трасологический. Трасолог кто это


Трасология - это... Что такое Трасология?

Cледы обуви человека Cледы транспортных средств

Трасология (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений[1]. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки[2][3].

Следы преступления

Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых (например В. А. Мещеряков), анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов[4].

Задачи

Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

Примеры более частных задач:

  • установление пригодности следов для идентификации
  • определение механизма и условий следообразования
  • определение свойств и признаков следообразующего объекта
  • установление отдельных обстоятельств образования следов
  • отождествление объекта, оставившего след
  • решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

Система трасологии

В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств[1].

Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы[5]. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви. Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом[6].

В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

Примечания

  1. ↑ 1 2 Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 224.
  2. ↑ Евгений Гиря, Hugues Plisson. О преимуществах применения программы Helicon Focus в археологической трасологии
  3. ↑ Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007
  4. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 226.
  5. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 230.
  6. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 247.

Литература

  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9
  • Е. П. Ищенко, А. А. Топорков «Криминалистика: Учебник», ИНФРА-М, 2006
  • В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», Махаон, 1999
  • Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007

Ссылки

dikc.academic.ru

ТРАСОЛОГИЯ - это... Что такое ТРАСОЛОГИЯ?

  • ТРАСОЛОГИЯ — (от фр. trace след и гр. logos слово, учение; букв. учение о следах) раздел криминалистики, изучающий следы и разрабатывающий приемы, методы и научно технические средства их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования. Различают следы: человека …   Юридический словарь

  • ТРАСОЛОГИЯ — (от французского trace след и греческого logos слово, учение; буквально учение о следах), раздел криминалистики, занимающийся фиксацией и изучением следов, оставляемых на месте преступления человеком, транспортным средством, орудием преступления… …   Современная энциклопедия

  • ТРАСОЛОГИЯ — (от франц. trace след и ...логия) раздел криминалистики, занимающийся фиксацией и изучением следов, оставляемых на месте преступления человеком, транспортным средством, орудием преступления и т. д., в целях идентификации …   Большой Энциклопедический словарь

  • Трасология — (фр. trace след + rp. logos слово, понятие, учение) отрасль криминалистики, разрабатывающая научно технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов отображений с целью определения механизма следообразования, установления… …   Энциклопедия права

  • Трасология — (от французского trace след и греческого logos слово, учение; буквально учение о следах), раздел криминалистики, занимающийся фиксацией и изучением следов, оставляемых на месте преступления человеком, транспортным средством, орудием преступления… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Трасология — Cледы обуви человека …   Википедия

  • трасология — и; ж. [франц. trace след и греч. logos учение] Раздел криминалистики, занимающийся вопросами обнаружения видимых и невидимых следов и их фиксации. Т. изучает возможные следы. Методы трасологии. Изучать трасологию. ◁ Трасологический, ая, ое. Т ое… …   Энциклопедический словарь

  • Трасология — (от франц. trace следи греч. lоgos слово, учение, буквально учение о следах)         отрасль криминалистики (См. Криминалистика), изучающая Следы и разрабатывающая специальные приёмы, методы и научно технические средства их обнаружения, фиксации …   Большая советская энциклопедия

  • трасология — ж. Учение о следах преступления как раздел криминалистики. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • трасология — …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    трасологический - это... Что такое трасологический?

     трасологический

    трасолог'ический

    Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

    • трасолог
    • трасология

    Смотреть что такое "трасологический" в других словарях:

    • трасологический — трасологический …   Орфографический словарь-справочник

    • трасологический — прил. 1. соотн. с сущ. трасология, связанный с ним 2. Свойственный трасологии, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • трасологический — см. трасология; ая, ое. Т ое исследование. Т ая экспертиза. Т ие методы …   Словарь многих выражений

    • судебно-трасологический — судебно трасологический …   Орфографический словарь-справочник

    • экспериментально-трасологический — экспериментально трасологический …   Орфографический словарь-справочник

