|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпоративный тренинг как метод решения проблем внутри компании. Виды тренингов для персоналаТренинг персоналаПредположим, что у директора торговой компании в какой-то момент рождается мысль: мой персонал плохо продает - что делать? Причины для этого могут быть разные: чаще всего руководитель видит, что падают объемы продаж, или его не устраивает как сотрудники работают с клиентами. Если же к тому же появился новый конкурент, или началась торговля новым сложным продуктом, - дело только осложняется. В крупной компании, такая же мысль может возникнуть и у директора (менеджера) по персоналу, с той разницей, что вопрос, скорее всего, будет поставлен несколько по-другому: надо обучать персонал! Некоторым вопросам внутрикорпоративного обучения и посвящена данная статья. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Для начала необходимо определить потребность в обучении - чему, собственно, следует обучать персонал. Сделать это на самом деле достаточно просто: можно поговорить с продавцами и выяснить, какие сложности возникают у них в работе. Причем лучше это делать индивидуально и так, чтобы разговор не превратился в поток жалоб. Другой вариант - запустить анкету с несколькими вопросами (какие сложности в работе с клиентами, хотели бы пройти обучение, по каким темам и т.п.). Результаты таких разговоров или анкетирования покажут, нужно ли обучение и если да, то какое. Другой тип ситуации, когда требуется обучение сотрудников, возникает, например, когда изначально ставиться задача повышения общей корпоративной культуры обслуживания. Например, руководством сети принимается решение о доведении качества обслуживания до некоторых стандартов или о формировании фирменного стиля в обслуживании клиентов. В современной практике российской торговли в качестве такого примера можно привести некоторые автосалоны, где западный поставщик определяет требования к стилю и содержанию работы персонала в виде правил и стандартов. Наличие таких правил в любом случае лучше, чем их отсутствие - и персоналу проще в работе, и клиенту удобнее и понятнее. Тренинги для персонала в таких случаях проводятся с упором на стандарты обслуживания покупателей. ПОИСК И ВЫБОР КОМПАНИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ ОБУЧЕНИЕ Допустим, что потребности обучения определены, и принято решение об организации, например, обычного тренинга продаж. Следующий этап - это поиск компании, которая проводит обучение персонала. Обучение предлагают многие тренинговые, консалтинговые компании, отдельные специалисты. Информацию о них можно найти в деловой или специализированной прессе (журналы "Компания", "Эксперт", "Управление персоналом", газета "Ведомости" и др.), в Интернете, по рекомендациям знакомых. Хорошим тоном в работе обучающей компании является предоставление заказчику информации о том, какие тренинги специалистами этой компании уже проводились, в каких фирмах, с сообщением телефонов и контактных лиц. Выбор по рекомендации наиболее разумный, поскольку уже имеет место положительный опыт работы. Можно добавить, что уверенность в правильном выборе появится у руководителя предприятия, когда тренинг будет проведен и даст ожидаемые результаты. На этапе же выбора следует руководствоваться некоторыми критериями: достигнутое взаимное понимание задач тренинга, появившееся (или не появившееся) доверие руководителя компании к представителю обучающей компании, перечень возможностей обучающего центра, цена тренинга (и соотношение цены к среднерыночной). Важным является то, насколько человек, предлагающий обучение, сумеет доступно объяснить руководителю торгового предприятия, какой результат будет получен в итоге. Это своего рода тест: если этот человек сумеет "зажечь" руководителя, значит, высоки шансы на успех обучения персонала. Однако в таком разговоре могут быть подводные камни. Например, если руководителю предприятия говорят, что после тренинга продаж, у него повысится объем продаж -это либо лукавство, либо некомпетентность. Дело в том, что продажи действительно могут вырасти, но влияние проведенного тренинга на это опосредовано и не так уж велико. Объемы продаж можно повысить более эффективно, снижая издержки, проводя рекламные и маркетинговые мероприятия и т.