Линейно-функциональная организационная структура: достоинства и недостатки. Какова структура описания


Понятие и структура описания

ТОП 10:

Процедура систематизации эмпирического материала, завер­шающаяся его системным и целостным изложением, называется описанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследо­вания. В этом качестве могут выступать действующее законода­тельство либо исторические памятники права; правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и иная деятельность органов государства, органов местного самоуправления; отдель­ные правовые институты и отрасли права; правовой статус граж­дан и иных субъектов права; порядок реализации норм права в конкретных правоотношениях; эффективность действия норм права и др.

Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем са­мым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причи­нах возникновения и развития исследуемого, о соотношении су­щего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетен­цию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устой­чивого, необходимого и закономерного.

Ограничение описания эмпирическим уровнем, однако, не умаляет его научной ценности.

Во-первых, с помощью описаний вводятся в научный оборот сведения о каких-либо явлениях, событиях, имеющих определен­ную научную или практическую ценность. Например, сведения об исторических событиях, нормативных правовых актах, иных юри­дических документах, юридически значимых действиях имеют большую научную ценность, поскольку благодаря этим сведениям представляется возможным знать, что имело место в действитель­ности и каким образом происходили те или иные события.

Во-вторых, в форме описания чаще всего излагаются результа­ты социальных правовых исследований. В ходе таких исследова­ний удается получить системную и научно обоснованную инфор­мацию о реализации норм права в конкретных правоотношениях, о состоянии правового сознания населения и должностных лиц, о причинах правонарушений, неэффективного действия норм пра­ва, а также иные сведения о политико-правовой практике совре­менного общества и государства. Ценность подобной информа­ции состоит в том, что она содержит сведения о комплексном дей­ствии исследуемого явления, его реальной связи с другими социальными правовыми факторами, которые иным путем полу­чить нельзя. Кроме того, социальные правовые исследования яв­ляются единственно надежным способом получения достоверных сведений о состоянии правового сознания граждан и должност­ных лиц, их оценках действующего права, интересах, мотивах и потребностях, иных компонентах социально-психологического механизма реализации норм права.

В-третьих, описание используется для изложения сведений об исследуемом предмете, содержащихся в разных источниках. Ред­кий правовой институт (за исключением, может быть, институ­тов уголовного права) в совокупности всех составляющих его норм права содержится в одном источнике, одном нормативном правовой акте. Чаще всего для уяснения его содержания прихо­дится обращаться к ряду самых различных нормативных актов — федеральным законам, законам субъектов РФ, указам Президен­та РФ, постановлениям Правительства РФ, актам иных право­творческих органов. Поэтому чтобы иметь полные и системные представления о соответствующем правовом институте, прихо­дится действующие нормы приводить в определенную систему и описывать их в виде обзора, комментария, части монографии. В юридической литературе нередко излагаются обзоры взглядов правоведов по какой-либо проблеме правоведения или практиче­скому вопросу, результаты сравнительного изучения зарубежного законодательства, история развития права, его отдельных компо­нентов.

В-четвертых, описание применяется для компактного изложе­ния основных положений какого-либо законодательного или на­учного источника. Подобного рода описания содержатся в рефе­ратах, авторефератах, аннотациях, комментариях к законодатель­ству, монографических и иных работах. Основная цель таких описаний — ознакомить заинтересованных лиц с новым законо­дательным актом, научной работой, раскрыть основное содержа­ние источника, объяснить суть законодательных нововведений и порядка их реализации в конкретных отношениях.

Таким образом, описание нельзя представлять как вспомога­тельный этап в научном познании, который поглощается другими исследовательскими процедурами. Более того, описание как про­цедура подлинно научного познания не сводится к механическому переложению материалов других источников. Это глубоко творче­ский этап научного исследования, связанный с решением таких вопросов, как выбор стиля описания, отбор фактов, отделение су­щественного от второстепенного, последовательность и логич­ность, четкость и ясность изложения материала, органическая связанность описания с другими компонентами диссертационно­го или монографического исследования.

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпири­ческого материала; 2) его систематизации; 3) изложения получен­ных результатов.

Сбор и анализ эмпирического материала ведется с применени­ем методов толкования норм права, социальных правовых иссле­дований, критики исторических источников и других методов, применяемых в правоведении для данных целей и способных обеспечить сбор достоверной, объективной информации.

