|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема предложения: пример. Схема предложения с прямой речью. Как предложение записать схемойСоставление схемы предложения в 1 классе, примерыТермин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.
Усложнение синтаксического разбораВ последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции. Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала. I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====. В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков. I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———. В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются. Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======]; В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======]. Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:
Однородные члены изображаются кружком:
Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем. Примеры схем предложенийПервый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец. Маша кормила кота. I________. Гуси-лебеди унесли братца. I________. Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце. Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:
Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____. На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____. Ура! Наступила зима! I____! I______ ____! Мы едем на море! I___ ____ _ ____! Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____? Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___? Отображение в схемах орфограммПервая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний. Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____. Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____. Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____. Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____. Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире». — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___? — Мы их съели! —I___ __ ___! — Больше конфет нет. —I___ ___ ___. — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___! Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы. Алгоритм построения схемы предложения в 1 классеНеобходимо:
Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____. Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____. Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____! — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____? — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____? Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____! Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему. Синтаксический разбор онлайнСейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:
ВидеоЭто видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить. liveposts.ru Как составить схему предложения: основные виды с примерамиРаз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно. Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения. Тест на выбор схемыStart QuizYour answer: Correct answer: NextYou got {{SCORE_CORRECT}} out of {{SCORE_TOTAL}} Ну как, что получили? А теперь объяснения. Алгоритм составления схемы предложения
Графические обозначенияГлавное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми. Настя сказала, что она пошла домой. [-=],(что…). Графические обозначения в схемеЕще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения: Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала. [-==],(чтобы…). Когда Настя засобиралась домой, пошел снег. (Когда…),[=-]. В том городе, где находится дом Насти, пошел снег. […,(где),=-]. Схема простого предложенияА теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого: Настя шла. [-=]. Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой. [-=…]. Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее: Снег. [-]. Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое: Вечереет. [=]. Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое. Желаю тебе добра. [=…]. Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят. Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое: Настя собиралась домой. [-=…]. Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит: Настя собиралась идти домой. [-=…]. И сложное именное: Настя рада быть полезной. [-=…]. Схемы с обращениями и вводными словамиНастя, иди уже домой! [|O|,…]! В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания. Пожалуйста, Настя, иди уже домой! […|O|,…]! Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ: Кажется, Насте пора домой. [|ВВ|,…]. Схемы с причастными и деепричастными оборотами“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО: Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась. [|ДО|,…]. “постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО: Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным. [X,|ПО|,…]. Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово. Деепричастный оборот может стоять в любом месте: Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась. […|ДО|,…]. Схемы с прямой речьюВ таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например: “Настя, или домой!” – громко сказал кто-то. «[П!]»- [а]. Кто-то сказал: “Настя, или домой!”. [A]:«[П!]» Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил. [A]:«[П!]» – [a]. Схема сложного предложенияВ сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой. Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”: Настя шла, а туман застилал ей дорогу. [-=],а [-=]. А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”: Снег падал, и ветер усилился. [-=],и [-=]. Сложносочиненное бессоюзное: Снег падал, темнело. [-=],[=]. В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых: Насте рассказали, что ее ждет испытание. [-=],(что…). Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня: Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь. [-=],(что…),(которое…). Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”: [-=],(что…),(которое…). Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой: Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его. (когда…),[-=],(чтобы…). Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел. Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его. Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное: [-=],(когда…), (чтобы…). itlang.ru 3 класс. Русский язык. Составление схем предложений и предложений по схемам - Составление схем предложений и предложений по схемамКомментарии преподавателя§1. Составление схем предложений и предложений по схемамНа этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме. Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые. Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения – одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении. Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема. Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема. В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры. Грамматическая основа предложения – роса покрывает. Однородные второстепенные члены – покрывает (что?) землю, траву, кусты. Грамматическая основа предложения – Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые. В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения. Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-]. Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую. На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот – составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания. Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь. Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки. Схема – это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме. §2. Краткие итоги по теме урокаПри составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения. ИСТОЧНИКИ http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Sostavlenie-skhem-predlozheniy-i-predlozheniy-po-skhemam https://www.youtube.com/watch?v=zfDHKgHFvT8 www.kursoteka.ru Как составить предложения по схемам 1 класс, с примерами?Как составить предложения по схемам 1 класс, с примерами? В 1 классе детей ещ не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нм, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения. Примеры: *Идт снег. Зима наступила. *Идт белый снег. Снег падал хлопьями. *Медленно падает белый снег. Идт белый пушистый снег. *Красивые белые снежинки медленно падают. Пусть сам ребнок найдт в сказке или сам придумает такие предложения. скорее всего это:
По схемам видно, что первоклашка должен на стартовом (начальном)этапе своего знакомства с родным языком усвоить два правила: 1) то что каждое предложение начинается с большой (заглавной) буквы 2) что в конце каждого предложения ставится, для первого знакомства с грамотностью) точка-). Упражнение дано на развитие навыков по составлению предложений, начиная с очень простых из двух слов (две же черты показаны на первой схеме) до пяти (последняя схема). Примеры предложения для 1 класса, в составе которых два, три, четыре и пять слов.