п. Тренинг, как и любое обучение, направлен на другое - на получение новых знаний и навыков у продавцов. Смогут ли они применить эти полученные знания и навыки, в большей степени зависит уже от самой торговой компании. Наиболее часто цену обучения называют в виде суммы за тренинг, иногда цена определяется из расчета за одного участника тренинга или за количество учебных часов. Что получает за эту цену заказчик? В разных обучающих компаниях существуют свои "нормы отпуска". В хороших случаях заказчик может рассчитывать на пакет, включающий в себя: определение (уточнение) потребности в обучении, подробное обсуждение темы и содержания тренингов с руководством компании, иногда презентацию тренинга, проведение самого тренинга, по окончании тренинга - собеседование по его результатам, возможно так же мини-резюме персонально по каждому участнику тренинга. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ После того, как выбрана компания, которая будет проводить обучение, начинается работа по организации мероприятия, в частности определяется время, место и материальное обеспечение. Сотрудникам должно быть объявлено о проводимом тренинге, желательно индивидуально и с разъяснением задач обучения. Это может сделать как руководитель или специалист самого предприятия, так и представитель обучающей компании (в последнем случае происходит и полезное знакомство консультанта с персоналом). Для обучаемых должны быть предусмотрены нормальные бытовые условия, в частности, возможность нормального питания. Несмотря на то, что любому руководителю важно контролировать процесс обучения, его присутствие на тренинге сильно влияет на поведение продавцов и отрицательно сказывается на результативности мероприятия. Поэтому для эффективного обучения необходимо, чтобы статус присутствующих на тренинге был примерно одинаковым, по крайней мере флуктуации должны быть небольшими. Руководителю можно порекомендовать в перерывах или после тренинга побеседовать с сотрудниками, а затем поговорить с тренерами (консультантами). Менеджеры по персоналу в отличие от руководителей могут участвовать в этих тренингах, поскольку, как правило, это люди "близки к народу", и их присутствие практически не влияет на поведение сотрудников. ЧТО ПОТОМ? После тренинга уместно сделать контрольный срез в форме анкетирования или устного опроса по поводу удовлетворенности проведенным обучением. Вопросы могут быть следующими: - было ли полезно обучение участникам тренинга; - как в целом оценивается обучение; - как оценивается компетентность ведущих, их доброжелательность; - все ли было хорошо организовано или были недостатки; - какие-то комментарии в свободной форме. Такая информация важна как руководителю торговой компании, так и обучающей компании. После анкетирования необходимо понаблюдать за действиями персонала и получить отзывы о его работе от директоров магазинов - что, по мнению директоров, появилось нового в работе продавцов, хорошо ли это или плохо. Это необходимо для правильной оценки, поскольку тренинг, положительно оцененный с точки зрения участников и ведущих, тем не менее, может быть иначе оценен с точки зрения руководителя. В нашей практике был такой пример: проводя тренинг продаж в одной компании, мы нашли полное взаимопонимание с продавцами в том, что зашедшему в магазин клиенту необходимо дать какое-то время осмотреться-освоиться, и только потом подходить к нему и начинать разговор. Однако директор магазина настаивал на том, чтобы продавцы подходили к клиенту сразу. Из таких, казалось бы, мелочей может вырасти негативная оценка тренинга и неудовлетворенность заказчика результатами обучения. Рецепт от подобных проблем простой: руководителю торгового предприятия и ведущему тренинга необходимо обсуждать содержание обучения и согласовывать свои позиции. Повторное проведение тренингов (может быть, тем же самых) целесообразно делать через полгода-год, поскольку арсенал приемов, предложенных обучаемым в ходе тренинга, достаточно большой, тогда как участниками вполне усваивается только его часть (как правило, один-два практических приема - не больше). К тому же, за прошедшее время кое-что забывается. Да и у обучающей компании появляется новый положительный опыт. Кроме того, тренинг сам по себе, как некая другая реальность, как бы встряхивает сотрудников, стимулирует их активную позицию в повседневной и, как правило, довольно монотонной работе. РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕНИНГОВ В качестве результатов проведенных тренингов, как уже говорилось выше, следует рассматривать не количественные показатели (изменение объемов продаж, количества сделок, стоимости заказов), а прежде всего новый уровень работы продавцов с клиентами. Оценить это можно, непосредственно наблюдая за их работой: насколько свободно они чувствуют себя в беседе с клиентом, правильно строят переговоры, сообщают клиентам необходимую информацию. Из опыта (по результатам проведенных после тренингов т.