Сложной и ответственной предстает стадия систематизации со­бранных фактов. Нужно не просто собрать и последовательно из­ложить соответствующие сведения, а провести обстоятельный анализ собранной информации, с тем чтобы установить, что в ис­следуемом процессе, явлении было главным, ведущим, что состав­ляет его суть, а что имеет случайный, второстепенный характер. В письменном тексте можно изложить только основное. Погоня за излишней детализацией, изложением частных вопросов может за­вуалировать главные процессы, привести к тому, что, как говорит народная мудрость, за деревьями не будет видно леса.

В процессе аналитической обработки собранной информации целесообразно использовать методы аннотирования, рубрициро­вания и статистического обобщения.

Методом аннотирования рекомендуется фиксировать наиболее важные сведения из первичного документа, обращая первостепен­ное внимание на суть описываемых в нем событий, явлений. Ре­ферирование используется для более обстоятельного описания до­кумента, научной работы, иного письменного источника. В рефе­рате наряду с описанием сути события, явления могут отражаться и другие значимые положения. В целом реферат должен отразить основное содержание реферируемого документа, подобно тому, как автореферат диссертации дает достаточно верное представ­ление о ее содержании.

При множественности источников возникает потребность в их приведении в определенную систему. Без подобной процедуры весьма трудно запомнить все источники и содержащиеся в них высказывания о предмете исследования. Автор рискует утратить значительную часть ценной информации и в итоге описать иссле­дуемый предмет схематично, поверхностно и неполно. В таких случаях проводится систематизация информации посредством рубрицирования и статистического обобщения.

Метод рубрицирования сводится к разработке предметного клас­сификатора. Автор подразделяет исследуемую тему на ряд вопро­сов и отражает каждый вопрос в классификаторе в виде отдельной рубрики. Далее во всех документах после их прочтения выделяют­ся темы, отвечающие назначению рубрик классификатора. Таким образом, многообразная информация письменных источников оказывается систематизированной по определенным рубрикам- темам, что делает ее обозримой и удобной для последующего ана­лиза и обобщения.

Одинаковые сообщения ряда источников по одному и тому же вопросу могут быть изложены в форме общего вывода. Например, автор, анализируя законы субъектов РФ по вопросам образова­ния, приходит к выводу, что большая их часть принята в соответ­ствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ и не содержит норм по во­просам, отнесенным к компетенции Федерации, что значительная часть субъектов РФ устанавливает дополнительные региональные льготы участникам образовательных отношений. Такие общие вы­воды позволяют «сжать» информацию и привести ее «к общему знаменателю», заменив множество положений одним.

Еще большими возможностями для уплотнения информации обладает статистическое обобщение, благодаря которому удается зафиксировать устойчивые тенденции в состоянии или развитии явлений, процессов, определить их количественные и качествен­ные характеристики, а также эмпирические связи между отдель­ными явлениями (факторами). К наиболее простым способам ста­тистического обобщения, применяемого для целей описания, от­носят методы группировок, индексов, динамических рядов. Так, описывая криминогенную ситуацию в Российской Федерации, исследователи использовали количественные и качественные по­казатели состояния, структуры и динамики преступности за ряд лет, а также корреляционные связи, характеризующие интенсив­ность воздействия на этот процесс отдельных криминогенных факторов. В результате представилось возможным не только опи­сать предмет исследования, но и составить прогноз развития кри­миногенной ситуации на последующие три года.

Правила описания

В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами.

1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фраг­мент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описа­ния следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответст­вующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету опи­сания. По необходимости в нем рекомендуется указывать про­странственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательст­во по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно ши­рок. Законодательство по вопросам трудового права могут прини­мать и зарубежные страны, а также федеральные органы государ­ственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования.

Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать право­мерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заме­няется либо дополняется изложением другого вопроса или осве­щается лишь частично, например, когда под заголовком «Меха­низм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений.

2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологиче­ский материал, так или иначе связанный с решением соответст­вующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой иссле­дования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии на­учного познания, сведенные к повторению общеизвестных поло­жений. Овладение методологией научного познания входит в про­цесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентирова­но на изложение его сущности и содержания. Необходимость со­блюдения данного требования обусловлена несколькими обстоя­тельствами.

Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются на­столько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертво­вать деталями, обратив первостепенное внимание на главное.

Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании де­талей, не имеющих непосредственного доказательственного зна­чения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В ра­боту включается все то, что может быть полезным в деле обосно­вания новизны исследования.

