Психолого-педагогическая экспертиза для суда. Когда проводится педагогическая экспертиза


Статья 94 закона «Об образовании в РФ» с Комментариями

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

2. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию.

3. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

4. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 94 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Отдельная статья о педагогической экспертизе впервые нашла отражение в нормах образовательного законодательства. Сама экспертиза преследует цель изучения выявления в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти затрагивающих права и ущемляющих положение субъектов образовательного процесса в части образовательной (воспитательной) составляющей.

Педагогическая экспертиза может проводиться как в отношении уже принятых (действующих), так и в отношении готовящихся к принятию (проектов) нормативных актов.

Педагогическая экспертиза организуется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и непосредственно проводится на общественных началах участниками образовательных отношений.

По результатам проведения педагогической экспертизы экспертами составляется заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект или принявший нормативный правовой.

Правительство РФ устанавливает порядок (механизм) проведения педагогической экспертизы.

zakonobobrazovanii.ru

Этапы педагогической экспертизы — КиберПедия

Целеполагающий этап, на котором необходимо сформировать и обосновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки;

Проектирующий этап, на котором создается проект экспертирования в самом широком понимании;Статистический этап, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка;

Оценочный этап, на котором обсуждаются решения по рассматриваемому объекту и делается экспертное заключение.

Классический подход предполагает осуществление экспертной оценки в виде процедуры, состоящей из нескольких этапов:

1-й этап – определение предмета педагогической экспертизы;

2-й этап – отбор экспертов;

3-й этап – осуществление экспертной оценки педагогического объекта;

4-й этап – качественная или количественная оценка суждений, формальная обработка результатов индивидуальных мнений с помощью математической статистики и представление отчёта в виде рекомендаций, графиков, таблиц

Формы и этапы экспертной деятельности в образовании

Процедура экспертизы в зависимости от объекта экспертизы может проводиться в нескольких формах: индивидуальная экспертиза, коллективная экспертиза, комплексная экспертиза.

Индивидуальная экспертиза проводится отдельным специалистом, профессионалом по конкретному предметному направлению содержания в соответствии с уже существующими нормативами или специально разработанными критериями. Например, экспертиза образовательной программы учебного заведения, концепции учебного плана, программы.

Коллективная экспертиза предполагает коллективную оценку группой профессионалов представленных инновационных продуктов, когда требуется совместное обсуждение и оценка новых, спорных или вызывающих сомнение составляющих экспертируемого объекта.

Комплексная экспертиза – многопредметная или многопрофессиональная экспертиза, когда инновационный продукт разработан на стыке разных наук и требует компетентной оценки специалистов различных направлений. Для этой экспертизы нужна специально разработанная технология ее организации и проведения, требующая дополнительного согласования специалистов различных направлений.

Типология педагогической экспертизы

Достаточно интересной и отражающей сущность инновационной педагогической деятельности является классификация четырех моделей экспертизы: нормоконтролирующая экспертиза, квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза, дегустационная экспертиза, понимающая экспертиза.

Нормоконтролирующая экспертиза определяется задачей экспертной оценки и квалификации «продуктов аналитической реконструкции» путем сравнения их с «имеющимися у эксперта критериальными требованиями». В этом случае оценочная деятельность выступает как норма – контроль. Нормоконтролирующая экспертиза связана с наличием у эксперта определенного эталона, несоответствие которому и должно быть отражено в акте экспертного взаимодействия.

Нормоконтролирующую экспертизу целесообразно использовать, когда речь идет об экспертизе пакета документов при аттестации и аккредитации учебных заведений, экспертизе образовательных программ, деятельности учебного заведения для присуждения ему статуса (лицея, гимназии, колледжа) или открытия на его базе экспериментальной площадки.

При проведении нормоконтролирующей экспертизы используются объективные критерии, прибегнуть к которым может любой субъект, оказавшийся в данной функциональной позиции.

Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза заключается в идентификации осуществляемой инновационной практики, ее интерпретации в актуальном социокультурном и образовательном контексте, определении следствий реализации и перспектив развития. В этом случае субъекту экспертизы необходимо не только предъявить образец-эталон, построенный для данного конкретного акта экспертного взаимодействия, но и разъяснить личные цели и ценности, категориальные схемы.