Я помню, что каждая черточка обозначает одно слово. Первое, обязательно начинается с большой буквы.Можно придумать с ребенком следующие предложения по предложенным схемам: 1: Начался урок. Светит солнце. 2: Идет теплый дождик. Растет красивый цветок. 3: Небо освещает круглая Луна. Мама принесла огромный торт. 4: Маша вечером смотрела интересный мультфильм. Бабушка мне связала теплые рукавички. Пофантазируйте с ребенком, пусть он сам попробует сочинить предложения, а вы откорректируете, подскажите ему. Так будет на много интереснее и полезнее для него, чем просто списать уже готовые сочиненные фразы. В каждом из предложений первое слово начнем писать с заглавной, большой, буквы, а в конце предложения поставим точку. Каждое слово в предложении пишем раздельно. Вот что должны запомнить ученики 1 класса. Составим предложения по этим (предложенным) схемам. Все они различаются лишь количеством слов. Мама поет. Папа чистит ботинки. Дети играют в прятки во дворе. Собака громко лаяла на пробегавшую кошку. Составить предлоожения по схемам для 1 класса для взрослого человека довольно просто. А вот малышам, только начавшим овладевать родным языком, это задание, возможно, и затруднительно. Приведу примеры предложений по представленным схемам, в которых каждая черта обозначает одно слово. Первая схема предполагает наличие подлежащего и сказуемого, чтобы получилась законченная мысль, оформленная в конце завершающим пунктуационным знаком - точкой, например: Зима пришла. Снежинки падают. Ветер дует. Дождик льт. Девочка смется. Вторая схема предполагает наличие трех слов: Мама готовит обед. Мальчик мастерит самолетик. Собака прибежала домой. Бабушка вяжет носки. Наступает Новый год. В предложения по третьей схеме добавим еще одно слово. Моя сестра поет песенку. Яркое солнце греет землю. Кошка умывает лапками мордочку. Четвертая схема предполагает наличие пяти слов в предложениях, например: Маленькая сестра кушает вкусную кашу. Моя мама приготовила вкусный борщ. Утром соседская собака громко лает. Завтра я буду клеить самолетик. info-4all.ru пример. Схема предложения с прямой речьюСхемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение – совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему. Что включает в себя схема предложенияДля начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы. Что же должно быть указано при составлении схемы?
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые. Чем осложняется предложениеКак говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
Простое предложениеСхема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени". Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример – простое двусоставное предложение с основой "мы подошли". Вносим основу в схему. Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать – да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме. [-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса. Сложносочиненное предложениеТеперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем – определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день". Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая – "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе"). Сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу". Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое простое предложение именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение – придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|). Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом". В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение – причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|]. Прямая речь в конце предложенияЧто представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы – они равноправны. В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме. Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]». Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!». Прямая речь в середине предложенияСхема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой: Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную. [А: [«П.Р.!»] - а]. Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы. Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая. Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а]. Прямая речь в начале предложенияПрямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая: «Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию. «[П.Р.]», - [а]. Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение – запятая не нужна: «Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а]. «Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а]. Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами. fb.ru Урок русского языка в 1-м классе. Тема: "Предложение"Разделы: Начальная школа Цели урока:
Ход урока1. Организационный момент. Перед вами план работы урока. Мы должны его выполнить. Будем внимательными и активными и обязательно справимся.