В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читате­лей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного.

3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и про­водиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой дея­тельности государства тем и отличается от публицистики, что пра­воведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в част­ности, не называют Председателя Государственной Думы спике­ром, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и явля­ется необходимым условием правильного понимания описания другими авторами.

4. Описание должно быть объективным. Исследователь не впра­ве приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия зако­нов, правотворческой и правоприменительной деятельности орга­нов государства, автор должен не только провести анализ дейст­вующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального тол­кования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, кото­рые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предла­гаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный за­блуждений вариант описания.

5. Объективность, обоснованность описаний необходимо под­тверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом:

6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию;

7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществив­ших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссыл­ку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные.

Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсы­лок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убе­дительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, мо­гут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел.

В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических проти­воречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и уда­лить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации пол­но и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он прихо­дит к выводу, что в Российской Федерации действует пять вла­стей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви.



infopedia.su

Структура характера

Во многом мы такие, какие есть, именно по причине нашего характера. Что же такое характер? Это сложное явление. Под ним понимается устойчивое сочетание различных черт, которые независимо друг от друга выражены в разной степени. Характер и его структура изучались многими ведущими психологами. Также ими рассматривалось то, как характер влияет на жизнь человека, его мировоззрение, отношение к другим людям. Структура характера в разных трудах описывается по-разному. В основном же под ней понимается совокупность первостепенных и второстепенных черт. Важны, конечно же, и те, и другие.

Структура характера в психологии

Все мы по-разному реагируем на происходящее вокруг. В большинстве случаев проявления психики являются комплексными. Структура характера специфична тем, что ее элементы связаны друг с другом. Нередко можно наблюдать тенденцию к взаимозамещению. Часто из одних вытекают другие. Речь о том, что смелый человек, как правило, решительный и инициативный, а трус пуглив и обидчив.

Структура характера состоит из ведущих черт, а также из второстепенных. Первые задают направление развития личности. На основании их формируются вторые.

Знание ведущих черт характера дает возможность составить психологический портрет человека, понять, что он собой представляет. Заметьте, писатели для раскрытия образа того или иного персонажа сразу же делают большой акцент на тех или иных чертах его характера. Если удастся их правильно показать, то персонаж будет понят читателем сразу же.

Черты характера способны раскрыть отношение человека к реальности, но есть такие, на основании которых можно сделать неверные выводы.

Черты характера можно выявить в различных ситуациях, а также в отношениях с реальностью. Они особенно ярко видны:

- в момент взаимодействия с другими людьми. Речь об общительности, замкнутости, человеколюбии и так далее;

- при выполнении какой-либо работы. Это касается усердия, трудолюбия, добросовестности и так далее;

- при общении с самим собой. Человек может возвышать или принижать себя, быть самокритичным, заставлять себя развиваться или многое прощать себе. На основании всего этого формируются такие черты характера, как, например, сила воли;

- структура характера и ее элементы могут быть также выявлены при анализе отношения человека к собственности. Здесь человек может быть неряшливым, аккуратным, бережливым и так далее.

Структура характера сложна. Это означает, что нельзя судить о ней всей по какому-либо одному элементу. Не исключено, что он просто-напросто является результатом мимолетного порыва чувств. Важно также помнить, что в различных ситуациях человек может быть добрым или злым, решительным или трусливым, аккуратным или неряшливым. Многие ведут себя уверенно дома, но совсем теряются, выйдя в общество.

Вообще же структура характера главным образом может быть понята именно через отношение человека к обществу и конкретным его представителям. Не будем забывать, что человек является социальным существом, то есть его поведение в любом случае формируется именно обществом. Общество же оказывает и огромное влияние на его характер.

Некоторые черты характера, как правило, присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым социальным группам. Не сложно догадаться, что для солдат характерны гордость, смелость, отвага, храбрость, дисциплина, а для шахтеров выносливость, трудолюбие, усердие и так далее.

Есть мнение, что характер является врожденным. Отчасти это так, однако, не стоит забывать, что многие его черты появляются только по причине каких-либо определенных обстоятельств или в результате длительного повторения одних и тех же действий, использования какой-либо модели поведения.

fb.ru

Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру курсовой работы.

Пример:

«Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития Права социального обеспечения.  Во второй главе раскрыты понятие и виды юридической ответственности в Праве социального обеспечения. В заключении подведены итоги и сделаны  выводы исследования.»

