В чем заключается работа логиста в транспортной компании. Транспортный логист
Кто такой логист и чем он занимается?
В настоящее время логистика стала самостоятельным бизнесом, в котором задействованы тысячи сотрудников, а также она является неотъемлемой частью крупных компаний. Глобальные затраты на логистику составляют около 15% мирового ВВП, что составляет свыше семи триллионов долларов. Хотя логистика совсем недавно появилась на рынке страны, тем не менее, она пользуется огромным спросом у работодателей.
Кто такой логист?
Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы. Проще говоря, задача логиста считается целиком выполненной, если заказанный продукт был доставлен заказчику соответствующего качества в нужном количестве и объеме в нужный срок с минимальными затратами средств и сил.
Хороший логист всегда имеет в резерве запасной путь доставки товара, чтобы при возникновении форс-мажорных обстоятельств (проблема с таможней, поломка поезда, ремонт автодороги, задержка самолета), товар все равно был доставлен в срок. Кроме того, он постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.
Специальность логист более всего подходит людям, которые умеют работать самостоятельно и мыслить творчески, быть мобильными и коммуникабельными. Это те люди, которые имеют развитые аналитические способности, то есть умеют всецело представлять отдельные цепочки поставок.
Так что должен знать логист в своей работе?
Хорошими логистами становятся те, кто имеют отличные знания в юриспруденции, экономики, математики и других точных науках, которые умеют пользоваться новыми технологиями в своей работе. Во время, когда компьютерные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, когда многие компании пользуются интегрированными IT-решениями, специалист в сфере логистики должен пользоваться программными средствами на высоком уровне.
Какая же цена найма логиста, сколько получает логист?
Как было написано выше, основная цель логистики – экономия ресурсов компании. Поэтому профессия логиста оценивается недешево и спрос на них постоянно растет. То, какую зарплату специалисту предложат, влияет в основном его опыт работы в данной сфере и профессионализм. Молодым людям, не имеющим опыта работы, и которых на рынке труда представлено в немалом количестве, работодатели готовы платить 600-1500 долларов в месяц. В то же время, в рыночной отрасли почти отсутствуют настоящие профессионалы, которым компании готовы платить от 2500 долларов и больше. «Среднее звено», которое представлено специалистами с двух- трехлетним стажем и которые умеют руководить небольшими подразделениями, является самим востребованным, их зарплата колеблется в диапазоне от полторы до двух тысяч долларов.
По причине нехватки именно «среднего звена», компании вынуждены нанимать либо недостаточно квалифицированных логистов, либо очень опытных и дорогих. Во многих случаях работодатель отдает предпочтение двум новеньким логистам, которые нанесут вреда компании меньше, чем необходимо будет потратить на зарплату одного дорогого профессионала. Однако впоследствии эта стратегия может оказаться убыточной.
Какие же основные требования к профессиональным логистам?
Так как логистика – это сложный процесс, состоящий из множества разных процессов, которые необходимо воспринимать едино, одно из основных требований к логисту — умения видеть процесс целиком. Наиболее востребованными кандидатами являются те, которые разбираются не только в различных видах перевозок, но также знают складскую и закупочную логистику, владеют несколькими иностранными языками, работавшие в крупных компаниях, имеющие опыт работы от трех до пяти лет.
Наибольший спрос имеют профессионалы в области международных перевозок, а также специалисты по закупкам. Если человек готов к профессиональному росту, владеет основами экономики, имеет высшее гуманитарное образование, то у него есть все шансы достичь успехов в сфере логистики. Многие компании хотят, чтобы на них работали многопрофильные логисты, которые разбираются в складской логистике, в организации транспортирования грузов и многом другом, а требования к образованию по специальности особо не предъявляется. Это, в первую очередь связано с тем, что в стране совсем немного ВУЗов, которые обучают данной специальности, и, во-вторых, опыт в этой сфере ценится намного больше образования.
Во многих случаях хорошим началом карьеры может стать работа стажера в одной из известных компаний, которая работает с использованием новейших технологии, а процессы логистики отлично структурированы. И, в случае успешного старта, уже через пять лет можно будет занять место руководителя среднего звена одного из направлений (складская логистика, транспорт, закупочная логистика).