    • Трассология — Трасология (от франц. trace ‒ следи греч. lоgos ‒ слово, учение, буквально ‒ учение о следах), отрасль криминалистики, изучающая следы и разрабатывающая специальные приёмы, методы и научно технические средства их обнаружения, фиксации, изъятия и… …   Большая советская энциклопедия

    • Трасология — (от франц. trace следи греч. lоgos слово, учение, буквально учение о следах)         отрасль криминалистики (См. Криминалистика), изучающая Следы и разрабатывающая специальные приёмы, методы и научно технические средства их обнаружения, фиксации …   Большая советская энциклопедия

    • трасология — и; ж. (франц. trace след и греч. lógos учение) см. тж. трасологический Раздел криминалистики, занимающийся вопросами обнаружения видимых и невидимых следов и их фиксации. Трасоло/гия изучает возможные следы. Методы трасологии. Изучать трасологию …   Словарь многих выражений

    lopatin.academic.ru

    Транспортно-трасологическая экспертиза | ООО НЭОО «ЭКСПЕРТ»

    Когда и зачем нужна транспортно-трасологическая экспертиза?

    * если возник спор при определении виновности в дорожно-транспортном происшествии;* если Вас обвиняют в несовершенном вами дорожно-транспортном происшествии;* если страховая компания отказывает в страховом возмещении;

    На сегодня самый распространенный случай, при котором необходима транспортно-трасологическая экспертиза – это когда страховая компания отказывает в страховом возмещении, потому что имеющиеся повреждения автомобиля не могли быть получены в результате данного дорожно-транспортного происшествия.

    При этом страховая компания ссылается на экспертное заключение некого эксперта-трасолога.

    Как правило, полного исследования механизма образования повреждений при этом, как правило, не производится, автомобили участников данного дорожно-транспортного происшествия не осматриваются!

    Что такое трасология?

    Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Криминалистическая экспертиза — составная часть судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе, исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление с помощью специальных познаний фактических данных, основанная на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, интересующих органы предварительного расследования и суд. Для трасологической экспертизы характерно исследование следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы.

    Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

    Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

    Задача эксперта трасолога – полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия.

    Результаты исследования следов на транспортных средствах позволяют разрешить широкий круг спорных вопросов. Так, например, при исследовании следов соприкосновения двух движущихся в одном направлении транспортных средств по повреждениям можно определить, у кого из них скорость была выше, а также угол между данными автомобилями в момент их столкновения.

    Одна из задач транспортной трасологии — разработка приемов и средств идентификации транспортных механизмов и их частей, тождество которых является доказательственным фактом расследовании преступлений. Однако основная задача — разработка методики решения диагностических вопросов, связанны с механизмом дорожно-транспортного происшествия.

    Именно в решении диагностических задач (определение направления движения автомобиля, места и угла столкновения транспортных средств, взаимного размещения их в момент столкновения и др.) проявляются особенности транспортной трасологии, в которой органически связаны криминалистические знания, относящиеся к классификациям следов, способам их обнаружения, фиксации и оценки, со знаниями функциональных особенностей транспортных средств, в первую очередь автомобилей и мотоциклов, являющихся основным объектом транспортной трасологии. Функциональные особенности и особенности эксплуатации транспортных средств определяют механизм следового взаимодействия, который может быть познан лишь в связи со знаниями динамики дорожно-транспортного происшествия. Событие ДТП распадается на начальную, ряд промежуточных и конечную стадии. Хотя начальная стадия характеризуется не следовым взаимодействием, а только субъективными и объективными предпосылками происшествия, ее знание и учет весьма важны в анализе дальнейших событий. На последующих (промежуточных) стадиях возникают различные ситуации, характеризующиеся динамическим контактом транспортных средств, наездом на преграды, опрокидыванием и перемещением участвовавших в происшествии объектов (автомобилей, преград, людей). Именно в этих ситуациях происходит формирование большей части следов на транспортных средствах, дорожном покрытии, предметах окружающей обстановки. Заключительная стадия, как правило, лишена динамики. Ее характеризуют статическое взаимодействие транспортных средств, сместившихся в процессе дорожно-транспортного происшествия предметов, людей и дорожного покрытия и образование следов, фиксирующих конечную ситуацию, — местоположение и взаимное расположение объектов, вовлеченных в событие происшествия.

