отсутствующего должника.

Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 г. № 308 утверждены Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, а также поручено Минюсту России сформировать комиссию по организации и проведению единого теоретического экзамена. В состав комиссии, утверждаемой Минюстом России, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо опыт работы в сфере антикризисного управления не менее 3 лет, а также государственные служащие.

В свою очередь Министерство юстиции РФ Приказом от 06.08.2003 г. № 189[1] утвердило порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, согласно которому экзамен принимает комиссия, формируемая на условиях равного представительства Минюста России и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.

Прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего как обязательное требование является новеллой Закона о банкротстве. Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего возложены на саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО). Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 414 (в ред. от 25.09.2003 г.) утверждены Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (далее — Правила), которыми установлен срок стажировки: не менее 6 и не более 12 месяцев. К помощнику арбитражного управляющего могут, если это предусмотрено СРО, предъявляться определенные требования, что ставит претендентов в неоднозначное положение. Во-первых, очевидно, что не все СРО и не во всех случаях предъявляют требования к помощнику арбитражного управляющего. Во-вторых, неясно, каким органом СРО должно приниматься решение о предъявлении таких требований.

В качестве требований, если на то есть решение СРО, выдвигаются: сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; наличие стажа руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. Однако даже если перечисленные требования не предъявляются СРО, претендент на должность помощника арбитражного управляющего все же обязан приложить к заявлению о прохождении стажировки копию свидетельства о сдаче теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, из чего следует, что сдача указанного экзамена является обязательным требованием для претендента вне зависимости от выдвижения СРО такого требования.

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего предусматривают наличие двух лиц, непосредственно участвующих в проведении стажировки помощника арбитражного управляющего: собственно арбитражного управляющего и лица, отвечающего за проведение стажировки (руководителя стажировки). Руководителем стажировки является член СРО, имеющий опыт работы в качестве арбитражного управляющего не менее 3 лет или завершивший не менее двух процедур банкротства (за исключением упрощенных процедур банкротства) при отсутствии установленных фактов допущенных им нарушений при осуществлении деятельности арбитражного управляющего, повлекших за собой привлечение к административной или уголовной ответственности. Взаимоотношения между помощником арбитражного управляющего, арбитражным управляющим и руководителем стажировки установлены в Правилах неточно, противоречиво. С одной стороны, участие помощника арбитражного управляющего в выявлении кредиторов должника, в заявлении обоснованных возражений кредиторам и проведении расчетов, а также в ведении реестра требований кредиторов, организации и проведении собрания кредиторов, ведении бухучета и составлении отчетности, проведении инвентаризации и оценки имущества должника возлагает определенную ответственность на помощника арбитражного управляющего перед самим арбитражным управляющим, поскольку самостоятельная ответственность помощника перед должником и кредиторами не предусмотрена. С другой стороны, руководитель стажировки вправе давать помощнику арбитражного управляющего поручения в соответствии с планом стажировки и осуществлять контроль за его деятельностью, что может не совпадать с позицией и мнением арбитражного управляющего. Примечательно, что отчет помощника арбитражного управляющего по итогам стажировки подписывают наряду с помощником арбитражного управляющего руководитель стажировки и руководитель СРО без участия арбитражного управляющего, который на самом деле имеет более полное представление о работе помощника арбитражного управляющего. Полагаем, что оптимальным был бы вариант, при котором арбитражный управляющий, к которому прикрепляется помощник, являлся бы руководителем стажировки. Тем более что при таком условии отпало бы одно из оснований отказа гражданину в проведении стажировки, а именно отсутствие в СРО лица, отвечающего за проведение стажировки и удовлетворяющего требованиям руководителя стажировки.