Профессиональный логист должен уметь исполнять такие основные должностные обязанности:
Проектировать и разрабатывать логистические системы;
Разрабатывать методы и формы ведения отчетности;
Координировать внешние и внутренние связи фирмы;
Анализировать эффективность и стоимость логистических операций компании;
Согласовывать работу отдела логистики с другими отделами компании;
Направлять и координировать финансы, которые связаны с логистическими процессами;
Участвовать в формирования бюджета, который будет выделяться на логистику.
Логистика – это сфера, в которой ежедневно выполняется огромное количество задач, и циркулируют большие потоки информации, поэтому логистам нужно уметь стратегически мыслить, четко соблюдать установленные сроки и быть очень внимательными. Логист, который не выполняет уговор и срывает поставки, вряд ли дождется похвалы со стороны начальства, а тем более увеличение зарплаты. Компании всегда стараются сократить свои расходы, а логистика – одна из наиболее затратных статей, поэтому в этой сфере ценится тот профессионал, который сможет удачно провести трендер с минимальным расходом денежных средств.
Автор: Артём Богданов
cargolink.ru
Логист в транспортной компании – функции, обязанности, зарплата - Работа грузоперевозчиков - Работа грузоперевозчиков - Статьи по грузоперевозкам
Профессия «логиста» сейчас является довольно востребованной. Многие компании занимаются логистикой – организацией и координацией доставки товаров от производителя к конечным потребителям.
Существуют следующие вилы логистики:
Закупочная – поиск надежных поставщиков, анализ рынка, управление материальными запасами, налаживание долгосрочных связей с поставщиками.
Маркетинговая (сбытовая) – анализ рынка сбыта, распределение продукции, управление запасами, ценообразование, реклама, кредитная политика.
Складская – определение параметров расположения складов их габаритов, оценка эффективности функционирования склада.
Транспортная – выбор конкретного вида транспорта, маршрута и варианта доставок груза.
Финансовая – управление кредиторской и дебиторской задолженностями, организация взаиморасчетов.
Инновационная – поиск дополнительных способов повышения эффективности работы предприятия и его прибыли.
В этой статье мы подробно рассмотрим только транспортную логистику. Рассмотрим, в чем заключается работа логиста в автотранспортных компаниях.
Суть профессии логиста
Транспортные компании оказывают услуги перевозки грузов. Существуют крупные транспортно-логистические организации, предоставляющие широкий спектр услуг. Они могут доставлять груз разными видами транспорта, у многих из таких компаний есть собственные склады, в которых может храниться транспортируемый ими товар.
Небольшие транспортные компании занимаются только доставкой груза автомобильным транспортом. Они имеют собственный автопарк и штат логистов. Чем же занимаются эти люди?
Поиск грузовладельцев и выбор автомобиля
Логисты в небольших транспортных фирмах (коих большинство) занимаются поиском грузовладельцев – организаций, нуждающихся в транспортировке грузов. Когда этим компаниям нужно перевезти груз, они звонят логисту и заказывают у них автомобиль.
Логист должен оценить параметры груза (вес, габариты, условия перевозки, прочие характеристики) и подобрать соответствующий транспорт. Логист обязан рассчитать, какой именно автомобиль из имеющихся в компании лучше всего подойдет для транспортировки груза конкретного заказчика. К примеру, скоропортящиеся продукты следует перевозить в изотермических фургонах или рефрижераторах, а для доставки негабаритных грузов понадобятся тралы. Эти все нюансы должны учитываться логистом при выборе транспортного средства.
Выбор маршрута
Затем логисту нужно грамотно разработать маршрут доставки груза. Важно, чтобы автомобиль двигался по дорогам с усовершенствованным покрытием, минуя все опасные участки и бездорожье. Качественно разработанный маршрут увеличит скорость доставки груза и снизит стоимость грузоперевозки.
Оформление документов
При перевозке грузов следует правильно оформлять сопроводительные и разрешительные документы. Этим также занимается логист транспортной компании. Перечень документов, необходимых для перевозки грузов, можно посмотреть тут (а для международных перевозок – тут).
Логист должен уметь заполнять путевые листы, ТТН, CMR и другие документы. Список необходимых документов во многом зависит от особенностей груза. К примеру, для перевозки опасных грузов или негабарита понадобятся специальные документы.