    Различают 3 вида участвовавших в следовом взаимодействии объектов.

    Объект (автомобиль, преграда и др.), признаки которого отобразились в следе, называется следообразующим; объект, являющийся носителем следа, — следовоспринимающим. В процессе следового взаимодействия оба участвующих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становятся носителями следов. Поэтому объекты следообразования подразделяются на воспринимающий и образующий в отношении каждого следа.

    Объект, на котором расположен след, является следовоспринимающим, а другой объект, отобразившийся в следе, — следообразующим. И, наконец, третий объект - вещество следа. Это то, из чего состоит след. Он может состоять из вещества воспринимающего объекта (объемный след), вещества образующего объекта (краска автомобиля, наслоившаяся на преграду), смеси этих веществ и вещества, случайно попавшего на поверхность одного из них (пыль). Свойства вещества следа определяют адекватность и возможность отображения признаков в следе.

    Взаимодействием трасологических объектов считается связанный с событием происшествия процесс воздействия одного объекта на другой (другие), в результате которого формируются следы, содержащие отображение свойств участвовавших во взаимодействии объектов и механизма самого взаимодействия.

    Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее появлению следа, называется следовым контактом. Соприкасающиеся участки поверхностей называются контактирующими. Различают следовой контакт в одной точке (например, соприкосновение острия шила с поверхностью автомобильной шины), контакт множества точек, располагающихся по линии или по плоскости.

    Свойствами, определяющими способность объекта вступать во взаимодействие с другими объектами, отображая в них свои признаки либо воспринимая признаки этих объектов, обладают все тела, имеющие устойчивые пространственные границы. Однако свойства эти проявляются в разной мере, так как зависят от твердости объекта, способности его к упругим или остаточным деформациям, от строения рельефа поверхности, степени устойчивости его во времени.

    Транспортное средство обладают способностью сохранять в относительно неизменном виде общую форму и детали рельефа поверхности в обычном состоянии и в процессе следового взаимодействия со следовоспринимающими объектами.

    Следообразующий объект, следовоспринимающий объект и вещество следа должны рассматриваться в качестве двух компонентов системы следового взаимодействия, След - это результат реакции следовоспринимающего объекта (носителя следа) на воздействие следообразующего объекта (источника следа). Механизм следообразования включает как механизм воздействия следообразующего объекта, так и механизм реакции следовос-принимающего, а в необходимых случаях — вещества следа. Гносеологической основой такого анализа служит диалектическое учение об отображении. Оно исходит из способности любой вещи в результате взаимодействия с другой вещью изменяться и сохранять следы воздействия. Гносеологический анализ следообразования позволяет выделить элемент структурного сходства признаков, отобразившихся в следе, и признаков следообразующего объекта.

    Задача трасологии — получить информацию о следообразующем объекте и механизме взаимодействия по результатам его взаимодействия со следовоспринимающим объектом, т.е. по следам. Для этого используются все способы выделения информации: метод измерений, математические методы, методы учета и устранена искажений признаков и др.

    Транспортные средства – это устройства, действия (и следы) которых не связаны непосредственно с руками человека, а зависят в основном конструктивных свойств и особенностей взаимодействия с дорогой и другими объектами.

    Механическая сила, определяющая взаимное перемещение взаимодействие объектов, участвующих в следообразовани называется следообразующей. Путем аналитического исследования в каждом конкретном случае эксперты определяют систему сил, участвовавших в формировании следа. Путем сложения сил их приводят к одной — следообразующей. На схемах и фотоснимках исследуемых объектов ее представляют в виде вектор направление, которого совпадает с направлением действия, длина пропорциональна величине силы.

    Транспортные средства оставляют следы, воздействуя на воспринимающий объект давлением или трением. Трудно представить условия формирования следа, в которых механическое воздействие транспортного средства на воспринимающий объект заключалось бы только в давлении или толь ко в трении.