Природа отношений между СРО и помощником арбитражного управляющего не позволяет сделать однозначного вывода о наличии гражданско-правовых отношений в области оказания услуг. С одной стороны, гражданин, претендующий на должность помощника арбитражного управляющего, получает знания, умения и навыки, что предполагает предоставление услуг по обучению со стороны СРО. Вместе с тем стажировка помощника арбитражного управляющего производится на безвозмездной основе, что не дает возможности отнести этот факт к возмездному оказанию услуг. С другой стороны, в Правилах установлено, что по предложению руководителя стажировки с помощником арбитражного управляющего может быть заключен гражданско-правовой договор, предусматривающий выплату вознаграждения за счет средств СРО, а также, с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), за счет средств должника. Представляется, что такое вознаграждение причитается помощнику арбитражного управляющего, и в данном случае оказание услуг производится уже им. Если такой договор заключается, то ответственность арбитражного управляющего регулируется нормами главы 39 ГК РФ; если договор не заключается, помощник арбитражного управляющего ответственности за свою деятельность на стажировке ни перед арбитражным управляющим, ни перед СРО не несет (равно как не несет ответственности и СРО за качество стажировки). Неисполнение или ненадлежащее исполнение помощником арбитражного управляющего Правил является основанием только для досрочного прекращения стажировки. Вместе с тем помощник арбитражного управляющего вправе обратиться с жалобой на СРО в регулирующий орган (в настоящее время это Минюст России), однако только по вопросу отказа в приеме на стажировку.

Отсутствие четких правил, позволяющих однозначно судить о природе отношений между помощником арбитражного управляющего и СРО по вопросам прохождения стажировки, ограничивает возможность защиты своих прав как для арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, так и для помощника арбитражного управляющего.

Статьей 23 Закона о банкротстве конкурсным кредиторам или уполномоченному органу (собранию кредиторов) предоставляется право установить дополнительные квалификационные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, а именно: наличие высшего юридического или экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики; а также установить количество процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Иных требований к кандидатуре арбитражного управляющего ни конкурсные кредиторы, ни собрание кредиторов выдвигать не могут. Выдвигая дополнительные требования, конкурсный кредитор или собрание кредиторов вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

Помимо общих правил о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, Закон о банкротстве предусматривает особенные требования к арбитражным управляющим при ведении процедур банкротства отдельных организаций-должников: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, стратегических предприятий или организаций, крестьянского (фермерского) хозяйства.

При банкротстве кредитной организации арбитражный управляющий обязан соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России[2]. Объем квалификационных требований Банка России, порядок и условия аттестации, порядок выдачи аттестатов определяются Положением Банка России от 07.08.2001 г. № 146-П «О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций»[3].

Однако эти требования не предъявляются к служащему Банка России, осуществляющему функции арбитражного управляющего при банкротстве отсутствующей кредитной организации, поскольку, как разъяснил Высший арбитражный суд РФ, правило, содержащееся в абзаце втором п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве кредитных организаций, носит специальный характер по отношению к положениям Закона о банкротстве и означает, что к моменту рассмотрения заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом кандидатура конкурсного управляющего может быть предложена Банком России из числа служащих Банка России; при этом на служащих Банка России не распространяются требования, предъявляемые к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве[4].

В отличие от достаточно жестких требований к кандидатуре арбитражного управляющего кредитной организации, квалификационные требования к арбитражному управляющему при банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг не конкретизированы. Закон о банкротстве, повторяя текст закона предыдущей редакции, устанавливает требование о наличии соответствующего аттестата, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг. Однако ни объем квалификационных требований, ни порядок и условия выдачи аттестата до настоящего времени не определены, что, по сути, делает невозможным назначение арбитражного управляющего при ведении процедур банкротства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» установлены следующие общие требования:

· наличие стажа работы на предприятиях или организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее

5 лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

· участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

· наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

В отношении кандидатуры внешнего управляющего для ведения процедуры внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства Закон о банкротстве не требует соблюдения требований, установленных общими правилами для арбитражных управляющих. Полномочия внешнего управляющего в данном случае определяет глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Специальные правила в отношении квалификационных требований предусмотрены Федеральным законом от 24.06.99 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Арбитражным управляющим согласно указанному закону может являться физическое лицо, имеющее опыт работы в организациях ТЭК в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче тепловой и электрической энергии, а также производства электрической и тепловой энергии, добыче природного газа. Арбитражный управляющий обязан иметь аттестат специалиста для работы в качестве арбитражного управляющего, выданный Минэнерго России.