Применительно к инновационным проектам и инновационной деятельности мы можем говорить о квалифицирующей экспертизе (ее применении), когда инновация заключается в переносе уже имеющегося опыта в новые условия, реанимации прошлого опыта, комплексном использовании различных апробированных методик (техник) и т.п. или переносе разработок из других наук в педагогическую практику. При этом эксперт выявляет авторское видение проблемы (вопроса), предъявляемую автором новизну и значимость.

В целом квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза имеет характер диалога-спора автора-новатора и автора-эксперта, в котором каждый из них структурирует и развивает собственную позицию.

Квалифицирующая экспертиза в отличие от нормоконтролирующей в меньшей степени поддается формализации из-за ее ситуационной изменчивости и диалогичности.

В целом и нормоконтролирующая, и квалифицирующая экспертизы при всех достоинствах имеют одно серьезное ограничение с точки зрения развития инновационной деятельности, практики. Эти виды экспертизы могут быть применены лишь при целостном оформлении инновационного проекта, то есть когда проект имеет завершенный вид. Развивающаяся инновационная практика не всегда может быть полностью оформлена, она может иметь фрагментарный, незаконченный вид, ее не всегда можно прописать на несколько шагов вперед.

Дегустационная экспертиза – экспертиза инновационной деятельности (продукта), осуществляемая исходя из отправной модели оценки педагогических явлений. Она основывается на авторитете и опыте эксперта, на его ощущении, что это интересно или значимо, оригинально или в данном случае необходимо. Отсутствие эталона или его неэкслицированность ведет к возникновению экспертной деятельности по типу «дегустации» Дегустационный тип экспертизы принципиально не формализуем и не отделим от личности носителя, поэтому большое внимание уделяется подбору опытного и квалифицированного специалиста.

Основная функция понимающей экспертизы не квалификация или оценка инновационного проекта, а его дооформление и доведение до уровня транслируемости. При этом решающее значение приобретает не экспертная интерпретация, а помощь автору в самовыражении, становлении собственного уникального опыта. И здесь главное – научить себя понимать другого.

Недооформленность, фрагментарность, неадекватная выраженность значительно затрудняют экспозицию педагогического опыта и, соответственно, объективный анализ. В результате эксперту необходимо сделать реконструкцию замысла практика, а иногда его исходной идеи. Описание ситуации должно быть представлено скорее субъективно, с позиции индивида, чем объективно, то есть с позиции наблюдателя.

Эксперт должен понять и воспроизвести замысел автора, уяснить, что значит замысел для самого автора, то есть стать на какое-то время им, осознать его внутренний мир.

Особенность процесса рождения и становления инновации часто состоит в том, что пространство реализации проекта не поддается структурированию более чем на один-два шага. Понимающая экспертиза, именно из-за живого человеческого взаимодействия, требует серьезных психологических знаний. Кроме того, в процессе ее проведения специалисты испытывают дополнительную психологическую нагрузку.

Итак, каждая из четырех моделей экспертной деятельности – дегустационная, нормоконтролирующая, квалифицирующая и понимающая представляют собой идеальные типы, которые в реальной практике экспертизы образуют переплетения и синкретические единства. Часто их невозможно развести, вычленить. Их различие связано с задачей развития инновационных практик образования. Сложность и многовариантность педагогических проектов и практик должны быть обеспечены не менее дифференцированными экспертными процедурами. Совокупность представленных моделей (процедур) экспертизы позволяет в достаточной мере организовать научно обоснованную экспертную оценку инновационных проектов (практик).

При проведении экспертизы инновационных проектов содержание, формы, методы и процедуру экспертизы целесообразно разрабатывать, основываясь на следующих принципах:

открытости и публичности экспертных действий и решений;

направленности экспертных действий, мнений и суждений на дальнейшее продвижение и развитие инновационных практик и эксперимента;

обязанности ее проведения в случаях, установленных действующими правовыми актами, приказами и распоряжениями Министерства образования, органов управления образованием;

системности организации экспертной работы и единства ее нормативно-методологического обеспечения;

независимости и правовой защищенности участников экспертного процесса, их компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов;

научной и экономической обоснованности экспертных оценок, их ориентации на мировой уровень развития науки и техники, норм и правил безопасности, требований стандартов;

объективности принимаемых заключений по результатам экспертизы;

гласности экспертизы при условии сохранения государственной, служебной и коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством.

