|
|
|
|
|
|
|
|
|
Искусство монолога (стр. 1 из 4). Темы для монологаОсобенности планирования яркого монолога - подбор материала, подготовка к выступлениюМонологом признается речь, которую ведет один человек. Естественно, любая форма обращения к аудитории является взаимодействием, поэтому важно, чтобы монолог был грамотно выстроен по структуре и был направлен на слушателя. Выбор темы и цели монологаПодготовка к выступлению должна начинаться с определения темы и уточнения структуры монолога. Тема должна освещать одну из сторон выбранной проблемы. Не стоит стремится объять большую тему и рассказать все в одном выступлении. При выборе руководствуйтесь следующими принципами:
Название темы должно отвечать основным требованиям, а именно: отражать сущность проблемы; выражать идею выступления лаконично и точно; носить рекламный характер; привлекать внимание и затрагивать интересы слушателей.Готовится к выступлению нужно заранее. Чем раньше Вы начнете подготовку, тем лучше будете разбираться в предмете. Владение какой бы то ни было темой возможно лишь в случае, если она достаточно освоена.Чтобы выступление достигло своей цели, постоянно задавайте себе вопросы:
Сложно рассчитывать на успех, если Вы не знаете насколько осведомлены слушатели в данном вопросе и насколько это соотносится с их насущными проблемами.Цель выступления должна складываться из:
Обычно цель одна, а другие задачи ей сопутствуют. Этапы подготовки к выступлению-монологуКогда Вы определились с аспектом рассмотрения темы, установили себе цель и идею выступления, значит пора наметить предварительный план и приступить к подборке материала. Хороший план выступления полно и последовательно должен раскрыть тему, позволить аудитории понять логику изложения и воспринять материал должным образом. План составляется заранее и может корректироваться в процессе работы с материалом. Логическое деление и обоснование пунктов – вот основные принципы правильного построения структуры выступления.Рассмотрим, что должен включать в себя план выступления:
Этап подборки материала для выступленияС подбора материала и начинается подготовка к выступлению. Основную часть должны занимать собственные идеи и предложения оратора, а не компиляция уже известных теорий и соображений. Однако, все выводы должны быть обоснованными и базироваться на уже доказанных аксиомах теории и практики. Поэтому не лишним будет ссылка на опыт отечественных и зарубежных партнеров, статистические данные, графики и таблицы, а также публикации известных деятелей в данной области. Соблюдайте профессиональную этику, при составлении речи и используйте только специалистов в указанном вопросе. Подберите подходящие источники и используйте следующие приемы для составления содержания выступления:
Как сделать речь яркой и запоминающейсяКаждое выступление станет гораздо нагляднее, если к нему подобрать несколько примеров. Самое главное руководствоваться некоторыми критериями:
Также можно использовать наглядные материалы, например, диаграммы, рисунки, фотографии, иллюстрации и плакаты. Они должны подтверждать основные положения выступления и делать его красочнее. Другой прием – это цитаты великих людей и известных личностей. Можно подобрать высказывание, которое будет подытоживать сказанное и уверять в его подлинности. Здесь действует принцип «авторитета». Когда аудитория уверена в авторитетности какого-либо автора и привыкла верить его словам, поверить в Вашу речь станет гораздо легче. Меткие высказывания оживят речь и вызовут симпатию к автору. Проявите и покажите себя как личность: улыбайтесь и шутите, но осознавайте, подходит ли такой тип поведения для освещаемой темы. Продумайте композицию выступления: расположение материала и его составляющих частей. Используйте невербальное общение, чтобы расположить к себе слушателей.Для начала необходимо подготовить аудиторию к восприятию той информации, которую Вы собираетесь произнести. Смысл монолога должен быть лаконично освещен во вступлении. В этот же период времени необходимо заинтересовать слушателей и вызвать у них отклик в душе на указанную тему. Руководствуйтесь таким правилом, как усиление воздействия. Материал должен быть построен так, чтобы интерес постоянно нарастал. В противном случае, через несколько минут Вы уже не сможете вернуть внимание аудитории. Помните, что внимание имеет свойство рассеиваться, поэтому сделайте выступление быстрым и эффективным. Для того, чтобы постоянно держать внимание аудитории, соблюдайте следующие способы изложения:
Подготовка речи может быть идеальной, и ее структура построена совершенно. Но не следует забывать, что большим успехом будет пользоваться монолог, который представит автор, обладающий основами риторики и ораторским искусством. Поэтому, помимо самой речи, стоит заострить внимание и на стиле подачи материала. Google+ Вконтакте Одноклассники Мой мир delovoi-etiket.ru Красивые монологи о жизни. - Монологи о жизни - Монологи - к праздникуЖизнь это самое прекрасное, что есть у человека, это богатство которым нужно дорожить. Предлагаем вашему вниманию парочку красивых монологов о жизни, которые будут полезными для каждого из нас.Монолог о жизни. Жизнь представляется мне своеобразной настольной игрой, цель которой - пройти путь от «старта» до «финиша».Скорость продвижения (так сказать результативность) в этой игре целиком зависит от удачливости игрока и от того, как упадут «кубики». Повезет – выпадут нужные цифры – и игрок сразу же перескочит несколько ячеек и окажется ближе к финальной цели. А не повезет - фишка вернется назад, отдаляясь от конечной цели. То есть, от усилий, которые будет предпринимать сама «фишка», ничего не зависит. Другое дело, что это самое «повезет» - может быть совсем даже не везение. Ведь неизвестно, что там на самом деле лежит за тем событием, которое обозначено «финишом». Что дальше? Боюсь, это можно узнать только тогда, когда «фишка» достигнет-таки «финиша». Может быть, поэтому человечество столь упрямо стремится достигнуть финала, ведь неизвестность не только пугает, но и дает надежду – обещает что-то иное (хорошее оно или плохое – не важно). Кому же тогда нужна эта игра? И кто же в нее играет? И зачем? Макс Фрай как-то пожалел компьютерных персонажей, которые оживают лишь тогда, когда пользователь запускает игру. На что ему заявили, что, может быть, для «ботов» игра с пользователем – лишь скучная обязанность, а самое интересное в их жизни случается как раз тогда, когда пользователь наконец закрывает игру. Чего же ждать? А вот ждать ничего не следует. Кто его знает – может быть, истинный смысл в том, чтобы никогда не достигнуть «финиша». В одном из рассказов Логинова в мире появляется странная дорога, по одной полосе которой постоянно движутся автомобили. Смельчаки, голосующие на дороге, садились в неизвестно куда идущие машины и исчезали навсегда. Другая полоса всегда пустовала. Поэтому никакого интереса у людей не вызывала. Лишь одному человеку пришло в голову, что может быть стоит попробовать голосовать на этой – пустой – полосе. Есть версия, что это наша жизнь - своеобразный естественный отбор. По какому же принципу отбираются претенденты? Быть может боги решили вывести самое удачливое живое существо? Зачем это им? В их бесконечной вечности найдется время для любого дела. Даже для совершенно бессмысленного. А если смысл все-таки есть? Значит те, кто следует данной установке, в итоге окажутся правы. Однако мне не хотелось бы коротать вечность в компании тех, кто сломя голову стремился к финишу. Я настолько пресытился ими, что даже в полном одиночестве мне будет куда уютнее. Уж лучше исчезнуть, раствориться в бесконечном космосе. А ведь на самом деле интересно – что будет, если вдруг однажды вернуться на «старт»? Чтобы вы, например, сделали, если однажды вдруг компьютерный персонаж выбросил бы карты и не стал с вами играть? - Эй, приятель, - воскликнул бы он, - есть множество куда более интересных занятий. Монологи из жизни женщины... 8 дней Вы и вправду хотите, что бы я сосала ЭТО??? Вы, взрослые разумные люди, в самом деле полагаете, что я променяю теплую, полную сладкого молока мамину грудь на это нелепое изделие отечественной легкой промышленности? Ни за что! 8 месяцев И что, вы за пять месяцев так и не поняли, что в тазик я НЕ ПИ-СА-Ю! И горшком не соблазните. А вот это я, пожалуй, возьму. Карандашик… Палка, палка, огуречик. Мам, ну что ты ругаешься, красиво же получилась. Откуда ж маленькому ребенку знать, что на дверях не рисуют? 8 лет Значит, ее зовут Маша? А что она умеет делать? Кроме как орать и писаться. Ничего? И что мне с нею в таком случае делать? Нет уж, сами родили – сами и воспитывайте. 