Объем введения, как и заключения, - 3 страницы текста.

Основная часть  Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами

Эта часть включает в себя содержание нескольких (не менее двух) глав. В первой главе необходимо:

определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;

определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;

дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы (проекта).

В данной главе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.

При разработке данной и последующих глав курсовой работы (проекта) следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат описанию.

Вторая глава должна содержать подробное изучение, анализ объекта, темы работы. В ней желательно использовать примеры и факты из практики, иллюстрирующие применение теоретических знаний в жизни. Автором обязательно должна быть изложена своя точка зрения, собственные предложения.

При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние проблемы.

При анализе современного состояния проблемы в организации необходимо выполнить:

1. Предварительное изучение объекта исследования, т.е. необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы.

2. Анализ практических материалов, материалов судебной практики или жалоб граждан на нарушение их прав, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей (показатели могут быть как количественными, так и качественными) и охарактеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет).

3. Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.

4. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, нерешенность ряда методических вопросов, как в теоретических разработках, так и в практических материалах.

Необходимо помнить, что курсовая работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Курсовая работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок, например: «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование», «Предполагается».

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Обязательными условиями для работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение является подведением итога выполнения курсовой работы. В заключение логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, сформулированные студентом по результатам исследования. В заключении помещаются лишь основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предполагаемым направлениям совершенствования работы по проблеме с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. Они должны быть четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Выводы должны касаться всех частей (глав) работы, быть краткими и вытекать один из другого. Нумеровать выводы не следует. Не допускается использование таблиц.

После выводов следуют рекомендации по дальнейшему совершенствованию мероприятий в области пенсионного обеспечения или социальной защиты населения в рамках темы курсовой работы.

Заключение не должно содержать ничего нового, по сравнению с основным текстом работы. Здесь дается лишь обобщение, более концентрированное выражение основных мыслей и выводов, изложенных ранее в отдельных главах. Из заключения должно быть ясно, к каким результатам пришел автор, насколько решена поставленная перед ним задача.

Объем заключения составляет примерно 1-2 страницы.

Список использованных источников оформляется следующим образом. Нормативные правовые акты располагаются в зависимости от их юридической силы: сначала - Конституция РФ, затем отраслевые кодексы, федеральные законы (последовательно в зависимости от даты вступления их в силу), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы, письма, инструкции, разъяснения министерств, ведомств, Федеральных служб, Федеральных агентств).

Например: Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2009 г. №6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -№45. - Ст. 4376

Или

Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 20049г. №1459 «О приеме в гражданство Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №47. – Ст. 4645.

Список использованных источников приводится в алфавитном порядке. Сведения о монографиях, учебниках, справочниках и т.д. должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания, количество страниц.

Например,

Издания одного, двух, трех авторов:

Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ, 2011. – 327с.

Девятова С.В., Шаповалов И.А. Концепции естествознания: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 2013. – 160с.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 271 с.

Книга, у которой более чем три автора, описывается на заглавии (в этом случае должен быть указан редактор или составитель).

Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 512с.

Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 2009. – 472с.

Интернет-источники.

Например:

О введении надбавок за сложность, напряжённость и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание Минсоцзащиты РФ, от 14.07.1992 Т1-49-У. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (12.02.2010).

или

Гражданское право. Юридический портал «Правопорядок»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.oprave.ru/Gragdanskoe-book.html

Список использованных источников включает в себя источники последних 3­-5 лет издания (учебную, учебно-методическую литературу, монографии, нормативные документы, статьи в периодической печати, интернет-источники), которые были использованы при подготовке выпускной работы.

Характер и количество приложений определяется автором самостоятельно исходя из содержания. Приложения к курсовой работе обычно содержат исходный вспомогательный материал, используемый для полноты представления результатов работы.

Общий объем работы составляет не менее 30 страниц.

studfiles.net

54. Какова структура научной картины мира?

Научная картина мира предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему.

Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. Научная картина мира опирается на определенную совокупность философских установок, задающих ту или иную онтологию универсума.

В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания. Имея парадигмальный характер, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез, влияет на формирование норм научного исследования. Трудно представить ситуацию, чтобы ученый классической эпохи, например, Ньютон, допускал бы идеи квантово-механического описания объекта и делал бы поправки на процедуры наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии учитывали творцы квантовой механики Бор и Гейзенберг и др., доказывая, что объективность предполагает включение этих процедур, т.е. зависимость объекта от наблюдателя и средств наблюдения.

