Основы предпринимательства или как открыть своё дело. Основы малого бизнеса


Основа бизнеса и предпринимательской деятельности

Сегодня определяющим звеном экономической деятельности является ведение бизнеса. Что же рассматривается под значением столь широкого понятия? Бизнес-основа экономики в первую очередь предполагает наличие определенных категорий ресурсов, среди которых особая роль принадлежит материальному, финансовому, трудовому и информационному потенциалам.

Система современного бизнеса

Благодаря применению ресурсов, перечисленных выше, субъекты экономики стараются организовать производство товаров (услуг) для их реализации другим экономическим агентам (предприятиям, организациям, физическим лицам и так далее) в условиях максимизации прибыли, но минимизации издержек.

Важно отметить, что, помимо получения экономического эффекта, следует выделить и дополнительные цели, определяющие основы развития бизнеса: организация безопасности ведения хозяйственной деятельности, выпуск акций, разработка стратегий для обеспечения высоких результатов хозяйствования и так далее.

Система современного бизнеса включает в себя три составляющие: субъекты хозяйственной деятельности, компоненты и интегративные качества. К первой категории относятся предприятия, собственники бизнеса, кредитные и страховые организации, фондовые биржи, государственные органы, а также инвесторы. Вторая группа включает следующие составляющие: производство продукции, торговлю и коммерческое посредничество. И, наконец, основа бизнеса, в соответствии с системным анализом, наделена немалым количеством свойств. Среди них основными являются социально-экономический суверенитет и консенсус интересов субъектов деловых отношений.

Предпринимательская деятельность и ее организационно-правовые формы

Предпринимательство имеет место абсолютно везде, где люди осуществляют производство и реализацию товаров (услуг) по собственной воле. Значит, предпринимательскую деятельность следует определить как самостоятельную, но при этом весьма рисковую. Прежде всего она направлена на получение прибыли от реализации продуктов, пользования имущественными объектами, выполнения определенного ряда операций или оказания услуг лицами, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.

Целесообразным будет рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства на примере конкретной страны. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает две категории предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Кроме того, существует семь видов организаций с коммерческими целями и семь некоммерческих комплексов.

Основа бизнеса может быть построена лишь после определения организационно-правовой формы деятельности. Так, юридическое лицо не образуется в случаях индивидуального предпринимательства и простого товарищества. Но оно имеет место при формировании коммерческих и некоммерческих организаций. Первый вариант предусматривает подразделение на три категории: хозяйственные товарищества и общества (полное и коммандитное товарищество, а также общества с ограниченным или дополнительным характером ответственности и акционерное общество), унитарные предприятия и производственный кооператив.

Некоммерческие организации и основные аспекты их деятельности

Основы бизнес-процессов некоммерческих организаций предполагают исключение такой цели деятельности, как получение прибыли. Важно отметить, что в противном случае процент от осуществления предпринимательства не делится между субъектами хозяйствования. Но коммерческая организация имеет право делать подобное исключение в случае необходимости достижения целей ее создания посредством обращения к предпринимательству.

Решение о формировании рассматриваемого типа организации принимается гражданами и юридическими лицами, выступающими в качестве учредителей. Следует заметить, что их число не подлежит ограничению. Что касается местонахождения некоммерческого объекта, то оно должно соответствовать государственной регистрации, с момента произведения которой образуется юридическое лицо.

В процессе регистрации серьезная роль принадлежит учредительной документации, уставу, учредительному договору и решению собственника, где в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • Наименование некоммерческой организации.
  • Определение характера ее деятельности.
  • Разработка прав и обязанностей субъектов.
  • Условия приема и исключения из организации.
  • Источники формирования имущественного комплекса и особенности его применения.
  • Порядок корректировки учредительной документации.