18 лет «И с песней северного ветра по шоссе…» Андрей, а тебе нравится Чиж? Мне тоже. Вообще спасибо, что ты меня с собой взял, я раньше автостопом никогда не ходила. Ну и что, что дождь, всё равно классно. Ты ведь не представляешь, какая у меня жизнь. У меня, почитай, и детства-то не было: с Машей поиграй, с Машей погуляй, трусики-маечки в садик нагладь. И сейчас тоже: после лекций - бегом домой, Машеньке обед варить. Нет, я ее конечно люблю. Но иногда так хочется сбежать куда-нибудь подальше… 28 лет Светка, ну в кого ты только такая уродилась - чудовище, а не ребенок. Есть ничего не хочешь, только бы титьку весь день и сосала, пустышку игнорируешь. На горшок ходить не хочешь. Обои опять изрисовала. На прогулке все дети как дети, сидят в песочнице, а тебе вечно надо бежать куда-то. Хорошо еще нам тетя Маша помогает. А может тебе сестренку родить? Будешь с ней играть, учить всему. А подрастете – она тебе помогать будет, с племянниками возиться. Решено!ПРОШЛОЕ С АРОМАТОМ КОФЕ… Однажды, через 5 лет, мы встретимся в одной из наших любимых кофеен. И я взгляну в твои глаза, как смотрела много раз когда-то… Это не будет похоже ни на один взгляд из прошлого. Скорее — на его отголосок. Я не почувствую ни трепета, ни дрожи… но что-то теплое, спрятанное за 7-ю замками… Ты закажешь… двойной эспрессо. Знаешь, вот странно, я не помню звук твоего голоса, не помню прикосновения твоих рук, но помню, что ты любишь двойной эспрессо и пол ложечки сахара. Мы будем молчать, не зная, о чем говорить. Ведь самыми чужими становятся в прошлом близкие люди. А может быть, ты заговоришь, а я буду слушать. Я часто СЛУШАЮ. А говорю только с очень близкими мне людьми. На вопрос «что будете пить?», ты закажешь… двойной эспрессо, и я улыбнусь. Приятно, что даже спустя годы, есть мелочи, которые не меняются. А знаешь… я разлюбила эспрессо 5 лет назад, и теперь пью только американо… Мы сидим за НАШИМ столиком, все в той же кафешке… словно не было этих пяти лет. И не сменялись времена года, лица, мысли, чувства и эмоции. Словно не было всех этих моментов радости и печали — твоих и моих. Словно ТЫ и Я не смеялись и не плакали, не напивались, не гуляли по ночному городу… по разным улицам, слушая в наушниках разную музыку. Словно не провожали лето и не встречали весну. Ты. Я. Не МЫ. А именно ТЫ и Я. Но они были. Множество месяцев, еще больше дней, и просто неисчислимое количество секунд. Вдохов. Шагов. Выдохов. Звуков. Снов… сколько всего было. И я ничего не знаю о твоих вдохах и выдохах, чувствах, встречах и людях в твоей жизни, а ты ничего не знаешь о моих. Да и какая разница? Сейчас есть лишь запах кофе и приятный полумрак. А еще этот странный взгляд… не похожий не на один из ТЕХ… прошлых. Не похожий ни на что. В нем — ностальгия по не прожитому. Мы все так же молчим, и это к лучшему. Я не хочу знать о том, как ты живешь, как у тебя дела, имена твоих детей, любимые цветы твоей жены и цвет обоев в твоей квартире. Я не хочу ничего знать о том, как ты встретил новый год, ездил ли на море, а может в горы, а может сходил с ума в душном городе… а может… Я НЕ хочу. ЗНАТЬ. Смотрю в твои глаза, и пытаюсь понять, что видела в них ТОГДА, 5 лет назад. Это похоже на отголоски — эхо…. и тишина. Молчи. Если ты заговоришь, я услышу твой голос. И вспомню. Все вспомню. А я этого не хочу… слишком долго приходится ЗАБЫВАТЬ. Я просто хочу выпить кофе, выпить свой горячий американо. И уйти, оставив на столе розу… на длинной ножке. И шлейф своих духов. Тех самых. Как здорово, что есть вещи, которые не меняются. А люди… люди меняются. Они забывают язык, на котором понимали друг друга. И это навсегда. Нельзя войти дважды в одну реку, как нельзя дважды пережить одну и ту же, точь в точь, эмоцию. Не стоит предлагать себе подмену. И все, что я запомню — твои глаза, немой вопрос… и ответ. Я разлюбила в своей жизни многоточия. ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ Жду Осень.С таким нетерпением, что готова принести ей в жертву все остальные времена года. И я совсем не буду жалеть о содеянном. Мне нужна Осень. Очень-очень. Она выпустит на свет тех, кто загнан в темный угол выживания. Она не заставит повторять жестокие, но правдивые слова: «Если мы все одиноки, то в одиночестве мы все вместе». Осень называют сезоном грусти. Я не согласна: настоящая грусть приходит вместе с летом, когда не с кем разделить щедрость солнца… Пусть в этой Осени будет немножко больше тепла, понимания себя и тех, кто дорог, немножко больше внимания и поддержки — к вам и от вас! И если внутри есть свет — тучи не страшны. И если есть внутри ЛЮБОВЬ, ней всегда будет с кем поделиться! А если внутри тьма, пустота и одиночество — так это не зависит от времени года. МЫ ИЩЕМ ЧЕЛОВЕКА Каждый из нас ищет ЧЕЛОВЕКА. Все что мы делаем, все, что думаем, все чего хотим — найти своего Человека. И называем мы это по-разному, и иллюзии у нас очень разные, и методы, и способы… Просыпаемся