Кроме того, логист заключает договор с грузовладельцем, составляет акты выполненных работ, налоговые накладные, выписывает счет-фактруру и прочее. При этом он должен все делать быстро и слаженно, чтобы избежать срыва транспортировки.
Контроль процесса перевозки
Логисты также контролируют процесс доставки груза и отслеживают груз в пути. Многие автомобили оборудованы современными системами слежения, позволяющими в любой момент видеть, где находиться транспорт и не отклонился ли он от установленного маршрута. Логист периодически связывается с водителем, чтобы иметь полную информацию о том, как продвигается процесс доставки груза.
В случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций, логист обязан своевременно предпринять необходимые меры и решить различные проблемы.
Подытожим
Логист выполняет следующие функции:
Организовывает и координирует процесс перевозки груза.
Составляет маршруты транспортировки грузов.
Выбирает подходящий подвижной состав.
Ведет документооборот.
Контролирует работу водителей и автотранспорта.
Координация работы водителей.
В некоторых случаях логисты могут иметь следующие дополнительные обязанности:
Анализ логистических затрат.
Управление складскими запасами.
Распределение товаров на складах.
Формирование товарных отчетов.
Анализ кредиторской и дебиторской задолженности для бухгалтерии транспортной компании.
Деятельность в сфере ВЭД.
Логист должен владеть ПК, знать офисные программы, законодательство в сфере транспорта, основы документооборота.
Зарплата логиста
Зарплата логиста зависит от выполняемых им функций, имеющегося у него опыта и масштабов транспортной компании. Как правило, маленькие фирмы не могут платить своим логистам большие деньги. Логисты крупных логистических центров получают больше, но и обязанностей у них больше.
В среднем зарплата логиста колеблется от 100 до 500 долларов в месяц. На Западе логисты получают в десятки раз больше.
Также читайте:
gruz-xatt.com
В чем заключается работа логиста
Как известно, транспортные компании занимаются перевозкой грузов. В отличие от них, транспортно-логические фирмы предоставляют более широкий спектр услуг. Какой бы транспорт не использовался при перевозке грузов, она предполагает грамотно спланированный процесс доставки товара. Именно начало грузоперевозки и называется транспортной логистикой, правильное построение которой гарантирует быструю и качественную доставку товара до места назначения. Только опытная логистическая компания с квалифицированными специалистами может предоставить своим клиентам подобную услугу.
Транспортировка груза может происходить морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным способом. Так что, одной из самых важных задач логистов является правильный выбор подходящего способа и вида перевозки товара. Самое первое, на что обращает внимание опытный логист – это параметры груза, то есть его состав, массу и размеры. Помимо этого, специалист учитывает объем доставляемого товара, длину пути перевозки, финансовые возможности заказчика и обговоренные сроки доставки.
Работа логиста: Выбор транспортного средства
Авиаперевозка считается самым быстрым, но и самым дорогим способом транспортировки. Больше всего она подходит в том случае, если возникает необходимость в срочной доставке грузов (ценных вещей, документов, бумаг и тому подобных товаров). Железнодорожная перевозка является более дешевым способом транспортировки. Тем не менее, она обладает рядом недостатков: например, низкой скоростью, а также необходимостью перегрузки. Морская перевозка – наиболее оптимальный способ при транспортировке товара между континентами, особенно, если товар не нуждается в быстрой доставке и может находиться в пути довольно долгий промежуток времени. Грузовая автоперевозка, на сегодняшний день, является самым распространенным способом транспортировки. С ее помощью можно довольно быстро и недорого доставить любой вид товара.
Работа логиста: Выбор маршрутного пути для перевозки груза
Правильно выбранный маршрут играет огромную роль при любой транспортировки и влияет на то, в каком виде товар прибудет к заказчику. Квалифицированные работники логистических компаний, опираясь на обговоренные сроки доставки, разрабатывают несколько маршрутов для грузоперевозки. Необходимо сказать, что данный процесс является достаточно непростым и требует определенного вложения трудовых усилий. Логисты должны помнить о различиях климата в отдельных районах, качестве асфальта, ширине дорожной колеи, наличии различных мостов, переездов, насыпей, линий электропередач и других подобных объектов.
Так как каждый вид товара обладает своими особенностями, то это не может не повлиять на составление схемы грузоперевозки. Качественно разработанный маршрутный путь влияет не только на скорость, но и на стоимость грузоперевозки, которая, также, является немаловажным фактором для многих заказчиков.