    В одних случаях (при точечных отображениях признаков) когда следообразующая сила направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности, заметно преобладает давление, в других (при линейном отображении признаков), когда следообразующая сила имеет тангенциальную направленность, — доминирует трение. Проявляются силы давления благодаря упругой деформации двух вступивших в следовой контакт объектов.

    Транспортная трасология имеет дело со следами довольно ограниченного (по разнообразию) количества следообразующих объектов, классифицируемых на большие группы. Исходными основными в трасологической классификации являются особенности внешнего строения таких предметов (колесо, бампер фары и т. п.). Признаки эти отражаются их общей формой и размерами, а также макро и микро строением поверхностей.

    Общая форма и размеры автомобиля в целом и его частей – это наиболее заметные и доступные для изучения особенности, однако они редко и далеко не полностью отображаются в след.

    Поверхность следообразующей части автомобиля, какой бы ровной и гладкой на первый взгляд она ни казалась, состоит отдельных выступов и впадин. Для того чтобы отличить выступающие элементы от впадин, следует пользоваться понятие основной, или базисной, плоскости. Таковой принято считать плоскость поверхности образующего объекта, площадь которого является доминирующей. Определив базисную площадь, можно легко выделить детали, которые следует считать выступающими, и детали, которые надлежит именовать углубленными.

    В транспортной трасологии важно подразделять следы первичные, т.е. возникшие в процессе первого, начального контакта между собой или транспортным средством с различными преградами, и последующие, появившиеся в процессе дальнейшего смещения и деформации вступивших в следовое взаимодействие объектов. (Различить эти следы можно по особенностям их формы и локализации зон повреждения на транспортных средствах.)

    Для отображения в следах идентификационных признаков транспортного средства необходим его непосредственный контакт с воспринимающим объектом. В процессе такого контакта образующий объект вносит изменения на некотором участке воспринимающего объекта (локальный способ формирования следов) либо предохраняет этот участок поверхности от изменений, которым подвергаются другие участки (периферийный способ формирования следов). Периферийный способ встречается редко, еще реже такие следы содержат достаточно четкое отображение идентификационных признаков.

    Если изменения, вызвавшие образование следа, охватывают только поверхность воспринимающего объекта вследствие наслоения или отслоения вещества следа, то следы называются поверхностными. Если же под воздействием образующего объекта изменениям на некотором участке подверглась форма воспринимающего объекта, его внутренние части вследствие остаточной деформации или отделения частиц, то образуются объемные (вдавленные) следы. В транспортной трасологии основное внимание уделяется объемным следам, составляющим подавляющее большинство следов на местах происшествий и на самих транспортных средствах. Практике транспортно-трасологических исследований не известны невидимые следы, которые так часто встречаются, например, в дактилоскопии.

    Объемные и поверхностные следы формируются благодаря физическому (механическому или термическому) воздействию образующего объекта на воспринимающий. Механическое воздействие осуществляется в основном при следовых контактах, термическое разрушение — при возгорании транспортного средства. Следы в подобных случаях возникают благодаря различиям механических свойств или температуры образующего и воспринимающего объектов. Если механическое воздействие дает обычно достаточно четкое отображение идентификационных признаков, то следы плавления или горения в лучшем случае позволяют установить лишь групповую принадлежность оставившего их объекта.

    Методика установления взаимного расположения и направления движения по следам на транспортном средстве, дороге и преградах в целом универсальна и не зависит от того, каким транспортным средством они оставлены. При оценке результатов экспериментов, естественно, учитываются данные о габаритах, назначении исследуемых объектов, обстоятельствах происшествия и ситуации, в которой происходило формирование следов.

    Наряду с исследованиями следов в целях установления направления воздействия следообразующей силы к диагностическим относится определение пространственного положения взаимодействовавших объектов в момент формирования следов. При изучении линейных следов пространственное положение взаимодействовавших объектов устанавливается после определения по следам встречных и фронтальных углов. Самыми простыми и вместе с тем эффективными считаются приемы непосредственного совмещения следов на взаимодействовавших объектах в процессе постановки экспериментов.

