|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление банкротством: постановка проблемы и предложения. Управление банкротствомПравила управления банкротством | Юридическая ЭнциклопедияОснова предпринимательства – рисковая деятельность, которая может принести как прибыль, так и убытки. В статье пойдёт речь о ситуации, когда решения руководителей коммерческой организации привели к невозможности дальнейшего исполнения своих обязательств перед кредиторами. Будет рассмотрен порядок назначения арбитражного управляющего и последствия этого назначения.
Процедура назначения арбитражного управляющего при банкротстве
Судебные споры и принудительное исполнение обязательств являются одной из составляющих хозяйственной деятельности. Суд, в свою очередь, назначает незаинтересованное лицо для управления предприятием в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Арбитражный управляющий приходит в организацию со своей командой юристов, экономистов, бухгалтеров и аудиторов, чтобы оценить состояние платежного баланса и возможные перспективы развития ситуации. Через месяц собранию кредиторов должен быть представлен конкретный план действий, который приведёт к восстановлению положения организации, либо к ликвидации юридического лица с полным погашением долговых обязательств перед кредиторами. На деле такое планирование занимает более длительный период времени. План должен быть одобрен собранием кредиторов. Надо учитывать, что на первом месте стоит не вопрос сохранения коммерческой организации, а выполнение долговых обязательств. Тем не менее, иногда восстановление производственной деятельности юридического лица может принести больше прибыли, чем простая распродажа активов через аукцион. По закону на управление банкротством даётся год, с возможностью продления этого срока ещё на 6 месяцев.
Последствия внешнего управления банкротством
К арбитражному управляющему переходит вся полнота власти в организации. Люди, занимающие руководящие должности, уже доказали свою неспособность вывести предприятие из кризиса. Потому заключение договоров, принятие управленческих решений поручается управляющему банкротством.
Для организации, проходящей процедуру банкротства, назначение арбитражного управляющего имеет свои преимущества. Вводится мораторий на выплаты по долгам. К моменту банкротства у коммерческой организации скапливается масса неисполненных судебных решений, задолженностей перед бюджетом и других обязательств. Если перестать расходовать на это оборотные средства, можно использовать их для завершения какого-либо производства и исполнения контрактов, по которым поступит выручка. Снимается арест с имущества должника. Неиспользуемые здания или агрегаты можно реализовать, что позволит привлечь дополнительные средства для погашения долговых обязательств.
В редких случаях при управлении банкротством удаётся обойтись без ликвидации организации. Тогда контроль над предприятием возвращается органам управления, и судебный процесс банкротства прекращается. uristhome.ru Управление банкротством: постановка проблемы и предложенияШироко распространенным является мнение о неэффективности процедур банкротства в России. Причины такой неэффективности разные исследователи усматривают в разном: в недобросовестности должников, арбитражных управляющих, злоупотреблениях кредиторов, наличии ненужных процедур (наблюдение), отсутствии нужных процедур (реструктуризация долгов юридического лица по примеру, как это принято выражаться, Чэптер Элевен), контролируемости торгов, злоупотреблениях организаторов бизнеса, медлительностью или наоборот торопливостью и непредсказуемостью или наоборот негибкостью судебной системы и т.д. и т.п. За последнее время все эти «дыры» так или иначе латают: усиливают ответственность арбитражных управляющих, развивают субсидиарную ответственность, пытаются устранить наблюдение и ввести тот самый Чэптер Элевен, пресечь практику контролируемых торгов через рассмотрение конкретных дел, заблокировать включение в реестр требований кредиторов требований связанных лиц и пр. Стали ли процедуры банкротства от такого латания эффективнее? Вопрос, конечно же, в том, как, то есть в чем, эту самую эффективность измерять. В восстановлении платежеспособности? Нет, не стали. В привлечении к субсидиарной ответственности? Количественно – стали. В возврате копейки на рубль? Не знаю. Думаю, что зависит от вида кредитора (залоговые или нет). Но сейчас уже становится понятно: методом решения для повышения эффективности является практика заплаток. Такая практика сама по себе порочна: во-первых, прорывать будет там, где еще заплатку не ставили, во-вторых, попытка все закрыть железной крышкой (отчасти это сейчас происходит с институтом субсидиарной ответственности) приведет к «выплескиванию» ребенка. Как представляется, такая практика неэффективна еще и потому, что является запоздалой защитой, а не своевременным предвосхищением. Что отечественная мысль могла бы предложить в качестве решения на опережение? Можем ли мы предложить Glava 3.3, которую наши западные (и восточные, северные и южные) друзья с удовольствием будут тиражировать в будущем? Осмелюсь попробовать. Не судите строго. Как мне кажется, главное, чего у нас в настоящее время нет в банкротстве, так это концептуального выделения банкротства как управленческого процесса. Отсутствие такого концептуального выделения, в свою очередь, приводит к отсутствию четкого законодательного определения разрешенных контуров названного управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности. Так, банкротство может рассматриваться с нескольких точек зрения: как факт, как судебное производство, как режим расчетов и, наконец, как управленческий процесс. Если мы говорим об эффективности банкротства как управленческого процесса, то ее, как и в отношении любого другого процесса, можно измерять через соотношение трех критериев: достигнутые цели, сроки их достижения, затраченные средства. Следовательно, первое, что мы должны определить: четкие и измеримые цели любого вида управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности. Очевидно, что целью реабилитационных процедур должно быть восстановление платежеспособности (кого – должника или бизнеса – подлежит обсуждению). В свою очередь, целью конкурсного управленческого процесса – максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Целью управленческого процесса в рамках процедуры наблюдения является анализ наиболее сбалансированного способа разрешения несостоятельности. Далее – мы должны по каждому из видов управленческого процесса дать ориентиры по ожидаемому размеру затрачиваемых средств (сюда, кстати, текущие платежи тоже должны войти). Превышение такого размера будет снижать эффективность. И третье – мы должны выработать критерии ожидаемых сроков на достижение соответствующих целей. Точно так же – превышение в минус, сокращение – в плюс. Целесообразно сначала концептуально и далее на законодательном уровне признать следующую структуру органов управления в сфере процесса разрешения несостоятельности: - антикризисный управляющий – менеджер; - собрание кредиторов; - комитет кредиторов. В целях развития лучших практик достижения целей соответствующих управленческих процессов следует «освободить» главного управленца – управляющего, с одной стороны, но и повысить его реальную ответственность по итогам оценки эффективности проведенных процедур, с другой. Именно чрезмерная зарегулированность и недоверие к управленцу вымывает остатки инициативы в указанной сфере управления. Проще провести процедуру «по регламенту», чтобы никого «не задеть», что означает в большинстве случаев отсутствие заинтересованности к нестандартным подходам. Но без конкуренции, применения новых моделей достижения целей мы вряд ли сможем увидеть новые технологии повышения эффективности разрешения несостоятельности. Это, конечно же, не означает, что управляющий не должен нести ответственности. Напротив, должен. Более того, должен больше, чем сейчас. Но за другое – за неэффективное проведение процедуры. Иными словами, управляющий получает карт-бланш на процесс, но нестандартный в худшую сторону результат должен приводить к «разбору полетов». В этой связи целесообразно: - во-первых, освободить менеджера в сфере достижения целей управленческого процесса: ограничить компетенцию собрания кредиторов, как это кощунственно не звучит, сократить обжалование его действий, сократить публикации, отчетность, проверки и т.п., - во-вторых, ввести четкий механизм открытой (возможно, судебной) оценки эффективности проведенного управленческого им процесса, но только по итогам его проведения. Целесообразно выработать четкие и измеряемые критерии указанной оценки. Недостижение среднего уровня эффективности должно влечь ответственность за некомпетентность, превышение среднего уровня – привилегии, возможно, в виде «обязательных закупок» услуг, повышенного вознаграждения. При таком подходе не должно оставаться без внимания и поведение мажоритарных кредиторов: совершение ими действий в ущерб эффективности должно давать право на иск об убытках к ним со стороны миноритарных кредиторов (аналогии с решениями в сфере корпоративного управления). Возможно, в будущем мы будем готовы и на более широкие аналогии: кодексы банкротного управления, проведение конкурсов эффективности менеджеров (команд управляющих).
