Иллюстрированный самоучитель по основам бухгалтерского учета › Бухгалтерская отчетность › Бухгалтерский баланс [страница - 233] | Самоучители по бухгалтерским программам
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (форма №1) как форма бухгалтерской отчетности характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
Форма бухгалтерского баланса представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из актива и пассива. В активе представляется информация о хозяйственных средствах организации, а в пассиве – об их источниках. Данные о хозяйственных средствах и их источниках в отчетном балансе приводятся на начало и конец отчетного периода.
Согласно требованиям ПБУ 4/99 в бухгалтерском балансе активы и обязательства отражаются в зависимости от срока их обращения (погашения) как краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными являются активы и обязательства, срок обращения (погашения) которых составляет не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
По этому принципу в активе баланса хозяйственные средства организации сгруппированы в два раздела:
раздел I "Внеоборотные активы", в котором представляется информация об активах со сроком обращения более 12 месяцев;
раздел II "Оборотные активы", где отражаются данные об активах со сроком обращения менее 12 месяцев. Исключение составляет дебиторская задолженность. Информация обо всей дебиторской задолженности организации, включая долгосрочную, представляется в разделе II баланса. При этом отдельно приводится информация о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (долгосрочная) и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (краткосрочная).
В пассиве баланса источники средств делятся на собственные и привлеченные (заемные). Информация о собственных источниках средств организации представляется в разделе III "Капитал и резервы".
Привлеченные источники средств сгруппированы в зависимости от срока их погашения в два раздела:
раздел IV "Долгосрочные обязательства" – обязательства со сроком погашения в течение более чем 12 месяцев после отчетной даты;
раздел V "Краткосрочные обязательства" – обязательства со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Каждый раздел актива и пассива баланса состоит из статей.
Статьи бывают одноэлементные и комплексные. Одноэлементная статья содержит данные об одном объекте бухгалтерского учета, информация о котором формируется на одном счете. Например, по статье раздела II баланса "расходы будущих периодов" отражается информация о наличии на отчетную дату расходов, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. Указанная статья заполняется по данным сальдо счета 97 "Расходы будущих периодов".
Комплексные статьи содержат данные об остатках нескольких счетов бухгалтерского учета. Например, по статье раздела II "затраты в незавершенном производстве" отражается сумма остатков по счетам 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу".
Однородные статьи раздела объединяются в группы статей.
Например, в разделе II баланса в группу статей "Запасы" объединено семь статей:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности,
животные на выращивании и откорме,
затраты в незавершенном производстве,
готовая продукция и товары для перепродажи,
товары отгруженные,
расходы будущих периодов,
прочие запасы и затраты.
Показатели статей бухгалтерского баланса определяются по данным остатков по счетам Главной книги: актива – по данным дебетовых остатков активных счетов, пассива – по данным кредитовых остатков пассивных счетов. Исключением являются регулирующие счета, которые в бухгалтерском балансе не отражаются.
Сальдо по указанным счетам вычитаются из сальдо соответствующих регулируемых счетов (табл. 2).
Таблица 2. Перечень основных и регулирующих к ним счетов.
Наименование строки баланса Шифр и наименование основного счета Шифр и наименование регулирующего счета
Нематериальные активы
04 "Нематериальные активы"
05 "Амортизация нематериальных активов"
Основные средства
01 "Основные средства"
02 "Амортизация основных средств"
Финансовые вложения
58 "Финансовые вложения"
59 "Резервы под обесценение финансовых вложений"
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
10 "Материалы"41 "Товары"43 "Готовая продукция"
14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"
Товары отгруженные
45 "Товары отгруженные"
16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" – при кредитовом сальдо вычитается, при дебетовом – прибавляется
Готовая продукция и товары для перепродажи
41-2 "Товары в розничной торговле"
42 "Торговая наценка"
Дебиторская задолженность
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др. счета расчетов, на которых выявлена сомнительная дебиторская задолженность
63 "Резервы по сомнительным долгам"
samoychiteli.ru
Классификация бухгалтерских балансов: схема, пример, по видам
Бухгалтерский баланс показывает сводную информацию о состоянии общества в установленный момент времени. Баланс отражает наличие обязательств (пассивов) и имущества (активов) фирмы, представленных в денежном эквиваленте. Обязательным критериям корректно составленного баланса выступает точное соответствие величины активов и пассивов между собой. В данной статье будет рассмотрена классификация бухгалтерских балансов по видам и примерам расчета.