2. Словарная работа. Первое задание вам даёт наш весёлый человечек Словарик. - Отгадайте загадку:
В зимний день Среди ветвей Стол накрыли Для гостей. (Кормушка) 3. Работа по теме урока. Повторение знаний о предложении. - Что такое предложение? - Из чего состоит предложение? -Что ещё знаем о предложении? (слова в предложении связаны по смыслу; первое слово в предложении пишется с большой буквы; в конце предложения ставится . ? !) На доске строится схема: - Назовите лавные члены предложения. - Что обозначает подлежащее? - на какие вопросы отвечает? - Что обозначает сказуемое? - На какие вопросы отвечает? Продолжаем строить схему:
- Чему будем учиться на уроке? 2) Записать предложение на доске с комментированием. У Кости Крылова живёт ручная ворона Кара. 3) Записать предложения под диктовку в тетрадях: Зимой птички весь день ищут пищу. Проверка с составлением схемы на доске:
- найти главные члены предложения. 4. Минутка чистописания. - Отгадайте загадку: Кто на бегу Пары клубя Пуская дым трубой Везёт вперёд и сам себя Да и меня с собой? (Паровоз) Вслед за птичками отправимся в лес на паровозике. Чтобы паровозик ехал быстро – правильно будем писать буквы-вагончики. 5. Предложение и знаки препинания в конце предложения. Мы прибыли в волшебный лес. На опушке нас встречает компания знаков препинания. Учащиеся читают стихи о знаках препинания. У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит. -Ура! - Домой! - Караул! - Разбой! Притащился кривокосый Вопросительный знак:
- В лесу на деревьях висят плакаты. Нужно прочитать предложение на плакате и поставить в конце предложения нужный знак, а загадки отгадать.
Плакат №1:
Плакат №2:
Плакат №3:
Плакат №4:
Плакат №5: Всего 6 предложений. Учащиеся заполняют карточку и затем объясняют вслух поставленный знак. (Работа в парах)
5. Физкультминутка. 6. Задания из конверта Знайки-Словознайки. 1) Связь слов в предложении. Рассыпались слова, собрать и записать в тетрадях предложение. Карточки: Воробышек прискакал и коровой замычал. - Из какого произведения эти строки? - Кто автор? (“Путаница” С.Я. Маршак) Вывод: (Слова в предложении связаны по смыслу) Найти главные члены. (Проблема: в предложении может быть 2 сказуемых) 2) Отгадать ребусы и записать предложение. Карточки: (Вороны и галки всю зиму живут в городе) Найти главные члены. (Проблема: в предложении может быть 2 подлежащих) 7. Путешествие в картину. Составить предложение по картинке, использовать данные словосочетания. Примерный текст: Пришла холодная зима. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята повесили кормушки. Будут сыты наши пернатые друзья. Примерный текст: Пришла холодная зима. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята повесили кормушки. Будут сыты наши пернатые друзья. - Кто из вас сделал кормушки? 8. Домашнее задание. Составить и записать рассказ из 3-4 предложений на тему: “Как я помогаю птицам зимой”. 9. Итог урока. - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Как начертить схему предложения | Сделай все самМногие ребята, получив задание на дом, составить схемы к предложениям , считают это пустой тратой времени. Они думают, что основное — не допускать ошибок на письме, а не уметь составлять схемы. Но эта точка зрения ложна. Если вы обучитесь стремительно и верно составлять схемы, то будете отлично видеть конструкцию предложения. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме. Инструкция1. На уроках русского языка в пятом классе вы знакомитесь с предложениям и, в которых есть прямая речь. Они состоят из слов автора и непринужденно самой прямой речи. Скажем:»Завтра на урок к нам придет ветеран», — осведомил педагог.В этом предложении первая часть, заключенная в кавычки — прямая речь, а вторая — слова автора. Прямая речь в схеме выражается буквой П, слова автора — буквой а. Напишите букву А заглавной, если слова автора стоят в начале предложения и пишутся с крупный буквы. К указанному ранее предложению вы обязаны составить следующую схему : «П», — а. 2. При постижении примитивных и трудных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Так, если предложение примитивное, т.е. состоит из одной грамматической основы, то схема будет дальнейшая: [-=]. квадратными скобками обозначают границы предложений, а одной и двумя линиями — основные члены предложения(одной линией — подлежащее, а двумя — сказуемое).Если в предложении два однородных подлежащих либо сказуемых, составьте такие схемы:[-, -=].[-=, =]. 