Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав. Экспертиза аудиозаписи


Установление подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа)

Установление подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявление признаков монтажа) представляет собой исследование различных видов аудиозаписей, которое выявляет факты преднамеренного искажения и изменения записи, а также ее содержания. Аудиозаписи исследуются на предмет соответствия отображенных звуков и реальных, имевших место событий, которые в них запечатлены. Данная экспертиза применяется в случаях, когда запись используется в качестве доказательства в ходе судебных заседаний. Следует отметить, что данное исследование выявляет любые виды воздействия на запись, произведенные после завершения процесса ее изготовления. Аудиозаписи подвергаются монтажу не только с целью фальсификации. И, тем не менее, изменение записи может исказить ее содержание. Однако, современное законодательство допускает перенос аудиозаписи с одного носителя на другой.

Подлинность аудиозаписи понимается как отсутствие любых воздействий на нее. Аутентичность аудиозаписи трактуется через призму соответствия записи и зафиксированных событий.

Ключевые критерии установления подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа):

  • Отсутствие разрывов в течение всего времени аудиозаписи.
  • Содержательная полнота аудиозаписи, то есть наличие всей значимой аудиоинформации, полученной от обозначенного источника (или источников).
  • Сохранность аудиоинформации при ее длительном хранении и последующем воспроизведении.

Признаки произведенного воздействия на запись, осуществленного после ее производства:

  • Различия между техническими параметрами устройства, на котором произведена аудиозапись, и техническими атрибутами сигнала.
  • Присутствие в файле аудиозаписи технических данных о фактах применения программных методов модификации формата, а также об использовании программ для редактирования аудиозаписей.
  • Свидетельства применения психоакустических кодеков, не совпадающих с особенностями ситуации, в которой производилась аудиозапись.
  • Сдвиг контуров так называемых MP3-фреймов.
  • Присутствие в записи следов применения антиалиасингового (антиэлайзингового ) фильтра.
  • Присутствие в аудиоматериале меток, свидетельствующих о переключении режимов записи использованного аудиоустройства.
  • Внезапное изменение спектрального профиля зафиксированной в записи речи, не обусловленное ситуацией, в которой осуществлялась аудиозапись, а также наличие неоправданных пауз внутри записанной беседы.
  • Сбой естественной динамики уровня энергетики записанной речи, ситуационно не обусловленный.
  • Внезапные искажения звуковых элементов акустического пространства, не обусловленные обстоятельствами производства аудиозаписи.
  • Изменения спектрально-временных параметров присутствующего на записи фонового шума, не обусловленные обстоятельствами, в которых производилась аудиозапись.
  • Обнаружение спектрально-аудитивных свидетельств внезапной смены акустической глубины записанных фрагментов речи.
  • Несовпадение обстоятельств и условий производства аудиозаписи, известных эксперту, и определяемого соотношения расстояний между говорящими персонами и микрофоном.
  • Несоответствие известных эксперту условий, в которых производилась аудиозапись, и фактического времени реверберации (или полученных в результате реверберации искажений звуковой информации).
  • Смещение фазы низкочастотных гармоник.
  • Искажение целостности шумовых и речевых элементов звукозаписи, обнаруженные в ходе автокорреляционного исследования, не обусловленные обстоятельствами производства аудиозаписи.
  • Искажение параметров аудиосигнала цифровой фонограммы (состава, асимметрии, формы и центра), не обусловленных обстоятельствами производства записи.
  • Обнаружение меток, свидетельствующих о применении специализированных программ обработки цифровых записей, в частности их кодирования.
  • Неожиданные скачки постоянной компоненты аудиосигнала.
  • Присутствие точно совпадающих отрезков аудиозаписи

Необходимо помнить, что возникновение в аудиозаписи некоторых признаков из тех, что были перечислены выше, не обязательно является результатом преднамеренного искажения. Они могут появляться в записи благодаря особым характеристикам устройств аудиозаписи. Непреднамеренные изменения аудиозаписей проявляются следующим образом:

  • Замещение различными шумами и помехами информационно значимого сигнала.
  • Реверберационные изменения звукового сигнала.
  • Спровоцированные детонацией изменения аудиосигнала, а также искажения, полученные в результате несовпадения скоростей записи и воспроизведения.
  • Временные и спектральные изменения аудиосигнала, вызванные неравномерностью и скудным динамическим интервалом устройства, формирующего канал оцифровки или записи фонограммы.

Сложность процедуры установления подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа) подразумевает наличие необходимых специализированных знаний, высокий профессиональный уровень эксперта и его обширный опыт осуществления подобных исследований.

Также при выявлении искажений аудиозаписи эксперт должен учитывать тот факт, что во время применения стандарта связи GSM (или подобных ему) непременно искажается первоначальный звуковой сигнал. Эти изменения вызваны особенностями работы речевого кодека, посредством которого происходит управление каналом связи в процессе пакетной трансляции речи. Кроме того, на сигнал могут влиять системы сжатия, применяемые для передачи сигнала от одной АТС к другой, а также от АТС к ПУ СОРМ (в случае, если таковые применяются).