н. "контрольных срезов" - обычно это делается в виде анкетирования персонала или прямого разговора с заказчиком) можно отметить следующие закономерности. В течение примерно первых 2-х недель после проведенного тренинга у персонала присутствует определенный подъем, им хочется использовать полученные знания, люди по-другому себя ведут, и это заметно. В дальнейшем это может достаточно быстро сглаживаться по ряду причин, основные из которых следующие: - непродуманная система мотивации сотрудников; - отсутствие того, что называется стандартами обслуживания; - отсутствие требований руководства к исполнению данных требований или стандартов. ПОДДЕРЖАНИЕ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ - МОТИВАЦИЯ И КОНТРОЛЬ Встает вопрос: как достигнутый в процессе обучения уровень обслуживания, еще непривычный для основной массы персонала, поддерживать? Заработная плата продавцов обычно состоит из 2-х частей: постоянный оклад и премия по результатам продаж (личных или компании). Следовало бы добавить еще одну составляющую - за качество работы с клиентами. Чтобы качество обслуживания отследить, необходимо, как вариант, вводить систему наблюдателей. Для этого, например, одной из функций администратора должна стать периодическая проверка работы продавцов в торговом зале. Лучше всего, если это делается не на основании субъективных представлений о том, "как надо", а на основании сформулированных стандартов обслуживания, где расписано, что и в каких случаях делает (или не делает) продавец. Делая отметки в анкете со стандартами, администратор обосновывает величину данной составляющей заработной платы применительно к каждому продавцу, которая затем ему выплачивается. Можно использовать и нематериальные стимулы: звания "лучший продавец магазина", "лучший продавец компании". Такому продавцу будет просто стыдно плохо работать. Руководитель одной торговой сети "придумал" переходящее "красное знамя": в магазине на видном месте висит стяг: "Лучший магазин сети по качеству обслуживания покупателей", а рядом "книга жалоб и предложений" для покупателей. Нематериальные стимулы могут быть какими угодно - важно, чтобы они вписывались в корпоративную культуру компании. Конечно же, не стоит забывать и о карьерном росте как об одном из наиболее эффективных способов мотивации персонала. Очевидно, что, если в компании четко обозначена карьерная лестница: сначала я - стажер, потом - продавец, потом - старший продавец, эксперт и т.д. - то для продавца это служит дополнительной мотивацией.
hr-portal.ru Обучение персонала – залог успеха компанииВ данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Обучать сотрудников — значит развивать у них профессиональные знания, умения и навыки, которые помогут компании в достижении целей. Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников? Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала. Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда. Виды и формы обучения персоналаВам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей. Итак, основные виды обучения персонала:
Определяемся с формой обучения сотрудников: краткосрочное или долгосрочное, групповое или индивидуальное. У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим. Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы. Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности. Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде. Методы обучения персоналаНа сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные. К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника. Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе. Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства. Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях. Рассмотрим самые распространенные методы обученияЛекция - самый оптимальный способ донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить сразу большое количество человек. Однако нужно учесть, что «обратная связь» со слушателями при этом отсутствует, внести какие-то корректировки по ходу занятия в случае, если материал не усваивается, сложно. Для работодателя плюсы лекционного метода обучения сотрудников заключаются еще и в финансовой составляющей. Большую активность обучающихся предполагает семинар. Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится. Более современным методом обучения считаются видеоуроки. Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте. Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали. В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение. Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации. Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение. Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным. В качестве обучения на рабочем месте часто используется производственный инструктаж. Приходя на новое место работы, или знакомясь с нововведениями, сотрудники получают общую информацию о предстоящей работе. Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности. Некоторые компании используют метод наставничества, где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным. Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения. Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки. Собрать как можно больше разных идей помогает мозговой штурм. Один из главных его принципов - как можно больше вариантов предложить за короткое время. В условиях стресса мозг, как правило, начинает лихорадочно генерировать идеи, пусть не во всех, но многие идеи могут содержать рациональное зерно. Метод помогает раскрепостить даже самых нерешительных сотрудников, научить людей прислушиваться к чужому мнению. Для адаптации новых сотрудников отлично подходит сторителлинг (от англ. Story Telling — «рассказ историй»). При помощи историй работника знакомят с традициями и атмосферой компании. Одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы стала технология обучения действием - «аction learning». Основой этого действа становится группа ключевых сотрудников компании. Участники работают не с упражнениями и смоделированными ситуациями, а с реальными задачами. Обучение и мотивация персоналаПри правильном подходе обучение может мотивировать сотрудников, удерживать их от перехода в другую компанию и привлекать новых работников. При этом предприятие решает проблему недостаточной грамотности персонала. Сегодня все понимают, что каждый сотрудник обладает своей «рыночной стоимостью», которая зависит от его образования, знаний и умений. И желание повысить собственную цену за счет организации может выступить отличной нематериальной мотивацией для сотрудника. Подробнее про мотивацию персонала вы можете прочесть в статье "Мотивация персонала". Система оценки обучения персоналаПосле обучения вполне логичным этапом станет этап оценки эффективности. Эксперты рекомендуют проводить эту процедуру в несколько этапов. В первую очередь нужно оценить реакцию слушателей сразу после завершения обучающей программы (качество организации обучения, соответствие потребностям фирмы). Вторым этапом станет оценка уровня квалификации персонала до начала обучения и после завершения курса. Затем по прошествии некоторого времени рекомендуется обратить внимание на изменение поведения сотрудника. Начал ли работник применять на практике полученные знания. И, наконец, можно подвести итог и оценить результаты, сложив все полученные показатели и понаблюдав за ситуацией в течение двух-трех месяцев, не меньше. Положительная оценка обучения только лишь участниками не может служить достаточным основанием для признания ее успешной, ведь нет никакой гарантии, что новые знания будут применимы на практике, даже если преподаватель был очень харизматичным человеком. Хотелось бы еще раз отметить, что развитие любой организации зависит от квалификации персонала, поэтому не стоит экономить а главном — научите людей учиться! Примеры обучения персоналаВ качестве примеров использования дистанционного обучения персонала на основе нашей платформы мы выбрали 3 больших и разных компании, которые решают различный набор задач с помощью инструментов Teachbase. Teachbase и ИнвитроЗа 20 лет на рынке медицинских услуг ИНВИТРО прошла путь от небольшой частной лаборатории до крупной сети. Сегодня компания представлена 700 медицинскими лабораториями в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь. В штате предприятия трудятся более 5 000 специалистов, и для их обучения уже пять лет используется eLearning. Опыт ИНВИТРО в онлайн-обучении интересен, многообразен и представлен почти всеми возможными форматами. Руководитель Высшей медицинской школы Ирина Королева