Как представляется, само изменение подхода к банкротному процессу (прежде всего, управленческий процесс в сфере разрешения несостоятельности) способно показать реальную картину происходящего, а далее – ее улучшать. Безусловно, данный пост является всего лишь набросками предложений к концептуальным подходам к управлению разрешением несостоятельности. Его задачей является не более, чем постановка проблемы необходимости смещения целей: от невнятных с целевой точки зрения процедур и производств к целевому и измеряемому управлению. zakon.ru характеристика, цель и последствия ее введения :: BusinessMan.ruПризнание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства - внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен? Кратко о банкротствеНесостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:
Внешнее управление: определение понятияВнешнее управление - процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние. Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет. Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются. Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачахЭтап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства. Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов. Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введенияКак и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:
Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты. Обязанности внешнего управляющегоГлавная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления. Права внешнего управляющегоИтак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:
План работы внешнего управляющегоВнешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:
Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать. Какие меры могут быть приняты управляющим?Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:
Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе. Оздоровительные мероприятия: особенности проведенияВнешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:
Завершающий этапНа завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:
Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе. Результат процедурыВнешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации. Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество. Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства. businessman.ru Управление банкротством: постановка проблемы и предложенияШироко распространенным является мнение о неэффективности процедур банкротства в России.Причины такой неэффективности разные исследователи усматривают в разном: в недобросовестности должников, арбитражных управляющих, злоупотреблениях кредиторов, наличии ненужных процедур (наблюдение), отсутствии нужных процедур (реструктуризация долгов юридического лица по примеру, как это принято выражаться, Чэптер Элевен), контролируемости торгов, злоупотреблениях организаторов бизнеса, медлительностью или наоборот торопливостью и непредсказуемостью или наоборот негибкостью судебной системы и т.д. и т.п. За последнее время все эти «дыры» так или иначе латают: усиливают ответственность арбитражных управляющих, развивают субсидиарную ответственность, пытаются устранить наблюдение и ввести тот самый Чэптер Элевен, пресечь практику контролируемых торгов через рассмотрение конкретных дел, заблокировать включение в реестр требований кредиторов требований связанных лиц и пр. Стали ли процедуры банкротства от такого латания эффективнее? Вопрос, конечно же, в том, как, то есть в чем, эту самую эффективность измерять. В восстановлении платежеспособности? Нет, не стали. В привлечении к субсидиарной ответственности? Количественно – стали. В возврате копейки на рубль? Не знаю. Думаю, что зависит от вида кредитора (залоговые или нет). Но сейчас уже становится понятно: методом решения для повышения эффективности является практика заплаток. Такая практика сама по себе порочна: во-первых, прорывать будет там, где еще заплатку не ставили, во-вторых, попытка все закрыть железной крышкой (отчасти это сейчас происходит с институтом субсидиарной ответственности) приведет к «выплескиванию» ребенка. Как представляется, такая практика неэффективна еще и потому, что является запоздалой защитой, а не своевременным предвосхищением. Что отечественная мысль могла бы предложить в качестве решения на опережение? Можем ли мы предложить Glava 3.3, которую наши западные (и восточные, северные и южные) друзья с удовольствием будут тиражировать в будущем? Осмелюсь попробовать. Не судите строго. Как мне кажется, главное, чего у нас в настоящее время нет в банкротстве, так это концептуального выделения банкротства как управленческого процесса. Отсутствие такого концептуального выделения, в свою очередь, приводит к отсутствию четкого законодательного определения разрешенных контуров названного управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности. Так, банкротство может рассматриваться с нескольких точек зрения: как факт, как судебное производство, как режим расчетов и, наконец, как управленческий процесс. Если мы говорим об эффективности банкротства как управленческого процесса, то ее, как и в отношении любого другого процесса, можно измерять через соотношение трех критериев: достигнутые цели, сроки их достижения, затраченные средства. Следовательно, первое, что мы должны определить: четкие и измеримые цели любого вида управленческого процесса в сфере разрешения несостоятельности. Очевидно, что целью реабилитационных