    На общую форму линейных следов влияет и смещение воспринимающего объекта в момент следообразования. Параллельные трассы, составляющие такие следы, могут располагаться прямолинейно или дугообразно, например, в следах на вращающемся колесе. Трассы располагаются на протяжении все следа параллельно, но иногда расстояние между ними и ширина трасс меняются и след приобретает веерообразную форму, вызывается чаше всего изменениями встречного угла во времени следового контакта. Иногда же веерообразная форма следов объясняется упругой деформацией воспринимающего объект момент следообразования. Детали из резины (например, резиновые тормозные рукава) или: из дерева при воздействии выступающих частей автомобиля упруго деформируются. По окончании следового контакта и воздействия образующей объекта соответствующие участки воспринимающего объекта приобретают первоначальный объем, а образовавшиеся на них в период сжатия трассы расходятся, придавая следу веерообразную форму.Возможности транспортно-трасологической экспертизы.

    Экспертиза данного рода может ответить на следующие вопросы:

    1. Где располагается место столкновения транспортных средств?2. Где располагается место наезда на пешехода?3. Каков механизм столкновения транспортных средств?4. Каков механизм наезда на пешехода?5. Как располагались транспортные средства относительно друг друга в момент столкновения, каков угол между продольными осями транспортных средств в момент столкновения?6. Как располагались транспортные средства относительно друг друга и относительно проезжей части в момент столкновения?7. Как располагались транспортное средство и пешеход относительно друг друга в момент наезда?8. Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?9. Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?10. Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?11. Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?12. Имеются ли повреждения на представленном колесе?13. Если имеются повреждения на представленном колесе, то в какой момент они возникли (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?14. Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?15. Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?16. Как располагались транспортное средство и велосипед относительно друг друга в момент наезда, каков угол между продольными осями транспортного средства и велосипеда в момент наезда?17. Совершал ли маневр изменения направления движения велосипедист перед наездом?

    Следует отметить, что перед транспортно-трасологической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы. Главное, чтобы эти вопросы входили в компетенцию эксперта по транспортной трасологии!

    Специалисты организации НЭОО «ЭКСПЕРТ» обладают всеми необходимыми познаниями в области транспортной трасологии, чтобы провести независимую, объективную и достоверную транспортно-трасологическую экспертизу, о чем неоднократно имелись подтверждения в результатах решений судов, участия в Международных конференциях, а также оценки работы специалистов организации Государственным учреждением Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции.

     

     

     

     

     

     

    экспертиза дтп, независимая экспертиза автомобиля после дтп стоимость, экспертиза дтп по решению суда, автотехническая экспертиза при дтп вопросы, экспертиза дтп Ростов-на-Дону, экспаертиза автомобиля поле дтп, независимая экспертиза после дтп, экспертиза дтп вакансии, экспертиза дтп по видеозаписи, сколько стоит независимая экспертиза авто после дтп

    www.neooexpert.ru

    трасология - это... Что такое трасология?

    (от фр. trace - след и гр. logos - слово, учение; букв. - учение о следах) - раздел криминалистики, изучающий следы и разрабатывающий приемы, методы и научно-технические средства их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования. Различают следы: человека, орудий преступления, инструментов, производств, механизмов, транспортных средств.

    * * *

    (фр. trace - след + rp. logos - слово, понятие, учение) - отрасль криминалистики, разрабатывающая научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации и исследования следов-отображений с целью определения механизма следообразования, установления групповой принадлежности и идентификации следообразующих объектов; учение о следах преступления, являющееся разделом криминалистики. В Т. различают следы: человека, орудий преступления, инструментов, производственных механизмов, транспортных средств и др. Трасологическая идентификация объекта осуществляется путем сопоставления его общих и частных признаков с признаками, отобразившимися в следе.