Этапы экспертирования

Целеполагающий этап, на котором необходимо сформировать и обосновать задачу экспертизы, определить ее специфические особенности, выделить показатели экспертирования, выбрать тип экспертизы и критерии оценки;

Проектирующий этап, на котором создается проект экспертирования в самом широком понимании;Статистический этап, на котором собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении, проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка;

Оценочный этап, на котором обсуждаются решения по рассматриваемому объекту и делается экспертное заключение.

29 Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения

Изменение ценностных приоритетов, постановка новых целей, обновление нормативно-правовой базы системы дошкольного об­разования в конце 80 —90-х гг. XX в. потребовали кардинальной перестройки управленческих функций.

Сократилось количество нормативных документов и инструк­ций. Руководители дошкольных учреждений приобрели возмож­ность самим определять стратегию и тактику своей деятельности. Актуальной стала необходимость искать дополнительные средства за счет предоставления платных образовательных услуг, иначе стро­ить отношения с родителями, соответствовать требованиям госу­дарственного стандарта, переводить детский сад в режим разви­тия, инновационной деятельности.

Почувствовав себя более независимыми, руководители образо­вательных учреждений начали проявлять стремление к квалифи­цированной экспертизе, экспертным оценкам (В. Ю.Кричевский, Л. А. Шильнева). Стало важным, чтобы детские сады оказывали ка­чественные образовательные услуги, которые, с одной стороны, были бы востребованы на рынке образовательных услуг и удовлет­воряли запросы родителей воспитанников, а с другой — отвечали требованиям экспертизы при аттестации и аккредитации дошколь­ных учреждений.

Должностные обязанности руководителя ДОУ, необходимость принятия ими управленческих решений связаны с повседневным осуществлением педагогической экспертизы и экспертной оценки. Управленческая деятельность современного руководителя — это постоянный мониторинг качества образовательных услуг детского сада, позволяющий определять стратегию и тактику его развития.

Практически любой аспект деятельности менеджера в дошколь­ном учреждении (прием сотрудника на работу, создание благо­приятного социально-психологического климата в коллективе, раз­работка программы развития или годового плана, проведение те­матических проверок или организация контроля, подготовка к ат­тестации) связан с экспертизой документов, анализом собствен­ной управленческой деятельности и педагогической экспертизой деятельности отдельных сотрудников и результатов работы дет­ского сада в целом. Принятие адекватного управленческого реше­ния основано на квалифицированной экспертной оценке всех функ­циональных составляющих процесса управления (см. ниже).

Взаимосвязь функций управления'

 

Информационно-аналитическая Мотивационно-целевая Планово-прогностическая
  Регулятивно-коррекционная  
Контрольно-диагностическая   Организационно-исполнительская

Адекватная оценка качества образовательных услуг {контрольно-диагностическая функция), основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения {информационно-аналитическая функ­ция), позволяет формулировать цели преобразования {мотиваци-онно-целевая функция), разрабатывать {планово-прогностическая) и реализовывать планы развития дошкольного учреждения {органи­зационно-исполнительская функция), обеспечивающие его переход

в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стан­дарта (регулятивно-коррекционная функция).

Изменение механизма управления системой образования в по­следние годы привело к тому, что объектом экспертизы становит­ся именно управленческая деятельность руководителей образо­вательного учреждения, а не работа педагогов и воспитателей (Т. И. Шамова). Это повышает значимость самоэкспертизы до­школьного образовательного учреждения.

Для осуществления квалифицированной педагогической экс­пертизы детского сада и адекватной экспертной оценки качества образовательных услуг менеджер должен владеть аналитико-мо-ниторинговыми умениями (см. ниже).

cyberpedia.su

Психолого-педагогическая экспертиза для суда — АНО "Центр Судебных Экспертиз на Партийном"

Психолого-педагогическая экспертиза для суда

Оцените статью

В некоторых случаях бывает трудно понять поведение человека в конкретной ситуации и чтобы получить необходимый ответ, нужно обратиться за помощью к специалистам. Это относится и к судебному разбирательству, когда не получается найти компромисса в сложной ситуации.

Если возникают сложные ситуации между родителями и детьми, то возникает необходимость в помощи экспертов. В связи с этим судья назначает психолого-педагогическую экспертизу для суда, которую проводят опытные психологи. Любая экспертиза, которая используется судом, необходима для того, чтобы помочь суду решить возникшие проблемы.