Для чего нужен баланс?
Назначением баланса — представление информационных данных о финансовом положении компании в структурированном виде для внутренних целей общества, а также подачи их внешним пользователям. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс (форма 1)».
Руководителям предприятия баланс позволяет принимать решения в отношении дальнейшего развития, инвесторам – о целесообразности вложения средств, контролирующим органам — о верности ведения учета хозяйственной деятельности. Составляется баланс на конкретное число. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс: бланк, заполнение». В нем отражается важная информация деятельности всего предприятия:
структура имущества;
соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
итоговый результат (прибыли/убыток).
Структура бухгалтерского баланса
Основой структуры баланса считается принцип группировки объектов учета по их источникам образования и ролям, отведенным им в хозяйственной деятельности компании. Бухгалтерский баланс представлен 5-тью разделами, 2 из которых отнесены в активы, а 3 в пассивы предприятия. Читайте также статью: → «Заполняем бухгалтерский баланс форма №1 (скачать бланк баланса)».
К активам относят:
внеоборотные активы, в состав которых включены оборудование, капитальные строения, долгосрочные финансовые вложения. Использования предприятием данных активов превышает 1 год.
оборотные активы, включающие материалы для производства, денежные средства, вложения краткосрочного типа. Используются данные активы на предприятии менее 1 года.
Принципиальным отличием внеоборотных активов от оборотных заключается в их ликвидности. Преобразовать, в случае острой необходимости, вторые в денежные средства значительно проще, чем первые.
Пассив раскрывает информацию об источниках, способствующих формированию имущества компании. Данный раздел занимает значительное место в анализе, так как превышение заемных средств над собственными может подвергнуть предприятие высоким рискам.
Оптимальным соотношение является 50/50, то есть половина заемного капитала и половина собственного.
В пассивах содержится 3 раздела:
капитал и резервы, в его состав включаются собственные средства, добавочный капитал, сформированные резервы, и прибыль, не распределенная на момент подготовки отчета.
долгосрочные обязательства, включают привлеченные средства от банковских учреждений, инвесторов и прочих кредиторов, срок закрытия которых более одного календарного года;
краткосрочные обязательства, к данному разделу относят текущие обязательства предприятия, оплата которых подлежит осуществлению на протяжении календарного года.
Классификация балансов: статические и динамические
Бухгалтерский отчет корпораций по форме №1, принято подразделять на две основные категории:
Статические – отражающие статичные данные не конкретный момент;
Динамические – показывающие динамичность изменения отдельных показателей.
Статические балансы формируются при наступлении определенных событий в компании и показывают сведения на указанную дату. В таких отчетах невозможно провести точный анализ динамики изменения отдельных показателей деятельности фирмы, поэтому подобные балансы получили наименование статичные.
Наиболее распространенной формой данного баланса считается ежегодный отчетный баланс, в который за редким исключением добавляются сведения предыдущего периода.
На последнее число 2016г. из оборотно-сальдовой ведомости данные счетов распределяются между статьями отчета. В конечном итоге общая величина активов должна точно совпасть с величиной пассивов. Такой годовой отчет подлежит передаче в контролирующие структуры.
Динамические балансы отражают изменение результатов и итогов деятельности фирмы за конкретный временной промежуток. Используются данные сведения для выработки решений управления торговыми или производственными процессами в зависимости от направления работы компании. В качестве примера следует отметить оборотные ведомости и шахматные оборотные балансы.
Периодом отражения информации в подобных балансах является месяц. В этот период не формируется промежуточная отчетность, но при этом руководство обеспечено достаточным объемом сведений о движении активов компании. Главной целью динамических балансов считается донесение до руководства достоверной информации для выработки позиции при решении текущих задач, срок которых находится в пределах одного месяца.
