|
|
|
|
|
|
|
|
|
Успешные публичные выступления. Приёмы и психотехники. Темы для публичного выступления в школеУстное публичное выступление на морально-нравственную темуРазделы: Русский язык Цели: Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление; Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах. Ход урокаI. Организационный момент. Вступительное слово учителя. II. Словарный диктант с последующей самопроверкой. Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка). Дискуссия, аудитория, оратор, красноречие, эмоциональность, публицистика. Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”? Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика). III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания). - Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя). Текст. О милосердии. В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит. Решил повернуть назад, домой. Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи… Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел. Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”) Вопросы к тексту: 1) Назовите тему и основную мысль текста. 2) Можно ли сказать, что автор воздействует на читателя? Докажите примерами из текста. 3) Какую важную проблему затрагивает автор? (Проблему милосердия). Как иначе можно определить эту проблему? (Проблемы бывают политические, экономические, экологические и моральные, нравственные). Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”. IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”. В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”: Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека. Нрав - характер, постоянные стремления воли человека. Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный. Мораль и нравственность - это этические категории. Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками. V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание. Задание для первой группы A. Выполните следующие задания.
B. Прочитайте текст. Про зависть Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя. Д.С. Лихачев. Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Задания для второй группы A. Выполните следующие задания.
- (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев; - (синим цветом) причину. Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли. Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить. B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:
Задание для третьей группы. A. Выполните следующие задания.
Темы для публичного выступления 1. Доброта делает человека красивым. 2. О любви к "братьям нашим меньшим". 3. Быть порядочным хорошо или плохо? 4. Умеем ли мы дружить? 5. Чем опасен равнодушный человек? 6. О человеческой жадности. 7. О необходимости уважительного отношения к людям. 8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!" 9. Хорошо ли быть богатым? 10. Качества, которые я ценю в человеке. Варианты вступления а) Уважаемые одноклассники! Хочу поделиться с вами своими размышлениями о … б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?.. в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что … VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления. 1. Соответствует ли содержание теме выступления? 2. Логично ли высказывание? 3. Эмоционален ли автор? 4. Поддерживает ли выступающий внимание публики? 5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка? 6. Общая оценка выступления. VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание). Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить. Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою. Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?). Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать. Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное? Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым. Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее. Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу. Постарайся одно и то же предложение читать с разной интонацией. От этого будет зависеть то, как твое выступление будет воспринимать публика. Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе. А теперь можешь приступать к работе. Успехов! xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai ТЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ — Убеждающее выступлениеИспользуя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю. Оратор может придумать тысячу интересных тем для выступлений. Ответов может быть много. Ведь можно выступать с любой темой. Обо всем на свете. Лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям. Можно найти интересную тему, которую будут слушать. К примеру, о том, как кто-то был обычным не примечательным человеком, но стал известным и успешным. Подойдут готовые темы (будут ниже), а можно придумать тему самому. Я могу выступить теперь с любой темой. Лишь назовите любую тему — и я выступлю!!! Бывают ситуации, когда у публичного выступления нет четких ограничений; его нужно подготовить самому на свободную тему или к конкретному случаю. Задача оратора – преподнести тему с интересной для зрителя стороны. Приветствуется умеренный характер эмоциональной части речи оратора. Представляет собой доклад, в котором внимание уделяется настроению и поведению оратора. Легендарные примеры ораторских речейТакая речь уместна на праздничных мероприятиях: 8 Марта, 23 Февраля, Новый год и прочее. Лучшие речи политиков многократно запечатлены историей. Геттисбергская речь 1863 года, оказала влияние на дух американской нации. До сих пор, этот пример является образцовым в ораторском искусстве. Пример выступления Линкольна1917 год. В.