На сегодняшний день экспертиза является неотъемлемой частью следственного дела. Экспертиза назначается для того, чтобы получить необходимые доказательства. Эксперты проводят исследования при помощи специальных методов, которые выбираются в индивидуальном порядке.

Обращение за экспертизой

Проведение психолого-педагогической экспертизы ребенка и родителей необходима, когда в семье начинаются конфликты и ссоры, и жена с мужем не могут придти к одному решению. Психолог проводит исследование в несколько этапов:

  • беседа с родителями и детьми;
  • беседа с детьми;
  • беседа с родителем, каждый родитель может опрашиваться по отдельности.

В данном случае разделение необходимо для получения полной картины видения, которая происходит в семье. В некоторых ситуациях родители могут запугивать детей для собственной выгоды или учат детей врать, а также говорить необходимые ответы. Психологи смогут разобраться, где правда, а где ложь

Проведение исследования

Психолого-педагогическая экспертиза проводится для того, чтобы установить, к кому из родителей больше привязан ребенок. И с кем из родителей он хотел бы жить после развода, и чем обусловлено данное желание. Проводя исследование, психологи могут установить, как часто ребенок хотел бы видеть второго родителя, также можно выявить скрытые травмы. Психологи, работая с детьми, используют методы:

  • беседы;
  • опрос;
  • метод моделирования;
  • закончи предложение.

Применяются самые простые и качественные методы, которые способны помочь выяснить всю необходимую информацию. Психолого-педагогической экспертиза помогает установить, какое отношение родителей к детям. Не оказывает ли давление на ребенка один из родителей и любые скрытые факторы.

Вся работа профессионалами на высоком уровне, результаты составляются грамотно и четко с полным описанием. Итоговый результат передается судье для дальнейшего разбирательства.

Для того, чтобы провести психолого-педагогическую экспертизу можно обратиться за помощью к нашим экспертам. Они занимаются работами любой сложности и трудности. Эксперты имеют необходимое образование и опыт в данной области. Все работы проводятся быстро и качественно. Итоговые результаты могут использоваться в дальнейшем, чтобы решить спорное дело.

centrexp.ru

Психолого-педагогическая экспертиза, цена, сроки проведения

Уголовное и гражданское законодательство предусматривает случаи необходимости проведения психолого-педагогических экспертиз. Обычно такие ситуации возникают при бракоразводных процессах, когда решается вопрос о местожительстве ребенка или возможности его посещения или воспитания одним из родителей.

Цены на проведение психолого-педагогической экспертизы

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза от 35000 7 — 14 дней, 2-3 дня срочная письменное заключение

Такая экспертиза является специальным исследованием, которое инициируется определением судебных инстанций, в случаях, когда для этого есть достаточные основания. Такое определение может быть вынесено судом, как в отношении ребенка, так и адресоваться одному из родителей.

Цели и задачи психолого-педагогического исследования

Для вынесения экспертного заключения, судом приглашается специалист-психолог, специализация которого позволяет проводить подобные исследования. Сами по себе результаты экспертизы не имеют доказательной силы, особенно если дело касается несовершеннолетнего ребенка, то могут являться вполне весомым аргументов для принятия того или иного судебного решения.

Таким образом, основной целью этой процедуры является:

  • аналитическая оценка психологического состояния исследуемого;
  • исследование уровня его эмоциональной и психофизической адекватности и отношения к происходящей в семье ситуации;
  • определение степени эмоциональной привязанности ребенка к каждому из родителей;
  • определение уровня развития ребенка, в соответствии с его возрастом;
  • выяснение возможности каждого из родителей дать ребенку надлежащее воспитание и обеспечить комфортные психологические условия, для совместного проживания с ним.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА стоимость

Если речь идет об определении места жительства ребенка, эксперт может в своем заключении выразить личное отношение к этому вопросу и составить, в соответствии с этим, свои рекомендации суду.

Иногда такие экспертизы проводятся с целью определения влияния применяемых к ребенку методов воспитания, на его уровень интеллектуального и психо-физического развития.

Поводом для проведения этих исследований, обычно являются такие факторы, как отставание ребенка в интеллектуальном развитии, не присущий его возрасту инфантилизм, или неадекватность поведения.