С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения исследовательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаменуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, ее эволюционирование, смену ее исторических форм.

Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в структуру научной картины мира и на достаточно долгий срок определяют стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов обучения, образования, воспитания и популяризации научных идей, а также охватывает менталитет современников. Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Каждый ученый как субъект научного познания помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.

studfiles.net

71. Какова структура и основные характеристики

социально-перцептивных оценок личности?

Восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъ­емлемый компонент каждого акта общения, Успешность об­щения во многом определяется способностью человека не­предвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров по общению, поэтому психологи уже давно занимаются иссле­дованием закономерностей социальной перцепции и накопи­ли большой материал, свидетельствующий о влиянии разно­образных факторов на взаимные оценки людей.

Социально-перцептивная оценка трактуется как некоторая совокупность представлений о личности партнера, основан­ных на опыте общения с ним и обусловленных личностными особенностями субъекта оценки, В структуре социально-перцептивной оценки можно выделить три аспекта: содержатель­ный, уровневый и стилевой. Содержательный аспект характе­ризует смысл оценки, ее позитивность и социальную жела­тельность; уровневый отражает адекватность или точность оценки; стилевой передает оценочную установку индивида (через такие характеристики социально-перцептивной оцен­ки, как ее стабильность, экстремальность, вариативность, ам­бивалентность и др.).

Содержательный аспект оценок в значительной степени определяется системой ценностных ориентации оцениваю­щего лица. Дж. Келли, изучавший индивидуальные различия мировосприятия людей, считал, что те качества, которые мы приписываем окружающим, не являются случайными. Они представляют собой характеристики, которые наиболее инте­ресны для нас и на которых мы строим прогноз поведения ок­ружающих нас людей. Поэтому можно сказать, что содержа­ние оценок, даваемых нами другим людям, характеризует не только их, но и нас самих. Позитивность оценок в первую оче­редь определяется характером отношений между субъектом и объектом. Люди, вызывающие симпатию у субъекта оценки, характеризуются в целом более позитивно, чем неприятные ему. Когнитивный стиль (см. вопр. 69, 70) также влияет на со­держание оценок. Полезависимые индивиды оценивают парт­неров по общению более высоко, чем поленезависимые. Эта закономерность была прослежена на разных выборках испы­туемых: полезависимые слушатели более позитивно характе­ризовали лекторов, которых им предлагалось оценить; полеза­висимые учителя ставили более высокие академические оцен­ки своим ученикам и более снисходительно к ним относились в реальном общении.

Точность социально-перцептивных оценок зависит от многих субъективных и объективных факторов, Эксперимен­тальные исследования показали, что чем более оцениваемый человек похож на оценивающего (по полу, возрасту, социаль­ному положению, национальности, профессиональной при­надлежности и личностным особенностям), тем меньше веро­ятность ошибки при условии непредвзятого отношения к не­му. Это связано с тем, что многие представления о других лю­дях мы строим на основе аналогии с собой. Если реальное сходство велико, то этот механизм помогает формированию объективного суждения, в противном случае он нас подводит. Искажению реальности способствует предвзятость по отно­шению к объекту оценки как с положительным, так и с отрица­тельным знаком. Поэтому оценки, даваемые матерью своим детям, или взаимные оценки влюбленных редко объективны. Выбор критерия для определения точности оценок — это большая проблема для социальной психологии. В некоторых исследованиях в качестве объективной оценки, с которой сравнивается индивидуальная оценка, берется групповая оценка личности или мнения экспертов, т.е. людей хорошо знающих оцениваемого человека, однако вероятность неадек­ватности этой оценки остается достаточно большой, Для на­дежности групповая оценка, данная конкретному человеку, сравнивается с объективным замером с помощью какого-ни­будь теста. (Например, сопоставление оценки уровня интел­лекта, данной человеку окружающими, с показателями интел­лекта последнего, полученными с помощью теста Векслера.) К сожалению, в отношении социально-психологических ха­рактеристик это не всегда возможно.