Ситуации, в которых целесообразно прибегнуть к установлению подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа)

Наиболее часто сомнения в том, что аудиозапись является подлинной и аутентичной, возникают в следующих ситуациях:

  • На протяжении аудиозаписи различаются сбои, паузы, повторения и другие свидетельства монтажа.
  • Актуальная продолжительность аудиозаписи отличается от зафиксированных показателей.
  • Электронные метки цифровой записи содержат информацию о внесенных изменениях.
  • В аудиозаписи обнаружены пропавшие отрезки.

Правовая база производства экспертизы по установлению подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа)

Федеральный закон РФ (№144-ФЗ, опубликованный 12.08.1995г.), регламентирующий производство оперативно-розыскной деятельности, разрешает перенос аудиозаписей с одного носителя на другой, а также монтаж аудиозаписей с целью достижения последующего удобства их применения. В процессе подготовки вещественных доказательств, самые важные и ценные отрезки аудиозаписей могут быть записаны на один носитель. В случае выполнения подобных действий, запись о них в обязательном порядке включается в сопроводительную документацию.

Вопросы, которые адресуются специалисту по установлению подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа)

  1. Является ли исследованная аудиозапись подлинной?
  2. Подтверждена ли в ходе производства экспертизы аутентичность исследованной аудиозаписи?
  3. Содержит ли данная аудиозапись следы механического монтажа?
  4. Обнаружены ли в исследованной аудиозаписи следы применения специализированных программ для осуществления электронного монтажа?
  5. Обнаружены ли в процессе проведения исследования признаки преднамеренных перерывов хода производства аудиозаписи?
  6. Соответствует ли содержание исследованной аудиозаписи отображенным на ней событиям, имевшим место в реальной жизни?
  7. Обнаружены ли на протяжении данной аудиозаписи отрезки, качество которых было произвольно ухудшено (увеличена громкость фоновых шумов, добавлены искусственные помехи и пр.)?
  8. Соответствует ли предоставленное эксперту описание условий производства аудиозаписи и фактическое время реверберации (или присутствующие в записи реверберационные искажения звука)?
  9. Было ли обнаружено смещение фазы низкочастотных гармоник на протяжении данной аудиозаписи?
  10. Наблюдаются ли в исследованной аудиозаписи нарушения энергетической динамики аудиосигнала?
  11. Наблюдаются ли в данной аудиозаписи несовпадения технических характеристик устройства аудиозаписи и технических характеристик полученного аудиосигнала?

sudexpa.ru

Экспертиза аудиозаписи | Центр Лингвистических Экспертиз

Экспертиза аудиозаписи

Рейтинг: 4.5 (90%) - Оценок: 2

На данный момент судопроизводство имеет большой объем задач, в которых устная речь записывается на носитель и предоставляется в суде в качестве вещественного доказательства. Исследование голоса, звуков и речи называется экспертизой аудиозаписи, которая осуществляется в АНО «Центре Лингвистических Экспертиз».

Судебная экспертиза аудиозаписи представляет собой комплексное исследование записанных фонограмм, с целью идентификации личности, которой принадлежит имеющийся на ней голос или речь. Также целью этого исследования является отождествление аппаратуры звукозаписи.

Объекты экспертизы аудиозаписи

Объектами экспертизы данного характера являются:

  • Фонограммы звуков, разговоров, записанные на диктофон.
  • Экспертиза аудиозаписи
  • Фонограммы аудиозаписей, предоставленные частными лицами, которые намеренно или ненамеренно осуществляли записи звуков с целью подтверждения своей или не своей невиновности.
  • Использования технологических средств, с целью проведения деловых переговоров.
  • Рассмотрения и ведения гражданского и уголовного разбирательства.
  • Проведения оперативных мероприятий.
  • Выполнения записи при проведении переговоров любого характера.
  • Когда необходимо установить личность по разговору или устной речи, записанной на диктофон.
  • Когда важно провести сбор данных о технических способах создания фонограммы.
  • Когда нужно получить сведения о личности, голос или речь которой присутствует в фонограмме.
  • Когда у следственных или судебных органов возникают подозрения на монтаж или фальсификацию предоставленной аудиозаписи.
  • Когда необходимо передать дословный текст, содержащийся в фонограмме.

lingex.ru

Независимая экспертиза аудиозаписи | Центр Лингвистических Экспертиз

Независимая экспертиза аудиозаписи

Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 1

Все чаще экспертам приходится сталкиваться с необходимостью проверить достоверность информации, полученной посредством выполненной записи состоявшегося разговора между фигурантами гражданских, либо уголовных дел.

Важность процедуры

Основной целью независимой экспертизы аудиозаписи выступает возможность получить содержание разговора, записанного на ней, с последующим подтверждением подлинности.

Выделяют следующие задачи, поставленные перед экспертами:

Независимая экспертиза аудиозаписи
  • идентификационные, подразумевают идентификацию по речи, голосу; позволяют установить авторство произнесенных реплик; определить идентичность исполненных музыкальных фрагментов, либо целых произведений;
  • диагностические, помогают установить состояние звукозаписывающих устройств, подлинность произведенных аудиозаписей, наряду с единством звуковых рядов.