3. При составлении схемы к трудным предложениям не забывайте о том, что предложения бывают трудными союзными (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными. В таких предложениях несколько частей, это должно обнаружить отражение в схеме. Скажем, вам надобно составить схему к такому трудному предложению:К нам приехали родственники из Самары, и мы отправились показывать им достопримечательности нашего города.У вас должно получиться следующее:[=-], и [-=].В этом предложении две грамматической основы. Это отображено в схеме квадратными скобками. В первом простом, которое входит в состав трудного, сказуемым является слово «приехали», а подлежащим — слово «родственники». Соответственно во втором подлежащее — «мы», комбинированное сказуемое — «отправились показывать». 4. Знайте, что если вы составляете схемы к сложноподчиненному предложению, в котором есть основные и придаточные предложения, вам потребуются не только квадратные скобки(как в предыдущих предложениях), но и круглые. Придаточные предложения, которые зависят от основных, к которым дозволено поставить вопрос, в схемах выражены круглыми скобками. Скажем, вам необходимо составить схему к такому сложноподчиненному предложению:Педагог сказал нам, дабы мы поторапливались.В этом предложении основной частью является первая, а придаточной — вторая. Она присоединяется при помощи союза. Вы обязаны составить следующую схему : [-=],(дабы ).Составляйте схемы к предложениям . Это поможет вам грамотно расставлять знаки препинания. Схема предложения — не примитивно прихоть преподавателей. Она дозволяет отменнее осознать конструкцию предложения, определить его специфику, наконец, стремительней разобрать. Любая схема — это раньше каждого наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, скажем, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения дюже надобна. Инструкция1. Начать необходимо с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое — грамматическую основу. Так у вас теснее будет абсолютно определённая «печка», от которой дозволено будет «танцевать». После этого распределяем по членам предложения остальные слова, рассматривая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую — дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (скажем, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все совместно составляют один член предложения (деепричастные и причастные циклы). 2. Выходит, у вас теснее есть какая-то исходная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это теснее дозволено считать схемой. Впрочем, представим, в вашем случае всё труднее. У вас, скажем, предложение осложнённое, то есть, скажем, в нём есть деепричастный цикл. Такой цикл всецело подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|, 3. Если у вас трудное предложение, то на схеме необходимо будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть дозволено выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа — одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от иной никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними разместим знак препинания и союз, тот, что их соединяет: [], и []. 4. Если же у вас трудное предложение, то вам придётся показать все связи между частями, от того что в таком предложении одна часть подчиняется иной. Та, которой подчиняются, — основная, та, которая подчиняется, — придаточная. Основная обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми: [], (тот, что… ). Такая схема будет уместна для предложения, скажем: «Мы увидели дом, тот, что возвел Джек», и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным. 5. При составлении схемы рассматривайте требования вашего преподавателя, от того что требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема — это как бы прелюдия к разбору предложения, следственно чем огромнее вы напишете в схеме, тем огромнее сумеете осознать и потом сказать. Но не перегружайте схему: скажем, нередко ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Дозволено подметить только грамматическую основу. Видео по теме Трудное предложение – это предложение состоящее из нескольких примитивных. Существует два основных вида трудных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные. Отличить их друг от друга дозволено по нескольким знакам. Инструкция1. Обратите внимание на метод связи между предложениями. Примитивные предложения в составе сложноподчиненного соединяются интонационно либо при помощи подчинительных союзов и союзных слов (относительных местоимений). Скажем: что, дабы, когда, если, так как, потому что, тот, что, где, пока и другие.В сложносочиненном предложении связь осуществляется посредством интонации и сочинительных союзов. К ним относятся союзы: и, а, но, либо, либо, как…так и, но, и другие. 