Стилевой аспект социально-перцептивных оценок пред­ставлен несколькими характеристиками, которые проявляют­ся независимо друг от друга. Стиль оценивания отражает ин­дивидуальные предпочтения в способе формирования сужде­ний, хотя он может совершенно не осознаваться самим носи­телем. В большой степени он обусловлен когнитивным стилем и исследовался, как правило, в связи с ним. Стабильность оценок проявляется в неизменности или малом изменении суждений о человеке в течение некоторого времени (от неде­ли до года) и обусловлена такой личностной чертой, как низ­кая тревожность, а также хорошим знанием объекта оценки и стабильным характером отношений с ним. Стабильность оце­нок и самооценок присуща лицам с высокой поленезависимостью, которые могут выделить некоторое ядро личности парт­нера по общению и не обращать внимания на несуществен­ные отклонения в его поведении в конкретных жизненных си­туациях.

Экстремальные оценки, т.е. крайние значения шкал при оценивании окружающих, характерны для людей с так на­зываемым черно-белым восприятием, суждения которых всегда категоричны и лишены полутонов. Такие педагоги делят класс на двоечников и отличников, для них свойственны авторитар­ные методы воздействия на учащихся, причем и вне професси­ональной деятельности они склонны к крайним оценкам.

Амбивалентность социально-перцептивных оценок означает увязывание в характеристике одного и того же челове­ка как позитивных, так и негативных черт. В некотором отно­шении амбивалентность противоположна экстремальности и характерна для людей, имеющих высокую социальную компе­тентность, которая позволяет им справляться с противоречи­вой информацией об окружающих людях. Она присуща лицам с высокой когнитивной сложностью, т.е. обладающим высокой степенью аналитичности восприятия окружающего мира.

Вариативность можно определить как способность дифференцировать различные черты личности, что дает более детализированный образ оцениваемых лиц. В эксперименте, проведенном Р. Гарднером и Р. Шоном, испытуемым предлага­лось оценить степень выраженности 80 черт личности у себя и своих друзей по 100-балльной шкале. Большинство испытуе­мых пользовалось только круглыми числами (10, 50, 80 и т.д.). Но были и такие, кто ставил 71 балл или 39 баллов, стремясь к максимальной точности оценок. Это и есть проявление вариативности оценок. Р. Гарднер связывает эту особенность с поня­тийной дифференцированностью — когнитивным стилем.

Таким образом, социально-перцептивные оценки пред­ставляют собой сложное образование, включающее содержа­тельные, уровневые и стилевые характеристики. Совокупность качественных характеристик социально-перцептивных оце­нок определяется рядом факторов, среди которых на первый план выдвигаются ценностные ориентации, когнитивные сти­ли, уровень компетентности личности, ее социально-демогра­фические особенности. Кроме них на основные параметры социально-перцептивных оценок оказывают влияние много­численные качества и свойства оцениваемой личности, средовые факторы и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Трусов ВП. Психология межличностного влияния и оценивания! Л., 1984. С. 44.

  2. Шкуратова ИЛ. Структура социально-перцептивных оценок // Эмоцио­нальные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 6-12.

3. Шкуратова ИЛ. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994t С. 55—66.

studfiles.net

39. Какова структура case-средства?

Инструментальные средства разработки ЭИС(Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

) все больше ориентируются на архитектуру готовых программных изделий. CASE технология включает вопросы определения требований к системе и создание проекта на глобальном уровне, так чтобы он наиболее полно отвечал требованиям с учетом заданых экономических и технологических ограничений. CASE (англ.Computer-Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов CASE технология содержит средства поддержки всех основных этапах проектирования и внедрения ЭИС, при этом на этапе анализа целей создания системы обычно используется концепция диаграмм потоков данных. Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями

Структура CASE-средства.

В общем случае при выборе CASE-системы необходимо учитывать следующие аспекты.

• Наличие базы проектных данных, архива или словаря. СУБД и словари данных обеспечивают высокую степень интеграции данных и предоставляют широкие возможности для централизованного сбора, хранения и распределения проектной информации между различными этапами проекта и выполняемыми операциями.

• Интерфейсы с другими CASE-системами. В процессе проектирования ЭИС могут использоваться различные методологии, поэтому важно, чтобы используемые CASE-системы предоставляли возможности для эффективного использования нескольких методов. При этом должна быть обеспечена терминологическая совместимость различных методологий.

• Возможности экспорта/импорта. Спецификации, полученные на этапах анализа, проектирования и кодирования для одной ИС, могут быть использованы для проектирования другой системы. Повторное проектирование и кодирование могут быть обеспечены при помощи средств экспорта/импорта спецификаций в различные CASE-системы.