Кто проводит испытания?

Безусловным следует признать следующее обстоятельство ― выполнять весь немалый объем работ могут только настоящие профессионалы, у которых достаточно опыта, практических навыков для выполнения самых сложных и ответственных заданий. К таким по праву относятся сотрудники АНО «Центр Лингвистических Экспертиз». Именно к ним обращаются при необходимости провести максимально быстро, качественно независимую экспертизу аудиозаписи.

Их компетенции вполне достаточно для исследования любых источников информации.

lingex.ru

Экспертиза по установлению подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа)

Независимая экспертиза по установлению подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявление признаков монтажа) представляет собой исследование различных видов аудиозаписей, которое выявляет факты преднамеренного искажения и изменения записи, а также ее содержания. Аудиозаписи исследуются на предмет соответствия отображенных звуков и реальных, имевших место событий, которые в них запечатлены. Данная экспертиза применяется в случаях, когда запись используется в качестве доказательства в ходе судебных заседаний. Следует отметить, что данное исследование выявляет любые виды воздействия на запись, произведенные после завершения процесса ее изготовления. Аудиозаписи подвергаются монтажу не только с целью фальсификации. И, тем не менее, изменение записи может исказить ее содержание. Однако, современное законодательство допускает перенос аудиозаписи с одного носителя на другой.

Подлинность аудиозаписи понимается как отсутствие любых воздействий на нее. Аутентичность аудиозаписи трактуется через призму соответствия записи и зафиксированных событий.

Ключевые критерии установления подлинности и аутентичности аудиозаписи (выявления признаков монтажа):

  • Отсутствие разрывов в течение всего времени аудиозаписи.
  • Содержательная полнота аудиозаписи, то есть наличие всей значимой аудиоинформации, полученной от обозначенного источника (или источников).
  • Сохранность аудиоинформации при ее длительном хранении и последующем воспроизведении.

Признаки произведенного воздействия на запись, осуществленного после ее производства:

  • Различия между техническими параметрами устройства, на котором произведена аудиозапись, и техническими атрибутами сигнала.
  • Присутствие в файле аудиозаписи технических данных о фактах применения программных методов модификации формата, а также об использовании программ для редактирования аудиозаписей.
  • Свидетельства применения психоакустических кодеков, не совпадающих с особенностями ситуации, в которой производилась аудиозапись.
  • Сдвиг контуров так называемых MP3-фреймов.
  • Присутствие в записи следов применения антиалиасингового (антиэлайзингового ) фильтра.
  • Присутствие в аудиоматериале меток, свидетельствующих о переключении режимов записи использованного аудиоустройства.
  • Внезапное изменение спектрального профиля зафиксированной в записи речи, не обусловленное ситуацией, в которой осуществлялась аудиозапись, а также наличие неоправданных пауз внутри записанной беседы.
  • Сбой естественной динамики уровня энергетики записанной речи, ситуационно не обусловленный.
  • Внезапные искажения звуковых элементов акустического пространства, не обусловленные обстоятельствами производства аудиозаписи.
  • Изменения спектрально-временных параметров присутствующего на записи фонового шума, не обусловленные обстоятельствами, в которых производилась аудиозапись.
  • Обнаружение спектрально-аудитивных свидетельств внезапной смены акустической глубины записанных фрагментов речи.
  • Несовпадение обстоятельств и условий производства аудиозаписи, известных эксперту, и определяемого соотношения расстояний между говорящими персонами и микрофоном.
  • Несоответствие известных эксперту условий, в которых производилась аудиозапись, и фактического времени реверберации (или полученных в результате реверберации искажений звуковой информации).
  • Смещение фазы низкочастотных гармоник.
  • Искажение целостности шумовых и речевых элементов звукозаписи, обнаруженные в ходе автокорреляционного исследования, не обусловленные обстоятельствами производства аудиозаписи.
  • Искажение параметров аудиосигнала цифровой фонограммы (состава, асимметрии, формы и центра), не обусловленных обстоятельствами производства записи.
  • Обнаружение меток, свидетельствующих о применении специализированных программ обработки цифровых записей, в частности их кодирования.
  • Неожиданные скачки постоянной компоненты аудиосигнала.
  • Присутствие точно совпадающих отрезков аудиозаписи

Необходимо помнить, что возникновение в аудиозаписи некоторых признаков из тех, что были перечислены выше, не обязательно является результатом преднамеренного искажения. Они могут появляться в записи благодаря особым характеристикам устройств аудиозаписи. Непреднамеренные изменения аудиозаписей проявляются следующим образом:

  • Замещение различными шумами и помехами информационно значимого сигнала.
  • Реверберационные изменения звукового сигнала.
  • Спровоцированные детонацией изменения аудиосигнала, а также искажения, полученные в результате несовпадения скоростей записи и воспроизведения.
  • Временные и спектральные изменения аудиосигнала, вызванные неравномерностью и скудным динамическим интервалом устройства, формирующего канал оцифровки или записи фонограммы.

Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

prse.ru

Судебная фоноскопическая экспертиза голоса. Экспертиза аудиозаписи.