Признаки классификации балансов
В ходе развития направлений бухгалтерской отчетности было проведено разделение баланса на отдельные составляющие с классификацией в зависимости от задач и целей, лежащих в основе их составления. Классификация балансов по различным признакам приведена в таблице:
Признак классификации
Название баланса
Особенности оформления
По периоду формирования
Первоначальный или вступительный
Подготавливается один раз по факту образования юридического лица, в нем показываются сведения об имущественных объектах, которые вносятся в УК общества в виде вкладов. С формирования такого отчета начинается ведение бухучета фирмы.
Текущий
Составление его осуществляется с установленной периодичностью в течение всего периода хозяйственной деятельности компании.
Завершающий
Итоговый баланс, формируемый при реорганизации либо полной ликвидации компании.
Санируемый
Составляется в достаточно редких, исключительных случаях, при которых оценивается необходимость введения в отношении компании процедур банкротства. Подобный отчет позволяет выявить реальное финансовое положение общества и сделать правильный выбор – объявить о банкротстве или сделать попытку продолжить деятельность.
Ликвидационный
Формируется в период ликвидации общества для определения имущества, подлежащего распределению между участниками компании и кредиторами. Составляется многократно в процесс осуществления ликвидационной процедуры – в начале, в конце и в ходе ликвидации.
Разделительный
Подготавливается по факту реорганизации по форме разделения с использованием показателей составленных заключительных балансов.
Объединительный
Подготавливается в случае реорганизации по форме присоединения, слияния, в основе его образования лежат заключительные балансы.
По источникам формирования
Инвентарный
Составляется после инвентаризации имущественных объектов и обязательств компании.
Книжный
Основой для составления данного баланса являются Главные книги, показатели которых берутся без предварительной проверки в ходе инвентаризации.
Генеральный
Объединяет основы инвентарного и книжного балансов, что позволяет получить наиболее достоверные показатели.
По объемам информационных источников
Индивидуальный
Формируется, когда образованное юрлицо не включается в состав группы компаний и ведет обособленную хозяйственную деятельность.
Сводный
Составляется при наличии у юридического лица филиальной сети.
Консолидированный
Представляет собой свод балансов предприятий, которые ведут самостоятельную деятельность, но при этом имеют тесную финансовую взаимосвязь.
По направлениям деятельности
Баланс, представляющий основную деятельность
Отражает результаты деятельности, которые соответствуют внесенному в устав предприятия основному направлению.
Баланс, отражающий результат по видам деятельности
Отражает результаты по направлениям, не являющимся для компании основными.
По формам собственности
Государственные
Компании могут создаваться на основании различных источников формирования собственных средств, в зависимости от которых производится соответствующая классификация.
Муниципальные
Коллективные
Кооперативные
Частные
По отражаемому объекту
Самостоятельный баланс организации
Составляется лицом, зарегистрированным в государственном порядке в качестве самостоятельного юрлица.
Отдельный по подразделениям
Формируется каждым отдельным филиалом, представительством или иным структурным подразделением компании.
По целям анализа
Коммерческий
Составляется для руководства и акционеров. В таком бланке сведения объединяются для целей корректного налогообложения под каждый отдельный налог, что позволяет сопоставить балансовую и налогооблагаемую прибыль.
Налоговый
Формируется для предоставления в органы налогового надзора России.
По методам очистки
Баланс-брутто
Представляет собой баланс с регулирующими статьями (амортизационные отчисления). Используется достаточно редко для проведения исследовательских работ, а также улучшения информационных функций отчета.
Баланс-нетто
Не учитывает данных регулирующих статей. Данный отчет более значим в современных реалиях, позволяет оценить фактический размер активов компании. Именно такой баланс является действующим в настоящее время для подачи в контролирующие органы.
Формирование баланса по осуществляемым операциям является обязательным по российскому законодательству для всех форм и видов юридических лиц. Ежегодно отчетность предоставляется в органы налогового надзора, а также в органы статистики.
Видео-урок «Как вести бухгалтерский баланс в организации: примеры»
Смотрите видео-урок от преподавателя сайта «Бухгалтерский и налоговый учет для чайников» Гандевой Н.В. На примерах подробно показывается как осуществляется ведение бухгалтерского баланса по форме 1 в организации. Для просмотра видео нажмите ниже ⇓
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58
Звонок в один клик Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16