И. Ленин выступил перед рабочими на броневике. Выступления по актуальным вопросам современности (экологические, демографические проблемы и прочее) с предложением их решений. Тема должна быть уместна событию, раскрывая несколько точек зрения проблемы. Тема по содержанию должна быть полезной, правдивой информативной. Если самому придумать тематику проблематично, можно использовать актуальные примеры тем и общие способы подготовки для конкретных случаев. Пример выступления с притчей. Видео:Текст публичного выступления, сценарии, лучшие выступления, которые были придуманы, все это можно прочитать в специализированной литературе для организации школьных праздников. Выступление в школе на Новый год имеет развлекательный характер, следовательно, все черты данного вида выступления тоже развлекательные. Если уже есть разработанный сценарий, следует лаконично адаптировать к нему выступление. Новый год в шутках и анекдотах. Б Выступление в институте. Список тем для выступления перед студентами имеет разные позиции. На практических занятиях от студентов требуют подготовить доклад на ту или иную тему. В качестве примера возьмем ситуацию, когда было задано подготовить сообщение на тему «Спорт». Тема «Спорт – это жизнь». Ищите информацию в литературе по теме «Спорт»; с помощью проверенных интернет-поисковиков. Используйте в своем докладе элементы наглядности: видео, картинки, презентации на тему «Спорт». Подкрепляйте текстовую часть доклада на тему «Спорт» примерами или жизненным опытом. С единственной поправкой: если вы не предоставляете информацию, а выступаете с побудительной речью, то тип публичного выступления должен быть протокольно-этикетным. Боязнь сцены, начальные аспекты культуры речи в риторике, убедительная речь, применение навыков красноречия в риторике и прочее. В Выступление на английском языке. Англоязычные доклады займут у оратора много сил и времени во время подготовки. В случае необходимости, попросите, чтобы ваше выступление проверили эксперты. Не переусердствуйте, иначе ваша речь будет звучать блекло. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Тогда оратор может растеряться от изобилия тем, вследствие чего плохо подготовиться к выступлению. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. Еще интересное:Связанные историиseriostyn.ru Успешные публичные выступления. Приёмы и психотехники
Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией. Формирование зрительного контакта с аудиториейЧтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта. После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды. При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас. Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление. Варианты вступленияУспех выступления во многом определяется его началом, то есть вступлением. В этот момент многие определяются, стоит ли им слушать этого человека или лучше заняться своими мыслями, беседой с соседом и т. п. Ниже приводится ряд приемов, которые могут использоваться на этапе вступления.
Приемы привлечения и удержания внимания аудиторииВ процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:
Приемы вовлечения аудиторииЭкспериментально доказано, что запоминание человеком любого сюжета или процесса пропорционально степени его вовлеченности в него. Кроме того, человек, участвующий в процессе, психологически присваивает не только часть его результатов, но и часть ответственности за происходящее. Поэтому вовлечение аудитории в общее действие используется многими ораторами. Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе публичного выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную. Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:
Снятие напряжения по параметру «свой—чужой» В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.). Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, « своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением. Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить. Завершение выступления и ответы на вопросыПо окончании публичного выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно. Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ. При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:
Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих. Ошибки публичного выступленияДемонстрация всезнайства. Хуже неуверенных и неподготовленных ораторов только ораторы напыщенные и демонстрирующие собственную важность. Если оратор будет всячески демонстрировать, что он умнее и важнее аудитории, то за такое позерство аудитория обязательно его накажет. В лучшем случае она просто «отвернется от него», перестанет воспринимать все то, что он говорить. Если оратор что-то не знает и открыто это признает, то он вызывает гораздо большее уважение, чем тот, кто в подобной ситуации пытается выкрутиться, ссылается на недостаток времени, регламент и т. п. Неискренность. Публика мгновенно замечает несоответствие смыслов, которые стремится донести до аудитории выступающий, и характеристик самой речи, а также ее невербального сопровождения. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и его состояние. И если оратор произносит слова: «Здравствуйте, как я рад(а) нашей встрече....», при этом всем своим видом демонстрирует, что ему эта встреча не очень приятна, то слушатели моментально распознают это несоответствие и воспримут его как обман и неуважение. Поэтому говоря «Я рад(а)...», необходимо хоть улыбкой, но показать свою радость. А если этой радости нет, то тогда не следует и произносить подобные слова. Подозрение в неискренности и обмане выступающего мгновенно разрушает его рапорт с аудиторией и вызывает устойчивое недоверие к тому, что он говорит. Поэтому если есть волнение, то лучше его не прятать, а признать, сделать открытым. Признаться от силы, а не от слабости. Признаться, не извиняясь и не оправдываясь, а показав свою искренность, например: «Выступление перед вами для меня важное событие, поэтому я даже немного волнуюсь...» Оправдания и извинения. Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле: «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Подобные слова у присутствующих вызовут вполне резонный вопрос: «Зачем тогда вы вышли за трибуну и тратите наше время? ». Извинения еще хуже оправданий. Если выступающий извиняется (за простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов и т. п.), тем самым он просит простить его. Но публика — не священник: она не дает прощения и не отпускает грехи. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, то лучше просто скажите: «Я сожалею!». Этим вы только признаете факт, но ни о чем не просите. Проситель всегда слаб. А за слабым человеком никто не пойдет. Отсутствие зрительного контакта. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией однозначно интерпретируется ею как отсутствие интереса к ней. Если вы во время выступления будете смотреть только на одного человека, пусть даже самого благодарного слушателя, то растеряете всех остальных. Поэтому, даже если выступление во многом построено на тексте, цифрах и цитатах, необходимо помнить, что другие в этот момент смотрят на вас (конечно, если они еще слушают). Поэтому периодически необходимо встречаться с ними взглядом, демонстрируя таким образом, что вы общаетесь с ними и они вам не безразличны. Монотонность речи. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие ораторы быстро вызывают раздражение и усталость аудитории. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Неадекватное использование «отрицательных» терминов. Есть существенная разница во фразах «Это не плохо» и «Это хорошо». Ошибка многих выступающих заключается в неумелом построении речи через отрицание. Следует понимать, что наше восприятие речи работает последовательно. Мы сначала неосознанно реагируем на значение отдельных слов и лишь затем воспринимаем смысл предложения целиком. Соответственно, прежде чем понять отрицание, для начала человеку необходимо осознать, что именно отрицается. Поэтому использование таких конструкций, как «... не принесет убытков», «я не боюсь...», «я не хочу вызвать у вас скуку, говоря о...» подсознанием многих людей воспринимается вполне конкретно — человек говорил про убытки, про свою боязнь и вообще его выступление вызывало скуку. Это ли хотел сказать оратор? Если не это, то лучше фразы конструировать в положительных терминах (без частицы «не»), а именно, говорить про прибыль, бесстрашие, интерес и т.п. Автор: Oлeг Bлaдимиpович Eвтиxoв, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ). Материалы по теме:
training.naydisebya.ru Как выбрать тему для выступления в Ораторском КлубеДорогие оратовчане!Многие из вас задаются вопросом: как выбрать тему для выступления в Ораторском Клубе? Есть как минимум 2 способа:1) Взять то, что вы умеете лучше всего, в чем вы профессионал , где вам есть, что продемонстрировать и чем удивить — и провести обучающее занятие, мастер-класс или тренинг.2) Взять какой-то навык, который вы хотите в себе развить, узкую тему, в которой вы пока не разбираетесь – изучить ее, да так, чтобы было чем поделиться с другими участниками клуба, и провести встречу на эту тему. Ораторский клуб знает удачные примеры выступлений, подготовленных и тем и другим способом. В любом случае, тема вашего выступления должна увлекать вас, вдохновлять вас и конечно же должна быть связана с искусством публичных выступлений, риторикой, красноречием, общением, чтобы заинтересовать других участников клуба. Кроме того, помните, что люди приходят в Ораторский клуб, чтобы научиться выступать публично, поддерживать себя в форме, тренироваться и совершенствоваться, поэтому с особой благодарностью встречают тех ведущих, которые предоставляют возможность выступить каждому. Мир ораторского искусства прекрасен и многогранен, и вы можете сформулировать бессчетное множество тем, интересных для выступления, изучения, обсуждения, полемики. Мы приготовили подсказку, которая поможем вам сориентироваться. 5 основных разделов, в каждом из которых калейдоскоп важных подразделов и увлекательных тем:1. Контроль состояния оратора— Как не волноваться во время публичных выступлений?— Энергетика оратора 2. Звук (Как мы говорим?)— Звучание речи (дыхание, голос, темп речи, артикуляция, дикция, интонации и пр.) 3. Видеоряд (Что мы показываем и как выглядим?)— Сценическое движение, жесты, манера держать себя, имидж— Как использовать наглядные материалы (проектор, доска, etc) 4. Что мы говорим? — Культура речи + Стиль (это мы понимаем оч. широко: чистота и грамотность, красота, выразительность, креатив)— Импровизация (как словесная, так и просто реакция на непредвиденные обстоятельства. Здесь же юмор и умение шутить)— Структура выступления ( Законы композиции)— Содержание выступления (Изобретение идей, топосы, законы логики)— Выразительность речи (лексическая, синтаксическая, фонетическая).— Лаконичность— Логика 5. Взаимодействие с аудиторией— Привлечение и контроль внимания аудитории— Ответы на вопросы, управление сложной аудиторией, нейтрализация публичных террористов— Теория спора (аргументация и пр)— Действенная речь (как сделать свое выступление эффективным, добиться желаемой цели – убедить, побудить к действию) Сейчас список самых актуальных тем для выступлений в Ораторском Клубе таков:1. Энергетика публичного выступления2. Скорость речи3. Роль пауз в публичном выступлении4. Лексика оратора – залог успеха5. Способы изобретения идей для публичных выступлений (Топосы)6. Как отвечать на вопросы (в том числе «сложные»)?7. Сторителлинг8. Как правильно делать комплименты Смело отправляйте нам заявку стать ведущим встречи с помощью формы и предлагайте свои темы! В комментариях вы можете написать:1) С какими темами вы хотите выступить в Ораторском Клубе2) Какие темы вам было бы интересно услышать в ОК (чтобы другие выступили на эти темы) Вконтакте Google+ Одноклассники www.oratorclub.com Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией
Статья "Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией"Чубаева Наталья Николаевна учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня, 1 квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления. Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления. Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично. Итак, рассмотрим технологию публичного выступления, которую используют педагоги МОУ С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Учителя и воспитатели нашей школы используют следующие классификации видов публичного выступления: виды выступления по определяемой цели, виды публичных выступлений по форме. По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.