Когда аудиозапись будет считатьсядоказательством

Ситуация следующая: потерпевший передал дознавателю CD-диск с записью разговора между потерпевшим и свидетелем. Дознаватель вызвал последнего для беседы, в ходе которой заявил, что для идентификации голоса и проверки наличия/отсутствия следов монтажа на записи будет назначена судебная фоноскопическая экспертиза. В связи с этим вопрос: должен ли следователь ознакомить свидетеля с постановлением о назначении фоноскопической экспертизы и изъять образец его голоса для идентификации с оформлением соответствующих процессуальных документов? Или такое исследование может проводиться без уведомления/ознакомления с постановлением этого свидетеля?

Само лицо, чей разговор, якобы, записан, полагает, что аудиозапись была передана не в полном объеме - файл с цифрового носителя был перенесен на компьютер, обрезан, а затем записан на СD-диск. Как пояснил дознаватель, по результатам исследования, свидетель может быть признан подозреваемым по данному уголовному делу и предложил ему покаяться и примириться с потерпевшим.

Как назначается экспертиза аудиозаписи

Очень много нюансов, которые могут повлиять на решение вашего вопроса и полностью превратить ту же фоноскопическую экспертизу в бесполезную "бумажку":
  1. В первую очередь - допустимость доказательств в уголовном деле. Как была получена представленная аудиозапись? УПК РФ гласит любое доказательство по делу должно быть получено законным (процессуальным) путем. Как это, например, делается "правильно": в присутствии понятых осматривается диктофон, кассета или флеш-накопитель (они должны быть пустыми), которые вставляются в записывающее устройство, после чего крышка ячейки с накопителем опечатывается и передается лицу, которое и должно будет произвести запись разговора. После фиксации беседы, данное лицо прибывает в полицию (можно и на месте), где у него, опять же в присутствии понятых изымают диктофон, проверяют целостность печати, извлекают кассету и прослушивают. Но, это в идеале. Были случаи, когда участник уголовного процесса самостоятельно делал аудиозапись, предоставлял ее следователю. Тот, в свою очередь, составляет протокол выемки носителя с записью разговора, далее осматривает ее, прослушивает, оформляет соответствующий протокол и текстовый вариант услышанного - и все это в присутствии понятых. Отсюда вытекает п.2.
  2. Желательно, чтобы на подобной записи, непосредственно перед ней была зафиксирована информация о дате, времени и месте ее производства. То есть, лицо, пожелавшее, например, зафиксировать таким образом факт вымогательства взятки, перед тем, как зайти в кабинет чиновника, надиктовывает на устройство все эти сведения. Плюс, крайне нежелательно переносить запись с одного носителя на другой.
  3. Для назначения фоноскопической экспертизы крайне важно предоставить аппаратуры, с помощью которой и была записана беседа.

Может ли обвиняемый или свидетель отказаться предоставить образцы своего голосаА теперь, что касается действий дознавателя. Если он получил аудиоматериал вышеперечисленными способами, то, возможно, он будет признан допустимым доказательством в уголовном деле. Но следует знать, что он повязан по рукам и ногам буквами закона. С одной стороны: следователь не должен знакомить свидетеля с постановлением о назначении экспертиз по делу, но с другой - данное исследование касается конкретно данного фигуранта и может перевести его в разряд подозреваемых. Если это случается, то значит следователь обязан был ознакомить его с постановлением о назначении фоноскопической экспертизы голоса. И вот правовой тупик. В итоге дознавателю (в случае получения первых "положительных" выводов) придется назначать экспертизу повторно и уже ознакомить, согласно УПК РФ вновь "сформировавшегося" подозреваемого с постановлением.

Не будем забывать еще и тот момент, что для проведения такого исследования потребуется образец голоса свидетеля, который он должен официально при понятых изъять еще при назначении первой экспертизы. Но! И подозреваемый, и обвиняемый, и, тем более, свидетель на основании ст.51 Конституции РФ могут отказаться предоставить образец своего голоса.

Оценивая описанную вами конкретную ситуацию, считаю, что аудиозапись не может быть признана допустимым доказательством в уголовном деле. Свидетелю, в отношении которого требуется проведение судебной фоноскопической экспертизы голоса, необходимо отказаться от предоставления образцов. В этом случае и сама экспертиза аудиозаписи, даже если ее назначат, не будет иметь доказательственного значения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Добровольное возмещение ущерба при ДТП Пассажир пострадал в ДТП Онлайн адвокат

www.uristy.org

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав, является сложным комплексным исследованием, конкретный состав которого и процедура проведения зависят от целей, поставленных перед экспертной организацией. Аудиозаписи в данном случае рассматриваются непосредственно как объект авторского права или как объективная форма, в которой представлено авторское произведение. В отношении спорных аудиозаписей могут проводиться следующие виды экспертиз:

  • Фоноскопическая экспертиза;
  • Автороведческая экспертиза;
  • Искусствоведческая экспертиза.

Конкретный тип исследования или сочетание нескольких видов анализа применяются в зависимости от того, какое обстоятельство дела подлежит установлению. Например, для определения давности записи проводят техническую экспертизу, в случаях установления авторства – фоноскопическую, для обнаружения фактов заимствования или плагиата – автороведческую. Эксперт-искусствовед привлекается в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью, а также для идентификации музыкальных произведений.