• Многопользовательский режим. Развитые CASE-системы должны обладать возможностями разделения полномочий персонала разработчиков и объединения отдельных работ в общий проект.

Открытая архитектура. Открытая к доступу проектировщиков информация об используемых форматах файлов и интерфейсах должна позволять безболезненно переходить от одной CASE-системы к другой.

• Расширение новыми методологиями. Как и любое программное средство, CASE-система должна обладать возможностью совершенствоваться с учетом появления новых требований или новых предметных областей.

• Наличие графических средств поддержки методологий проектирования. Большинство CASE-систем базируется на графическом отображении методологий. Графические элементы структурных диаграмм и объекты словаря должны позволять декомпозировать различные компоненты проекта и детализировать изображения с той степенью, с какой это необходимо для понимания проектных решений.

Обеспечение качества проектной документации. Это требование относится к возможностям CASE-системы анализировать и проверять описания и документацию на полноту и непротиворечивость, а также на соответствие принятым в данной методологии стандартам и правилам. В результате анализа должна формироваться информация, указывающая на имеющиеся противоречия или неполноту проектной документации, находящейся в архиве или словаре.

  • назначения и изменения прав доступа к элементам проекта;

  • мониторинга выполнения проекта.

studfiles.net

Линейно-функциональная организационная структура: достоинства и недостатки

Функциональная организационная структура управления – это такая схема работы органов управления, при которой каждому из них предписано выполнение определенного круга технологических, производственных, проектных, финансовых или информационных функций. Производственные подразделения, находящиеся в подчинении функционального органа, обязаны выполнять все его указания.

Наиболее распространенный тип структуры органов управления – линейно-функциональная организационная структура. Данная схема управления включает линейные подразделения, которые выполняют в организации основную работу, а также функциональные обслуживающие подразделения. Линейные звенья занимаются принятием решений на своем уровне, подразделения же помогают руководителю принимать и вырабатывать решения, а также информируют его.

Линейно-функциональная организационная структура: описание

В основе данной схемы управления лежит шахтный способ построения, при котором осуществляется специализация процесса управления по функциональным подсистемам (производство, маркетинг, финансы, разработки и исследования, персонал и др.). Каждая подсистема формирует свою иерархию, которая пронизывает сверху донизу всю организацию. Оценка деятельности каждой службы производится посредством показателей, которые характеризуют выполнение ею своих задач. Соответствующим образом строится и вся система поощрения и мотивации работников. Конечный же результат (качество и эффективность работы предприятия в целом) отходит на второстепенный план, так как считается, что все подразделения работают, чтобы его достигнуть.

Линейно-функциональная организационная структура: недостатки и преимущества

Положительными моментами являются четкость системы взаимодействия подразделений, единоначалие (руководитель берет в свои руки общее управление), разграничение ответственности (каждый знает, за что отвечает), возможность быстрой реакции исполнительных подразделений на указания, полученные свыше.

Недостаток структуры заключается в отсутствии звеньев, которые вырабатывают общую стратегию работы. Руководители практически всех уровней в первую очередь решают оперативные проблемы, а не стратегические вопросы. Имеются предпосылки к перекладыванию ответственности и волоките при решении проблем, которые требуют взаимодействия нескольких подразделений. Управление предприятием имеет слабую гибкость и плохо приспосабливается к изменениям. Организация и подразделения имеют разные критерии оценки эффективности и качества работы. Существующая тенденция к формальности оценки данных показателей обычно приводит к возникновению атмосферы разобщенности и страха.

Недостатки управления в данной структуре заключаются в большом количестве промежуточных звеньев, которые находятся между работниками и управленцем, принимающим решения. Управленцы верхнего уровня подвержены перегрузке. Повышается зависимость между результатами работы и квалификацией, деловыми и личностными качествами высшего управленческого состава.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях линейно-функциональная организационная структура имеет больше недостатков, чем достоинств. При данной системе организации сложно добиться качественной работы предприятия.

Недостатки линейной схемы призвана устранить линейно-штабная организационная структура. Она позволяет ликвидировать основной недостаток, который связан с отсутствием звеньев, предназначенных для стратегического планирования. В данной структуре предусмотрено уменьшение нагрузки высших управленцев, существует возможность привлекать внешних экспертов и консультантов. Однако по-прежнему сохраняется нечеткость распределения ответственности.

fb.ru