Основы малого бизнеса и особенности его организации

Субъектами малого бизнеса могут выступать индивидуальные предприниматели, микроорганизации или малые предприятия, средняя численность работников которых не превышает 15 человек. Следует отметить, что рассматриваемые коммерческие образования играют важную роль в рыночной экономике, доказательством чему являются следующие факторы:

  • Большая численность соответствующего сегмента рынка относительно общего количества субъектов рыночной экономики.
  • Значительный вклад предприятий малого бизнеса в формирование ВВП.
  • Содействие в формировании бюджетов страны на разных уровнях.
  • Сокращение численности безработного населения посредством организации его занятости на предприятиях малого бизнеса.
  • Поставка конкурентоспособной продукции на рынок.
  • Основа бизнеса и ее изучение как важный компонент развития человеческого потенциала.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Хозяйственную деятельность имеют право вести лишь субъекты, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Данная легализация преследует основной целью контроль за их деятельностью. Государственной регистрации подлежат не только реорганизованные субъекты экономического функционирования, но и корректировки в учредительной документации активных коммерческих и некоммерческих образований.

Основы вашего бизнеса предполагают обязательное наличие документов, доказывающих легальность осуществляемой деятельности. Так, при выполнении юридическими лицами коммерческих операций без регистрации имеет место незаконность, которая влечет за собой серьезное наказание.

Рассматриваемый процесс осуществляется по месту нахождения экономических субъектов посредством предоставления ими соответствующей документации в регистрирующий орган. В обязательном порядке учредители должны предъявить следующие документы:

  • Заявление по определенному образцу.
  • Копию, подтверждающую решение о формировании юридического лица.
  • Учредительную документацию.
  • Документы по формированию уставного фонда.
  • Основную информация о собственниках имущественного комплекса.
  • Справку из налоговых органов по поводу предоставления декларации, содержащей сведения о доходах и имуществе.
  • Документ, доказывающий, что юридическое лицо имеет право размещения по месту нахождения (как правило, это гарантийное письмо).
  • Подтверждение оплаты за государственную регистрацию.

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования

В экономической практике известно немалое количество случаев прекращения деятельности субъектов хозяйствования. Такая ситуация случается по одной из следующих причин: необходимость реорганизации, временной остановки деятельности или ликвидации юридического лица, например в результате банкротства.

Прекращение активности юридического лица через реорганизацию происходит в соответствии с выбранным собственником бизнеса способом. Наиболее популярными вариантами считаются слияние определенного количества предприятий в одну совокупность, присоединение юридического лица к более мощному в плане эффективности, разделение предприятия на несколько компонентов, выделение из состава других организаций, а также преобразование юридического лица (например, прекращение деятельности ООО и формирование ОАО).

Ликвидация же бывает добровольной или принужденной. В первом случае осуществление операции может аргументироваться определенными основаниями, среди которых истечение срока активности организации, достижение уставных целей или же нецелесообразность деятельности в меру недостижимости поставленных ранее задач. Основными причинами принудительной ликвидации являются безлицензионная или запрещенная законом деятельность, уместность нарушений при осуществлении экономических операций, банкротство юридического лица или же утрата его имущества.

Основы бизнес-плана и цели его формирования

Бизнес-план представляет собой точное и доступное описание планируемой деятельности. Таким образом, данный документ способен полностью управлять бизнесом, поэтому его уверенно можно назвать важнейшим компонентом стратегического планирования, а также руководством для исполнения и контроля экономических операций по ведению определенного дела.

Данный документ, как основа бизнеса, позволяет изучить цели юридического лица и их обоснование, после чего определить наиболее эффективные методы достижения поставленных задач. Естественно, выбор этих способов производится в соответствии с условиями максимизации прибыли и минимизации издержек, а также достижения хороших финансовых показателей в процессе деятельности.

Бизнес-планы подлежат классификации на следующие виды:

  • Документ, отражающий инвестиции (информация для потенциального инвестора или партнера).
  • Бизнес-план развития организации в соответствии с предстоящим плановым периодом.
  • Документ, указывающий на формирование обособленного подразделения юридического лица.
  • Бизнес-план, преследующий своей целью получение кредита в банке или участие в тендере.

Роль менеджмента в системе бизнеса

Менеджмент в системе экономической деятельности является важнейшим компонентом, ведь он определяет основы управления бизнесом. Данная категория обеспечивает прибыльность юридического лица посредством рациональной организации процесса производства и реализации продукции. Кроме того, служба менеджмента выполняет немало дополнительных задач, например формирование плана по улучшению технико-технологической базы предприятия.