В последнее время возникает множество спорных ситуаций, связанных с нарушением авторских прав. Во многом их решению способствует проведение экспертизы спорного объекта авторского права. Инициатором экспертизы могут выступать судебные органы, участники спора или их представители. Экспертизу можно провести заблаговременно, до начала судебного процесса или вместо него, так как результаты экспертизы определяют положение дел между сторонами. Также, если дело уже находится в суде, исследование может быть назначено в ходе слушаний.

Часто бывает так, что чужие произведения заимствуются вследствие недостаточного знания закона о защите авторских прав. При использовании произведений, на которые все еще распространяется действие авторских прав, необходимо получить разрешение автора или его наследников. Авторские права на произведение действуют в течение семидесяти пяти лет после смерти автора. Правообладателями в таком случае являются законные наследники автора.

Объекты авторского права, в отношении которых проводится экспертиза аудиозаписей

Гражданский кодекс Российской Федерации трактует объект авторского права как произведение искусства, науки и литературы, который может быть выражен любым доступным автору способом. При этом достоинства произведения не имеют принципиального значения. Аудиозаписи могут содержать следующие объекты авторского права:

  • Песни: музыкальные произведения, имеющие словесный компонент, относящиеся к разным музыкальным жанрам.
  • Музыкальные произведения, не имеющие словесного компонента (мелодии, музыкальные пьесы, симфонии, записи музыки к кино- и телефильмам, заставки для телепередач и пр.).
  • Записи публичных выступлений: чтение стихотворений и иных поэтических произведений, чтение художественных текстов (так называемые аудиокниги), записи спектаклей и иных театральных форм, специализированные аудиоспектакли, выступления (политические и иные), лекции и пр.
  • Диктофонные записи разговора нескольких людей, содержащие обсуждение будущих произведений.
  • Диктофонные записи лиц, содержащие компоненты объекта авторского права. Например, личные записи ученого, которые были использованы в ситуации, нарушающей его права.
  • Авторские музыкальные сборники.
  • Авторские сборники текстов (стихотворений, прозаических произведений и пр.).

Возможные случаи разбирательств, связанных с нарушением авторских прав

Песни. В отношении песен могут возникнуть следующие проблемные ситуации:

  • Несанкционированное использование текста, музыки или их фрагментов.
  • Несанкционированное публичное исполнение всего произведения (песни) с целью получения личной выгоды.

В отношении песен можно определить оригинальность текста и музыки, а также установить личность исполнителя (певца). В некоторых случаях возможно определить характерные особенности манеры исполнителя музыки.

В отношении музыкальных произведений, не содержащих текстового компонента, чаще всего возникают проблемы установления авторства, заимствования фрагментов и целых произведений, плагиата, несанкционированного исполнения с целью получения личной выгоды. В таких случаях определяется авторство объекта, оригинальность произведения и его авторский характер, выявляются признаки плагиата и заимствования. Можно также определить обстоятельства выполнения записи и давность осуществления записи.

В отношении записей публичных выступлений могут возникнуть разбирательства в отношении следующих спорных ситуациях:

  • Использование фрагментов чужого текста без указания авторства.
  • Нарушение правил цитирования.
  • Использование текстов, на которые распространяется действие авторских прав без разрешения правообладателя (правообладателей).

Диктофонные записи представляют собой зафиксированные рассуждения конкретного лица или группы лиц о планируемом авторском произведении. Например, групповые обсуждения будущих сценариев принято фиксировать на диктофон, чтобы не потерять или не забыть некоторые фрагменты обсуждения. При использовании записей третьими лицами или же одним из лиц, участвовавших в обсуждении, нарушаются авторские права остальных участников дискуссии. Также многие деятели литературы или науки практикуют метод записи на диктофон своих устных рассуждений о некой обдумываемой проблеме. В случае кражи подобных записей их содержимое используется незаконно, что ущемляет права автора записанных умозаключений. В таком случае требуется идентифицировать человека, чья речь записана на аудионоситель, а также определить давность записи для доказательства авторства этого лица.

В отношении сборников, как правило, предъявляются претензии по несанкционированному использованию текстов или музыкальных произведений, срок действия авторских прав на которые еще не истек.

В каких ситуациях нарушения авторского права прибегают к экспертизе звукозаписи

Все случаи возникновения необходимости проведения экспертизы аудиозаписей можно разделить на несколько групп в зависимости от типа проводимого исследования.