Структура написания текста Написание текста для выступления обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Остановимся на каждом этапе построения речи для выступление подробнее:Вступительная часть. Во вступлении подчеркивается актуальность проблемы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением публичной речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории? Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами говорящего, глубже осмыслить высказанное положение. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.Основная часть. Наиболее ответственная часть выступления. Её задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой». Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.Заключительная часть. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Каким же должно быть заключение? Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления. Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически. 1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному; 2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса; 3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения; 4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале. 5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук. 6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее. В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.Источникиhttp://festival.1september.ru/articles/516991/http://bazareferat.ru/http://webkonspect.com/?id=2419&labelid=24587&room=profilehttp://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/08/27/konsultatsiya-dlya-pedagogovpsikhologicheskiy-nastroy-peredhttp://xreferat.com/31/2165-9-russkiiy-yazyk-i-kul-tura-rechi.html КомментарииЧтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте. www.uchportfolio.ru Публичное выступление - всем учителям, прочееТема: Публичное выступление Педагог: Степанова Марта Владимировна «Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить» (Чонси Депью) Публичное выступление - это общение с аудиторией. В публичном выступлении - будь то доклад, лекция перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию. Существует ряд требований, по которым строится речь для публичного выступления. В публичной речи очень важно ее содержание, то есть то, о чем будет идти речь. После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала (учебная и справочная литература, статьи из газет и журналов, радио- и телепередачи, личный опыт и другое). Важно сразу определить, какие конкретно вопросы ученик предполагает осветить в своей речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план. Он может быть простым или сложным, цитатным, вопросительным. Как вариант, ученик может составить не план, а сделать кластер по своему выступлению. 1. Вступление - не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, возбуждение интереса, завоевания внимания. Выступление начинается с приветствия и обращения. Рекомендуется начинать выступление: с интересного примера; с пословицы или поговорки; с крылатого выражения; с известной цитаты с вопроса к аудитории; с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории. 2. Основная часть. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. Эта часть выступления содержит важные данные, доказательства, аргументы, а значит, выступающий обязан сохранить внимание слушателей. Как это сделать? Существует принцип усиления композиции, т.е. убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Еще одним важнейшим условием поддержания внимания является – содержательность: неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал: Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Для того, чтобы слушатели не теряли нити разговора, выступающий должен использовать логические «мостики» в своей речи. Они помогут плавно перейти от одной содержательной части к другой. В качестве таких связок могут быть использованы слова и словосочетания: «следовательно», «перейдем к следующему факту», «с одной стороны - с другой стороны», «в дополнение надо сказать» и т. п. 3. Завершение выступления В конце выступления можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией. Чтобы выступление ученика было удачным, учитель может посоветовать ему построить выступление, используя приём РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Этот приём включает в себя 3 этапа: 1) Вызов – выступающий называет тему своего сообщения, предлагая слушателям сказать, что они уже знают об этом явлении (предмете, животном…). Как следствие, возникнет интерес к теме. 2) Осмысление – ученик выступает, добавляя новую информацию к ранее озвученным фактам. Слушатели получают подтверждение или опровержение той информации, которую они прежде высказали. 3) Рефлексия - здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Существует и приём РАФТ (роль-аудитория-форма-тема). Суть этого приёма заключается в том, что перед выступлением ученик выбирает для себя роль, пробует перевоплотиться, почувствовать характер. Ученик обязательно учитывает аудиторию, перед которой он выступает (одноклассники, ученики из другого класса, педагоги, родители). В зависимости от состава аудитории выбирает форму выступления (монолог, рассказ, докладная записка…). Все вышеперечисленные параметры (роль, аудитория, форма) ученик выбирает, исходя из темы выступления. Список использованной литературы: 1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.-- М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с. 2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2005. 3. Голуб И. Б. Основы красноречия. – М., 2010. 4. http://festival.1september.ru/articles/580663/ kopilkaurokov.ru
kzbydocs.com
|