Менеджер осуществляет стимулирование сотрудников организации через формирование комфортных условий труда и изменение системы оплаты, а при необходимости принимает решение по замене работников организации на высококвалифицированных. Сотрудник сферы менеджмента определяет нужные ресурсы и, конечно же, источники их приобретения. Кроме того, он разрабатывает эффективные стратегии по развитию производства и реализации продукции, а также формирует точные цели юридического лица.

Роль маркетинга в системе бизнеса

Немаловажным компонентом, входящим в основы организации бизнеса, является маркетинг. Данная служба оптимальным образом осуществляет производственно-сбытовые операции для устойчивого и расширяющегося сбыта выпускаемой продукции.

Маркетологи любой организации решают большое количество задач, основными среди которых являются:

  • Подробное изучение рынка и соответствующих его сегментов.
  • Анализ его конъюнктуры и емкости.
  • Выявление особенностей поведения контрагентов.
  • Формирование прогноза дальнейшего развития рынка и его сопоставление с возможностями предприятия по выпуску продукции.
  • Стратегия выхода на рынок.
  • Проведение мероприятий по увеличению спроса на продукцию и грамотной деятельности в плане сбыта.
  • Организация маркетинговых исследований.
  • Контроль деятельности, осуществляемой работниками подразделения.

Коммерческая деятельность предприятия

Успешность любой организации определяется эффективностью коммерческих сделок (соглашения двух или нескольких сторон на поставку продукции или оказание услуг в соответствии с установленными документально условиями).

Совокупность коммерческих операций разделяется на основные сделки (процесс купли-продажи товаров, предоставления услуг, реализации научно-технических сведений, аренды экономических объектов и так далее) и на вспомогательные (посреднические мероприятия в отношении передачи товаров или работ от продавца к покупателю).

Бартерные сделки имеют место в условиях исключения денежных средств при осуществлении процесса в наличном или безналичном виде. То есть сделка происходит на основании прямого товарообмена. Данное явление характерно для рынка, характеризуемого недостаточным развитием. Тем не менее развитые страны с рыночной экономикой принимают практику бартерных сделок как вспомогательный элемент осуществления мероприятий по реализации продукции (работ, услуг).

Прямой тип сделок уместен в случае, когда покупатель самостоятельно организует перевозку, хранение, страхование продукции, а также берет на себя выполнение таможенных операций и банковских расчетов. Как видно, процесс весьма затратный, поэтому его популярность в обществе достаточно мала: покупателям гораздо удобнее прибегать к услугам посредников.

Инфраструктура бизнеса

Основы вашего бизнеса должны включать такой важнейший элемент, как инфраструктура, представляющая собой совокупность предприятий, опосредующих взаимодействие конечных участников экономической деятельности, и комплекс процессов, в которых эти юридические лица играют центральную роль. Основной целью представленного элемента является обеспечение движения материальных, трудовых и информационных ресурсов и капитала как единого целого.

Структура данного компонента состоит из двух групп типов деятельности, которые создают, соответственно, две группы связей. Горизонтальные связи предполагают осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики в плане организации посредничества на отдельных секторах рынка. Вертикальный тип связей характеризует экономическую деятельность институтов общественного или государственного типа, основной задачей которых является координирование и контроль взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности.

Конкуренция как важный элемент системы

Рыночная деятельность предприятия практически не имеет значения без его участия в конкурентной борьбе. Конкуренция служит эффективным механизмом соперничества участников рынка за право поиска как можно большего количества покупателей, а также за возможность реализации товара (работ, услуг) на самых выгодных условиях. Стоит отметить, что данная практика является наилучшим стимулом в организации качества и оптимальности продукции на рынке, ведь благодаря конкуренции происходит осознание необходимости производителя в своих стараниях, а значит, его продукция становится конкурентоспособной, а общество оказывается довольным в полной мере.

Конкуренция имеет место только при определенной рыночной организации, противоположной монополистической деятельности экономических субъектов. Так, она может классифицироваться в зависимости от состояния рынка и по способам соперничества. В первом случае конкуренция может быть совершенной, регулируемой и несовершенной. Во втором – ценовой и неценовой.