Фоноскопическую экспертизу аудиозаписей проводят в следующих случаях:

  • Необходимо установить личность исполнителя (человека, поющего песню, читающего лекцию, произносящего текст публичного выступления).
  • Требуется установить соответствие речевых характеристик человека, чей голос записан на пленку, и конкретного лица.
  • Требуется установить дословное содержание текста звукозаписи.
  • Надо определить характеристики лица, чей голос записан на пленку: пол, примерный возраст, национальность, регион происхождения, уровень образования, профессиональную и социальную принадлежность и т.д.
  • Требуется установить, является ли речь спонтанной или заученной.
  • Необходимо установить, является ли текст на записи зачитываемым.
  • Требуется проанализировать технические условия записи объекта.
  • Надо установить более раннюю аудиозапись для определения приоритета авторства.
  • Требуется выявить признаки фальсификации записи.
  • Надо определить тип аппаратуры, на которую производилась запись.
  • Необходимо установить факт последующего изменения записи (монтажная склейка, искажение записи и пр.).
  • Требуется установить соответствие предоставленной для исследования аппаратуры техническим устройствам, на которые производилась запись.

Автороведческую экспертизу проводят, если:

  • необходимо установить, является ли содержимое звукозаписи оригинальным авторским произведением или же представляет собой переработанный вариант чужого произведения;
  • требуется установить, есть ли совпадение отдельных фрагментов спорной аудиозаписи и иного произведения;
  • надо определить, оригинальны ли отдельные компоненты произведения, записанного на аудионоситель;
  • необходимо установить признаки плагиата в объекте авторского права, записанного на аудионоситель;
  • требуется определить признаки авторского произведения у объекта, записанного на пленку;
  • необходимо установить авторство текста, музыки или иного объекта авторского права, который записан на аудионоситель;
  • требуется определить правильность цитирования заимствованных фрагментов чужого произведения.

Процедура проведения экспертизы аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

Обращение заказчика в экспертное бюро, заключение договора на проведение экспертизы. На этом этапе обсуждается суть возникшей проблемы, определяются цели и задачи исследования, на основании которых формулируются предмет исследования и вопросы, ответы на которые даст специалист, проводящий экспертизу. Предмет исследования заносится в договор в соответствии с составленной формулировкой.

Анализ спорной аудиозаписи. На этом этапе проводится экспертиза непосредственно спорного объекта. Тип экспертизы зависит от задачи, поставленной перед экспертом.

На третьем этапе изучаются все остальные представленные объекты и документы. Если необходимо, проводится сравнительный анализ и прочие исследования, в том числе лабораторные.

Оформление экспертного заключения. Результатом проведения исследования является экспертное заключение, представленное в письменной форме и подписанное экспертом (группой экспертов). В экспертное заключение обязательно входит описание всех проведенных специалистом (специалистами) мероприятий, копии исследованных документов, экспертные выводы и ответы на поставленные вопросы.

Какие документы (объекты) необходимо предоставить для проведения экспертизы аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

Полный набор объектов, предоставляемых для исследования, устанавливается специальным образом в каждом случае исследования в зависимости от типа проводимого анализа. Примерный перечень объектов, которые могут понадобиться для проведения экспертизы, выглядит следующим образом:

  1. Спорная аудиозапись (или спорные аудиозаписи, если их несколько).
  2. Иные документы, содержащие текст аудиозаписи: тексты на бумажных носителях, компьютерные файлы, книги, журналы, отсканированные документы или отображение (принтскрин) компьютерного экрана.
  3. Другие аудиозаписи, содержащие образцы голоса исполнителя.
  4. Другие аудиозаписи, обладающие сходными техническими характеристиками: записанные в тот же временной отрезок, на ту же аппаратуру, теми же звуковыми операторами (инженерами).
  5. Иные документы, подтверждающие авторство: свидетельство об авторском праве, запись публичного выступления, концерта или лекции, записи текстов от руки, тексты электронных писем и так далее.
  6. Документы, подтверждающие личность автора: паспорт, водительские права, документ об использовании конкретным лицом данного псевдонима.
  7. Иные документы по требованию специалиста, проводящего экспертизу.

Перечень вопросов, на которые отвечает специалист по экспертизе аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

  1. Принадлежит ли голос, записанный на аудионоситель, конкретному лицу?
  2. Была ли произведена запись именно на представленное оборудование?
  3. Какое количество записывающих устройств было использовано при изготовлении аудиозаписи?
  4. Соответствуют ли характеристики речи на исследуемой аудиозаписи особенностям речи, зафиксированной на предоставленных образцах?
  5. Каковы особенности звуковых шумов на исследуемой записи?
  6. Речь какого количества людей записана на носитель?
  7. Присутствуют ли в речи говорящего признаки преднамеренного изменения манеры говорения, тембра голоса или иных специфических характеристик речи?
  8. Был ли процесс записи непрерывным, или она производилась с перерывами?
  9. Какова давность произведения записи?
  10. Есть ли признаки монтажа или иного искажения аудиозаписи?
  11. Обнаружены ли признаки фальсификации записи?
  12. Каково дословное содержание записанного на носитель текста?
  13. Есть ли в содержимом аудиозаписи признаки авторского произведения.

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

sudexpa.ru

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав.

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав.

Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав

      Экспертиза аудиозаписей при разбирательствах, связанных с нарушением авторских прав, является сложным комплексным исследованием, конкретный состав которого и процедура проведения зависят от целей, поставленных перед экспертной организацией. Аудиозаписи в данном случае рассматриваются непосредственно как объект авторского права или как объективная форма, в которой представлено авторское произведение. В отношении спорных аудиозаписей могут проводиться следующие виды экспертиз:

  1. Фоноскопическая экспертиза;
  2. Автороведческая экспертиза;
  3. Искусствоведческая экспертиза.