поделилась с нами тонкостями дистанционного обучения в одной из крупнейших в России сети медучреждений. Далее приведены выдержки из интервью исполнительного директора Высшей медицинской школы Ирины Королевой. Прочитать полное интервью можно по ссылке. Мы стремимся к тому, что каждый участник нашего многотысячного коллектива разделял ценности нашей компании, действовать в соответствии нашей идеологии. Для нас на первом месте - личность сотрудника, и ИНВИТРО - это компания, которая состоит из многообразия личности, объединенных единой идеей. У нас в службе отбора работают истинные профессионалы, которые с помощью особых методик и проективных вопросов уже на входе четко отбирают людей, соответствующих ценностному уровню компании. Для нас актуален принцип: нет плохих или хороших сотрудников, есть подходящие или неподходящие нам. И мы стараемся делать правильные выборы, а дальше начинается уже наша с ними работа по всем направлениям: тренинги, игры, конференции, прочие мероприятия - нам важен и профессиональный, и личностный рост человека. В ценностях компании заложен принцип «Мы ценим и уважаем людей». Каждый человек для нас ценен, будь он клиентом, партнером компании или сотрудником. В работе с персоналом мы стараемся нащупать сильные стороны каждого, помочь раскрыть его потенциал. Получается взаимовыгодное сотрудничество: работнику - профессиональное развитие, ИНВИТРО - результат. И мы видим, что такой подход позволяет повысить вовлеченность персонала, его эффективность, и добросовестное отношение к работе. На сегодняшний день у нас более 700 медицинских офисов, в разных уголках нашей страны, а также Украины, Беларуси и Казахстане. Темпы роста очень высоки, и конечно для сохранения и улучшения высокого уровня сервиса и качества оказания услуг, нам необходима система обучения персонала и эффективные инструменты, позволяющие обучать в едином стандарте сотрудников территориально разрозненных медицинских офисов. Мы предъявляем высокие требования в первую очередь к себе, и поэтому каждый новый медицинский работник проходит обязательное обучение стандартам работы в компании, и в короткий срок сотрудники вынуждены усваивать большой объем знаний. Для этого в каждом из крупном регионе, где есть технологические комплексы ИНВИТРО, работают специалисты по обучению. Для труднодоступных регионов мы используем активно онлайн-обучение, и в этом Teachbase - наш верный помощник, мы работаем уже с 2010 года. И в первую очередь eLearning для нас актуален для оценки персонала. Еще [мы используем] два направления: вебинары и готовые онлайн-курсы. Вебинары подключаем, когда нужно донести общую информацию до большого количества людей. Например, когда появилась новая программа лояльности, начинается акция или вышел новый тест и т.д. Кто может, смотрит онлайн, остальные пользуются записями вебинаров. Онлайн-курсы мы тоже используем, хотя эта опция у нас освоена не до конца, и нам предстоит еще это доработать - процесс создания курсов трудоемкий. Сейчас мы встраиваем в курсы видеоматериалы - презентации, записанные вебинары - и назначаем курс конкретным сотрудникам, после чего тестируем их и проверяем насколько знания усвоены. Teachbase и Сибирское здоровье"Сибирское здоровье" реализует товары методом сетевого маркетинга, и обучение персонала для компании - насущная ежедневная необходимость. Уже более года компания работает на платформе Teachbase, на тарифе "Продвинутый". Руководитель отдела дистанционного управления "Сибирского здоровья" Лариса Соболева рассказала об успехах и сложностях в eLearning и дала дельные советы о его эффективном внедрении. Далее приводятся выдержки из интервью Ларисы Соболевой. Полную версию интервью можно прочитать по ссылке. Я представляю не сетевую часть бизнеса, а корпоративную: отвечаю за обучение и поддержание высокого уровня сервиса в наших центрах обслуживания. И уже более года мы обучаем наших штатных менеджеров удаленно. В конечном итоге цель такого обучения - повысить качество нашего сервиса. Сейчас штатных сотрудников - менеджеров центров обслуживания, 3 логистических центров и самого производства - около 1 000 человек. Представителей, которые занимаются прямыми продажами, по всему миру насчитывается уже сотни тысяч человек. Администрируют двое: я и моя помощница. Учащихся зарегистрировано около 400 человек, при этом активных пользователей - около 250 человек: те, что каждый месяц исправно пользуются электронными курсами и тестами. Начали мы с крайне необходимого для нас адаптационного курса для новичков. Центры обслуживания "Сибирского здоровья" разбросаны по миру: от Калининграда до Владивостока плюс заграничные центры. Содержать специального тренера, который ездит и учит - накладно и неэффективно, учитывая наш объект обучения - технические нюансы. Имеющаяся система наставничества тоже не всегда работает, т.