Внешнеэкономическая деятельность

Основой бизнеса являются различные элементы, в число которых входит сотрудничество юридических лиц с экономическими агентами других стран. Основными целями его являются: изменение объема экспорта и импорта продукции в сторону увеличения, обеспечение страны необходимыми для комфортного общественного функционирования ресурсами, а также корректировка цен на экспортном и импортном уровне. Таким образом, для достижения приведенных целей организация должна решить ряд задач, среди которых основными считаются изучение теории и практики в плане международной торговли, ознакомление с методами ценообразования в других странах, а также организация полной информированности по поводу техники внешнеэкономических операций.

Таким образом, для начала плодотворного сотрудничества с иностранными субъектами экономики юридическому лицу необходимо осуществить ряд мероприятий:

  • Государственная регистрация в соответствии с местонахождением предприятия.
  • Постановка на учет через налоговый орган.
  • Получение печати и штампа организации.
  • Регистрация в реестре государства.

В результате проведения вышеперечисленных операций организация может смело начинать сотрудничество с экономическими агентами других стран, посредством чего ее деятельность станет более эффективной, а продукция (работы, услуги) начнет набирать популярность не только на внутреннем рынке, но и за его пределами.

fb.ru

Основы предпринимательства или как открыть своё дело

Предпринимательство в России развивается полным ходом. Это стало возможным с недавних пор, благодаря созданию программ государственной поддержки начинающих бизнесменов.

Сегодня, находясь на учете по безработице, каждый может бесплатно обучиться на курсах «Основы предпринимательства» и впоследствии получить субсидию на открытие собственного бизнеса. Таким образом, мечта многих - работать на самого себя, становиться реальностью. Хотя на деле процесс получения субсидии гораздо сложнее, чем может показаться, все же эта уникальная возможность, которой стоит воспользоваться, пока власти готовы поощрить ваши начинания.

Но что делать, если вы не являетесь безработным и не хотите рисковать, отказываясь от своей работы. Можно пойти другим путем, изучив основы предпринимательства самостоятельно, зарегистрировав на себя ИП, попробовать свои силы в малом бизнесе. Правда, при этом придется вложить собственные средства или взять кредит.

С чего стоит начать изучение этой специфической сферы деятельности? Для начала изучите правовые основы предпринимательства: закон, его трактовку, налоговый кодекс. А затем обратитесь к прочим аспектам малого бизнеса, включая и психологический аспект: ведение переговоров, психология управления, этика общения с клиентом. А основы маркетинга помогут разобраться в способах изучения рынка услуг или товаров.

Изучив теоретические основы предпринимательства, следует подготовить качественный бизнес-план (основанный на реальных данных о востребованности вашей услуги или товара). С таким документом вы сможете обратиться в банк для предоставления вам кредита на развитие бизнеса. Включите ежемесячные платежи в графу "Расходы" вашего плана, чтобы банковские служащие смогли оценить платежеспособность и релевантность вашего бизнес-проекта.

Получив необходимую сумму, останется закупить все необходимое, арендовать помещение. А дальше от вас потребуется немало усилий, чтобы не только удержаться на плаву, не работать в убыток, но и занять свое место среди конкурентов. Придется проявить массу деловых и очень полезных в бизнесе качеств: предприимчивость, находчивость, смекалка, нацеленность на результат, способность видеть ситуацию в целом, прогнозировать. Проявить нужные способности помогут только соответствующие знания.

Основы бизнеса и предпринимательства как раз и сводятся к умению внедрить новую услугу или товар, активное распространение которой (которого) привело бы к развитию экономической ситуации в конкретном регионе страны, к повышению уровня жизни населения. Такой услугой не так давно стали частные детские сады, решившие проблему с очередями в детский сад; рекламные агентства в маленьких городах, где их ещё не было, брокерские конторы, службы консультирования граждан по различным вопросам и прочие уникальные бизнес-проекты.

Но были и идеи, которым не суждено развиться – для них ещё не пришло время. Например, фирма, предоставляющая клининговые услуги (что-то похожее на распространенную услугу «муж на час»), прижилась в крупных городах, но никак не развивается в небольших городах нашей страны.