Работа логиста: Документальное оформление
Любая транспортировка груза подразумевает оформление сопроводительных и разрешительных документов, которое должно соответствовать существующим нормам и правилам. Международные перевозки грузов нуждаются в таможенном оформлении. Только опытный специалист может точно рассчитать, сколько времени займет этот процесс, и поможет избежать срыва транспортировки. Особенно важным данный факт является при перевозке тяжеловесных, опасных или негабаритных видов груза.
Работа логиста: отслеживание маршрута перевозки груза
Помимо всего прочего, логистические компании занимаются отслеживанием процедуры транспортировки. Им необходимо тщательно контролировать все ее этапы (от погрузки, до передачи товара заказчику). Большинство крупных компаний обладают обширным парком различной автомобильной и других видов техники, на которых установлены современные системы слежения. При помощи такого оборудования логисты могут точно определить, на каком участке пути находится транспортное средство, с какой скоростью оно движется, и не отклонился ли автомобиль от начального маршрута. Диспетчер грузоперевозок, который постоянно находится на связи с водителем-дальнобойщиком, собирает всю полученную информацию и может вовремя предпринять необходимые меры при возникновении дорожно-транспортного происшествия или другой непредвиденной ситуации.
Таким образом, опытные профессионалы логистических компаний отвечают за всю процедуру транспортировки товара, поэтому к их выбору необходимо подходить очень внимательно и осторожно.
Видео: ошибки отдела логистики при просчете маршрута
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить "лайки/нравится". Ваш блог "Диспетчер грузоперевозок".
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
dispetcher-gruzoperevozok.biz
Транспортная логистика
Содержание
Введение. 3
1 Логистический аспект организации транспортных операций. 6
1.2. Транспортные тарифы и правила их применения. 11
1.3. Развитие перевозок грузов. 12
1.4. Основные принципы системы перевозок. Выбор перевозчика фирмой 16
2. Характеристика предприятия. 26
2.1. Характеристика деятельности общества. 26
2.2. Оценка финансового состояния предприятия. 27
2.3. Анализ основных технико-эксплуатационных показателей работы АТП 29
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы грузоперевозок с учетом логистических принципов. 31
3.1. Идентификация проблемы.. 31
3.2. Разработка управленческих решений по оптимизации грузоперевозок 33
3.2.1. Разработка рационального маршрута движения транспортных средств 33
3.2.2. Разработка предложений по управлению составом (численностью) транспортного парка. 40
3.2.3. Мероприятия по совершенствованию работы диспетчерской службы АТП 42
4. Принятие решений по оптимизации организационной структуры предприятия 50
4.1. Сущность и задачи организации труда, производства и управления. 50
4.2. Анализ действующей организационной структуры управления. 51
4.3. Принятие решений по оптимизации организационной структуры предприятия. 55
Заключение. 58
Библиография. 61
Приложение А.. 62
Приложение Б. 63
Приложение В (лист 1) 64
Приложение В (лист 2) 65
Приложение …. 66
Приложение …. . 67
Приложение …. 68
Приложение 4. 69
Приложение Д.. 70
Приложение Ж.. 1
Приложение И.. 2
Приложение К.. 3
Приложение Л.. 1
Приложение =. 3
Приложение =2. 4
Приложение *. 5
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта – ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей. Ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный.
Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери к двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики – рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обеспечивают боле высокую оперативность оказываемых услуг.
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным – резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.
В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.
Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот, предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.
В настоящее время назрела необходимость использования логистического подхода к организации грузоперевозок и оказанию транспортных услуг. Объективная потребность логистической организации работы на АТП может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования). Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между различными участниками транспортного процесса, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем.
В дипломном проекте предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к конкретному автотранспортному предприятию. Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ЗАО «АТП-10». Это предприятие занимается оказанием транспортных услуг и является одним из элементов транспортной системы РФ.
Основными задачами проектирования являются:
разработка предложений по оптимизации грузоперевозок с учетом времени и сроков доставки;
улучшение ситуации на предприятии за счет разработки сменно-суточного плана перевозки;
составление рационального маршрута движения автотранспортных средств;
разработка предложений, позволяющих улучшить координацию работы автотранспортного предприятия и грузоотправителей;
снижение транспортных издержек;
внедрение наиболее рационального планирования транспортных перевозок на предприятии.