    Трасологическое исследование начинается с момента обнаружения следов на месте происшествия. Предварительное исследование следов производится следователем. Для участия в нем рекомендуется приглашать специалиста-криминалиста. Результаты предварительного трасологического исследования позволяют следователю сделать умозаключения об особенностях механизма образования следов, выдвинуть и проверить следственные версии.

    При фиксации следов в протоколе отражаются: а) вид обнаруженных следов; б) расположение следов на месте происшествия относительно предметов обстановки; в) расположение следов на следовоспринимающем объекте; г) взаимное расположение следов; д) цвет, консистенция, структура, запах следообразующего вещества; е) форма следов и их частей; ж) частные идентификационные признаки, отобразившиеся в следе.

    Если по делу требуется заключение эксперта, то следователь назначает трасологическую экспертизу. Она позволяет идентифицировать человека по следам рук, ног, зубов; обувь - по ее следам; орудие преступления и инструменты - по следам взлома, разреза, разруба и др.; производственные механизмы - по следам на готовых изделиях; транспортное средство - по следам шин, следам от выступающих деталей и др. Объектами трасологической экспертизы являются следы, их копии и предполагаемые следообразующие объекты. Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой, могут быть объединены в 3 группы: а) касающиеся механизма образования следов; б) связанные с установлением групповой принадлежности следообразующего объекта; в) связанные с идентификацией конкретного объекта, которым был оставлен след.

    В постановлении о назначении трасологической экспертизы должно быть указано, какие объекты направлены на экспертизу, их количество, способ и время изъятия, время и условия хранения до направления на экспертизу. В распоряжении эксперта рекомендуется также представить протокол осмотра места происшествия и протокол получения образцов для сравнения, планы, схемы и фотоснимки места происшествия и следов.

    Ход и результаты трасологической экспертизы отражаются в заключении эксперта. На прилагаемой к нему фототаблице помещаются фотоснимки общего вида исследуемых объектов и снимки, иллюстрирующие совпадение идентификационных признаков (см. подр.: Криминалистика. Под ред. В.А. Образцова. - М., 1995; Криминалистический словарь. - М., 1993).

    Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

    jurisprudence.academic.ru

    Трасология — WiKi

    Следы обуви человека Следы транспортных средств

    Трасоло́гия (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений[1]. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки[2][3].

    Следы преступления

    Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых (например, В. А. Мещеряков), анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

    Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов[4].

    Задачи

    Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

    Примеры более частных задач:

    • установление пригодности следов для идентификации
    • определение механизма и условий следообразования
    • определение свойств и признаков следообразующего объекта
    • установление отдельных обстоятельств образования следов
    • отождествление объекта, оставившего след
    • решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

    Система трасологии

    В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств[1].

    Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы[5]. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви. Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

    Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом[6].

    В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

    Примечания

    1. ↑ 1 2 Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 224.
    2. ↑ Евгений Гиря, Hugues Plisson. О преимуществах применения программы Helicon Focus в археологической трасологии
    3. ↑ Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007
    4. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 226.
    5. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 230.
    6. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 247.

    Литература

    • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9.
    • Е. П. Ищенко, А. А. Топорков «Криминалистика: Учебник», ИНФРА-М, 2006
    • В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», Махаон, 1999
    • Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007

    Ссылки

    ru-wiki.org

    Трасология — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Трасоло́гия (от фр. la trace — «след» и греч. λόγος — «учение») — криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений[1]. Трасология уже более полувека применяется и в археологических исследованиях. Археологическая трасология – метод познания деятельности человека в прошлом через изучение её следов: на древних орудиях из камня, кости, металла и/или других материалов, а также следы применения этих орудий – следы обработки[2][3].

    Следы преступления

    Следами преступления являются любые изменения среды, возникшие в результате совершения в этой среде преступления. Следы преступления классифицируются на материальные и идеальные следы. К первым относятся «отпечатки» события на любых материальных объектах: предметах, документах, теле потерпевшего и т. д. Под идеальными следами понимают отпечатки события в сознании, памяти преступника, потерпевшего, свидетелей и других людей. Также ряд ученых (например, В. А. Мещеряков), анализируя особенности формирования следовой картины при совершении преступления в сфере компьютерной информации, пришли к выводу о необходимости введения понятия «виртуальных следов» как промежуточной стадии между материальными и идеальными.