Именно для того, чтобы научиться быть истинным предпринимателем, а значит уметь рисковать, но рисковать разумно, необходимо изучить основы маркетинга (способы изучения рынка), психологию бизнеса, быть немного бухгалтером, немного юристом, непосредственным исполнителем и директором в одном лице. Иначе затея обречена на провал.

Начните изучать основы предпринимательства уже сегодня, если ваша мечта – иметь собственный бизнес. Возможно, сразу вам не удастся добиться желаемых результатов, но способность учиться на своих ошибках и целеустремленность рано или поздно сыграют свою роль.

fb.ru

Малый бизнес

Содержание

Введение .................................................................................................. 2

Глава 1. Экономическое содержание понятия “малый бизнес”........... 3

Глава 2. Этапы развития малого бизнеса в РФ .................................. 11

Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ ..17

Заключение ............................................................................................ 22

Список литературы ............................................................................... 25

Введение

Актуальность темы исследования определяется значением малого бизнеса в любой национальной экономике. Поскольку данный вид бизнеса характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного по объему капитала, он составляет основу существования среднего класса в развитых экономиках. В связи с этим, проблема развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.

Целью работы явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в РФ.

Целям работы соответствует ее структура. В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.

1. Экономическое содержание понятия «малый бизнес».

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия» (Лапуста М. Г. Предпринимательство.-М.: ИНФРА-М, 2004. – 534 с.). Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибы­ли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) — с числом работающих от 200 до 499 человек.

Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Поначалу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого, предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиоз­ных организаций (объединений), благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве, на транспорте — 200 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 100 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера; и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.

В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, на­учно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает ма­лому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2001 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. (Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М., 2002.- С.320)

Табл. 1

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %

На 1 января 2004 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): торговля и общественное питание — 46,0; строительство — 14,5; промышленность — 14,8; наука и на­учное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 17,2.

За последние годы число малых предприятий не увеличилось. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2004 г. — 890,9 тыс. (Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб.-М., 2004. – С. 164). Снизилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях. К сожалению, за последние годы сократилась численность работающих на малых предприятиях. Если в 1997 г. средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 8639,2 тыс., то на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек. Из них среднесписочная численность работников составляла 6483,5 тыс. человек, средняя численность совместителей — 607,0 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера - 345,3 тыс. человек. Характерно, что за последние годы сократилась средняя численность работающих на одном малом предприятии страны - с 10 человек в 1996 г. до 9 человек на начало 2002 г.

mirznanii.com

Роль малого бизнеса в рыночной экономике создать основу для развития ВНП

Малый бизнес в рыночной экономике выступает в роли основного сектора определяющего темпы экономического роста Валового Национального Продукта. Все развитые государства активно поддерживают сектор малого бизнеса, так как от него зависит структура и качество ВНП. В развитых странах с рыночной экономикой на малый бизнес приходится 60% - 70% ВНП. Например, в малом бизнесе США вдвое больше содержит рабочих мест, чем в среднем и крупном бизнесах вместе взятых. Вдвое больше осваивает нововведения. В Канаде, Великобритании и Германии на долю малого бизнеса припадает 60%-70% от общего производства страны. Для многих жителей стран СНГ интересен факт: во многих странах малые предприятия принимают участие в экспорте продукции. К тому же достаточно высокие показатели активности экспорта:

  • Германия – 40%;
  • Нидерланды – 40%;
  • Италия – 25%;
  • США – 15%;
  • Япония – 15%.

К сожалению, на территории СНГ малый бизнес еще очень молод. Пока его перспективы весьма пессимистичны. В нашем постсоветском пространстве крупный и средний бизнесы тесно связаны с властью. Причем настолько тесно, что уже не понять где бизнесмен, а где чиновник. Но благодаря современным методам распространения информации об предпринимательских идеях, каждые день пополняются ряды предприимчивых людей. А в ближайшем будущем вместе с ростом малых предприятий развинтиться социальная экономика в странах СНГ. Ведь в нас много ресурсов и трудолюбивых людей, которым просто нужна информация о бизнесе для планирования действий.