Проблема квалификационных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, тесно связана с другой, не менее важной, — проблемой дисквалификации арбитражных управляющих.

В п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве установлено, что регулирующий орган  обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего. Дисквалификация может быть применена к арбитражным управляющим в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ за конкретное административное нарушение, выражающееся в неправомерном действии (бездействии) при банкротстве. При этом относительно применения административного законодательства к деятельности арбитражных управляющих возникают вопросы: каковы должны быть составы правонарушений, влекущих применение дисквалификации арбитражных управляющих, и каков порядок прекращения деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией?

Среди норм, регулирующих административную ответственность арбитражных управляющих в виде дисквалификации, можно выделить следующие:

1) ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, регулирующая ответственность за невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства;

2) ст. 14.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е. использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков;

3) ст. 14.22 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за заключение лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершение иных действий, выходящих за пределы его полномочий.

В ст. 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям. Это должностные лица органа, уполномоченного в области банкротства и финансового оздоровления. Поскольку согласно Закону о банкротстве органами исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства являются орган, уполномоченный предъявлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (уполномоченный орган), и орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО (регулирующий орган), необходимо определить, какой из этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В настоящий момент законодатель однозначного ответа на этот вопрос не дает. Можно лишь предположить, что этим органом является регулирующий орган, так как именно он имеет право на обращение в суд с требованием о дисквалификации арбитражного управляющего. Вместе с тем регулирующий орган должен располагать соответствующими сведениями, дающими основания для составления протокола и обращения в суд. Между тем контакты регулирующего органа с участниками дела о банкротстве ограничены. Регулирующий орган не участвует в деле о банкротстве; его полномочия, определенные Законом о банкротстве, не позволяют ему иметь полную и достоверную информацию о деятельности арбитражного управляющего в ходе ведения процедуры банкротства. Необходимо восполнить данный пробел в законодательстве, уточнив процедурные вопросы деятельности регулирующего органа в области привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.

Еще одной проблемой в рассматриваемой области является прекращение деятельности арбитражного управляющего в связи с дисквалификацией. Закон о банкротстве не предусматривает дисквалификации в качестве самостоятельного основания для отстранения арбитражного управляющего. Между тем норма ст. 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное исполнение арбитражным управляющим постановления суда о дисквалификации путем прекращения управления юридическим лицом. Очевидно, что самостоятельно, без решения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, арбитражный управляющий не имеет возможности сложить с себя полномочия. Регулирующий орган, не являясь участником дела о банкротстве, не вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с требованием об отстранении арбитражного управляющего. Участники дела (процесса) о банкротстве могут не воспользоваться своим правом на обращение в суд с требованием об отстранении арбитражного управляющего в связи с его дисквалификацией. Возможна ситуация, когда дисквалифицированный арбитражный управляющий продолжает выполнять свои функции и вести процедуру банкротства. Выход из данной ситуации видится в следующем. Регулирующий орган сообщает о дисквалификации арбитражного управляющего в СРО, которая, в свою очередь, исключает арбитражного управляющего из своих членов, что является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в силу ст. 25 Закона о банкротстве. Вместе с тем суд, вынося постановление о дисквалификации, устанавливает срок дисквалификации, который варьируется от 6 месяцев до 3 лет. Исключение арбитражного управляющего из членов СРО нарушает его права на ведение профессиональной деятельности в дальнейшем, после истечения срока дисквалификации, и наносит ему материальный ущерб, связанный с возможной потерей взноса, вносимого при вступлении в СРО.

Зарубежное законодательство также устанавливает достаточно жесткие квалификационные требования к арбитражным управляющим. После принятия в Великобритании закона о несостоятельности 1986 года лицензии на право заниматься деятельностью арбитражного управляющего стали выдаваться только тем, кто сдал профессиональные экзамены. К экзаменам допускаются только дипломированные бухгалтеры или юристы. Помимо требований о сдаче экзаменов в Великобритании установлены требования к постоянному ведению деятельности арбитражного управляющего и повышению профессиональной квалификации посредством посещения учебных курсов (так называемое следование профессиональным стандартам компетентности)[5].