е. не всегда возможно отправить наставника по запросу в нужное место. Электронный вводный курс стал удобной и экономичной альтернативой. С его помощью сотрудник быстро и в простой форме получает знания о специфике новой для него компании, у него формируются правильные ожидания от нашего сотрудничества и т.д. Дистанционный курс дает ответы на многие вопросы, и при этом не подвергает новичка стрессам и большой нагрузке. [В результате] люди начали быстрее адаптироваться, интенсивнее проникаться духом компании, разделять корпоративные ценности. Мы каждый год замеряем вовлеченность наших сотрудников, и с начала электронного обучения этот показатель значительно вырос, что доказано результатами внутрикорпоративных исследований, замеров и т.д. Продолжительность присутствия людей в компании стала удлиняться, значительно снизились затраты на наставников и даже в итоге увеличилось количество положительных отзывов от клиентов - обратную связь мы тоже очень тщательно отслеживаем. То есть, изначальная цель - повысить уровень сервиса у нас совершенно точно достигнута. Teachbase и МаскоттеОбувной бренд Mascotte - один из самых таинственных на российском рынке: о нем мало открытой бизнес-информации. Компания успешно работает уже второй десяток лет, и большая сеть ее собственных и франчайзинговых салонов требует интенсивного обучения сотрудников, которые занимаются продажами. Мы узнали у бизнес-тренера Mascotte Ирины Праксиной, как компания использует eLearning в своем корпоративном обучении, и в чем она видит плюсы и минусы такого формата работы. Далее приведены выдержки из интервью бизнес-тренера Mascotte Ирины Праксиной. Прочитать полное интервью можно по ссылке. Качество обслуживания для нас стоит на одном из первых мест. Конкуренция жесткая, и сейчас, в кризисное время, это особенно актуально. Я уверенно могу сказать, что продавцы Mascotte отличаются доброжелательностью и тактичностью. В нашем магазине к вам всегда подойдут поздороваться, расскажут о товаре, презентуют новинки коллекции и т.д. В компании уделяется огромное внимание обучению персонала. У нас не так много тренинг-менеджеров, которые занимаются прямым обучением. И возникла потребность в глобальном обучении, в котором можно задействовать всех абсолютно сотрудников. Изначально мы создавали обучающий продукт для собственной региональной розницы, но поскольку есть возможность подключить к этому франчайзинг, мы ею воспользовались. teachbase.ru Что такое корпоративный тренинг, виды корпоративных тренинговЕсли на тренинге присутствуют только сотрудники одной компании (определенное подразделение или представители разных отделов одной организации), то такой вид тренинга называется корпоративным или закрытым. Корпоративный тренинг одной из важных задач рассматривает совершенствование профессиональных качеств сотрудников, а также сплочение коллектива. После прохождения такого курса каждый участник должен почувствовать себя частью одной команды. Что такое корпоративный тренинг.Раньше в качестве объединяющих мероприятий для сплочения коллектива рассматривались совместные выезды на природу, на экскурсии в другой город или приготовление шашлыков на чьей-то даче, но в последнее время руководители пришли к выводу, что большую пользу принесут мероприятия, на которых сотрудники смогут дополнительно чему-то научиться. Действительно, совместная прогулка на природе вряд ли позволит всем сотрудникам решить некоторые профессиональные задачи, да и сплотить весь коллектив вряд ли сможет. Корпоративные бизнес-тренинги для этих целей подходят куда лучше. На корпоративном тренинге участники смогут проанализировать то, чем они занимаются на работе, что из этого можно делать лучше, какие действия стоит оптимизировать, а от каких совсем избавиться. То есть в профессиональном плане эти занятия позволят людям структурировать те знания, умения и навыки, которыми они уже обладают. На таком тренинге решаются те задачи, которые изначально поставлены перед тренером, но попутно возможно решение общих вопросов, таких как организация рабочего