Как правило, инициаторами такой экспертизы являются родители ребенка, родственники, или государственные структуры, осуществляющие опеку над ним. Проводится она с целью выявления пробелов в воспитании ребенка, а также для получения профессиональных рекомендаций по поводу оптимизации воспитательного процесса и правильной его организации.

sudexpert.net

Статья 97. Педагогическая экспертиза

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания на общественных началах экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Педагогическая экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы обучения и воспитания, проводится в целях установления и предотвращения возможного негативного воздействия на обучающихся условий осуществления образовательной деятельности, требования к которым установлены такими проектами нормативных правовых актов, в случае принятия этих нормативных правовых актов, и нормативными правовыми актами.

По результатам педагогической экспертизы экспертом (экспертной организацией) дается экспертное заключение. Эксперты и экспертные организации, которые проводят педагогическую экспертизу, несут ответственность за качество экспертного заключения и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертное заключение направляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект нормативного правового акта или принявший нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, для рассмотрения, а в случае установления по результатам педагогической экспертизы возможного негативного воздействия на обучающихся являвшихся объектом экспертизы условий осуществления образовательной деятельности, требования к которым установлены такими проектами нормативных правовых актов или нормативными правовыми актами, – также для принятия мер по устранению негативного воздействия.

3. Порядок проведения педагогической экспертизы (в том числе порядок отбора экспертов для проведения педагогической экспертизы и привлечения их к ее проведению) устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 37 | Нарушение авторских прав

Глава 7. Общее образование | Статья 64. Дошкольное образование | Статья 67. Организация приема в образовательную организацию для получения общего образования | Статья 70. Профессиональное образование | Глава 9. Профессиональное обучение | Глава 10. Дополнительное образование | Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся | Статья 90 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования | Статья 91. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации | Статья 92. Управление системой образования |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.011 сек.)

mybiblioteka.su

Цель проведения педагогической экспертизы

Педагогическая экспертиза – новое для сферы образования явление. Она проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно ст. 2 закона под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение определяется как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Таким образом, к числу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в отношении которых может проводиться педагогическая экспертиза, относится достаточно широкий спектр указанных актов, регулирующих в той или иной степени вопросы воспитания или образования. Так, например Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в ст. 14 регулирует в т. ч. и военно-патриотическое воспитание граждан.

Проведение педагогической экспертизы организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который вправе привлекать для экспертизы экспертов – физических и юридических лиц. Конкретный порядок проведения педагогической экспертизы должен быть установлен Правительством РФ.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

www.resobr.ru

Экспертиза

 

Проведение экспертизы учебников регламентируется следующими документами:

  • Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который включает в себя следующие формы:

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, нужно чтобы его одобрил целый ряд экспертов, и для этого проводится серия экспертиз: научная, научная историко-культурная (для учебников истории России), педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. Каждая экспертиза рассматривает учебник со своей точки зрения.

На экспертизу принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

Научная, научная историко-культурная (для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной, научной историко-культурной (для учебников истории Россиии) и педагогической экспертиз.

Научная экспертиза

Научная экспертиза дает оценку содержанию учебника, проверяет его соответствие ФГОС данной конкретной области знаний и уровню образования. В частности, проверяется, представлены ли в учебнике ключевые теории, идеи, понятия и факты данной области знаний необходимые для данного уровня общего образования; отражены ли соответствующие методы научного познания; отсутствуют ли недостоверные факты; отвечает ли наименование учебника наименованию учебного предмета или предметной области. Учебник должен содержать сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области и способствовать формированию интереса к изучению предмета; все иллюстрации должны соответствовать тексту и дополнять его.

Научная историко-культурная экспертиза

Проверяет учебник на соответствие концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, как изложение материала отражает понимание истории России, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире, а также как содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

Педагогическая экспертиза

Педагогическая экспертиза оценивает педагогические свойства издания и проверяет, прежде всего, является ли издание учебником; не противоречит ли его содержание Конституции РФ и федеральному законодательству; соответствует ли его наименование наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС данного уровня общего образования, а также принадлежит ли учебник к завершенной предметной линии (системе учебников), т.е. будет ли обеспечена преемственность в изложении материала.