Французское законодательство о банкротстве также устанавливает особые требования к администраторам (лица, выполняющие функции, аналогичные функциям российских административных управляющих), согласно которым администратором может быть назначено лицо, успешно сдавшее экзамены после прохождения интернатуры. Программу последней, а также порядок занятий и сдачи экзаменов определяет Национальная комиссия администраторов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод об установлении Законом о банкротстве более жестких квалификационных требований по сравнению с требованиями, установленными предшествовавшими ему законодательными актами, что, несомненно, способствует повышению качества арбитражного управления. Вместе с тем арбитражный управляющий в современной России для получения надлежащего образования вынужден тратить немалые средства, которые ориентировочно составляют 2,5 — 3 тыс. долл. США. Не у всех есть возможность их найти.

 

Библиография

1 См.: Российская газета. 2003. 13 авг. № 160.2 См. ст. 6 Федерального закона от 25.02.99 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 08.12.2003 г.; далее по тексту статьи — Закон о банкротстве кредитных организаций).

3 См.: Российская газета. 2001. 20 сент. № 183.

4 См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

5 Подробнее см.: Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих // Вестник Высшего арбитражного суда РФ: Спец. прилож. к № 3. 2001.

www.sovremennoepravo.ru

Представление кандидатуры арбитражного управляющего арбитражному суду в целях утверждения его в деле о банкротстве 2018

В __________________ арбитражный суд

Заявитель: _________________________ Адрес: _____________________________ Тел. _______________________________ Эл. почта: _________________________

Представление кандидатуры арбитражного управляющего арбитражному суду в целях утверждения его в деле о банкротстве

Для утверждения в деле о банкротстве __________________________________ (наименование несостоятельного (банкрота)) временным (административным, внешним, конкурсным) управляющим на основании протокола органа по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве от "____"____________ ____ г. N _______ представляем кандидатуру гражданина Российской Федерации _______________________________________________, члена (фамилия, имя, отчество) саморегулируемой организации арбитражных управляющих "___________________", удостоверение (иной документ) о членстве N _____ от "___"__________ ____ г.

Сведения о кандидате:

Образование: высшее юридическое (экономическое, специальное по профилю деятельности несостоятельного (банкрота)), диплом N _____ от "___"__________ ____ г., выдан ______________________________.

Стаж работы на руководящих должностях <1>: с "___"__________ ____ г. по "___"__________ ____ г. (не менее чем один год).

Стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве: с "___"__________ ____ г. по "___"__________ ____ г. (не менее чем шесть месяцев).

Теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих сдан "___"__________ ____ г., свидетельство (сертификат и т.п.) N _____, выдано ____________________________.

Наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления отсутствуют.

Судимости за совершение умышленного преступления отсутствуют.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего заключен на срок с "___"___________ ___ г. по "___"___________ ___ г. с ______________________. (страховщик) ______________________________________________________________________. (иные сведения о компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего) (При необходимости: Допуск к государственной тайне по форме ___________ имеется.) Заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам отсутствует. (При необходимости: Убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве _________________________________________, (наименование несостоятельного (банкрота)) и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда, полностью возмещены.)

В отношении представляемого арбитражного управляющего не введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

Дисквалификация или лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами, отсутствуют.

Настоящим подтверждаем <2> соответствие указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Представление действительно до "___"__________ ____ г.

Подписи:

Руководитель саморегулируемой организации _________________ М.П.

Председатель органа по отбору

кандидатур арбитражных управляющих

для представления арбитражным судам в

целях утверждения их в деле о

банкротстве _______________________

[прошито, пронумеровано _____ листов, подписи руководителя, председателя, печать]

--------------------------------

<1> В соответствии с п. 6 ст. 20 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

<2> В соответствии с абз. 2 п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" по общему правилу саморегулируемая организация не представляет суду документы, подтверждающие соответствие кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, и суд не проверяет достоверность представленной ею информации о таком соответствии.

vse-documenty.ru