Рыночная экономика наиболее эффективна с развитым малым бизнесом

Исходя из истории мирового опыта и практики самым главным признаком экономики наличие в оптимальном соотношении малого, среднего и крупного сектора. При этом преобладать должен именно малый бизнес по причине своих преимуществ. Малые предприятия более динамичны, они быстрее и эффективнее реагируют на изменение внутреннего рынка, как в период роста, так и в кризисные времена. Малый бизнес часто играет роль инструмента для устранения диспропорций на отдельных товарных рынках. Государственная поддержка малого бизнеса эффективнее по затратам. Создание новых рабочих мест, развитие добросовестной конкуренции, быстрое насыщение рынка товарами и услугами, внедрение инноваций, все это происходит на внутренней экономике государства благодаря малому бизнесу. Именно рыночный тип экономики является наиболее эффективным для всех государств. Он исторически оправдал себя, когда играл главную роль в социально-экономическом развитии многих стран мира. Исследуя рыночную экономику можно выделить такие преимущества как:

  1. Рациональное использование производственных ресурсов.
  2. Согласованность интересов рыночных субъектов.
  3. Реализация предпринимательского потенциала.
  4. Реализация гибкого структурного перестроения экономики.
  5. Свобода рыночного выбора и демократизация.
  6. Динамизм и добросовестная конкуренция.

Главным преимуществом в рыночной экономике следует выделить механизм предоставляющий свободу экономического выбора.

Экономическая рыночная структура начинается из малого бизнеса

Малый бизнес - это структурный элемент в рыночной экономике, но он является основой развивающую рыночную среду. Именно с мелкотоварного предпринимательства развивается экономическая рыночная структура. После чего в оптимальном соотношении формируется средний и крупный бизнесы, плодотворно взаимодействуя со всеми элементами целостной экономической структуры. Но сектор малого бизнеса должен количественно преобладать в рыночной структуре, так как он выполняет функцию элементарного родителя рыночной среды. Малый бизнес является самостоятельной хозяйственной деятельностью малых предприятий любой формы собственности. Практически он поддерживает любую сферу деятельности: производственная, коммерческая, страховая и др. Поэтому малому бизнесу принадлежит место ведущего сектора экономики для обеспечения надежности, эффективности и гибкости внутреннего рынка страны. Важно отметить, от внутреннего рынка, в первую очередь зависит социально-экономическое развитие каждого государства. Таким образом, без малого бизнеса общество и экономика не имеют возможности не только развиваться, но и существовать.

Экономические преимущества в малом бизнесе

Рассматривая функционирование малого бизнеса в стабильной рыночной экономике, следует подчеркнуть его преимущества:

  1. Малый бизнес приносит неоценимый вклад в формирования естественной конкурентной среды. Конкуренция отражает соревнование между хозяйственными элементами, что стимулирует производство и качество товаров в которых нуждается потребитель. Самостоятельная деятельность не имеет существенной возможности на общее правила и условия обращения товаров на рынке. Это значит, что малый бизнес по своей природе является антимонопольным. Плюс ко всему, в условиях постоянной сбалансированной конкуренции сектор малого бизнеса постоянно внедряет инновационные технологии, таким образом, подрывая монополизм крупного и среднего бизнеса.
  2. Высокая реакция на изменение конъюнктур рынка придает рыночной экономике гибкость и устойчивость. Данное преимущество особенно востребовано в современных рыночных условиях при индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, активного роста номенклатуры товаров и услуг.
  3. Малый бизнес способствует ускоренному внедрению технических и коммерческих инновационных идей. Все участники данного сектора работают в условиях пусть добросовестной, но конкуренции на свой риск с целью получения прибыли. Данный вид соревнования участников играет роль проводника Научного Технического Прогресса. Например, в малом бизнесе США создается более 50% научно технических разработок и инноваций.
  4. Малым бизнесом поглощается большая часть избыточной рабочей силы. Кроме создания большого количества рабочих мест малым бизнесом активно решается проблема занятости граждан при циклических спадах и структурных сдвигах экономического состояния государства. Притом качество занятости на высоком уровне, так как малый бизнес являются фундаментальной основой формирования среднего класса.

Вкратце подытожим преимущества:

  • влияние на ослабление монополии;
  • быстрое насыщение рынка товарами и услугами;
  • оперативная результативность и окупаемость затрат;
  • мобилизация самостоятельной инициативы хозяйственного субъекта;
  • основа мелкотоварного производства;
  • высокие адаптационные свойства научно - технического прогресса;
  • активное внедрение инноваций;
  • создание существенного количество дополнительных рабочих мест;
  • основание для формирования среднего класса.