времени, тайм-менеджмента, сохранение работоспособности в течение всего дня, способы справиться со «сложными» клиентами. К тому же все эти проблемы решаются совместными усилиями, что неизменно объединяет людей и учит работать в конкретном коллективе. Деловые игры в данном тренинге позволят посмотреть на себя со стороны. Также этому может способствовать видеосъемка в ходе тренинга. Это позволит понять, как видят сотрудников клиенты и партнеры, какое впечатление работники оставляют у людей, а соответственно изменить те моменты, которые не соответствуют желаемому образу сотрудника и модели поведения. Благодаря таким методам сотрудники получают необходимую обратную связь, которую без подобных практических занятий получить невозможно. Основным плюсом корпоративных тренингов является то, что в ходе занятий каждый человек раскрывается с новой для коллег стороны. Из-за того, что профессиональное общение требует некоторых рамок, люди на работе словно «надевают маски». Тренинги внутри компании позволяют эти маски снять и раскрыться перед остальными в новом качестве. Часто после подобных занятий руководители выявляют группы людей, интересы которых схожи, и организовывают для них спортивные или культурные мероприятия, секции, занятия в качестве компонента корпоративной культуры. Когда необходимы корпоративные тренинги.Корпоративные тренинги считаются незаменимыми в следующих случаях:
Виды корпоративных тренингов.Разнообразие закрытых тренингов зависит от ставящихся перед ними задач, а также от конкретных людей, для которых он проводится. Среди подобных курсов наиболее популярными являются:
Эффективным считается долгосрочное сотрудничество между организацией и тренером, так как консультант в курсе прошлых проблем коллектива и способах их разрешения, следит за развитием компании, поддерживает сотрудников после тренингов. Сотрудники, в свою очередь, уже знают, чего ждать от занятий, какой стиль их проведения у конкретного тренера, соответственно, отсутствует этап знакомства и установления доверительных отношений, а значит, работа проходит продуктивнее. Поэтому часто тренер-консультант является одним из работников отдела обучения персонала в конкретной организации. wikigrowth.ru Тренинги для персонала: на какую тему, как проводить и когда | СтатьиОбучение персонала в формате тренингов давно зарекомендовало себя как очень эффективный метод. Как выбирать тренинги, тренеров и темы, поделились эксперты портала. Из материалов этой статьи вы узнаете:
Кто проводит тренинги для персонала компанииМенеджер по обучению и развитию персонала может выбрать как частного тренера, так и тренинговую компанию, которая предлагает разные направления работы с сотрудниками. Есть также тренеры-звезды, услуги которых довольно дороги, а график расписан на месяцы вперед. Но, возможно, статус вашей компании и бюджет на тренинг потребует договариваться именно с таким известным тренером-консультантом. Все зависит от целей работы. Если вам нужен быстрый гарантированный результат, а сотрудников будет участвовать много или они из топов компании, лучше договориться о сотрудничестве с серьезным агентством. Тренинги для персонала стоят немало, поэтому сразу же определитесь с бюджетом, который готовы потратить и за какой период. Читайте по теме в электронном журнале Подготовка к проведению тренинга для персоналаЕсли вы приняли решение провсети тренинг, необходимо точно понимать:
Сформулируйте запрос, он будет перекликаться с темой тренинга. Это может быть какая-либо общая проблема, например, потребуется тренинг по управлению персоналом для руководителей или тренинг мотивации персонала. На рынке практически на любой запрос можно найти предложение. Тренинг управления персоналом полезен для руководителей и работников HR-отдела, тренинг мотивации поможет перегоревшим сотрудникам, тренинг повышения продаж «перезапустит» ваших сейлзов. В редких случаях агентства будут рады предложить тренинг, разработанный индивидуально под нужды вашей компании, но он обойдется дороже. Польза для развития персонала от тренинга может быть измерена сразу же после прохождения обучения и через какое-то время. Особенно важно замерить результаты, которые закрепились у персонала через месяц-два и более после тренинга. Вы сформулировали потребность, запрос, выбрали тему и определили, какие тренеры и агентства проводят подобное обучение. Далее, следует обзвонить их или даже встретиться и оценить преимущества каждого предложения, изучить