Кто устанавливает требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью? Можно ли привлекать к проведению экспертизы промышленной безопасности лиц


Новые требования к организациям, проводящим экспертизу промышленной безопасности » ТЕХНОКОНС | Группа Технического Консалтинга

Подписанным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. № 661 внесены изменения в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 682 (далее - Постановление).  Постановлением устанавливается требование о наличии в штате экспертной организации минимум трех экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 № 509, для которых работа в этой организации является основной. Напомним, что до этого требования к минимальному количеству экспертов были такими же - 3 человека, только допускалось, чтобы 2 из них работали в экспертной организации по совместительству. Проведение экспертизы промышленной безопасности экспертными организациями, не соответствующими данному требованию, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 9.1 КоАП РФ, а также является основанием для приостановления и аннулирования лицензии.

Постановлением также устанавливается дополнительное требование к комплекту заявительных документов, представляемых для оформления или переоформления лицензии: копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные соискателем лицензии (лицензиатом), представляются с отметками экспертов об ознакомлении.

 

Постановление вступает в силу 11 июня 2017 г.Обращаем внимание, что заявители, подавшие документы на оформление либо переоформление лицензии, не соответствующие новым требованиям, вправе направить в Ростехнадзор заявление об отзыве заявления и прилагаемых к нему документов в произвольной форме до истечения срока предоставления государственной услуги, установленного Федеральным законом от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", и принятия лицензирующим органом соответствующего решения. 

С текстом Постановления можно ознакомиться по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706020020

 

Настоящая статья подготовлена на основе материалов, размещенных на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - http://www.gosnadzor.ru/news/64/1745/ 

 

 

Наше мнение в отношении новых требований к экспертным организациям неоднозначно. С одной стороны - да, Ростехнадзор поступательно и верно движется по пути сокращения излишнего количества  экспертных организаций. Да, рынок очистится от N-ного количества мелких организаций. 

Но, достигается ли при помощи подобных мероприятий главная цель - повышение качества работ по экспертизе промышленной безопасности? - НЕТ, не достигается. Почему? - да потому, что эксперты умнее при новом порядке аттестации не становятся, их ответственность за результат работы не увеличивается, а руководители  по-прежнему преследуют цель извлечения максимальной прибыли от своей деятельности. 

От большего количества штатных экспертов у организации растут только расходы, а это значит, что надо брать больше работ по экспертизе, выполнять их быстрее - при такой работе качество, как правило, уступает количеству. Те компании, что встанут на сторону надлежащего качества и объема работ по экспертизе, но это приведёт к повышению стоимости --> потеря конкурентоспособности (сейчас все конкурсы и тендеры ориентированы на приобретение товара по наименьшей цене) --> снижение оборота --> уменьшение прибыли --> банкротство.   Что в итоге мы получим - покажет время.

technoconsgroup.ru

Кто должен являться Заказчиком по проведению экспертизы промышленной безопасности до ввода в эксплуатацию ОПО

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках своей компетенции рассмотрело Ваше обращение от 06.04.2017 (вх. от 07.04.2017 г. № 0-6695) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116) на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена, в том числе обязанность по обеспечению проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы.

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённым приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 260 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116 и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком (эксплуатантом) может являться не только лицо уже эксплуатирующее опасный производственный объект, но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, организации, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не могут выступать заказчиками экспертизы промышленной безопасности и заявителями в рамках предоставления государственной услуги по внесению заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр.

expertvr.ru

Кто устанавливает требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью?

А) Ростехнадзор.

б) Правительство Российской Федерации.

В) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Г) Федеральная служба по аккредитации.

Когда Положение о системе управления промышленной безопасностью считается принятым?

а) После утверждения руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Б) После утверждения руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, или руководителями обособленных подразделений и согласования с органами Ростехнадзора.

В) После проведения экспертизы промышленной безопасности.

124. Разработка какого плана в рамках организации документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью не предусмотрена в нормативном правовом акте?

А) Плана мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более 1 года.

Б) Плана работ в области промышленной безопасности на календарный год.

в) Плана работ по модернизации опасных производственных объектов.

Какова периодичность документального оформления результатов анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью эксплуатирующими организациями?

а) Один раз в течение календарного года.

Б) Два раза в течение календарного года.

В) Один раз в течение квартала.

Г) На усмотрение эксплуатирующей организации.

Кто должен разрабатывать Положение о производственном контроле?

А) Только эксплуатирующая организация.

Б) Только структурные подразделения эксплуатирующей организации.

в) Эксплуатирующая организация и обособленные подразделения юридического лица.

Кто устанавливает требования к форме предоставления сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

А) Правительство Российской Федерации.

б) Ростехнадзор.

В) Федеральная служба по труду и занятости.

Г) Эксплуатирующая организация.

Что из перечисленного не относится к обязанностям работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах?

А) Проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности, выявление опасных факторов на рабочих местах.

Б) Разработка плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.

в) Организация и проведение работ по специальной оценке условий труда.

Г) Участие в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.

В каком документе установлен перечень сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, направляемых эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор?

А) В Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

б) В Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

В) В Общих правилах промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Г) Во всех перечисленных документах.

Что из перечисленного не подлежит экспертизе промышленной безопасности?

а) Документация на капитальный ремонт опасного производственного объекта.

Б) Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.

В) Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Г) Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Д) Обоснование безопасности опасного производственного объекта и из изменения к обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

В отношении каких опасных производственных объектов экспертным организациям запрещается проводить экспертизу промышленной безопасности?

А) В отношении технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах по хранению и уничтожению химического оружия.

Б) В отношении объектов, находящихся в государственной собственности.

в) В отношении опасных производственных объектов, принадлежащих экспертной организации на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц.

Какими нормативными правовыми актами устанавливаются требования к проведению экспертизы промышленной безопасности и к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности?

А) Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Б) Федеральными законами.

в) Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Г) Стандартами саморегулируемых организаций в области экспертизы промышленной безопасности.

133. После прохождения каких процедур заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Сразу после подписания заключения экспертизы руководителем экспертной организации и экспертами, проводившими экспертизу.

Б) После утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности в органах Ростехнадзора.

в) После подписания заключения экспертизы руководителем экспертной организации и экспертами, проводившими экспертизу, и внесения его в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Кто ведет реестр заключений экспертизы промышленной безопасности?

а) Ростехнадзор и его территориальные органы.

Б) Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

В) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Г) Федеральная служба по аккредитации.

Можно ли привлекать к проведению экспертизы промышленной безопасности лиц, не состоящих в штате экспертной организации?

А) Можно, только если эксперт подтвердил свои знания по предмету экспертизы в экспертной организации.

Б) Нельзя.

в) Можно.

Что из перечисленного не подлежит экспертизе промышленной безопасности

А) Документация на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Б) Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.

В) Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

г) Иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Д) Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Лицензирование деятельности в области экспертизы промышленной безопасности

Вот как раз по поводу нарушения юридических принципов.

Постановление правительства № 682 является подзаконным актом 99-ФЗ (Закона о лицензировании) и не должен содержать противоречащих или вводящих дополнительные, не указанные в этом законе, требования, так как закон имеет высшую юридическую силу, над постановлением правительства.

На деле мы имеем:п.п. 2 п.3 статьи 8 (Лицензионные требования) требует наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

То есть, основной закон о Лицензировании требует наличие работников, заключивших трудовые договора! Ни о количестве работников, ни о наличие в штате или совместителей речи не идет (это требование РТН, закрепленное в постановлении правительства (подзаконном акте)).

Понятие трудового договора записано в статье 56 Трудового кодекса:Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

А если новую редакцию 682 постановления понимать дословно, то работа по совместительству при проведении экспертизы промышленной безопасности и вовсе запрещена (не соответствует новым лицензионным требованиям 682 постановления). Новые требования убрали слова "одного из" тем самым исключили возможность совместительства. Получается можно и более трех экспертов, но работа для них должна быть в этой организации основной.

Это мое мнение. Хотелось бы увидеть мнения профессиональных юристов.Если я не прав - поправьте.

www.nadzor-info.ru

Необходимо ли свидетельство СРО при проведении ЭПБ?

Многие экспертные организации, проводящие экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, имеют свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом речь идет о конкретном виде работы из перечня, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 - "Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений".

Возникает вопрос: насколько необходимо иметь указанное свидетельство СРО для обследования зданий и сооружений при проведении ЭПБ?

Попробуем разобраться.Начнем с понятия "вид деятельности". Напомним, что с 1 января 2010 года с введением саморегулирования прекращено лицензирование следующих видов деятельности:

  • проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения
При этом вид деятельности "проведение экспертизы промышленной безопасности" стоял наряду с вышеперечисленными в действующем ранее Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (теперь 99-ФЗ).

Таким образом, по сути это четыре разных вида деятельности (назовем их сокращенно):

  • инженерные изыскания;
  • проектирование;
  • строительство;
  • экспертиза промышленной безопасности.
Поэтому для проведения каждого из них требуется определенный разрешительный документ: на сегодняшний день это - свидетельство СРО (для первых трех) и лицензия (для последнего). И не логично смешивать эти разные виды деятельности, т.е. для проведения ЭПБ необходима только соответствующая лицензия.

Однако, ЭПБ - это в общем-то, только "вершина айсберга". Основную часть работы составляет техническое диагностирование (для технических устройств) и обследование технического состояния (для зданий и сооружений), проводимое для оценки фактического состояния объекта экспертизы.

И тут опять возникает вопрос: а не требуется ли для проведения данных работ (технического диагностирования и обследования) наличие каких-либо разрешительных документов? Сразу возникает мысль по поводу свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля, однако, и это спорный вопрос.

В соответствии с "Правилами проведения ЭПБ", утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, в случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. Т.е. важно наличие квалифицированных специалистов, а не разрешительных документов. Конечно, как правило, если есть специалисты НК, то есть и лаборатория.

Еще один момент: также в соответствии с "Правилами проведения ЭПБ" экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ. Т.е. здесь важно только наличие необходимого оборудования. 

В общем получается, что для проведения технического диагностирования и обследования не требуется никаких разрешительных документов. Необходимо оборудование и соответствующий квалифицированный персонал.

Так зачем же тогда нужен злополучный вид работы "Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений", указанный в Приказе Минрегиона № 624?  

Судя по тому, что этот вид работы находится в разделе "Виды работ по подготовке проектной документации", то и применяется он при осуществлении соответствующего вида деятельности, т.е. при проектировании. Обследование строительных конструкций зданий и сооружений в данном случае может проводиться например, при проектировании их реконструкции или капитального ремонта.

Поэтому при проведении экспертизы промышленной безопасности свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не требуется.

www.116-fz.ru