Содержание учебника должно обеспечивать формирование личностных и предметных результатов, навыков самооценки и самоанализа учащихся, повышать мотивацию к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обеспечивать системный подход в обучении в соответствии с требованиями ФГОС для конкретного уровня образования. Структура учебника должна быть системна и последовательна, текст и иллюстрации – разнообразны, язык – понятен и ориентирован на возраст учащихся. Изложение должно соответствовать нормам современного русского языка (государственных языков республик, языков народов Российской Федерации). Ошибки и опечатки в учебнике недопустимы.

Структура и содержание методического пособия для учителя должно соответствовать структуре и содержанию учебника.

Общественная экспертиза

Общественная экспертиза дает оценку потребительским свойствам издания: качество бумаги, художественное оформление, формат, цветовое решение, практичность, эстетичность и информативность обложки и издания в целом, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию учебника, отсутствие необходимости делать задание прямо в учебнике, объем материала и удобство работы с книгой. Учебник должен воспитывать и способствовать развитию личности, создавать условия для самоопределения и социализации ученика на основе принятых в обществе правил и норм поведения, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в интересах человека, семьи, государства и общества.

При повторном включении учебника в федеральный перечень общественная экспертиза проверяет его использование в учебном процессе.

Региональная и этнокультурная экспертиза

Региональная и этнокультурная экспертиза оценивают качество учебников для обучения на родном (не русском) языке, или учебников, предназначенных для изучения родного языка и национальной культуры.

Положительное заключение гарантирует, что учебник обеспечивает реализацию права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, включая изучение родной литературы народов России; что язык учебника соответствует современному литературному языку данного народа; что в учебнике есть достаточно материала из истории и культурного наследия региона; что содержание учебника отражает многообразие и единство национальных культур и народов России.

Процедура проведения экспертизы

Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.

Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).

 Информация об экспертных организациях

Название экспертной организации

Контактные данные об организации

Должностные лица, ответственные за проведение экспертизы учебников в экспертной организации

Регламент проведения экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство "Лига образования"(сокращённое наименование: НП "Лига образования")

http://eleague.ru/тел.: +7 (499) 502-17-22эл.почта: [email protected]адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

Базеева Виктория Витальевна, исполнительный директор НП "Лига образования";Кувшинов Сергей Викторович, вице-президент НП "Лига образования";Марихина Валентина Павловна, член НП "Лига образования"

Порядок проведения общественной экспертизы учебниковПриложение №1 к Порядку проведения общественной экспертизы учебников

Некоммерческое партнерство "Российский книжный союз"  (сокращённое наименование: НП "РКС")

http://www.bookunion.ru/тел.: +7 (495) 688-14-38, +7 (925) 100-11-42 факс: +7 (495) 688-97-64эл.почта: [email protected] адрес: 127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 4, стр. 2, офис 217

Старостина Елена Геннадьевна, исполнительный директор РКС

Регламент проведения общественной экспертизы учебников

Русская школьная библиотечная ассоциация (сокращённое наименование: РШБА)

http://rusla.ru/rsba/тел./факс: +7 (495) 280-18-51;  тел.  +7 (903) 615-90-36эл.почта: [email protected]адрес: 119017, г. Москва, Б.Толмачевский пер., д. 3, к. 29

Плотников Андрей Борисович, исполнительный директор РШБА; Седунова Алиса Павловна, зам.исполнительного директора РШБА

Регламент проведения общественной экспертизы учебников и учебных пособий

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования" (сокращённое наименование: РАО)

http://rusacademedu.ru/mainтел.: +7 (499) 245-16-41; факс: +7 (499) 248-69-69  эл.почта: [email protected]адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8

 

Регламент проведения педагогической экспертизы учебниковРегламент проведения научной экспертизы учебников

Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

http://www.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/nauchnye-tsentry-i-institutyтел.: +7 (495) 434-8658; эл.почта: [email protected][email protected]адрес: 119034, Москва, Пречистенская набережная, дом 11

Кузнецов Дмитрий Владимирович, руководитель экспертного направления «Информационное общество»

Регламент проведения научной и педагогической экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образованияРегламент проведения педагогической экспертизы электронных форм учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

www.ras.ruАдрес: 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 14Тел: 8-(499)-237-96-14e-mail:  [email protected]

 

Сидоренко Сергей Викторович

 

 

В целях обеспечения конфиденциальности список экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников в 2015 г., будет опубликован после завершения работы экспертов.

fpu.edu.ru