     Конкретный тип исследования или сочетание нескольких видов анализа применяются в зависимости от того, какое обстоятельство дела подлежит установлению. Например, для определения давности записи проводят техническую экспертизу, в случаях установления авторства – фоноскопическую, для обнаружения фактов заимствования или плагиата – автороведческую. Эксперт-искусствовед привлекается в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью, а также для идентификации музыкальных произведений.

       В последнее время возникает множество спорных ситуаций, связанных с нарушением авторских прав. Во многом их решению способствует проведение экспертизы спорного объекта авторского права. Инициатором экспертизы могут выступать судебные органы, участники спора или их представители. Экспертизу можно провести заблаговременно, до начала судебного процесса или вместо него, так как результаты экспертизы определяют положение дел между сторонами. Также, если дело уже находится в суде, исследование может быть назначено в ходе слушаний.

         Часто бывает так, что чужие произведения заимствуются вследствие недостаточного знания закона о защите авторских прав. При использовании произведений, на которые все еще распространяется действие авторских прав, необходимо получить разрешение автора или его наследников. Авторские права на произведение действуют в течение семидесяти пяти лет после смерти автора. Правообладателями в таком случае являются законные наследники автора.

 

ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА АУДИОЗАПИСЕЙ

          Гражданский кодекс Российской Федерации трактует объект авторского права как произведение искусства, науки и литературы, который может быть выражен любым доступным автору способом. При этом достоинства произведения не имеют принципиального значения. Аудиозаписи могут содержать следующие объекты авторского права:

  1. Песни: музыкальные произведения, имеющие словесный компонент, относящиеся к разным музыкальным жанрам.
  2. Музыкальные произведения, не имеющие словесного компонента (мелодии, музыкальные пьесы, симфонии, записи музыки к кино- и телефильмам, заставки для телепередач и пр.).
  3. Записи публичных выступлений: чтение стихотворений и иных поэтических произведений, чтение художественных текстов (так называемые аудиокниги), записи спектаклей и иных театральных форм, специализированные аудиоспектакли, выступления (политические и иные), лекции и пр.
  4. Диктофонные записи разговора нескольких людей, содержащие обсуждение будущих произведений.
  5. Диктофонные записи лиц, содержащие компоненты объекта авторского права. Например, личные записи ученого, которые были использованы в ситуации, нарушающей его права.
  6. Авторские музыкальные сборники.
  7. Авторские сборники текстов (стихотворений, прозаических произведений и пр.).

 

ВОЗМОЖНЫЕ СЛУЧАИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

Песни. В отношении песен могут возникнуть следующие проблемные ситуации:

  1. Несанкционированное использование текста, музыки или их фрагментов.
  2. Несанкционированное публичное исполнение всего произведения (песни) с целью получения личной выгоды.

            В отношении песен можно определить оригинальность текста и музыки, а также установить личность исполнителя (певца). В некоторых случаях возможно определить характерные особенности манеры исполнителя музыки.

           В отношении музыкальных произведений, не содержащих текстового компонента, чаще всего возникают проблемы установления авторства, заимствования фрагментов и целых произведений, плагиата, несанкционированного исполнения с целью получения личной выгоды. В таких случаях определяется авторство объекта, оригинальность произведения и его авторский характер, выявляются признаки плагиата и заимствования. Можно также определить обстоятельства выполнения записи и давность осуществления записи.

В отношении записей публичных выступлений могут возникнуть разбирательства в отношении следующих спорных ситуациях:

  1. Использование фрагментов чужого текста без указания авторства.
  2. Нарушение правил цитирования.
  3. Использование текстов, на которые распространяется действие авторских прав без разрешения правообладателя (правообладателей).

           Диктофонные записи представляют собой зафиксированные рассуждения конкретного лица или группы лиц о планируемом авторском произведении. Например, групповые обсуждения будущих сценариев принято фиксировать на диктофон, чтобы не потерять или не забыть некоторые фрагменты обсуждения. При использовании записей третьими лицами или же одним из лиц, участвовавших в обсуждении, нарушаются авторские права остальных участников дискуссии. Также многие деятели литературы или науки практикуют метод записи на диктофон своих устных рассуждений о некой обдумываемой проблеме. В случае кражи подобных записей их содержимое используется незаконно, что ущемляет права автора записанных умозаключений. В таком случае требуется идентифицировать человека, чья речь записана на аудионоситель, а также определить давность записи для доказательства авторства этого лица.

           В отношении сборников, как правило, предъявляются претензии по несанкционированному использованию текстов или музыкальных произведений, срок действия авторских прав на которые еще не истек.

 

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА ПРИБЕГАЮТ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЗВУКОЗАПИСИ

        Все случаи возникновения необходимости проведения экспертизы аудиозаписей можно разделить на несколько групп в зависимости от типа проводимого исследования.