2. Вы можете отличить сложноподчиненное от сложносочиненного предложения по типу зависимости примитивных в их составе. В сложносочиненном предложении они находятся в равноправных отношениях друг с ином. В то время как сложноподчиненное включает основное и одно либо несколько придаточных предложений. Последние подчиняются основному предложению, от которого к ним дозволено задать вопрос. 3. Если одно предложение располагается внутри иного, то есть разбивает последнее на две части и отделяется запятыми с 2-х сторон, то вы имеете дело со сложноподчиненным предложение м. Обособленное предложение в данном случае является придаточным. Сходственное конструкция немыслима в сложносочиненных предложениях. 4. Помните, что сложноподчиненное предложение может включать два и больше придаточных, которые между собой соединяются сочинительными союзами. При этом придаточные предложения не являются сложносочиненными по отношению друг к другу, потому что они оба подчиняются основному. Их относят к категории однородных придаточных предложений. Знаки препинания между ними ставятся по правилам, относящимся к однородным членам предложения. Видео по теме Обратите внимание! Существуют также бессоюзные трудные предложения, в которых примитивные предложения связываются друг с ином только интонацией, без помощи союзов и союзных слов. В нашем языке передавать мысли дозволено, применяя различные конструкции предложений. Союзные и бессоюзные трудные предложения способны замещать друг друга в речи: при изменении конструкции смысловое оглавление остается бывшим. Опустите союз – и перед вами бессоюзное предложение. Не исказите толк и положительно расставьте знаки препинания! Инструкция1. Трудное предложение выражает трудную мысль, его состав объединяет не менее 2-х примитивных предложений. Входящие в конструкцию комбинированные части вне трудной конструкции не имеют интонации завершенности. Объединение примитивных предложений в синтаксическое целое происходит не механически, а согласно семантическому единству. В союзных предложениях установить смысловые отношения помогает присутствие союзов и союзных слов. Если предложение бессоюзное, на смысловую связь частей указывает оглавление. Замена бессоюзных конструкций трудных предложений на союзные и напротив бывает нужна для определения нрава смысловых отношений, положительной расстановки знаков препинания. 2. В союзном предложении по союзам и союзным словам установите, сложноподчиненное оно либо сложносочиненное. Вероятность замены на бессоюзное будет зависеть от значения входящих в конструкцию предложения частей. 3. Перестроить в бессоюзные дозволено сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами. Передача одновременных либо последовательных событий, противопоставление составляют смысловое оглавление таких языковых конструкций. Скажем, «Конец мая, (и) в поле еще прохладно», «Светило зашло, (и) предисловие смеркаться», «В декабре светает поздно, (да) смеркается рано». Значение перечисления требует постановки запятой (точки с запятой) в бессоюзном предложении, при противопоставлении – тире. 4. Сложноподчиненные предложения с придаточными поводы, изъяснительными, данные, времени и следствия тоже дозволено изменить на бессоюзные. Зачастую вид придаточного помогают определить союзы, которые ясно указывают на выраженные в предложении смысловые отношения. Понаблюдайте за примерами: «Пассажиры торопились, так как (причинность) до отправления поезда оставалось пять минут» — «Пассажиры торопились: до отправления поезда оставалось пять минут»; «Я понимаю, что (дополнение) поспеть к теплоходу невозможно» — «Я понимаю: поспеть к теплоходу невозможно»; «Если (условие) скажешь слово, то добавят десять» — «Скажешь слово – добавят десять»; Когда (время) зяблики прилетели, лес ожил» — «Зяблики прилетели – лес ожил»; «Дрова вышли, так что (следствие) топить нечем» — «Дрова вышли – топить нечем». В сходственных бессоюзных конструкциях предложений основными пунктуационными знаками являются двоеточие и тире. 5. Примитивные предложения, входящие в состав бессоюзных трудных, обыкновенно невозможно поменять местами: это исказит толк либо повлечет его метаморфоза. Замена допустима в предложениях со значением перечисления единовременно совершающихся явлений: «Кричат иволги, кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы» — «Кукушки отсчитывают непрожитые кем-то годы, кричат иволги». Видео по теме Обратите внимание! В бессоюзном предложении пунктуация труднее, чем в сложноподчиненном и сложносочиненном: тут нужно решать вопрос о постановке точки, точки с запятой, тире либо двоеточия. Дабы не ошибиться, задумайтесь над смыслом, объединяющим несколько частей в одно целое. jprosto.ru
|