Из выше отмеченных фактов становится ясна необходимость экономики в малом бизнесе не только в развитии и функционировании экономической хозяйственной деятельности, а и в формировании социально-экономического развития общества. При таких условиях не сложно заметить расширение пространства свободного выбора путей и видов труда в пользу общества, что благотворно влияет на политическую стабильность страны. Под социальной ролью малого бизнеса усиливается позитивное влияние предпринимательского класса на общество.

Плохой пример рыночной экономики

К сожалению, на сегодняшний день в странах СНГ постепенно развивается удушение малого бизнеса. Власти постсоветского пространства оценивают маленькие промышленные предприятия как производителей отживших свой век еще в 90-х годах. Мотивируют тем, что только крупные фабрики и заводы способны выпускать современную и качественную продукцию параллельно блокируя и дискриминируя возможности развития небольших предпринимательских структур. Но почему-то в Норвегии (одна из самых богатых стран Европы), прекрасно развивается огромное количество небольших фирм со штатом в 5-20 человек, которые дома с современными энергосохраняющими технологиями. А в СНГ все, на что пока могут рассчитывать малые предприятия – это сфера обслуживания. Сектор мало-производимых предприятий сужается по главной причине. Они могут составить серьезную конкуренцию крупному бизнесу, который с помощью власти стремится к монополии и абсолютной власти на внутреннем и внешнем рынке. Вместе с ним сужается сектор среднего класса. Бедным человеком легче управлять. Но мы сами можем изменить тенденцию в лучшую сторону. Ведь нас больше и каждый из нас должен пытаться изменить ситуацию в своей стране начиная с себя. Совместно развивая малую предпринимательскую деятельность, мы усилим все преимущества данного экономического сектора, которые описаны выше. Они помогут подорвать монополию и развить социально-экономическую среду благоприятную для общества.

Малый бизнес - это экономический сектор под контролем правительства, а государственный сектор - часть экономики, не контролируется никем.

businessideas.com.ua

1.4 Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства в России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.

1.5 Особенности и функции малого предприятия.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

studfiles.net

1.2 Правовые основы малого бизнеса в РФ. Развитие малого бизнеса

Развитие малого бизнеса

курсовая работа

Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением системы ее законодательства. Без знания и соблюдения его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.

Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую базу малого предпринимательства России. Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малого предпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др..

Малым бизнесом в России считается предпринимательская деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

Согласно статье 3 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия: доля участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации составляет не более 25%, доля в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек - в оптовой торговле и при осуществлении иных видов деятельности.

При этом средняя численность определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов). Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.-С. 168.

Первым шагом в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели для государственной регистрации должны представить в регистрирующий орган по месту постоянного жительства заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размер регистрационного сбора устанавливается городским (районным) органом законодательной власти. При этом он не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более 15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявление о постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет бесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

Для регистрации малого предприятия в регистрирующий орган по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).

Согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.-С. 168.

В соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

Кроме того, реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные - непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.-С. 168.

Условия, дающие субъектам малого предпринимательства право на дополнительную поддержку и льготы:

- Субъект малого предпринимательства должен стать участником выполнения программы развития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования (города, области, края) РФ.

- Основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных видов деятельности муниципального образования (города, области, края) РФ либо субъект малого предпринимательства должен осуществлять работы по выполнению областного заказа или участвовать в реализации (городских, краевых, областных) программ социально-экономического развития. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2005. С. 78-81.

В настоящее время на территории РФ для регулирования и поддержки малого бизнеса в стране действуют:

Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»

Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. -М. 2009. С.9.

Таким образом, цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

В следующей главе курсовой работы, опираясь на практические данные проанализируем и охарактеризуем основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

econ.bobrodobro.ru

Правовые основы малого бизнеса - Финансовый менеджмент в малом бизнесе

1.2. Правовые основы малого бизнеса

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в оптовой торговле – 50;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

3
1 2   4 5 6 7 8

infomanagement.ru