отзывы, сравнить цены, узнать, какие гарантии эффективности предоставляет тренер. Подготовка персонала и мотивация к участиюБудьте готовы, что далеко не все сотрудники любят тренинги. Не всем хочется учиться, развиваться и расти в нужном компании направлении. Придется поработать с мотивацией сотрудников, настроить их, прорекламировать тренинг. В самых сложных случаях внесите элемент соревнования, например, за самый яркий результат предложите приз. Побеседуйте с ключевыми сотрудниками, результат которых особенно важен. Проинтервьюируйте их на тему того, что они сами ожидают от участия в тренинге, какие у них индивидуальные запросы. Передайте эту информацию тренеру. Проведение тренинга1. Некоторые компании владеют достаточными ресурсами, чтобы проводить тренинги своими силами. В этом случае процесс поставлен на широкую ногу и работает как часы. Если же вы приглашаете тренера извне, а практика проведения обучения в группе еще не устоялась, проверьте, есть ли в здании подходящее помещение, готово ли оно в урочный день вместить всех участников, комфортно ли им там будет (работает ли освещение, кондиционер, отопление, вентиляция, есть ли необходимый реквизит). Заранее обговорите с тренером, какие дополнительные материалы ему понадобятся. Обычно это маркерная доска, маркеры, проектор, стулья и другой реквизит. 2.Разошлите сотрудникам уведомление о будущем тренинге, предупредите их также повторно за час до мероприятия. Проверьте по спискам, все ли пришли, при необходимости позвоните по рабочему телефону, чтобы пригласить сотрудников, проигнорировавших рассылку. 3.Обеспечьте вводную часть, чтобы сотрудники были готовы к тому, над чем им предстоит работать. Обычно эта задача выпадает тренеру. Обратная связь от персонала после тренингаОдним из важнейших гарантов успеха тренинга является ваша заинтересованность в обратной связи от участников. Организуйте ее удобным вам способом:
Доказано, что проговаривание пережитого опыта улучшает его освоение и закрепляет новые умения. Оценка эффективности тренинга для персоналаПеред проведением тренинга, проводя подготовительные мероприятия, вы наверняка замеряли те показатели, которые необходимо было развить сотрудникам. Замеры следует повторить сразу после обучения и через какое-то время. Так вы сможете убедиться в эффективности организованного мероприятия. Аргументы против проведения тренинга для работников Тренинги работают не всегда! Несмотря на то, что интересующие вас темы найдутся среди предложений на рынке, отдельные навыки лучше отрабатывать в другом формате. Заранее сказать, какие тренинги будут эффективны, а какие нет – практически невозможно. Это зависит от многих факторов. Обязательно подходите гибко к серии тренингов. Если первые два не удались, возможно, стоит сменить подрядчика или вовсе отказаться от этой затеи. Стоимость тренинга также должна соизмеряться с отдачей, которая за ним последует. Иногда лучше сэкономить и организовать, например, дистанционное обучение, разработать обучающий скрипт, организовать внутреннюю систему наставничества и так далее. Изучайте опыт коллег, которые уже проводили те или иные тренинги для своих сотрудников. Обучайте ваших сотрудников и становитесь успешнее вместе с ними! Статьи по теме: www.hr-director.ru Тренинги для персоналаВЫГОДНО ЛИ ВКЛАДЫВАТЬ СРЕДСТВА В ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ?Во время кризиса 2008 года многие компании урезали финансирование корпоративного обучения или вообще исключили эту статью из бюджета. По мере преодоления последствий экономического спада уровень расходов на тренинги и семинары уверенно возвращается на докризисный уровень. Почему же популярность тренингов для персонала динамично растет?Основная и, практически, единственная причина повышающегося спроса – это выгода. Вложения в тренинги и семинары по обучению персонала окупаются и приносят ощутимые дивиденды. Но при одном условии: мероприятия должны проводиться квалифицированными специалистами. В этом плане кризис оказался даже полезным: подавляющее большинство неконкурентоспособных компаний просто-напросто перестали заниматься деятельностью по организации тренингов и семинаров для персонала. Однако и сейчас можно встретить недостаточно квалифицированных тренеров и коучей, поэтому очень важно суметь отделить зерна от плевел. При проведении обучающих мероприятий различной направленности наши сотрудники руководствуются основным и неукоснительно соблюдаемым правилом. |