Фоноскопическую экспертизу аудиозаписей проводят в следующих случаях:

  1. Необходимо установить личность исполнителя (человека, поющего песню, читающего лекцию, произносящего текст публичного выступления).
  2. Требуется установить соответствие речевых характеристик человека, чей голос записан на пленку, и конкретного лица.
  3. Требуется установить дословное содержание текста звукозаписи.
  4. Надо определить характеристики лица, чей голос записан на пленку: пол, примерный возраст, национальность, регион происхождения, уровень образования, профессиональную и социальную принадлежность и т.д.
  5. Требуется установить, является ли речь спонтанной или заученной.
  6. Необходимо установить, является ли текст на записи зачитываемым.
  7. Требуется проанализировать технические условия записи объекта.
  8. Надо установить более раннюю аудиозапись для определения приоритета авторства.
  9. Требуется выявить признаки фальсификации записи.
  10. Надо определить тип аппаратуры, на которую производилась запись.
  11. Необходимо установить факт последующего изменения записи (монтажная склейка, искажение записи и пр.).
  12. Требуется установить соответствие предоставленной для исследования аппаратуры техническим устройствам, на которые производилась запись.

 

Автороведческую экспертизу проводят, если:

  1. необходимо установить, является ли содержимое звукозаписи оригинальным авторским произведением или же представляет собой переработанный вариант чужого произведения;
  2. требуется установить, есть ли совпадение отдельных фрагментов спорной аудиозаписи и иного произведения;
  3. надо определить, оригинальны ли отдельные компоненты произведения, записанного на аудионоситель;
  4. необходимо установить признаки плагиата в объекте авторского права, записанного на аудионоситель;
  5. требуется определить признаки авторского произведения у объекта, записанного на пленку;
  6. необходимо установить авторство текста, музыки или иного объекта авторского права, который записан на аудионоситель;
  7. требуется определить правильность цитирования заимствованных фрагментов чужого произведения.

 

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

         Обращение заказчика в экспертное бюро, заключение договора на проведение экспертизы. На этом этапе обсуждается суть возникшей проблемы, определяются цели и задачи исследования, на основании которых формулируются предмет исследования и вопросы, ответы на которые даст специалист, проводящий экспертизу. Предмет исследования заносится в договор в соответствии с составленной формулировкой.

         Анализ спорной аудиозаписи. На этом этапе проводится экспертиза непосредственно спорного объекта. Тип экспертизы зависит от задачи, поставленной перед экспертом.

           На третьем этапе изучаются все остальные представленные объекты и документы. Если необходимо, проводится сравнительный анализ и прочие исследования, в том числе лабораторные.

          Оформление экспертного заключения. Результатом проведения исследования является экспертное заключение, представленное в письменной форме и подписанное экспертом (группой экспертов). В экспертное заключение обязательно входит описание всех проведенных специалистом (специалистами) мероприятий, копии исследованных документов, экспертные выводы и ответы на поставленные вопросы.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ (ОБЪЕКТЫ) НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

           Полный набор объектов, предоставляемых для исследования, устанавливается специальным образом в каждом случае исследования в зависимости от типа проводимого анализа. Примерный перечень объектов, которые могут понадобиться для проведения экспертизы, выглядит следующим образом:

  1. Спорная аудиозапись (или спорные аудиозаписи, если их несколько).
  2. Иные документы, содержащие текст аудиозаписи: тексты на бумажных носителях, компьютерные файлы, книги, журналы, отсканированные документы или отображение (принтскрин) компьютерного экрана.
  3. Другие аудиозаписи, содержащие образцы голоса исполнителя.
  4. Другие аудиозаписи, обладающие сходными техническими характеристиками: записанные в тот же временной отрезок, на ту же аппаратуру, теми же звуковыми операторами (инженерами).
  5. Иные документы, подтверждающие авторство: свидетельство об авторском праве, запись публичного выступления, концерта или лекции, записи текстов от руки, тексты электронных писем и так далее.
  6. Документы, подтверждающие личность автора: паспорт, водительские права, документ об использовании конкретным лицом данного псевдонима.
  7. Иные документы по требованию специалиста, проводящего экспертизу.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ АУДИОЗАПИСЕЙ ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ

  1. Принадлежит ли голос, записанный на аудионоситель, конкретному лицу?
  2. Была ли произведена запись именно на представленное оборудование?
  3. Какое количество записывающих устройств было использовано при изготовлении аудиозаписи?
  4. Соответствуют ли характеристики речи на исследуемой аудиозаписи особенностям речи, зафиксированной на предоставленных образцах?
  5. Каковы особенности звуковых шумов на исследуемой записи?
  6. Речь какого количества людей записана на носитель?
  7. Присутствуют ли в речи говорящего признаки преднамеренного изменения манеры говорения, тембра голоса или иных специфических характеристик речи?
  8. Был ли процесс записи непрерывным, или она производилась с перерывами?
  9. Какова давность произведения записи?
  10. Есть ли признаки монтажа или иного искажения аудиозаписи?
  11. Обнаружены ли признаки фальсификации записи?
  12. Каково дословное содержание записанного на носитель текста?
  13. Есть ли в содержимом аудиозаписи признаки авторского произведения.

помощь адвоката

тел. 8908 590 52 56

sokov-av.ru