    Трасология изучает только следы механического воздействия, являющиеся подгруппой материальных следов[4].

    Задачи

    Наиболее общая классификация задач трасологии — деление на идентификационные и диагностические задачи. Под идентификацией понимается установление индивидуально определённого объекта, оставившего след, под диагностикой — вывод о способе образования следа.

    Примеры более частных задач:

    • установление пригодности следов для идентификации
    • определение механизма и условий следообразования
    • определение свойств и признаков следообразующего объекта
    • установление отдельных обстоятельств образования следов
    • отождествление объекта, оставившего след
    • решение вопроса, не оставлены ли следы, изъятые с мест разных происшествий, одним и тем же объектом.

    Система трасологии

    В трасологии, основываясь на классификации объектов, оставляющих следы, выделяют три крупных ответвления: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов и следы транспортных средств[1].

    Разделом трасологии является дактилоскопия — наука о способе идентификации человека по узорам на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук человека. Трасология также занимается и изучением папиллярных линий на ладонях. Папиллярные линии пальцев рук считаются исключительно надёжным способом идентификации, поскольку они индивидуальны для каждого человека и достаточно устойчивы[5]. Следы ног позволяют сделать вывод о направлении и темпе движения человека, о росте и особенностях походки, а также об особенностях обуви. Возможна также идентификация человека по следам зубов. Следы ногтей не имеют достаточно выраженных частных признаков и поэтому непригодны для идентификации, однако могут дать информацию об обстоятельствах событий.

    Раздел, изучающий следы орудий и инструментов, ещё называется механоскопия. Изучение следов орудий на месте происшествия может позволить определить механизм взлома, вид применявшегося инструмента, количество и примерные физические характеристики преступников, наличие определённого навыка обращения с инструментом[6].

    В случае, если следы оставлены транспортным средством (колёсами автомобиля, мотоцикла, велосипеда и др.), следы исследуются для ответа на вопрос о направлении движения, типе (марке) транспортного средства и/или его ходовой части (шины). Объектом трасологии также могут быть отделившиеся детали транспортного средства (например, осколки стёкол, частицы краски).

    Напишите отзыв о статье "Трасология"

    Примечания

    1. ↑ 1 2 Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 224.
    2. ↑ Евгений Гиря, Hugues Plisson. О преимуществах применения программы Helicon Focus в археологической трасологии
    3. ↑ Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007
    4. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 226.
    5. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 230.
    6. ↑ Аверьянова Т. В., Белкин, Р. С. Криминалистика. С. 247.

    Литература

    • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с. — ISBN 5-89123-302-9.
    • Е. П. Ищенко, А. А. Топорков «Криминалистика: Учебник», ИНФРА-М, 2006
    • В. Л. Попов «Трасология как таковая: методические рекомендации», Махаон, 1999
    • Г. Н. Поплевко. Методика комплексного исследования каменных индустрий (трасология). Изд-во: Дмитрий Буланин, 2007

    Ссылки

    • [bibliotekar.ru/evrika/7-6.htm Альманах «ЭВРИКА». О ЧЕМ РАССКАЖЕТ СЛЕД]
    • [www.youtube.com/watch?v=U9NzPjJCCTw Учебный фильм "Трасология"]

    Отрывок, характеризующий Трасология

    Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их. Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать. – Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе. – Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала. Пьер внимательно посмотрел на нее. – Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа. – Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже. Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала. – Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья. – Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать. Пьер встал и простился.

    Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем. – Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем. Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней. – Разве можно забыть? – сказала она. – Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она. – Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья. – Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда? – Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл. – И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало… – Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья. – Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем? – Да, и чудесный. – Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

    Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь. Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате. «Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей. «Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе. Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу. «Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он. – Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер. – Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим. – Ну, а дети? – И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно. – Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой. – И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство. «Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!» – Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич. – Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».

    wiki-org.ru