Важность исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики только высокоорганизованные предприятия с качественным управлением могут добиться эффективной работы. Разрабатываемые предложения должны быть направлены на совершенствование транспортного процесса, повышение эффективности использования подвижного состава, сокращение его простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.
В конечном счете реализация данных предложений способна обеспечить положительный эффект непосредственно на автотранспортном предприятии, улучшить основные показатели его работы и принести дополнительную прибыль.
1.1. Факторы развития логистики. Транспортные аспекты логистики
Логистика – это система наук управления продвижением материалопотока, т.е. управление материалами и управление распределением. Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар;
необходимого качества;
в необходимом количестве доставлен;
в нужное время;
в нужное место;
с минимальными затратами.
Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителю).
В соответствии с этим выделяют следующие функциональные области логистики:
Запасы. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для системы. Запасы продукции позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
Транспорт. Включает в себя при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и т.д.
Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. Эти подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
Основные требования логистики: поддержание связи логистики с корпоративной стратегией, совершенствование организации движения материальных потоков, поступление необходимой информации и своевременная технология ее обработки, эффективное управление трудовыми ресурсами, учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей, определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности, тщательная разработка логистических операций.
Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка первостепенную важность приобрело формирование производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.
mirznanii.com
Роль транспортной логистики на предприятии
Лапенко А.В.
В условиях рыночной экономики существует большое количество предприятий желающих производить организованную доставку и транспортировку своей продукции, услуг. Исходя из этого транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.
Благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении. Исходя из этого можно определить цель данной работы - определение сущности и роли транспортной логистики на предприятии.
Проанализировав историю развития слова «логистика» можно выделить основные этапы. [5] Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово «логистика» является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность - «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до н. э. их было около 30). С течением времени термин «логистика» употреблялся в различных науках и сферах деятельности человека. Например: В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации, в 1904 г. по предложению Ительсона, Лаланда и Кутюра философский конгресс в Женеве утвердил определение логистики как математической логики. В начале 20 века термин «логистика» в основном использовался в военном деле, и означал материально-техническое снабжение армии различными видами транспорта и способами. После Второй Мировой Войны во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. В начале 1970-х гг. были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия. К 1980 г. оптимизация хозяйственного управления потребовала освоения и применения методов физического распределения. Логистика выделилась из маркетинга и находит все большее применение в экономике, становится самостоятельной областью науки и практики, оставаясь в тесном взаимодействии с маркетингом.
Логистика - часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Транспортная логистика- это деятельность, которая организовывает процесс транспортировки товара с места производства через определенные маршруты к месту назначения. Учёные выделяют две основные функции транспортной логистики: 1) перемещение грузов и 2) хранение грузов. Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.
Функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды.
Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути. В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.
Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания.
Для определения роли транспортной логистики на предприятии целесообразно будет отобразить деятельность самих логистов и их роль. В штат крупных фирм грузоперевозчиков входят опытные логисты. Основная сфера их деятельности состоит в организации четкой работы с грузоперевозчиками, разработкой краткого и оптимального маршрута, выбора транспортного средства, который больше всего подходит к конкретному случаю. Так же логисты занимаются организацией хранения груза, его сопровождения и охраны.
В сферу деятельности логистов входят погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и маркировка груза, а также фрахт транспортного средства, подготовка сопроводительных документов, страхование груза.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что логистика это самостоятельная наука, которая формировалась и изменялась начиная ещё с древних времён. Как и любая другая наука логистика имеет различные направления, среди них выделяют и транспортную логистику – наука о правильной и рациональной доставке грузов. Роль, которую играет транспортная логистика на предприятии, гораздо более сложная, чем просто осуществлениеотгрузки товаров заказчикам. Только посредством хорошо организованной системы транспортировки продукция может быть доставлена в нужное время в нужное место строго в соответствии с требованиями клиента. Такая транспортная логистика становится между производителем и заказчиком своего рода мостом.
Таким образом, система транспортной логистики является базой для эффективного и целесообразного бизнеса в целом, давая толчок к развитию и всем остальным логистическим службам компании. Умелая транспортная логистика, способствуя улучшению качества обслуживания клиентов, делает предприятие намного конкурентоспособней.