процедур должно быть восстановление платежеспособности (кого – должника или бизнеса – подлежит обсуждению). В свою очередь, целью конкурсного управленческого процесса – максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Целью управленческого процесса в рамках процедуры наблюдения является анализ наиболее сбалансированного способа разрешения несостоятельности. Далее – мы должны по каждому из видов управленческого процесса дать ориентиры по ожидаемому размеру затрачиваемых средств (сюда, кстати, текущие платежи тоже должны войти). Превышение такого размера будет снижать эффективность. И третье – мы должны выработать критерии ожидаемых сроков на достижение соответствующих целей. Точно так же – превышение в минус, сокращение – в плюс. Целесообразно сначала концептуально и далее на законодательном уровне признать следующую структуру органов управления в сфере процесса разрешения несостоятельности: — антикризисный управляющий – менеджер; — собрание кредиторов; — комитет кредиторов. В целях развития лучших практик достижения целей соответствующих управленческих процессов следует «освободить» главного управленца – управляющего, с одной стороны, но и повысить его реальную ответственность по итогам оценки эффективности проведенных процедур, с другой. Именно чрезмерная зарегулированность и недоверие к управленцу вымывает остатки инициативы в указанной сфере управления. Проще провести процедуру «по регламенту», чтобы никого «не задеть», что означает в большинстве случаев отсутствие заинтересованности к нестандартным подходам. Но без конкуренции, применения новых моделей достижения целей мы вряд ли сможем увидеть новые технологии повышения эффективности разрешения несостоятельности. Это, конечно же, не означает, что управляющий не должен нести ответственности. Напротив, должен. Более того, должен больше, чем сейчас. Но за другое – за неэффективное проведение процедуры. Иными словами, управляющий получает карт-бланш на процесс, но нестандартный в худшую сторону результат должен приводить к «разбору полетов». В этой связи целесообразно: — во-первых, освободить менеджера в сфере достижения целей управленческого процесса: ограничить компетенцию собрания кредиторов, как это кощунственно не звучит, сократить обжалование его действий, сократить публикации, отчетность, проверки и т.п., — во-вторых, ввести четкий механизм открытой (возможно, судебной) оценки эффективности проведенного управленческого им процесса, но только по итогам его проведения. Целесообразно выработать четкие и измеряемые критерии указанной оценки. Недостижение среднего уровня эффективности должно влечь ответственность за некомпетентность, превышение среднего уровня – привилегии, возможно, в виде «обязательных закупок» услуг, повышенного вознаграждения. При таком подходе не должно оставаться без внимания и поведение мажоритарных кредиторов: совершение ими действий в ущерб эффективности должно давать право на иск об убытках к ним со стороны миноритарных кредиторов (аналогии с решениями в сфере корпоративного управления). Возможно, в будущем мы будем готовы и на более широкие аналогии: кодексы банкротного управления, проведение конкурсов эффективности менеджеров (команд управляющих). Как представляется, само изменение подхода к банкротному процессу (прежде всего, управленческий процесс в сфере разрешения несостоятельности) способно показать реальную картину происходящего, а далее – ее улучшать. Безусловно, данный пост является всего лишь набросками предложений к концептуальным подходам к управлению разрешением несостоятельности. Его задачей является не более, чем постановка проблемы необходимости смещения целей: от невнятных с целевой точки зрения процедур и производств к целевому и измеряемому управлению. Источник www.novostibankrotstva.ru Внешнее управление как процедура банкротства
bankrotstvoved.ru УПРАВЛЕНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ) ПРЕДПРИЯТИЯПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА Под несостоятельностью (банкротством) понимают признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (1998 г.) распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительного или иного фонда, и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента наступления даты исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность платежей, если соответствующие обязательства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента даты их исполнения. Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление текущих платежей. Во внимание принимается размер денежных обязательств, в том числе задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должникам, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение и ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) при определении размера денежных обязательств не учитываются. Механизм банкротства может быть применен, если требования к должнику — юридическому лицу — в совокупности составляют не менее 500, а к должнику-гражданину — не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей — налоговые или иные уполномоченные органы. Основными внутренними причинами банкротства в современных условиях становятся: отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации продукции к требованиям рынка; износ материально-технических ресурсов и невыполнение технических операций, слабая организация производства, падение технологической и производственной дисциплины; отсутствие диверсификации производства.