с утра, пьем кофе или чай. Идем на работу, на учебу… или вовсе никуда не идем. Стоим в очередях, говорим по телефону, занимаемся сотнями… нет …тысячами дел ежедневно… и все это время ИЩЕМ. Мы разные. Да. И цели у нас у всех разные. Кто-то хочет продвинуться по службе. Кто-то мечтает о новой машине. Кто-то пьет, гуляет и прожигает жизнь… Кто-то обрел семью,родил ребенка. И все мы о разном, из-за разного и по-разному… но нас объединяет именно это…мы все ищем Человека. Человека, который придаст особый и единственно важный смысл всему, что происходит — не просто каждому дню, но и каждому мгновению этого дня. Человека, что способен не просто дать нам повод улыбнуться, но и наполнить нас самих тем неповторимым светом, теплом и покоем. Человека, который будет нужен как воздух. А ты…ты будешь нужен ему. Человека, чьи шаги, вдохи и выдохи, касания, смех и голос мы узнаем из миллиона. Чье присутствие станет столь же необходимым, как и сама ЖИЗНЬ. И возможно, даже больше… Человека, рядом с которым не захочется думать о скоротечности жизни,о ее жуткой бессмысленности… Того, который станет самым важным мотивом ЖИТЬ, быть… любить. Человека, с которым не нужно света. Потому что свет между вами. ВСЕГДА. Мы ищем, ищем… ИЩЕМ… и часто…не находим. И убеждаем себя, что нам никто не нужен. Или же берем первого попавшегося и фантазируем, что это он и есть. Но время неумолимо, все иллюзии однажды рушатся. «Человек, который боится мечтать, убеждает себя, что он не мечтает вовсе…» Но даже убедив себя и других в том, что в нашей жизни ВСЕ на месте, мы продолжаем искать… того самого. Человека. Даже не веря, забыв, зачем… а один день похож на другой. И годы идут исчисляясь в мгновениях, часах, днях и ночах… Мы ищем своего Человека. Чтобы однажды жизнь обрела смысл. Загрузка... scenki-monologi.at.ua Искусство монологаВведение. 2 1. Особенности монолога. 3 2. Способы изложения в монологе. 5 3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога. 7 Заключение. 20 Список литературы.. 21 Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что "монолог" - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей"[1] . Монолог - важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. "Свободное владение формами монологической речи - искусство", - указывал В.В. Виноградов[2] . Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по самой своей природе - могучее средство воздействия одного человека на другого. Любой лектор, оратор - это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их непосредственном воздействии на говорящего. Поэтому живое слово, выступление - большой труд не только для говорящего, но и для слушателей, ибо трудность напряжения слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего. Сложность выступления определяется не только содержанием; она зависит и от того, каким выступление будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками "питается" эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность. В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. слова monologos, состоящего из двух корней: monos - один и logos - речь) - это речь одного человека, обращенная либо к самому себе (например, размышления наедине), либо ко многим лицам-слушателям (например, монолог Сатина в пьесе М. Горького "На дне", выступление с лекцией или докладом, выступление на собрании). В отличие от диалога монологическая речь не рассчитана на немедленную словесную реакцию слушателей, на живой непосредственный обмен репликами. Монологическая речь односторонне направленная: от говорящего - к слушающим. Этим и объясняются особенности монолога как разновидности устной формы речи. Каковы же эти особенности? [3] Устная монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут. Тематика монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи. Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный. В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти нет неполных. Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к письменной речи, больше соответствует литературной норме. В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания. Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.). Мимика и жесты играют незначительную роль в монологе, а при выступлении по радио совсем не используются. Важные функции в устном монологе выполняет интонация: она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий. Таким образом, монологическая речь значительно сложнее диалога и по тематике, и по своему строению. Монолог - это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить, и иметь большой запас слов, называющих эти предметы и явления, а также усвоить средства выразительности (языковые и дополнительные - интонацию, мимику, жесты). Поэтому процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков: 1) умения осмыслить тему, определить ее границы; 2) умения выразить основную мысль высказывания; 3) умения собрать необходимый материал; 4) умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности; 5) умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения; 6) умения исправлять, улучшать написанное. В зависимости от особенностей содержания и темы в монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение. Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между собой. Последовательность изложения в повествовании определяется порядком развития событий, о которых идет речь. Так как события всегда связаны с действиями, то в повествовании используются различные глаголы, а также большое количество имен существительных, называющих действующих лиц или предметы. Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, процесса, местности. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, мы перечисляем присущие им признаки или свойства. Поэтому в описаниях много имен прилагательных, причастий. При описании человека, предмета или явления перечисляются не все его признаки, а лишь основные, существенные, с помощью которых можно отличить данный предмет от других предметов. Особенно важно перечисление всех существенных признаков для научного описания предметов и явлений. Научное описание должно быть точным, достоверным, объективным. Поэтому здесь не используются изобразительно-выразительные средства, а также не выражается отношение говорящего, его чувства. В художественных произведениях описание образное, эмоциональное, яркое. Эти качества создаются использованием изобразительно-выразительных средств. Описание можно построить по-разному. В одном случае целесообразно начать с общего впечатления от предмета, затем назвать его отдельные признаки и в заключение выразить свое отношение к описанному. В другом случае можно начать с перечисления признаков, а закончить общим впечатлением, возникшим в результате обобщения отдельных признаков. В любом случае описание должно быть систематизированной характеристикой особенностей - признаков предмета речи. Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части: утверждение - доказательства - выводы. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). При помощи доказательств говорящий (или пишущий) развивает какое-либо общее положение - утверждение, являющееся началом рассуждения. Поэтому, чтобы научиться рассуждать, необходимо научиться доказывать, обосновывать выдвинутое в начале утверждение, объяснять причины явлений, группировать факты, сравнивая и сопоставляя их. Суждения по поводу выдвинутого утверждения должны располагаться одно за другим, в строгой логической последовательности, чтобы из мысли предшествующей необходимо вытекала последующая мысль, а в результате получался бы вывод - ответ на поставленный вопрос. Очень важно научиться подбирать материал, который служил бы убедительным доказательством именно данного утверждения. Для доказательства следует использовать только неопровержимые факты, бесспорные истины, а также высказывания видных ученых и других авторитетных лиц. В рассуждениях могут быть использованы элементы описания. Таким образом, рассуждение - самый сложный способ изложения. Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим. Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления, определив ее границы. Если тема уже сформулирована (например, в задании), следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей. Определяя тему, мы ставим перед собой конкретный вопрос, на который нам предстоит ответить в своем сообщении. Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: "Какого человека можно считать истинно красивым? ", "Кому из молодогвардейцев мне хотелось бы подражать и почему? ", "Берегите родную природу", "В жизни всегда есть место подвигу". Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема "Берегите родную природу" содержит вопрос "почему надо беречь природу? ", а тема "В жизни всегда есть место подвигу" - "что такое подвиг? ". mirznanii.com Монолог.Количество просмотров публикации Монолог. - 1796 Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой — монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает. Основные коммуникативные ситуации употребления монолога — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуация обучения. В бытовом общении монологическая речь встречается редко. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста͵ состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение). Классифицировать монологи можно по цели высказывания: -Монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи; -Монолог лирический — речевая форма изъявления переживаний и эмоций; -монолог драматический — язык слов путем мимики, жестов и т.п.; -монолог сообщающего типа, который подразделяете на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. -п о времени подготовки—могут готовиться заранее, а бывают и неподготовленными; -п о содержанию сообщения — сообщения, передающие содержание другого текста подробно; сообщения, передающие содержание другого текста кратко; сообщения, составленные на базе нескольких текстов; сообщения, в которых говорящий выражав свою точку зрения по какому-либо вопросу; сообщения, содержание которых дано в неявной форме; -п о форме сообщения и по самостоятельности выделяют сообщения, имеющие готовую форму; сообщения, имеющие фиксированную форму; сообщения, конструируемые полностью самостоятельно; Обязательной чертой любого связного монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих предложения и словосочетания в единый текст. Можно выделить две группы таких связей: построенные по типу зацеплений и построенные по типу повтора. Зацепление - такая форма связи, при которой какой-либо одного предложения указывает на элемент другого предложения, ʼʼзацепляетсяʼʼ за него: так происходит передача смысла от одного предложения к другому. Анафора — отсылка к ранее сказанному; осуществляется способами, включая и такие простые, как повтор лексических единиц, использование союзов. Катафора - обращение к последующим элементам текста обеспечивается числительными, вопросительными словами. Повторы — второй тип межфразовых связей. Οʜᴎ бывают лексическими, грамматическими, синтаксическими или семантическими. В классической риторике выделяют такие типы повторов, как многосоюзие, бессоюзие, традукция (повтор слова в разных главных формах), хиазм (я в мире и мир во мне — обращенный параллелизм), параллелизм, градация (расположение по степени убывание — возрастание). Читайте такжеНеправильное построение предложений. Грамматические ошибки в словах Ошибки устной речи. 1. Неправильный выбор слова.Он связан: 1) с небрежным отношением к слову 2) с употреблением лишних слов: «отступил назад», «свободная... [читать подробнее]. Воззрение, которое с непосредственной убежденностью видит бытие во власти действующих, формообразующих сил — созидающих и разрушающих, в демонах — благожелательных и злых, во власти многих богов, которое мыслит все это и высказывает его как учение, мы называем... [читать подробнее]. Уровень религиозного сознания — культа — и уровень пассионарного напряжения этнической системы взаимообусловлены. Для создания оригинальной системы мировоззрения требуется не только доктрина, но и способность воспринять ее, а это доступно не всем членам этноса.... [читать подробнее]. Есть еще одно различие между письменной и устной речью. О нем говорят пословицы: Что написано пером – не вырубишь и топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Написанное может долго сохраняться. Произнесенное, сказанное – недолговечно.Говорение –... [читать подробнее]. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части речи ораторы используют следующие речевые приемы: - ретроспективный обзор затрагиваемой темы; - обоснование... [читать подробнее]. В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц), мы говорим о монологе (речи одного) и диалоге (греч. dialogos —разговор между двумя или несколькими лицами). Известен еще термин полилог (греч. poly —много), который... [читать подробнее]. В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог– это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. Устная монологическая речь... [читать подробнее]. Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в... [читать подробнее]. Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. ... [читать подробнее]. Монолог— коммуникативная модель, соединяющая субъектов коммуникации вокруг некоторой концепции. Активную позицию в процессе аргументирования занимает один субъект (учитель, лектор). Аргументатор и аудитория по-разному относятся к центральному положению, вокруг... [читать подробнее]. referatwork.ru
scenki-monologi.at.ua
|