МЕХАНИЗМ БАНКРОТСТВА Законодательством Российской Федерации предусмотрено применение к предприятию-должнику следующих процедур: реорганизационнных, ликвидационных, заключения мирового соглашения. Эти процедуры, кроме добровольной ликвидации, осуществляются через арбитражный суд. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности является заявление должника, его кредиторов или органов, наделенных соответствующей компетенцией (рис. 21). С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не в праве обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Для обеспечения сохранности имущества должника вводится процедура наблюдения. Арбитражным судом назначается временный управляющий. Им может быть только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и получившее лицензию арбитражного управляющего. Одной из важнейших обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Он изучает динамику денежного потока, получаемого должником, дает оценку показателей платежеспособности, ликвидности баланса, Кредитоспособности и рентабельности. Проводится рыночная оценка стоимости имущества должника. Выбор конкретных методов, круга анализируемой информации производится с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника. Изучению и анализу подлежат не только документы бухгалтерского учета и отчетности, но и финансовые документы, документы статистической отчетности, информация, характеризующая местоположение должника, его производственно-технологическую и социальную инфраструктуру, место на товарных рынках, положение основных конкурентов. Одним из элементов анализа является проведение прогнозных разработок, позволяющих подтвердить или опровергнуть реальную возможность и предполагаемые сроки восстановления платежеспособности должника. Для проведения финансового анализа временному управляющему отводится 3 мес. Временный управляющий в целях исполнения наилучшим образом возложенных на него обязанностей имеет право привлекать в качестве консультантов или исполнителей аудиторов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, специалистов в области маркетинга, иных специалистов. При выполнении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом. По окончании наблюдения наряду с отчетом о своей деятельности временный управляющий представляет в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. По инициативе временного управляющего созывается собрание кредиторов. Большинством голосов принимается решение о введении и продлении внешнего управления, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо о заключении мирового соглашения: Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего. Внешнее управление вводится на срок не более 12 мес. Срок может быть продлен не более чем на 6 мес. Руководитель организации-должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. Вводится мораторий на удовлетворение кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Внешний управляющий вправе: самостоятельно распоряжаться имуществом должника; заключать от имени должника мировое соглашение; заявить отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан: принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; рассматривать требования кредиторов; вести реестр требований кредиторов; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления. Не позднее 1 мес с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. Этот план должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 мес с момента введения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения указанного собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 2 нед до проведения собрания. Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; продажа предприятия (бизнеса) должника; иные способы восстановления платежеспособности. Не позднее чем за 15 дней до истечения срока внешнего управления, а также при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет. Отчет должен содержать: баланс должника на последнюю отчетную дату; счет прибылей и убытков предприятия; сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника; расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника; иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника. К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения отчета собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения. Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд. Утверждение отчета является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Устанавливается срок расчета с кредиторами, который не может превышать 6 мес. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований. С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. Конкурсный управляющий публикует сведения об открытии конкурсного производства в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции: принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества, принимает меры по его сохранности; анализирует финансовое состояние должника; уведомляет работников организации -должника о предстоящем увольнении; заявляет отказ от исполнения договоров должника; принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Все имущество должника, выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, которая подлежит продаже на Открытых торгах. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами. С момента утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия временного, внешнего, конкурсного управляющих. Гражданин-должник или руководитель должника приступают к погашению задолженности перед кредиторами. В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением. Механизм банкротства применительно к сельскохозяйственному предприятию должен учитывать следующие специфические особенности: выбытие земли из хозяйственного оборота недопустимо, она должна передаваться более эффективным собственникам без нарушения последовательности проведения технологического комплекса работ; необходимо восстановление системы организации почвозащитного земледелия; следует сохранить, а в перспективе и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции; нужны мероприятия, направленные на социальную защиту населения, сохранение общего числа рабочих мест; передача собственности земли, основных и оборотных средств должна осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного технологического цикла работ.
lektsia.com Внешнее управление, как процедура банкротстваВ соответствии с законодательной базой РФ, под банкротством подразумевается неспособность физического или юридического лица выполнять требования по своим финансовым обязательствам. Внешнее управление — особая, но не обязательная стадия банкротства, имеющая свои особенности. Общие сведенияПризнание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления. В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу. Цели и задачи внешнего управленияПри введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:
Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда. Права и обязанности внешнего управляющегоЭффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель. Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве). Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников. А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия. План работыВновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности. В этом плане отражаются:
План утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом. Применяемые уполномоченным лицом мерыДля достижения поставленных целей можно:
Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду. Особенности проведения мероприятийОдной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности. Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127. Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия. Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков. В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства. Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре. Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность. Результативность проведения внешнего управленияРезультативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности. В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов. Правовые последствияПравовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:
С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего. Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки. Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
dom-i-zakon.ru
|